Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Юридические факты в праве социального обеспечения

Тип Курсовая
Предмет Право социального обеспечения

ID (номер) заказа
4117731

500 руб.

Просмотров
1038
Размер файла
914.01 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВВЕДЕНИЕ   3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ В ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ   6

1.1 Понятие и значение юридических фактов в праве социального обеспечения   6

1.2 Фактические «юридические» составы в праве социального обеспечения  13

ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ В ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ   19

2.1 Виды юридических фактов в праве социального обеспечения   19

2.2 Юридические факты в пенсионном обеспечении РФ   27

2.3 Проблемы юридических фактов в правоприменении   32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ   39

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК   42

 

ВВЕДЕНИЕ

Социально-обеспечительные правоотношения в научной литературе называют материальными, поскольку это правоотношения по материальному обеспечению граждан, подвергшихся воздействию социального риска.Именно благодаря им происходит реализация права человека на получение одного из видов социального обеспечения.Реализация права на социальное обеспечение возможна только с наступлением обстоятельств, независимых, как правило, от воли человека, так называемых социальных рисков - смерти, потери трудоспособности и др. Но и они не влекут автоматического возникновения социально-обеспечительных правоотношений, даже при условии волеизъявления лица, подвергшегося социальному риску. А только являются основанием для обращения такого лица в уполномоченные государством органы для законного установления события - наступления социального риска, и назначения ему (лицу) соответствующего вида социально-обеспечительного предоставления. Все это происходит в рамках правоотношений, получивших в теории права социального обеспечения название «процедурные правоотношения».Актуальность работы обусловлена значимостью выбранной темы. В настоящее время практически каждый гражданин Российской Федерации сталкивается с вопросом осуществления и защиты субъективных прав и законных интересов. Возникновение субъективных прав граждан, их изменение или прекращение закон всегда связывает с определенными обстоятельствами, то есть юридическими фактами.Объект исследования. Общественные отношения, складывающиеся в процессе правоприменения юридических фактов, возникающих в социально- обеспечительных правоотношениях.Предмет исследования. Нормы как материального, так и процессуального права, регулирующие юридические факты в праве социального обеспечения.Цель работы. Провести исследование юридических фактов в праве социального обеспечения.Задачи работы:Рассмотреть понятие и определить значение юридических фактов в праве социального обеспечения;Изучить фактические «юридические» составы в праве социального обеспечения;Определить виды юридических фактов в праве социального обеспечения;Рассмотреть юридические факты в пенсионном обеспечении РФ;Определить проблемы юридических фактов в правоприменении.Научная разработанность. Проблема значения юридических фактов в праве социального обеспечения была разработана в трудах В. Андреева, В. Беляева, Е. Николаевой, Е. Мачульской, В. Тарасовой, В. Шайхатдинова, С. Зинченко, Р. Халфиной. Одновременно следует выделить и те исследования, в которых была разработана общая теория понятия, видов и значения юридических фатов в праве социального обеспечения. Здесь следует выделить работы такие авторов, как О. Красавчиков, А. Карцхия, В. Аракчеев, Е. Голенко, М. Буянова, А. Зайкин, В. Попов, В. Исаков, Р. Халфина.Теоретические и методологические основы. Весьма значимый вклад в разработку темы исследования внесли труды представителей науки права социального обеспечения, исследовавших теоретические и практические проблемы источников права социального обеспечения, в частности, В.С. Андреев, В.П. Беляев, Е.Ю. Николаева, Е.Е. Мачульская, В.А. Тарасова, В.Ш. Шайхатдинов, С.А. Зинченко, Р.О. Халфина.Отдельные моменты, связанные с юридическими фактами в праве социального обеспечения рассматривались в исследованиях и работах О. Красавчикова, А. Карцхия, В. Аракчеева, Е. Голенко, М. Буяновой, А. Зайкина, В. Попова, В. Исакова, Р. Халфиной.Методы исследования: анализ литературы; анализ нормативно-правовой документации по теме работы; изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики; метод сравнения; анализ и синтез; классификация; обобщение; исторический метод; специально-юридический и сравнительно-правовой.Нормативно-правовую основу исследования составили: Конституция Российской Федерации, действующее федеральное законодательство России, правовые акты федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, материалы судебной практики.Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической и практической части в виде двух глав, заключения и библиографического списка.ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ В ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ1.1 Понятие и значение юридических фактов в праве социального обеспеченияЮридический факт – законодательно закрепленные, возможные жизненные обстоятельства, на основании которых возникает, изменяется или прекращается юридическое правоотношение. Как правило, данные жизненные обстоятельства не зависят от воли человека и по своему существу являются событиями возможными, но не теми, которые должны произойти обязательно. Также, под юридическим фактом можно рассматривать возможную предпосылку участия субъекта в том или ином общественном отношении.57854415934Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Юридические фактыРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Юридические фактыРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Юридические фактыРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Юридические факты«Помимо юридического факта в таком его понимании, в качестве подобных общих предпосылок выделяют также норму права и правоспособность».Юридический факт в праве социального обеспечения можно условно разделить на два подвида, а именно на событие и действие. Событие является возможным обстоятельством, которое может случиться не по воле человека. Как правило, к наступлению подобного неожиданного обстоятельства человек не может заранее подготовиться, только, возможно, частично. Возможные обстоятельства в праве социального обеспечения, из-за которых могут появиться юридические факты, а также могут наступить правовые последствия, законодатель старается закрепить в законодательстве, чтобы в случае их наступления, лицо которое столкнулось с ними, могло получить необходимые ему юридически значимые действия, а именно (связывая обстоятельство с социальным обеспечением) необходимую помощь и поддержку, со стороны государства. Однако нельзя однозначно сказать, что все события по своей правовой природе являются негативными или как ранее утверждалось «неожиданными». В качестве примера можно привести достижение гражданином пенсионного возраста. В данном случае для лица этот юридический факт не является неожиданным, а в какой-то мере даже закономерным. Даже смерть гражданина можно не считать однозначно как негативное обстоятельство. Но, в зависимости от того какими юридически фактами и возможными правовыми последствиями обросло это обстоятельство. С экономической точки зрения родственники в случае смерти могли получить приличное наследство, или напротив лишится кормильца и в дальнейшем не иметь средств к существованию, в таком случае да, данный юридический факт имеет негативный характер.Существует еще один вид юридического факта по волевому признаку, а именно юридический факт действия. Под действием понимается тот факт, который зависит от воли людей, и ими же совершается. Данный волевой признак подразделяется на правомерные и неправомерные действия. К правомерным действиям относят те, которые соответствуют предписанным правовым нормам, а к неправомерным, следовательно, нарушение настоящего законодательства и правовых предписаний. В свою очередь, правомерные действия можно подразделить на юридические акты и юридические поступки. Юридические акты имеют специфическую направленность на достижение юридических последствий, к примеру - оглашение судебного приговора в суде. А юридические поступки имеют весьма интересную специфику, поскольку они не имеют специальной направленности на достижение юридических последствий, но, тем не менее, все равно имеют место быть, к примеру – написанная художником картина. Неправомерные действия, в зависимости от тяжести деяния, можно подразделить на преступления и проступки, а их в свою очередь на материальные, гражданские, дисциплинарные, административные и т.д.17450712552Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2. Признаки юридических фактовРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2. Признаки юридических фактовРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2. Признаки юридических фактовРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2. Признаки юридических фактовНорма права регулирует и подразумевает определенное общественное отношение, а также характер правоотношения, таким образом, указывая на некие жизненные обстоятельства, при наступлении которых, эта норма приводится в действие. Правоспособность представляет собой сущность, которая имеет способность приобретать права и обязанности, при наличии которых, субъект может вступить в конкретное правоотношение. Таким образом, для возникновения, изменения или прекращения общественных правовых отношений необходимо наличие совокупности вышеперечисленных значений, а именно наличие правоспособности субъектов, совокупности норм права и юридического факта.Юридические факты можно рассматривать как своеобразное доказательство существования отрасли права. Многие факты имеют правовое значение сразу для нескольких отраслей права, однако, каждая самостоятельная отрасль имеет правовое значение сразу для нескольких отраслей права. Изучая современную тенденцию развития роли права социального обеспечения в обществе, все больше появляется необходимость рассмотрения юридических фактов в данной сфере общественных отношений. Рассматривая различные моменты человеческой жизни, а именно рождение, смерть, старость, непредвиденные обстоятельства, болезнь, инвалидность и тому подобное, во всех этих аспектах можно найти отражение в нормах права социального обеспечения. «Юридический факт выступает частной предпосылкой участия субъекта в том или ином социально-обеспечительном правоотношении, в то время как норма права социального обеспечения и правоспособность выполняют роль общих предпосылок».center201606Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3. Функции юридических фактовРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3. Функции юридических фактовРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3. Функции юридических фактовРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3. Функции юридических фактовКак ранее было сказано в роли юридических фактов выступает какое-либо происшествие, которое напрямик затрагивает интересы страны, общества или отдельной личности (гражданина). Однако, привнесение фактам юридического смысла в целом, зависит от воли законодателя, а именно тот смысл, который наиболее является значительным или важным. К примеру, если рассматривать подобную мысль в размерах страны, то в настоящий момент для нашей страны актуальна демографическая проблема, благодаря которой возникает юридический факт в праве социального обеспечения, а именно это отражается в поддержке многодетных семей пособиями. Таким образом, в юридических фактах, имеющих значение для права социального обеспечения, выражается позиция государства, касательно тех обстоятельств, которые оно считает наиболее необходимыми и достаточными для того чтобы гражданин мог получить определённый вид государственной поддержки, социального обеспечения за счёт общественных средств.Рассматривая юридические факты в праве социального обеспечения, мы ограничиваемся только рамками данной отрасли, в то время как социально- обеспечительные факты могут пересекаться с другими отраслями права. Следует упомянуть социально-обеспечительные факты, как отдельную правовую отрасль, хотя, по сути, она таковой не является. Роль социально- обеспечительных юридических фактов довольно велика в праве социального обеспечения, поскольку благодаря им происходит правовая связь между субъектами правоотношений. Данная правовая связь определяет возможные или конкретные виды социального обеспечения, которые могут быть предоставлены одной стороной другой. Благодаря двойственной структуре данной отрасли лицо, получающее социальное обеспечение, может иметь несколько правоотношений. К примеру, для назначения государственному служащему пенсии за выслугу лет необходимо наличие стажа службы, однако здесь можно рассмотреть категории граждан, которые относятся к государственным служащим, порядок прохождения службы и тому прочее, то есть, помимо социального обеспечения здесь также можно рассмотреть и административное право. В подобном случае пресекаются две сферы права, что в свою очередь позволяет выйти за рамки отрасли социального обеспечения и рассмотреть юридические факты в более широком понимании.Однако следует упомянуть еще один весьма интересный момент, связанный с юридическими фактами в социальном обеспечении, а именно значение в юридической природе условий и оснований, по которым предоставляется и назначается социальное обеспечение. Под основанием понимаются некие конкретные жизненные обстоятельства, которые закреплены на законодательном уровне и благодаря которым гражданин имеет право на получение конкретной помощи, либо поддержки. К примеру, лицо, достигшее пенсионного возраста, имеет право на получение пенсионных выплат в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», в данном случае основанием является достижение пенсионного возраста. Под условием понимаются факты, конкретизирующие или дополняющие основной факт, то есть, применительно к пенсионному обеспечению - условием можно назвать страховой пенсионный стаж. Данные термины в юридической терминологии, могут существовать как по отдельности, так и вместе, к примеру, как ранее было сказано, основанием для получения пенсии является достижение определенного возраста, при этом также учитывается пенсионный страховой стаж, который в свою очередь является дополнительным условием, добавляющим дополнительную возрастную конкретику.Следовательно, следует отметить, что юридический факт имеет важное значение в общественных отношениях, поскольку благодаря ему создаются предпосылки к возникновению права, а также его дальнейшее движение и реализация. Благодаря юридическим фактам в общественных отношениях удается точно определить экономические или иные блага, предоставляемые государством в рамках законодательства и иных нормативно-правовых актов нуждающимся гражданам.1.2 Фактические «юридические» составы в праве социального обеспеченияКак писал в свое время М.М. Агарков, «чаще всего юридическое отношение возникает, изменяется или прекращается не в результате единичного факта, а в результате определенной совокупности фактов». Эта совокупность юридических фактов получила в науке название фактического состава. Для того чтобы определиться в их сущности, видах и роли в механизме правового регулирования социально-обеспечительных отношений, необходимо рассмотреть, по меньшей мере, три вопроса: понятие фактического состава;разновидности фактических составов;правовые последствия, порождаемые незавершенными фактическими составами (то есть такими, в которых процесс накопления отдельных фактов еще не закончен).Фактическим составом является система юридических фактов, в%. совокупности влекущих юридические последствия, которые выражаются, как правило, в обеспечении динамики правового отношения (его возникновении, изменении, прекращении). Фактический состав представляет собой именно систему, а не просто конгломерат различных юридических фактов. В подтверждение этого можно указать на следующие системные свойства фактического состава.Прежде всего, фактическому составу присуща расчлененность на элементы. Такими элементами выступают отдельные юридические факты. Во-вторых, для фактического состава характерна не только расчлененность на элементы, но и особые связи между ними. В фактическом составе элементы включены в систему материальных (объективных) отношений и, как все явления материальной действительности, находятся во взаимодействии (например, стаж и возраст неразрывно связаны между собой). С другой стороны, учитывая материально-идеальный характер юридических фактов, они связаны между собой юридическими связями, причем иногда довольно сложными. В-третьих, фактический состав как целое обладает новым, уникальным свойством, каким не обладает ни один из его отдельно взятых элементов. В науке системного анализа такое свойство системы получило название эмерджентности. Например, автомобиль как техническая система обладает таким эмерджентным свойством, как способность к перемещению в пространстве, причем это свойство не вытекает из свойств составных частей (агрегатов, узлов, деталей) автомобиля; это свойство появляется благодаря соединению элементов системы в единое целое. Для фактического состава указанным свойством является способность вызывать правовые последствия, поскольку только все элементы состава могут повлечь указанные в норме права последствия. Ни один из элементов фактического состава, взятый отдельно, не способен породить (изменить, прекратить) это правоотношение, хотя, возможно, он может повлечь иные юридические последствия (отличные от тех, которые вызывает фактический состав в целом), что будет проиллюстрировано в дальнейшем.Круг обстоятельств, входящих в фактический состав, предусматривается гипотезой правовой нормы или ряда норм. В практической деятельности очень важно точно определить элементы состава, включить в него все необходимые и достаточные юридические факты (то есть правильно квалифицировать возникшие отношения). Ошибкой будет как включение в состав лишнего элемента, так и игнорирование факта, имеющего или могущего иметь юридическое значение. Например, для назначения трудовой пенсии по возрасту нужно не менее 5 лет страхового стажа, а для социальной пенсии такого требования не установлено (п. 2 ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», п. 1 ст. 11 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»), следовательно, отказ в назначении социальной пенсии по причине отсутствия у лица страхового стажа неправомерен, так как основан на ошибочном включении в фактический состав лишнего юридического факта.Следует отметить, что все элементы фактического состава имеют юридическое значение для наступления правовых последствий, а потому все они являются юридическими фактами. Например, заявление о назначении того или иного вида социального обеспечения при отсутствии предусмотренных законом оснований и условий его предоставления никакого права на получение помощи или содержания со стороны государства не предоставляет; чтобы такое право возникло, должны существовать все элементы фактического состава. Конечно, это не означает, что все элементы состава равны по своей юридической силе и значению. На наш взгляд, основания и условия - предоставления социального обеспечения как бы «стоят впереди», тогда как факты процедурного характера носят подчиненный, второстепенный характер, способствуют реализации первых. Назначение процедуры, как будет показано в дальнейшем, заключается в том чтобы обеспечить законное и обоснованное наступление материально-правовых последствий. Если наличествует основание и соблюдены условия для получения социального обеспечения, то управомоченное лицо в любой момент может изъявить свою волю на его получение (написать заявление) и вызвать к жизни материальное социально-обеспечительное правоотношение. Напротив, при отсутствии основания или условия заявление как процедурный факт порождает лишь процедурное правоотношение по его рассмотрению и предоставлению соответствующего ответа, и не более того.Как уже отмечалось, в праве социального обеспечения фактические составы как основания возникновения права на тот или иной вид социального обеспечения получили весьма широкое распространение. Например, для возникновения правоотношения, связанного с получением трудовой пенсии по возрасту, необходимо наличие следующих обстоятельств:достижение установленного пенсионного возраста; наличие не менее 5 лет страхового стажа; заявление гражданина о назначении пенсии; решение территориального органа Пенсионного фонда РФ о назначении пенсии. Только в совокупности эти факты влекут соответствующие правовые последствия. Исходя из предоставительно-обязывающего характера норм права социального обеспечения, все юридические факты по их месту в фактическом составе можно разделить на две группы.Во-первых, это объективные основания социальной алиментации (фактическая основа по терминологии Е.И. Астрахана). Это такие факты, которые обусловливают необходимость предоставления лицу того или иного вида социального обеспечения; «жизненные обстоятельства, закрепленные в нормах права, вызывающие потребность доставления благ и услуг на алиментарных началах, а не по труду». К числу подобных фактов следует отнести достижение определенного возраста, болезнь, утрату заработка, страховой стаж необходимой продолжительности и т. д. Именно эти факты порождают необходимость в социальном обеспечении и служат критерием классификации социального обеспечения на отдельные виды (пенсии, пособия, социальные и медицинские услуги, льготы и компенсации, предоставление предметов первой необходимости). Эти факты как раз и являются социально-обеспечительными фактами.Во-вторых, для предоставления социального обеспечения также необходимы и обязательны такие процедурные юридические факты, как обращение нуждающегося субъекта и решение органа социального обеспечения, которые будут подробно рассмотрены в дальнейшем.Следовательно, фактическим составом является система юридических фактов, в совокупности влекущих юридические последствия, которые выражаются в обеспечении динамики правового отношения (его возникновении, изменении, прекращении). В праве социального обеспечения фактические составы как основания возникновения права на тот или иной вид социального обеспечения получили весьма широкое распространение.Вывод по первой главе работы. В данной главе работы рассматривалась общая характеристика юридических фактов в праве социального обеспечения.Таким образом, почти все юридические факты — это не действия, а события, возникающие, как правило, объективно и не зависящие от воли людей, в результате которых утрачивается возможность самостоятельного обеспечения необходимыми жизненными средствами либо этих средств становится недостаточно (старость, инвалидность, безработица, потеря кормильца, бедность, рождение ребенка, смерть и т.д.). Правовые отношения по социальному обеспечению в основном возникают при наличии совокупности юридических фактов из сложных фактических составов, которые имеют: правовые основания обеспечения; волеизъявление лица, ими обладающего; решение компетентного органа о назначении вида обеспечения, на который претендует гражданин.Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению являются установленные законом юридические факты и их составы (т.е. их комплекс).Юр. факты — это жизненные обстоятельства, факты, закрепленные законом как имеющие определенное правовое последствие.Юр. факты в социальном обеспечении — это конкретные жизненные факты, обстоятельства, закрепленные в законодательстве о соц. обеспечении как имеющие определенное правовое последствие для социального обеспечения по различным видам обеспечения.С юр. фактами связано и само возникновение права на определенный вид и размер (объем) обеспечения, а также возникновение и движение правоотношения о реализации этого права.Большинство юридических фактов в социальном обеспечении — это факты-события (инвалидность, нетрудоспособность, смерть и т.п.).Юр. факты, как и нормы права и правосубъектность, являются необходимыми предпосылками правоотношений по соц. обеспечению. Только при наличии одновременно всех трех этих предпосылок может возникнуть и функционировать правоотношение по соц. обеспечению.Один и тот же юридический факт в социальном обеспечении может быть в одном случае правообразующим, в другом — правоизменяющим, а в третьем — правопрекращающим; в одном правоотношении он может быть основным, правообразующим, а в другом — правопрекращающим фактом. (Напр., смерть кормильца — пенсионера по старости является основным правообразующим юр. фактом в праве его семьи на пенсию по случаю потери кормильца и возникновении соответствующего пенсионного правоотношения о ней. А в пенсионном правоотношении о пенсии по старости данного пенсионера его смерть является правопрекращающим юр. фактом (уже не основным, а юридически значимым).Пенсионные правоотношения могут возникнуть, как правило, при наличии лишь нескольких юридических фактов. Это называется сложным составом их возникновенияГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ В ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ2.1 Виды юридических фактов в праве социального обеспеченияВвиду огромного количества и необходимости классификации, юридические факты были поделены по группам и систематизированы с учетом их особенностей и различных сущностных признаков, что в свою очередь позволило упростить их понимание в юридической литературе, а также в обычном человеческом понимании. Однако классифицирование юридических фактов позволяет не только существенно упростить их понимание, а также использовать их при определении норм к тому или иному правоотношению, но и также в свою очередь создает предпосылки для развития теории права.1003846216313Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 4. Юридические фактыРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 4. Юридические фактыРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 4. Юридические фактыРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 4. Юридические фактыРазделение юридических фактов на виды позволяет более точно рассмотреть и понять их структуру, а также определить их особенность и значимость в праве социального обеспечения. При первом рассмотрении и попытке классификации юридических фактов, как отдельной структурной единицы необходимой для создания правовых отношений, исследователи впервые вывели волевой признак юридических фактов, что в свою очередь позволило разделить данный признак на:действие (деятельность человека)событие (возможные обстоятельства, не связанные с волей человека).Действие представляет собой возможную деятельность человека (как противоправную, так и законную), то есть событие, повлекшее за собой появление юридического факта, появилось из-за его возможных действий (как противоправных, так и законных), что в свою очередь позволяет предположить волевой признак его деятельности, которая была осуществлена по воле данного лица. Но, однако, не следует считать любую деятельность человека за юридический факт, данным фактом она станет только тогда, когда действием человека будут затронуты правовые нормы или нарушен закон. Следует отметить, что у действия, как волевого признака, существует интересная особенность. С одной стороны действие можно рассматривать в качестве юридического факта, а именно в том случае если оно является основанием появления определенных правовых последствий, и с другой стороны может стать материальным объектом.Как было ранее сказано, действия могут быть как правомерные, так и не правомерные. Правомерность действий определяет их законность, а также соответствие законным основаниям и нормативно правовым актам. Правомерными действиями в праве социального обеспечения можно считать, к примеру, обращение нуждающихся граждан в органы социальной поддержки, с целью оказания им социальной помощи, причем той помощи, которая является официально закрепленной на законодательном уровне. К данным видам государственной социальной помощи можно отнести социальные пособия, субсидии, также возможно получение натуральной помощи, то есть получение топлива, продуктов питания, медикаментов, одежды и тому подобного. Что же касается неправомерных действий, то это тот вид действий, который идет в разрез с законодательством, а именно является противозаконным. Понятие «неправомерность» действий существует для четкого определения и разделения на то, что можно делать и то, что нельзя. В качестве примера неправомерных действий в праве социального обеспечения можно привести отказ в предоставлении социальных услуг нуждающимся лицам. В данном случае неправомерность действий представителя органов социального обеспечения, отказывающегося предоставить социальную помощь лицам, которые в ней нуждаются, можно будет доказать только в том случае если подтвердиться нуждаемость лиц в данной помощи. В данной ситуации неправомерные действия (в случае их доказательства) представителя органов социального обеспечения можно расценить как основание для появления юридического факта.Возвращаясь к рассмотрению признаков юридических фактов, следует отметить второй по счету, но не по значению, признак, а именно – событие. Под событием подразумевается обстоятельства и возможные явления, которые не зависят от воли человека, они происходят сами собой и могут породить за собой огромное количество правоотношений и правовых последствий, а также на основании данных явлений может появиться множество юридических фактов. Данный волевой признак является самым непредсказуемым в сфере правовых отношений. Если, к примеру, юридические факты действия возможно хоть как- то предугадать, проследить, предусмотреть различные мотивы и тому подобное, то с событиями это в лучшем случае нелегко, а в худшем практически не возможно. События в праве социального обеспечения чаще всего связаны с появлением возможных неожиданных, либо частично неожиданных проблем со здоровьем, или потерей работы в связи с закрытием предприятия и тому подобному. Данные проблемы порождают возможную нужду и надобность в оказании социальной помощи и поддержки. В качестве примера возможного юридического факта события в праве социального обеспечения, можно привести получение травмы на производстве и последующим получением статуса инвалида из-за полученной травмы. В данном случае травма может быть получена как вследствие нарушения техники безопасности, так и в случае обстоятельств, от которых не зависела воля гражданина, получившего травму. Однако есть те событий, которые вполне возможно предугадать и даже к ним подготовиться. К такому событию можно отнести, к примеру, достижение гражданином пенсионного возраста. В данной ситуации это событие является в какой-то мере запланированным, поскольку оно является неотвратимым для всех граждан. Многие события как благоприятные, так и не благоприятные, которые могут стать основаниями для появления юридических фактов, законодатель старается закрепить в нормативно правовых актах, что в случае их наступления позволит столкнувшемуся с ними гражданину получить законную помощь. В таком случае можно заключить, что хоть и большинство событий являются неожиданными и непредсказуемыми в правовых отношениях, многие из них закреплены в нормативно правовых актах, что в свою очередь позволяет предположить, что чисто теоретически законодатель к ним готов и для него они уже, по сути, не являются непредсказуемыми. При дальнейшем изучении юридических фактов, следует также уделить особое внимание времени их продолжительности, а именно на существование краткосрочных и долгосрочных юридических фактов. Определяющим критерием длительности юридических фактов является в первую очередь правовая сущность произошедшего события или обстоятельства. В случае с краткосрочным юридическим фактом можно привести в пример рождение ребенка. Сам факт рождения, уже является тем самым событием, которое можно считать краткосрочным юридическим фактом. Что же касается долгосрочных фактов, то к ним можно отнести, к примеру, нуждаемость гражданина, поскольку, помощь которую может оказать государство в соответствии с федеральным законом «О государственнойсоциальной помощи» не гарантирует гражданину полное удовлетворение его нужды, и данное обстоятельство в виде «нужды», может длиться не определенной количество времени.Как известно, во многих правоотношениях присутствует принцип документального деления. Данный признак не обошел стороной и юридические факты в праве социального обеспечения. Документы, связанные с появлением юридических фактов, могут, как оформляться, так и не оформляться. Многие юридические факты фиксируются и в большей своей массе существуют в оформленном виде. Однако существуют отдельные обстоятельства, которые не нуждаются в фиксации, поскольку по своей правовой сути их можно назвать латентными (скрытыми). В качестве примера подобного юридического факта, можно привести смерть гражданина. В данном случае в момент смерти лица данный факт не закрепляется и не фиксируется, но только именно сам момент смерти, в дальнейшем данное обстоятельство обрастет многими правоотношениями (к примеру, связанные с наследством умершего), а также будет документально закреплено (свидетельство о смерти и тому подобное).Не однозначное значение для юридического факта также имеет его определенность к нормативной модели. Существует два вида подобной определенности:определённые;относительно-определенные.Определенными юридическими фактами являются те, которые обладают фактами, имеют точную конкретику и не нуждаются в различных правоприменительных доказательствах. К таким фактам в праве социального обеспечения можно отнести возраст гражданина, поскольку данное фактическое обстоятельство является исчерпывающим. Что касается относительно- определенных юридических обстоятельств, то тут не все так однозначно. Фактические обстоятельства, названные в юридической литературе как относительно-определенные, могут приобрести юридическое значение не в момент свершения, а позже или даже на много позже, в связи принятием законного акта (нормативного).Юридические факты в праве социального обеспечения подразделяют также в зависимости от их содержания и взаимоотношения между собой. Будучи взаимодополняющими по своей правовой природе, они являются обобщенным выражением. В качестве примера можно привести нуждаемость гражданина в получении жилья.В дальнейшем юридические факты начали подразделять в зависимости от их юридических последствий в праве социального обеспечения и таким образом получилось их разделить на:правообразующие;правоизменяющие;правопрекращающие;комплексные.Также, было предложено дополнить уже существующую классификацию более подробными и уточняющими разновидностями юридических фактов, очень характерными для права социального обеспечения и в итоге удалось получить следующие понятия юридических фактов: правоприостанавливающий (факт) – суть данного понятия состоит в том, что правоотношение имеет лишь временное приостановление и в дальнейшем может возобновиться вновь; правовозобновляющий – действует в отношении приостановленного правоотношения; и правовосстанавливающий – в данном случае возможно восстановление прекращенного правооотношения. Создание подобных подвидов, как было ранее сказано, во многом упростили понимание и скорейшее разрешение дел по многим правоотношениям.При рассмотрении юридических фактов также следует обратить внимание на определение прав граждан на получение того или иного вида социального обеспечения, а также размер получаемой поддержки. В свою очередь на получение подобной помощи влияют определенные события, а также ведется учет неправомерных действий. Подобная тенденция наблюдается в современном законодательстве. Благодаря подобной тенденции, совершаемые гражданином неправомерные действия, не влекут для него какой - либо специфической ответственности, что на первый взгляд может показаться странным, однако, в подобной ситуации государство может применить ряд мер для защиты своих имущественных интересов.Следует упомянуть также те юридические факты, которые подверглись делению в связи с их функцией в фактическом составе, а именно деление на:правопорождающие;правопрепятствующие.Правопорождающие юридические факты являются совокупностью в связи, с которой появляются предпосылки для появления юридических последствий. К таким «последствиям» можно отнести, к примеру, написание заявления на получение пенсии. В данном примере написание лицом заявления на получение пенсии является правообразующим фактом в процедурных правоотношениях. Что касается правопрепятствующего факта в данных правоотношениях, то можно использовать этот же пример, только теперь заявления на получение пенсии не будет рассмотрено в связи с возможной ошибкой в заявлении, либо с изменением пенсионного возраста, в связи, с чем лицо не сможет оформить получение пенсии.Следовательно, следует отметить разнообразие существующих юридических фактов, что приводит к необходимости их классифицирования и распределения по определенным группам. С течением времени юридические факты все больше обрастают новыми понятиями и подвидами, что в свою очередь, позволяет развиваться данной правовой системе. Это развитие во многом помогает данной отрасли развиваться в нужном направлении, при этом стараясь учитывать все возможные события и обстоятельства, с которыми может столкнуться как государство, общество или отдельно взятый гражданин. Данная потребность проявляется весьма очевидно при рассмотрении юридических фактов в праве социального обеспечения, поскольку она вызвана весьма непростой ситуацией в изменчивой социально- правовой отрасли.2.2 Юридические факты в пенсионном обеспечении РФПрежде чем приступить к рассмотрению вопроса о специфике юридических фактов в области пенсионного обеспечения, следует кратко рассмотреть этот вопрос в отраслевом аспекте, а именно, с позиций права социального обеспечения.Юридические факты в праве социального обеспечения составляют часть юридических фактов российского права, поэтому к ним, на наш взгляд, полностью применимы общие положения, характерные для юридических фактов в целом. Вместе с тем следует обратить внимание на то, что право социального обеспечения, являясь самостоятельной отраслью российского права, регулирует сложный комплекс общественных отношений как материального, так и процедурно-процессуального характера, в связи с чем, наряду с общими чертами, в них проявляются специфические особенности общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли права.Юридические факты в праве социального обеспечения играют особую важную роль. Благодаря юридическим фактам возникают и получают свое дальнейшее развитие социально-обеспечительные правоотношения; они позволяют определить виды социального обеспечения, существующие в российском обществе; выступают главным критерием дифференциации видов обеспечения и социально-обеспечительных правоотношений; служат средством для проявления субъективных прав граждан на конкретный вид социального обеспечения.По отношению к норме права юридический факт выступает как внешнее явление, которое необходимо для возникновения и движения правоотношения, благодаря чему содержащиеся в норме права указания на желательное или должное поведение субъектов реализуются, приводятся в действие. В этом и заключается важная роль юридических фактов в динамике социально-обеспечительных отношений. Необходимость определенного юридического факта для возникновения и развития социально- обеспечительного правоотношения с особенной четкостью и наглядностью подчеркивает неразрывную связь реального поведения и правовой формы, невозможность в реальной жизни отделить одно от другого.В юридических фактах - основаниях возникновения, изменения и прекращения правоотношений, проявляются особенности метода правового регулирования социально-обеспечительных правоотношений. Роль юридических фактов в праве социального обеспечения выполняют такие жизненные обстоятельства, как достижение пенсионного возраста, наличие страхового стажа, наступление временной нетрудоспособности или инвалидности, состояние в трудовых отношениях, потеря кормильца, беременность и роды, рождение ребенка, уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет, смерть гражданина, результат воздействия на организм человека радиационных или техногенных катастроф и т.д. При этом социально-обеспечительные правоотношения возникают при наличии совокупности юридических фактов, образующих сложный юридический фактический состав. Причем наступление отдельных юридически значимых обстоятельств влечет возникновение соответствующего вида социально обеспечительного правоотношения: пенсионного, по обеспечению пособиями по временной нетрудоспособности, пособиями по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком и т.д. К юридическим фактам, влекущим прекращение социально-обеспечительных правоотношений, можно отнести восстановление трудоспособности, смерть пенсионера, достижение ребенком установленного возраста, достижение совершеннолетия членом семьи умершего кормильца и т.д. Как правило, указанные жизненные факты, в большинстве случаев влекут прекращение соответствующего правоотношения, находясь в юридическом фактическом составе.В теории права социального обеспечения юридические факты традиционно определяются следующим образом: «Юридические факты в социальном обеспечении — это конкретные жизненные факты, обстоятельства, закрепленные в законодательстве о социальном обеспечении как имеющие определенное правовое последствие для социального обеспечения по различным видам обеспечения».В то же время в работах некоторых представителей науки права социального обеспечения и учебниках по праву социального обеспечения дефиниции юридических фактов находят некоторое уточнение. Так, например, Р.И. Иванова считает, что «юридический факт — это закрепленный в нормах права факт объективной действительности (событие, действие и т.д.), который вызывает возникновение, изменение, течение во времени, прекращение правоотношений и наступление иных правовых последствий». По мнению B.C. Андреева «юридические факты служат основанием возникновения правоотношения и следовательно — всех его элементов, основанием изменения уже возникших правоотношений или основанием их прекращения. Однако для данных правоотношений юридическое значение обстоятельств, составляющих юридический факт, не исчерпывается только этим». Позже B.C. Андреев определял юридические факты «как обстоятельства или жизненные факты, с которыми право связывает возникновение или прекращение правоотношений или наступление иных правовых последствий». В.Ш. Шайхатдинов, акцентируя внимание на специфике метода права социального обеспечения отмечает, что особая роль здесь принадлежит юридическим фактам: «Специфика метода права социального обеспечения проявляется в специфике юридических фактов как оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений». В учебнике по праву социального обеспечения под редакцией Е.Е. Мачульской и Ж.А. Горбачевой юридические факты определяются как «объективные обстоятельства (события и действия), с которыми связано возникновение, изменение или прекращение правоотношений».Таким образом, из приведенных выше дефиниций следует, что для права социального обеспечения «ценными» признаются те юридические факты, которые влекут юридические последствия в сфере социально-обеспечительных правоотношений. Вместе с тем определения юридических фактов, сложившиеся на сегодняшний день, как в отечественной теории права, так и в праве социального обеспечения, требуют некоторых уточнений. Обусловлено это тем, что ученые не разделяют понятия «правовая модель жизненного факта» (обстоятельства) и «юридический факт», обозначая их одним термином «юридический факт».Следует согласиться с точкой зрения В.Н. Синюкова о том, что «факт-модель — это конструкция, предназначенная законодателем для выполнения определенной юридической функции. Ее задача перевести жизненное явление в сферу правовых отношений. Только в таком виде реальный факт может служить основанием движения правоотношения. Юридический факт-модель - своеобразный правовой «модуль» («переходник»), через который законодатель и правоприменитель вводят различные социальные явления в русло правовых отношений».В то же время жизненные обстоятельства — это фрагменты реальной действительности, они разнообразны, но при этом каждое из них конкретно. Часть из них относится к области природы, точнее, к биологической природе человека, другая - к области социальной жизни. Их наступление оказывает существенное воздействие на общественные отношения, в связи с чем, возникает необходимость в правовом урегулировании последних. Однако общественное отношение становится правовым только тогда, когда налицо предпосылки правового регулирования жизненных обстоятельств, то есть в обществе приняты нормы, которым, по мнению государства и самого общества, должно соответствовать поведение его граждан в той или иной социальной ситуации. В целях упорядочения общественных отношений, законодатель, выделяя наиболее важные признаки жизненных обстоятельств, проецирует их в гипотезах норм права, тем самым создает правовую модель жизненного обстоятельства, и в дальнейшем с ней связывает определенные правовые последствия при фактическом наступлении жизненных обстоятельств. Следовательно, определяя юридический факт, целесообразно основываться на понимании его как реального жизненного факта, при этом дефиниция должна объединять такие признаки, как закрепление в норме права не самого жизненного факта, а его правовой модели, с наступлением которого связываются определенные юридические последствия; реальное наступление этого жизненного факта; возможность порождать определенные правовые последствия. 2.3 Проблемы юридических фактов в правопримененииФакты, прежде чем они проявят свое юридическое значение, должны быть надлежащим образом установлены. Установление и доказывание юридических фактов - одна из традиционных проблем юридической науки.Отправной «точкой» правоприменительного процесса выступает юридически значимая социальная ситуация. Именно она - основание и конечный объект социально-правового организующего воздействия. Но в сферу правового регулирования социально-юридическая ситуация входит не непосредственно, а через своего «представителя» - юридический факт. Юридические факты (фактические составы), в свою очередь, вводятся в правоприменительный процесс посредством доказательств. Доказательства — это фактические данные, имеющие значение для установления юридических фактов, выраженные в предусмотренной законом форме.Можно ли считать доказательства юридическими фактами? В юридической практике, к сожалению, не всегда проводится четкая граница между теми и другими. Трудность в решении данного вопроса обусловливается следующим противоречием. С одной стороны, доказательства — это фактические обстоятельства, вовлеченные в юридический процесс и через него связанные с наступлением правовых последствий. Далеко не всякие факты действительности могут выступать в роли юридических доказательств. С другой стороны, как видно из предшествующего изложения, доказательства нельзя смешивать с юридическими фактами, составляющими предмет доказывания по делу. Отсутствие юридического факта исключает применение нормы, тогда как отсутствие доказательства не исключает, как правило, представления других доказательств.Завершающим этапом процесса доказывания юридических фактов является их оценка. Оценочность - неотъемлемый элемент целесообразной сознательной деятельности. Она пронизывает весь ход процессуального познания, начиная с самых первых его этапов: оцениваются различные версии, относимость и допустимость отдельных фактов, их достоверность и т. п. Наибольшую трудность, как свидетельствует практика, представляет оценка достаточности собранных по делу доказательств.С точки зрения теории информации, правоприменительная деятельность — это процесс преобразования информации о фактических обстоятельствах дела в информацию о принятом решении.Ключевым моментом этого преобразования являются юридическая оценка фактических обстоятельств, их квалификация. Содержанием юридической квалификации является сопоставление информации о фактических обстоятельствах с их юридической моделью, закрепленной в юридической норме. Именно в результате квалификации фактическое обстоятельство признается юридическим фактом, официально приобретает качество юридического факта или состава. Ошибка в квалификации означает приписывание фактам несвойственного им юридического значения либо игнорирование фактов, имеющих юридическое значение. И первое, и второе влечет принятие необоснованного, незаконного решения.Фактическая основа правоприменительного акта иногда включает не только факты, установленные в определенном законом порядке, но и некоторые другие обстоятельства. Имеются в виду факты, признанные судом общеизвестными, имеющие преюдициальное значение, презумпции и фикции. Эти факты не нуждаются в доказывании, они входят в состав юридических (или доказательственных) фактов в «готовом» виде. Устранение из процесса этих фактических обстоятельств сделало бы процессуальную деятельность неоправданно формальной и казуистической, существенно отяжелило бы весь юридический процесс.Изложенное выше, хотя по необходимости весьма схематическое описание процесса установления юридических фактов, позволяет сделать следующие выводы:нельзя ни отождествлять юридические факты, доказательственные факты, доказательства, ни разрывать их. Это неразрывно связанные, но не тождественные элементы процесса правового познания;установление юридических фактов представляет собой информационный процесс, содержание которого заключается в преобразовании информации о фактах: из разрозненной - в систематизированную, вероятного знания - в достоверное;установление всех необходимых обстоятельств позволяет дать им юридическую оценку (квалифицировать) - признать или не признать за ними качество юридического факта (юридического состава).Любой юридический факт представляет собой единство содержания и формы - внешнего выражения этого содержания. Юридические факты по своей природе таковы, что они, как правило, не могут существовать в неоформленном виде. Социальное обстоятельство лишь тогда порождает правовые последствия, когда оно определенным образом зафиксировано и установлено законными средствами в правоприменительном процессе. Такие социальные обстоятельства как трудовой стаж, образование, нуждаемость в жилье и т. п. вообще не могут войти в правовое регулирование без их регистрации, законного процедурно-процессуального оформления. Сказанное позволяет понять значение фиксации и удостоверения юридических фактов для их функционирования в механизме правового регулирования.Система фиксации и удостоверения юридических фактов изучается под своим углом зрения отраслевыми юридическими науками, например, в области пенсионного законодательства. В систему органов, фиксирующих юридические факты в области пенсионного обеспечения, включаются органы записи актов гражданского состояния, органы социального страхования, военные комиссариаты, архивы, отделы кадров предприятий, домоуправления и др. Участники данных процедурно-процессуальных отношений подразделяются на первичные (фиксируют первоначальные факты) и вторичные (на основании фактических данных принимают решения о назначении пенсии или предоставлении иного блага).В общетеоретическом плане вопрос о системе фиксации и удостоверения юридических фактов разработан недостаточно. Между тем, это один из важных вопросов общей теории юридических фактов. Взятая в общем виде данная система включает в себя, во-первых, органы, организации и должностных лиц, уполномоченных фиксировать те или иные фактические обстоятельства; во-вторых, установленные законом средства фиксации и стандартные процедуры работы с ними (издание приказов, оформляющих те или иные факты, внесение записей в личные дела, в трудовые книжки, регистрация тех или иных фактов записями в журналах, составление актов и т. п.); в-третьих, действия по выдаче информации о юридических фактах (свидетельств, копий, выписок, справок и др.).В фактофиксирующей системе необходимо различать деятельность общего и деятельность специального назначения. Общая фактофиксирующая деятельность связана с регистрацией различных фактических обстоятельств независимо от их использования в конкретных правоотношениях (фиксация стажа работы, возраста, местожительства, семейного положения, полученных дипломов, регистрация вновь образуемых предприятий, регистрация недвижимости и т. п.). Результаты этой фактофиксирующей деятельности могут использоваться для возникновения, изменения, прекращения самых различных правовых отношений. Специальная фактоустановительная деятельность ведется компетентным государственным органом по конкретному юридическому делу (гражданскому, пенсионному, уголовному) и осуществляется в пределах, необходимых для разрешения именно данного дела. Результаты специальной фактоустановительной деятельности, выраженные в правоприменительном акте (решении, приговоре суда), приобретают общее юридическое значение, могут использоваться для разрешения иных юридических дел.Фиксация и удостоверение фактов - близкие, сопряженные, но все же не совпадающие виды деятельности. Фиксация представляет собой регистрационную деятельность, документальное закрепление фактических обстоятельств. Удостоверение состоит в подтверждении истинности фактов их существования. Фиксация и удостоверение факта нередко сливаются в едином акте (например, регистрация брака, нотариальное удостоверение сделки), но они могут существовать и порознь (например, удостоверение подлинности документа, аутентичности копии).Реальные системы фиксации и удостоверения юридических фактов существенно различаются в зависимости от характера юридического факта, его социальной значимости, области правовых отношений, с которыми связан данный факт. Они включают несколько подсистем, отличающихся далеко неодинаковым уровнем развитости, нормативной урегулированности, юридической культуры. Следствием этого является разный уровень «юридической надежности» фиксируемых и удостоверяемых ими фактов. Различия отчасти обусловлены характером самих фактических обстоятельств, не совпадающим их значениям в регулировании общественных отношений. Но очевидно и то, что сама фактофиксирующая деятельность не всегда отвечает необходимым требованиям, особенно, когда она сочетается с управленческой, производственной деятельностью.Установлено, например, что предприятия, учреждения и организации обязаны свидетельствовать копии документов, представляемых гражданами в эти предприятия, учреждения, организации, если законодательством не предусмотрено свидетельствование копий таких документов в нотариальном порядке. Следовательно, на субъекта, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, возлагается полная ответственность за свидетельствование всех необходимых для этого фактов.Система фиксации и удостоверения юридических фактов нуждается в дальнейшем совершенствовании. В литературе неоднократно указывалось на отсутствие единой общегосударственной системы регистрации предприятий, а также общегосударственной системы регистрации недвижимости. Очевидно, что отсутствие подобных общегосударственных регистрационных систем крайне отрицательно влияет на становление рыночной экономики, выступает одним из факторов ее криминализации.Организации, для которых фиксация и оформление юридических фактов не является основным видом деятельности, не всегда уделяют, достаточное внимание этому участку работы. Важные фактические обстоятельства закрепляются небрежно, с большим опозданием, что существенно осложняет защиту законных прав и интересов граждан. Должностные лица и работники, выполняющие фактофиксирующие функции, практически не несут за свои действия ответственности, ибо их ошибки и упущения выявляются зачастую через много лет, когда возможность привлечения к ответственности уже утрачена.Нередко сами граждане, предприниматели, вступая в те или иные правоотношения, пренебрегают их юридическим оформлением. Правовая связь складывается на ненадежной, по существу дефектной фактической основе. Такого рода правоотношения - один из источников сложных «казусных» ситуаций, возникающих в правоприменительной практике.Небрежное отношение к оформлению документов служит благодатной почвой для проходимцев, создающих финансовые «пирамиды», домогающихся выплат им различного рода «пособий» и «компенсаций». В правовой пропаганде необходимо настойчиво проводить мысль, что своевременное и правильное оформление юридически значимых обстоятельств, правоотношений, сделок - не формализм, а необходимый элемент юридической культуры, предпосылка формирования правового государства и цивилизованной рыночной экономики.Вывод по второй главе работы. В данной главе работы изучалась классификация юридических фактов в праве социального обеспечения.Таким образом, на основании всего вышесказанного следует сделать соответствующий вывод о том, что юридические факты в социальном обеспечении и социально- обеспечительные юридические факты не являются обособленными понятиями. Однако они нераздельны и по сути, являются единым целым. Одно дополняет другое. Если юридический факт в социальном обеспечении является возможным основанием или обстоятельством, при котором возникает правоотношение, то социально-обеспечительный юридический факт является определением для возможных правовых последствий, а также он предоставляет возможность для определения и получения конкретного социального обеспечения в связи с наступлением данного обстоятельства.ЗАКЛЮЧЕНИЕПриняв во внимание все аспекты юридических фактов в праве социального обеспечения и при этом, рассмотрев их основные виды и классификации и проанализировав значение данных фактов в социальных отношениях, можно сделать вывод: юридические факты являются неотъемлемой частью современной правовой системы, а именно социально- обеспечительных отношений, поскольку благодаря им возможно существование правоотношений в праве социального обеспечения.Как и было ранее сказано, значение юридических фактов в праве социального обеспечения и в целом в правовой отрасли, достаточно велико. По сути, благодаря юридическим фактам и существует правовая отрасль, то есть без юридического факта не могло бы произойти юридическое правоотношение, одно вытекает из другого. Конечно, для каждой отрасли права существуют свои юридические факты, которые имеют свою специфику, а также имеет определенные методы для регулирования общественных отношений, входящих в предмет данной отрасли. В связи с ростом значимости, данная отрасль права стала центром заинтересованности современных юристов. Право социального обеспечения является неотъемлемой частью жизни современного общества. Основные положения, связанные с правами граждан на получение социального обеспечения закреплены в конституции Российской Федерации. Все жизненные обстоятельства, происходящие с человеком на протяжении всей его жизни, можно причислить к юридическим фактам, а именно рождение или смерть, болезнь, получение инвалидности и тому подобное, все эти аспекты неизменные, либо возможные спутники человека в его жизни. Благодаря их значимости, они находят свое отражение в нормах права социального обеспечения и поэтому ценность их научного исследования заметно возрастает и становится приоритетной. Приоритет же, определяет чрезвычайно разнообразное использование различных юридических фактов в данной правовой структуре, поскольку, благодаря специфике данного права законодатель стремится закрепить в правовых актах все возможные ситуации, приводящие к нужде гражданина.Ввиду огромного количества и необходимости классификации, юридические факты были поделены по группам и систематизированы с учетом их особенностей и различных сущностных признаков, что в свою очередь позволило упростить их понимание в юридической литературе, а также в обычном человеческом понимании. Однако классифицирование юридических фактов позволяет не только существенно упростить их понимание, а также использовать их при определении норм к тому или иному правоотношению, но и также в свою очередь создает предпосылки для развития теории права. Разделение юридических фактов на виды позволяет более точно рассмотреть и понять их структуру, а также определить их особенность и значимость в праве социального обеспечения. Юридические факты в праве социального обеспечения подразделяют также в зависимости от их содержания и взаимоотношения между собой. Будучи взаимодополняющими по своей правовой природе, они являются обобщенным выражением. В качестве примера можно привести нуждаемость гражданина в получении жилья.Социальное обеспечение по своей правовой природе является совокупностью правовых общественных отношений, которые регулируются нормами данной отрасли права. Рассматривая экономическую сущность в сфере социального обеспечения можно выделить распределительный способ отношений, то есть существует определенный экономический вид благ, который распределяется на граждан в случае необходимости либо нужды последних.На основании всего вышесказанного следует сделать соответствующий вывод, юридические факты в социальном обеспечении можно рассматривать как связующее звено между, к примеру, оказываемой помощью и гражданином нуждающемся в этой помощи. По своей юридической природе юридический факт является возможным жизненным обстоятельством, причем данные «обстоятельства» закреплены законодательно как основание оказания социальной поддержки. Разнообразие существующих юридических фактов, приводит к необходимости их классифицирования и распределения по определенным группам. С течением времени юридические факты все больше обрастают новыми понятиями и подвидами, что в свою очередь позволяет развиваться данной правовой системе. Это развитие во многом помогает данной отрасли развиваться в нужном направлении, при этом, стараясь, учитывать все возможные события и обстоятельства, с которыми может столкнуться как государство, общество или отдельно взятый гражданин. Рассматривая юридические факты в праве социального обеспечения, данная надобность очень ярко прослеживается, поскольку она вызвана весьма непростой ситуацией в изменчивой социально-правовой отрасли. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКНормативно-правовые акты"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022)"Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2022)"Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 16.04.2022)Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 08.03.2022) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 21.12.2021) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 30.04.2022) "О государственной социальной помощи"Список литературыАлександрова, Н.В. Юридические факты в механизме гражданско-правового регулирования / Н.В. Александрова // Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. — 2019 – С. 35-38Алексеев, С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. — М.: Юрид. лит., 2020. — 187 с.Бакулина, Л.Т., Проблемы теории права и правореализации: учебник / Л.Т. Бакулина, Р.Г. Валиев, М.В. Воронин и др. — Казанский (Приволжский) федеральный университет. — Москва: Статут, 2017. — С. 185-186Беломестных, А.А. Функции юридических фактов / А.А. Беломестных // Вестник науки. — 2019. — Т. 2. — № 8 (17). — С. 18-20.Белоусов, В.А. Юридические факты в механизме правового регулирования / В.А. Белоусов // Аллея науки. — 2019. — Т. 5. — № 1 (28). — С. 779-785.Демин, В.М. Эффект замещения в юридическом составе / В.М. Демин // Право и государство: теория и практика. — 2018. — № 1 (157). — С. 9-13.Зимин, А.Н. Юридическая норма и юридический факт / А.Н. Зимин // Современные научные исследования и разработки. — 2018. — Т. 1. — № 11 (28). — С. 272-281.Исаков, В.Б. Фактический состав в механизме правового регулирования: монография / В. Б. Исаков; под ред. С. С. Алексеева. — Репр. изд. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. — 128 с.Кабаев, В.К. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата / В. К. Бабаев [и др.]; под редакцией В. К. Бабаева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 578 с.Ларин, А.Ю. К вопросу о терминологии и классификации юридических фактов / А.Ю. Ларин // Синергия Наук. — 2018. — № 23. — С. 644-651.Матузов, Н.И. Теория государства и права: учебник / Н.И. Матузов — Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. — Москва: Издательский дом Дело, 2017. — С. 276-278.Матузов, Н.И. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, - 2020.- 512с.Мусаев, Н.Р. Юридический факт, как основание возникновения субъективного права / Н.Р. Мусаев // Colloquium-journal. — 2019. — № 15-11 (39). — С. 86-87.Печенкина, Н.А. Юридические факты как основание гражданских правоотношений / Н.А. Печенкина //. На пути к гражданскому обществу. — 2019. — № 2 (34). — С. 23-26.Рожкова, М.А. Теории юридических фактов гражданского и процессуального права: понятия, классификации, основы взаимодействия. Дисс. докт. юрид. наук. — Москва, — 2018. — 418с.Рыбкина, В.С. Проблема классификации юридических фактов / В.С. Рыбкина // Аллея науки. — 2019. — Т. 2. — № 4 (31). — С. 557-560.Сунцова, Е.А. Теория государства и права: учебное пособие / Е.А. Сунцова, Е.И. Бычкова, А.Н. Волчанская, С.А. Правкин — Академия Следственного комитета Российской Федерации. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2019. — С. 155.Титов, Е.В. Понятие юридического факта / Е.В. Титов // Ex jure. — 2018. — № 4. — С. 7-31.Черкашин, Е.Ю. Проблемы теории государства и права: учебное пособие / Е.Ю. Черкашин, И.В. Клюковская — Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Северо-Кавказский федеральный университет. — Ставрополь: СКФУ, 2017. — С. 98-99.Шевчук, С.С. Становление и развитие теории юридических фактов в праве (история и современность) / С.С. Шевчук // Правовая политика и правовая жизнь. — 2018. — № 4. — С. 98-106.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
НОУ ВО МосТех
По моей просьбе, работа была выполнена раньше назначенного срока. Сдал на отлично, были не...
star star star star star
Московский технологический институт
Работа сдана на отлично, автор все замечания выполнил без проблем!!! Спасибо 5+
star star star star star
ЮУрГУ
Благодарю за выполненную работу! Всё сделано на высшем уровне. Рекомендую всем данного исп...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.