Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Возможности арт-терапии в психологической коррекции личностных...

Тип Реферат
Предмет Психология

ID (номер) заказа
4151708

200 руб.

Просмотров
953
Размер файла
59.38 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день в психологии и психотерапии продолжает быть актуальной тема лечения расстройств личности. Под расстройством личности обычно понимают психическое расстройство, характеризующееся отклонением от нормы, проявляющейся в нарушениях характера, а также поведенческих проявлений личности. Личностное расстройство, как правило, выражается также в социальной дезадаптации личности, связанной с трудностями в общении, построении личных отношений, трудностями общих процессов интеграции в социальные группы. Можно отметить, что среди психологов и психиатров бытует мнение о неизлечимости личностных расстройств. Все, на что можно рассчитывать в этой практической области, это на временное облегчение состояний, обычно, связанных с периодом обострения. С другой стороны, внутри психологии не прекращается поиск новых методов и подходов для работы с личностными расстройствами. Большие надежды возлагаются в этом плане на такое актуальное и универсальное психотерапевтическое направление как арт-терапия.Так, М.В. Киселева называет арт-терапию универсальным методом работы со всеми имеющимися психологическими проблемами, а также утверждает, что арт-терапия не имеет никаких противопоказаний [1]. На сегодняшний день арт-терапия активно применяется на базе психиатрических клиник, доказано ее благоприятное влияние на процессы социальной реабилитации психически больных [2].Таким образом, целью нашей работы стал теоретический анализ возможностей арт-терапии в психологической коррекции личностных расстройств у пациентов зрелого возраста.Объектом нашего исследования являлась арт-терапия как метод психологической коррекции.Предметом - арт-терапия в психологической коррекции личностных расстройств у пациентов зрелого возраста.В ходе работы были сформулированы следующие задачи: Провести теоретический анализ использования арт-терапии в зарубежной и отечественной психологической практике; Провести анализ особенностей и преимуществ арт-терапии в психологической коррекции личностных расстройств;Определить задачи арт-терапии при работе с различными типами расстройств личности. Современная зарубежная и отечественная арт-терапияВ настоящее время в лечебно-реабилитационной практике психиатрии и психотерапии в разных странах мира используются разные модели арт-терапии. Они складывались постепенно, вместе с развитием методов лечения психических расстройств и структурными изменениями системы психиатрического обслуживания. Определенное влияние на формирование моделей арт-терапии оказала культурная среда и система общественных отношений.Исторически формировавшиеся модели арт-терапии психических расстройств были тесно связаны с разными профессиональными группами, стоявшими у истоков развития западной арт-терапии в целом и продолжающими оказывать влияние на ее развитие на современном этапе. Для ряда западных стран, прежде всего, США и Великобритании, характерен значительный вклад представителей художественного сообщества в развитие первых форм арт-терапии в психиатрической среде начиная с середины ХХ века. Значительное число пионеров арт-терапии в этих странах являлись художниками или арт-педагогами (Эдит Крамер, Адриан Хилл, Эдвард Адамсон, Сьюзан Бах и другие). Развиваемые ими модели арт-терапии, по сути, являются результатом влияния следующих основных теоретико-методологических подходов:•   инновационная художественная педагогика с более свободным, чем это характерно для классического художественного образования, подходом к занятиям изобразительным искусством;•   креативистские концепции художественно-творческой деятельности, рассматривающие изобразительную деятельность как акт свободного самовыражения самоактуализирующейся личности;•   концепции целостного воспитательно-образовательного воздействия на личность больного посредством искусства.Первые формы арт-терапии зарождались внутри психоаналитической практики. Еще К.Г. Юнг начал вести тетрадь, в которой он изображал и раскрашивал мандалы. Мандала для Юнга была символом самости, она отражала целостность личности. По характеру изображения мандалы можно было понять свое внутреннее состояние. Однако, не смотря на то, что первыми арт-терапевтами были психоаналитики, арт-терапия еще не имела своего тезауруса, своего самостоятельного методологического аппарата, она опиралась на психоаналитическую теоретическую базу. Современная арт-терапия сводится к двум самым основным своим направлениям: художественно-образовательное и динамически-ориентированное. Первое направление в настоящее время применяется в основном для психологической поддержки больных психозами. Второе направление активно реализуется в «малой» психиатрии. Также в последнее время активно развивается еще одна тенденция в арт-терапии, а именно: социально-ориентированная. Также в последнее время все чаще специалисты выбирают не придерживаться какого-то одного выбранного направления, а сочетать различные формы и подходы. Возникли краткосрочные курсы арт-терапии, потому что сократились сроки стационарного лечения. Они базируются на идеях краткосрочной вербальной психотерапии [8].K. Killick отмечает эффективность такого подхода. Ее система лечения предполагала, с одной стороны, свободное посещение больными арт-терапевтических сессий, с другой стороны, - она одновременно организовала для больных индивидуальные и групповые занятия [9]. П. Луззатто удалось эффективно использовать комбинированный арт-терапевтический подход для лечения больных, страдающих острыми психическими расстройствами [4].P. Allen в процессе стационарного лечения пациентов, работала с группой больных, страдающих самыми различными психическими расстройствами. Данный опыт оказался весьма эффективным. Даже не смотря на то, что больные по своей симптоматике, потребностям и ценностям очень отличались. При этом, пользу пациентам принесло не только активное участие в арт-терапевтической группе. Положительная динамика наблюдалась даже у тех больных, кто просто наблюдал за происходящим, находясь за пределами группового круга [8]. П. Луззатто, работая с больными с острыми психическими расстройствами, опиралась на индивидуальный подход к каждому пациенту. Она отдавала себе отчет в том, что таких больных очень сложно дисциплинировать, организовать, сложно обеспечить полную и регулярную посещаемость занятий [4]. В 90 - е годы арт-терапевты получили доступ в психиатрические клиники. Они стали важнейшим вспомогательным звеном в работе с психически больными пациентами. Им удалось продемонстрировать свою эффективность в связке с другими специалистами. Очень важно, чтобы в подобной работе профессионалы различного профиля работали согласованно, грамотно сотрудничали между собой. Такой поворот в лечении пациентов также связана с тем, что все большее значение стали предавать социальной реабилитации больного, его адаптации к нормальной социальной жизни. Эффективной социальной реабилитации пациента, как раз, способствует арт-терапия. Ведь она уделяет большое внимание свободе самовыражения пациента, дает ему почувствовать уверенность в себе и своих силах. Выражение эмоций позволяет освободиться от эмоционального напряжения, стать менее агрессивным, менее конфликтным. Это позволяет провести профилактику межличностных конфликтов, воспитать социальную толерантность. Но также, на сегодняшний день, в ходе арт-терапии в психиатрических клиниках, а также в процессе арт-терапии с личностными расстройствами могут возникать сложности, связанные с недостаточностью знаний арт-терапевтов в сфере медицины.Например, арт-терапевт прекрасно владеет психологическими методиками, но ему не хватает знаний об ограничении возможностей у пациентов, вызванных клинической картиной их болезни. Арт-терапевты, работающие в клиниках, как правило, уделяют большое внимание эмоциональному раскрытию пациентов, их внутреннему миру, но могут совершенно не учитывать особенности мышления внимания, эмоциональной сферы пациента, связанные с течением их заболевания и обусловленных соматически. Опыт показывает, что наибольшей эффективностью динамическая модель арт-терапии, в связи с этим, обладает для работы с расстройствами личностями. Личностные расстройства имеют пограничный характер, они в спектре заболеваний располагаются между неврозами здоровой личности и психическими заболеваниями. Под расстройством личности обычно понимают психическое расстройство, характеризующееся отклонением от нормы, проявляющейся в нарушениях характера, а также поведенческих проявлений личности. Личностное расстройство, как правило, выражается также в социальной дезадаптации личности, связанной с трудностями в общении, построении личных отношений, трудностями общих процессов интеграции в социальные группы. Можно отметить, что среди психологов и психиатров бытует мнение о неизлечимости личностных расстройств. Все, на что можно рассчитывать в этой практической области, это на временное облегчение состояний, обычно, связанных с периодом обострения. Необходимо отметить, что как в Британии, так и в Америке, на сегодняшний день активно развиваются групповые формы арт-терапии пограничных расстройств. Однако, идут споры относительно того, какой именно вид групповой психотерапии наиболее эффективен именно для пограничного расстройства личности. К примеру, в Великобритании арт-терапевты предпочитают недирективную форму групповой арт-терапии с пациентами, страдающими личностными расстройствами. В Америке, наоборот, это более директивная форма психотерапии, которая, прежде всего, зависит от ведущего группы. Директивная форма групповой арт-терапии предполагает более жесткую ее форму, большую активность ведущего и контроль всех групповых процессов с его стороны. Американские арт-терапевты более жесткие и более четкие, по сравнению с британскими, они ставят более конкретные задачи психотерапии, жестко регламентируют все ее процессы и методы. Также, сегодня у арт-терапии на западе есть еще ряд проблем, с одной стороны, связанных с нехваткой научных эмпирических исследований, предоставляющий арт-терапевтам проверенные научные данные, на которые можно опереться в работе, с другой стороны - все те исследования, которые на данный момент имеются в науке, носят качественный, а не количественный характер. Качественные исследования не отличаются строгостью, они предполагают субъективную интерпретацию своих результатов исследователем. Также качественные исследования, в отличие от количественных, сосредоточены на проявлении индивидуальности пациента, а не на данных, характерных для средне-статистического пациента. То есть, качественные исследования не гонятся за выявлением общих взаимосвязей и закономерностей. Поэтому, в строгом смысле, этого слова их сложно назвать научными. Помимо этого, современные западные арт-терапевты, часто, приходят в арт-терапию из творческих профессий: это бывшие художники, музыканты и т д. Это также усложняет ситуацию. Ведь эффективность арт-терапии не зависит от умения рисовать, от творческих талантов и способностей. В арт-терапии главное –самовыражение и самораскрытие. М. Розаль, например, объясняет господство качественного подхода в западной арт-терапии тем, что она до сих пор продолжает опираться на психоаналитические подходы. А психоанализ не является экспериментальным или эмпирическим направлением, там больше преобладает индивидуальный и описательный подход к клиенту [6]. Большинство научных статей на западе посвящены анализу отельных конкретных случаев применения арт-терапии. Гораздо меньше публикаций, посвященных результатам арт-терапевтического воздействия на симптомы соматических заболеваний. Также, для того, чтобы понять эффективность арт-терапевтических методов лечения, необходимо применять сравнительный подход, в рамах которого будет отслеживаться и сравниваться динамика выздоравливания в арт-терапевтических группах и в группах, в которых применялись другие методы лечения. Однако, подобных сравнительных исследований, также практически не проводится. Таким образом, можно сделать вывод, что арт-терапия как особое психотерапевтическое направление, зародилось на западе. В России оно появилось уже позже и, это естественно, что наши отечественные психологи во-многом, ориентировались на уже состоявшийся опыт зарубежных специалистов в этой области. В последние 15 лет в нашей стране арт-терапия все более активно применяется в амбулаторных клинических центрах. Тем не менее, в России реализация арт-терапевтической работы с больными в психиатрических клиниках осуществляется психиатрами, имеющими медицинское образование, а не психологами, специализирующимися на арт-терапии. С одной стороны, такое положение дел в отечественной арт-терапевтической практике ведет к сближению арт-терапии и медицины. Медицинские знания позволяют всецело учитывать физиологическое состояние больного, показатели его мозговой активности, связанные с течением того или иного заболевания. С другой стороны, это чревато выхолащиванием из арт-терапии именно психологической составляющей, ориентированной на индивидуальное самовыражение больного, его внутренний мир. В руках медика инструменты арт –терапии становятся, скорее, медицинским инструментом, стремящимся к точности измерения и точности воздействия. Арт-терапия в данном случае базируется на биологическом подходе, теряя гуманитарную и гуманистическую свою составляющую. Это не может не отразиться на результатах лечения.Помимо этого, на сегодняшний день нет четких эмпирических данных, подтверждающих абсолютную эффективность тех или иных методов арт-терапии. Для разных пациентов один и тот же метод может оказаться эффективными или совсем не эффективным. Возможно, такие противоречивые данные, свидетельствуют о том, что одним из важнейших инструментов арт-терапии, который нельзя не учитывать, является сама личность арт-терапевта. Ведь каждая личность обладает, характерными только для нее, психологическими особенностями. В руках разных арт-терапевтов один и тот же метод будет работать по-разному, будет иметь различную степень эффективности.Также на сегодняшний день нет исследований, выявляющих дозволенные границы и возможные противопоказания арт-терапевтической практики при различных видах патологий. Так, М.В. Киселева называет арт-терапию универсальным методом работы со всеми имеющимися психологическими проблемами, а также утверждает, что арт-терапия не имеет никаких противопоказаний [1]. Таким образом, выбор той или иной формы арт-терапевтического воздействия до сих пор в большинстве случаев определяется личными предпочтениями арт-терапевта. А характерная для пациента симптоматика влияет лишь на выбор общей структуры арт-терапевтических занятий. До сих пор не выявлено, какие конкретные методы арт-терапии необходимо применять при тех или иных расстройствах личности или тех или иных заболеваниях. Однако, стоит отметить, в арт-терапевтической практике сложилось мнение, что при пограничных расстройствах личности эффективно применять инсайт-ориентированный подход, а также групповой психоаналитический подход. Именно в рамках этих двух подходов достигается задача по диагностике и разрешению внутренних конфликтов личности. Р. Б. Хайкин делает вывод о том, что не существует никаких организационных различий использования рисуночной арт-терапии при лечении неврозов и психозов у пациентов [7].Единственное различие в работе с невротиками и психически больными по Р.Б. Хайкину заключается в том, что для них необходимо различное процентное соотношение применяемых методик. Например, для невротических пациентов более полезными оказались проективные методики с их последующей рефлексией [7].Особенности и преимущества арт-терапии в психологической коррекции личностных расстройствМетоды арт-терапии на сегодняшний день активно используются и для лечения соматических и для облегчения психических заболеваний. Они помогают отреагировать негативные эмоции, разрешить внутренние конфликты, проработать психологические травмы [5].Активно используется арт-терапия работе с различными видами расстройств личности. При работе с взрослыми людьми зрелого возраста у арт-терапии есть свои особенности. Во-первых, арт – терапия для взрослых сопряжена с большой долей рефлексии, обсуждения результатов своего творчества, в ней присутствует большой процент вербальных арт-терапевтических методик. Во-вторых, сложности арт-терапии взрослых часто заключаются в том, что они не готовы воспринимать рисуночные и иные методики серьезно. Они часто воспринимают их как детскую игру или забаву, особенно те пациенты, которые прошли войну, были в горячих точках или пережили какие- либо события, опыт которых не переживает большинство людей. В этом случае, на наш взгляд, многое зависит от самого арт-терапевта, насколько он сможет внушить доверие и инициировать серьезное отношение к тем или иным применяемым им методам у клиентов. Опираясь на выводы А. И. Копытина, опишем преимущества арт-терапевтической работы с личностными расстройствами над другими видами и направлениями психотерапевтической работы [3]. Во-первых, арт –терапия понятна и доступна каждому, даже людям с достаточно серьезными умственными отклонениями. Для того, чтобы участвовать в арт-терапевтической сессии, совсем не обязательно уметь рисовать или обладать теми или иными художественными талантами. Арт-терапия практически не имеет противопоказаний, поэтому ее можно применять для работы с любым видом личностных расстройств. Арт-терапия позволяет наиболее точно выразить свои эмоции пациенту, поскольку в ней, преимущественно, используются символические, невербальные средства выражения. Также это позволяет отреагировать негативные эмоции наиболее полно без необходимости проговаривать, вспоминать негативные, а, возможно, и очень личные события, делиться которыми не хочется по тем или иным причинам. Поскольку арт-терапия не предусматривает никаких ограничений для клиента, она удовлетворяет его потребность в самовыражении в чувстве своей значимости и индивидуальности. Арт-терапия способна удовлетворить потребность личности в самоактуализации, раскрыть ее творческий потенциал. Раскрытие своей индивидуальности помогает лучше понять себя, свои потребности и внутренние конфликты. Это позволяет по-новому взглянуть на давно существующую проблему, обнаружить новый нестандартный способ ее решения. Арт-терапевтический процесс обладает всеми возможностями создания атмосферы комфорта и доверия, атмосферы взаимной поддержки. Арт-терапевтический процесс, как правило, актуализирует положительные эмоции, которые способствуют преодолению депрессии, апатии, мотивируют личность на выздоровление, новые планы и жизненные цели. Арт-терапия включает в себя обязательный пласт работы с пациентом на бессознательном уровне. Это дает возможность запустить в психике пациента глубинные процессы саморегуляции и мобилизации личностного ресурса [3].М.В. Киселева пишет, что коррекционные возможности арт-терапии с личностными расстройствами, прежде всего, связаны с реализацией через ее методы непосредственной работы с чувствами и переживаниями пациента [1]. Психологическая коррекционная работа происходит за счет внимания к чувствам и ощущениям, что позволяет не только проводить работу по их трансформации, но и повышает самооценку у пациента. Творческое самораскрытие помогает страдающему личностным расстройством не только выразить свои чувства и раскрыть индивидуальность, но и порождает у него ощущения упорядоченности и контроля своих аффективных проявлений [1].Арт-терапия позволяет подобрать адекватные методы лечения не только различных личностных расстройств, но и различных стадий этих расстройств [3]. Так, на кризисном – симптоматическом этапе лечения больного с личностным расстройством, арт-терапия имеет следующие задачи: - адаптация пациентов к лечению расстройства в условиях лечебного заведения; - снижение силы проявления симптомов На лечебном этапе в задачи арт – терапевтического воздействия входит: - купирование симптомов расстройства; - диагностика и психологическая коррекция представлений пациента о своих симптомах;- мотивация пациента на выздоровление, поиск внутреннего ресурса; - наработка социальных навыков больного. На этапе реабилитации больного с личностным расстройством арт-терапия направлена на: - закрепление и поддержание достигнутых ранее результатов;- формирование новой личной идентичности -формирование новых здоровых отношений с социальным окружением. - мотивация к деятельности;- развитие самосознания, в том числе, осознания своей болезни и провоцирующих ее факторов; - активизация внутренних ресурсов пациента;- формирование социальных навыков. Таким образом, арт-терапия пациента, страдающего личностным расстройством должна иметь системный характер и учитывать стадию развития расстройства и динамику состояния пациента [3]. Задачи арт-терапии при работе с различными типами расстройств личностиРассмотрим задачи применения арт-терапевтических методик для работы с различными типами личностных расстройств. В.М. Киселева формулирует эти задачи следующим образом [1]:Развитие обсессивно – компульсивного расстройства у представителя зрелого возраста часто приводит к появлению соматической симптоматики, а также депрессивных эпизодов в жизни личности. Депрессивная симптоматика может также развиваться у пациентов, страдающих тревожным расстройством. Поэтому в задачи арт-терапии с такими пациентами входит ослабление данных симптомов через отреагирование негативных чувств. В задачи по работе с истерическим личностным расстройством будет входить восстановление способности у пациента устанавливать долговременные эмоциональные связи с окружающими, а также способности осуществлять целенаправленную деятельность. Задачи арт-терапии при лечении эмоционально-неустойчивой личности – восстановить навык саморегуляции пациента, развивать способности к осознанию и контролю собственных эмоциональных состояний. Это легко достигается именно через применение арт-терапевтических методик, поскольку в продуктах личного творчества (рисунок, фигурка из пластилина) пациент выражает свои эмоции в конкретной художественной форме, величине, цвете, что помогает ему осознать и принять их, а также укрепить контроль над ними. Появляется чувство ясности и уверенности в овладении собой и своими эмоциональными проявлениями. Не смотря на то, что основным и незаменимым видом психотерапии для таких больных остается когнитивно-поведенческая психотерапия, арт-терапия будет в этом случае очень полезным дополнением. Тем не менее, когнитивно-поведенческая терапия не столь эффективна в развитии навыков саморегуляции, не в полной мере дает возможность отреагировать аффективные состояния. Саморегуляцию также важно развивать у пациентов, страдающих параноидными расстройствами. По причине ригидности и слабой критичности мышления, навыки саморегуляции у таких больных также страдают. При шизоидном расстройстве личности есть вероятность манифестации шизофрении как серьезнейшего психического заболевания. Пусковым крючком к началу шизофрении чаще всего бывает сильный стресс, эмоциональные перегрузки и потрясения. В данном случае, арт – терапевтические методики должны быть, главным образом, направлены на минимизацию стрессовых состояний. Пациенту с шизоидным расстройством личности также крайне необходимы навыки регуляции своего эмоционального состояния, умение расслабляться. Также, важно отметить, что именно в работе с шизоидным расстройством личности, пригодятся такие эффекты арт-терапевтического воздействия как создание атмосферы доверия, чувства безопасности. Ведь шизоидные клиенты зачастую тяжело входят в контакт с психотерапевтом, им непросто включиться во взаимодействие, установить доверительные отношения, почувствовать сопереживание партнера по общению, его желание помочь. Задачи арт-терапии при психологической коррекции диссоциального расстройства личности: формирование здоровой самооценки, формирование навыков саморегуляции, развитие эмпатической способности, то есть способности сопереживать другим людям, оказывать им эмоциональную поддержку, понимать их эмоциональные состояния. Задачи арт-терапии при психологической коррекции нарциссического личностного расстройства: эмоционально пережить и отреагировать собственные влечения, а также страхи и другие негативные эмоции, связанные с прошлым опытом. Также страдающему нарциссическим расстройством пациенту необходимо принимать себя и свою индивидуальность не зависимо от личных заслуг и уровня социальной значимости. Нарциссическая травма формируется еще в детстве в связи с возникающими по разным причинам убеждениями ребенка в том, что он достоин любви только в том случае, когда достигает успехов и становится во всем самым лучшим. Таким образом, подводя итог, можно отметить, что арт-терапия как психотерапевтическое направление является практически не заменимым в любых случаях и ситуациях, она практически не имеет противопоказаний, и ее можно использовать в неограниченных количествах. Не во всех случаях при психологической коррекции личностных расстройств арт-терапия будет являться достаточным и единственным методом коррекции. Тем не менее, применение арт-терапии во всех этих случаях будет необходимым. Это обуславливается, прежде всего, такими возможностями арт-терапии как непосредственная работа с чувствами и эмоциями пациента, актуализация личностного ресурса, развитие способностей к саморегуляции, удовлетворение потребностей пациента в индивидуальном самовыражении, принятии и эмоциональной поддержки.Выводы Изучив подробно тему реферата, можно сделать следующие выводы:В странах запада на сегодняшний день активно развиваются групповые формы арт-терапевтической коррекции личностных расстройств. В России арт-терапевтическую помощь в амбулаторных центрах осуществляют, преимущественно специалисты медицинского профиля, что способствует выхолащиванию из арт-терапии таких важных терапевтических факторов как внимание к внутреннему миру пациента, его потребностям в самовыражении.До сих пор в научно-практическом сообществе идут споры относительно того, какие именно коррекционные арт-терапевтические методы наиболее эффективны в работе с расстройствами личности. Однако, в арт-терапевтической практике сложилось мнение, что при пограничных расстройствах личности эффективно применять инсайт-ориентированный подход, а также групповой психоаналитический подход. Именно в рамках этих двух подходов достигается задача по диагностике и разрешению внутренних конфликтов личности.Преимущества арт-терапии в психологической коррекции личностных расстройств, связаны с такими ее возможностями как непосредственная работа с чувствами и переживаниями пациента. Творческое самораскрытие помогает страдающему личностным расстройством не только выразить свои чувства и раскрыть индивидуальность, но и порождает у него ощущения упорядоченности и контроля своих аффективных проявлений. Не во всех случаях при психологической коррекции личностных расстройств арт-терапия будет являться достаточным и единственным методом. Тем не менее, применение арт-терапии будет необходимым. Это обуславливается, прежде всего, такими возможностями арт-терапии как непосредственная работа с чувствами и эмоциями пациента, актуализация личностного ресурса, развитие способностей к саморегуляции, удовлетворение потребностей пациента в индивидуальном самовыражении, принятии и эмоциональной поддержки. Арт-терапия пациента, страдающего личностным расстройством должна иметь системный характер и учитывать стадию развития расстройства, динамику состояния пациента, а также применяться в комплексе с другими видами психологической помощи. .

Список использованных источников

Киселева, М.В. Арт-терапия в психологическом консультировании: учебное пособие /М.В. Киселева, В.А. Кулганов. – СПб.: Речь, 2016 – 64 с.Копытин, А.И. Клиническая системная арт-терапия и стандарты оказания психиатрической помощи / А.И. Копытин // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2016 – N 4(39) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ruКопытин, А.И. Современная клиническая арт-терапия / А.И. Копытин. – М.:Когито-Центр, 2015 – 526 с.Луззатто, П. Краткосрочная арт-терапия в остром психиатрическом отделении / П. Луззатто // Практикум по арт-терапии / под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Питер, 2001. – С. 231-247.Платонова, А.В. Арт-терапия в работе психолога / А.В. Платонова. - Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области №1(4) 2014 - С. 71-73 Розаль, М. Сравнительный анализ британского и американского стилей групповой арт-терапии / М. Розаль // Исцеляющее искусство: международный журнал арт-терапии. – 2007. – Том 10, № 3. – С. 4-23.Хайкин, Р.Б. Художественное творчество глазами врача / Р.Б. Хайкин – СПб.: Наука, 1992. – 232 с.Allen P. Coyote comes in from the cold: the evolution of the open studio concept / / P. Allen // Art Therapy. – 1995. – Vol. 12, № 3. – P. 161-166.Killick K.  Unintegration and containment in acute psychosis/ K. Killick // British Journal of Psychotherapy. – 1996. – Vol. 13, № 2. – P. 232-242.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
ИжГТУ имени М.Т.Калашникова
Сделала все очень грамотно и быстро,автора советую!!!!Умничка😊..Спасибо огромное.
star star star star star
РГСУ
Самый придирчивый преподаватель за эту работу поставил 40 из 40. Спасибо большое!!
star star star star star
СПбГУТ
Оформил заказ 14 мая с сроком до 16 мая, сделано было уже через пару часов. Качественно и ...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Решить задачи по математике

Решение задач, Математика

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Чертеж в компасе

Чертеж, Инженерная графика

Срок сдачи к 5 дек.

только что

Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082

Курсовая, Транспортная логистика

Срок сдачи к 14 дек.

1 минуту назад

Сократить документ в 3 раза

Другое, Информатика и программирование

Срок сдачи к 7 дек.

2 минуты назад

Сделать задание

Доклад, Стратегическое планирование

Срок сдачи к 11 дек.

2 минуты назад

Понятия и виды пенсии в РФ

Диплом, -

Срок сдачи к 20 янв.

3 минуты назад

Сделать презентацию

Презентация, ОМЗ

Срок сдачи к 12 дек.

3 минуты назад

Некоторые вопросы к экзамену

Ответы на билеты, Школа Здоровья

Срок сдачи к 8 дек.

5 минут назад

Приложения AVA для людей с наступающим слуха

Доклад, ИКТ

Срок сдачи к 7 дек.

5 минут назад

Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности

Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства

Срок сдачи к 13 дек.

5 минут назад

Контрольная работа

Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления

Срок сдачи к 30 дек.

5 минут назад
6 минут назад

Линейная алгебра

Контрольная, Математика

Срок сдачи к 15 дек.

6 минут назад

Решить 5 кейсов бизнес-задач

Отчет по практике, Предпринимательство

Срок сдачи к 11 дек.

7 минут назад

Решить одну задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

9 минут назад

Решить 1 задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

10 минут назад

Выполнить научную статью. Юриспруденция. С-07083

Статья, Юриспруденция

Срок сдачи к 11 дек.

11 минут назад

написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.

Доклад, Управение проектами

Срок сдачи к 13 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.