это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4112625
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Человек живёт и развивается как личность в системе различных общественных отношений, в процессе активного взаимодействия с другими людьми, обществом, природой. Наиболее активно и продуктивно процесс взаимодействия протекает в групповой деятельности, высшей степенью развития которой является коллектив. Личность соотносит свои действия и поступки с требованиями как непосредственного окружения, так и общества в целом.В данной работе мы акцентируем наше внимание на развитии личности в коллективе.Цель: выявить характеристики, присущие развитии личности в коллективеЗадачи:1. Предоставить информацию о развитии и становлении личности2. Раскрыть сущность понятия коллектива, его признаки, функции, особенности.3. Рассмотреть развитие личности в коллективеГлава 1. Развитие и становление личностиКак происходит становление личности, как она развивается, как из «не личности» или «еще не личности» рождается личность? Младенец, очевидно, личностью быть не может. Взрослый же человек, бесспорно, является личностью. Какая это личность это уже другой вопрос. Так, как и когда происходит данный переход, скачок к новому качеству? Быстро? Одномоментно? Вряд ли. Скорее всего, данный процесс имеет постепенный характер; шаг за шагом мы идем вперед к тому, чтобы стать личностью. Тогда возникает еще вопрос: существует ли в таком движении какая-либо закономерность или все это носит чисто случайный характер? Здесь приходится выйти на первоначальные рубежи дискуссии о том, как развивается человек, становясь личностью. По данной теме велось огромное количество дискуссий, но и по сей день спор не окончен. Однако, не углубляясь в эти споры, попытаемся обсудить одну из достаточно обоснованных гипотез данной темы. Любому индивиду присуща потребность быть личностью, т.е. быть в как можно большей степени представленным в жизнедеятельности других людей, и способность быть личностью что подразумевает присутствие индивидуальных особенностей, которые позволят удовлетворить эту потребность. Удовлетворение данных потребностей при соответствующих способностях считается как персонализация индивида. Что же является источником развития и утверждения личности? Противоречия в потребностях человека в персонализации и заинтересованности его окружения принимать только некоторые проявления его индивидуальности, соответствующие его интересам. И не важно, говорится ли о переходе ребенка из детсада в школу, подростка в институт, абитуриента — в трудовой коллектив, призывника — в армию, девушки — в семью мужа или же о развитии личности от младенчества до гражданской зрелости, данный процесс не рассматривается иначе, как вхождение индивида в жизнь общности, которая может, принять его или не принять, к которой он должен приспосабливаться либо приспосабливать ее к своим нуждам и целям. Данный процесс подчинен психологическим закономерностям, воспроизводящимся независимо от особенностей коллектива, в котором он состоит: в начальной школе, в новой компании, в рабочем коллективе, или же в спортивной команде. Эти закономерности будут повторяться снова и снова, наполняясь при этом всегда новым содержанием. Можно назвать их этапами развития личности. Таких этапа три. Первый этап становления личности. Индивид не имеет возможности осуществлять свои потребности в персонализации раньше, чем сможет освоить существующие в коллективе нормы (нравственные, учебные, производственные и др.) а также не освоит все приемы и средства деятельности, которыми владеют другие его члены. Если попытаться в коллективе что-то изменить человеку заметят: не лезь со своим уставом в чужой монастырь. Человек должен уподобляться окружающим членам коллектива до тех пор, пока будет стоять задача «быть как все». Данные задачи достигаются некоторыми более, другими менее успешно, однако, все это происходит в переживании определенной потери своих индивидуальных отличий. При этом человеку иногда кажется, что он растворяется в «общей массе». Происходит что-то вроде временной утраты личности. Но это его чисто субъективные представления, так как в большинстве случаев человек продолжает себя в окружающих своими деяниями, которые имеют какое-либо значение именно для окружающих людей, а не только для него самого. Уже на данном этапе индивид может при определенных ситуациях выступать для окружающих как личность. Второй этап, как правило, проявляется обостряющимся противоречием между необходимостью «быть как все» и желанием индивида к полной персонализации. Приходится выискивать возможности и способы для реализации поставленной цели, для того чтобы проявить свою индивидуальность. Наконец пройдя адаптационный период, став «своим» в коллективе, человек приходит к осознанию того, что, при такой тактике, он как личность в какой-то мере себя утрачивает, так как окружающие не могут в таких обстоятельствах его разглядеть из-за его неприметности и «похожести» на других. Появляется чувство собственной ущербности. И тогда в человеке проявится острая потребность быть индивидуальной личностью, и начнется поиск средств для ее удовлетворения. Происходит мобилизация всех внутренних ресурсов для утверждения собственной индивидуальности. Этот второй период можно обозначить, как период индивидуализации. Возможно, каждый переживал этот период развития личности. Третий этап, интеграция может быть определен противоречиями между уже сложившимися стремлением индивида быть идеально представленным в коллективе своими особенностями, а также потребностью других принять и одобрить его свойства, импонирующие им, соответствующие их ценностям и способствующие их общему успеху. Каждый из данных этапов проявляет и оттачивает личность в ее наиболее важных проявлениях и качествах, в которых проходят малые циклы ее развития. В ситуациях, когда индивиду не удается преодолеть трудности адаптационного периода и войти во второй этап развития. У такого человека, вполне возможно, будет создаваться зависимость, безынициативность, соглашательство, появится ощущение робости и неуверенности и в себе, и в своих возможностях. Такая «пробуксовка» на первом этапе становления и утверждения себя как личности, приводит к ее серьезной деформации. В случае, когда человек находясь на этапе индивидуализации, делает попытки реализовать свои потребности «быть личностью» предъявляя другим членам коллектива свои индивидуальные отличия, которые те не приемлют и отвергают как не соответствующие их потребностям и интересам, то это способствует порождению у человека агрессивности, замкнутости, подозрительности, завышению собственной оценки при понижении оценки окружающих, происходит «уход в себя». Возможно, именно отсюда выходит и «мрачность» характера, и озлобленность. На протяжении всей своей жизни человеку приходится входить во множество коллективов и попадать в ситуации успешной или неуспешной адаптации, где индивидуализации и интеграции многократно воспроизводятся. Вследствие чего у него происходит формирование достаточно устойчивой структуры личности. Глава 2. Сущность понятия коллектива, признаки, функции, особенностиКоллектив – это такая группа людей, которую объединяют общие, имеющие общественно и личностно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.Объединенные единством цеди и деятельности, члены коллектива вступают в определенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед коллективом. Каждый коллектив имеет свои органы управления и является частью более общего коллектива, с которым связан единством цели и организации.Из этого вытекают основные характерные признаки коллектива: наличие общественно и личностно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед; систематическое включение членов коллектива в разнообразную социальную деятельность; соответствующая организация совместной деятельности; систематическая практическая связь коллектива с обществом. Не менее значимы такие признаки коллектива, как наличие положительных традиций и увлекательных перспектив; атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности; развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина и др.Важно иметь в виду, что признаки, характерные для развитого коллектива, возникают не сразу и не автоматически. Только высоко развитый коллектив успешно выполняет свои социальные функции, а именно: является естественной формой социальной жизнедеятельности членов общества и в то же время главным воспитателем личности.Выделяют три воспитательные функции коллектива: организационную – коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью; воспитательную – коллектив становится носителем и пропагандистом определенных убеждений; стимулирования – коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.В последние десятилетия наметилась отчетливая тенденция называть коллективом группу людей высокого уровня развития, отличающуюся сплоченностью, интегративной деятельностью, коллективистической направленностью. Самое существенное качество группы - уровень ее социально-психологической зрелости. Именно высокий уровень такой зрелости превращает группу в качественно новое социальное образование, новый социальный организм – в группу-коллектив.Низшим уровнем формирования коллектива является группа-конгломерат, т.е. группа ранее непосредственно незнакомых детей, оказавшихся (или собранных) на одном пространстве и в одно время. Но взаимоотношения и взаимодействия поверхностны и ситуативны. Если группа получает свое название, то происходит ее номинализация (номинальная группа). В этом случае ей приписываются определенные извне цели, виды деятельности, условия взаимодействия с другими группами и т.д. При этом номинальная группа может остаться группой-конгломератом, если объединенные в нее личности не примут этих целей и условий, если не произойдет даже формального межличностного объединения, но такие случаи редки в практике.Если же начальное объединение произошло, принят статус "первичного коллектива", цели каждой личности в группе проектируются заданием; группа поднимается на одну ступеньку – она становится группой-ассоциацией. На этом уровне начинается единая жизнедеятельность группы, появляются первые ростки ее коллективообразования, закладываются основы формирования ее структуры как коллектива. Совместная жизнедеятельность в рамках официальной первичной группы дает ей возможность перейти к более высоким уровням организации, а главное, изменяет межличностные отношения и ведет при благоприятных условиях на следующую ступень – к группе-кооперации.Группа-кооперация отличается реальной и успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Ее межличностные отношения и ее внутригрупповое общение носят сугубо деловой характер, подчиненный достижению высокого результата в выполнении конкретной задачи в том или ином виде деятельности. Направленность и психологическая совместимость здесь вторичны и зависят от единства целей и взаимодействия. Это создает условия для перехода группы-кооперации на следующую ступень – автономизацию.Группа-автономия характеризуется высоким внутренним единством. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней ("Моя группа"). В ней происходят процессы обособления, эталонизации (монореферентности), внутренней слитности и спаянности, которые являются внутригрупповой основой для перехода к высшему уровню.Однако группа-автономия может уйти в сторону от коллектива к корпорации. Это возможно в том случае, если произойдет гиперавтономизация, если обособление приведет к замкнутости, группа изолирует себя от других групп данной общности, замкнет свои цели внутри себя, если она начнет противопоставлять себя другим группам и осуществлять свои цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. В этом случае появляется корпоративная направленность как "групповой эгоизм" и групповой индивидуализм, а сама группа превращается в группу-корпорацию — лжеколлектив.Напротив, если группа выходит на межгрупповое взаимодействие, становится органичной частью более широкой общности, а через нее и общества в целом, то в такой группе наблюдается коллективистическая направленность и она становится группой-коллективом.При формировании личности одним из обязательных условий успеха бесспорно выступает создание благоприятной микросреды ее жизни и деятельности. Это трансформируется в задачу целенаправленной работы с первичным коллективом, в котором личность чаще и дольше всего находится, превращения его в формирующий (чаще по традиции говорят – воспитывающий) коллектив. Таковым является только подлинный коллектив, занятый увлеченно какой-то общественно значимой деятельностью – учебой, профессиональным трудом, благотворительностью, общественной и пр., - сплоченный, устойчивый, морально здоровый, с развитыми механизмами самоорганизации, с включенностью самих членов в управление его жизнью, с чувством коллективной ответственности, доброжелательностью, дружбой, взаимопомощью, требовательностью.Глава 3. Развитие личности в коллективеДля раскрытия темы рассмотрим сначала процесс вхождения личности в коллектив. По А. В. Петровскому процесс вхождения личности в коллектив включает в себя несколько последовательно сменяющих друг друга фаз:1. Адаптация личности в коллективе. Предполагает активное усвоение личностью действующих в данной общности норм овладения соответствующими формами и средствами деятельности. Привнеся с собой в коллектив всё, что составляет его индивидуальность, субъект не может проявить себя в полной мере, прежде чем не освоит действующие в группе нормы и способы деятельности, которыми владеют другие члены группы.2. Индивидуализация. Порождается противоречием между достигнутой личностью потребностью в максимальной персонализации. Человек сначала усваивает нормы, интересы, затем «заявляет» о себе, проявляя индивидуальность (начитанность, спортивные достижения), вызывает интерес к своей личности.3. Интеграция личности в коллективе. Личность проявляет только те характеристики, которые принимаются в коллективе, но под воздействием каждой личности изменяется и коллектив.Теория взаимоотношений личности и коллектива является основным принципом человеческого общения. Межличностные отношения в группах в процессе превращения их в коллективы закономерно меняются. Изначально они существуют относительно безразлично, когда люди, не знающие либо плохо знающие друг друга, просто не могут, как-то определённо относится друг к другу. Впоследствии они могут стать конфликтными, но в благоприятных условиях превращаются в коллективистские. Данные преобразования, как правило происходят в сравнительно короткие сроки, при которых индивиды, которые составляют группу, не могут измениться как личности. В каждом человеке присутствуют как положительные, так и отрицательные черты характера, свои достоинства и недостатки. Какой из своих сторон, положительной либо отрицательной, человек выступает в своих взаимоотношениях со своим окружением, может зависеть от окружающих его людей, а также его социального окружения, и особенностей той группы, к которой он причислен на данный момент. С точки зрения интеракционистской теории личность человека, являясь внутренне относительно устойчивой в своих базовых свойствах, внешне может проявляться абсолютно по-разному исходя от складывающихся обстоятельств. Существует закономерность, что чем ближе по уровню развития группа находится к коллективу, тем наиболее положительные условия создаются ею для выражения лучших сторон личности и торможения того, что есть худшего. И обратно, чем отдаленнее группа по своему развитию имеет отличие от коллектива, и наиболее ближе она существует к корпорации, тем самым наибольшие возможности она дает для проявления во взаимоотношениях наихудших черт личности с параллельным притормаживанием лучших устремлений. Личность и группа — это проблема взаимоотношений. Развитие личности вообще представляется процессом её вхождения в новую социальную среду и интеграцию в ней. Все процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие отдельной личности имеют прямую зависимость от развития всего коллектива, его уровня развития, а также структуры уже сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность человека, уровень его физического и умственного развития, его возможности, способности создают определенную воспитательную силу и воздействие коллектива. Коллективные отношения становятся более яркими, когда члены коллектива активны, и наиболее полно используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива. Развитие творческой индивидуальности детей и подростков напрямую связывается с уровнем их самостоятельности и творческой активности в коллективе. Насколько самостоятельнее ученик в коллективной общественно полезной деятельности, настолько престижнее статус его в коллективе, а также выше и сильнее влияние, оказываемое им на коллектив. И обратно, чем выше статус ученика, тем наиболее плодотворным оказывается влияние коллектива на становление самостоятельности. Развитие личности и коллектива — взаимообусловленные процессы. Человек живет и развивается в отношениях с окружающей средой и людьми. Разнообразие связей обуславливает духовное разнообразие и богатство личности. Разнообразие и богатство связей и общения является выражением общественной и коллективной силы человека.
Заключение
В данной работе мы акцентировали наше внимание на развитии личности в коллективе. Мы выявили характеристики, присущие развитии личности в коллективе: предоставили информацию о развитии и становлении личности, раскрыли сущность понятия коллектива, его признаки, функции, особенности, рассмотрели развитие личности в коллективе.
Список литературы
1. Гладышева, Е. Н. Личность и коллектив / Е. Н. Гладышева. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/316/14681/ (дата обращения: 25.05.2022).2. Коллектив как фактор развития личности // URL: https://www.stud24.ru/pedagogy/kollektiv-kak-faktor-razvitiya-lichnosti/150511-440595-page1.html (дата обращения: 25.05.2022).3. Психология личности // URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/psihologiya-lichnosti/ (дата обращения: 25.05.2022).4. Формирование личности в коллективе // URL: https://mydocx.ru/7-15098.html (дата обращения: 25.05.2022).5. Формирование личности в коллективе // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-lichnosti-v-kollektive (дата обращения: 25.05.2022).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!