Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Значение географии и географической культуры в России и современном мире

Тип Курсовая
Предмет География

ID (номер) заказа
4213789

500 руб.

Просмотров
1084
Размер файла
83.47 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВВЕДЕНИЕ   3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕОГРАФИИ И ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ   5

1.1 Географическая культура   5

1.2 Перспективы проектирования культурологического географического образования  9

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗНАЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ И ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ И СОВРЕМЕННОМ МИРЕ   16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ   23

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   25

 

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире связь между понятиями "культура" и "география", по мнению автора, свелась к еще одному относительно новому понятию в географии, а именно "региональной идентичности".В двадцатом веке географы на основе своих глубоких исследований пришли к выводу, что определенные особенности географической среды можно рассматривать как факторы территориальной дифференциации культур. Конечно, они не считали, что территориальные особенности являются единственной причиной культуры. Однако известно, что исторические памятники и культурное наследие в том или ином регионе создают историко-географический образ, который сам по себе влияет на поведение людей, их ценности и культуру в целом. Другими словами, региональная идентичность формируется через самоидентификацию людей со своим регионом.Одним из факторов или аспектов региональной идентичности сообщества является его расположение в географической системе координат. Традиционно самоидентификация людей со своим регионом формируется в соответствии с основными географическими осями: "Север-Юг", "Запад-Восток", "Европа-Азия".Однако современный процесс глобализации, последствия которого неясны и требуют отдельного обсуждения, в определенной степени обострил проблему региональной идентичности. С этой точки зрения размывание границ можно рассматривать как утрату национальных культурных ценностей и последующую борьбу за возрождение национальных культур, на смену которым приходит популяризация определенных типов культуры.Важным следствием глобализации является то, что она углубляет проблему индивидуальной, национальной и государственной идентичности, разделяя различные цивилизации.Региональная идентичность, как и идентичность в целом, как было показано, является важным параметром целостности или устойчивости конкретной социокультурной системы. Для того чтобы найти территориальную привязку для всех культурных областей мира, географический подход является, насколько это возможно, необходимым. Поэтому одной из предпосылок устойчивого развития является именно географическая культура, которая может помочь укрепить региональную идентичность. Эта идея выдвигалась несколько раз и разрабатывалась на глобальном уровне.Цель работы – рассмотреть значение географии и географической культуры в России и современном мире. Объект работы – Россия и современный мир. Предмет работы – география и географическая культура. Задачи работы:- рассмотреть понятие географической культуры;- проанализировать перспективы проектирования культурологического географического образования;- провести практический анализ географии и географической культуры в России и современном мире. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕОГРАФИИ И ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ1.1 Географическая культураСегодня во многих странах мира мы наблюдаем "географический ренессанс" в образовании - география снова становится забытой наукой. Международный географический союз, существующий с 1871 года, и Комиссия по географическому образованию, членом которой он является с 1952 года, сделали одним из своих приоритетов определение идеи важности географического образования в начальной и средней школе и демонстрацию его преимуществ в непрерывном образовании на международном уровне.В России предмет географии в образовании развивается, о чем свидетельствует "Обновление концепции географического образования в российских школах", предложенное Комиссией по географическим проблемам Российской академии образования. Модернизация российского образования и единые государственные экзамены предъявляют высокие требования к информированности, образованности и культуре выпускников.География сочетает в себе вечную романтику странствий с особым и глубоким научным взглядом на мир. Вряд ли какая-либо другая дисциплина так интересуется водой и почвой, топографией и атмосферными процессами, живой природой и территориальной организацией жизни и деятельности человека. Комплексное использование этих знаний является отличительной чертой современной географии. Проблема взаимодействия природы и общества ярко выражена в поиске путей рациональной эксплуатации природы и интенсификации производства, что требует глобального подхода и глобального видения окружающего нас мира.Достижения современной географии позволили развить эту перспективу через приобретение знаний, формирующих основу для понимания мира, картину мира, и понимание того, что картина мира современной географии является частью общей научной картины мира."Из всех глупостей и заблуждений человечества мне кажется самым непостижимым, что люди, живущие на земле, не должны пытаться понять землю в целом. Исследователь Тихого океана Фестус де Толна убедил нас в том, что основы этих знаний должны быть неотъемлемой частью культуры каждого современного человека.Поэтому возникает вопрос о формировании географической культуры как неотъемлемой части общей культуры человека, за которую в первую очередь "отвечает" школьная география.Геокультура позволяет судить о географической среде через призму культуры, определяя степень взаимоотношений человека с природой и обществом, глубину духовности и уровень человеческих качеств. В этом контексте изучаемые природные и социально-экономические объекты раскрываются как целостные формы, вписанные в человеческое существование.Геокультурное образование для учащихся — это способ примирения общества и природы, направленный на сохранение нашей планеты, осознанную социально-экономическую деятельность и понимание существования трех принципов самоценности: природы, человека и общества. (рис. 1.)Рис. 1.С педагогической точки зрения, реализация данного подхода помогает преодолеть разрыв между теоретическими знаниями учащихся и геокультурными ценностями, сформированными в процессе изучения реальных природных объектов, культурных событий и т.д.Вопрос геокультуры, географического образования подрастающего поколения, а значит и страны в целом, остается очень актуальным, так как уровень этого образования - от подготовительного до министерского - все еще недостаточно высок. Об этом свидетельствуют многие известные примеры географического невежества при реализации многих социально-экономических мер. Как пишет "Географический еженедельник", один из примеров - содержание предвыборных плакатов, вывешенных в московском метро в феврале 2004 года. На них изображены очертания России. Нет ни тысячи островов, ни Калининградской области. Фотографии сопровождаются издевательским отрывком из конституции, согласно которому президент должен быть гарантом территориальной целостности страны. Разве не страшно, что на карте территории России, которая появляется в Москве, нет территории, за которую наши отцы и деды заплатили своей кровью в Великой Отечественной войне? Еще более пугающим является тот факт, что миллионы людей проходят мимо этой кощунственной карты, которая является прямым оскорблением нашей национальной гордости.Попробуйте сказать американцу, что в его стране всего 48 штатов. Попробуйте "забыть" Аляску и Гавайи на карте США, за целостность которой отвечает местный президент. Каждый американец знает свой регион. Американская школа, при всех ее недостатках, внедряет в умы и души детей информацию государственной важности и ценности для территории страны.Во Франции немыслимо, чтобы на карте страны, которая появляется перед президентскими выборами, не было Корсики - даже Корсики! Французы настаивают на том, чтобы все их заморские департаменты были отмечены на карте Европы на банкнотах евро, и как мы могли забыть Французскую Гвиану или Мартинику, представляя Европейский Союз!Цель преподавания географии в школе - перевод научных знаний в потребности человека и их практическое применение - является основой для формирования географической культуры общества, умения правильно расположить себя в природе и в обществе.Герберт Гросс в своей книге "География мира" пишет: "География изучает взаимоотношения между человеком и окружающей его природой. С тех пор как на земле появились первые люди, они использовали природу для поддержания жизни не только для себя, но и для своих потомков.Человечество сегодня — это продукт вчерашних действий по использованию, адаптации и преобразованию природы Земли, сначала для своего выживания, а затем для своего развития. И сегодня люди во всем мире продолжают задавать извечный вопрос: "Как нам сохранить нашу планету для себя и для будущих поколений?".Роль географии в подготовке учащихся к жизни, к поведению в природе, в обществе и государстве огромна, и при решении этого вопроса невозможно переоценить значение географических знаний и географической культуры как неотъемлемой части всей человеческой цивилизации, основы которой закладываются в школе.Культура — это высшее проявление образовательной и профессиональной компетентности человека. Поэтому, по выразительному выражению Ильи Эренберга, "цивилизация нападала и продолжает нападать не на другие народы, а на невежество, грубость и разделение между народами".Географическая культура состоит из четырех основных элементов.I. Географическая картина мира.II. Географическое мышление.IV. Язык географии.1.2 Перспективы проектирования культурологического географического образованияКультурологический подход к образованию предусматривает воспитание образованного, культурного человека, владеющего основными элементами политической, художественной и эстетической культуры, физической культуры, культуры труда, отдыха, поведения, речи, семейных отношений и т.д. Все содержание образования служит основой общей культуры - комплекса знаний, идей, ценностных представлений, способов познания, мышления и практической деятельности, без овладения которыми невозможны отношения и взаимодействие между людьми, гармония человека и общества, человека и природы.Комплекс знаний о Земле, который представлен дисциплиной "География", занимает в этой системе надежное и устойчивое место. География в школе - один из предметов, призванных дать учащимся средней школы систематические знания основ физической и экономической географии, комплексное представление о современном мире и месте России в нем, развить познавательный интерес к другим народам и странам. Специфической особенностью географии является ее природная и социальная природа. География объединяет природные, социальные и технические элементы научного знания. Современная география изучает пространственные и временные взаимосвязи и взаимодействия в географической реальности, которая представляет собой неразрывную систему "человек-природа-экономика-окружающая среда".Географическое образование является основой для развития географической культуры.Формирование географической культуры человека — это способ гармонизации взаимоотношений общества и природы, направленный на сохранение нашей планеты, осознанную социально-экономическую деятельность общества, понимание существования трех ценных начал: природы, человека, общества.Цели школьного географического образования - преобразование научных знаний в потребности человека с практическим применением - являются основой для формирования географической культуры общества, умения грамотно ориентироваться в природе и обществе.Герберт Гросс в своей книге "География мира" писал: "География изучает отношения между человеком и окружающей его природой. Почти с момента появления на земле первых людей человек начал использовать природу, чтобы обеспечить всем необходимым не только свою жизнь, но и жизнь своих потомков.Человечество сегодня — это результат его вчерашних действий, когда оно использовало, приспосабливало и изменяло природу на Земле, сначала для своего выживания, а затем для своего развития. И сегодня люди мира продолжают задавать вечный вопрос: "Как нам обустроить наш земной дом для себя и для будущих поколений?". Роль географии в подготовке учащихся к жизни, к поведению в природе, в обществе и государстве огромна, и поэтому значение географических знаний и географической культуры как неотъемлемой части общей культуры человека, основы которой закладываются в школе, в решении этого вопроса трудно переоценить.В то же время в системе географического образования существует несоответствие между содержательным потенциалом географии, общим учебно-методическим потенциалом школьного курса географии и уровнем его реализации в учебном процессе. Иными словами, существует концептуальный разрыв между географической культурой и условиями освоения ее духовного, ценностного, экологического, социально-экономического и творческого богатства. Это несоответствие связано с акцентом на технократическую модель географического образования. Эта модель в ХХ веке является причиной обострения экологических и духовно-нравственных проблем современной цивилизации; в ней сохраняется прежняя цель овладения географическими знаниями, а также ориентация на традиционные принципы работы - поддерживающий характер, сущность предмета, репродуктивное воспроизводство знаний, предельная социализация за счет развития и самореализации личности, творчества, сохранения природы и инженерно-хозяйственной деятельности.В настоящее время методология обучения географии разрабатывается в гуманистической, культурологической парадигме и предусматривает "интеграцию человека в мир и систему национальной культуры" (Закон РФ "Об образовании"). В настоящее время школьное образование по географии формируется в единстве естественнонаучного и гуманитарного мировоззрения и гармонично вписывается в макросистему знаний о Земле, человеке, природе, обществе и культуре. Потенциал развития школьного географического образования заключается в его гуманистических функциях: усилении культуротворческой и трансляционной функций; "окультуривании" содержания; формировании географической культуры выпускников и учителей; воспитании у учащихся здорового образа жизни, знаний о рациональном природопользовании и его сохранении, умений и навыков; развитии географического мышления; продуктивном и творческом развитии личности выпускников и чувства ответственности перед окружающей средой и экологией. Эти общие задачи воплощаются в ряд практических вопросов, которые учителям приходится решать ежедневно: что подразумевается под понятием "географическая культура учащегося"; каковы цели географического и культурного образования; какова роль и природа "культурного содержания"; как применять его в обучении географии; каковы условия для развития геоэкологического сознания и глобальной перспективы; каковы специфические формы и методы развития геоэкологического сознания и глобальной перспективы; каковы специфические формы и методы развития геоэкологического сознания и глобальной перспективы; каковы специфические формы и методы преподавания географии; каковы специфические формы и методы развития геоэкологического сознания и глобальной перспективы?Мы используем культурологический подход (как общенаучный метод познания), который позволяет рассматривать преподавание школьной географии как культурное явление, конечной целью которого является формирование культуры выпускников и учителей. На основе этого подхода можно разработать модель структуры культурного содержания школьной географии как системы существенных взаимосвязанных элементов. В структуре модели выделяются три компонента: ценностный - система ценностей, сложившаяся в школьном географическом образовании - географическая оболочка, природа, человек, наука, знания; способы деятельности по овладению географической культурой; творческая деятельность учащихся как компонент географической культуры.На основе методологии культурологического образования предлагается модернизировать школьный курс географии с целью формирования личности, способной устанавливать личностно-ценностные отношения с природной средой, развивать творческие способности, решать научные и жизненные проблемы. В результате изучения предмета учащиеся должны развить географическое и экологическое творческое мышление, научиться соотносить свою творческую деятельность с естественнонаучными, социально-экономическими и технологическими процессами, охранять, улучшать и развивать природу для будущих поколений людей и культуры.С точки зрения культуры, функции географического образования могут быть переориентированы:- от передачи знаний до передачи культуры, экологического гуманизма, экологии и т.д,- от развития культуры "знания" к развитию личности (как цели и результата географического образования) - ее индивидуальности, системы ценностей, географического мышления, опыта творческой деятельности, самореализации, саморазвития.Географическое образование должно быть направлено на развитие ценностей, творческих способностей и навыков, позволяющих выпускникам развивать географическую компетентность. Основными характеристиками географического образования, компетенций и географической культуры выпускника средней школы являются:- Осознание пространственно-временной согласованности развития и взаимосвязи природных, социально-экономических и техногенных процессов, объектов и явлений в географической реальности,- Умелое применение знаний, навыков и компетенций в реальной деятельности, в том числе в области охраны природы, с учетом экономической целесообразности и экологических требований,Высокая степень активности и сознательности учащихся и учителей не только в приобретении географических знаний, но и в том, чтобы стать объектами географической культуры. С точки зрения культуры, мы предлагаем перестроить преподавание географии, чтобы повысить ее культурный потенциал и увеличить личную и осмысленную вовлеченность учащихся в географию (специфика географии заключается в ее природной и социальной природе. География сочетает в себе элементы естественных, общественных и технических наук. Современная география изучает пространственные и временные взаимосвязи и взаимодействия в географической реальности, которая представляет собой целостную систему "человек-природа-экономика-окружающая среда"), развитие географического мышления и гуманистических установок учащихся, формирование культурно-ценностных представлений о природе и охране природы.Такой подход позволяет разработать содержание географического образования, которое состоит из следующих компонентов: географическое мировоззрение, компоненты ценностно-деятельностной сферы, личностно-творческие основы географической культуры.Мы кратко попытаемся описать концепцию изменения содержания географического образования в соответствии с культурной актуальностью. Сначала определим конечную цель - формирование у выпускников личной географической культуры. Эта цель предполагает обновление содержания и технологии формирования географической культуры и выявление возможностей ее развития. Мы понимаем географическую культуру как сумму материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в ходе исторической эволюции. Понятие географической культуры следует уточнить, классифицировав общие географические знания и навыки на две широкие категории:- знания и навыки, в которых география участвует вместе с другими предметами,- знания и навыки, которые относятся к самой географии и определяют ее "собственный" вклад в общую культуру нового поколения.Давайте сначала рассмотрим первую группу, которая состоит из трех основных элементов.Во-первых, географические знания, которые способствуют развитию научного мировоззрения учащихся. Школьная география всегда была и остается важным предметом мировоззренческих знаний. Основные идеи школьных уроков географии:I. Идеи, отражающие основные черты и законы диалектики в географической среде и ее составных частях:- Географическая среда — это материально целостная система качественно различных, взаимосвязанных и взаимодействующих геосфер; все в ней подвижно, изменяется и развивается; взаимодействие компонентов географической среды проявляется в обмене материалами и энергией,- географическая среда структурно неоднородна: каждый из ее компонентов (зональные и осевые физические компоненты) имеет свои специфические характеристики, но в то же время имеет общие эволюционные закономерности,- Географическая среда — это самообновляющаяся система со все более сложным материальным составом и процессами; она характеризуется изменениями во времени и пространстве из-за противоречивого воздействия внутренних и внешних источников энергии.II. Идеи, отражающие возникновение диалектических законов в экономико-географической действительности:- Все элементы экономики и все ее процессы взаимосвязаны,- Экономика — это постоянно меняющаяся система, характеризующаяся исчезновением старых вещей и появлением новых.III. Идеи о 'Природа и общество- Человек как часть природы,- Природные условия на Земле различны, и их влияние на экономику разных регионов неодинаково,- Роль природы и степень ее влияния на экономическое развитие и распределение менялись на протяжении истории,- а также распределение и история природной среды.ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗНАЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ И ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ И СОВРЕМЕННОМ МИРЕРеформы в сфере образования охватывают все уровни системы образования, включая дополнительное образование, которое формируется под влиянием актуальных социальных и культурных событий сегодняшнего дня.Основная социокультурная роль дополнительного образования заключается в том, что оно делает творчество и самообразование детской и подростковой субкультур общим делом всего общества, а не отдельных институтов организации и управления: детского сада, школы, профессионального училища или высшего учебного заведения.Образование - один из лучших и наиболее интенсивных способов вхождения в мир науки и культуры. В процессе образования человек усваивает культурные ценности. Взаимосвязь образования и культуры может быть рассмотрена с разных сторон: в контексте культурной парадигмы педагогической системы; в формулировке поликультурного образования; как система культурно-образовательных центров в одной или разных странах; в анализе культурно-ориентированных дисциплин; в анализе способов культивирования культуры субъектов образования (педагогическая культура и ментальная культура учащихся; в характеристике и прогнозировании культуры учащихся).Рассматривая взаимосвязь между образованием и культурой, прежде всего, необходимо определить границы понятия "культура" в интересующем нас контексте. Принимая во внимание все различия в подходах и концепциях для понимания этого сложного и многогранного явления, можно прийти к следующему выводу: на самом глубоком уровне культура - это интегральная сфера самореализации человека, разворачивающаяся во времени [9], "...это все, что люди делают с собой и с миром", то есть все, что делает человека человеком, а это, в свою очередь, делает человека человеком [10, с. 19]. Одним из первых, кто описал взаимные отношения между культурой и образованием, был С.И. Гессен, который заявил, что "цели образования — это цели культуры". По мнению Гессе, "цель всякого образования - приобщить человека к культурным ценностям науки, искусства, морали, права и экономики, сделать естественного человека культурным" [5].С середины 1970-х годов в отечественной педагогической литературе появились работы, в которых предлагается рассматривать образование как подсистему культуры [2, с. 11-17; 3]. Эти же идеи можно найти в работах Асмолова, в которых он говорит о необходимости перехода от модели "образование в образовании" к принципиально новой модели "образование в культуре", открывающей перспективы поиска новых форм и содержания образовательных программ. Он считает, что культура в образовании превращается из объекта изучения в модель, методологическую концепцию. По его словам, "...система образования самоорганизуется и проектируется, а образование функционирует как культурная микромодель, аккумулируя и воспроизводя основные процессы, происходящие и ожидаемые в культуре" [1].С точки зрения такого понимания культуры, образование не может существовать рядом с ней как отдельная, независимая область, а должно пониматься как ее неотъемлемая часть. Культура — это и "живой организм", и организм в системе "общество-государство". Культура воспроизводит себя, воспроизводя духовность, духовный мир человека и общества. Культура порождает социальный идеал "общества-государства", его национальную идею, она порождает его исторически, социально эволюционно [8], культура есть духовное воспроизводство как таковое. Образование участвует в этом воспроизводстве, оно является социальным институтом культуры, воспроизводящим вместе с культурой интеллект общества, воспроизводящим науку.Формирование географической культуры человека - это способ гармонизации отношений между обществом и природой с целью защиты нашей планеты, сознательного осуществления социально-экономической деятельности общества и реализации существования трех ценностных принципов природы, человека и общества [7].Динамизм и изменчивость современной действительности все больше требуют проявления структурных качеств личности, обеспечивающих активную и эффективную ориентацию в современном мире, осмысленное поведение и творческое освоение современного культурного пространства, способность понимать и ценить национальное и культурное многообразие людей всего мира, уникальность культур и их возможную общность на земле, умение различать геополитические интересы разных народов и понимание влияния Содружества Это приводит к усилению географического компонента в общей культуре личности.География - единственная классическая и фундаментальная естественная и общественная наука. Это усиливает синтезирующую функцию географических знаний в общей системе знаний, получаемых учащимися в системе образования. О роли и значении географии говорит и тот факт, что она формирует современное мировоззрение. Основная задача географического образования - формирование географического мировоззрения, которое является неотъемлемой частью общей культуры человека.С точки зрения культуры, географическое образование рассматривается как культурный феномен, и его конечная цель - формирование культуры учащегося. С культурологической точки зрения тенденции развития географического образования отражают переход от передачи знаний к передаче культуры, экологических принципов гуманизма, экологии и т.д., а также переход от культуры "знания" к развитию человека (как цели и результата географического образования) - его личности, системы ценностей, географического мышления, опыта творческой деятельности, его саморазвития и самореализации.Географическая культура — это социальная и индивидуально-личностная характеристика, которая отражает ценностно-ориентированное и личностное отношение к живой природе, здоровому образу жизни и окружающей среде и выражается в участии в духовно-практической деятельности, направленной на ее познание, развитие, преобразование и сохранение. Географическая культура личности — это система жизненных ценностей, основанная на знаниях о природе Земли, причинах ее разнообразия, ее обитателях и их хозяйственной деятельности, которая регулирует поведение учащегося в процессе взаимосвязи человек-природа-общество-культура.Географическая культура — это педагогический феномен, включающий в себя совокупность объективных и субъективных характеристик, систему которых формирует ценностное отношение к окружающей среде. Географическая культура — это способ преобразования географической среды и создатель географических ценностей.В. П. Максаковский рассматривает понятие "географическая культура" и выделяет следующие группы общегеографических знаний и умений:- географические знания, связанные с формированием научного мировоззрения;- политехнические знания в области науки, техники, производства и управления, в освещении и распространении которых география участвует, по крайней мере, "наравне" с другими науками.- экологические знания и навыки, в развитии которых география играет уникальную роль;- географическое мышление;- специфический "язык" географии, ее система понятий и терминов, которая также является необходимым и во многом уникальным элементом географической культуры [6].O. С. Михайловский выделяет четыре основных компонента географической культуры:1. географическая концепция мира;2. географическое мышление3. методы географии;4. язык географии [7].Географическая культура служит одним из важнейших средств социальной ориентации личности в системе "общества природы", которая связывает сложный комплекс ценностных отношений с окружающей человека средой. Географическая культура представляет человека как субъекта социальных отношений и связей, вовлекает его в различные формы интенсивного взаимодействия общества и природы, обусловлена специфическими условиями и факторами, связанными с производством, обменом и потреблением, отношениями к собственности, а также сложными нормами, правилами, социальными институтами и т.д. Географическая культура, обобщающая многовековой опыт взаимодействия природы и общества, содержит огромный духовный потенциал и служит одной из движущих сил социального, научного и технического прогресса в нашем обществе.Географическая культура понимается нами как интегративный, динамичный и структурный уровень образования, представленный совокупностью компонентов, имеющих мотивационное, теоретико-методологическое, деятельностное и творческое значение и определяющих характер взаимодействия субъекта с географической средой.В качестве показателей сформированности географической культуры учащихся можно выделить:- Отношение к географической среде, усилия по улучшению ее компонентов как основа существования общества;- Знание географической картины мира, особенностей ее изменения и развития;- Творческое использование картографических навыков, умение определять географические параметры в окружающей географической среде.- Способность решать нестандартные географические задачи;- Способность прогнозировать характеристики развития географической среды [6].Особую ценность представляет разбивка условий, при которых будет организовано формирование географической культуры учащихся в системе дополнительного образования. Для этого мы определили следующие условия приобретения знаний в системе дополнительного образования:Повышение культуроемкости педагогического образования, насыщение информацией о культуре страны; применение аксиологического подхода, формирование эмоционального сопереживания и оценки факторов, явлений культуры страны, эмоциональная насыщенность суждений при восприятии географических явлений; подчинение элементов содержания личностному смысловому полю, т.е. придание личностного смысла содержанию образования; преемственность ценностей в организации образовательной деятельности - постоянство и свобода выбораВзаимодействие гуманитарных и профессиональных знаний является необходимым условием для создания учебной среды для дальнейшего образования. Так, в рамках экспериментальной части было проведено исследование уровня географической культуры учащихся 6-11 классов общеобразовательных школ Санкт-Петербурга, посещающих клуб "За страницами географии". В опросе приняли участие 4728 участников районного этапа Всероссийской олимпиады по географии. Респондентов попросили ответить на несколько вопросов, один из которых был "Хотели бы вы больше изучать географию?". 1 523 участника ответили утвердительно, что составляет 32,2% от общего числа респондентов. 1 854 студента (32,2%) не уверены, готовы ли они посвятить время дальнейшему изучению предмета. 670 (14,2%) студентов не заинтересованы в дальнейших занятиях, а 681 (14,4%) студент не ответил на вопрос.Анализ результатов показывает, что желание дальнейшего изучения географии наиболее выражено в 6 классе (334 участника, 21,9% от общего числа), немного снижается в 7 классе (16,7%), увеличивается в 8 классе (19,7%) и снижается в 9, 10 и 11 классах (17,35%, 13,9% и 10,6% соответственно). Интерес к географии среди шестиклассников можно объяснить их заинтересованностью в изучении планеты; снижение интереса к этому предмету, вероятно, связано с выбором будущей профессии и ориентацией на другие предметы. Данные также показывают, что не менее 14% участников регионального тура взяли предмет не потому, что он им нравится, а потому, что он им нравится. Анализ ответов на вопрос о месте проведения олимпиады показал, что не менее 14% участников регионального тура олимпиады приняли участие не потому, что им нравится этот предмет, а потому, что они хорошо успевают по многим предметам и не выделяют географию как любимый предмет.Анализ ответов на вопрос о месте учебы показывает, что студенты предпочитают другие учебные заведения. Школу по выбору выбрали 2 442 респондента, т.е. более половины опрошенных (52%). Однако относительно большое количество участников готовы посещать курсы вне школы (30%), а 20,57% выразили готовность посещать курсы в университете. Этот показатель увеличивается с возрастом участников и связан, в частности, с повышением мобильности респондентов по мере их старения.В целом, опрос отражает готовность студентов к формированию географической культуры и реальный потенциал обучения в этом процессе.Поэтому нынешняя социокультурная ситуация характеризуется высокой степенью зависимости. Современная эпоха перемен характеризуется высокой степенью непредсказуемости и неопределенности, включая психологическую неопределенность, которую трудно переносить обычному человеку. Умение эффективно действовать в ситуациях неопределенности — это искусство, которому необходимо учиться на всех уровнях образования. Географическая культура играет важную роль и должна формироваться и развиваться с раннего возраста, в том числе через непрерывное образование. Важной особенностью развития географической культуры является взаимосвязь ее функционирования с личностью, сознанием, профессиональной деятельностью и взаимодействием с объектами и субъектами географического пространства.ЗАКЛЮЧЕНИЕГеография вызвала новый интерес во многих частях мира. Согласно ЮНЕСКО, география, наряду с философией, историей, иностранными языками и информатикой, считается одной из важнейших универсальных областей знаний, которая поможет каждому человеку, независимо от его дальнейшего пути, познать мир и найти свое место в нем.Современная география играет важную роль в решении задач национального развития. Он позволяет лучше понять природу, людей и экономику, что необходимо для разработки политики развития; он отслеживает состояние природы и помогает разработать систему мер по противодействию негативному влиянию человеческой деятельности на природу; он позволяет прогнозировать изменения и развитие каждой территории.Географическое образование является хорошей основой для развития правильного управления землей и территорией как общим домом человечества. Он может внести эффективный вклад в развитие патриотизма и интернационализма, а также в понимание разнообразия и единства современного мира и человечества. Растущий интерес к географии можно объяснить несколькими факторами:-География как наука находится на стыке естественных и общественных наук, что обеспечивает связь полученных знаний не только друг с другом, но и с природными, экономическими и социальными процессами, с окружающей средой, тем самым предоставляя учащимся основу для формирования ценностей, выбора критериев оценки и т.д;-Сегодня недостаточно сосредоточиться только на интеллектуальном развитии учащихся. Очевидно, что процесс обучения должен сочетать в себе знания и опыт.-В современной географии особое внимание уделяется человеку, человеческому миру, культуре народов, их повседневной жизни, религиям, отношению к природе, т.е. растет человеческое измерение географии, растет осознание прошлого и настоящего, интерес к исторической географии.Однако невозможно прогнозировать изменения в природе без учета данных о деятельности человека и ее влиянии на природу. Невозможно определить политику регионального развития без учета особенностей природы и населения региона. Поэтому эти вопросы требуют целостного и комплексного изучения страны в целом и ее отдельных регионов, то есть последовательного изучения их природы, населения, экономики и взаимосвязей.Модернизация российского образования в ответ на изменения в мире и обществе привела к повышению образовательных стандартов и общей культуры выпускников.Современный мир постоянно меняется и становится все сложнее, поэтому важно уметь в нем ориентироваться. Поэтому важно решить вопрос о развитии географической культуры студентов. Географическая культура позволяет рассматривать географическую среду через призму общей культуры и определяет степень духовности и меру гуманистических качеств человека, в том числе по отношению к природе и обществу.Географическая культура необходима и с экологической точки зрения: баланс природы меняется, энергия и природные ресурсы становятся дефицитными, исчезают некоторые виды животных и растений. Воздействие человека на природу усиливается (внедрение генной инженерии и т.д.), что угрожает выживанию человеческого вида.Такой подход к студенческой жизни мог бы стать основой взаимодействия человека и природы, как это представляли себе великие гуманисты: В.И. Вернадский, Д.С. Ликачев, Н.А. Рерих, А.Л. Чижевский, А. Швейцер и другие. Проблема образования в географической культуре была подробно изучена И. В. Баринов, В. П. Максаковский и др.В современном мире проблема географической культуры, географического образования подрастающего поколения и общества в целом остается актуальной, так как уровень этого образования пока еще достаточно низок.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Асмолов А.Г. Гуманитарные проблемы формирования образовательных стандартов // Диалог культур и цивилизаций в современном мире. VII Международные Лихачевские научные чтения 24-25 мая 2017 г. - СПб.: СПб ГУП, 2017.2. Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 2011. - 417 с.3. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / / Педагогика. - 2017. - № 4. - С. 11-17.4. Гвильдис Т.Ю. Культуроориентированная направленность подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации // Проблемы науки и образования / Problems of modern science and education. - М., 2015. - № 2 (32). -С. 91-93.5. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 2015. - 448 с.6. Максаковский В.П. Географическая культура. - М.: Владос, 1998.7. Михайловский О.С. Формирование географической культуры в условиях гимназического образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01- СПб., 2017. - 27 с.8. Субетто А.И. Научно-образовательное общество как основа стратегии развития образования в XXI веке: моногр. / под науч. ред. д.псих.н., д.т.н., д.пед.н., проф. В.В. Лукьянова. - СПб.: Астерион, 2015. - 190 с.9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Омега-Л., 2014. - 134 с.10. Философия культуры. Становление и развитие / под ред. М.С. Кагана. - СПб.: Лань, 2018. - 448 с.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
НОУ ВО МосТех
По моей просьбе, работа была выполнена раньше назначенного срока. Сдал на отлично, были не...
star star star star star
Московский технологический институт
Работа сдана на отлично, автор все замечания выполнил без проблем!!! Спасибо 5+
star star star star star
ЮУрГУ
Благодарю за выполненную работу! Всё сделано на высшем уровне. Рекомендую всем данного исп...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.