Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Теневая экономика и последствия её функциональности

Тип Курсовая
Предмет Экономика

ID (номер) заказа
4175702

500 руб.

Просмотров
1109
Размер файла
226.54 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Содержание

Глава 1. Теоретические аспекты развития теневой экономики………………………………………………………..3

1.1. Понятие и структура теневой экономики……………………………………4

1.2. Формы проявления и функционирования теневой экономики…………….7

1.3. Показатели оценки теневой экономики в системе показателей экономической безопасности……………………………………..10

Глава 2. Анализ состояния теневой экономикикак негативного фактора экономической безопасности РФ…………………………………………………………...13

2.1. Особенности теневой экономики РФ………………………………………13

2.2. Анализ и оценка объемов сектора теневой экономики РФ……………….17

2.3. Последствия теневой экономики и её оценка влияния наэкономическую безопасность государства……………………………………..21

Глава 3. Основные направления сокращениятеневой экономики………………………………………………………23

Заключение……………………………………………………………….....25

Список использованной литературы ……………………………27

 

Введение

В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Эта проблема «теневой экономики», которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет: это феномен, который легко определить, но невозможно точно измерить, так как практически вся информация, которую удается получить учёному-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.Теневая экономика представляет интерес, прежде всего, с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, нормальных, экономических процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что представляет угрозу для экономической безопасности и суверенитета государства в целом и совершенно очевидна необходимость их анализа.Цель данной работы – рассмотреть теневую экономику и последствия её функциональности.Для достижения цели необходимо:- рассмотреть теоретические аспекты развития теневой экономики;- дать анализ уровня развития теневого сектора в российской экономике;- выявить формы теневой деятельности;- раскрыть негативный эффект теневой деятельности на экономику России;- выявить пути ограничения роста теневой деятельности в России.В последнее время неформальные отношения в жизни российского общества оказались в центре внимания большого числа отечественных и зарубежных специалистов. Одни трактуют «теневую экономику» как печальный финал былых порядков, другие находят в ней подтверждение провала перестройки. Глава 1. Теоретические аспекты развитиятеневой экономики1.1. Понятие и структура теневой экономикиТеневая экономика (скрытая экономика) - экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой, неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё не могут быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или общинная экономики. Также включает в себя нелегальные, криминальные виды экономики, но не ограничивается ими [10].Теневая экономика — это экономические взаимоотношения граждан общества, развивающиеся стихийно, в обход существующих государственных законов и общественных правил. Доходы этого предпринимательства скрываются и не является налогооблагаемой экономической деятельностью. По сути, любое предпринимательство, результатом которого является сокрытие доходов, или уклонение от уплаты налогов, может считаться теневой экономической деятельностью.«Теневую» экономику также можно охарактеризовать как совокупность разнотипных экономических отношений и неучтенных, нерегламентированных и противоправных видов экономической деятельности. Но, прежде всего, «теневая» экономика — это неконтролируемые обществом и скрываемые от него производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей, денег и услуг. В данном случае мы имеем дело с очень сложным экономическим явлением, которое в той или иной степени присуще социальным системам любого типа [7, стр. 132].Теневая, «серая», экономика, как правило, достаточно связана с «белой», официальной экономикой.Рассмотрим основные подходы к определению интересующего нас понятия. Исследователи при изучении теневой экономики руководствуются в основном следующими целями: фундаментальный теоретический анализ, статистическая оценка, оптимизация социально-экономической политики, совершенствование правоохранительной деятельности, обеспечение экономической безопасности.В структуре теневой экономики с известной степенью условности могут быть выделены следующие основные сферы или блоки. Производительный сектор (нелегальная экономика), обеспечивающий реальный вклад в производство валового внутреннего продукта:а) легальные виды деятельности, осуществляемые нелегально, например, без лицензии или специального разрешения; скрытое производство в легальной экономике;б) нелегальная (неформальная) занятость, работа по найму;в) запрещенная законодательством экономическая деятельность.Перераспределительный сектор теневой экономики включает различные преступления экономической направленности. В литературе для обозначения отдельных элементов этого сектора теневой экономики используется различные понятия.Термин «фиктивная экономика» означает экономика приписок, спекулятивных сделок, взяточничества и всякого рода мошенничеств, связанных с получением и передачей денег. Можно включить в этот сектор также деятельность, направленную на получение необоснованных выгод и льгот субъектами хозяйствования на основе организованных коррупционных связей.Существуют два особых сектора экономики, которые также являются неконтролируемыми и нерегламентированными, не отражаемыми, как правило, в статистическом учете. Это сектор домашней и сектор общинной экономики [6, стр. 208].Домашняя экономика представлена сферой общественно-необходимого производительного домашнего труда, который не оплачивается и находится вне сферы товарного обмена. В домашнюю экономику включается трудовая деятельность по производству продуктов, которые заменяют товары, приобретаемые за деньги в сфере официальной экономики [14].Признаками домашней экономики являются: производительный характер, отсутствие учета, официальной регламентации, не противоправный характер, отсутствие обмена в рыночной и нерыночной формах.Общинная экономика представлена системой производства и реализации благ и услуг, которая основана на обмене в не денежной форме. Она действует в рамках сообществ, складывающихся на базе различных форм социальных связей: родственных, соседских, дружественных отношений, близости культур, религиозных взглядов, профессии, идеологической ориентации и т.п. Общинная экономика — это форма развития домашней экономики при выходе последней за пределы семьи. Если обмен благами в рамках различного рода общин начинает осуществляться в денежной форме, общинная экономика переходит в нелегальную [14, стр. 509].Признаками общинной экономики являются: производительный, не противоправный, характер, обмен в не денежной форме, несоблюдение принципа эквивалентности, нерегламентированность, не учитываемый характер.Данные сектора, на мой взгляд, не следует относить к теневой экономике. Связано это с тем, что сокрытие от учета и налогообложения в этих сферах не происходит. Обязанности официальной регистрации и уплаты налогов законодательство не предусматривает. Данная деятельность не носит, как правило, противоправного характера. Такое понимание теневой экономики оправдано и с криминологических позиций при рассмотрении ее в качестве фактора экономической преступности. Сферы домашней и общинной экономики не связаны с выходом за рамки правового поля и не являются факторами криминализации экономических отношений.1.2. Формы проявления и функционирования теневой экономикиИнфляция, нарушение хозяйственных связей, кризис платежеспособности, возможность получать доходы от спекулятивных операций на финансовых рынках привели к созданию условий для развития теневой экономики.Факторы, которые способствуют развитию теневой экономики, делятся на 3 группы: Экономические, социальные, правовые. Одним из основных факторов являются высокие налоги (на прибыль, подоходный налог и т.д.)Данный фактор оказывает свое воздействие в странах с любым типом рыночной экономики. В России распространению практики сокрытия доходов способствуют высокие ставки отчислений в фонды социального страхования и высокие ставки налога на добавленную стоимость. Официально доля всех налоговых поступлений в России была в пореформенное время на уровне 33 % ВВП. Как известно, налоговое изъятие свыше 50 % прибыли лишает предприятие стимула для дальнейшей активной деятельности. По оценке западных экспертов, из-за прямых и косвенных налогов 55 % всех предприятий переходят в теневой сектор.Последствия теневой экономики могут быть как негативными, так и положительными.Положительные — это обеспечение рынок теми товарами, которые легальная экономика дать не может. Таким образом, функционирование теневой экономики способствует удовлетворению покупательского спроса.А также функционирование теневой экономики способствует получению работы населению на теневом рынке.Негативные последствия — это антисоциальное перераспределение доходов общества в пользу относительно малочисленных привилегированных групп (бюрократов, мафии), уменьшающее благосостояние общества в целом. С другой стороны, разрушается система централизованного управления экономикой, т.к. у правительства создается ложное ощущение благополучия, хотя необходимы экстренные реформы; «теневая» занятость приводит к тому, что чрезмерные усилия правительства по созданию новых рабочих мест не снижают мнимую безработицу, но увеличивают бюджетный дефицит, и т.д. Измерить точно теневую экономику - задача сложная и неоднозначная.Сегодня теневая экономика охватывает почти все сферы жизнедеятельности россиян. С каждым годом теневой сектор разрастается и так тесно переплетается с легальным сектором, что уже трудно разграничить эти элементы экономической системы. И это в свою очередь влияет на внешнюю экономику нашей страны тоже [9, стр. 208].В настоящее время разработано довольно много методов оценки масштабов теневой экономики. Каждый из них имеет положительные и отрицательные стороны, связан с определенными условиями и сферой применения.По типу источников информации методы измерения делятся на прямые и косвенные. Прямые методы, предполагают применение информации специальных обследований, опросов, проверок и их анализа для выявления расхождений между доходами и расходами отдельных групп налогоплательщиков, а также для характеристики отдельных аспектов теневой деятельности или для ее оценки по определенной группе экономических единиц. Косвенные методы основаны преимущественно на информации систем сводных макроэкономических официальной статистики, данных финансовых и налоговых органов.Многообразие применяемых методов свидетельствует об отсутствии единой методики количественной оценки параметров теневой экономической деятельности, критериев достоверности результатов.По результатам расчетов, прямые методы дают, как правило, заниженную оценку теневой экономики; - косвенные методы - завышенную. Наиболее объективная оценка теневой экономики возможна при комплексном использовании различных методов.-86360-10795000Рисунок 1.1. - Классификация методов измерения теневой экономикиВ условиях современного экономического кризиса резко обострились отношения на российском рынке труда. Вместе с тем такое явление как безработица, всегда сопровождающее кризисы, не получило ярко выраженного развития и ее показатель остается в прежних пределах - на уровне 5,7% от численности трудоспособного населения. Во многом это связано с развитием в России неформальной занятости, которая позволяет работникам осуществлять трудовую деятельность без юридического оформления трудовых отношений.По данным Росстата в неформальном секторе российской экономики в настоящее время занято около 19,7% трудового активного населения. В связи с тем, что неформальная занятость в России получила столь значительное развитие, исследование причин ее возникновения и направлений регулирования имеет принципиально важное значение.1.3. Показатели оценки теневой экономики в системепоказателей экономической безопасностиДля оценки теневого сектора не существует точных критериев – сложно подсчитать нигде не отражаемые данные. Существует возможность для специалиста на основании погрешности и допущений выяснить примерный объем теневой области.Эксперты нашли 3 метода оценки ситуации на основании определенных допущений [6, с. 32]. Так, мерилами масштабов теневой деятельности могут являться:1. Прямые методы – сбор качественных данных напрямую путем опросов. Они не обеспечивают достоверность данных на основе человеческого фактора, но существуют в связи с их простотой.2. Косвенные методы: непрямая, но более обоснованная оценка различных показателей, так или иначе зависящих друг от друга. Данные, получаемые из разных источников, сопоставляются друг с другом, составляя балансовый метод; или же возможна непрямая оценка отдельных компонентов макроэкономики. Ряд расхождений в показателях доходов и расходов выявляет «тень». Например, общепринятой практикой является оценка официальной и реальной занятости. К косвенным методам также можно отнести подсчет транзакций и даже оценку потребления электроэнергии. Чем больше транзакции, тем больше реальный ВВП страны. Как ни странно, было выяснено, что суммарное потребление электроэнергии также связано с экономической активностью в государстве [6, стр. 109].3. Методы моделирования. MIMIC-модель, описывающая связь зависимых и независимых переменных. Является более сложным способом исследования проблемы с использованием особых формул и вычислений.Данная классификация свидетельствует об отсутствии единых способов количественной оценки теневой экономики страны. По мнению специалистов, использование прямых методов приводит к менее точным результатам, так как данная группа методов занижает показатели теневой экономики. Наоборот, косвенные методы и методы моделирования дают завышенные оценки [7, с. 22].Мы считаем, что вывести экономику из тени можно, исследуя только макроэкономические показатели, пользуясь косвенными методами оценки. Это объясняется несколькими факторами, которые являются более удобными для экономиста. Во-первых, такого рода данные гораздо легче получить из открытых источников. Косвенные методы проверены временем. Они не так громоздки, как методы моделирования. Во-вторых, исключено воздействие человеческого фактора, которое проявляется в прямых методах, например, подкуп, предоставление недостоверной информации, человеческое незнание.Влияние теневого сектора на экономику РФ Необходимо рассмотреть прежде всего особенности, создаваемые теневой экономикой, с точки зрения микроэкономики и макроэкономики. В микроэкономике происходит деформация графика спроса и предложения. С точки зрения А.Г. Грязновой, при низком потолке цен, установленном государством, кривая предложения имеет излом, создающий новую цену на благо [3]. Этот новый рынок является теневым с определенным излишком потребителя. По мнению Д.Р. Песковой (Орловой), создается новая кривая предложения на товар, не совпадающая с рыночной [5, стр. 19]. Цена становится меньше рыночной, предложение увеличивается – присутствует непосредственная выгода для продавца и покупателя: первый не платит налоги, тем самым создавая убытки для государства, второй имеет возможность получить дешевый товар в избыточном количестве. Из этого следует, что меняется совокупный спрос в стране. Согласно модели кейнсианского креста, совокупный спрос претерпевает изменения: как автономное, так и индуцированное потребление меняется под воздействием теневых факторов. Происходит положительный сдвиг точки равновесного выпуска. Ускорение экономического роста обеспечивается за счет эффекта мультипликатора 1/(1-MPC), где MPC – предельная склонность к потреблению. 1437253-4536100Рисунок 1.2. Модель «Кейнсианского креста» с учетом теневой экономики. Источник: [5]. Как видно из рисунка выше, теневая экономика составляет большую часть в совокупных расходах. Функция планируемых расходов из макроэкономической теории представляет собой тождество (1). , (1) где С – потребление, I – инвестиции, G – государственные расходы, Xn – чистый экспорт. Также интересно узнать, что было бы, если в данную модель добавить компонент нелегальной сферы деятельности. Планируемые расходы тогда были бы крайне высокими. Д.Р. Пескова (Орлова) предлагает модифицировать стандартную модель с учетом теневой экономики. Функция (2) – это функция потребления, сдвинутая на объем теневой экономики. . (2) При этом очевидно наличие эффекта мультипликатора теневых расходов. Данный мультипликатор зависит от факторов: степени коррумпированности экономики, развития теневой инфраструктуры и эффективности мер государственного противодействия теневой экономике. Долгосрочный мультипликатор для Российской Федерации равен 1,6 [5, с. 20] (Peskova, 2006, р. 20). Глава 2. Анализ состояния теневой экономикикак негативного фактора экономическойбезопасности РФ2.1. Особенности теневой экономики РФПричины развития теневой экономики в России многообразны. Незавершенная либерализация в России, по мнению некоторых экономистов, является основной причиной роста теневой экономики в России. Еще одной причиной является боязнь населения недоверие к государству. Хотя были введены все экономические свободы, государство не гарантировало их исполнение. Многие люди не доверяют государству, и потому не хотят привлекать внимание должностных лиц и государства к своей деятельности. Зачастую, даже тогда, когда они занимаются абсолютно законной деятельностью. Возник своеобразный раскол между обществом и государством. У граждан просто возникло желание полностью избавиться в своей деятельности от контакта с чиновниками и государством. Люди старались вступать с чиновниками в неформальные отношения, как с простыми людьми, а с государством иметь отношения не как с организацией, призванной выполнять властные функции, а как с множеством частных лиц, каждое из которых обладает полномочиями и определенной властью, соответственно может оказать частные услуги. Такая атмосфера сыграла большую роль в развитии и особенностях теневой экономики в современной России [12, стр. 309].Так можно выделить несколько особенностей теневой экономики в России. Преобразования в Российской экономике были проведены достаточно скоротечно и потому не являлись полностью продуманными. Некоторые последствия подобных реформ до сих пор проявляются в особенностях теневой экономики Российской Федерации.1. Возникновение делового тандема чиновника и предпринимателя.Из-за преобразований в экономике России предприниматели зачастую попадали в зависимость от чиновников. Произошла приватизация функций государства отдельными группами чиновников. Чиновники воспользовались экономической свободой, приватизировав свои рабочие места и став выполнять или не выполнять свои обязанности так, чтобы получить от этого максимальную выгоду. По факту- чиновники занимаются коррупцией.Рассмотрим пример. Предприниматель нуждается в защите государства. Он обращается в налоговую инспекцию. Его запрос передают местному чиновнику. Чиновник, в свою очередь, предлагает предпринимателю решить все его проблемы за определенную сумму или его проблему не решит никто. В будущем предприниматель будет обращаться уже не в налоговую, а напрямую к чиновнику. Такая особенность присутствует во многих странах. Но в России данная особенность теневой экономики особенно заметна. Уплата же налогов рассматривается населением как двойное налогообложение, поскольку все покупают государственные услуги у чиновников или у других частных лиц, в том объеме, который требуется частному лицу или предпринимателю. В обществе формируется соответствующая социально-психологическая атмосфера, когда уклонение от уплаты налогов - норма, следование которой не осуждается.2. Чрезмерное и практически бесконтрольное вмешательство государства в экономическую деятельность.К данной особенности относится создание государственных «уполномоченных» компаний, через которые частные фирмы обязаны выполнять какие-либо функции. Например, создание муниципального банка, через который все организации региона обязаны осуществлять расчеты с бюджетом, энергетиками, железной дорогой и др. Деятельность таких компаний порождает теневую активность. Так как предприниматели, которые хотят получить разрешение на свою деятельность или, желая обойтись без подобных фирм, вынуждены им платить. Так же к данной особенности относится лицензирование разных видов хозяйственной деятельности. В результате необходимости лицензировать хозяйственную деятельность, частные фирмы попадают в зависимость от чиновников. Это дает чиновникам большие возможности для получения теневых доходов. Например, ситуация с аптеками. Получив лицензию на деятельность, фирма становится монополистом в районе города. Чтобы избежать такой ситуации другие фирмы (их конкуренты) вынуждены платить. Так же стоит упомянуть про прямое и косвенное силовое подавление конкуренции чиновниками, чтобы «дружественные» им компании получали больший доход. Зачастую такое происходит в прибыльных отраслях (в торговле металлами, нефтью, бензином, в строительстве), когда деятельность конкурентов подавляется с помощью налоговой полиции, налоговой полиции, и различных проверок. В данной ситуации органы власти создают принудительное распределение рыночных ниш, отдавая самые выгодные секторы рынка «дружественным» фирмам, которые отчисляют в пользу этих органов и/или отдельных чиновников часть полученной прибыли.В итоге, можно сделать вывод, что чрезмерное вмешательство государства в экономику при его слабости и зависимости от различных групп интересов порождает благоприятные условия для роста теневой экономики.3. Сохранение прежних (характерных для советской системы) форм монополизма и появление новых.Данная особенность имеет свои истоки из советской истории и современной истории России. Сохранение прежних форм монополизма связано с деятельностью государства. Например, государство сохранило прямой контроль над деятельностью ряда секторов экономики, это создает монополизм, порождающих теневую активность. Например, сохранение государственного контроля над добычей большинства видов полезных ископаемых и ограничение доступа туда частного капитала служат источником существования черного рынка торговли полезными ископаемыми. Только золото, оборот которого составляет многие десятки, а возможно, и сотни килограммов в год. Это приводит к тому, что государство недополучает средства в бюджет страны.Еще одним источником монополизма является деятельность бывших ведомств, министерств и их подразделений. Формально такие фирмы как: РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и т.п. являются негосударственными структурами, они сохранили прежнее влияние и связи в госаппарате, доступ к конфиденциальной государственной информации. Такого рода компании регулируют целые сектора в экономике страны. Множество подобных фирм имеет огромное влияние, их бюджеты сопоставимы с бюджетами некоторых европейских стран. Зачастую государство не может повлиять на их деятельность. Такие условия дают большие условия для «разгула» теневой экономической деятельности. К числу самых распространенных её видов относятся незаконное укрывание части валютной выручки за рубежом, уклонение от уплаты налогов, и манипуляции с акциями и векселями, выпускаемыми такими компаниями.4. Чрезвычайно высокий уровень налоговых изъятий и репрессивный характер системы налогообложения, который одинаково расценивает уклонение от уплаты налогов и ошибку их исчисления.В нашем государстве, когда проводилась либерализация экономики, проводилась слишком жесткая налоговая политика. Так, изымалось от 60% до 80% прибыли. Частные предприниматели в то время не имели в то время правовой защиты перед государственной налоговой инспекцией. Государство пыталось в какой-то степени сохранить контроль над финансами в стране. В итоге, акая деятельность привела к росту теневой экономической деятельности. Сформировалась привычка переводить часть деловой активности в «тень» или вообще скрывать свою деятельность. Такая привычка сохраняется и по сей день.Итак, разрастание теневого сектора в России обусловлено, прежде всего, неразвитостью новой рыночной инфраструктуры и культуры поведения, низким уровнем управления, ломкой старой системы госконтроля, нестабильностью политической и экономической ситуации в стране. В наши дни те экономические деформации продолжают процесс сглаживания. Однако теневая экономика в России до сих пор играет важную роль во всей экономической системе.2.2. Анализ и оценка объемов сектора теневой экономики РФВ табл. 2.1. представлен общий размер теневой экономики в России в 2020–2021 годах в процентах ВВП, а также приводится сравнение с Украиной, Польшей, Латвией, Литвой, Эстонией, Румынией и Молдовой. По нашим оценкам, доля теневого сектора экономики России в 2020 году составляла приблизительно 45,8 % ВВП, а в 2021 году незначительно снизилась до 44,7 % ВВП. Относительно высокие уровни теневой экономики обнаружены также в Кыргызстане (44,5 % в 2021 году), Косово (39,5 % в 2021 году), Украине (38,2 % в 2021 году) и Румынии (33,35 % в 2019 году). Более низкие уровни отмечены в Молдове (27,5 % в 2021 году), Польше (25,0 % в 2019 году), Латвии (24,2 % в 2021 году), Литве (18,7 % в 2021 году) и Эстонии (16,7 % в 2021 году).Рис. 2.1. Индекс теневой экономики в России (% ВВП), 2020–2021 гг.Таблица 2.1. Размер теневой экономики в России и соседних странах201920202021Россия44,7%46,9%45,8%Украина38,2%38,5%38,9%Кыргызстан44,5%46,1%45,9%Латвия24,2%23,1%21,3%Литва18,7%19,3%20,1%Эстония16,7%18,1%19,3%Молдова27,5%28,5%26,9%Косово39,5%39,1%41,6%Румыния33,3%33,6%35,9%Польша25,0%26,1%27,8% Источник: [рассчитано автором].Росстат в своих расчетах обычно не учитывает криминальную составляющую, поэтому данные с 2009 по 2014 году являются не совсем точными, а лишь частично отображают картину происходящего в стране. При этом по данным Всемирного банка размер этой части экономики в 3,5 раза больше, чем в странах, относящихся к «Большой семёрке».Обнародование регулятором данных по сомнительным операциям по секторам также информирует участников рынка о серьезности намерений регуляторов [18, стр. 208].Больше всего теневых операций (29% от общего количества) в прошлом году было проведено в строительном секторе. На втором месте - сфера услуг (охрана, уборка, реклама) без учета логистики. В этой сфере ней было проведено 22% от всех теневых операций. Следом идет торговля товарами промышленного назначения и народного потребления (по 16%).МВФ в январе 2018 года опубликовал межстрановое исследование, в котором оценил объемы теневой экономики в разных странах с 1991 по 2015 год. При этом МВФ тоже не включал в свою оценку нелегальную или криминальную деятельность. Уровень теневой экономики в России оказался намного выше официальных оценок — 33,7% ВВП за 2015 год — и выше среднего по 158 странам (27,8%).Если сравнивать с остальными странами мира, то ситуация в России выглядит еще более удручающе, так как она вошла в пятерку стран с максимальной теневой экономикой. Хуже, чем в РФ ситуация обстоит только на Украине, Азербайджане и Нигерии.На рисунке 2.2. приведем относительный размер составляющих теневой экономики в России в 2021 году. В частности, результаты нашего исследования показывают, что на сокрытие сведений о доходах, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, приходится 35,3 % от общего размера теневой экономики в России, в то время как на занижение сведений о зарплатах и предоставление неполных сведений о работниках приходится, соответственно, 32,1 % и 32,6 % от общего размера теневой экономики в России.Рисунок 2.2. Составляющие теневой экономики в России в 2021 году.Согласно опубликованным данным ее уровень в России на протяжении долго времени держится в диапазоне от 30-40%. В докладе отмечалось, что при составлении отчета были взяты в расчет все составляющие теневого сектора, включая криминальную [9, стр. 201].Иными словами, как поясняет эксперт, это деньги, полученные без налогообложения, но тем не менее вовлекаемые в экономический процесс.К 2025 году объем теневого сектора в экономике России достигнет почти 40 процентов. Такой прогноз опубликовала международная организация АССА — Ассоциация дипломированных сертифицированных бухгалтеров. Но эксперты, опрошенные «РГ», готовы поспорить с этой цифрой.Теневая занятость в России составляет 13 миллионов человек, или 18% от рабочей силы страны, ее ликвидация позволила бы снизить ставку НДФЛ до 11% с 13%,В Росстате уточняют, что неформальная деятельность не зафиксирована в таких областях, как госуправление и обеспечение военной безопасности, а также водоснабжение и утилизация отходов.Количество неработающих в трудоспособном возрасте, согласно данным Росстата, составляет 3,5 миллиона человек, или 4,7% рабочей силы. Однако для бюджетов регионов важна не формальная безработица, а фактическое количество неплательщиков НДФЛ», — отмечают авторы.Дополнительные налоговые сборы за счёт вывода неформально занятых в легальную сферу позволили бы снизить ставку НДФЛ с 13% до 11%, практически не изменив совокупный объём сборов НДФЛ в абсолютном выражении», — полагают в НКР.2.3. Последствия теневой экономики и её оценка влияния наэкономическую безопасность государстваСохранение политической стабильности внутри государства. По мнению аналитиков одним из возможных рисков в связи с осуществлением амнистии капиталов было возникновение негативного резонанса в общественном мнении (данные экспертного опроса, проведенного Социологической службой ЦААПИ). Как известно, государственное прощение лиц, ассоциированных в народном сознании с образом грабителей, могло вызвать резонное негодование низкооплачиваемых трудящихся и пенсионеров. Однако несмотря на то, что 68,73 % населения, принимавших участия в опросе, проведенном «Конком-2Евразия», знали о предстоящей акции, широкомасштабных выступлений против ее осуществления не произошло. Основными причинами этому послужили: пессимистическое отношение основной части населения республики к данному процессу.Социологические опросы показывают, что в обществе наблюдался баланс противников и сторонников данной акции.Так, 37,11% респондентов одобряли данную политику, в то время как 25,09% высказались против. Одним из факторов, повлиявших на настроение граждан республики, стало преобладание мнения о том, что легализация не внесет каких-либо существенных изменений (40,21%). По мнению 32,99% респондентов, принимавших участие в опросе, проведенном "Конком-2Евразия", основной целью данной политики выступает отмывание денег заинтересованных лиц, с этим согласны и эксперты (63%), в то время как лишь 0,34% населения высказались за то, что она направлена на улучшение благосостояния населения. До проведения амнистии уровень доверия населения правящей власти был не высок, 34,71% респондентов ответили, что не стали бы легализовать деньги, если бы у них они были, тогда, как 26,12% ответили положительно [3, стр. 109].Компромисс между политическими силами, отсутствие разногласий между политическими партиями. Быстрое утверждение парламентом продления срока легализации демонстрирует наличие согласия, как между депутатами, так и между фракциями партий. Особую активность проявляла Коммунистическая партия, однако многие аналитики склонны считать, что это в большей степени связано с борьбой за лидерство внутри партий.Налаживание контактов между бизнес-элитой и политической элитой. Последствием этого процесса может стать открытость процесса принятия решений, а также участие бизнес-элиты в нем.Имидж государства. Несмотря на многочисленные прогнозы, что данная акция нанесет ущерб имиджу государства, мировое сообщество соблюдало нейтральную позицию. Вместе с тем ряд развитых государств, в частности США, Франция в свое время также использовали принцип легализации капиталов для улучшения состояния экономики страны, а также для возвращения денег из-за рубежа.Кроме того, заложенные механизмы, не позволяющие амнистировать деньги, полученные незаконным путем, а также гарантии, предоставляемые для лиц, легализующих свой капитал, продемонстрировали главные цели правительства [10, стр. 258].Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что «первый этап» легализации капитала прошел успешно. В случае успешной реализации «второго этапа» - вложение полученных денег в реальный сектор экономики страны и получение определенных дивидендов, обеспечит повышение уровня доверия населения государственным структурам, а также активное участие предпринимателей в восстановление многих промышленных структур страны.Вместе с тем нельзя исключать в недалеком будущем активизацию партий, прежде всего, усиления межпартийных разногласий относительно привлечения к уголовной ответственности отдельных лиц. В этой связи государственным структурам следует обратить внимание на решение вопроса использования капитала, а также не допущения их возврата за рубеж.ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОКРАЩЕНИЯТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИРезкое введение ограничений и ужесточение мер в отношении теневой экономики в первую очередь скажется на наименее защищенной части российского общества. Использование этих мер не вызовет протестов и будут положительно оценены только, когда фактически располагаемый доход, получаемый в легальном секторе, будет увеличен. Конечно, эта ситуация не распространяется на незаконную деятельность. Они никоим образом не связаны с домашними хозяйствами, деятельность которых превышает сферу рассматриваемой проблемы. Решение вышеуказанных проблем и устранение последствий развития теневой экономики требует реализации долгосрочной государственной политики и целенаправленной работы в следующих областях. Во-первых, эта работа должна быть направлена на увеличение реально располагаемого дохода населения. Ориентиром уровня доходов должны стать средние значения этого показателя, характерные для экономик ведущих стран мира. Увеличение доходов должно быть обеспечено соблюдением макроэкономической стабильности и недопущением роста инфляции. Во-вторых, является важным вместе с увеличением реальных располагаемых доходов населения вести планомерное ужесточение мер в отношении субъектов теневой экономики. В-третьих, справедливое и сбалансированное распределение налогового бремени должно сопровождаться с возвращением бизнеса в легальный сектор экономики. Снижение уровня теневой экономики страны может расширить налогооблагаемую базу экономики и увеличить поступление денежных средств в бюджет. Однако дополнительный доход бюджета следует рассматривать как средства, ранее предоставленные бюджетной системе предприятиями и организациями, которые добросовестно выполняют свои обязательства перед налоговыми органами. Эти средства могут быть использованы для восстановления баланса при распределении налоговой нагрузки. Одним из способов обеспечения экономической безопасности государства является администрирование налогов. Речь идет о совокупности организационных действий, направленных на укрепление налоговой системы, создания благоприятных условий для физических и юридических лиц, а также воспитанию налоговой культуры и дисциплины налогоплательщиков. Стоит отметить, что сложность и последовательность мероприятий в этих областях имеют решающее значение, и достижение положительных результатов в политике государства крайне важно. Осуществление политики по сокращению неформального сектора экономики должно осуществляться последовательно, что требует времени и аккуратного точечного воздействия на различные группы субъектов теневой экономики [3, стр. 109].На наш взгляд, применение запретительных мер и одинаково жестких наказаний для недобросовестных налогоплательщиков, субъектов домашнего хозяйства, производящих продукцию для собственного потребления и субъектов преступного бизнеса, является социально опасным. Такой подход не приведет к желаемому социально-экономическому воздействию. Более того, возрастает риск роста коррупции, так как при отсутствии четкого разделения групп субъектов теневой экономики, в процессе внедрения запретительных мер на местах появляется возможность применения неоправданно жестких мер. Сокращение доли теневой экономики, прежде всего, скажется на увеличении доли налоговых поступлений. Однако увеличение бюджетных доходов не должно рассматриваться только как «бонусный ресурс», который может быть использован для увеличения бюджетных расходов. Эти средства должны использоваться для справедливого и сбалансированного распределения налогового бремени и повышения конкурентоспособности реального налогоплательщика. Механизмы повышения конкурентоспособности налогоплательщика могут предусматривать предоставление льгот. Однако, на наш взгляд, на эти льготы могут претендовать только добросовестные налогоплательщики, чья деятельность связана с получением конкретных положительных социально-экономических последствий.ЗАКЛЮЧЕНИЕПриведенная информация представляет собой средний обзор масштабов теневой экономики, но даже эти данные позволяют понять, на сколько сильно воздействует теневая экономика на все сферы нашей жизни. Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть, что в условиях той абсурдной экономической системы, которая сложилась в нашей стране, теневая экономика просто не могла не возникнуть.В отношении теневой экономики нужны два вида действий. С одной стороны, предстоит с ней «бороться», а это функция правоохранительных органов, которую они должны выполнить как можно лучше. С другой - вводить «тень» в стандартные размеры посредством легализации, причем так, чтобы это пошло на пользу отечественному производству.Следует учесть, что основа теневого оборота и роста преступности - неучтенные доходы экономических агентов и неисполнение ими же своих обязательств. Поэтому необходимо сделать налично-денежный оборот и неуплату налогов экономически невыгодными и юридически наказуемыми. Примерная программа действий, следующая: - Следует всячески стимулировать безналичный денежный оборот. Например, гражданам, получившим доходы на банковский счет и не обезналичивающим их, можно учитывать половину уплаченного ими НДС. Таким образом, НДС, акцизы и подоходные налоги при этом будут «отсасывать» деньги из теневого оборота;- Необходимо запретить бесконтрольное представление и привлечение кредитов, отчуждение собственности и принятия на себя обязательств неплатежеспособными предприятиями и гражданами;- Важно децентрализовать, укрепить судебную и правоохранительные органы, закрепив за соответствующими институтами часть налоговых доходов;- Необходимо превратить защиту прав акционеров, инвесторов и кредиторов в государственный приоритет. Реализация предполагаемых мер приведет к снижению объема кредитных и фондовых операций при обеспечении их эффективности и надежности. Многократно возрастут масштабы безналичных расчетов - это для финансовой элиты. Государство получит прирост бюджетных доходов и расходов. Менеджеры обретут перспективу упрочения своего положения легальным образом вместо вынужденной тактики разворовывания остатков имущества предприятия. Подавление налично-денежного и безналичного платеже-расчетного оборота приведет к увеличению потребности в безналичной рублевой массе и облегчит решение проблем дедоллоризации экономики и стабилизации рубля.Нет нужды доказывать, что криминальное общество не в силах обеспечить внедрение инноваций и экономический рост; хуже того, разрушая систему снабжения населения социальными благами (прежде всего образования, здравоохранения, социального обеспечения), оно обрекает себя на деградацию. В то же время такая система может быть относительно устойчива только при задействовании внешних источников со всеми вытекающими негативными последствиями. Программа интеграции теневого капитала с легальным - лишь одна, но обязательная составляющая нового курса в экономической политике, суть которого - во всемерном поощрении отечественного товаропроизводителя. В настоящее время легализация теневых капиталов, направляемых в легальную экономику - едва ли не единственный (в смысле реальной возможности мобилизации) источник крупномасштабного инвестирования в народное хозяйство. Правительство загнало предпринимателя «в тень», и теперь обязано предоставить последнему возможность из нее выйти. Карательные меры к теневикам - предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов, в создание которых тем или иным путем вложен труд практически каждого россиянина. Заставить эти средства работать для общего дела - задача, достойная истинных реформаторов. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Авдийский, В. И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: моногр. / В.И. Авдийский, В.А. Дадалко. - Москва: Огни, 2020.-496 c.2. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. Том 1 / Коллектив авторов. - Москва: Огни, 2019. - 289 c.3. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. Том 2 / Коллектив авторов. - Москва: РГГУ, 2020. - 257 c.4. Есипов В.М. Теневая экономика: Учебное пособие. - М.: ОНиРИО Московского института МВД России, 2018.5. Клямкин, Игорь Теневая Россия. Экономико-социологическое исследование: моногр. / Игорь Клямкин, Лев Тимофеев. - М.: РГГУ, 2020. - 608 c.6. Кругман П. Р. Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика. - М.: ЮНИТИ, 2018.7. Купрещенко, Н.П Методология и методы экономической и правовой оценки теневой экономики / Н.П Купрещенко. - М.: Нобель Пресс, 2019. - 487 c.8. Курс экономической теории: Учебное пособие. Под редакцией М.Н. Чепурина и Е.А. Киселевой. - Киров, 2019.9. Мировая экономика и международные экономические отношения. - М.: Эксмо, 2019. - 320 c.10. Научные подходы к оценке масштабов теневой экономики в финансово-кредитной сфере и меры по их снижению. - М.: Финансы и статистика, 2019. - 272 c.11. Рябушкин, Б. Т. Методы оценки теневого и неформального секторов экономики / Б.Т. Рябушкин, Э.Ю. Чурилова. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 144 c.12. Черняк, В. Популярная история экономики и бизнеса / В. Черняк. - М.: Вече, 2019. - 512 c.13. Киреев А. Международная экономика. - М.: Международные отношения, 2019.14. Кругман П. Р. Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика. - М.: ЮНИТИ, 2019.15. Курс экономической теории: Учебное пособие. Под редакцией М.Н. Чепурина и Е.А. Киселевой. - Киров, 2010.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
НОУ ВО МосТех
По моей просьбе, работа была выполнена раньше назначенного срока. Сдал на отлично, были не...
star star star star star
Московский технологический институт
Работа сдана на отлично, автор все замечания выполнил без проблем!!! Спасибо 5+
star star star star star
ЮУрГУ
Благодарю за выполненную работу! Всё сделано на высшем уровне. Рекомендую всем данного исп...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.