это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4197109
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение 3
1. Понятие и содержание гражданско-патриотического воспитания 5
1.1. Понятие и сущность гражданско-патриотического воспитания 5
1.2. Цель, задачи и содержание гражданско-патриотического воспитания 8
2. Особенности гражданско-патриотического воспитания на уроках химии 12
2.1. Химия как предмет гражданско-патриотического воспитания 12
2.2. Примеры по гражданско-патриотическому воспитанию на уроках химии 13
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Введение
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день изучение проблемы формирования гражданско-патриотического воспитания учащихся является необходимым. Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых является гражданско-патриотическое воспитание. Среди поставленных на современном этапе перед школой задач присутствует задача по формированию гражданско-патриотического воспитания школьников.В современной концепции российского образования в гражданскую идентичность вкладывают такие понятия, как патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности к судьбе российского народа. Особенно актуальной и значимой проблема гражданской идентичности является для поколения, только вступающего в жизнь, для которого процесс становления идентичности совпадает с процессом социализации в целом.Многие полагают, что формирование гражданско-патриотических чувств осуществляется только на предметах гуманитарного цикла: русском языке, литературе, обществознании, МХК, истории. Однако с этим нельзя согласиться, так как воспитательный потенциал каждой дисциплины, каждого предмета велик. В один ряд с этими предметами, рассматривая их воспитательные возможности, можно поставить и химию.Цель данной работы – рассмотреть гражданско-патриотическое воспитание на уроках химии.Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:- раскрыть понятие и сущность гражданско-патриотического воспитания;- изучить цель, задачи и содержание гражданско-патриотического воспитания;- охарактеризовать химию как предмет гражданско-патриотического воспитания;- рассмотреть примеры по гражданско-патриотическому воспитанию на уроках химии.Структура курсовой работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.1. Понятие и содержание гражданско-патриотического воспитания1.1. Понятие и сущность гражданско-патриотического воспитанияДля полного понятия проблемы формирования гражданско-патриотической компетентности, прежде всего, необходимо знание терминологии ключевых понятий.Гражданин-это понятие имеет не только юридический смысл (принадлежность лица к государству), но и особый моральный. Быть гражданином - значит занимать активную нравственную позицию, глубоко осознавать свой патриотический долг и ответственность по отношению к Отечеству, народу, национальным ценностям, святыням, культуре. Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы. Гражданская позиция - это стремление отстаивать свои законные права и интересы всеми законными методами и, кроме того, небезразличие к соблюдению прав и интересов других людей. Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.Гражданское воспитание - это направление воспитательной деятельности в системе образования, связанное с формированием общественной роли личности, ее общественного лица. Гражданское воспитание имеет неполитический, непартийный характер; оно направлено на развитие свободных членов общества, наиболее полно реализующих в жизни свои потенциальные возможности.Патриотизм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Понятие патриотизма не может быть выражено только в уважительном отношении к истории, в первую очередь, это служение обществу и стране, считает Президент России Владимир Путин.« Быть патриотом - это не только с уважением относиться к истории, но и служить обществу и стране. Многонациональная страна не может существовать без общегосударственной ответственности», - сказал глава государства в Послании Федеральному собранию России.Из определения понятий можно сделать вывод, что патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.Следовательно, гражданско – патриотическое воспитание – это воспитание гражданина и патриота, который имеет высокую социальную активность, гражданскую ответственность, духовность, обладает позитивными ценностями и качествами, способен проявить их в интересах Отечества.Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.Гражданско-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательной системы школы по формированию у учащихся свойств, присущих характеристике гражданина, патриота своей страны:- умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность;- способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений;- умение устанавливать контакты с другими людьми;- готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию;- неприятие агрессии, жесткости, насилия над личностью; умение любить свою Родину.Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы. Школа призвана постепенно формировать у учащихся любовь к своей Родине, постоянной готовности к её защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего места в обществе. Это неустанная работа по воспитанию у школьников гордости за свою страну и свой народ, уважения к его великим вершинам и достойным страницам прошлого.1.2. Цель, задачи и содержание гражданско-патриотического воспитанияОсновным объектом гражданско-патриотического воспитания является подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь. Следует отметить, что в последнее время увеличивается внимание и интерес и к взрослым людям, которые так же должны попадать в систему гражданско-патриотического воспитания. Основными задачами в гражданско-патриотическом воспитании, как направлении непосредственной педагогической деятельности являются:1. трансляция имеющихся, признанных важными и общественно-одобряемых гражданско-патриотических ценностей и образцов гражданско-патриотического поведения. А так же формирование новых образцов и ценностей, направленных на формирование возможного будущего; 2. формирование представления о будущем общества, государства, и роли человека как гражданина и патриота в жизни страны; 3. развитие у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма, способности активно участвовать в созидательном процессе, в укреплении и дальнейшем развитии общества и государства; 4. подготовка молодого поколения к деятельности во благо общества и государства в том числе по непосредственной защите их интересов; 5. выявление, отбор, распространение и внедрение передового опыта гражданско-патриотического воспитания; 6. совершенствование системы гражданско-патриотического воспитания и создание специальных условий для его эффективности.Содержание деятельности по решению данных задач должно опираться на культурные, социально-политические процессы российского общества, особенности, динамику и уровень его развития, состояние экономической, нравственно-этической (духовно-нравственной), информационной и других сфер жизни; так же необходимо принимать во внимание существующие вызовы, проблемы и тенденции общемирового характера. Важным является учет состояния и развития среды современного молодого поколения, господствующие тренды и отношения среди детей, подростков и молодежи, выявление культурных тенденций и настроений. Учитывая данные факторы, содержание воспитания представляется достаточно широким и охватывает большое социально-педагогическое пространство.В этой связи, реализацию воспитательной деятельности по формированию личности гражданина-патриота необходимо осуществлять с опорой на такие личностные элементы (а так же способствовать их развитию) как высокое интеллектуальное развитие, широта культурных представлений, знания в области искусства и литературы, способность к усвоению ценностей и проявлению чувств (в том числе любви к Родине); конструктивные и позитивные мировоззренческие взгляды по комплексу социальных, культурных, исторических, нравственных, военных, политических проблем; способность к диалогу и толерантность; уважение к закону; трудолюбие; ответственность и участие в решении проблем общественной жизни; осуществление социально-значимой деятельности (в том числе по защите интересов Отечества); проявление духовно-нравственных, деловых и иных качеств и умений (компетенций) человека и профессионала.Ученые выделяют конкретные направления в содержании патриотического воспитания. В. П. Лукьянова выделяет 8 компонентов гражданско-патриотического воспитания: культурно-историческое, военно-историческое, духовно-нравственное, правовое, военно-техническое, физическое, психическое, профессионально — деятельностное. Культурно–исторический компонент предполагает ознакомление со знаменательными событиями в истории России, ее переломными моментами, где народ проявил самоотверженность, стойкость и героизм; воспитание гордости за русский народ, его патриотизм, проявившихся в годы суровых испытаний; воспитание любви и благодарности к предкам, таланту русского народа и его созидательному труду. Военно-исторический компонент предполагает изучение этапов героического прошлого нашей Родины, борьбы русского народа от многочисленных врагов; изучение этапов развития и укрепления новых воинских традиций. Духовно-нравственный — привитие таких ценностей как гражданственность; формирование высокой социальной активности; выработка правильных подходов к определению истинных и приходящих ценностей в вопросах патриотизма и гражданственности. Правовой компонент предполагает изучение законов, разъяснение ответственности за их выполнение как фактора развития гражданской зрелости, сознательного отношения к своему поведению; воспитание уважения к законам Российской Федерации, нормам коллективной жизни. Военно-технический компонент предполагает воспитание убежденности в необходимости защиты Отечества в современных условиях; понимание каждым человеком своей роли и места в выполнении задач по защите Отечества; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для выполнения обязанностей по военной службе.Физический компонент — сохранение, укрепление и коррекция здоровья, улучшение физического состояния; выработка способности молодого человека сохранить свое здоровье и жизнь. Психологический компонент предполагает формирование устойчивого положительного отношения к воинской службе; воспитание морально-психологической готовности отстаивать национальные ценности в области патриотизма; профилактика негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятие психологической напряженности. Профессионально-деятельностный — формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству; притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности; развитие способности результативно и с высокой эффективностью выполнять обязанности и достигать конкретных целей; формирование умения прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.2. Особенности гражданско-патриотического воспитания на уроках химии2.1. Химия как предмет гражданско-патриотического воспитанияВоспитательный потенциал каждой дисциплины, каждого предмета велик. В один ряд с другими предметами, можно поставить и химию. Благодаря своей специфике, разнообразию материала, разнообразию форм, методов, приемов обучения химия с легкостью совмещает решение как задач обучения и развития, так и воспитания школьников.Химия невероятно древняя, как окружающий нас мир, и в то же время, вечно молодая наука, поэтому без традиций и инноваций в её преподавании как учебного предмета не обойтись. Химия как учебный предмет средней школы, наряду с другими предметами, формирует личность учащихся. Благодаря своей принадлежности к блоку естественно-научных дисциплин, химия имеет возможность влияния на воспитание школьников, дополняя представления обучающихся о картине окружающего мира и акцентируя связь изучаемого материала с реальными объектами. На уроках химии учителю предоставляются большие возможности для гражданско-патриотического воспитания учащихся, формирования стойкой гражданской позиции подрастающего поколения.Еще в древности был сформулирован принцип воспитывающего обучения: «мы учимся не для школы, а для жизни».На уроках химии необходимо стараться уделять внимание воспитательной работе, вносить полноценный вклад с помощью потенциала своего предмета в формирование воспитанной, компетентной личности выпускника школы.Потенциал химии в решении воспитательных задач велик, кроме того, у химии очень широкий круг направлений в области воспитания. На своих уроках успешно раскрываю и использую воспитательный и развивающий потенциал своего предмета. У обучающихся формируются все необходимые компетентности, что и служит конечным ориентиром в работе системы образования.2.2. Примеры по гражданско-патриотическому воспитанию на уроках химииРассмотрим некоторые разделы школьного курса химии, которые можно и нужно использовать в целях патриотического воспитания учащихся.8 классТема «Первоначальные химические понятия».На первых же уроках химии, рассказываем ученикам о роли этой науки, акцентирую внимание на значении химических знаний в успешном овладении ими различными дисциплинами, напоминаю, что «наука есть источник высшего блага человечества в периоды мирного труда, но она и самое грозное оружие защиты и нападения во время войны». Эти слова принадлежат Николаю Дмитриевичу Зелинскому (1861-1953) - выдающемуся химику, учёному, педагогу, гражданину и патриоту, жизнь и труд которого во имя Родины в годы первой мировой войны (изобретение противогаза), в годы гражданской войны и интервенции (работы по получению бензина из нефтяных отходов) и в годы Великой Отечественной войны (создание синтетического бензина, совместная работа с другими учёными над новыми взрывчатыми веществами) - блестящий пример для подражания. «Химия часто одаряла меня величайшими наслаждениями познания еще не разведанных тайн природы, - писал Н.Д. Зелинский. - Она дала мне возможность послужить людям, облегчить их труд, избавить их от некоторых страданий, порой от гибели. Она помогла мне стать человеком, не бесполезным для моей Родины. Она определила тот путь, на котором мне удалось принести некоторую пользу для социалистического строительства и обороны Страны Советов». Мирные цели нашей науки - ярчайшее проявление её гуманизма.Урок «Закон сохранения массы веществ». В процессе объяснения нового материала обязательно рассказываем об авторе этого закона - Михаиле Васильевиче Ломоносове - выдающемся человеке, первом русском учёном-естествоиспытателе мирового значения, энциклопедисте, химике и физике. Он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи, многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики; также он заложил основы науки о стекле. М.В. Ломоносов вышел из народа и благодаря своему усердию, трудолюбию, целеустремленности сумел много достичь и прославить свое Отечество.Тема «Кислород».Подробно знакомим учащихся с оксиликвитами – взрывоопасными смесями любой горючей пористой массы с жидким кислородом. Оксиликвиты использовались во время первой мировой войны вместо динамита. Таким способом иногда готовили патроны и в годы Великой Отечественной войны, хотя в основном для этой цели использовали тринитротолуол. В настоящее время оксиликвиты применяют в основном в горной промышленности для взрывных работ.Тема «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома».На уроке «Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы» рассматриваем состав атомных ядер и изотопы, можно ознакомить учащихся с применением изотопов водорода (дейтерия и трития) для изготовления ядерного оружия, рассказать о страшной разрушительной силе его. Ядерное оружие обладает четырьмя поражающими факторами: «ударной волной, интенсивным тепловым излучением, проникающей радиацией и радиоактивными осколками, попадающими в почву, воду и воздух. Оно одновременно и разрушает, и сжигает, и отравляет, и оставляет после своего применения на длительное время зараженной окружающую среду».9 класс.На уроке «Окислительно – восстановительные реакции» во время объяснения нового материала рассказываем своим ученикам о создании зажигательных смесей. Для борьбы с танками и бронемашинами использовались различные зажигательные смеси, эффективными были бутылки с самовоспламеняющейся жидкостью «КС» (Качурин – Солодовников), получившие прозвище «коктейль Молотова».Урок «Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы». На границе 19-20 вв. французский ученый Сабатье и наш русский ученый Владимир Николаевич Ипатьев открыли новую страницу в истории химии. Вопреки классическим традициям они стали осуществлять химические реакции при высоких температурах и с использованием катализаторов. Рассказываю детям о нашем великом соотечественнике.Владимир Николаевич Ипатьев - российский химик, военный инженер, генерал-лейтенант (1914), академик АН СССР (1925; академик Петербургской АН с 1916, академии РАН с 1917).В 1889 г. он успешно сдал конкурсные экзамены в Михайловскую артиллерийскую академию в Петербурге, которую окончил в 1892 г. по первому разряду и был оставлен при ней в качестве репетитора и одновременно помощника заведующего химической лабораторией, а с июня 1895 г. стал штатным преподавателем химии. Ипатьев быстро подвигался по служебной лестнице в Михайловской артиллерийской академии (с 1899 г. - экстраординарный; с 1902 г. - ординарный профессор химии; с 1909 г. - заведующий химической лабораторией академии; в 1911 г. - генерал майор, в 1914 г. - заслуженный профессор).Во время первой мировой войны работал в области организации химического производства, исследования и производства химического оружия и методов химической защиты войск. Перед октябрьской революцией Ипатьев был генерал-лейтенантом русской армии. В 1914 году возглавил комиссию Главного артиллерийского управления, направленную в Донбасс для определения возможности производства бензола и толуола.В апреле 1916 года Ипатьев стал председателем созданного Химического комитета при Главном Артиллерийском Управлении. Главной задачей Комитета было расширение производства взрывчатых веществ отечественной химической промышленностью. Под руководством Ипатьева Комитету удалось добиться значительных успехов по строительству новых казенных заводов и расширению производства частных предприятий. При этом были освоены новые технологии — производство толуола из нефти, получение азотной кислоты из аммиака, вырабатывающегося попутно с бензолом при коксовании угля; были организованы производства фосгена и хлора. В результате деятельности Комитета, общее производство взрывчатых веществ отечественной промышленностью возросло от 330 тыс. пудов в год до 2,7 млн пудов в год. Практически, деятельность Комитета и лично Ипатьева в годы войны можно рассматривать как основание отечественной химической промышленности (в довоенный период данная отрасль находилась в зачаточном состоянии). После революции Ипатьев основал несколько химических исследовательских центров в СССР. Ленин высоко уважал его и называл «главой нашей химической промышленности».Основным направлением его научной деятельности стало изучение явлений катализа при высоких температурах и давлениях. В 30-х гг. ХХ в. он осуществил исследование каталитических свойств оксида алюминия, ставшего одним из самых распространенных в химии катализаторов. У него была счастливая судьба ученого, но нелегкая доля человека. Истинный патриот России, он последние десятилетия прожил в далекой заокеанской стране. Его называли крупнейшим русским химиком XX в.Американский профессор Г. Сайнс сказал: «Вы, русские, не представляете себе, кого вы потеряли в лице Ипатьева, не понимаете даже, кем был этот человек. Каждый час своей жизни здесь, в США, всю свою научную деятельность он отдал России. Беспредельная любовь к родине, какой я никогда и ни у кого из эмигрантов не видел, была той почвой, на которой произрастали все выдающиеся результаты исследовательских трудов Ипатьева».А известный американский нефтехимик Ф. Уитмор высказал мнение о том, что «среди многих замечательных химиков Россия дала миру трех выдающихся — М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева и В. Н. Ипатьева»Тема «Общие свойства металлов» При изучении темы используем сведения о применении металлов в военном деле, авиации, технике, знакомлю учащихся с вкладом ученых-химиков в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне, показываю глубокий патриотизм, героизм людей науки. На уроках, посвящённых изучению металлов и их соединений, обязательно отвожу несколько минут для освещения рубрики «Металлы на службе Отечеству». Информацию часто подбирают сами девятиклассники. При этом для подготовки сообщений по определённой теме ребята используют дополнительную литературу, интернет – источники, создают электронные презентации. Приведем несколько примеров.На уроке «Положение металлов в ПСХЭ Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические свойства металлов» рассказываем о значении металлов и их сплавов в жизни общества, подробно освещаю рубрику «Металлы ковали Победу».Без ванадия не может быть автомобиля и солдатской каски. Германий, способный превратить тепловую энергию в электрическую, использовался в генераторах для питания раций партизанских отрядов в годы Великой Отечественной войны.Сталь с добавлением кобальта не размагничивается даже при высоких температурах, поэтому она служит материалом для изготовления магнитных мин. Лопатки газовых турбин и другие ответственные детали авиационных двигателей, выполненные из сплавов с добавлением никеля, надежно работают даже при 1000°С. Сплав меди с цинком (латунь) хорошо имитирует золото, из него делают медали и знаки отличия.Урок «Щелочные металлы». При изучении новой темы важно отметить, что литий с водородом образует гидрид:2Li + H2 = 2LiHВ годы великой отечественной войны гидрид лития имел большое стратегическое значение. Он бурно реагирует с водой, образуя большой объём водорода: 2Li + H2О = 2LiОH + H2Водород использовался для заполнения аэростатов и спасательного снаряжения, при авариях самолётов и судов. Литий используется для изготовления трассирующих пуль и снарядов. Соли лития придают им яркий сине-зеленый след. Соединения лития используются на подводных лодках для очистки воздуха. В современной армии таблетки гидрида лития служат летчикам портативными источниками водорода, которыми они пользуются при авариях над морем: под действием воды таблетки моментально разлагаются, наполняя водородом спасательные средства – надувные лодки, жилеты, сигнальные шары-антенны.Литий применяется также в атомной и термоядерной технике. Поглощая нейтрон, ядро лития становится неустойчивым и распадается. В результате образуются два новых атома: гелий и сверхтяжелый водород – тритий. При очень высоких температурах атомы трития и другого изотопа водорода – дейтерия объединяются. При этом выделяется колоссальное количество энергии, которую обычно называют термоядерной, а соответствующие процессы — термоядерными реакциями.Подобно другим щелочным металлам, литий применяют как теплоноситель в ядерных установках.Урок «Щелочно-земельные металлы».Говоря о свойствах магния, указываем на то, что он горит белым ослепительным пламенем:2Mg + O2 = 2 MgO + Q Это свойство магния используется для изготовления сигнальных и осветительных ракет, трассирующих пуль и снарядов, зажигательных бомб. Магний совместно с алюминием и титаном являются основой для создания сверхлегких сплавов, применяемых при изготовлении корпусов и некоторых деталей двигателей в авиастроении.В космической и авиационной технике широко используются и сплавы бериллия.Урок «Алюминий и его соединения»Рассматривая области применения алюминия на основе его свойств, можно отметить, что еще в 1919 году появился первый самолет из дюралюминия. С тех пор алюминий стал поистине «крылатым» металлом: используется в самолетостроении, ракетостроении, из него делают спутники. Из сплава алюминия с магнием и кремнием сейчас изготовляют лопасти винтов самолетов и вертолетов. А сплавы алюминия с медью и марганцем широко используют в ракетной и космической технике.Тема «Железо и его соединения»В истории цивилизации особое место среди всех металлов занимает железо и его сплавы – чугун и сталь. Для военных целей большое значение имеет выпуск высокопрочных легированных сталей. На это обращали внимание советские ученые еще в годы Великой Отечественной войны, что позволило СССР при гораздо меньшем объеме выпускаемой стали по сравнению с фашистской Германией производить значительно больше танков, орудий, минометов и других видов вооружения.Тема «Углерод и кремний»При изучении явления адсорбции можно заслушать сообщение учащегося о создателе первого противогаза – Николае Дмитриевиче Зелинском. Когда в Лондоне получили первые русские противогазы, английские химики просто не поверили в гениальную простоту их конструкции. После испытания они кропотливо исследовали содержимое коробок противогаза в поисках особого «секрета» Зелинского, однако во всех случаях в коробках противогазов они находили чистый древесный уголь. В последующем конструкция русского угольного противогаза 1916 года стала основой для создания всех подобных иностранных конструкций, не исключая и современные угольные фильтры для сигарет. Изобретение Зелинского прочно вошло не только в военную, но и в производственную практику. Пожарные, горно-спасательные команды, рабочие вредных предприятий всего мира пользуются русским изобретением.Кстати, Николай Дмитриевич отказался патентовать свое изобретение. Он считал, что нельзя наживаться на человеческих несчастьях.На уроке «Химические свойства углерода. Адсорбция» можно рассказать о ядовитом соединении углерода с азотом – циане (CN)2, в состав которого азот входит в виде радикала – CN, аналогичного по свойствам атомам галогенов. Его водородное соединение HCN образует в растворе синильную кислоту — сильное ОВ общеотравляющего действия: 70 мг ее, попадая в организм, мгновенно вызывают паралич сердца.Рассматриваем про свойства оксида углерода (II), отмечаю его токсическое действие на живые организмы. При этом оксид углерода (ІІ) связывается с гемоглобином крови, превращая его в карбоксигемоглобин. В результате гемоглобин утрачивает способность связывать и переносить кислород, наступает кислородное голодание, и человек погибает от удушья. Во время Великой Отечественной войны фашисты использовали это свойство оксида углерода (ІІ) для массового уничтожения советских граждан в машинах - «душегубках». Можно сообщить также, что при взаимодействии оксида углерода (II) с хлором получают фосген COCl2 – сильное отравляющее вещество удушающего действия.Тема «Галогены».При изучении вопроса о применении галогенов важнейших природных соединений целесообразно показать использование хлора в качестве отравляющего вещества в годы первой мировой войны. 22 апреля 1915 года вблизи г. Ипр немцы впервые применили химическое оружие: начали газовую атаку против французских и английских войск. Из 6 тыс. металлических баллонов было выпущено 180т. хлора по ширине фронта в 6км, а затем применяли хлор в качестве ОВ и против русской армии. В результате только первой газобаллонной атаки было поражено около 15тыс. солдат, из них 5тыс. погибли от удушья.Позднее появились и более сильные ОВ, содержащие хлор: иприт, хлорпикрин, хлорциан, удушающий газ фосген и др. Некоторые из них в годы второй мировой войны фашисты использовали в концлагерях.Тема «Азот. Соединения азота».При изучении свойств азота и его соединений учащиеся под руководством учителя обсуждают проблему связанного азота. Решение её дало возможность получать азот в связанном состоянии в виде аммиака NH3, а из него получают аммонийные соли или в процессе каталитического окисления – азотную кислоту, а затем и её соли. Из этих продуктов можно получать различные азотсодержащие вещества, которые применяют и в мирных, и в военных целях. Сообщая стране о вступлении в строй первых заводов по производству синтетического аммиака, газета «Правда» писала: «Азот в сложении с капитализмом – война, разрушения, смерть; азот в сложении с социализмом – высокие урожаи, высокая производительность труда, культура и благосостояния труда».Рассматривая применение нитратов, можно заслушать сообщение учащихся об истории открытия и применения черного, или дымного пороха – взрывчатой смеси нитрата калия с серой и углем.Шесть веков продолжалось господство черного пороха в военном деле. За столь продолжительный срок его состав практически не изменился, менялся лишь способ производства. Только в середине 19-го века вместо черного пороха стали использовать новые взрывчатые вещества с большей разрушительной силой. Они быстро вытеснили черный порох из военной техники. Теперь он применяется в качестве взрывчатого вещества в горном деле, в пиротехнике (ракеты, фейерверки), а также как охотничий порох.Тема «Фосфор. Соединения фосфора».Говоря о применении фосфора, можно ознакомить учащихся с использованием фосфора в военном деле в качестве зажигательного и дымообразующего вещества. При сжигании фосфора на воздухе получается фосфорный ангидрид — оксид фосфора (V), пары которого притягивают влагу из воздуха и образуют пелену белого тумана, состоящего из мельчайших капелек раствора метафосфорной кислоты.10 класс.Курс органической химии предоставляет учителю большие возможности для усиления военно-патриотического воспитания учащихся.Тема «Теоретические основы органической химии».А.М. Бутлеров – русский химик, академик Петербургской АН, создатель теории химического строения органических веществ в 1861 году. Предсказал и изучил изомерию многих органических веществ, синтезировал многие вещества. Также немаловажный факт, что длительное время Бутлеров жил и работал в г. Казани, где есть памятник великому химику.В студенческие годы Александр Михайлович ломал голову над выбором: биология или химия? Какой науке отдать предпочтение? Что интересней? Что больше дается? Хм… Биология, подумал Бутлеров, и даже, написал диссертацию «Дневные бабочки Волго-Уральской фауны». Но судьба, решила по-иному. Бутлерову пришлось оставить изучение биологии и уделять больше внимание химии. Александру Михайловичу Бутлерову была присвоена ученая степень, и он остался работать в своем университете.Тема «Предельные углеводороды».При изучении химических свойств алканов, и в частности, свободно-радикального механизма реакций замещения с участием алканов, рассказываю об академике АН СССР Николае Николаевиче Семенове. Родился в Саратове в 1896 году. Его научные исследования относятся к учению о химических процессах, катализе, цепных реакциях, теориях теплового взрыва и горения газовых смесей.Наибольшую известность имеют работы Семенова по теории цепных реакций, открытие им в 1928 году разветвленных цепных реакций, характеризуемых экспоненциальным ускорением и последующим воспламенением. Тогда же (конец 1920-х — начало 1930-х годов) он показал радикальный механизм цепного процесса, обосновал все основные его черты. Это открыло широкие перспективы для управления химическими процессами. В 1963 году совместно с А. Е. Шиловым установил роль энергетических процессов в развитии цепных реакций при высоких температурах. За разработку теории цепных реакций в 1956 году Семенов был удостоен Нобелевской премии по химии.Тема «Непредельные углеводороды».При изучении химических свойств алкенов подробно останавливаемся на правиле Марковникова.Владимир Васильевич Марковников - русский химик, профессор Московского университета, основатель научной школы. Развивая теорию химического строения А. М. Бутлерова, исследовал взаимное влияние атомов в органических соединениях и установил ряд закономерностей, и в частности, сформулировал правило, носящее его имя. Открыл изомерию жирных кислот. С начала 1880-х гг. исследовал кавказские нефти, заложил основы нефтехимии, как самостоятельной науки. В 1883 году открыл новый класс органических веществ - циклопарафины. Содействовал развитию отечественной химической промышленности. Один из организаторов Русского химического общества.А.Е. Фаворский предложил оригинальные способы получения синтетического каучука на основе угля и воды. Новые соединения на основе ацетилена нашли широкое применение в оборонной отрасли промышленности.Тема «Ароматические углеводороды».Рассматривая применение ароматических углеводородов, следует отметить, что толуол является сырьем для получения тринитротолуола, торговое название которого - тротил. Тротил применяется в качестве заряда в разрывных снарядах, подводных минах, торпедах и т.д. В мирной технике применяется как примесь к горным взрывчатым веществам. Синтез толуола, из которого был получен тротил, выполнил в 1941г. академик Ю.Г. Мамедалиев.Тема «Природные источники углеводородов и их переработка»Рассматривая применение нефтепродуктов, можно сообщить учащимся, что на основе бензина изготовляют напалм - зажигательное оружие, предназначенное для поражения живой силы и объектов. Состоит оно из живого горючего (бензина, керосина и др.) и порошка - загустителя. Напалм был одним из главных видов химического оружия армии США в Корее в 1968-1970гг. На земле Южного Вьетнама американские наемники сбросили 200 тысяч тонн напалма.Тема «Кислородсодержащие органические соединения».При изучении спиртов, карбоновых кислот и сложных эфиров можно сообщить, что США продолжают совершенствовать и наращивать огромный арсенал химического оружия. Американская военная машина располагает высокотоксичными отравляющими веществами нервнопаралитического действия. К ним относятся, например, производные изопропилового эфира – зарин и Ви-Икс, которые применяют в виде аэрозолей. Они поражают людей даже в противогазах.Планы Пентагона предусматривают также увеличение производства психохимических отравляющих веществ, которые вызывают у человека сильные психические расстройства. К таким веществам относится, например, Би-Зет. Это первое высокотоксичное отравляющее вещество психохимического действия, принятое на вооружение армией США.Американскими войсками во Вьетнаме использовалось также отравляющее вещество раздражающего действия – Си-Эс. В США его применяют и сейчас, например, для разгона демонстраций.Рассматривая применение производных карбоновых кислот в качестве гербицидов в сельском хозяйстве, нужно разъяснить, что в руках американских милитаристов эти вещества становятся сильнейшим химическим оружием – фитотоксикантами.В химической войне против Вьетнама армия США применила более 96 тыс. тонн гербицидов. Гербициды использовались в колоссальных дозах – рассеивались десятками и даже сотнями килограммов на гектар. Такие дозы полностью уничтожают флору и фауну. Особенно губительным оказалось применение вещества диоксина, которое и до сих пор находится в поверхностных и глубинных слоях почвы низинных районов Вьетнама. Диоксин вызывает раковые заболевания, является причиной врожденных уродств, нарушений генетического аппарата и др. По мнению ученых, для восстановления экологического равновесия в природе Южного Вьетнама потребуется, очевидно, более сотни лет.Тема «Высокомолекулярные соединения»Изучая применение синтетических высокомолекулярных веществ и полимерных материалов, также отмечаем, что многие полимеры используются в конструкциях вооружения и военной технике. Например, пластмассы широко применяют в ракетной технике. В конструкциях воздушно-реактивных двигателей применяют текстолит, стеклопластик и другие композиционные материалы.ЗаключениеТаким образом, при изучении систематического курса химии необходимо формировать стойкую гражданскую позицию подрастающего поколения – граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.Важно отметить, что реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.Особо хочется подчеркнуть, что в основе воспитания, а тем более – патриотического – лежит, прежде всего, воспитание чувств. Хотелось бы особо заострить на этом внимание, т.к. источником чувства является пережитая эмоция. Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за Мать, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива, своего народа.Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, – значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, – значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.Планомерная работа по воспитанию патриотизма школьников непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям. У обучающихся будут сформированы важнейшие социально значимые качества: гражданская зрелость, ответственность, чувство долга, любовь к Отечеству, верность традициям, стремление к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование, а также готовность к служению в Вооруженных силах, Отечеству, т.е. гражданская идентичность.Список использованной литературыАршанский, Е.Я. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля / Е.Я. Аршанский. – Москва: Гостехиздат, 2015. – 922 c.Асмолов, А.Г. Учебно-методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы [Электронный ресурс]. URL: http://www.firo.ru/?p=7245 (дата обращения: 25.06.2022).Воспитание патриотизма на уроках химии. - https://znanio.ru/media/statya_vospitanie_patriotizma_na_urokah_himii-46258 (дата обращения: 25.06.2022).Вопросы патриотического воспитания при обучении химии. - http://chemistryteacher.com.ru/marasanova-4.html (дата обращения: 25.06.2022).Габрусева, Н.И. Программы для общеобразовательных учреждений: Химия. 8-11 классы / Н.И. Габрусева, С.В. Суматохин. – М.: Дрофа, 2001.Государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс] //Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: [сайт]. URL: http://www.edu.ru/db/portal/obschee/ (дата обращения: 25.06.2022).Гражданское и патриотическое воспитание на уроках химии. - https://infourok.ru/grazhdanskoe-i-patrioticheskoe-vospitanie-na-urokah-himii-iz-opita-raboti-2675677.html (дата обращения: 25.06.2022).Дейч, Б.А. Гражданско–патриотическое воспитание в Новосибирской области: актуальные подходы и практика реализации: методическое пособие / Б.А. Дейч, М.В. Чельцов. – Новосибирск: Немр Пресс, 2018. – 180 с.Зайцев, О. С. Методика обучения химии / О.С. Зайцев. – М.: Владос, 2019. – 384 c.Качалова, Г. С. Методика формирования базисной компетентности учащихся по органической химии: монография / Г. С. Качалова. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012. - 206 с.Качалова, Г.С. Методика изучения основных вопросов курса химии для 9-го класса в условиях смешанного обучения: монография / Г.С. Качалова, Р.В. Опарин. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2021. – 260 с.Минченков, Е.Е. Методика обучения химии в 8-9 классах / Е.Е. Минченков. – Москва: СИНТЕГ, 2016. – 160 c.Сущность и содержание гражданско-патриотического воспитания. https: // studbooks.net / 2046475 / pedagogika / suschnost_soderzhanie_grazhdansko_patrioticheskogo_vospitaniya (дата обращения: 25.06.2022).Ханова, Э. И. Гражданско-патриотическое воспитание на уроках химии, биологии / Э.И. Ханова // Формирование гражданской идентичности молодежи на основе историко-культурного наследия как универсальной ценности, посвященной 100-летию образования ТАССР. – 2019. – 363-369.Чернобельская, Г.М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г.М. Чернобельская. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!