это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4128028
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Один издатель как-то отметил, что у каждого писателя внутри «оттиснута» определенная цифра, точное число страниц, которое он не превысит ни в одной книге. Чехов никогда бы не смог написать по-настоящему длинный роман, он был спринтером, а не стайером. Он словно не умел удерживать в фокусе узор жизни, который повсюду выхватывал его гений; он мог сохранять его живую прелесть ровно столько, сколько требуется для рассказа, но не мог сохранить детальность, необходимую для длинного и развернутого повествования [11, с. 355]. Поскольку Чехов начинал свою деятельность литератора еще будучи студентом, для творческого выражения им был выбран жанр рассказа. Он был легким, не обязывал к упорному труду и немедленно оплачивался. Чеховские рассказы печатались в журналах обывательского, развлекательного толка, иногда бездумного смеха: «Стрекоза», «Осколки», «Будильник», «Зритель». [10, с. 32]. Особое место в творческой галерее периода 80-ых годов занимают рассказы, посвященные человеку, пребывающему с сфере искусства. Первый опубликованный сборник чеховских рассказов назывался «Сказки Мельпомены» (1884 г.). Входящие в него рассказы подробно освещают все стороны современного писателю театрального быта. В студенческую пору А. П. Чехов тесно общался с молодыми художниками – брат его, учившийся в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, познакомил начинающего писателя со своими друзьями. Несомненно, творческие люди привлекали Чехова яркой эмоциональностью, глубиной внутреннего мира и удивительными находками в живописи, поэзии, на подмостках. Однако, в свойственной ему манере, Чехов умел изобразить и горечь, мелочность, предательство, уродливый комизм, присущий этой сфере жизни в ничуть не меньшей степени, чем какой – либо другой. Целью настоящей работы является исследование ранней чеховской прозы, посвященной человеку и искусству. Для достижения указанной выше цели необходимо решить следующие задачи: - проанализировать период раннего творчества А. П. Чехова, отметить свойственные ему специфические черты;- исследовать изображение театральной среды и актеров в рассказах периода 1880-1888 -ых гг.;- выявить особенности чеховской прозы, изображающей жизнь человека творческой профессии. Объектом исследования выступают рассказы Чехова, посвященные человеку искусства – «Трагик», «Калхас», «Месть» и др. Предметом являются особенности изображения Чеховым человека и искусства, героя, принадлежащего творческой сфере. Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов, как В. Б. Катаев, К. С. Оверина, О. Овчарская, Э. Д. Орлов, И. Н. Сухих, А. П. Чудаков и др. Структура работа состоит из введения, трех теоретических вопросов, заключения и списка использованных источников.Специфические черты раннего творчества А. П. Чехова. Несмотря на то, что с 1880 г. Чехов начал печататься, он все еще долго не осознавал себя писателем. По окончании университета Чехов в звании уездного врача приступил к лекарской деятельности сначала в Чикине, затем он временно заменял местного врача в Звенигороде. Чехов считал, что занятия медициной имели прямое отношение к его литературному творчеству и наложили свою печать на его литературный талант. Несравненную галерею человеческих характеров ему удалось создать уже в первые годы творчества, каждый из которых показывал реальную картину бытового и нравственного содержания того времени. Это в полной мере относится и к артистам, художникам, музыкантам. Они тоже отражение своей эпохи, возможно, даже в большей степени, чем представители иных специальностей. Во – первых, они являются своеобразным культурным отражением эпохи, а во-вторых, посредством творческого выражения, имеют возможность влиять на умы и настроение людей, своих современников. Структура чеховской сценки в ее сходствах и отличиях в литературной продукции эпохи исследовалась неоднократно. Сценка похожа на стоп-кадр, мгновенную зарисовку с натуры. «Основное содержание сценки – диалог или разговор с участием нескольких человек. Поэтому вступления сведены к минимуму, они – кратчайший переход к основному, к диалогу». [9, с. 12]. Сценка – самый известный жанр Чехова 80-ых годов. Вопрос об особенностях повествования в ранних текстах А.П. Чехова охватывает достаточно широкий спектр теоретических и историко-литературных проблем. Сложность ситуации заключается в необычном положении писателя, чьи произведения сыграли серьезную роль в развитии как классической, так и массовой русской литературы. Таким образом, творческая история Чехова осмысляется как эволюция не только в смысле развития художественной системы писателя, но и как сознательный отказ от «несерьезного» занятия в пользу «настоящей» литературы. Рубеж, разграничивающий два периода творчества писателя, привлекает большое внимание исследователей. Так, А.П. Чудаков описывает его через перелом повествовательной системы молодого автора. [12]. По мнению ряда исследователей, жанр юморески не повлиял на зрелое творчество писателя. И. Н. Сухих считает, что подпись к рисунку, мелочишка и рассказ-сценка были для Чехова, по сути, «тупиковыми и полностью остались в 80-х годах». [14, с. 76]. Безусловно, как самостоятельный жанр юмореска больше не появляется у Чехова. Однако именно выразительность и способность к трансформации этого жанра не дали ему исчезнуть совсем из зрелого творчества автора. В 1898 г. Чехов готовит для собрания сочинений текст под заглавием «Из записной книги Ивана Ивановича». Для этого он объединяет и редактирует юморески, опубликованные в «Осколках» в 1883−1886 гг. Таким образом «юмореска не была им забыта несмотря на то, что в свои первые сборники он не включал произведения этого жанра. «Юмореска как жанр остается в «осколочном» периоде, но отдельные ее черты Чехов использует и в дальнейшем для большей выразительности зрелых текстов, для создания характеризующих деталей, в отдельных случаях — для выстраивания композиции произведения. «Осколочные» «мысли и заметки», «предписания», «письмовники», ‒ отмечает О. Овчарская. [13. 101] «В мир Чехова, – пишет А. Чудаков, – мелкое и вещно-случайное входит не потому, что и малое может, среди прочего, оказаться нужным в сложных перипетиях художественного построения, но, очевидно, потому, что от него автор не может отказаться, что он так видит, что его душа открыта всем впечатлениям бытия без изъятая, всему, что есть в человеке и окружает его – вещному и духовному». [15, с. 173] Особенностью композиции его рассказов (условия юмористических изданий ‒ не более ста строк) является динамичное, быстрое развертывание сюжета, имеющее неожиданное начало, без введения для введения в суть изложения, а финал, контрастирующий с началом произведения.Изображение театральной среды и актеров в рассказах периода 1880-1888 -ых гг. Интерес Чехова к театру обнаруживается на заре его творческого пути. Сначала он обращается к «театральной» теме, будучи фельетонистом – обозревателем. В поле его зрения – репертуар и актерская игра, постановка отдельных пьес и судьбы актеров. Чехов, кроме того, подробно знакомится с театральным бытом. Он не ограничивается банальным перечислением новинок очередного театрального сезона, но дает отрицательную оценку тем сторонам театральной жизни, которые противоречат его художественному вкусу. В свойственной ему сатирической манере, Чехов освещает приемы мелодраматического стиля большинства пьес из репертуара, предпочтение зрителем жанра феерии, склонность драматургов к сюжетным эффектам и пренебрежение бытовым материалом. Та же оценка отразится в переписке Чехова 1887-1889 гг. и, конечно, он «перенесет» собственное восприятие современной ему театральной реальности в авторскую прозу. [6, с. 129] Кроме того, за внешним лоском и неправдоподобной порой игрой, он мог разглядеть нечто большее, «обнажить» актерскую душу. Написанный в 1886 г. рассказ «Калхас» (впоследствии преобразованный автором в одноактную пьесу) повествует о старом комике Светловидове, который, проснувшись посреди ночи после состоявшегося накануне бенефиса, предается невеселым размышлениям. Актер осознает, что жизнь прожита, и он ощущает себя один на один с «черной ямой зрительской ложи». Чему было посвящено его существование? Что осталось сейчас, сегодня, когда он понял, что необходимо подвести итоги? Увы, ответ неутешителен – Светловидов понимает, что он очень многим пожертвовал ради мифического, эфемерного счастья. Даже истинную любовь он, по сути, принес в жертву любви зрительской. Цена же последней – «целковый за фотографию». [2, с. 393] Напротив, поводом для иронии в нескольких произведениях Чехова становится эффектная манера исполнения трагических ролей в классическом театре. В сборник «Сказки Мельпомены» вошел рассказ «Трагик», где главный герой с упоением, переходящим границы разумного, отдается роли: «Он похищал Елену одной рукой и держал ее выше головы, когда проносил через сцену. Он кричал, шипел, стучал ногами, рвал у себя на груди кафтан. Отказываясь от поединка с Морозовым, он трясся всем телом, как в действительности никогда не трясутся, и с шумом задыхался». Публика, однако, пребывала в восторге: «Театр дрожал от аплодисментов». [5, с. 184] К. В. Борисова указывает: «Экспрессия жеста и мимики не подкреплена эмоцией, в которую мог бы поверить зритель, наблюдающий это действо, или читатель, которому повествуют о происходящем на сцене. Вследствие потери содержания происходит стирание знаковости сценического жеста, неубедительного и фальшивого. Тем не менее, выразительное жестовое поведение — обязательная черта трагического героя». [8] Театр конца XIX века основывался на «системе выразительных движений» Ф. Дельсарта. За каждым жестом стоял скрытый смысл, мимика отображала эмоции, которые актеру необходимо было сыграть. Разочарование Чехова, в общем – то, вполне понятно. Разрушались каноны актерской игры, где мысль можно было передать иносказательно, порой только взглядом или затянувшейся паузой. Здесь же мы наблюдаем не талантливую игру, но комичный фарс. Представляется, что в какой-то степени эта нелепость, гротескность переносилась в реальность, и «люди искусства» как раз являлись ее «носителями». Герой рассказа «Месть», провинциальный комик-имярек, уговаривает молодую актрису утешиться по поводу несчастной любви и… одолжить ему на время ее же бенефиса дорогой (в прямом, а для женщины — и в переносном смысле) халат бросившего ее возлюбленного, дабы более убедительно и эффектно играть роль графа. Восприняв отказ как оскорбление, комик срывает бенефис, вывесив у кассы театра объявление о том, что все билеты на вечерний спектакль проданы. Его собственные слова об артистической солидарности, животворящей силе искусства оказываются погребенными под выбросами лавы мелкого самолюбия, злости, агрессивности. Служитель искусства оказывается недостойным самого искусства, да и само оно выглядит здесь бессильным. Иными словами, искусство в этом рассказе словно теряет свой гуманистический потенциал. [7] Особенности чеховской прозы, изображающей жизнь человека творческой профессии. Репортеры и писатели, дирижеры и певцы, актеры, суфлеры, антрепренеры, художники – представители творческой интеллигенции, герои чеховской прозы 80-ых годов. Остановимся подробнее на некоторых из них.Можно заметить, что в ранних рассказах Чехов часто создаёт образы корреспондентов, редакторов и читателей газет и журналов. Нередко корреспондент предстаёт как смешной персонаж, который чаще всего голоден. При этом Чехов не считает, что поэтому можно снизить планку профессиональных требований. Зависимое положение, в котором находится журналист, приводит к тому, что он становится безразличным к тому, что он публикует, стремится к покровительству сильных мира сего, лжёт, приобретает зависимость от алкоголя и т.д. Его не любят окружающие, хотя при этом они любят читать газеты, журналы, обсуждать их содержание. В поздней новеллистике писатель реже обращается к образу журналиста. Человек, который трудно живёт, редко задумывается об экзистенциальных вопросах. Образ репортера, злоупотребляющего алкоголем, можно встретить в рассказе «На кладбище». Два противоположных по психологическим свойствам типажа журналистов предстают перед читателем в рассказе «Два газетчика» - несмотря на множество разительно отличающихся черт, первым делом в глаза бросается безнравственность обоих персонажей. Знаменитая чеховская «Попрыгунья», написанная в 1891 г., как нам кажется, «родом» из раннего периода чеховского творчества. Ветренная Ольга не колеблется, изменяя своему мужу с модным художником. Кажется, сам лениво – неторопливый быт, отсутствие формирующей «стержень», смысл жизни цели, подталкивает ее к предательству и измене. Да и само увлечение героини живописью носит какой-то полудетский, несерьезный характер – она не чувствует в себе ни ярких способностей, не обладает выраженным талантом. Это скорее способ таким вот, искусственным способом «наполнить» собственную жизнь, подпитаться эмоциями. А настоящая, подлинная любовь и верность были совсем рядом – но «художница» их не увидела. Показателен рассказ «Жены артистов» из сборника «сказки Мельпомены». В нем представители профессий, принадлежащих искусству, демонстрируют редкое равнодушие по отношению к близким и полнейшую безнравственность. Скульптор заставляет свою жену позировать у окна обнаженной, экономя на натурщице. Виолончелист и флейтист вынуждает семью и соседей бесконечно слушать его бездарные выступления4 писатель «пытает» жену расспросами, как она смела уснуть, читая его гениальное произведение. А когда супруга скульптора кончает жизнь самоубийством, причиной чему послужило то, что она разбила статую, творец не скорбит об утрате спутницы жизни, но жалеет..статую. Налицо, таким образом, полное бездушие. Показывает Чехов и иную, преображающую силу искусства. На первый взгляд, чужие, порой ненавидящие друг друга, друг на друга не похожие ни по привычкам, ни по статусу, ни по возрасту, ни по таланту, муж и жена — герои рассказа «Он и она» — объединены почти мистическими узами, таинственной силой, способной преобразить и человеческие отношения, и самого человека. Эта сила — искусство. Уродливая женщина на сцене предстает красавицей. Гротескный портрет актрисы во внутреннем монологе мужа («у нее нет лба; вместо бровей лежат две едва заметные полоски; вместо глаз у нее две неглубокие щели... Нос — картофелью...») сменяется идеализированным (в его же восприятии): «Нигде в другом месте вы не найдете таких чудных глаз. Когда она, моя жена, начинает петь <...> тогда поглядите на мое лицо и вам откроется тайна моей любви». Аналогичной метаморфозе в повествовании подвергается и портрет мужа. [7] Заключение Подводя итоги нашего небольшого исследования, хочется отметить следующее. Представляется, что «ранний» Чехов исследует жизнь людей искусства, представителей творческих профессий, преследуя две цели. Первая обусловлена его репортерской деятельностью, он вникает во все детали и мелочи, предвосхищая создание если не резонансного, то хотя бы просто интересного репортажа. Вторая же заключается в поиске смысла, который (по умолчанию) должен «наполнять» жизнь актера, художника, журналиста. Ведь созданное ими становится достоянием людей, составляет культурные ценности и в какой-то степени формирует общественное мировоззрение. И здесь Чехова постигает жестокое разочарование – зачастую, яркая и насыщенная жизнь – не более, чем фасад. Внутри же находится «пустышка». Так, герои «Сказок Мельпомены» демонстрируют абсолютное равнодушие по отношению к окружающим, лелея при этом свой мнимый талант. Комик Светловидов из рассказа «Калхас» скорбит о пройденной зря жизни, театр представляется ему не наполняющим душу смыслом и вдохновением Храмом Искусства, но бездарно поглотившим лучшие годы вместилищем. И в то же время какая сила преображения, возвышения над самим собой изображена в рассказе «Он и она». В нем герои буквально преображались, посвящая себя любимому делу. «Ранний» Чехов, исследующий искусство и служащих ему людей, со свойственной ему дотошностью и тщательностью, с вниманием к деталям, которые оказываются чрезвычайно информативными, рисует две разные реальности. Одна из них – «искажение», ложь, путь в никуда, в другой же люди не только реализуются посредством творческого выражения сами, но и дарят обретенный свет миру. Представляется, что сам писатель хотел чаще видеть вторую, однако, судя по его рассказам, нередко встречался с первой.
Список использованных источников.
ИсточникиЧехов А. П. Два газетчика // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. ‒ М.: Наука, 1974-1982. Т. 4. [Рассказы. Юморески], 1885-1886. ‒ М.: Наука, 1976. ‒ С. 156-158.Чехов А. П. Калхас // Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; — М.: Наука, 1974—1982. Т. 5. [Рассказы. Юморески], 1886 / Текст подгот. и примеч. сост. А. Л. Гришунин, Э. А. Полоцкая, В. М. Родионова, И. Ю. Твердохлебов; Ред. тома Г. А. Бялый. — 1976. — 704 с.Чехов А. П. Месть // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1982. Т. 1. [Рассказы. Повести. Юморески], 1880—1882. — М.: Наука, 1974. — С. 461—466.Чехов А. П. Сказки Мельпомены : Шесть рассказов А. Чехонте. - Москва: тип. А. Левенсон, 1884. - 96 с.Чехов А. П. Трагик // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1982. Т. 2. [Рассказы. Юморески], 1883—1884. — М.: Наука, 1975. — С. 184—187.Научная литератураБалухатый С. Проблемы драматургического анализа. Чехов [Текст]. - Ленинград: «Academia», 1927 (типо-лит. ЛИСН). – 184 с.Башилова Е. И. «Искусство — самый радикальный утешитель!». О проблеме преодоления отчуждения в ранних рассказах А.П. Чехова. [Электронный ресурс]: www.den-za-dnem.ru. URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01007905356.pdf?ysclid=l3zvh759x4 (дата обращения: 04.06.2022). Борисова К. В. Актеры в жизни и на сцене (особенности жестового поведения героев ранней прозы А. П. Чехова). [Электронный ресурс]: Электронная библиотека КиберЛенинка. URL: URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01007905356.pdf?ysclid=l3zvh759x4 (дата обращения: 04.06.2022). (дата обращения: 04.06.2022). Катаев В.Б. Чехов и его литературное окружение. е (80-е годы XIX века) / В. Б. Катаев // Спутники Чехова / ред. В. Б. Катаев. Москва: Изд-во МГУ, 1982. – 261 с. Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.П. Чехова: Очерк. -2-е изд.-М.: Издательство «Мысль», 1998. – 175 с.Набоков В. Лекции по русской литературе / пер. с англ. С. Антонова, Е. Голышевой и др. – СПб.: Азбука, 2020. – 420 с.Оверина К.С. Ранняя проза А.П. Чехова (1880-1884 гг.): проблема повествования: автореферат дис. ... кандидата филологических наук. Спб, 2015. [Электронный ресурс]: Электронная библиотека диссертаций new-disser.ru. URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01007905356.pdf?ysclid=l3zvh759x4 (дата обращения: 04.06.2022). Овчарская О. Жанровые особенности раннего творчества А. П. Чехова в контексте «малой прессы» 1880-х гг. // Русская филология. 25: Сборник научных работ молодых филологов. Тарту: Tartu University Press, 2014. С. 98–105.Сухих И.Н. «Проблемы поэтики А. П. Чехова». Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. – 180 с.Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М.: Наука, 1971. – 290 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!