это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4211115
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие государства: теоретико-правовой аспект 5
1.1 Плюрализм в определении государства 5
1.2. Основные и дополнительные признаки государства 9
2. Научные подходы к понятию сущности государства 15
2.1 Классовый подход 15
2.2. Общесоциальный подход 19
2.3. Расовый, религиозный, национальный подходы к сущности государства 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что государство как политическая система в силу подвижности экономических, социально-групповых отношений, многообразия идеологических взглядов общества находится в постоянном движении. Вся его деятельность направлена на то, чтобы, руководствуясь нормами права, согласовывать интересы разных социальных групп, вырабатывать адекватные политические решения, направленные на повышение благосостояния общества, защиту достоинства, свободы и прав человека. Особая роль отводится государству в случаях возникновения чрезвычайных общественных ситуаций, таких как стихийные бедствия, изменение форм правления или политического режима. Только законная государственная власть, реализуемая в правовом государстве, может обеспечить стабильность общества.Важную роль в правовом государстве играют заложенные в его правовой сфере нравственные идеи справедливости и другие гуманные принципы. Взаимодействие государства и общества как политической и неполитической сфер общества проявляется в следующем. Правовое государство как властный институт признаёт существование гражданского общества и взаимодействует с ним. Общество, в свою очередь, влияет на государство путём принятия участия в формировании правовой основы, определяющей жизнь общества. В процессе такого взаимодействия именно государство способствует объединению своих членов в гражданское общество, что проявляется в законодательном закреплении его структурных элементов. Государство также помогает гражданскому обществу развивать его социальную деятельность, создавать необходимые условия для работы его институтов, поощрять неформальную и формальную деятельность граждан и общественных формирований, привлекает их к реализации государственных задач. Это позволяет значительно расширить возможности государственной социальной политики, сделав её базовой и обеспечив условия для социальной консолидации общества.Объект курсовой работы - правовые отношения, регулирующие основные функции государства. Предмет курсовой работы – комплекс нормативных правовых актов, регулирующих особенности государства, и определения признаков и сущности.Цель курсовой работы – анализ важных дискуссионных аспектов и практических положений в области исследования теоретических положений о государстве. Для реализации обозначенной цели определены следующие задачи:– определить роль плюрализма в определении государства;– изучить основные и дополнительные признаки государства;– исследовать научные подходы к понятию сущности государства.Нормативную и содержательную базу исследования составили относящиеся к предмету исследования российские законы, иные нормативные правовые акты, научные труды юристов. Теоретической основой являются труды В.С. Бялт, И.В. Ващекина, В.П. Гавриков, Т.Н. Кашанина, Л.С. Мамут, М.Н. Марченко, Н.И. Матузов, А.В. Малько, А.С. Пиголкин и другие.Методологическую основу исследования составили диалектический метод и системный подход, анализ и синтез федерализма, а также связанных с ним правовых и управленческих проблем. Кроме того, были применены такие методы, как историко-правовой, формально-юридический, системно-функциональный, сравнительно-правовой. Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы.1. Понятие государства: теоретико-правовой аспект1.1 Плюрализм в определении государстваСущность государства – это совокупность наиболее важных и устойчивых его свойств, раскрывающих ответы на следующие вопросы: в чьих руках сосредоточена власть в государстве, чьим интересам оно служит, какие политические приоритеты имеет. В современной науке развиваются разнообразные подходы к пониманию сущности государства. Рассмотрим теорию плюрализма.Плюрализм – это принцип, подтверждающий существование разных мнений, взглядов на явления, происходящие в мире. Эти мнения не зависят друг от друга и не сводятся к единственно правильному.Термин «плюрализм» используется в разных сферах общественной жизни, начиная философией, заканчивая политикой и правом. Выделить общие признаки многообразия для каждой области невозможно, но существуют положения, которые помогают представить основной принцип плюрализма:– Разнообразие мнений. Каждый взгляд на ситуацию имеет право на существование, все точки зрения на проблему равны между собой.– Толерантность. Терпимое отношение к многообразию мнений и их различий.– Работа с обстоятельствами. Плюрализм отрицает попытки изменения чьих-то устойчивых принципов, главная идея – постараться смириться и принять их как факт.– Диалог. Умение обсуждать, принимать различия и находить компромисс, который устроит все стороны конфликта.Политическое многообразие подразумевает существование различных политических течений, равных между собой. Они конкурируют за право представлять себя в органах государственной власти.Можно говорить о существовании плюрализма в государстве, нужно соблюсти некоторые условия:–Свобода слова;– Отсутствие цензуры и свобода средств массовой информации;– Многопартийность;– Устойчивая оппозиция;– Свободные и открытые выборы;– Разграничение функций законодательной и исполнительной властей;– Общественные организации.Плюрализм в праве предполагает существование нескольких юридических систем в одном обществе. Это значит, что для решения проблемы применяются разные правовые механизмы.Многие юристы считают, что существование разных правовых систем, приводит к противоречиям и разладу в обществе. Решить проблему становится затруднительно, потому что юридические нормы одной системы не согласуются с нормами другой.Другие исследователи уверены, что существование разных юридических институтов наоборот снижает общественное напряжение. Это особенно заметно после серьезных реформ, где люди постепенно привыкают к изменениям, а не резко начинают следовать новым правилам.Основатели теории плюрализма – Г. Ласки, Р. Даль, М. Дюверже. Основная идея ее состоит в том, что общество – совокупность разнообразнейших групп и слоев, которые разделены по различным социальным признакам: профессии, возрасту, полу. В основе общества лежат многочисленные по своему составу общественные объединения – политические партии, общественные движения, фонды, акционерные общества, кредитно-финансовые организации, имеющие разнообразные цели и интересы. Общественные объединения воздействуют на государственную власть, вследствие чего государство удовлетворяет потребности этих сообществ.Ш.Л. Монтескье, утверждает, в свою очередь наличие политического плюрализма способствует, даже является катализатором, прогресса развития экономики, торговли и промышленности, а это создает блага потребляемые обществом и ему необходимые. Достижение политического баланса и стабильности возможно путем разделения существующих властей, а это является гарантом законности и последующего эволюционирования имеющихся прав и свобод, либо открытием новых гуманистических ценностей, однако, при этом необходимо ставить право, как основной регулятор всех без исключения отношений, по схеме «человек-общество-государство».Данные работы выражают позицию Ш.Л. Монтескье, которая представляется в них всеобщим равенством людей перед законом, всеобщим избирательным правом, социальной ориентировкой государства, признанием человека и гражданина как высшей ценностью общества.Согласно его работам, принцип политического плюрализма и разнообразия является одним из гарантов гражданской свободы, где каждый сможет выразить свое отношение к тому или иному событию, происходящему в государстве, свободно принять ту или иную сторону либо мнение.Теория плюрализма имеет особую роль в формировании демократического государства. Так, плюралистическая (представительная) демократия представляет собой одну из форм демократии, при которой существуют различные представительные органы, избираемые народом для управления государством. Лица, выбранные гражданами, несут полную ответственность за свои решения. У системы существует недостаток – возможность принятия решений, которые не соответствуют требования и ожиданиям народа, так как при голосовании народ выбирает чаще всего незнакомых ему кандидатов. Данная демократия наиболее распространена в современном мире, так как способствует рациональному управлению государством, особенно на больших территориях.Также существуют определенные признаки, характерные данной форме демократии: – наличие в государстве законодательного органа – парламента; – формирование правительства парламентом, контроль правительства; – принятие законов парламентом государства. Демократия имеет ряд достоинств: – недопустимость злоупотреблением власти, что достигается благодаря контролю и сменяемости власти; – возможность человека участвовать в управлении государством, где учитывается мнение каждого; – возможность рассмотрения в парламенте отдельного каждого вопроса, что повышает эффективность правления. Также у данного политического режима существуют и недостатки. Некоторые ученые придерживаются мнения, что представительная демократия представляет собой лишь красивую оболочку, которая прячет под собой негативную сторону – лишение народа истинной власти, так как управляет государством лишь небольшая группа людей, зачастую пренебрегающая мнением народа и действующая согласно своим интересам. Мнение большинства может и не являться верным, так как не у всех людей есть соответствующие знания, поэтому можно усомниться в эффективности принимаемых решений при демократии. «Демократия, руководствуясь прежде всего принципом волеизъявления большинства, пугающе безразлична к качеству, нравственному и интеллектуальному его содержанию».Таким образом, можно сделать вывод, что демократия – наиболее подходящий политический режим для государства. Его достоинства перекрывают возможные недостатки. На сегодняшний момент нет более эффективного режима, который способствовал бы развитию какой-либо страны.1.2. Основные и дополнительные признаки государстваЛюбое государство обладает определенными чертами, которые позволяют отличить его от иных догосударственных или негосударственных институтов, по-другому каждое государство имеет одни и те же признаки. Подавляющее большинство исследователей к обязательным признакам государства относят территориальную организацию населения, публичную государственную власть, государственный суверенитет, обязательный характер издаваемых государством норм права, налогообложение, наличие государственной казны .Сущностные особенности государства как правовой категории складываются в первую очередь из его признаков, исследованию которых посвящены многие научные работы. Их анализ позволяет выявить те признаки, которые можно отнести к числу общепризнаваемых в доктрине государства и права.Рассмотрим признаки государства подробнее. Во-первых, государство представляет собой форму организации публичной власти, задача которой заключается в обеспечении управления общественными делами и решения общих вопросов. При этом необходимо поддержать В.С. Плетникова и М.С. Плетникову, которые обращают внимание на то, что государство является единственной организацией, которая распространяет свою власть на всю территорию.Итак, территориальная организация населения предполагает наличие у государства пространства, в пределах которого государство полноценно распространяет свою государственную власть, свою политику. Также этот признак характеризуется объединением населения, которое имеет правовую связь с государством: гражданство в республиках или подданство в монархиях. На протяжении XX столетия многие юридические теоретики не упоминали население, как одну из составных частей признака государства, однако интерес к данной характеристике возрастает.Публичный характер государственной власти проявляется в том, что она не совпадает с обществом, а выступает от его имени, действуя через различные структуры: судебную систему, армию, полицию. Не следует, однако, воспринимать публичную власть исключительно как аппарат насилия, немаловажна и роль арбитра, который лишь поддерживает порядок, используя силу принуждения в исключительных случаях – по отношению к правонарушителям.Вторым признаком государства необходимо признать его суверенитет, то есть «верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость на международной арене». В этой связи важно обратить внимание на то, как проявляется независимость государства: это самостоятельное общение и взаимодействие с другими государствами и международными организациями, это вся полнота внутренней независимости при принятии решения по внутриполитическим и внутриэкономическим вопросам.Термин «суверенитет» был введен в XVI в. Ж. Боденом. Суверенитет отождествляется, прежде всего, с верховенством государственной власти и независимостью, обеспечивающей самостоятельность государства в вопросах внутренней и внешней политики. Существует и ограниченный суверенитет, возникающий либо добровольно, либо в результате военных действий. Например, если коалиция государств желает достичь определенных целей, то государство, состоящее в таком союзе, может отказаться от части своих суверенных полномочий. При условии поражения государства его суверенитет становится неполным. В-третьих, государство как публичная организация представлено системой органов власти, которые и выступают от его имени принимая соответствующие решения и реализуя их. Сегодня в научной доктрине принято говорить о двух системах органов власти: системе органов управления и аппарате принуждения. К числу последнего принято относить правоохранительные органы, армию, органы безопасности.Еще одним признаком государства является монополия на принятие права: только государство обладает соответствующими исключительными полномочиями на разработку и принятие нормативно-правовых документов. Как подчеркивает М.А. Юрочкин, право выступает «нормативным выражением государственной воли общества, государственным регулятором общественных отношений, основным инструментом управления обществом и каждым субъектом в отдельности».Лишь государство может создавать различные нормативные правовые акты и иные формы права, которых обязано придерживаться все население. Государству не безразлично отношение граждан (подданных) к законодательству, поэтому любые нарушения практически сразу пресекаются, то есть существуют санкции. Создание правовых норм – это основной способ реализации государственной власти, так как право не только выполняет функции социального регулятора, но и фиксирует способ организации органов государственной власти, их полномочия и деятельность. Неотъемлемой частью любого государства является наличие государственной казны или бюджета. Содержание государственного аппарата, развитие экономики, социальной и иных сфер невозможно без прямого или косвенного финансирования государства. Финансирование происходит за счет выделения средств из бюджета, а основным источником дохода или пополнения казны являются различного рода налоги, сборы и другие фискальные платежи, виды и размеры которых определяются государством, оно же через специализированные органы осуществляет сам сбор денежных средств с населения. Благодаря налогам осуществляется процесс перераспределения доходов: из суммы поступивших в казну налогов выплачиваются стипендии, пенсии, зарплаты, другие социальные пособия.Пятым признаком государства необходимо назвать систему налогов и сборов, которые призваны формировать бюджет государства для реализации возложенных на него функций.В-шестых, достаточно важным элементом государства является его территория, на которой государство и расположено, проживают его граждане, размещаются органы власти и принуждения и др. Сегодня с точки зрения международного права территория государства включает как сушу, так и морскую территорию, а также воздушное пространство над ними.В качестве еще одного признака принято называть символы государства – герб, флаг, гимн, а также государственные языки.Анализ признаков государства позволяет сформулировать определение государства – как единой формы политической организации общества, которая распространяет свою власть на всю территорию и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления и принуждения, издает обязательные для всех нормативно-правовые акты и обладает суверенитетом.Государство реализует свои цели и задачи через функции, посредством которых «воплощается и раскрывается его активная роль в качестве субъекта политической системы, а также реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международной арене». Именно это позволяет назвать функции с точки зрения теории государства и права основными направлениями деятельности государства, с чем соглашается большинство отечественных правоведов, в частности М.Н Марченко, Н.И. Матузов и А.В. Малько .В доктрине сложилась определенная классификация функций государства, которая включает в себя несколько основных критериев. В основе первой классификации лежит характеру государственного воздействия на общественные отношения, в соответствии с которыми функции делятся на охранительные (обеспечение защиты существующих в государстве отношений) и регулятивные (регулирование в целях развития общественных отношений). К числу охранительных необходимо отнести защиту прав и свобод граждан посредством правоохранительных органов, обеспечение обороноспособности государства и защиты от внешних угроз и др. Регулятивными функциями выступают, например, экономическая функция государства .Такой критерий как сфера деятельности позволяет выделить внешние и внутренние функции. К числу внешних относятся те функции, которые реализуются государством во взаимодействии с другими государствами или международными организациями (например, внешнеполитическая и внешнеэкономическая). К внутренним функциям государства необходимо отнести функции, реализующие внутри государства (например, социальная функция).В-третьих, на основе важности для общества функции государства можно разделить на основные и неосновные. От реализации основных функций зависит судьба государства в целом, поскольку они предопределяют наиболее важные направления (например, оборона государства), в то время как дополнительные выступают в качестве как подфункции, поскольку имеют второстепенное значение (поддержка профессионального спорта).Кроме того, функции можно разделить по времени их действия на постоянные (развитие культуры) и временные (ликвидация безграмотности).Таким образом, к числу признаков государства необходимо отнести форма организации публичной власти, задача которой заключается в обеспечении управления общественными делами и решения общих вопросов, суверенитет, система органов власти и аппарат принуждения, монополия на принятие права, система налогов и сборов, территория, символы государства (герб, флаг, гимн) и государственные языки. Функции как основные направления деятельности государства принято в доктрине классифицировать исходя из таких критериев как характер государственного воздействия на общественные отношения на охранительные и регулятивные; по сфере деятельности – на внешние и внутренние функции; на основе важности для общества – на основные и неосновные; по времени действия – на постоянные и временные.2. Научные подходы к понятию сущности государства2.1 Классовый подходДля полноценного изучения сущности государства необходимо ознакомиться с основными современными подходами к пониманию этой научной проблемы.Самыми привычными подходами принято считать классовый и общесоциальный. Первый, активно развивавшийся с начала XX в. (также называемый марксистским по имени его основателя), определяет сущность государства как классовую организацию общества, являющуюся политической опорой экономически господствующего класса. Классовый подход понятия государства берет свое начало из тсторико-материалистической теории происхождения государства. Возникновение этой теории обычно связано с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, часто забывая своих предшественников, таких как Л. Морган. Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает в результате естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия для возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения в общество, которое также представляет важные причины и условия для возникновения государства и права. Историческая материалистическая концепция включает в себя два подхода. Один из них, господствовавший в советской науке, отводил решающую роль возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы: государство возникает как продукт этой непримиримости, как инструмент подавления правящим классом. других классов. Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития само общество, его производственные и распределительные сферы, его «общие дела» усложняются. Это требует улучшения управления, что приводит к появлению государстваГосударство в этой теории рассматривалось в качестве насильственной и репрессивной машины для управления людьми. А в целом со своими позитивными сторонами материалистическая теория использовалась из-за исторических событий всё же в качестве инструмента политической борьбы, пропаганды. Сейчас сторонников теории автоматически определяют сторонниками Ленина и Сталина, что крайне неверно. Пожалуй, в наше время необходимо обратить больше внимания на данную теорию и под изучение взять тезисы, являющиеся убедительными (в первую очередь экономической направленности).Государство воспринимается как система подавления общества наиболее богатыми людьми, находящимися у власти. Именно они навязывают свои желания народу, угнетают его, проводят диктаторскую политику. В таком государстве делается все для блага лишь высшего класса. Эти идеи были широко распространены в период СССР. В отечественной юридической науке классовый подход долгое время являлся преобладающим и во многом идеологически определял вектор развития и содержание теории государства, в том числе его функций. Тезис о том, что в функциях государства проявляется его классовая сущность, служил методологическим ориентиром. Внеклассовое содержание функций государства отечественными правоведами (В. С. Петров, Л. И. Каск, Н. В. Черноголовкин) изучалось в контексте идеи Карла Маркса о выполнении государством общих дел. Недостаток внимания к проблемам внеклассового характера стал одной из причин массовой критики классовой теории как научно обоснованной, так и конъюнктурной. Так или иначе, классовую интерпретацию надстроечных систем постепенно сменили новые, «трендовые» концепты. Однако ни одному из них пока не удалось стать общенаучной парадигмой и заполнить методологический вакуум, образовавшийся в результате деидеологизации социальных наук, прежде всего тех, которые изучают власть, государство и право.Гносеологические возможности классового подхода в познании государства велики, однако их не следует преувеличивать и пытаться объяснять любую форму социального неравенства и противоречий классовыми причинами. Вместе с тем он по-прежнему способствует пониманию и объяснению современного права и государства. Будучи принципиально марксистским (несмотря на использование термина «класс» римскими цензорами и упоминание в работах Франсуа Гизо и Огюстена Тьерри), классовый подход не должен превращаться в некритичное, квазирелигиозное восприятие работ классика-основателя. Он должен сообразовываться с современными реалиями и уровнем гуманитарного знания. Принимая на вооружение классовую интерпретацию социальных процессов и форм, вовсе не обязательно понимать право как волю господствующего класса, возведенную в закон, а государство в качестве орудия классовой борьбы или дубины в руках эксплуататоров.Для объяснения функционирования государства на современном этапе классовый подход может и должен быть адаптирован к изменившимся социальным условиям и происходящим процессам, обусловливающим качественно иную социальную стратификацию.В адаптированном виде классовый подход способен объяснять содержание и действие права (качественные и количественные показатели законности и правопорядка, причины деформации правового сознания и совершения правонарушений, гарантии обеспечения прав и свобод человека), а также прогнозировать его развитие.Деление современных государств на капиталистические (буржуазные) и социалистические не позволяет исчерпывающе объяснять все многообразие их функций. В правовом содержании функций государства преобладают внеклассовые начала. Интересы социальных групп, обладающих или контролирующих средства производства, крупную (производящую) частную собственность, в содержании государственных функций на национальном уровне сокращаются и перемещаются в сферу латентного. В международном масштабе интересы крупного капитала (корпораций) выражены более рельефно и сохраняют классовую организованность, включая технологии установления глобального доминирования за счет сдерживания экономического и интеллектуального развития конкурентов.Несмотря на юридическое закрепление классических атрибутов буржуазной организации (частная собственности, в том числе на землю, свободное перемещение товаров и услуг, свобода предпринимательства, государственная поддержка конкуренции), в содержании функций Российского государства преобладает конституционная обязанность по охране и защите прав и свобод человека, в формально-юридическом смысле имеющая внеклассовый характер. Буржуазные правовые ценности относятся к числу тех, которые могут быть обременены государством общесоциальными обязательствами либо ограничены в целях защиты надклассовых ценностей, занимающих более высокие иерархические позиции (конституционный строй, нравственность, здоровье, права и законные интересы других лиц, оборона и безопасность страны).С точки зрения классового подхода Российское государство, как и большинство стран, провозгласивших себя социальными и правовыми, не является «орудием» классового господства, а выступает скорее механизмом обеспечения (насколько это возможно) социального компромисса (солидарности), юридической формой которого является правопорядок.Анализ любого современного государства позволяет установить так называемую верхушку – как правило, это люди влиятельные и обеспеченные, и каждый из них оказывает определенное давление на нижестоящих, подчиненных людей. Таким образом, марксистский (классовый) подход действительно раскрывает, может и не всю сущность государства, но определенную ее часть.2.2. Общесоциальный подходНесколько позже, параллельно с классовым, в науке развивается общесоциальный (надклассовый) подход, детально исследующий сущность государства с точки зрения его служения обществу. Государство на протяжении всего времени своего существования примиряет противоборствующие социальные группировки, обеспечивает компромиссы с целью объединить общество. Также государство является организатором общих дел, решающих самые важные проблемы любых категорий его граждан: организация здравоохранения, образования, строительство средств транспорта и связи, борьба с преступной деятельностью, социальное обеспечение неимущих.Общесоциальный подход имеет ряд преимуществ по сравнению с марксистским, поскольку основан на гуманистической природе государства, выражает интересы не только отдельных личностей или групп, но и всего общества. Он предполагает демократический способ управления, при котором власть минимизирует применение насилия и принуждения, действует принцип разделения властей, распространена гласность. Фундаментом развития общесоциального подхода можно считать гражданское общество, которое выступает в роли самоуправляемого образования, выражающего интересы людей. Наличие гражданского общества – признак того, что государство находится на высшем этапе своего развития, об этом свидетельствует также уровень политической, правовой, нравственной культуры граждан. В современной России государство на законодательном уровне признает принадлежность к общесоциальной сущности. Об этом говорится в ст. 7 Конституции РФ. Российское государство позиционирует себя как социальное, берет на себя обязанности по обеспечению поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливает государственные пенсии и пособия, и в рамках данной концепции главной целью видит благополучие своих граждан. Предполагается, что в современном мире большинство государств проводят политику по достижению этой цели.Несмотря на контрастность этих подходов, каждый из них раскрывает свою часть сущности государства, трактовать которую целесообразно, сочетая обе теории.2.3. Расовый, религиозный, национальный подходы к сущности государстваВ современной науке развиваются разнообразные подходы к пониманию сущности государства, такие как технократическая теория, теория элит, а также юридический, расовый, национальный и религиозный подходы.Создатели технократической теории – Т. Веблен, Г. Саймон и др. Само понятие «технократия» было введено в 1919 г. В. Смитом (с греч. – власть мастерства). Предполагается, что во главе государства должны стоять технократы, специалисты, которые осуществляют управление на профессиональной основе, а политики не имеют заметного значения для существования государства. Лишь управленцы осуществляют государственную власть, поскольку знают, какие средства и ресурсы необходимо использовать для достижения порядка и процветания.Технократизм смыкается с теорией элит, сформированной В. Парето, Г. Моска и др., утверждавшими, что обычный народ не в состоянии грамотно выразить свои мысли, желания и запросы, а тем более осуществить их. Поэтому у власти находится определенная политическая элита – небольшая группа людей, которая обладает высоким социальным статусом, влиянием, авторитетом и осуществляет публичную политическую власть. По мере развития этой теории возникло понимание, что за власть ведется борьба нескольких политических элит, а народ посредством избирательного права выбирает лиц, которые должны получить право управления государством.Большое распространение в науке получил юридический подход, который разработали Г. Кельзен, Г. Еллинек и А. Эсмен. Сейчас в нем развиваются два направления: легистское, рассматривающее государство как юридическое формирование, которое выражает волю народа, а также либертарное, в рамках которого государство предстает социальным регулятором, контролирующим деятельность субъектов, но не вмешивающимся в их отношения и связи. Юридическая сущность государства выражена в деятельности его органов, учреждений, предприятий, организаций, различных силовых структур. Первое направление фактически приравнивает государство к закону, который выступает в качестве источника государственной власти, а в основе второго направления лежит принцип правового равенства и правовой свободы (государство должно всячески бороться с несправедливостью, обеспечивать равенство прав и свобод). Социальная же роль состоит в перераспределении денежных средств, осуществлении поддержки незащищенных категорий граждан, финансировании культурных, научных и спортивных мероприятий, строительства детских домов, домов престарелых, больниц, школ.В рамках расового подхода возвышается лишь одна человеческая раса (понятие это не социальное, а биологическое, к тому же не однозначно определенное), исключительным интересам которой и служит государство. В истории неоднократно происходили случаи, когда определенные категории людей по расовому признаку лишались избирательных и других гражданских прав, например, допускались к самой скверной работе. Похожими чертами обладают национальный и религиозный подходы, применяемые и в современных условиях. Примером первого может послужить современная Украина (закон о языке, блокировка средств массовой информации и др.). второй подход довольно распространен в мусульманских странах, где Ислам является основным источником государственной власти, а религиозные нормы лежат в основе законодательства.Вышеупомянутые подходы к пониманию сущности государства позволяют взглянуть на это понятие с разных ракурсов. Государство, по сути, может само определять, какие положения выдвигать на первое место: защищать права и свободы своих граждан (подданных) или отстаивать интересы определенной нации, государство может прислушиваться к мнениям всех политических групп или только политических элит – перечисленные подходы подтверждают многоаспектность государства.Таким образом, мы пришли к выводу, что государство – это важное многогранное явление. Рассмотренные подходы понятия государства по-разному объясняют причины возникновения государства. Попытка обобщить и осмыслить их в рамках одной универсальной теории вряд ли возможна, хотя многие предпринимались это сделать. Каждая из этих теорий раскрывает один из возможных аспектов процесса возникновения государства. Теоретически было установлено, что выявление и анализ повторяющихся, то есть регулярных отношений, определяющих ход развития государства, позволяют как увидеть настоящее, так и заглянуть в будущее развитие государства.ЗАКЛЮЧЕНИЕРассмотрев курсовую работу на тему «Подходы к сущности государства» мы определили, что государство, по сути, может само определять, какие положения выдвигать на первое место: защищать права и свободы своих граждан (подданных) или отстаивать интересы определенной нации, государство может прислушиваться к мнениям всех политических групп или только политических элит – перечисленные подходы подтверждают многоаспектность государства.К числу признаков государства необходимо отнести форма организации публичной власти, задача которой заключается в обеспечении управления общественными делами и решения общих вопросов, суверенитет, система органов власти и аппарат принуждения, монополия на принятие права, система налогов и сборов, территория, символы государства (герб, флаг, гимн) и государственные языки. Функции как основные направления деятельности государства принято в доктрине классифицировать исходя из таких критериев как характер государственного воздействия на общественные отношения на охранительные и регулятивные; по сфере деятельности – на внешние и внутренние функции; на основе важности для общества – на основные и неосновные; по времени действия – на постоянные и временные.Подходы к пониманию сущности государства позволяют взглянуть на это понятие с разных ракурсов. Анализ любого современного государства позволяет установить так называемую верхушку – как правило, это люди влиятельные и обеспеченные, и каждый из них оказывает определенное давление на нижестоящих, подчиненных людей. Таким образом, марксистский (классовый) подход действительно раскрывает, может и не всю сущность государства, но определенную ее часть.Несмотря на контрастность этих подходов, каждый из них раскрывает свою часть сущности государства, трактовать которую целесообразно, сочетая обе теории.Таким образом, мы пришли к выводу, что государство – это важное многогранное явление. Рассмотренные подходы понятия государства по-разному объясняют причины возникновения государства. Попытка обобщить и осмыслить их в рамках одной универсальной теории вряд ли возможна, хотя многие предпринимались это сделать. Каждая из этих теорий раскрывает один из возможных аспектов процесса возникновения государства. Теоретически было установлено, что выявление и анализ повторяющихся, то есть регулярных отношений, определяющих ход развития государства, позволяют как увидеть настоящее, так и заглянуть в будущее развитие государства.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВI. Нормативные правовые акты:Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398; СЗ РФ, 28.07.2014, N 30 (Часть I), Ст.1.II. Основная и специальная литература:Афанасьев В. С. Функции государства: начала философско-системного анализа /В.С. Афанасьев// Труды Академии управления МВД России. 2018. № 3 (47). С.78.Бялт В.С. Теория государства и права. – СПб: Санкт-Петербургский университет МВД РФ, 2019. – С. 14.Белин А. В., Ващекин А. Н. О проблеме дифференциации коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны /А.В. Белин, А.Н. Ващекин // Российское правосудие. – 2019. – № 6. – С. 32–41.Веблен Т. Теория праздного класса. – М., 2019. – 368 с.Ващекина И. В. Зарождение кредитной системы в России / И.В. Ващекина // Вестник РГТЭУ. – 2013. – № 1 (72). – С. 32-41.Ващекина И. В. Деятельность банков в рамках национальных моделей концепции социальной ответственности / И.В. Ващекина // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. – 2015. – № 5 (83). – С. 59–65.Ващекин А. Н. Участники бюджетного процесса в Российской Федерации: особенности деятельности / И.В. Ващекина // Роль бухгалтерского учета и налогообложения в финансовом развитии бизнеса. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О.Н. Васильевой. – Белгород, 2017. – С. 36–40.Гавриков В.П. Теория государства и права. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – С. 36.Дюверже М. Политические партии. – М., 2000. – 538 с.Иохин В. Я. Глобализация: миф или реальность /В.Я. Иохин// Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. – 2018. – № 4. – С. 190-196.Керимов, А.Д. Демократия как идеология и способ властвования мировой капиталистической элиты [Электронный ресурс]/А.Д. Керимов // Журнал «Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2019. № 2 – с. 28-33.Клименко А. И. Классовая теория права в современных реалиях: национальное и международное право/А.И. Клименко// Исторический материализм и диалектика в теоретико-правовых и историко-правовых исследованиях: сб.статей конф., посвященной памяти профессора В. М. Курицына. Москва, 2020.Маркс К. Гражданская война во Франции. – М., 1937. – 110 с.Марченко М.Н. Теория государства и права. – М.: Проспект, 2019.–С.39. Матузов Н.И.,Малько А.В. Теория государства и права.–М.,2017.–С.47.Монтескье Ш.Л. О духе законов [сост., пер. и коммент. примеч. авт. А.В. Матешук]. М.: Мысль, 1999. С.155.Мамут Л. С. Государство как публично-властным образом организованный народ/Л.С.Мамут // Журнал российского права.–2000.–№3.–С.99. Парето В. Социалистические системы. – М., 2019. – 716 с.Пиголкин, А.С. Теория государства и права / под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – С. 27.Плетников В.С., Плетникова М.С. Особенности интерпретации понятия «государство» в современной России / В.С. Плетников, М.С. Плетникова // Вестник Уральского юридического института МВД России. – 2019. – № 1. – С. 78.Ромашов, Р.А. Теория государства и права. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – С. 42.Рассказов Л.П. Теория государства и права. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. – С. 32.Сотрудничество бизнеса и власти для устойчивого развития экономики/ под общ. ред. Кузнецова О. В., Родионовой М. Е., Селезнева П. С. – Инфра-М, 2019. – 308 с.Юрочкин М.А. Государство: теоретические аспекты формирования понятия / М.А. Юрочкин // Отечественная юриспруденция. – 2015. – № 1 (1). –С.9.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!