это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4110519
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Актуальность исследуемой проблемы объясняется важностью применения современных инструментов анализа эффективности бюджетных расходов в социально-экономической сфере, а также ценность полученных результатов для как государственных и муниципальных органов управления, так и организаций, реализующих данные программы - решается задача использования ограниченных бюджетных средств. Особенность оценки эффективности социально-экономических программ состоит в том, что если результаты могут быть оценены в течение определенного периода времени, то оценка результатов возможна только после завершения программы. Одним из доступных инструментов изменения сложившейся ситуации и переключения внимания на результативность бюджетных расходов является оценка социально-экономических программ. Оценка позволяет задавать правильные и своевременные вопросы, развивать аналитические подходы к решениям о расходовании бюджетных средств и разработке или корректировке социально-экономических программ.В данной работе мы акцентируем внимание на видах оценок мероприятий социально-экономических программ, их экономическое значение, а именно на оценке эффективности программы.Цель:Выявить характеристики, присущие оценке мероприятий социально-экономических программ.Задачи:1. Рассмотреть процесс оценивания и виды оценивания социально-экономических программ2. Проанализировать научную литературу в области оценивания социально-экономических программ3. Предоставить информацию об общей оценке эффективности реализации социально-экономических программГлава 1. Процесс оценивания и виды оценивания социально-экономических программОценивание программ — это систематическое изучение с использованием исследовательских методов для сбора и анализа данных для оценки того, насколько хорошо программа осуществляется и почему. Оценивание программ представляет собой сбор информации о компонентах и результатах программы, на основе которых можно определять или изменять способы реализации программы, повышать эффективность программы, делать выводы о необходимости и ценности программы в общем. Оценка программ является важнейшим этапом при планировании и реализации социально-экономических программ, так как она предоставляет информацию о необходимых изменениях и об отчетности.Процесс оценивания программ можно описать тремя крупными этапами. Первый этап — это планирование оценивания. При планировании оценивания необходимо разработать план оценки программы. Необходимо определить цели, задачи оценивания. Использование так называемых «логических моделей» помогает выявить взаимосвязь между различными компонентами программ - входными ресурсами, целями и результатами программы. Далее необходимо разработать релевантные подходы, которые помогут достичь целей оценивания. Затем нужно выбрать дизайн оценивания, определить, какие методы (количественные и (или) качественные) будут использованы при оценивании. Второй этап — это проведение оценки (сбор и анализ данных, составление отчета). Заключительный этап — это принятие решений на основе полученных данных. Результаты оценивания предоставляются менеджерам программ, на основе которых они делают выводы об эффективности программы, получают информацию и данные, которые требовалось получить в соответствии с целями исследования. Лица, принимающие решения могут понять причины отклонения от поставленных целей и вносить изменения в способы и методы реализации программ.В научной литературе существует множество классификаций оценивания программ. Наиболее общая классификация — это процессная оценка и оценка результатов программы. Процессная оценка направлена на оценивание мероприятий и деятельности, которые осуществляются в рамках реализации программ. Оценивание процессов позволяет понять, как программа функционирует и позволяет обеспечить реализацию программы в установленных и запланированных рамках. Оценка результатов направлена на получение общей информации о программе, при этом оцениваются конкретные установленные показатели и индикаторы для программы.Люди, занимающиеся оцениванием социально-экономических программ, стремятся в большинстве случаев использовать оценку результатов программы, так как данный вид оценивания предоставляет полезную информацию для лиц, принимающих решения относительно реализации программ. Однако использование оценки результатов без оценки процессов программы может вести к некорректным выводам относительно хода реализации программы. Целесообразно использовать комбинированную оценку, то есть оценивать процессы и результаты программ одновременно. Данный тип оценки предполагает сбор данных о процессах программы, измерение эффективности и конечных результатов программы. Использование оценки результатов и процессов позволяет получить более ясную картину о том, как внутренние процессы программы влияют на ее результаты. В зависимости от целей оценивания программ может быть использован тот или иной вид оценивания. Ниже представлена таблица 1, в которой дана классификация видов оценок.Таблица 1. Классификация видов оценки социально-экономических программПризнак оцениванияВиды оценки программСодержание оценки программ1. Уровень анализаМикроуровеньОценка программы как ограниченной во времени деятельности, направленной на создание продукта (услуги)МезоуровеньОценка программы как совокупности мероприятий (действий), направленных на достижение стратегических и других целейМакроуровеньОценка программы как определенно образом направленной деятельности в различных сферах жизниМетауровеньМета-оценивание как проверка достаточности использованных приемов и методов оценки для итогового заключения по объекту оценки2. Субъект оценкиВнутреннее оцениваниеОценка программы сотрудниками, работающие над реализацией программыПродолжение таблицы 1.Внешнее оцениваниеОценка со стороны сторонних организаций3. Этапы оценки программОпределение потенциала «оцениваемости»Анализ контекста объекта оценки, с помощью которого определяется возможность проведения процедуры оцениванияПредварительное оцениваниеАнализ качества заложенной проектной идеи программы до стадии ее реализации, предварительная оценка потенциальных издержек, выгод и эффектов с целью корректировки проекта программыСопровождающее (промежуточное) оцениваниеАнализ программы в последовательности реализуемых стадий для текущего анализа резервов увеличения ее результативности и эффективности в процессе реализации программыПродолжение таблицы 1.Суммирующее (обобщающее) оцениваниеОпределение степени достижения поставленных целей, степени влияния на социально-экономическое положение реципиентов по завершении выполнения программы4. Цели оценкиОценка, ориентированная на выполнение задач программыОпределение степени выполнения задач программы, оценка результативности программных мероприятийОценка, ориентированная на управление программойОценка реализации программы с точки зрения оптимизации управленческих решенийОценка, ориентированная на потребителяОценка степени достижения целей программы с точки зрения воздействия (эффекта) на реципиентовОценка, ориентированная на разрешение противоречийПрогнозная оценка альтернативных вариантов реализации программы5. Содержание оценкиОценка потребности в политике или программахОценка социально-экономических условий, обусловивших необходимость реализации политики, программыПродолжение таблицы 1.Оценка потенциала реализацииЭкспертиза содержания и ресурсной обеспеченности программы с точки зрения определения степени соответствия фактической деятельности с планомОценка результатовОпределение степени достижения целевых показателей результатовОценка эффективностиСопоставление результатов программы и ее ресурсного обеспеченияОценка продуктивностиИзмерение позитивных результатов и прочих благ, предоставленных программой, в расчете на одного реципиентаОценка влиянияВыявление причинно-следственных связей между параметрами развития и политикой (программными мероприятиями), оценка степени воздействия политики, программы на социально-экономическое развитие территорииГлава 2. Анализ научной литературы в области оценивания социально-экономических программВ англоязычной литературе существует два понятия, которые в русском языке зачастую заменяют друг другом: «program evaluation» и «performance program measurement» («оценка программы» и «оценка реализации программы»).Оценка реализации программы — это «продолжающийся на протяжении всего срока реализации программы мониторинг и отчет о достигнутых результатах программы в сравнении с запланированными целями. То есть это отслеживание степени достижения целей программы, сравнение фактических и запланированных целей, показателей программы, мониторинг реализации программы. Обычно данный вид оценивания проводится сотрудниками ведомства, которое ответственно за реализацию государственной программы.Оценивание программ — это систематическое изучение с использованием исследовательских методов для сбора и анализа данных для оценки того, насколько хорошо программа осуществляется и почему. Оценивание позволяет отвечать на специфические вопросы о реализации программы, может фокусироваться как на процессах, так и на результатах программы, это глубокое погружение в изучение процессов программы. Оценка позволяет получить информацию о причинах несоответствия, запланированных результатам, оценить эффективность программы, определить, как улучшить реализацию программы и распределение ресурсов. Оценка программ в большей мере ориентирована не на контроль, а на получение нового знания о программе. Оценка программы обычно осуществляется экспертами, независимыми организациями. Оба инструмента помогают оценить прогресс программы, помогают распределять ресурсы в программе, принимать какие-либо управленческие решения. При этом оценка реализации программы является, так сказать, предупреждающей системой, позволяющая выявлять отклонения раньше, чем проявятся какие-то негативные последствия. Оценивание реализации программы является инструментом, который позволяет улучшить систему отчетности перед обществом о государственных расходах. Оценка программ же позволяет понять причины отклонений от запланированных значений, периодически принимать решения относительно корректировки программы, которые будут способствовать эффективной реализации программы и достижению целей. В большинстве стран при реализации программы применяются оба инструмента. При этом оценкой реализации программы занимаются только сами ведомства, реализующие программу, а оценкой занимаются или сами государственные органы, или ведомства, следящие за расходованием бюджетных средств.На основе проведенного анализа научной литературы в области оценивания социально-экономических программ, были выделены следующие основные элементы этой процедуры.Во-первых, это результативность программы (в англоязычной литературе- effectiveness). В данном случае оценивается степень достижения плановых показателей, рассчитываемая как соотношение запланированных и фактических результатов. Этот показатель используется как для оценки реализации программы, так и для оценки эффективности программ.Во-вторых, это анализ производимых затрат. Одна из составляющих оценки государственных программ — это эффективность в экономическом смысле (англ. - efficiency), которая представляет собой соотношение полезного результата (эффекта) и объема использованных или затраченных для этого ресурсов.Необходимо отметить, что оба термина на русский язык переводятся как «эффективность», но на самом деле это два разных аспекта эффективности. Effectiveness - делать правильные, запланированные действия, efficiency- реализовывать действия правильно.Следующий компонент, который измеряется при оценке программ — это общественный результат от реализации программы. Эффективность реализации программ - категория социально-экономическая, она раскрывает взаимосвязь результатов управленческой деятельности, выраженных экономическим и общественным результатом, с принятием решений о способах достижения целей и выполнения работ, а также расходами на их достижение. Для измерения общественной эффективности при сопоставлении достигнутого результата с издержками ставится задача не только показать степень экономичности, а также дать ответ на вопрос, за счет каких методов достигнуто данное приближение к цели, возможно ли было принятие более эффективного альтернативного решения. Эффективность в общественном смысле выражается как соотношение единицы определенного общественного результата в расчете на единицу затрат.Одна из важных, но зачастую упускаемая из виду составляющая — это оценка управления программой. Необходимо оценить, насколько эффективно протекают управленческие процессы, возможна ли их оптимизация, как люди, занимающиеся реализацией и управлением программой, взаимодействуют между собой и т.д.Глава 3. Общая оценка эффективности реализации социально-экономических программОценка эффективности реализации Программы проводится на основе оценки:1. Степени достижения цели и решения задач программы (Сд) путем сопоставления фактически достигнутых значений показателей (индикаторов) Программы и их плановых значений. Рассчитывается по формуле:Сд = Зф / Зп x 100%,где:Зф - фактическое значение показателя (индикатора) Программы;Зп - плановое значение показателя (индикатора) Программы (для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является рост значений)илиСд = Зп / 3ф x 100% (для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений).2. Степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств областного бюджета и иных источников ресурсного обеспечения Программы (Уф) путем сопоставления плановых и фактических объемов финансирования Программы и основного мероприятия Программы. Определяется по формуле:Уф = Фф / Фп x 100%,где:Уф - уровень финансирования реализации основных мероприятий Программы;Фф - фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию мероприятий Программы;Фп - плановый объем финансовых ресурсов на соответствующий отчетный период.3. Степени реализации мероприятий Программы (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации) на основе сопоставления ожидаемых и фактически полученных непосредственных результатов реализации основных мероприятий Программы по годам на основе ежегодных отчетов о реализации Программы.До начала очередного года реализации Программы ответственный исполнитель по каждому показателю (индикатору) Программы (подпрограммы) определяет интервалы значений показателя, при которых реализация Программы характеризуется:- высоким уровнем эффективности;- удовлетворительным уровнем эффективности;- неудовлетворительным уровнем эффективности.Нижняя граница интервала значений показателя для целей отнесения Программы к высокому уровню эффективности не может быть ниже, чем 95 процентов от планового значения показателя на соответствующий год. Нижняя граница интервала значений показателя для целей отнесения Программы к удовлетворительному уровню эффективности не может быть ниже, чем 75 процентов от планового значения показателя на соответствующий год.Оценка эффективности реализации программы проводится ответственным исполнителем ежегодно в установленные сроки.Программа считается реализуемой с высоким уровнем эффективности, если:- значения 95 процентов и более показателей Программы и ее подпрограмм соответствуют установленным интервалам значений для целей отнесения Программы к высокому уровню эффективности;- не менее 95 процентов мероприятий, запланированных на отчетный год, выполнены в полном объеме.Программа считается реализуемой с удовлетворительным уровнем эффективности, если:- значения 80 процентов и более показателей Программы и ее подпрограмм соответствуют установленным интервалам значений для целей отнесения Программы к высокому уровню эффективности;- не менее 80 процентов мероприятий, запланированных на отчетный год, выполнены в полном объеме.ЗаключениеВ данной работе мы акцентировали наше внимание на видах оценок мероприятий социально-экономических программ, их экономическое значение, а именно на оценке эффективности программы. Мы выявили характеристики, присущие оценке мероприятий социально-экономических программ: рассмотрели процесс оценивания и виды оценивания социально-экономических программ, проанализировали научную литературу в области оценивания социально-экономических программ, а также предоставили информацию об общей оценке эффективности реализации социально-экономических программ.
Список литературы
1. Методика оценки эффективности Программы // URL: https://studopedia.ru/9_131588_metodika-otsenki-effektivnosti-programmi.html (дата обращения: 25.05.2022).2. Методика оценки эффективности реализации государственных программ Российской Федерации // URL: http://static.government.ru/media/files/1s8CTNUwA3ZkAeIv9NBcrh0DHw6SSfnw.pdf (дата обращения: 25.05.2022).3. Оценка эффективности социальных программ // URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=584094 (дата обращения: 25.05.2022).4. Оценка социально-экономической эффективности программы // URL: https://sudact.ru/law/natsionalnaia-programma-podderzhki-i-razvitiia-chteniia-utv/razdel-6/ (дата обращения: 25.05.2022).5. Процесс оценивания и виды оценивания государственных программ. // URL: https://studwood.net/663711/pravo/protsess_otsenivaniya_vidy_otsenivaniya_gosudarstvennyh_programm (дата обращения: 25.05.2022).6. Социально-экономические программы // URL: https://economy-ru.info/info/62318/ (дата обращения: 25.05.2022).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!