это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4152435
Ознакомительный фрагмент работы:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КЛАССИЦИЗМА В РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ 5
1.1 Предпосылки возникновения русского классицизма 5
1.2 Особенности русского классицизма 9
1.3 Сложение классицистического стиля, его периодизация 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРОЕНИЙ В КЛАССИЧЕСКОМ СТИЛЕ В РОССИИ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
ВВЕДЕНИЕ
Во второй половине XVIII века на смену стилю барокко в архитектуре приходит классицизм, широко распространившийся в Западной Европе. Здания в стиле классицизма возводят в Петербурге и Москве, а затем и в других городах России.Возникновение стиля классицизма в России было неизбежно, как и в других (гранах Западной Европы, по причины появления классицизма в разных странах были различными). Развитие архитектуры всегда связано с экономическими и социальными явлениями. Новые экономические отношения России привели к образованию большого внутреннего рынка, расширялась внешняя торговля, развивалась промышленность. С развитием экономики возникла необходимость в строительстве совершенно новых Зданий — гостиных дворов, рынков, складских сооружений, бирж, банков. Победы во внешней политике подняли престиж России, что нашло отражение в создании монументальных сооружений [8, с.59].Развивались культура и просвещение. Естественно, возникла необходимость в строительстве учебных заведений, академий, театров и др. Быстрый рост городов требовал строительства новых жилых зданий.Размеры строительства во второй половине XVIII века привели к поискам экономичной и соответствующей духу времени архитектуры. Античная архитектура, доступная пониманию и выразительная, послужила образцом красоты, основой для зарождения классицизма в России.Большую роль в становлении стиля классицизма сыграла открытая в 1757 году в Петербурге Академия трех знатнейших художеств: живописи, скульптуры и архитектуры (Академия художеств). Архитектурные классы в Академии вели известные архитекторы, большие знатоки и последователи классицизма Л. Ф. Кокоринов и Ж.-Б. Валлен-Деламот.Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в настоящее время зданий выполненных в классическом стиле в России все меньше, что обусловлено течением времени, и сопутствующему ему изменениями в основных конструкциях теперь уже архитектурных памятниках. Кроме того, актуальность темы курсовой работы заключается в том, что классицизм в России не был явлением однородным. Его особенности определялись своеобразием различных губерний страны, определенными тенденциями в развитии культуры, что также повышает необходимость изучения различных памятников архитектуры в зависимости от места расположения. Особенности функционирования классицизма в русской архитектуре 18 века рассмотрены в работах таких исследователей как: Д.Е. Аркина, С.Н. Баландина, Е.М. Белецкая, Н.Е. Крашенинникова, Л.М. Чернозубова, В.Н. Иванова, И.Л. Коновалова, Т.Н. Манонина, С.С. Ожегова, Т.И. Ширко.Объектом исследования в курсовой работе является русская архитектура18 века.Предметом - классицизм в русской архитектуре 18 века. Целью в курсовой работе является теоретическое и практическое изучение классицизма в русской архитектуре 18 века.На основании цели, в курсовой работе поставлены следующие задачи: Рассмотреть предпосылки возникновения русского классицизма;Изучить особенности русского классицизма;Рассмотреть сложение классицистического стиля, его периодизация;Провести анализ строений архитектуры в классическом стиле в России. Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КЛАССИЦИЗМА В РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ1.1 Предпосылки возникновения русского классицизмаВ 1760-х годах в России произошла смена архитектурно-художественного стиля. Декоративное барокко, достигшее своего апогея в творчестве величайшего представителя этого направления – зодчего Ф.Б.Растрелли, уступило место классицизму, быстро утвердившемуся в Петербурге и Москве, а затем распространившемуся по всей стране. Классицизм художественный стиль, развивающийся путем творческого заимствования форм, композиций и образцов искусства античного мира и эпохи итальянского возрождения, стал символом эпохи просвещенного абсолютизма Екатерины II [4, с.124]. Благодаря классицизму в мировой культуре античное наследие становится эстетическим эталоном, идеальным образцом. Этот стиль отличает логичность, гармоничность выражения, четкость и уравновешенность композиции, функциональность. Причины распространения классицизма в России обусловлены развитием товарно-денежных отношений, переходом к капиталистическим формам организации производства. Идея гражданственности и патриотизма, движение передовых кругов общества против роскоши и излишеств, тяготение к порядку, функциональному удобству и разумности, умеренности и ясности проникают в искусство и архитектуру. Обращение к античным принципам и приемам стало основой русского классицизма. Освоение классики шло по двум направлениям: путем непосредственного знакомства с античными образцами и путем изучения «преломленной» классики, т. е. западноевропейского классицизма [2, с.154]. Следуя многим западноевропейским стилевым принципам, русский классицизм базировался на собственных национальных традициях. От архитектуры Античной Греции он унаследовал симметрию фасада, четкий ритм окон и колонн, классические капители, ордерную систему, конструктивную логику, простоту и ясность. Выдающиеся русские архитекторы, сформировавшие стиль русского классицизма, — А. Кокоринов (родился в Тобольске), В. Баженов, М. Казаков, А. Воронихин. Отличия русского классицизма заключались в оштукатуренной поверхности стен и окраске их в белый цвет, что придавало фасадам особую строгость и монументальность. К середине XIX в. возрастает значение скульптурной пластики, в изображениях и орнаменте появляется триумфальная тематика, укрупняются формы и растут объемы зданий, масштабы композиций [12, с.112]. Причинами были стремление выразить триумф русского народа в Отечественной войне 1812 г., придать русским городам большую выразительность. Так формировался русский ампир — наивысшая стадия русского классицизма, символизирующая процветание и несокрушимость. На развитие стиля ампир значительное влияние оказали архитекторы и скульпторы, приглашенные Александром I из Западной Европы, в частности из Франции. На архитектуру провинциальных городов повлиял и неорусский стиль, который также называют псевдорусским. Развитие этого стиля обусловлено официальной имперской концепцией народности Николая I (в 1825-1855 гг.). В Санкт-Петербурге образом псевдорусского стиля является храм Спаса на Крови. В с. Кулаково Тюменского района в псевдорусском стиле на средства мецената Н. М. Чукмалдина построена Никольская церковь [13, с.59]. Развитие строительной техники во второй половине XIX в. привело к тому, что традиционные архитектурные формы вступили в противоречие с новой функциональной и конструктивной структурой. Утратив стилевое единство, архитектура все более подчинялась вкусам отдельных заказчиков — предпринимателей, требующих в целях рекламы как можно больше выделить, возвеличить, украсить свое сооружение. Проникновение «купеческого нрава» в архитектуру оказало влияние на развитие нового направления — эклектики.Для архитектуры классицизма характерны геометрически правильные планы, логичность и уравновешенность симметричных композиций, строгая гармония пропорций и широкое использование ордерной тектонической системы. Декоративный стиль барокко перестал соответствовать экономическим возможностям круга заказчиков, все расширяющегося за счёт мелкопоместных дворян и купечества. Перестал он отвечать также изменившимся эстетическим воззрениям [15, с.147].Развитие архитектуры обусловлено экономическими и социальными факторами. Экономика страны привела к образованию обширного внутреннего рынка и активизации внешней торговли, что способствовало продуктивности помещичьих хозяйств, ремесленного и промышленного производства. В результате чего возникла необходимость возведения казенных и частновладельческих сооружений, зачастую государственного значения. К ним относились торговые постройки: гостиные дворы, рынки, ярмарочные комплексы, контрактовые дома, лавки, разнообразные складские сооружения. А также уникальные здания общественного характера – биржи и банки.В городах стали строить много казенных административных зданий: губернаторские дома, больницы, тюремные замки, казармы для военных гарнизонов. Интенсивно развивались культура и просвещение, что вызвало необходимость в строительстве многих зданий, учебных заведений, различных академий, институтов – пансионатов для дворянских и мещанских детей, театров и библиотек. Быстро росли города, прежде всего за счёт жилой застройки усадебного типа [9, с.112]. В условиях огромного строительства, разворачивавшегося в городах и помещичьих усадьбах, возросших строительных нужд, архитектурные приёмы и многодельные формы барокко, изысканно-сложные и пышные, оказались неприемлемыми, так как декоративность этого стиля требовала значительных материальных затрат и большого количества квалифицированных мастеров различных специальностей. Исходя из сказанного, возникла настоятельная необходимость в пересмотре основ зодчества. Таким образом, глубокие внутригосударственные предпосылки материального и идеологического характера обусловили кризис стиля барокко, его отмирание и привели в России к поискам экономичной и реалистичной архитектуры. Поэтому именно классическая архитектура античности, целесообразная, простая и ясная и вместе с тем выразительная, послужила эталоном красоты, стала своего рода идеалом, основой формирующегося в России классицизма.Для руководства повсеместной градостроительной деятельностью в декабре 1762 года было учреждена комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Созданная для регулирования застройки обеих столиц, вскоре стала руководить всем градостроительством в стане. Комиссия функционировала до 1796 года. За этот период ею последовательно руководили видные архитекторы: А.В.Квасов (1763-1772 гг.), И.Е. Старов (1772-1774 гг.), И. Лем (1775-1796 гг.) [8, с.62].Помимо урегулирования планировки Петербурга и Москвы комиссия за 34 года создала генеральные планы 24 городов (Архангельска, Астрахани, Твери, Нижнего Новгорода, Казани, Новгорода, Ярославля, Костромы, Томска, Пскова, Воронежа, Витебска и других). Главными градоформирующими факторами считались водные и сухопутные магистрали, сложившиеся административные и торговые площади, четкие границы городов. Упорядочение городской планировки на основе геометрически правильной прямоугольной системы. Застройка улиц и площадей городов регламентировалась по высоте. Главные улицы и площади должны были застраиваться образцовыми домами, поставленные вплотную друг к другу. Это способствовало единству организации улиц. Архитектурный облик домов определялся несколькими утвержденными образцовыми проектами фасадов. Они отличались простотой архитектурных решений, их плоскости оживляли лишь фигурные повторяющиеся обрамления оконных проемов.1.2 Особенности русского классицизмаСередина XVIII века в России - это время развития страны, большого строительства, которое требовало более рационального подхода к декору зданий, что обеспечивал новый стиль благодаря простоте форм, строгости отделки, отсутствию излишеств и наличию единых канонов. В стиле русского классицизма строили казенные и общественные заведения, государственные и административные здания, дворцы, а также городские и загородные дома-усадьбы. Господствующими становятся идеи патриотизма и гражданственности, создания «нового отечества» [13, с.114]. В античности (Древней Греции) находят пример идеального государственного устройства и гармоничных соотношений человека с природой. Появлению нового стиля предшествовало развитие отечественного искусства Нового времени, характерное преобладанием барокко. Изменение стилевой ситуации произошло очень быстро, что видно в архитектуре. Воцарение Екатерины Великой положило конец «елизаветинскому барокко».Основные черты архитектуры классицизма [14, с.64]: Использование светлых, пастельных тонов;Строгий ордер; Симметричность;Строгость и лаконичность;Пропорциональность и уравновешенность; Ясность планировки; Ограниченное применение декоративных элементов; Эклектичное сочетание в одном произведении разных стилевых элементов. Различают ранний классицизм, строгий классицизм и зрелый классицизм. В раннем русском классицизме (1760—1770 гг.) ещё сохранялась пластика и динамика форм, присущих барокко и рококо. К раннему русскому классицизму относят архитекторов Ж. Б. Валлен Деламота, А. Ф. Кокоринова, Ю. М. Фельтена, К. И. Бланка, А. Ринальди. В эпоху зрелого классицизма (1770—1790 гг.) появились классические типы дворца-усадьбы и крупного жилого дома, ставшие образцами строительства загородных дворянских усадеб и парадной застройки российских городов. Архитекторы зрелой поры классицизма - Дж. Кваренги, Ч. Камерон, И. Е. Старов в Санкт-Петербурге, В. И. Баженов и М. Ф. Казаков — Москве [8, с.59].Классическая архитектура, как и любая другая, имеет свои особенности. В данном случае выделяются [15, с.147]: Ордерность конструкций. То есть, для любой постройки, выполненной в этом стиле обязательно наличие колонн и антаблемента (горизонтальной части). Как правило, они обозначают главный вход, реже – украшают балкон или террасу. Симметрия. Это обязательный элемент стиля, неразрывно связанный с предыдущим. Все постройки должны быть симметричны не только относительно центральной оси, но и внутри каждого фрагмента. «Золотое сечение». Предполагает идеальное соотношение ширины и высоты здания, задавая гармоничность пропорций. Регулярность планировки. Предусматривает наличие одинаковых элементов, расположенных на определённом расстоянии друг от друга. Воспроизведение в разных частях постройки одной и той же геометрической фигуры, но неодинаковых размеров. Наличие нескольких этажей. Греческий портик. Использование статуй, мраморных лестниц, барельефов на фронтоне. Сдержанный декор, без излишеств.Несмотря на то, что современный архитектурный классицизм претерпел некоторые изменения по сравнению с эпохой Возрождения, в нём всё ещё прослеживаются все характерные черты: безукоризненная симметрия, геометрия и чёткость форм.Основными строительными материалами классического стиля, безусловно, являются камень и гипс. Однако, используя современные, облегчённые заменители, не уступающие в надёжности и практичности, можно создать не менее эффектный и привлекательный фасад.Стены дома в классическом стиле традиционно покрываются светлой штукатуркой. Для отечественного исполнения характерны желтоватые и бежевые оттенки. Даже самый простой дом приобретёт некую солидность и благородство, если дополнить его стилизованными бетонными декоративными элементами, напоминающими «белый камень», а цокольную часть оформить травертином или его имитацией. Украшающие фрагменты классических зданий изначально выполнялись из гипса. Сегодня ему на смену пришли более доступные и практичные заменители – полиуретан и полистирол. На вид они практически неотличимы от гипсовых, но существенно легче по весу, а значит, их проще закрепить на стене.Для классического стиля в современной архитектуре характерны следующие декоративные элементы [8, с.61]:белоснежные колонны, украшающие входную группу; большие балконы; античные фронтоны; фигурные балюстрады и парапеты; выступающие межэтажные карнизы; изысканные наличники; орнаментальные барельефы (меандры, листья, пальметты, розетки);цокольный этаж, отделанный декоративным камнем.Следует отметить, что в России классицизм получил распространение почти на 100 лет позже, чем в странах Западной Европы, во времена правления Екатерины II. С этим связаны его специфические национальные черты в нашей стране [5, с.148]: 1. На первых порах он носил ярко выраженный подражательный характер. Некоторые шедевры классицизма в архитектуре России являются своего рода «скрытой цитатой» западных архитектурных ансамблей. 2. Русский классицизм состоял из нескольких весьма отличных друг от друга течений. У его истоков стояли зарубежные мастера, представители разных школ. Так, Джакомо Кваренги был палладианцем, Валлен-Деламот являлся сторонником французского академического классицизма. Русские архитекторы также имели особое представление об этом направлении. 3. В разных городах идеи классицизма были восприняты по-разному. В Санкт-Петербурге он утвердился легко. В этом стиле строились целые архитектурные ансамбли, он оказал влияние и на планировочную структуру города. В Москве, сплошь состоявшей из городских усадеб, он не получил столь широкого распространения и относительно мало повлиял на общий вид города. В провинциальных городах в стиле классицизм выполнены лишь отдельные строения, преимущественно соборы и административные здания.4. В целом же классицизм в архитектуре России прижился безболезненно. На то были объективные причины. Недавняя отмена крепостного права, развитие промышленности и стремительный рост городского населения ставили перед зодчими новые задачи. Классицизм предлагал более дешевые и практичные, по сравнению с барокко, проекты застройки. 1.3 Сложение классицистического стиля, его периодизацияВ 1760-х годах в России произошла смена архитектурно-художественного стиля. Декоративное барокко, достигшее своего апогея в творчестве величайшего представителя этого направления - зодчего Ф.Б. Растрелли, уступило место классицизму, быстро утвердившемуся в Петербурге и Москве, а затем распространившемуся по всей стране. Возникновение классицизма в архитектуре России связано, в первую очередь с тем, что изменился потребитель архитектуры. Роскошь барокко и рококо не могла стать государственным стилем становящейся и всё более расширяющейся империи. В первую очередь смена стиля связана с характерной для барокко длительностью строительных работ, эксклюзивностью и роскошью, а следовательно большой стоимостью и привлечением огромного строительного и инженерно-архитектурного ресурса [3, с.34].Всё более проявляющаяся «имперскость» России и значительная экспансия в Европу требовали «образцовой архитектуры». За образец берётся, как правило, античность. Качественную архитектуру получают теперь не только столицы (Петербург и Москва), но и провинциальные города, которые до этого периода жили по весьма феодальным канонам, с применением феодальной же архитектуры. Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль, в частности в архитектуре, развивавшийся путем творческого заимствования форм, композиций и образцов искусства античного мира и эпохи итальянского Возрождения. Для архитектуры классицизма характерны геометрически правильные планы, логичность и уравновешенность симметричных композиций, строгая гармония пропорций и широкое использование ордерной тектонической системы. Зародившись во Франции в XVII в. в условиях абсолютной монархии, классицизм нашел отражение в архитектуре большинства европейских стран, отличаясь в каждой из них своеобразными особенностями и путями развития.В пришедшем на смену ему классицизме также прослеживаются подпериоды [1, с.245]: ранний (1760-70-е гг.); строгий (1770-90-е гг.);высокий (1800-30-е гг.) классицизм или ампир. Ранний русский классицизм в архитектуре (1760-70-е гг.; Ж. Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Кокоринов, Ю. М. Фельтен, К. И. Бланк, А. Ринальди) сохраняет ещё пластику, обогащённость и динамику форм, присущую барокко и рококо.Определяющие качества раннего классицизма (1760-1770 гг.) - чёткость объёмной композиции, строгий ритм ордерных элементов, уплощённость фасадов, сдержанность убранства. Величайший из мастеров русского классицизма – Василий Иванович Баженов. Хотя основные его замыслы не были осуществлены, а многие постройки до сих пор неизвестны, влияние этого зодчего на развитие архитектурной теории и практики второй половины XVIII в., роль в признании отечественного искусства за рубежом огромны. Самое замечательное детище Баженова – проект Кремлевского дворца в Москве. Ныне он известен лишь по чертежам и двум вариантам модели. По идейно образному и строительному размаху, по новизне и смелости задач это начинание не имеет себе равных. Крупнейшее псевдоготическое произведение мастера – подмосковная усадьба Царицыно – представляет собой ансамбль дворца и павильонов, живописно расположенных на обрывистом берегу пруда. Среди жилых зданий, созданных Баженовым, наиболее знаменит дом Пашкова (ныне одно из зданий, входящих в комплекс Библиотеки им. В.И. Ленина), построенный в 1784–1786 гг. М.Ф.Казаков, как и Баженов, является одним из основоположников классицизма в России, Выросший в среде московских архитекторов, прекрасно знакомый с их методами проектирования, организации строительства и конструктивными приемами, Казаков стал наиболее ярким выразителем этой школы. Уже в первых крупных сооружениях Казаков уверенно работает в формах раннего классицизма, давая ему свое толкование [2, с.155]. Геометрическая выраженность треугольного плана и компактность объема характерны для здания Сената, построенного в Московском Кремле. Огромный купол, перекрывающий его главный зал, играет важную роль в ансамбле Красной площади. К тому же периоду относится церковь Филиппа Митрополита. Ранний классицизм в архитектуре Петербурга датируется примерно 1760-1780 годами. Это время в истории России часто называют эпохой «просвещённого абсолютизма», подчеркивая противоречивый характер правления Екатерины Великой. Классицизм в России воплощал идеи поступательного развития, гармонической упорядоченности, простоты и величия самой большой европейской страны. Внешними проявлениями классицизма в архитектуре становилось использование классических античных ордеров, сдержанность и монументальность композиции, парадный двор с высокой оградой и монументальными воротами, выходящими на набережную [5, с.123]. Творчеством двух замечательных мастеров раннего классицизма отмечены также здание Императорской академии художеств на Васильевском острове. Валлен-Деламот возводит Северный павильон и Висячий сад Малого Эрмитажа, откуда берёт своё начало знаменитый музей. В строительстве Малого Эрмитажа принимает участие Юрий Фельтен, начинавший помощником Б.Растрелли. Среди его построек, например, Училище для мещанских девиц при Воспитательном Обществе благородных девиц (1765-1775 годы, ул. Смольного, 3). Архитектура корпуса сдержанно строга, лишь выходящий к Неве фасад украшен портиками ионического ордера. По собственному проекту им построен: «безордерный» Большой Эрмитаж (1771-1787 годы, Дворцовая наб., 34);также Армянская церковь (1771-1776 годы, Невский пр., 40-42),лютеранские церкви святой Екатерины (1768-1771 годы, Большой проспект Васильевского острова, 1) и святой Анны (1775- 1779 годы, Кирочная, 8). Несколько зданий той поры построил Антонио Ринальди, хотя основные его работы находились в Гатчине, Царском Селе, Ораниенбауме. В Санкт-Петербурге можно видеть его монументальный Мраморный дворец (1768-1785 годы, Миллионная ул., 5; филиал Русского музея), впервые в городе облицованный натуральным камнем, и складской комплекс Тучков буян (1763-1772 годы, Большой проспект Петроградской стороны, 1а). Строгий классицизм — период с 1780 года до конца XVIII века. Часто термин «Екатерининский» применяется к раннему и строгому классицизму одновременно, так как эти периоды приходятся на годы правления Екатерины Великой — 1762-1796 годы. Для этого периода характерны строгое следование классическим архитектурным ордерам, описанным Витрувием и позже Палладио, прямоугольные симметричные компоновки зданий, широкое применение колоннад, аркад, портиков, фронтонов. В интерьерах зданий применялись копии или мотивы античных скульптур, декоративные элементы известных тогда древних цивилизаций. Таким образом, в этом периоде произошёл полный отказ от барокко. Некоторое упрощение, демократизация и типизация архитектурных форм и конструкций позволили нарождающимся классам буржуа и интеллигенции приблизиться в определённом смысле по положению к высшему дворянству и даже к царствующему дому. Городские и загородные усадьбы в стиле классицизма, отличавшиеся от дворцов в основном размерами, могли себе позволить и представители «среднего класса». Одним из первых переход к строгим канонам классицизма совершил Чарльз Камерон. Эта эпоха петербургской архитектуры отмечена такими именами, как В. И. Баженов, И. Е. Старов, Д. Кваренги, Н. А. Львов. Строго классические здания этих мастеров демонстрируют гармонию и функциональную завершенность композиции, пропорциональность и лаконичность форм. Ярким примером строгого классицизма служит величественный Таврический дворец (И. Е. Старов, 1783—1789 гг.). Барочные Анфиладные залы заменены центральными парадными залами. Параллельно фасаду вытянута Большая галерея, дополнительную чёткость которой подчёркивают парные колонны ионического ордера [6, с.128]. Павловский классицизм. Период 1796-1801 годов выделяется некоторыми исследователями как романтический вариант классицизма, испытавший влияние средневековой готики. К проектам, в которых проявились готические элементы, можно отнести Чесменский дворец (1774—1777, Ю. М. Фельтен; современный адрес ул. Гастелло, 15). Дворец треугольной в плане формы был украшен башенками, зубчатыми парапетами, стрельчатыми окнами. В 1800 году В.Бренна по проекту В. И. Баженова заканчивает строительство Инженерного замка, не совсем обычного для классического стиля: собственно, классицистическим можно назвать только главный, южный фасад и часть интерьеров. В остальном дворец действительно напоминает южноевропейский замок. Стиль замка мужественный, даже воинственный. Это сказывается и в Тронном зале, и на северном фасаде: тяжелые карнизы напоминают шлемы воинов.ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРОЕНИЙ В КЛАССИЧЕСКОМ СТИЛЕ В РОССИИРассмотрим примеры строений архитектуры в классическом стиле. Среди ярких представителей русского классицизма особого внимания заслуживает творчество В. Баженова (1738–799), М. Казакова (1738–1812), И. Старова (1748–1808). Знаменитый образец русского зодчества, построенный всего за два года (1784–1786) по проекту архитектора В. Баженова, дом Пашкова, является значимым архитектурным памятником своей эпохи. Дом Пашкова открывает великолепную панораму Моховой улицы со стороны Боровицкой площади. Ярко-белое здание, приподнятое на высокий цоколь, построено по классическому трехчастному принципу: центральный корпус с бельведером и портиком объединен одноэтажными галереями с боковыми флигелями. Целостность структуры подчеркнута единым сюжетом декора, которым в одинаковой степени насыщены все объемы композиции главного дома [7, с.188].Крупнейшим произведением М. Казакова является здание Сената в Московском кремле (1776–1787). Строительство этого сооружения определялось назревшей необходимостью размещения правительственных учреждений. Здесь главенствующая роль в архитектурно-художественной композиции здания отведена античным формам ордеров, сводов, куполов, арок, переработанных зодчим в духе преемственного развития архитектуры ансамбля кремля. Треугольное в плане здание с внутренним двором разделено на три части поперечными корпусами. Такая конфигурация постройки была вызвана формой участка. Центральная композиция выполнена в виде купольного зала. Все помещения Сената хорошо связаны друг с другом сквозными коридорами, идущими по периметру дворов. В целом же композиция сооружения представляет собой систему простых объемов с четким соподчинением частей, распределенных в строгом соответствии с их практическим назначением. Голицынская больница, построенная по проекту М. Казакова в период с 1796 по1801 г., считается не менее известным его творением. Комплекс Голицынской больницы, созданный по завещанию князя М.Д. Голицына, был последним крупным проектом зодчего. Под застройку была отведена территория парка на окраине города. Главный трёхэтажный корпус поставлен в глубине большого двора и соединён дуговыми переходами с двумя боковыми двухэтажными Г-образными корпусами, охватывающими весь двор и «загибающимися» вдоль линии улицы. Еще несколько отдельно стоящих служебных корпусов выходят в парк. В центре протяженного главного корпуса возвышается округлый купол церкви, увенчанный «фонариком». Купол наподобие римского Пантеона по бокам фланкирован двумя маленькими круглыми колокольнями. Объем церкви выделен на обоих фасадах величественными шестиколонными портиками дорического ордера на мощном цоколе [8, с.62]. Самое знаменитое строение архитектора И. Старова – Таврический дворец в Петербурге на улице Шпалерной (1783– 789) . И. Старов был воспитанником Петербургской академии художеств, являлся мастером классической архитектуры. При проектировании, а затем и строительстве Таврического дворца его талант проявился в полной мере. Когда были завершены все работы в 1789 г., жителям Петербурга показалось строгое величественное здание, обращенное в сторону Невы своим главным фасадом.Здание планировалось с применением традиционной классической архитектуры: перед дворцом был запроектирован парадный двор, который образуют два одинаковых крыла, поставленные перпендикулярно главному корпусу. Дворец сравнительно невысокий, но за счет центральной части, которая значительно выше боковых корпусов и выделена большим куполом с шестиколонным портиком, смотрится величественно. Таким образом, конец ХVIII – начало XIX в. был периодом высокого расцвета архитектуры классицизма в России. К этому же времени относятся и самые значительные достижения в области «образцового» и повторного строительства, неразрывно связанные с развитием всей русской архитектуры. Культурному подъему способствовало распространение патриотических идей в русском обществе, особенно усилившееся после победоносного окончания Отечественной войны 1812 г. Общий расцвет культуры не мог не сказаться на архитектуре и градостроительстве. Работы русских архитекторов того времени отличаются широким размахом в проектировании зданий и строительстве городских ансамблей. Патриотические идеи выразились в торжественном, как бы приподнятом облике многих сооружений. Экономический подъем в стране дал возможность вкладывать в строительство большие капиталы, как со стороны частных застройщиков, так и со стороны государства. В свою очередь, высокий уровень художественной и технической культуры в области архитектуры и градостроительства и наличие талантливой плеяды русских архитекторов, вдохновленных идеями патриотизма, обусловили большой размах и высокое качество вновь строящихся ансамблей и сооружений [10, с.129].Практически все города империи, которых в то время насчитывалось около четырехсот, к началу первой трети XIX в. получили новую градостроительную документацию, основанную на принципах регулярности. Русские, в том числе и сибирские города, сложившиеся на протяжении нескольких веков без определенного плана, имели типичную для средневековья «живописную» систему пространственной организации и свободную планировку, которая за достаточно короткий срок (в пределах 40–50 лет) получила современную трактовку. Большое значение для изменения внешнего облика сибирских городов имело строительство в первой половине XIX в. общественных зданий, которые строились по «образцовым» проектам. Обращаясь к архивным данным, можно отметить, что архитектор мог изменить в проекте размеры, пропорции и рисунок деталей «образцовых» фасадов, вследствие чего сходство могло быть не полным. Но характерные признаки оставались. Например, симметричная композиция фасада и выделенный центр. Архитектурные детали, типичные для русского классицизма: руст, сложные карнизы, наличники, сандрик. Окраска фасадов в нейтральные тона. Цоколи серого (дикого) цвета. Поле стен светло-желтого, светло-зелёного, светлосерого или светло-синего цветов. Примером застройки в стиле классицизм в Омске является здание Сибирского кадетского корпуса (центральная его часть), ныне Общевойсковое командное училище им. Фрунзе. Здание возведено по образцовому проекту и несет черты художественных вкусов своего времени.Строительство его начиналось с формирования Никольской площади. Это было первое в Омске двухэтажное каменное здание с цокольным этажом, украшенное шестиколонным ионическим портиком. В 1826 г. оно принадлежало военной канцелярии, затем было передано в ведение воинского казачьего училища, с которого и началось формирование ансамбля Кадетского корпуса. Построенный первым, корпус по сей день играет в ансамбле ключевую роль, являясь высоким образцом раннего русского классицизма [11, с.19]. Особенностью постройки считается портик, который относится к редкому типу – евстиль, в котором центральный промежуток между колоннами (интерколумний) шире боковых. Авторство Кадетского корпуса приписывается выдающемуся русскому архитектору М. Казакову. На фасаде и в интерьере здания впервые в Омске появился лепной декор. При реставрации портика на абаке одной из капителей был обнаружен автограф первого омского лепщика – «Зарубинъ». По такому же «образцовому» проекту, как и в Омске, был построен Горный госпиталь в Барнауле – один из лучших памятников архитектуры классицизма.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ 1760-х гг. в архитектуре России необычайно быстро произошёл переход от пышного барокко к строгому классицизму. Если архитектура середины 18 в. была тематически узкой и ограничивалась в основном дворцами и храмами, то потребности строительства со 21 пол. 18 в. были значительно шире. Нужно было строить не только дворцы, но и жилые дома, театры, больницы, административные здания, мосты, университеты, банки, торговые ряды, здания Академии наук, Биржи, Академии художеств и др. Обособленное решение отдельных зданий и усадеб уступает место тенденции связать композицию здания с окружающими сооружениями города.Как и повсюду в Европе, чрезвычайную важность в сложении русского классицизма сыграли его идеологические предпосылки - развитие идей просветительства, гуманизма, рационалистические начала. В основе архитектуры классицизма лежит идеал естественности, стремление построить новое общество на справедливых законах, как бы присущих самой природе. Выразить этот идеал в архитектуре можно было лишь во всеобщих идеальных формах, какими были признаны античные. Пока в эти формы вкладывалось передовое гуманистическое содержание, они были живыми и поэтическими, несмотря на их неизбежную повторяемость.В русском варианте архитектуры классицизма, в отличие, например, от строгой завершённости образцов французской архитектуры, можно отметить определённое смягчение форм, любовь к закруглённым линиям в планах и объёмах, мягкость и живописность решений, своеобразное развитие национальных традиций, выразившееся в умении создать неразрывную связь с природой. Также характерно тонкое, построенное иногда на контрастах, сопоставление пейзажного парка с античной строгостью архитектурных форм. Гуманизм придаёт классическим зданиям особую теплоту, но, не смотря на это архитектура русского классицизма зачастую выражала большие общегосударственные идеи.Некоторые особенности прослеживаются в понимании архитектурной композиции ордера в русском классицизме 18 в. Ордер понимался, прежде всего, как пространственно-объёмный компонент архитектурной формы, как одно из средств членения пространства, а не только стенной плоскости. Отсюда преобладание портика и колоннады, а не полуколонн у стены. Неукоснительно соблюдались равновесие частей, простота и чёткость их сочетания, выделение главных элементов, обозримость целого и отчётливость силуэта. Большое значение отыгрывала трёхмерность, материальная тяжесть объёма. При этом возрастало значение угловых точек зрения, подчёркивающих трёхмерность здания. Свободно стоящий кубический объём главного здания выделяли центральный купол и симметрично расположенные боковые флигеля. Во внутренней планировке все помещения воспринимались изолированно и компактно; короткие ряды комнат обычно пересекались под прямым углом, и интерьер жилого дома носил замкнутый характер.В результате проведённого исследования установлено, что на протяжении всей истории западный мир всегда возвращался к первым великим цивилизациям, в том числе и к архитектурным традициям. «Классицизм», или, как его называют на Западе «неоклассицизм», конца ХVIII – начала ХIХ в. основан на искусстве Древнего Рима и Греции, что обычно ассоциируется с постулатами античности: гармонией, ясностью форм, сдержанностью, универсальностью и идеализмом. Вслед за Европой классицизм пришел и в Россию. Необходимость в строительстве зданий государственного назначения во всех губернских городах обширной страны, появление новых типов зданий, таких как магистраты, присутственные места, банки, биржи и т. д., привели к смене архитектурно-художественного направления. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАркин Д.Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. Москва: Искусство, 1990. – 357 с.Бабинович Н.У., Ситникова Е.В. Особенности классицизма в застройке городов России и Сибири // Вестник ТГАСУ. 2020. №3. – с. 154-159Баландин С.Н. Архитектура Барнаула. Барнаул, 1974. С. 33–37. Бондаренко И. А.: Архитектурное наследство / М. / издательство «ЛКИ», 2007. – 549 с.Борисова Е.А. Русская архитектура второй половины XIX века. - М.: Риор - М, 2006. – 478 с.Всеобщая история архитектуры / под ред. Колли Н.Я. – Т.10 изд. – М.: Стройиздат, 1972. – 434 с.Иконников А.В. Архитектура и градостроительство / А.В. Иконников. – М.: Стройиздат, 2001. – 688 с.Манонина Т.Н. Формирование застройки городов Западной Сибири в первой трети XIX в. // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2010. № 3. С. 59–65. Ожегов С.С. Типовое и повторное строительство в России в XVIII–XIX веках. Москва: Стройиздат, 1984. - 169 с. Популярная художественная энциклопедия / под ред. Полевой В.М.. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1999. – 462 с.Российская музейная энциклопедия / – М.: Прогресс, 2001. – 50 с.Рязанцев И.В. Общественная архитектура второй половины XVIII века в провинциальных городах России: дис., канд. искусствоведения: 18.00.01 / И.В. Рязанцев. – М, 2003. – 180 с.Рязанцева И.В. Основные черты архитектуры раннего классицизма в России / И.В. Рязанцева. – М.: Наука, 1968. – 155 с.Туманова Н.Е. Екатеринский парк: История развития и методика восстановления / Н.Е. Туманова; под ред. Ильинская Н.А. – СПб.: Стройиздат, 1997. – 160 с.Швидковский, Дмитрий Олегович Архитектура русского классицизма в эпоху Екатерины Великой / Швидковский Дмитрий Олегович. - М.: Архитектура-С, 2016. – 588 c.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!