это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4089792
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕСегодня для России чрезвычайно актуальна проблема сиротства. Важно выявлять детей-сирот, а также помогать им с устройством в семьи. Социальное сиротство как явление приобрело тенденции увеличения и распространения, что указывает на необходимость разработки новых теоретических подходов социальной работы в разрешении проблемы. Появление проблемы социального сиротства обусловлено распространением алкоголизма и наркомании, падением нравственности в обществе, отсутствием реальной государственной поддержки и профилактики семей с детьми. В связи с этим социальное сиротство является одной из приоритетных проблем, с которыми государство планирует бороться в первую очередь.Термин «сирота» используется для описания детей, потерявших отца до достижения половой зрелости. Тогда как в современной международной литературе термин «сирота» означает детей, которые потеряли одного или обоих родителей до достижения 18летнего возраста. Принимая во внимание, что 2,2 из 7,6 миллиарда населения мира состоит из детей, по оценкам, 6,5% от общего числа детей в мире сироты; и, к сожалению, это число растет по указанным причинам.Число детей, страдающих от социального сиротства, практически совпадает с числом детей, ставших жертвами войн и стихийных бедствий. По данным ООН, количество детей, проживающих в детских домах, достигло 2,7 миллиона, а социальных сирот из числа не подтверждено. Однако оценки по этому поводу есть. Например, было обнаружено, что 8090% детей в мире, которые живут в детских домах, являются социальными сиротами, и исследование показало, что 80% из 30 000 детей, живущих в 750 разных детских домах, фактически имеют одного живого родителя.Отсюда следует вывод, что для многих родителей единственное доступное решение, когда они сталкиваются с определенными проблемами, это отдать своих детей в детские дома. В результате в этих детских домах живет много социальных сирот.Объект исследования – социальное сиротство, как социальная проблема.Предмет исследования – направления профилактики социального сиротства.Цель исследования – изучение проблем, подходов и инноваций к профилактике социального сиротства. Задачи исследования: - определить общую характеристику понятия и причин социального сиротства;- исследовать феномен социального сиротства, как актуальная проблема современного общества;- определить направления профилактики социального сиротства в г. Архангельск;- исследовать практику междисциплинарной оценки деятельности родителя в сфере профилактики социального сиротства.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА, КАК СОЦИАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫОбщая характеристика понятия и причин социального сиротстваДинамичные изменения, происходящие в российском обществе, влекут за собой трансформацию социальных институтов, в том числе института семьи – уникального социокультурного института, являющегося важнейшим инструментом гуманизации и консолидации общества, воспроизводства населения и социализации новых поколений, толерантного взаимодействия в мультикультурном обществе. По мнению Т.А. Подрезовой и А.В. Соловьевой «стремительный рост числа детей-сирот актуален для современной России. Это вызывает большую озабоченность, тем более что в стране уже давно не было кровопролитныхвойн, глобальных катастроф, катастроф и революций. Число сирот постоянно растет» [4]. Эти изменения свидетельствуют, прежде всего, о кризисе института семьи, проявляющемся, по мнению Е.И. Фокиной «в падении рождаемости, уменьшении количества зарегистрированных браков, утрате семейных ценностей, снижении значимости семейных отношений, росте асоциальных проявлений (наркомания, алкоголизм, домашнее насилие), педагогической несостоятельности родителей» [5]. Все перечисленные факторы, по нашему мнению, способствуют ослаблению родительских функций и снижению ответственности за содержание и воспитание своих детей, тем самым стремительно увеличивая количество сирот при живых родителях – социальных сирот. Понятия «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей» определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [1]. Ю.С. Михайлова определяет такие категории социальных сирот: – «дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; – дети, оставшиеся без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны» [3]. Согласимся с мнением Д.С. Яблоновского о том, что в настоящее время произошло обострение проблемы социального сиротства. По его мнению, «расслоение общества на бедных и богатых, конкуренция, кризисы перепроизводства, связанные с безработицей, являются причинами нестабильности семьи. В неблагополучной семье ребенок испытывает физическое и эмоциональное отвержение со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, физические и моральные формы насилия, игнорирование его психического мира, переживания). Дети из таких семей с большей вероятностью попадают в криминальную среду, позже становятся алкоголиками, наркоманами и рано попадают на воспитание в колонию для малолетних преступников. Когда родители по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка, в этом случае общество и государство заботятся о детях. Среди воспитанников школ-интернатов мало детей, у которых нет родителей, а у большинства родители по разным причинам отказались или лишены родительских прав» [6]. На сегодняшний день основными причинами социального сиротства в современной России являются: – увеличение числа граждан, лишенных или ограниченных в родительских правах; – критическое снижение уровня жизни населения в стране из-за повторяющихся экономических кризисов, а также отсутствие адекватной поддержки со стороны государства семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; – слабость государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей, недостаточное формирование новой эффективной системы социализации и организации внеклассных мероприятий, досуга детей и подростков; – угрожающие масштабы наркомании и алкоголизма; – увеличение числа семей, в которых по причинам физического или психического здоровья родители не могут воспитывать детей [2]. Сегодня перед обществом стоит важнейшая задача: найти вакцину от человеческого безразличия, жестокости, халатности по отношению к самым беззащитным – детям, тем самым способствуя снижению количества социальных сирот. Профилактика является одним из важнейших направлений по преодолению данной проблемы. Профилактическая работа требует комплексного подхода в решении вопроса социального сиротства как на общесоциальном уровне (деятельность государства, общества, социальных институтов, направленная на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, нравственно-духовной сфере), так и на индивидуальном уровне (профилактическая деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонений или проблемности) [3]. Таким образом, возникновение социального сиротства вызвано многими причинами: политика государства, плохое экономическое положение регионов, отсутствие необходимых законов улучшающих жизнь людей. Семья должна стать для каждого ребенка некой «пристанью», «якорем», так как отсутствие семьи приводит к искаженному представлению ребенка о себе. Социальное сиротство влечет за собой сильнейшие последствия. Г.Х. Багандова и К.А. Ахмедпашаева, исследуя эту проблему, отмечают: «Большинство детей-сирот не могут успешно адаптироваться в жизни, не в состоянии решить многие проблемы, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых. Они испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, обустройством своего быта, составлением и соблюдением бюджета, отстаиванием своих юридических прав» [2]. Таким образом, проблема социального сиротства остается достаточно актуальной и сегодня. Решение проблемы сиротства берет на себя государство, которое рассматривает стабилизацию социально-экономических процессов в обществе, социальную поддержку семьи, материнства и детства. В эту проблему должна быть вовлечена вся общественность, которая способна создать комфортные условия для жизни детей-сирот в обществе.Феномен социального сиротства, как актуальная проблема современного общества В современной России распространена проблема сиротства, но на данный момент она имеет тенденции к спаду. Например, в 2018 году число детей-сирот составляло – 47 242 ребёнка [1]. По данным на 1 марта 2020 года данная цифра составляла – 44 303 детей [2]. На 1 апреля 2021 года количество детей-сирот – 41 114 детей [3]. Показатели статистики говорят нам о положительной динамике в отношении биологических сирот. Для того, чтобы глубже разобраться в данной проблеме, важно определить, чем отличается «биологический сирота» от «социального сироты». Основное различие состоит в том, что биологический сирота – это ребёнок, родители которого погибли, а социальный – ребёнок, у которого есть биологические родители, но по каким-либо причинам они не заботятся о нём [4]. Если говорить о социальных сиротах, то эта проблема имеет более существенные масштабы, чем биологическое, так как в семьях, где дети живут с родителями, но лишены воспитания, внимания и любви, сложнее диагностировать проблему и определить уровень риска дальнейшего лишения родительских прав. Появление проблемы социального сиротства обусловлено распространением алкоголизма и наркомании, развитием психических заболеваний, падением нравственности в обществе, криминализацией российского общества, большим количеством разводов [5]. В связи с этим социальное сиротство является одной из приоритетных проблем, с которыми государство планирует бороться в первую очередь. Помимо отмеченных причин, подчеркнем несовершенство семейной политики, которая должна быть, в том числе, направлена не только на увеличение численности населения, но и на воспроизводство социально активного, образованного и граждански зрелого молодого поколения.Можно говорить о недостаточной проработанности мер социальной, семейной и демографической политики, которые направлены, главным образом, не на устранение причин негативных явлений, а на их коррекцию [6]. Исследователи выделяют следующие ситуации, при которых дети могут остаться без попечения родителей: ограничение родителей или лишение их родительских прав; смерть родителей; признание их безвестно отсутствующими; уклонение родителей в воспитании своих детей; отказ родителей забрать своих детей из воспитательных, учебных или лечебных учреждений; отбывание наказания в местах лишения свободы; признание родителей недееспособными или ограниченными в дееспособности [7]. Если с такими причинами, как: смерть родителей, признание безвестно отсутствующими, отбывание наказания в местах лишения свободы можно сразу определить, почему ребёнок получил статус сироты, то с уклонением родителей в воспитании своих детей всё сложнее. Так мы выходим на ещё одну проблему – «скрытое социальное сиротство», где официально родители имеются, но своих обязанностей по отношению к ребёнку они не выполняют. Е. Ходырева объясняет данное явление следующим образом: на первый взгляд, семья может выглядеть благополучной, а в реальности наблюдаются процессы, которые характеризуются несформированностью представлений о семье и о функциях каждого члена семьи, а также отсутствием воспитания ребёнка и насилием над ним [8]. Мы абсолютно согласны с данным описанием проблемы, так как именно эта характеристика точно описывает главную причину масштабности социального сиротства. Такие исследователи, как В. Шитов и Э. Басырова справедливо отмечают, что ребёнок, который вырос вне семьи, в 90 % случаев будет отставать в развитии, иметь различные психологические и физиологические отклонения, а в будущем будет недостаточно подготовленным к самостоятельной жизни, так как система воспитания в детских домах является неэффективной [9]. С нашей точки зрения, которая звучит в унисон с мнением Д. Зелинской, у детей в приютах нет близких эмоциональных связей с воспитателями, а также характер воспитания в основном авторитарный, что действует подавляюще на ребёнка и не даёт ему полностью раскрыться и справиться с недугами [10]. В результате чего органы опеки и попечительства, помимо государственных учреждений, стараются жизнеустроить детей-сирот в семью. В приоритет ставятся кровные семьи, так как в них меньший риск повторного отказа. Если из кровных родственников никто не может забрать ребёнка себе, тогда органы опеки и попечительства ищут сироте замещающую семью. Замещающая семья – это одна из форм устройства детей вне кровной семьи. По мнению Е. Базаровой, такая форма жизнеустройства сирот должна выполнять следующие задачи, которые смогут помочь в социализации данных детей: создание благоприятной обстановки для развития ребёнка в его возрастной категории; снижение уровня стресса при адаптации в новых условиях жизнедеятельности ребёнка; помощь в ознакомлении нравственных, культурных ценностей и принципов; установка доверительного контакта с ребёнком для его успешного развития в условиях замещающей семьи [11]. В России насчитывается восемь видов таких семей: приёмная семья – взрослые имеют статус воспитателя и получают пособие, заработную плату; опекунская семья – в данном виде семьи дети живут до совершеннолетия, а семья получает пособие; усыновление/удочерение – взрослые получают статус родителей, имеют права равные с семьями, у которых есть родные дети; детский дом семейного типа – взрослые считаются родителями и одновременно воспитателями, дети живут в таком детском доме до 18 лет; патронатное воспитание – дети воспитываются до совершеннолетия, взрослые имеют статус воспитателя, также получают заработную плату, пособие по уходу за детьми – воспитанниками; семейная воспитательная группа – взрослые являются воспитателями, они получают зарплату и пособие, дети живут до того времени, пока их семья не реабилитируется; детские деревни SOS – статус взрослых – опекуны, после наступления 16 лет дети переходят в дом молодёжи SOS [12]. Каждый из вышеуказанных видов семейного устройства сирот может быть использован по отношению к сироте, важно подходить к выбору для каждого ребёнка индивидуально. Таким образом, проанализировав причины социального сиротства и формы жизнеустройства ребёнка-сироты, мы можем сделать следующие выводы: главными причинами социального сиротства являются: алкоголизм, наркомания, криминализация российского общества, большое количество разводов; все модели устройства детей-сирот подбираются персонально, так как для одного ребёнка эффективной станет замещающая семья, для другого более приемлемой формой будет государственное учреждение; при выборе модели жизнеустройства сироты, важно учитывать характер и возраст сироты, а также причины, которые оставили ребёнка без попечения родителей, так как именно от этого зависит его дальнейшая адаптация и социализация в обществе.2 НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В РОССИИ2.1 Профилактика социального сиротства в г. Архангельск В настоящее время, вследствие прогрессирующей социокультурной детерминации, наиболее остро встаёт проблема ослабления семьи как правового института. Обстановка в мире современного детства тревожна и опасна как для детей, так и для будущего социума. Непостоянность общественно-политической, социально-экономической жизни влечет к расширению диапазона педагогических, психосоциальных, а также социальных условий, которые стремительными темпами изменяют характер функционирования семьи и влекут ряд негативных последствий, таких как социальное сиротство.При проведении исследования применялись статистический метод и метод комплексного сравнительного анализа, позволяющий определить в дальнейшем причинно-следственные связи социальноправовых явлений и процессовКаждый в нашем мире сталкивается с рядом трудностей. Взрослые способны самостоятельно справиться со многими проблемами, но дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, зачастую оказываются бессильными и беспомощными. Любые общественные проблемы и неблагоприятные личные обстоятельства находят свое отражение в образе жизни и семейном благополучии. Современные реалии Архангельска, такие как экономический кризис, падение уровня жизни, безработица, ослабление семейных устоев, алкоголизм и наркомания, а также высокий уровень преступности сформировали прогрессирующую динамику созревания негативных социальных явлений, и в частности социального сиротства. Социальное явление под названием «социальное сиротство» обуславливает наличие в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими [2, с. 157]. Социальные сироты – это дети, которые имеют биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях [5]. На данный в момент в России ярко выражена проблема социализации детей, оставшихся без попечения родителей. Эта проблема не является новой для нашего общества, для ее решения используются различные способы защиты несовершеннолетних. Такая деятельность обычно осуществляется учреждениями, в которых дети находятся под опекой государства, такими как детские дома, социальные приюты и социально-реабилитационные центры для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию [6]. Следует отметить, что вышеперечисленные специализированные учреждения создаются органами социальной защиты населения субъекта РФ или органами местного самоуправления в системе социальных служб, это образовательно-воспитательные учреждения, где детям и подросткам оказывается помощь по разрешению их жизненной проблемы. Их функции обеспечить безопасность ребенка, защитить его от жестокости и внешних угроз, снять остроту психологического напряжения в отношениях с семьей, с педагогами, сверстниками. Работа данных специализированных учреждений направлена на коррекцию и реабилитацию детей.Необходимо отметить, что наиболее актуальной задачей, стоящей перед нашим обществом сегодня, является поиск путей преодоления трудной жизненной ситуации различных слоев общества, а также пути решения, направленные на снижение к минимуму такого социального явления как социальное сиротство. Одним из основных видов деятельности по предотвращению данной социальной проблемы являются предупредительные действия по отношению к отдельным индивидам группы риска [7]. Таким образом, профилактика социального сиротства представляет собой объективную необходимость профилактической работы по отношению ко всему контингенту несовершеннолетних, а также к их семьям [3]. Главная задача предупредительной работы в профилактической деятельности заключается в раскрытии факторов, а также обстоятельств, которые предрасполагают к возникновению отклонений в действиях поведения отдельных социальных объектов, а также сокращение и предотвращение вероятности возникновения их вновь при помощи следующих мер социального воздействия: правовых, социально-экономических и психолого-педагогических [9]. Модификация профилактических мероприятий зависит от причин и характера социального отклонения. В общем варианте профилактические мероприятия являются нейтрализующими, компенсирующими (или возмещающими), а также выполняют функцию предупреждения появления новых факторов, способствующих развитие социальных отклонений и устранению данных обстоятельств. Необходимо отметить, что профилактика проводится в программе запланированных действий, которые в свою очередь направлены на достижение положительного результата, а также деятельность профилактики направлена на предотвращение появления различного рода проблем и последующий мониторинг за состоянием наблюдаемого объекта. Результативность реализации профилактики социального сиротства в Архангельске в большинстве случаев обусловливается уровнем профессионализма субъекта воздействия и совокупностью способов профилактического применения. Необходимо отметить, что органы опеки и попечительства Архангельска владеют широкими полномочиями, способствующими вовремя выявить семьи, находящиеся в социальной группе риска, нахождение в которых может быть опасно для ребенка, а также совершать мероприятия, стимулирующие к положительным изменениям ситуации в семье, либо к отобранию ребенка из данной семьи и помещение его в специализированное государственное учреждение [4]. В целях осуществления профилактики социального сиротства органы опеки и попечительства Архангельска осуществляют следующие функции: – во-первых, на основе полученных сведений из учебных и дошкольных заведений, органов Министерства внутренних дел РФ и медицинских работников о неблагополучии семьи, проводят мероприятия по проверке достоверности поступившей информации и своевременно приступают к предупредительной работе с данной семьей. Перечисленные действия способствуют раннему выявлению неблагополучных семей,– во-вторых, сотрудники органов опеки и попечительства осуществляют ряд мероприятий, направленных на оказание помощи семье, пребывающей в трудной и (или) социально опасной жизненной ситуации, стараются коллективно с родителями найти пути решения по преодолению сложившейся ситуации. Таким образом, органы опеки и попечительства реализуют функцию реабилитации неблагополучных семей, – в-третьих, сотрудники органов опеки и попечительства должны своевременно и в полной мере пояснить родителям последствия отобрания ребенка из семьи, на этом этапе особое внимание уделяется социализации и интеграции неблагополучных родителей, а также развитию положительных социальных взаимосвязей. Данная функция характеризуется осуществлением разъяснительной работы с неблагополучными родителями. Необходимо отметить, что в своевременной организации помощи п поддержки детей, чьи семьи находятся в статусе группы риска по социальному сиротству Архангельска, важную роль играют образовательные учреждения [8]. Вовлечение общеобразовательных учреждений в концепцию соблюдения охраны защиты прав детства на сегодняшний день дают положительные результаты в процессе профилактики социального сиротства. Функция профилактики социального сиротства и помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, традиционно присуща образовательным учреждениям Архангельска. В настоящее время, осуществление данной функции в общеобразовательных учреждениях становится одним из более значимых элементов в деятельности школы и дошкольных учреждений. Школы столицы Архангельска города Саранска путем реализации социальных проектов показывают свою способность влиять на ситуацию в социуме, этими действиями подают положительный пример для районных образовательных учреждений Архангельска в сфере реализации вышеперечисленных социальных функций, связанных с осуществлением профилактики социального сиротства [10]. Сегодня, МОУ «Средняя общеобразовательная ШКОЛА №11» г. Архангельска организует полный диапазон профилактических услуг для детей и семей, находящихся под угрозой наступления социального риска, а также переживающих угрозу уничтожения домашнего жизнеустройства детей. К числу таких услуг относится: – деятельность образовательного центра,– организация реабилитационного досуга (реализация проектов в поддержку инициатив детей), – психологическое сопровождение и поддержка детей и их родителей, в том числе консультирование и диагностика, общие и коллективные тренинги семей находящимся в социальной группе риска.К основным направлениям педагогической помощи, в целях осуществления профилактики социального сиротства, относится организационно-педагогическая работа с детьми и родителями, а также проведение систематической индивидуальной работы по улучшению качества воспитания и обучения несовершеннолетних. Для получения результатов поставленной цели, педагоги проводят родительские собрания и индивидуальные консультации, на которых рассматривают спектр различных проблем и вопросов, общими усилиями ищут пути их разрешения. При выявлении семейного неблагополучия педагоги изучают причины неблагополучия семьи, знакомят со специальными службами и учреждениями, чьи компетенции способствуют разрешению трудной жизненной ситуации членов семьи (дошкольные и образовательные учреждения, детские дома, социальные приюты, социально-реабилитационные центры для детей и подростков, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т. д).Также педагоги составляют план работы с неблагополучной семьей, делают выводы о результатах проведенной работы. Работа социального педагога образовательных и внешкольных учреждений является важной составляющей процесса профилактики социального сиротства. Деятельность данного сотрудника включает изучение и анализ изменений социальной ситуации работы с семьёй и родителями, а также организацию взаимодействия между человеком и социальной средой с целью его гармонизации в отношениях на личном, межличностном, а также надличностном уровне. Наиболее эффективную форму работы школы в направлении профилактики социального сиротства представляет функционирование социальной гостиницы, как реабилитирующего пространства, направленного на профилактическую работу с детьми группы риска. Цель услуги «Социальная гостиница» заключается в деятельности, направленной на адаптацию детей из неблагополучных семей к школе, для оказания психологической, педагогической и социальной помощи детям. На практике социальная помощь и поддержка детям и их семьям, которые оказались в непростой жизненной ситуации, состоит в непрерывной работе органов социальной защиты населения по преодолению, коллективно с данной семьей, остро стоящих проблем. Главный тип такого вида помощи представлен сопровождением ребенка и его семьи. Социальное сопровождение является комплексной системой, направленной на оказание психологической, педагогической, а также социальной помощи, данную услугу оказывают специалисты социальных служб [1, с. 52]. К сожалению, в современной России отсутствует комплексная система борьбы и профилактики прогрессирующего социального явления под названием «Социальное сиротство», не сформированы единые цели и единые подходы. В большинстве случаев, отдельные социальные проекты реализуются только в больших населенных пунктах. Основные государственные силы ориентированы на выявление жесткого обращения с ребенком в семье, а также на эффективное усыновление. Следует акцентировать внимание на том, что профилактика социального сиротства имела возможность устранить все без исключения трудности и проблемы, связанные со спецификой данного социального явления, что способствовало сохранению проживания ребенка в семье. Подводя итог по всему вышеизложенному, необходимо отметить, что к основным условиям, способствующим повышению количества числа социальных сирот, считается распространение алкоголизма и наркомании, асоциальное поведение, рост преступности, а также увеличение числа несовершеннолетних родителей, разрушение традиционных семейных ценностей, неблагоприятные личные обстоятельства, общественные проблемы и падение уровня жизни. Профилактика социального сиротства прежде всего включает формирование различных фондов, которые в свою очередь создают и внедряют социальные проекты предоставления услуг детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Только таким образом, Архангельск может преодолеть остро стоящую проблему социального сиротства. Пропагандируя подрастающему поколению положительный пример здорового образа жизни, а также организуя им интересный досуг, мы обязаны стремиться формировать позитивные родительские установки, которые способствовали бы остановке роста социального сиротства.2.2 Практика междисциплинарной оценки деятельности родителя в сфере профилактики социального сиротстваВопросы социального сиротства и его профилактики в России всегда имели высокую значимость как для общества, так и для государства. Актуальной тенденцией в решении этого вопроса является направленность усилий на сохранение для ребенка кровной семьи. При этом социальное сиротство, как правило, используется не как юридический термин, а преимущественно как понятие, относящееся к прикладной социальной психологии и практике социальной работы. В целом понимание социального сиротства сводится к тому, что социальные сироты – безнадзорные дети, чьи биологические родители живы, но не занимаются их воспитанием по различным причинам. В законодательстве, а именно в статье 1 Федерального закона № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 17.02.2021) и статье № 121 Семейного кодекса РФ [11] используется формулировка «дети, оставшиеся без попечения родителей», что в целом можно признать смысловым эквивалентом научно-практического концепта «социальное сиротство». В целом можно утверждать, что государственная политика в области социального сиротства направлена на многоплановую поддержку социальных сирот и профилактику социального сиротства как явления. Исходя из этого, мы предлагаем понимание профилактики социального сиротства, которое может быть определено как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление, предупреждение и предотвращение причин и условий, способствующих наступлению социального сиротства [2, 12, 13]. Напомним, что благополучие ребенка, это «реализация его прав и обеспечение условий для наиболее полного его развития» [8]. Словарь-справочник по социальной работе предлагает следующее определение феномена социального сиротства: «Социальные сироты – дети, имеющие родителей, но оставшиеся без их попечения» [12]. Причинами социального сиротства, по данным исследования, проведенного Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации в 2019 году по заказу Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко, являются: ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, отказ от выполнения родительских обязанностей, жестокое обращение с детьми, наркомания, алкоголизм родителей, причинение вреда ребенку [4]. В свою очередь, оценка благополучия ребенка – это многомерная оценка, которая складывается из таких компонентов, как материальное благополучие, здоровье и безопасность, благополучие с точки зрения образования, поведение и риски, жилищные условия и безопасность окружающей среды [8]. Следует отметить, что в научной литературе, наряду с вышеприведенными понятиями, часто используется представление о социальных сиротах как о детях, которые имеют биологических родителей, но родители по каким-то причинам не занимаются воспитанием детей и не заботятся о них. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство [10]. Таким образом, мы полагаем, что понятие «социальные сироты» может использоваться как общее понятие, включающее как понятие «дети-сироты», так и понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей». Социальный сирота – несовершеннолетний, по разным причинам потерявший попечение биологических родителей. По мнению М. О. Егорова, основой для формирования норм, которыми пользуется государственная система органов по защите прав ребенка, для оценки уровня благополучия ребенка являются права ребенка. Поэтому такая оценка производится при помощи комплекса социально-бытовых, социально-психологических и социально-педагогических показателей [2]. При этом практика показывает, что согласование различных показателей благополучия ребенка с целью определения интегральной оценки в ряде случаев вызывает затруднения. В связи с этим в данной статье мы предлагаем некоторые прикладные подходы к возможности согласования этих показателей. Из вышесказанного понятно, что мы рассматриваем проблему социального сиротства как проблему междисциплинарную, что находит свое отражение и в ряде научных работ [1]. Междисциплинарность проблемы социального сиротства выражается в том, что она проявляется в государственной, социальной и психологической плоскости, что предполагает необходимость взаимосвязанности и согласованности в описании и критериях оценок, как при правоприменительной практике, так и в социальной и психологической практике работы с семьями. В качестве концептуального фундамента, который позволяет согласовать общий социальный аспект проблемы, реализованный в виде государственного подхода, и индивидуально-психологический подход к проблемам конкретной семьи, мы предлагаем категорию деятельности, которая разработана в рамках отечественной психологической науки. По нашему мнению, данная научная категория, широко известная в психологической науке и практике, сегодня недостаточно освоена в контексте проблем социального сиротства. Категория деятельности в психологии разрабатывалась такими отечественными учеными, как С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, В. Д. Шадриков и др. [5, 6]. В целом эти ученые полагают, что деятельность – это система активных процессов, отвечающих определенной потребности, подчиняющихся мотиву и реализующих самостоятельное отношение человека к миру [5]. Однако для того чтобы положительные стороны использования концептуального аппарата теории деятельности в контексте социального сиротства были очевидны, вначале мы опишем примерный порядок формирования ситуации социального сиротства. Прежде всего, отметим, что государственными службами и негосударственными организациями для оценки семейной ситуации и состояния благополучия ребенка в семье используются критерии, сформированные на основе законов и правовых норм. Эти критерии оценивают бытовые, социальные, психологические и педагогические условия жизни ребенка в семье. И согласованность, взаимосвязь критериев оценки между указанными категориями не всегда очевидна. Ребенок приобретает статус социального сироты после вынесения соответствующего решения судом. Решение суда основывается на рассмотрении материалов дела по оценке семейной ситуации и благополучия ребенка в ней, с точки зрения выявленных признаков неблагополучия ребенка, которые собраны органами опеки и попечительства. Судебному разбирательству предшествует обращение в суд органов опеки и попечительства с целью защиты прав и интересов ребенка. Содержанием обращения также являются материалы по оценке семейной ситуации и состояния ребенка в семье, с точки зрения выявленных признаков неблагополучия ребенка. Этому предшествует деятельность органов опеки и попечительства по взаимодействию с семьей, а точнее с родителем или родителями, с целью комплексной оценки семьи, оценки состояния и условий проживания ребенка в ней, воздействия на родителей по исправлению выявленных признаков неблагополучия ребенка. Такая деятельность органов опеки и попечительства возникает, если были выявлены признаки неблагополучия в состоянии или условиях проживания ребенка, что является основанием для обращения внимания органов опеки и попечительства на конкретную семью и условия жизни ребенка в ней. Неблагополучное состояние и условия жизни ребенка возникают, если удовлетворение потребностей ребенка и реализация его прав нарушены или находятся под угрозой вследствие полного или частичного невыполнения родителем своих обязанностей. Для появления статуса социального сироты важными являются такие факторы, как деятельность родителя, семейная ситуация, условия жизни и состояние ребенка, а также критерии оценки благополучия ребенка. Таким образом, критерии оценки занимают центральное место в практической деятельности с семьями по вопросу социального сиротства, так как являются основой для самих оценок и выводов. Семейная ситуация и семья в целом, деятельность родителя, условия жизни ребенка и его состояние являются понятиями, которые используются как в социальных науках, так и в психологии. Хотя понятия одни и те же, из-за разницы в определениях и трактовке предлагаются не всегда совпадающие критерии и оценки. В частности, социальные критерии представлены в социально-бытовом блоке методики комплексной оценки семьи и ребенка [2], а психологические критерии – в социально-психологическом блоке. На основе критериев предлагаются оценки, которые не согласованы между собой напрямую, так как основаны на теории и методологии разных наук. Разница между социальным и психологическим в описании и понимании семьи еще больше затрудняет целостную, междисциплинарную оценку и интерпретацию данных, полученных при комплексном исследовании семьи. Так, например, в социально-психологическом блоке комплексной оценки состояния семьи и ребенка разными специалистами, работающими с семьями, при оценке одного и того же случая могут даваться разные заключения. Это основано на том, что специалисты в своей работе пользуются разными теоретическими моделями семьи.Категория деятельности, примененная к описанию активности родителя, в данном вопросе позволит согласовать критерии этих двух блоков, что позволит дать целостную, междисциплинарную оценку и интерпретацию данных. В психологии тема семьи разрабатывалась такими учеными, как В. Саттир, Г. Бейтсон, С. Минухин, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис и др. [7]. Большинство авторов сходится в том, что значимыми элементами семьи являются: структура семьи, тип семьи, особенности внутрисемейных отношений, функции семьи, семейные роли, обязанности, личностные особенности членов семьи и т. д. Исходя из концепции, разработанной Э. Г. Эйдемиллером и В. В. Юстицкисом: «Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [14, с. 38]. Значимым фактором для благополучия семьи и ее членов является деятельность по реализации функций семьи. Функции семьи – это сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов: воспитательная, репродуктивная, образовательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, первичного социального контроля, духовного общения, досуговая, социальностатусная, эмоциональная, сексуально-эротическая [3, 13]. Функции семьи по отношению к детям реализуются родителями, что является их обязанностями (и с точки зрения семейной системы, и с точки зрения государства). Таким образом, в фокусе внимания в вопросе профилактики социального сиротства будет находиться диада родитель – ребенок. Благополучие или неблагополучие ребенка в семье определяется тем, насколько функции семьи направлены на удовлетворение потребностей ребенка, что, в свою очередь, обусловлено тем, насколько полно родитель выполняет свои обязанности. Выполнение родителем своих обязанностей реализуется в деятельности. Таким образом, полнота деятельности родителя определяет благополучие ребенка. Иными словами, обязанности родителя можно определить «как деятельность родителя по реализации функций семьи, направленных на ребенка». Исходя из определения деятельности [9] и анализа литературы по общей психологической характеристике деятельности [6], мы предлагаем следующим образом охарактеризовать деятельность родителя как осознанную, целенаправленную, социально обусловленную активность взрослого человека, призванную удовлетворить потребности и интересы ребенка. Продуктами деятельности родителя выступают результаты его творческой, трудовой и иной деятельности, которые могут быть материальными (вещи, продукты питания, документы и т. д.) или идеальными (знания, убеждения, опыт и т. п.). При оценке полноты деятельности родителя можно выделить 2 направления оценки: наличие деятельности как таковой согласно всем обязанностям родителя; оценка успешности каждого вида деятельности родителя (на основании соотнесения полученного результата и социальных норм). Анализ результатов в виде продуктов деятельности родителя дает возможность получить объективную информацию о полноте выполняемых родителем обязанностей, что отображено в требованиях социума, закрепленных в законодательстве в виде прав ребенка. Выводы диагностики благополучия ребенка и семьи основываются на сопоставлении продуктов деятельности родителя с принятыми нормами. Такое сопоставление позволит выделить те деятельности родителя (соответствующие функциям и обязанностям родителя), результаты которых не соответствуют минимальным требованиям. И в отношении этих видов деятельности может быть поставлен вопрос о дополнительном исследовании, направленном на выявление причин дефицита в тех видах деятельности, которые не дают социально приемлемого результата. Причинами могут быть как компоненты структуры деятельности (потребность, мотив, акт деятельности, результат, цель и др.), так и элементы структуры семьи (структура семьи, тип семьи, особенности внутрисемейных отношений, функции семьи и ее членов по отдельности, роли, обязанности и др.). Кроме того, значение приобретают индивидуальные и личностные особенности, опыт, знания, навыки родителя. Выявленные причины становятся мишенью для дальнейших профилактических мероприятий, таких как информирование, психологическое консультирование, патронаж и иные формы воздействия. Критерии оценки благополучия ребенка являются важным компонентом в понимании и решении этого вопроса. Их взаимосвязанность и согласованность необходимы для целостного, системного понимания социального сиротства. Семья и деятельность родителя или лица его заменяющего являются определяющими для благополучия ребенка. Категория деятельности, разработанная в рамках отечественной психологической науки, примененная к описанию активности родителя по обеспечению, обучению и воспитанию своего ребенка, позволяет согласовать между собой критерии оценки благополучия ребенка в семье. Такой подход позволяет получить целостное системное междисциплинарное понимание данного вопроса в целом и в каждом конкретном случае.ЗАКЛЮЧЕНИЕНа сегодняшний день, в России проживают 530 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. Большая часть детей, так и останется в детских специальных учреждениях до совершеннолетия. Значительное влияние на проблему может оказать лишь концепция профилактики социального сиротства, цели которой направлены на снижение числа детей-сирот при живых родителях. Однако, необходимо принять ряд комплексных мер, а также разработать программы помощи семьям, находящимся в зоне риска, которые найдут свое отражение во всех регионах нашей страны. В настоящее время, такая концепция отсутствует, нагрузку по профилактике социального сиротства берут на себя органы опеки и попечительства, общеобразовательные учреждения, а также благотворительные фонды и организации.Мероприятия по профилактике социального сиротства, направленные на учет, оценку и коррекцию деятельностей родителя по исполнению его обязанностей, будут эффективны, поскольку данный подход позволяет: согласовать между собой данные, полученные при психологическом анализе, и положения, закрепленные в законодательстве реализовать междисциплинарный подход в профилактике социального сиротства; создать объективное представление о ситуации в семье; создать и реализовать комплексный последовательный согласованный план помощи семье в каждом конкретном случае; снизить риск появления у ребенка статуса социального сироты.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫСемейный кодекс Российской Федерации от 29.12. 1995 № 223-ФЗ (ред.04.02.2021) Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровья // [Электронный ресурс] : Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.02.2021) [Электронный ресурс] : Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями от 24.04.2020 № 147-ФЗ). Глава I. Общие положения (ст. 1–10), Статья 1. Основные понятияАлексеева Л. С.. Адресный патронаж семьи и детей Научно-методическое пособие. Москва, 2000. - 178 с. [Электронный ресурс] https://search.rsl.ru/ru/record/01000705825. Багандова Г.Х. Проблема социального сиротства в России / Г.Х. Багандова, К.А. Ахмедпашаева // Символ науки. – 2016.– № 6-2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-sotsialnogo-sirotstva-v-rossii .Бреева Е. Б. Дети в современном обществе. 89 с. [Электронный ресурс] https://search.unatlib.ru/Record/INKBU-PAZK1034828-2000060. Бреева Е. Б. Социальное сиротство. Опыт социологического обследования // Социологические исследования. 2004. № 4. URL: http://naukarus.com/sotsialnoe-sirotstvo-opyt-sotsiologicheskogo-obsledovaniya Егорова М. О. Защита детства. Профилактика социального сиротства: методическое пособие для социально ориентированных некоммерческих организаций. Москва: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2012. 196 с. Жарова О.Н. Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / О.Н. Жарова // Молодой ученый. – 2016. – С. 745-747. Жедунова Л. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебник для академического бакалавриата. 2-е изд., пер. и доп. Москва: Юрайт, 2017. 124 c. Исследование причин социального сиротства – жизненных ситуаций, которые приводят к попаданию детей в детские учреждения / Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко. [Электронный источник]. 2019. URL: http://timchenkofoundation.org/wp-content/uploads/ 2020/08/issledovanie-prichiny-socialnogo-sirotstva.pdf Лебедева А.В. Нормативно - правовая база государственной семейнодемографической политики в современной России. / О.В. Кабанов // E-Scio. – Саранск, 2018 – № 12 (27). – С. 6-13Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Книга по Требованию, 2012. 130 с. Маклаков А. Общая психология : Учебник для вузов. Санкт-Петербург: Питер, 2019. 583 cМихайлова Ю.С. Проблема социального сиротства в современном российском обществе / Ю.С. Михайлова // Исследование современных проблем общества в контексте задач социальной работы и социальной безопасности : Сборник научных статей студентов и преподавателей Всероссийской XIV открытой молодежной научно-практической конференции, Архангельск, 24–25 апреля 2019 года. – Москва: Издательство "Перо", 2019. – С. 144-147. – EDN MVFAULОсновы психологии семьи и семейного консультирования : Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / ред. Н. Н. Посысоев. Москва: Книга по Требованию, 2019. 328 c. Перспективы создания общероссийской системы измерения детского благополучия // Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко. [Электронный источник]. 2019. URL: http://deti.timchenkofoundation.org/ wp-content/uploads/2020/01/Исследование-благополучия_Партнерствокаждому-ребенку.pdf Платинова Н. М.. Комплексная программа по профилактике социального сиротства, реабилитации и коррекции социальных сирот и детей, пострадавших от семейного насилия. Спб: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2003 – 725 с. [Электронный ресурс] https://psysocwork.ru/27/59/445/. Подрезова Т.А. Социальное сиротство в современной России и пути его преодоления / Т.А. Подрезова, А.В. Соловьева // Таврический научный обозреватель.– 2016. – № 1-3 (6). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sotsialnoe-sirotstvo-v-sovremennoy-rossii-i-puti-ego-preodoleniya Психология развития человека как субъекта деятельности: монография // ред. П. А. Кисляков. Москва: Русайнс, 2016. 224 c. 10. Российская энциклопедия социальной работы // под ред. Е. И. Холостовой. Москва: Дашков и К, 2016. 1032 с. Сергушина Е. С. Взаимосвязь профессионального и социального самоопределения личности в современных условиях // Материалы XXIII научно практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва. в 3 частях, 2019. – С. 265-271. Сергушина Е. С. Особенности современной семьи и социальнопрофессиональное самоопределение старшеклассников // XLVI Огарёвские чтения. Материалы научной конференции. В 3-х частях. Ответственный за выпуск П.В. Сенин, 2018. – С. 566-570. Сергушина Е. С., Богатырская В.А., Семина А.В., Логинов В.В. Оценка современного состояния налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса республики мордовия по упрощенной системе налогообложения // E-Scio, 2019. –№ 2 (29). – С. 112-116. Словарь-справочник по социальной работе. [Электронный источник]. URL: http://sociology.niv.ru/doc/dictionary/social-work/articles/ 41/socialnye-siroty.htm Сурдаева Ю. Н., Сергушина Е.С., Абрамова Е.В., Бурлакова Л.А. Государственная социальная помощь по предоставлению жилых помещений детямсиротам и детям, оставшимся без попечения родителей // Студенческий меридиан среднего профессионального образования в вузе : вузовский сборник научных трудов, 2017. – С. 90-94. Фокина Е.И. Проблема социального сиротства в Российской Федерации и пути ее решения / Е.И. Фокина // Молодежные инициативы как основа развития гражданского общества в Российской Федерации: VI всероссийская научно-практическая конференция, Москва, 28–29 октября 2020 года. – Ульяновск: ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство "Зебра"), 2020. – С. 54-58. – EDN QHMIDL. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи : Монография. 4 изд. Санкт-Петербург: Питер, 2008. 672 с.Яблоновский Д.С. Социальное сиротство проблема века? / Д.С. Яблоновский // Аллея науки. – 2019. – Т. 1. – № 8(35). – С. 487-493. – EDN QNIGMQ.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!