это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4158628
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение 3
1. Понятие и история развития законодательства о гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 5
1.1. Понятие правового регулирования труда лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям в сфере труда 5
1.2. История развития законодательства о гарантиях и компенсациях лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям в сфере труда 7
2. Основные гарантии и компенсации лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям в сфере труда 12
2.1. Правовый режим рабочего времени и времени отдыха 12
2.2. Северные надбавки 16
3. Совершенствование законодательства о гарантиях и компенсациях лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям в сфере труда 21
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Введение
Актуальность курсовой работы состоит в том, что переход Российской экономики к рыночным отношениям, начавшийся в 90-е годы прошлого столетия и продолжающийся в настоящее время, выявил проблемы, требующие своего разрешения. Одной из них является проблема правового регулирования социального обеспечения, проживающих и осуществлявших трудовую деятельность работников Крайнего Северa. Сокращение средств, выделяемых из федерального бюджета на статьи расходов северных территорий, изменения законодательства не «в лучшую сторону для работников», отсутствие четкого механизма реализации правовых норм, регулирующих трудовые отношения работников Крайнего Севера, привели к массовому отъезду трудоспособного населения из этих районов, их опустению и значительному снижению жизненного уровня северян.Благодаря законам Российской Федерации, трудящиеся в районе Крайнего Севера, имеют особый ряд предоставления социальной защиты, которая зависит от классификации их деятельности, и местности, в которой они осуществляют свою трудовую деятельность. Государство контролирует и с каждым новым годом, старается все больше обеспечивать достойную защиту социальных прав граждан работающих и проживающих в таких сложных условиях.Для нашего государства, защита работников Крайнего Севера от социальных рисков играет большую роль в дальнейшей деятельности государства, в целом. Социальная защита влияет на производительность и уровень работы каждого сотрудника, что в последствии сказывается на состоянии многих областей, как социальных так и экономических. Социальная защита таких работников, служит как раз одной из данных гарантий предоставляемых государством населению.Так как только эффективно действующая система таких социальной защиты работников, проживающих в условиях Крайнего Севера, позволяет наполнить субъективные права служащих реальным содержанием, данный аспект показывает высокую актуальность исследования курсовой работы.Объектом исследования являются общественные отношения, которые возникают при обеспечении социальной защиты служащим работникам Крайнего Севера.Предметом курсовой работы служат гарантии, предоставляемые государством гражданам.Цель данной работы – выявить особенности гарантий и компенсаций лицам, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям в сфере труда.Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:1. Раскрыть понятие правового регулирования труда лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям в сфере труда.2. Рассмотреть историю развития законодательства о гарантиях и компенсациях лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям в сфере труда.3. Охарактеризовать правовой режим рабочего времени и времени отдыха.4. Изучить северные надбавки.5. Выявить пути совершенствования законодательства о гарантиях и компенсациях лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям в сфере труда.Структура курсовой работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, три раздела, четыре подраздела, заключение, библиографию.1. Понятие и история развития законодательства о гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях1.1. Понятие правового регулирования труда лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям в сфере трудаОсобенности регулирования труда в указанных регионах России определяются спецификой проживания и условий работы и в них. В регионах Крайнего Севера определенно увеличиваются энергетические затраты для осуществления одной и той же работы, что вызывает необходимость компенсации пропорциональным увеличением рациона питания. В регионах с суровым северным климатом предъявляются особые повышенные требования к одежде, обуви, отоплению жилья и освещению, в связи с этим расходы на указанные цели возрастают в среднем в два раза. Природные условия Крайнего Севера усложняют условия труда тем самым являясь непосредственной причиной возникновения хронических заболеваний и их обострений. Поэтому нормы права необходимые для регулирования условий труда в регионах с суровым климатом, имеют целью: 1) По возможности компенсировать повышенные затраты и стоимость жизни; ограничить, а если это возможно, устранить негативное воздействие природно-климатических условий на здоровье человека. 2) Помочь решению стратегических задач развития этих регионов. В правовом поле трудовой сферы обозначено разделение правовых норм, предназначенных для регулирования труда отдельных категорий работников. Такие категории разделения самые разнообразные - территориальные, отраслевые, половозрастные. 12 Раздел Трудового Кодекса Российской Федерации подразделяет на группы отдельные категории граждан:- женщины и мужчины с семейными обязанностями, относящихся к работникам сезонным и временным и граждан возраст коих не достиг восемнадцати лет, руководство организаций и коллегиального исполнительного руководства органа организаций, совместителей и работников осуществляющих работу по принципу вахтового метода, а так же работающих у работодателей – физ. лиц, частников, надомников, и иных, работающих в районах Севера и приравненных к географически, учителей, работников транспорта, лиц, работающих в государственных учреждениях за границей, и других категорий. Однако, далеко не все особенности правового распределения труда нашли отражение в данном разделе Трудового Кодекса Российской Федерации. Некоторые специальные нормы права, так и остались за рамками Трудового Кодекса РФ. К этим категориям работником применимы нормы, установленные иными Федеральными законами РФ. На двадцать шесть категорий работников разделены в Трудовом Кодексе РФ все работающие граждане. Специальные нормы трудового права могут быть трех видов: - нормы – льготы - являются сводом дополнительных гарантий, прав на труд, эти льготы могут быть установлены как для женщин так и для несовершеннолетних работников так и для иных работников; - нормы - изъятия - ограничение в правах (так называемые ограничивающие допустим закон о государственной службе); - нормы – приспособления - нормы, приспосабливающие общие нормы к особенностям данного вида труда (например отдельной отрасли). Итак в итоге законодательство Российской Федерации разделяет регулирование норм, нормы распространяющиеся на всех работающих лиц, и нормы, относящиеся к отдельным категориям работающих. Главным критерием разделения данных норм труда работников Крайнего Севера, а также приравненных к ним местностям, однозначно, являются географические и суровые климатические условия.Главенствующую роль в данном регулировании имеют место такие специфические нормы, как нормы-компенсации, и нормы - льготы, при помощи которых обеспечиваются равные возможности этим работникам и равные условия осуществлять их законное право на труд наравне с другими работниками. Таким образом, можно сделать вывод о том, что вопросы обеспечения трудовой деятельность лиц, проживающих в районах Крайнего Севера не находят в полном объеме своего отражения в системе законодательства Российской Федерации, как с законодательной, так и с исполнительной правовой ветви. Вопрос правового регулирования не исследован в полном объеме и данная тема является обширной почвой для проведения различного рода исследований, в том числе научных.1.2. История развития законодательства о гарантиях и компенсациях лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям в сфере трудаНормативные правовые акты, регулирующие труд работников, работающих и проживающих на территории Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, начали формироваться в послереволюционный период в эпоху строительства социализма. В это время индустриализации страны появляется необходимость развития Северных регионов. Для того, чтобы привлечь работников в регионы со сложным и климатическими условиями необходимо было разработать особое нормативно-правовое регулирование труда в этих районах. В 1924 году появляются декреты ВЦИК и СНК РСФСР «О порядке осуществления мероприятий, имеющих целью охрану туземцев Севера от эксплуатации» и «О снабжении населения Крайнего Севера продовольствием и предметами первой необходимости».Льготы работникам, переселяющимся в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, регулировались многочисленными нормативными актами, в том числе Указами Президиума Верховного Совета СССР 1960 года и 1967 года, упорядочивающими и расширяющими систему льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним; Постановлениями Совета Министров СССР, устанавливающими порядок их применения. Так, работникам, осуществляющим свой труд во вредных условиях предоставлялся дополнительный отпуск продолжительностью от 6 до 36 дней в соответствии со списком, утвержденным ГКТ СССР и ВЦСПС по согласованию с Министерством здравоохранения СССР от 24 декабря 1960 г. Для лиц, работающих в условиях Крайнего Севера, предусматривался дополнительный отпуск продолжительностью 18 рабочих дней, а работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — 12 рабочих дней.С начала 60-х годов ХХ в. начинают активно изучаться правовые основы охраны труда. В этот период рассматриваются также особенности правового регулирования трудовых отношений работников отдельных отраслей хозяйства, работающих на Крайнем Севере. Опираясь на научные исследования, в СССР были установлены достаточно жесткие и обоснованные ограничения по применению труда женщин и подростков. В этой части трудовое законодательство было прогрессивным и социально направленным. В 1970 г. появляется общесоюзный кодифицированный акт о труде — Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде. Основы стали итогом грандиозной работы советских ученых и работников-практиков. Большинство норм этого нормативно-правового акта улучшали положение работников и ограничивали права администрации (увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска, запрет необоснованного отказа в приеме на работу и др.). В 1971 г. принимается КЗоТ РСФСР. По объему он почти в два раза превысил Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде. КЗоТ РСФСР имел первоначально 18 глав и 256 статей. В него впервые были включены нормы, регулирующие труд работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В начале 90-х годов в связи с началом нового этапа в освоении северных территорий получает дальнейшее развитие нормативно-правовая база, регулирующая труд северян. Это Приказ Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 года № 2, которым была утверждена инструкция «О порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами». Это Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30 мая 1989 года № 166/10–85, от 11 ноября 1989 года М 359/21–20а, от 16 февраля 1990 года М 61/3–111, которые регулировали порядок исчисления непрерывного стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.Главная задача, которая должна была бы решаться системами льгот для переселенцев в регионах Крайнего Севера, заключалась в привлечении населения на постоянное жительство и удержании его в обживаемых районах до тех пор, пока там не будут созданы условия жизни, соответствующие трудностям осваиваемых территорий. Долгое время льготы получали только лица, направленные или командированные в районы Крайнего Севера. Местные уроженцы, а также лица, прибывшие из других областей самостоятельно, льготами обычно не пользовались. В связи с этим появилась острая необходимость усовершенствовать законодательство о северных льготах. Таким актом стал Федеральный закон от 24 мая 1996 г № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями. Он был направлен на достижение оптимального сочетания интересов РФ и субъектов Федерации, территории которых относятся к Северу, создание благоприятных условий для эффективной хозяйственной деятельности, рациональное использование природных ресурсов, охрану окружающей природной среды, обеспечение достойной жизни населения и устойчивое развитие этого региона. Закон предусматривал, что государственное регулирование осуществляется дифференцированно по территории и отраслям хозяйства и определяется государственными приоритетами, природно-климатическими условиями, уровнем социального и экономического развития Севера. Указанный закон в настоящий период не действует.19 февраля 1993 года Верховный Совет Российской Федерации принимает Закон «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», который начинает действовать с 1 июня 1993 года. Данный закон действует и в настоящий период (с последующими изменениями и дополнениями от 2 июня 1993 г., 8 января 1998 г., 27 декабря 2000 г., 6 августа, 30 декабря 2001 г., 10 января 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 24 июля 2009г., 2 июля 2013г.). Первоначально им регламентировались предоставление государственных гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим на Севере, в области занятости, оплаты труда, отпусков, жилищных отношений, компенсаций транспортных расходов, социального страхования, пенсионного обеспечения и других гарантий и компенсаций. Значительным изменениям закон стал подвергаться с 2005 г.С 2002 года по настоящее время государство законодательно закрепило гарантии и льготы для работников, трудящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностям, независимо от формы собственности работодателя и источника финансирования его деятельности.С 2022 года утвержден новый перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для выплаты компенсаций и предоставления госгарантий жителям севера. Новый Перечень районов Крайнего Севера применяется с 1 января 2022 года при предоставлении госгарантий и компенсаций работникам, которые трудятся в сложных климатических условиях. Этот перечень практически повторят действовавший ранее. В географическом плане перечень не изменился. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.11.2021 № 1946 к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям отнесены отдельные города, городские округа, муниципальные округа и районы республик Алтай, Бурятия, Карелия, Коми, Тыва, Забайкальского, Красноярского, Хабаровского, Пермского, Приморского краёв, Амурской, Архангельской, Иркутской, Сахалинской, Томской, Тюменской областей, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также вся территория Республики Саха (Якутия), Магаданской, Мурманской областей, Ненецкого, Чукотского, Ямало-Ненецкого автономных округов и весь Камчатский край.Таким образом, учитывая, что освоение районов крайнего Севера жителями Российской Федерации произошло относительно недавно, соответственно развитие системы законодательства на данном этапе только лишь продолжает свой непродолжительный путь становления. Вопросы правотворчества в данной сфере обусловлены спецификой проживания в районах Крайнего Севера и исследованию ряда обстоятельств, имеющих место лишь в данных районах.2. Основные гарантии и компенсации лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям в сфере труда2.1. Правовый режим рабочего времени и времени отдыхаИзвестно, что нормальная продолжительность рабочей недели не может превышать 40 ч (ст. 91 ТК).Следовательно, при определенных обстоятельствах и условиях в отдельных отраслях, организациях, для отдельных категорий работников она может быть уменьшена. Правовая природа такой уменьшенной нормы отличается от сокращенного или неполного рабочего времени (ст. 92, 93 ТК).В соответствии со ст. 320 ТК РФ для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.Следует отметить, что в отличие от ранее действовавшей нормы, сокращенная рабочая неделя теперь не является юридической обязанностью работодателя.Трудовое законодательство предоставляет работникам с семейными обязанностями разнообразные льготы, гарантии и компенсации (ст. 256-259, 262-264 ТК).В дополнение к ним одному из родителей, работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ежемесячно предоставляется дополнительный выходной день без сохранения заработной платы, если их ребенок не достиг возраста 16 лет. Такой дополнительный день предоставляется по письменному заявлению работника.ТК РФ формулирует предоставление дополнительного выходного дня без оплаты как право работника. Поэтому работодатель не вправе отказать в предоставлении такого дня, если соблюдены условия ст. 319: возраст ребенка - до 16 лет и работник-родитель подал письменное заявление о предоставлении такого дня.Дополнительный выходной день предоставляется не только одному из родителей, но и опекуну, попечителю, поскольку на них распространяются гарантии и льготы, предоставляемые родителям, лицам, воспитывающим детей без родителейДля лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях установлены льготы и в отношении продолжительности отпусков, и порядка их предоставления.Кроме установленных законодательством ежегодных основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в районах Крайнего Севера, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня, а лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 16 календарных дней (ст. 321 ТК РФ).Право на получение ежегодного дополнительного отпуска (ст. 321 ТК РФ) возникает одновременно с правом на использование ежегодного отпуска (ст. 120 ТК РФ) по истечении 6 месяцев работы в районах Крайнего Севера.Дополнительные отпуска за работу в районах Крайнего Севера предоставляются сверх ежегодного основного и всех дополнительных отпусков, указанных в ст. 116 ТК РФ и других законодательных актах, а также удлиненных отпусков для отдельных категорий работников (например, для работников образовательных учреждений, женщин, работающих в сельской местности, и др.).По общим нормам трудового законодательства отпуск должен предоставляться ежегодно. Перенесение отпуска на следующий рабочий год допускается лишь в исключительных случаях. Непредоставление ежегодного отпуска в течение 2 лет подряд запрещено (ст. 124 ТК РФ).В то же время для лиц, работающих в районах Крайнего Севера, допущена возможность полного или частичного соединения по желанию работника как основных, так и дополнительных отпусков (ч. 3 ст. 322 ТК РФ). Чтобы воспользоваться этой гарантией, работник своевременно, до составления графика отпусков на соответствующий год, должен сообщить работодателю о своем намерении соединить отпуска. Работодатель с учетом мнения представительного органа работников со своей стороны обязан при утверждении графика отпусков предусмотреть предоставление отпуска каждому работнику не реже чем один раз в 2 года.Общая продолжительность объединенного за 2 года отпуска не может превышать 6 месяцев, включая время, необходимое на проезд к месту использования отпуска и обратно. Неиспользованная часть отпуска, превышающая 6 месяцев, присоединяется к очередному отпуску на следующий год.Часть 5 ст. 322 ТК РФ предусматривает еще одну гарантию при предоставлении отпусков в районах Крайнего Севера: по просьбе одного из работающих родителей работодатель обязан предоставить ежегодный оплачиваемый отпуск или его часть (не менее 14 календарных дней) для сопровождения ребенка в возрасте до 18 лет, поступающего в учреждение среднего или высшего профессионального образования, расположенное в другой местности.Статья 325 Трудового кодекса РФ предусматривает право работников, организаций, финансируемых из федерального бюджета, на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно. Указанная статья предусматривает:1) право работников на оплату проезда к месту использования отпуска в пределах территории РФ и обратно один раз в два года за счет средств работодателя. При этом может быть использован любой вид транспорта, в том числе и личный (за исключением такси). Оплата стоимости проезда личным транспортом ограничена и производится по наименьшей стоимости кратчайшим путем;2) право на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов;3) право на оплату за счет работодателя стоимости проезда к месту использования отпуска работника и обратно и провоза багажа неработающим членам его семьи независимо от времени использования отпуска. К членам семьи в этом случае относятся муж, жена, несовершеннолетние дети.Оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника организации, финансируемой из федерального бюджета, и членов его семьи и обратно производится по заявлению работника не позднее, чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов.Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, и членов их семей устанавливается Правительством Российской Федерации.Выплаты, предусмотренные настоящей статьей, являются целевыми и не суммируются в случае, когда работник и члены его семьи своевременно не воспользовались правом на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.Гарантии и компенсации, предусмотренные данной статьей, предоставляются работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, и членам его семьи только по основному месту работы работника.Следует отметить, что некоторые изменения, внесенные в ТК РФ вызывают крайне негативную оценку как среди лиц, которых они непосредственно касаются, так и среди исследователей. Я согласна с мнением Л.Н. Гайдукова, что изменения внесенный в ст. 325 ТК РФ ухудшили положение работников по следующим причинам.Итак, в отношении режима работы и времени отдыха трудовое законодательство предусматривает:- возможность установления сокращенной продолжительности рабочей недели для женщин;- дополнительный выходной день, предоставляемый родителям одному из родителей, работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющим ребенка в возрасте до 16 лет;- дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня, а лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 16 календарных дней;- компенсацию стоимости проезда и провоза багажа к месту отдыха и обратно один раз в два года.2.2. Северные надбавкиПорядок начисления процентных надбавок и исчисления непрерывного стажа работы, дающего право на их получение, по-прежнему регулирует Инструкция о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в приравненных местностях. Она утверждена приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2.Сами размеры процентных надбавок по-прежнему установлены различными нормативными актами.Размер северной надбавки зависит от стажа работы на Севере (ст. 317 ТК РФ). Людям до 30 лет, прожившим на Севере не менее 1 года, положена повышенная надбавка.Таблица 1 – Районы Крайнего Севера и приравненные к ним местностиРайоны, в которых установлены надбавки (современные наименования в соответствии с ОКАТО)Размер надбавки в процентах к месячному заработку (без учета районного коэффициента и вознаграждения за выслугу лет)Документ, которым установлена надбавкаАнтарктикаПо истечении первых 6 месяцев работы — 10%;за каждые последующие 6 месяцев работы — увеличение на 10% по достижении 100% заработкаПостановление Правительства РФ от 21.09.2013 № 832Чукотский АО Северо-Эвенский район Магаданской области Корякский округ, входящий в состав Камчатского края Алеутский район Камчатского края Острова Северного Ледовитого океана и его морей (кроме островов Белого моря)По истечении первых 6 месяцев работы — 10%,за каждые последующие 6 месяцев работы — увеличение на 10% по достижении 100% заработкаУказ Президиума ВС СССР от 26.09.1967 № 1908-VIIМолодежи (лицам в возрасте до 30 лет), прожившей не менее 1 года в указанных районах:по истечении первых 6 месяцев работы — 20%;за каждые последующие 6 месяцев работы — увеличение на 20% и по достижении 60% заработка — 20% за один год работы по достижении 100% заработкаПостановление Совмина РСФСР от 22.10.1990 № 458Документ не отменён в рамках «регуляторной гильотины» в части федерального госнадзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов трудового праваОстальные районы Крайнего СевераПо истечении первых 6 месяцев работы — 10%,за каждые последующие 6 месяцев работы — увеличение на 10% до достижения 60% заработка,за каждый последующий год работы — 10% по достижении 80% заработкаУказ Президиума ВС СССР от 26.09.1967 № 1908-VIIУказ Президиума ВС СССР от 10.02.1960Молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), прожившей не менее 1 года в районах Крайнего Севера:по истечении первых 6 месяцев работы — 20%;за каждые последующие 6 месяцев работы — увеличение на 20% и по достижении 60% заработка — последние 20% за один год работыПостановление Совмина РСФСР от 22.10.1990 № 458Документ не отменён в рамках «регуляторной гильотины» в части федерального госнадзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов трудового праваМестности, приравненные к районам Крайнего СевераПо истечении первого года работы — 10%,за каждый последующий год работы — увеличение на 10% по достижения 50% заработкаУказ Президиума ВС СССР от 26.09.1967 № 1908-VIIУказ Президиума ВС СССР от 10.02.1960Молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), прожившей не менее 1 года в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера:10% за каждые 6 месяцев работы по достижении 50% заработкаПостановление Совмина РСФСР от 22.10.1990 № 458Документ не отменён в рамках «регуляторной гильотины» в части федерального госнадзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов трудового праваРаботникам нефтяной промышленности, регулярно выезжающим для выполнения работ по строительству нефтяных и газовых скважин в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к этим районам, — в порядке и на условиях, предусмотренных для лиц, постоянно работающих в соответствующих районахПостановление Совмина СССР от 11.01.1979 № 39В стаж для надбавки входят все периоды работы на севере, подтвержденные записями в трудовой книжке.Местность, где заработан стаж, можно определить по справкам работодателей или трудовым договорам.Таблица 2 – Иные местности с особыми климатическими условиямиРайоны, в которых установлены надбавкиРазмер надбавки в процентах к месячному заработку (без учета районного коэффициента и вознаграждения за выслугу лет)Документ, которым установлена надбавкаАрхангельская область, Республика Коми (кроме районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также Койгородского и Прилузского районов Республики Коми)По истечении первого года работы — 10%,за каждые последующие 2 года работы — увеличение на 10% по достижении 30% заработкаПостановление ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 06.04.1972 № 255Молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), прожившей не менее 1 года в указанных районах — 10% за каждые 6 месяцев работы по достижении 30% заработкаПостановление Совмина РСФСР от 22.10.1990 № 458Документ не отменён в рамках «регуляторной гильотины» в части федерального госнадзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов трудового праваЮжные районы Иркутской области и Красноярского краяПо истечении первого года работы — 10%,за каждые последующие 2 года работы — увеличение на 10% по достижении 30% заработка.Постановление Совмина СССР, ВЦСПС от 24.09.1989 № 794Южные районы Дальнего ВостокаПо истечении первого года работы — 10%,за каждые последующие 2 года работы увеличение на 10% по достижении 30% заработка.Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 09.01.1986 № 53Республика БурятияПо истечении первого года работы — 10%,за каждые последующие 2 года работы увеличение на 10% по достижении 30% заработка.Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 09.01.1986 № 53Республика ТываПо истечении первого года работы — 10%,за каждые последующие 2 года работы увеличение на 10% по достижении 30% заработка.Постановление Совмина СССР от 11.04.1985 № 298Читинская областьПо истечении первого года работы — 10%,за каждые последующие 2 года работы увеличение на 10% по достижении 30% заработка.Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 09.01.1986 № 533. Совершенствование законодательства о гарантиях и компенсациях лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям в сфере трудаРоссийское законодательство, касающееся особенностей регулирования труда на территориях Крайнего Севера, нуждается в комплексном совершенствовании, которое может и должно осуществляться по нескольким направлениям. Одним из таких направлений является совершенствование законодательства и иных актов в виде перенесения в систему современных нормативных правовых актов РФ норм, принятых в советский период, действовавших в советском законодательстве и продолжающих действовать в настоящее время, поскольку они являются актуальными и необходимыми. Проведенные научные исследования показывают, что многие нормативные акты прошлого века не отменены, хотя часть из них устарела, а ряд их норм не соответствует принятому ТК РФ, что вызывает справедливые нарекания в правоприменительной практике и требует специального дополнительного толкования3 . Среди актов, продолжающих действовать в настоящее время, имеются постановления и иные акты, принятые СНК СССР, Госкомтрудом СССР, Минздравом СССР, Министерством обороны СССР, ВЦСПС и другими органами СССР и РСФСР.В исследованиях природы развития источников права справедливо отмечается, что современное состояние законодательства зависит от качества источников права и их системности, что, несомненно, актуально и для отрасли трудового права. Искусство толкования правовых норм представляет неотъемлемое качество юриспруденции и включено в основу профессиональной подготовки юристов, на что обращается внимание в специальной литературе и что должно содействовать решению проблем правоприменения в современный период. Для их разрешения необходим процесс совершенствования правовой регламентации, одним из которых является систематизация и актуализация нормативных правовых актов. В теории права не дается однозначного определения понятию систематизации законодательства, общее смысловое содержание которой можно выразить в комплексе мер, направленных на приведение нормативных правовых актов в определенную структурную упорядоченность для эффективного пользования многочисленными, разрозненными, противоречивыми правовыми актами с целью исключения различного подхода к решению одинаковых вопросов, в частности в правовом регулировании трудовых отношений работников Крайнего Севера.Систематизация нормативных правовых актов использует различные приемы и способы юридической техники, в отношении которых выделяются различные мнения, но в основном они связаны с кодификацией, инкорпорацией и консолидацией, а также разделением систематизации на официальную, официозную (полуофициальную) и неофициальную. При этом следует обратить внимание на официальную инкорпорацию, представляющую собой упорядочение права путем издания компетентными органами сборников (собраний) действующих нормативных актов.Обсуждение теоретических вопросов систематизации помогает решать задачи совершенствования правового регулирования общественных отношений, и в частности, должно содействовать правовому регулированию опережающего развития районов Крайнего Севера, Арктики, Сибири, Дальнего Востока.В настоящее время продолжает встречаться неофициальная инкорпорация в виде сборников нормативных правовых актов, формируемых по тематическому принципу и направленных на облегчение понимания и применения норм права.Можно привести примеры неофициальной инкорпорации, касающейся особенностей правового регулирования на территориях Севера, которые, несомненно, представляют определенный интерес7 . Однако их содержание не всегда соответствует тому, что должно быть в качестве современной официальной правовой позиции. Такие неофициальные сборники законодательства не являются официальным источником права и, соответственно, на них не следует ссылаться в процессе применения права. Тем не менее они полезны для распространения комплексной правовой информации, и поэтому следует поддержать предложения о целесообразности издания таких сборников официальными органами наряду с авторской инкорпорацией учеными и специалистами-практиками.При консолидации законодательства ряд нормативных актов по одному и тому же предмету регулирования объединяются в один укрупненный акт, который утверждается правотворческим органом в качестве нового, самостоятельного источника права, а прежние разрозненные акты признаются утратившими силу.Учитывая, что различные источники, к которым обращаются при анализе правового регулирования трудовых отношений работников Крайнего Севера, составляют порядка 8000 наименований, по данным СПС «Консультант Плюс», проведение такой работы требует больших затрат времени. Причем разрешение вопросов совершенствования действующих актов различной юридической силы для правового регулирования трудовых отношений в районах Крайнего Севера требует не только их инкорпорации или консолидации, но и осуществления замены устаревших норм, понятий, терминов новыми.Например, большое значение в практике применения специальных норм имеет Приказ Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами». В ней часть положений отменена, в отдельных случаях применяются термины, не употребляемые в ТК РФ, есть и другие недостатки, которые можно и необходимо устранить путем принятия новой редакции отдельных положений, не проходя сложную и длительную процедуру подготовки, редактирования и утверждения нового нормативного правового акта.Проводимые научные исследования правового регулирования трудовых отношений и мер социальной защиты на территориях Крайнего Севера свидетельствуют о потребности разработки новых подходов к его развитию.Таким образом, дальнейшее совершенствование законодательства, регламентирующего трудовые отношения, гарантии и компенсации на территориях Севера РФ связано в настоящее время с принятием новых законов об Арктике, о территориях опережающего развития, с изменением трудового законодательства, касающегося дистанционного труда, командирования и предоставления работников, трудовой миграции, специальной оценки условий труда, безопасности и гигиены труда.ЗаключениеТаким образом, в настоящее время порядок и условия предоставления льгот северянам регулируются Трудовым Кодексом РФ, Законом Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 г. № 4520–1 и ранее изданными нормативными правовыми актами Союза ССР и РСФСР в части, не противоречащей действующему законодательству. Еще один вывод можно сделать изучая исторический аспект нормативно-правового регулирования гарантий и компенсаций для лиц работающих и проживающих в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях. Вся история нормативных правовых актов о труде северян наглядно демонстрирует, как законодатель с помощью правовых норм воздействует на те, или иные общественные отношения, решая актуальные экономические, политические и социальные задачи страны.Гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях предусмотрены в различных сферах общественных отношений. В числе них: трудовые отношения (возможность установления сокращенной рабочей недели для женщин, дополнительный выходной день для родителей, имеющих детей в возрасте до 16 лет, дополнительные отпуска и др.), пенсионные отношения (установление меньшей продолжительности стажа, дающего основания для предоставления пенсии по старости и др.); социальное обеспечение (особенности оплаты листов временной нетрудоспособности, медицинское обслуживание) и др.В целом установленный законодательством комплекс гарантий и компенсаций для работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по различным аспектам трудовых отношений (заключения и прекращения трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда и др.) является правомерным и обоснованным, исходя из принципа единства и дифференциации правового регулирования в сфере труда. Вместе с тем, несомненно, назрела необходимость совершенствования правового регулирования труда на северных территориях с учетом накопленного правового опыта и современных потребностей развития экономики и социальных отношений в стране.Развитие трудового законодательства должно осуществляться в увязке с изменениями в законодательстве о социальном обеспечении, гражданском, административном, финансовом законодательстве. Необходимо учитывать также то, что наряду с федеральным законодательством появилось и стало развиваться законодательство во всех субъектах РФ, новые подходы получили отражение в иных нормативных правовых актах — актах органов исполнительной власти и актах органов местного самоуправления. В стране сложилась и должна получить свое развитие практика социально-партнерских соглашений, в том числе по вопросам регулирования социально-трудовых отношений в районах Крайнего Севера. Расширяется круг вопросов, регламентируемых в коллективных договорах и локальных нормативных актах. Новым и более развернутым стало содержание трудового договора и иных договоров, заключаемых работодателем и работником в сфере действия трудового права. В правовом регулировании сферы труда возросло значение международных актов, принципов и норм международного трудового права и международного сотрудничества. Ценностные ориентиры Международной организации труда о достойном труде, социальной справедливости и справедливой глобализации должны получить отражение в управлении и регулировании сферой труда на территориях Севера России.Список использованной литературыКонституция Российской Федерации: принята всенар. Голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФК, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2014. № 31. — Ст. 4398.Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. №1 97-ФЗ (по сост. на 01.04.2019 г.) [Электронный ресурс]: Консультант Плюс. Версия Проф. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 11.06.2022).Кодекс законов о труде РСФСР: утв. ВС РСФСР 09.12.1971 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1971. № 50. Ст. 1007 (утратил силу).«О внесении изменений и дополнений в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029» Постановление СМ СССР от 3 января 1983 г. № 12 // Собрание постановлений СССР, 1983, № 5, ст. 21«О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-I // «Российская газета» от 16 апреля 1993 г., № 73.О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» Постановление ВС РФ от 19 февраля 1993 г. № 4521–1 О порядке осуществления мероприятий, имеющих целью охрану туземцев Севера от эксплуатации: Декрет ВЦИК и СНК от 09.01.1924 г. // СУ РСФСР. 1924. № 18. Ст. 180 (утратил силу). О снабжении населения Крайнего Севера продовольствием и предметами первой необходимости: Декрет ВЦИК и СНК от 16.06.1924 г. // СУ РСФСР. 1924. № 61. Ст. 605 (утратил силу). Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде (вместе с Основами законодательства): Закон СССР от 15.07.1970 г. // Ведомости ВС СССР. 1970. № 29. Ст. 265. (Утратил силу). Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день: Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 24.12.1960 г. № 1353/28 // БГ СССР. 1961. № 3 (утратил силу). Собрание законодательства Российской Федерации от 24 июня 1996 г. № 26, ст. 3030.Краснова И.С. Заключение трудового договора с лицами, привлекаемыми на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других местностей Кадровые решения. – 2015. – №12. – С. 112.Краснова И.С. Оплата труда в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях Кадровые решения. – 2016. – №10. – С. 112. Крылов К.Д., Тучкова Э.Г., Шевченко О.А. Эффективность правового регулирования в районах Крайнего Севера: постановка проблемы. Научные новации трудового права и права социального обеспечения: сборник материалов участников секции трудового права и права социального обеспечения Московского юридического форума // М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2015. - 312 с.Козлова Т.А. Правовое регулирование труда работников Крайнего Севера и приравненных к Крайнему Северу местностей (динамика и развитие на современном этапе). Учебное пособие. – М.: Проспект, 2015. – 267 с.Новый перечень северных регионов с 2022 года. - https://www.buhgalteria.ru/article/novyy-perechen-severnykh-regionov-s-2022-goda (дата обращения: 11.06.2022).Подря О.В. Имеем право: «северные» гарантии и компенсации для лиц, работающих по трудовому договору (на примере Магаданской области) Для кадровика: Вопросы Севера. – 2017. – №4. – С. 98.Перечень действующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих вопросы развития районов Крайнего Севера и приравненных к нему территорий, районов дальнего Востока, территорий, входящих в Арктическую зону Российской Федерации. - http://pravo.minjust.ru/perecen-deistvuusih-normativnyh-pravovyh-aktov-subektov-rossiiskoi-federacii-reguliruusih-voprosy (дата обращения: 11.06.2022).Халдеева Н.В. Правовое регулирование трудовых отношений в районах Крайнего Севера , монография. Магадан: ИП Кацубина Т.В., 2015.-228 с.14Шарина, А. А. Современное состояние правового регулирования компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях / А. А. Шарина // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 319-322.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!