это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4151708
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день в психологии и психотерапии продолжает быть актуальной тема лечения расстройств личности. Под расстройством личности обычно понимают психическое расстройство, характеризующееся отклонением от нормы, проявляющейся в нарушениях характера, а также поведенческих проявлений личности. Личностное расстройство, как правило, выражается также в социальной дезадаптации личности, связанной с трудностями в общении, построении личных отношений, трудностями общих процессов интеграции в социальные группы. Можно отметить, что среди психологов и психиатров бытует мнение о неизлечимости личностных расстройств. Все, на что можно рассчитывать в этой практической области, это на временное облегчение состояний, обычно, связанных с периодом обострения. С другой стороны, внутри психологии не прекращается поиск новых методов и подходов для работы с личностными расстройствами. Большие надежды возлагаются в этом плане на такое актуальное и универсальное психотерапевтическое направление как арт-терапия.Так, М.В. Киселева называет арт-терапию универсальным методом работы со всеми имеющимися психологическими проблемами, а также утверждает, что арт-терапия не имеет никаких противопоказаний [1]. На сегодняшний день арт-терапия активно применяется на базе психиатрических клиник, доказано ее благоприятное влияние на процессы социальной реабилитации психически больных [2].Таким образом, целью нашей работы стал теоретический анализ возможностей арт-терапии в психологической коррекции личностных расстройств у пациентов зрелого возраста.Объектом нашего исследования являлась арт-терапия как метод психологической коррекции.Предметом - арт-терапия в психологической коррекции личностных расстройств у пациентов зрелого возраста.В ходе работы были сформулированы следующие задачи: Провести теоретический анализ использования арт-терапии в зарубежной и отечественной психологической практике; Провести анализ особенностей и преимуществ арт-терапии в психологической коррекции личностных расстройств;Определить задачи арт-терапии при работе с различными типами расстройств личности. Современная зарубежная и отечественная арт-терапияВ настоящее время в лечебно-реабилитационной практике психиатрии и психотерапии в разных странах мира используются разные модели арт-терапии. Они складывались постепенно, вместе с развитием методов лечения психических расстройств и структурными изменениями системы психиатрического обслуживания. Определенное влияние на формирование моделей арт-терапии оказала культурная среда и система общественных отношений.Исторически формировавшиеся модели арт-терапии психических расстройств были тесно связаны с разными профессиональными группами, стоявшими у истоков развития западной арт-терапии в целом и продолжающими оказывать влияние на ее развитие на современном этапе. Для ряда западных стран, прежде всего, США и Великобритании, характерен значительный вклад представителей художественного сообщества в развитие первых форм арт-терапии в психиатрической среде начиная с середины ХХ века. Значительное число пионеров арт-терапии в этих странах являлись художниками или арт-педагогами (Эдит Крамер, Адриан Хилл, Эдвард Адамсон, Сьюзан Бах и другие). Развиваемые ими модели арт-терапии, по сути, являются результатом влияния следующих основных теоретико-методологических подходов:• инновационная художественная педагогика с более свободным, чем это характерно для классического художественного образования, подходом к занятиям изобразительным искусством;• креативистские концепции художественно-творческой деятельности, рассматривающие изобразительную деятельность как акт свободного самовыражения самоактуализирующейся личности;• концепции целостного воспитательно-образовательного воздействия на личность больного посредством искусства.Первые формы арт-терапии зарождались внутри психоаналитической практики. Еще К.Г. Юнг начал вести тетрадь, в которой он изображал и раскрашивал мандалы. Мандала для Юнга была символом самости, она отражала целостность личности. По характеру изображения мандалы можно было понять свое внутреннее состояние. Однако, не смотря на то, что первыми арт-терапевтами были психоаналитики, арт-терапия еще не имела своего тезауруса, своего самостоятельного методологического аппарата, она опиралась на психоаналитическую теоретическую базу. Современная арт-терапия сводится к двум самым основным своим направлениям: художественно-образовательное и динамически-ориентированное. Первое направление в настоящее время применяется в основном для психологической поддержки больных психозами. Второе направление активно реализуется в «малой» психиатрии. Также в последнее время активно развивается еще одна тенденция в арт-терапии, а именно: социально-ориентированная. Также в последнее время все чаще специалисты выбирают не придерживаться какого-то одного выбранного направления, а сочетать различные формы и подходы. Возникли краткосрочные курсы арт-терапии, потому что сократились сроки стационарного лечения. Они базируются на идеях краткосрочной вербальной психотерапии [8].K. Killick отмечает эффективность такого подхода. Ее система лечения предполагала, с одной стороны, свободное посещение больными арт-терапевтических сессий, с другой стороны, - она одновременно организовала для больных индивидуальные и групповые занятия [9]. П. Луззатто удалось эффективно использовать комбинированный арт-терапевтический подход для лечения больных, страдающих острыми психическими расстройствами [4].P. Allen в процессе стационарного лечения пациентов, работала с группой больных, страдающих самыми различными психическими расстройствами. Данный опыт оказался весьма эффективным. Даже не смотря на то, что больные по своей симптоматике, потребностям и ценностям очень отличались. При этом, пользу пациентам принесло не только активное участие в арт-терапевтической группе. Положительная динамика наблюдалась даже у тех больных, кто просто наблюдал за происходящим, находясь за пределами группового круга [8]. П. Луззатто, работая с больными с острыми психическими расстройствами, опиралась на индивидуальный подход к каждому пациенту. Она отдавала себе отчет в том, что таких больных очень сложно дисциплинировать, организовать, сложно обеспечить полную и регулярную посещаемость занятий [4]. В 90 - е годы арт-терапевты получили доступ в психиатрические клиники. Они стали важнейшим вспомогательным звеном в работе с психически больными пациентами. Им удалось продемонстрировать свою эффективность в связке с другими специалистами. Очень важно, чтобы в подобной работе профессионалы различного профиля работали согласованно, грамотно сотрудничали между собой. Такой поворот в лечении пациентов также связана с тем, что все большее значение стали предавать социальной реабилитации больного, его адаптации к нормальной социальной жизни. Эффективной социальной реабилитации пациента, как раз, способствует арт-терапия. Ведь она уделяет большое внимание свободе самовыражения пациента, дает ему почувствовать уверенность в себе и своих силах. Выражение эмоций позволяет освободиться от эмоционального напряжения, стать менее агрессивным, менее конфликтным. Это позволяет провести профилактику межличностных конфликтов, воспитать социальную толерантность. Но также, на сегодняшний день, в ходе арт-терапии в психиатрических клиниках, а также в процессе арт-терапии с личностными расстройствами могут возникать сложности, связанные с недостаточностью знаний арт-терапевтов в сфере медицины.Например, арт-терапевт прекрасно владеет психологическими методиками, но ему не хватает знаний об ограничении возможностей у пациентов, вызванных клинической картиной их болезни. Арт-терапевты, работающие в клиниках, как правило, уделяют большое внимание эмоциональному раскрытию пациентов, их внутреннему миру, но могут совершенно не учитывать особенности мышления внимания, эмоциональной сферы пациента, связанные с течением их заболевания и обусловленных соматически. Опыт показывает, что наибольшей эффективностью динамическая модель арт-терапии, в связи с этим, обладает для работы с расстройствами личностями. Личностные расстройства имеют пограничный характер, они в спектре заболеваний располагаются между неврозами здоровой личности и психическими заболеваниями. Под расстройством личности обычно понимают психическое расстройство, характеризующееся отклонением от нормы, проявляющейся в нарушениях характера, а также поведенческих проявлений личности. Личностное расстройство, как правило, выражается также в социальной дезадаптации личности, связанной с трудностями в общении, построении личных отношений, трудностями общих процессов интеграции в социальные группы. Можно отметить, что среди психологов и психиатров бытует мнение о неизлечимости личностных расстройств. Все, на что можно рассчитывать в этой практической области, это на временное облегчение состояний, обычно, связанных с периодом обострения. Необходимо отметить, что как в Британии, так и в Америке, на сегодняшний день активно развиваются групповые формы арт-терапии пограничных расстройств. Однако, идут споры относительно того, какой именно вид групповой психотерапии наиболее эффективен именно для пограничного расстройства личности. К примеру, в Великобритании арт-терапевты предпочитают недирективную форму групповой арт-терапии с пациентами, страдающими личностными расстройствами. В Америке, наоборот, это более директивная форма психотерапии, которая, прежде всего, зависит от ведущего группы. Директивная форма групповой арт-терапии предполагает более жесткую ее форму, большую активность ведущего и контроль всех групповых процессов с его стороны. Американские арт-терапевты более жесткие и более четкие, по сравнению с британскими, они ставят более конкретные задачи психотерапии, жестко регламентируют все ее процессы и методы. Также, сегодня у арт-терапии на западе есть еще ряд проблем, с одной стороны, связанных с нехваткой научных эмпирических исследований, предоставляющий арт-терапевтам проверенные научные данные, на которые можно опереться в работе, с другой стороны - все те исследования, которые на данный момент имеются в науке, носят качественный, а не количественный характер. Качественные исследования не отличаются строгостью, они предполагают субъективную интерпретацию своих результатов исследователем. Также качественные исследования, в отличие от количественных, сосредоточены на проявлении индивидуальности пациента, а не на данных, характерных для средне-статистического пациента. То есть, качественные исследования не гонятся за выявлением общих взаимосвязей и закономерностей. Поэтому, в строгом смысле, этого слова их сложно назвать научными. Помимо этого, современные западные арт-терапевты, часто, приходят в арт-терапию из творческих профессий: это бывшие художники, музыканты и т д. Это также усложняет ситуацию. Ведь эффективность арт-терапии не зависит от умения рисовать, от творческих талантов и способностей. В арт-терапии главное –самовыражение и самораскрытие. М. Розаль, например, объясняет господство качественного подхода в западной арт-терапии тем, что она до сих пор продолжает опираться на психоаналитические подходы. А психоанализ не является экспериментальным или эмпирическим направлением, там больше преобладает индивидуальный и описательный подход к клиенту [6]. Большинство научных статей на западе посвящены анализу отельных конкретных случаев применения арт-терапии. Гораздо меньше публикаций, посвященных результатам арт-терапевтического воздействия на симптомы соматических заболеваний. Также, для того, чтобы понять эффективность арт-терапевтических методов лечения, необходимо применять сравнительный подход, в рамах которого будет отслеживаться и сравниваться динамика выздоравливания в арт-терапевтических группах и в группах, в которых применялись другие методы лечения. Однако, подобных сравнительных исследований, также практически не проводится. Таким образом, можно сделать вывод, что арт-терапия как особое психотерапевтическое направление, зародилось на западе. В России оно появилось уже позже и, это естественно, что наши отечественные психологи во-многом, ориентировались на уже состоявшийся опыт зарубежных специалистов в этой области. В последние 15 лет в нашей стране арт-терапия все более активно применяется в амбулаторных клинических центрах. Тем не менее, в России реализация арт-терапевтической работы с больными в психиатрических клиниках осуществляется психиатрами, имеющими медицинское образование, а не психологами, специализирующимися на арт-терапии. С одной стороны, такое положение дел в отечественной арт-терапевтической практике ведет к сближению арт-терапии и медицины. Медицинские знания позволяют всецело учитывать физиологическое состояние больного, показатели его мозговой активности, связанные с течением того или иного заболевания. С другой стороны, это чревато выхолащиванием из арт-терапии именно психологической составляющей, ориентированной на индивидуальное самовыражение больного, его внутренний мир. В руках медика инструменты арт –терапии становятся, скорее, медицинским инструментом, стремящимся к точности измерения и точности воздействия. Арт-терапия в данном случае базируется на биологическом подходе, теряя гуманитарную и гуманистическую свою составляющую. Это не может не отразиться на результатах лечения.Помимо этого, на сегодняшний день нет четких эмпирических данных, подтверждающих абсолютную эффективность тех или иных методов арт-терапии. Для разных пациентов один и тот же метод может оказаться эффективными или совсем не эффективным. Возможно, такие противоречивые данные, свидетельствуют о том, что одним из важнейших инструментов арт-терапии, который нельзя не учитывать, является сама личность арт-терапевта. Ведь каждая личность обладает, характерными только для нее, психологическими особенностями. В руках разных арт-терапевтов один и тот же метод будет работать по-разному, будет иметь различную степень эффективности.Также на сегодняшний день нет исследований, выявляющих дозволенные границы и возможные противопоказания арт-терапевтической практики при различных видах патологий. Так, М.В. Киселева называет арт-терапию универсальным методом работы со всеми имеющимися психологическими проблемами, а также утверждает, что арт-терапия не имеет никаких противопоказаний [1]. Таким образом, выбор той или иной формы арт-терапевтического воздействия до сих пор в большинстве случаев определяется личными предпочтениями арт-терапевта. А характерная для пациента симптоматика влияет лишь на выбор общей структуры арт-терапевтических занятий. До сих пор не выявлено, какие конкретные методы арт-терапии необходимо применять при тех или иных расстройствах личности или тех или иных заболеваниях. Однако, стоит отметить, в арт-терапевтической практике сложилось мнение, что при пограничных расстройствах личности эффективно применять инсайт-ориентированный подход, а также групповой психоаналитический подход. Именно в рамках этих двух подходов достигается задача по диагностике и разрешению внутренних конфликтов личности. Р. Б. Хайкин делает вывод о том, что не существует никаких организационных различий использования рисуночной арт-терапии при лечении неврозов и психозов у пациентов [7].Единственное различие в работе с невротиками и психически больными по Р.Б. Хайкину заключается в том, что для них необходимо различное процентное соотношение применяемых методик. Например, для невротических пациентов более полезными оказались проективные методики с их последующей рефлексией [7].Особенности и преимущества арт-терапии в психологической коррекции личностных расстройствМетоды арт-терапии на сегодняшний день активно используются и для лечения соматических и для облегчения психических заболеваний. Они помогают отреагировать негативные эмоции, разрешить внутренние конфликты, проработать психологические травмы [5].Активно используется арт-терапия работе с различными видами расстройств личности. При работе с взрослыми людьми зрелого возраста у арт-терапии есть свои особенности. Во-первых, арт – терапия для взрослых сопряжена с большой долей рефлексии, обсуждения результатов своего творчества, в ней присутствует большой процент вербальных арт-терапевтических методик. Во-вторых, сложности арт-терапии взрослых часто заключаются в том, что они не готовы воспринимать рисуночные и иные методики серьезно. Они часто воспринимают их как детскую игру или забаву, особенно те пациенты, которые прошли войну, были в горячих точках или пережили какие- либо события, опыт которых не переживает большинство людей. В этом случае, на наш взгляд, многое зависит от самого арт-терапевта, насколько он сможет внушить доверие и инициировать серьезное отношение к тем или иным применяемым им методам у клиентов. Опираясь на выводы А. И. Копытина, опишем преимущества арт-терапевтической работы с личностными расстройствами над другими видами и направлениями психотерапевтической работы [3]. Во-первых, арт –терапия понятна и доступна каждому, даже людям с достаточно серьезными умственными отклонениями. Для того, чтобы участвовать в арт-терапевтической сессии, совсем не обязательно уметь рисовать или обладать теми или иными художественными талантами. Арт-терапия практически не имеет противопоказаний, поэтому ее можно применять для работы с любым видом личностных расстройств. Арт-терапия позволяет наиболее точно выразить свои эмоции пациенту, поскольку в ней, преимущественно, используются символические, невербальные средства выражения. Также это позволяет отреагировать негативные эмоции наиболее полно без необходимости проговаривать, вспоминать негативные, а, возможно, и очень личные события, делиться которыми не хочется по тем или иным причинам. Поскольку арт-терапия не предусматривает никаких ограничений для клиента, она удовлетворяет его потребность в самовыражении в чувстве своей значимости и индивидуальности. Арт-терапия способна удовлетворить потребность личности в самоактуализации, раскрыть ее творческий потенциал. Раскрытие своей индивидуальности помогает лучше понять себя, свои потребности и внутренние конфликты. Это позволяет по-новому взглянуть на давно существующую проблему, обнаружить новый нестандартный способ ее решения. Арт-терапевтический процесс обладает всеми возможностями создания атмосферы комфорта и доверия, атмосферы взаимной поддержки. Арт-терапевтический процесс, как правило, актуализирует положительные эмоции, которые способствуют преодолению депрессии, апатии, мотивируют личность на выздоровление, новые планы и жизненные цели. Арт-терапия включает в себя обязательный пласт работы с пациентом на бессознательном уровне. Это дает возможность запустить в психике пациента глубинные процессы саморегуляции и мобилизации личностного ресурса [3].М.В. Киселева пишет, что коррекционные возможности арт-терапии с личностными расстройствами, прежде всего, связаны с реализацией через ее методы непосредственной работы с чувствами и переживаниями пациента [1]. Психологическая коррекционная работа происходит за счет внимания к чувствам и ощущениям, что позволяет не только проводить работу по их трансформации, но и повышает самооценку у пациента. Творческое самораскрытие помогает страдающему личностным расстройством не только выразить свои чувства и раскрыть индивидуальность, но и порождает у него ощущения упорядоченности и контроля своих аффективных проявлений [1].Арт-терапия позволяет подобрать адекватные методы лечения не только различных личностных расстройств, но и различных стадий этих расстройств [3]. Так, на кризисном – симптоматическом этапе лечения больного с личностным расстройством, арт-терапия имеет следующие задачи: - адаптация пациентов к лечению расстройства в условиях лечебного заведения; - снижение силы проявления симптомов На лечебном этапе в задачи арт – терапевтического воздействия входит: - купирование симптомов расстройства; - диагностика и психологическая коррекция представлений пациента о своих симптомах;- мотивация пациента на выздоровление, поиск внутреннего ресурса; - наработка социальных навыков больного. На этапе реабилитации больного с личностным расстройством арт-терапия направлена на: - закрепление и поддержание достигнутых ранее результатов;- формирование новой личной идентичности -формирование новых здоровых отношений с социальным окружением. - мотивация к деятельности;- развитие самосознания, в том числе, осознания своей болезни и провоцирующих ее факторов; - активизация внутренних ресурсов пациента;- формирование социальных навыков. Таким образом, арт-терапия пациента, страдающего личностным расстройством должна иметь системный характер и учитывать стадию развития расстройства и динамику состояния пациента [3]. Задачи арт-терапии при работе с различными типами расстройств личностиРассмотрим задачи применения арт-терапевтических методик для работы с различными типами личностных расстройств. В.М. Киселева формулирует эти задачи следующим образом [1]:Развитие обсессивно – компульсивного расстройства у представителя зрелого возраста часто приводит к появлению соматической симптоматики, а также депрессивных эпизодов в жизни личности. Депрессивная симптоматика может также развиваться у пациентов, страдающих тревожным расстройством. Поэтому в задачи арт-терапии с такими пациентами входит ослабление данных симптомов через отреагирование негативных чувств. В задачи по работе с истерическим личностным расстройством будет входить восстановление способности у пациента устанавливать долговременные эмоциональные связи с окружающими, а также способности осуществлять целенаправленную деятельность. Задачи арт-терапии при лечении эмоционально-неустойчивой личности – восстановить навык саморегуляции пациента, развивать способности к осознанию и контролю собственных эмоциональных состояний. Это легко достигается именно через применение арт-терапевтических методик, поскольку в продуктах личного творчества (рисунок, фигурка из пластилина) пациент выражает свои эмоции в конкретной художественной форме, величине, цвете, что помогает ему осознать и принять их, а также укрепить контроль над ними. Появляется чувство ясности и уверенности в овладении собой и своими эмоциональными проявлениями. Не смотря на то, что основным и незаменимым видом психотерапии для таких больных остается когнитивно-поведенческая психотерапия, арт-терапия будет в этом случае очень полезным дополнением. Тем не менее, когнитивно-поведенческая терапия не столь эффективна в развитии навыков саморегуляции, не в полной мере дает возможность отреагировать аффективные состояния. Саморегуляцию также важно развивать у пациентов, страдающих параноидными расстройствами. По причине ригидности и слабой критичности мышления, навыки саморегуляции у таких больных также страдают. При шизоидном расстройстве личности есть вероятность манифестации шизофрении как серьезнейшего психического заболевания. Пусковым крючком к началу шизофрении чаще всего бывает сильный стресс, эмоциональные перегрузки и потрясения. В данном случае, арт – терапевтические методики должны быть, главным образом, направлены на минимизацию стрессовых состояний. Пациенту с шизоидным расстройством личности также крайне необходимы навыки регуляции своего эмоционального состояния, умение расслабляться. Также, важно отметить, что именно в работе с шизоидным расстройством личности, пригодятся такие эффекты арт-терапевтического воздействия как создание атмосферы доверия, чувства безопасности. Ведь шизоидные клиенты зачастую тяжело входят в контакт с психотерапевтом, им непросто включиться во взаимодействие, установить доверительные отношения, почувствовать сопереживание партнера по общению, его желание помочь. Задачи арт-терапии при психологической коррекции диссоциального расстройства личности: формирование здоровой самооценки, формирование навыков саморегуляции, развитие эмпатической способности, то есть способности сопереживать другим людям, оказывать им эмоциональную поддержку, понимать их эмоциональные состояния. Задачи арт-терапии при психологической коррекции нарциссического личностного расстройства: эмоционально пережить и отреагировать собственные влечения, а также страхи и другие негативные эмоции, связанные с прошлым опытом. Также страдающему нарциссическим расстройством пациенту необходимо принимать себя и свою индивидуальность не зависимо от личных заслуг и уровня социальной значимости. Нарциссическая травма формируется еще в детстве в связи с возникающими по разным причинам убеждениями ребенка в том, что он достоин любви только в том случае, когда достигает успехов и становится во всем самым лучшим. Таким образом, подводя итог, можно отметить, что арт-терапия как психотерапевтическое направление является практически не заменимым в любых случаях и ситуациях, она практически не имеет противопоказаний, и ее можно использовать в неограниченных количествах. Не во всех случаях при психологической коррекции личностных расстройств арт-терапия будет являться достаточным и единственным методом коррекции. Тем не менее, применение арт-терапии во всех этих случаях будет необходимым. Это обуславливается, прежде всего, такими возможностями арт-терапии как непосредственная работа с чувствами и эмоциями пациента, актуализация личностного ресурса, развитие способностей к саморегуляции, удовлетворение потребностей пациента в индивидуальном самовыражении, принятии и эмоциональной поддержки.Выводы Изучив подробно тему реферата, можно сделать следующие выводы:В странах запада на сегодняшний день активно развиваются групповые формы арт-терапевтической коррекции личностных расстройств. В России арт-терапевтическую помощь в амбулаторных центрах осуществляют, преимущественно специалисты медицинского профиля, что способствует выхолащиванию из арт-терапии таких важных терапевтических факторов как внимание к внутреннему миру пациента, его потребностям в самовыражении.До сих пор в научно-практическом сообществе идут споры относительно того, какие именно коррекционные арт-терапевтические методы наиболее эффективны в работе с расстройствами личности. Однако, в арт-терапевтической практике сложилось мнение, что при пограничных расстройствах личности эффективно применять инсайт-ориентированный подход, а также групповой психоаналитический подход. Именно в рамках этих двух подходов достигается задача по диагностике и разрешению внутренних конфликтов личности.Преимущества арт-терапии в психологической коррекции личностных расстройств, связаны с такими ее возможностями как непосредственная работа с чувствами и переживаниями пациента. Творческое самораскрытие помогает страдающему личностным расстройством не только выразить свои чувства и раскрыть индивидуальность, но и порождает у него ощущения упорядоченности и контроля своих аффективных проявлений. Не во всех случаях при психологической коррекции личностных расстройств арт-терапия будет являться достаточным и единственным методом. Тем не менее, применение арт-терапии будет необходимым. Это обуславливается, прежде всего, такими возможностями арт-терапии как непосредственная работа с чувствами и эмоциями пациента, актуализация личностного ресурса, развитие способностей к саморегуляции, удовлетворение потребностей пациента в индивидуальном самовыражении, принятии и эмоциональной поддержки. Арт-терапия пациента, страдающего личностным расстройством должна иметь системный характер и учитывать стадию развития расстройства, динамику состояния пациента, а также применяться в комплексе с другими видами психологической помощи. .
Список использованных источников
Киселева, М.В. Арт-терапия в психологическом консультировании: учебное пособие /М.В. Киселева, В.А. Кулганов. – СПб.: Речь, 2016 – 64 с.Копытин, А.И. Клиническая системная арт-терапия и стандарты оказания психиатрической помощи / А.И. Копытин // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2016 – N 4(39) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ruКопытин, А.И. Современная клиническая арт-терапия / А.И. Копытин. – М.:Когито-Центр, 2015 – 526 с.Луззатто, П. Краткосрочная арт-терапия в остром психиатрическом отделении / П. Луззатто // Практикум по арт-терапии / под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Питер, 2001. – С. 231-247.Платонова, А.В. Арт-терапия в работе психолога / А.В. Платонова. - Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области №1(4) 2014 - С. 71-73 Розаль, М. Сравнительный анализ британского и американского стилей групповой арт-терапии / М. Розаль // Исцеляющее искусство: международный журнал арт-терапии. – 2007. – Том 10, № 3. – С. 4-23.Хайкин, Р.Б. Художественное творчество глазами врача / Р.Б. Хайкин – СПб.: Наука, 1992. – 232 с.Allen P. Coyote comes in from the cold: the evolution of the open studio concept / / P. Allen // Art Therapy. – 1995. – Vol. 12, № 3. – P. 161-166.Killick K. Unintegration and containment in acute psychosis/ K. Killick // British Journal of Psychotherapy. – 1996. – Vol. 13, № 2. – P. 232-242.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!