это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4220545
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Гештальт-терапия является одним из самых значительных терапевтических направлений, получивших свое развитие в течение последних пятидесяти лет. В настоящее время гештальт-терапия пользуется популярностью не только в США и Европе, но и множество институтов заняты практикой и преподаванием гештальт-терапии во всех концах мира: от Японии до Скандинавских стран, от России до Латинской Америки, от бывшей Югославии до Израиля. Как и в любой другой психотерапевтической практике и в гештальт-терапии есть, так называемые, ложные представления, своего рода мифа, которые искажают общую идею направления. Одно из них, и немаловажное, рассматривает гештальт-терапию как совокупность различных взаимодополняющих методов. Некоторые терапевты, включая и тех, кто заявляет о своей приверженности гештальт-терапии, присоединяются к этому движению и используют приемы гештальта наряду с целой серией самых различных приемов. Действительно, вначале популярность гештальт-терапии частично была основана на том, что некоторые ее методы очень быстро стали использоваться в различных терапевтических направлениях, однако гештальт-терапия - самостоятельное направление, которое не нуждается в подобного рода "поддержке". Другое из этих ложных представлений о гештальт-терапии касается "поверхностности" начатой работы. Делается упрек в плане "глубинности", которую очень часто рассматривают в качестве синонима "продолжительности". Гештальт-терапия действует согласно другому принципу, который не исключает продолжительности, но относится к феноменологическому процессу. Ложное представление о "поверхностности" часто сочетается с другим, которое касается "нажатия кнопки", "быстрого инсайта" или даже "гуру" этой психотерапии. Демонстрация эксперимента в течение четверти часа - это не терапия, и даже если из записей Ф. Перлза можно многое узнать, мы не должны забывать о контексте этих экспериментов и второстепенном значении этих сессий. В этих противоречивых представлениях содержится актуальность рассматриваемой темы. Представляется целесообразным обрисовать общие положения гештальт-терапии, затронув обстоятельства, исторические и теоретические истоки ее появления, обозначить некоторые из ее фундаментальных понятий, основные принципы, цели, задачи, особенности психотерапевтического процесса и методы.
1.Гештальт-терапия как творческий процесс отражение позиций разными теоретиками
Творческие методы в терапии не только и, порой, не столько часть ее – сама терапия может рассматриваться как творчество. В таком контексте можно проследить становление терапевта как творца, развитие клиента как его «второе рождение» и взросление. Но любое творчество начинается с ремесла, которое необходимо освоить. Изучить принципы гештальт-терапии, развить навыки консультирования, научиться учитывать контекст и подбирать соответствующие методы работы с клиентом, создавая творческое пространство для него.
Творческие методы в терапии используются во многих направлениях: психодрамма Морено, экспрессивная терапия Н. Роджерс, арт-терапия, методика построения скульптуры в системной семейной терапии и т.д. И, если психоанализ больше базировался на естественнонаучной методологии, то привнесение творческих методов скорее результат (и с другой стороны – характеристика) работы в рамках гуманистических направлений терапии [5].
Хотя, признать терапию творчеством каким-то новым веянием, открытием, будет кощунственно. Терапевтический эффект искусства наблюдался людьми веками, пожалуй, с незапамятных времен возникновения самого искусства. Можно даже поразмышлять, что сама потребность в терапевтическом проживании каких-то невозможностей, родила в человеке желание творить: рисовать на стенах пещер. Удивительно, что терапевтический эффект возникает не только у самого художника, творца, но и у его зрителей и слушателей.
Произведения искусства вызывают у наблюдателя вовлеченность в «историю», суть сотворенного, переживания чувств такой силы, которая способна привести к катарсису. Наблюдая картину, сцену, любуясь скульптурой, слушая музыку и пение, человек находит в себе, своей душе те чувства, потребности и осознавания, которые помогают ему сформировать целостность образа восприятия им себя и окружающего мира [4].
Таким образом, творчество становится терапией. А терапия, в конечном итоге приводит клиента к развитию творческого приспособления, предоставляя возможность для проявления всех основных принципов гештальт-терапии:
1) Непрерывность осознавания: через творческое чувствование рождаются инсайты – спонтанный поток содержания переживаний возвращает индивида к собственному опыту и отказу от бесконечных интерпретаций ситуации.
2) Принцип субъективизации высказываний: в процессе творчества ярко проявляется причастность клиента к происходящему, легче обратить внимание на то, как клиент обходится с собственной ответственностью и границами.Принцип Я и Ты: творчество помогает выстроить доверительное, открытое, спонтанное пространство для диалога, встречи двух Я.
3) Принцип «здесь и теперь»: творчество, особенно совместное творчество клиента и терапевта (например, техника совместного рисунка), помогает концентрировать внимание на происходящем, отвечая на вопрос «как это ты делаешь, как это у тебя происходит сейчас?». И этот опыт анализа в здесь и теперь клиент легче переносит в другие области своей жизни, отношений [1].
И в этом смысле возможности творческих методов в гештальт-терапии ограничены, пожалуй, только полетом фантазии терапевта и клиента. Все же для более структурированного понимания темы, попробуем составить список направлений творчества, используемых в качестве терапевтических [3].
- Рисуночная.
- Имаготерапия (терапия образами).
- Сказкотерапия (сюда же, пожалуй, можно отнести работу со сновидениями и фантазиями).
- Игровая терапия.
- Маскотерапия.
- Драматерапия.
- Фототерапия.
- Песочная терапия.
- Данс-терапия (танцевально-двигательная терапия).
- Музыкотерапия.
- Библиотерапия (терапия чтением).
- Терапия поэзией [9].
- Лепка, скульптура.
- Метафорические ассоциативные карты.
Терапевтическая составляющая использования творческих методов в гештальт-терапии основана на принципах работы с метафорой и состоит из следующих основных частей [1]:
- Прояснение фона, ощущений и чувств во время повествования о метафоре (для примера рассмотрим работу со сном: клиент рассказывает, о чем был сон, а терапевт обращает внимание на отклик клиента на сам сон и манеру рассказа);
- Работа с внешними полярностями: исследуется противоречие между реальностями (я боюсь конфликтовать, но и людей, с которыми можно поконфликтовать, чтобы почувствовать себя уверенным, около меня нет);
- Работа с внутренними полярностями (перевод внешнего проявления конфликта с конкретным человеком/людьми на внутренние потребности: хочу и не хочу быть/приближаться к этому конкретному человеку/людям). На этом этапе важно придавать каждому аспекту жесты, интонации – таким образом осознается травма, которая в свое время привела к расщеплению: человек «завис» и не может двигаться дальше.
- Работа с интеграцией, ассимиляцией: каждая полярность занимает свою «территорию», перестает «конкурировать» за главенство – становится «разрешенной» и «признает» право на существование другого полюса. Возрастает собственная витальность (энергия жизни, жизненноспособность), клиент принимает себя в более целостном образе.
Для более детального рассмотрения метода работы с полярностями, следует вспомнить о парадоксальной теории изменений: изменения в жизни клиента происходят тогда, когда он становится тем, кто он есть, а не тогда, когда он пытается быть кем-то другим [8].
Т.е. терапевтический эффект заключается в принятии в себе полярностей, создавая целостный образ своего Я (восстановление функции self).
Итак, методы работы с полярностями содержат такие элементы, как:
- Идентификация качеств, которые клиенту не нравятся, неприятны (мне не нравится моя лень);
- Озвучивание (легализация, обозначение) самой возможности существования полярности (если есть бессилие, значит, есть и сила);
- Предложение «побыть» обеими этими полярностями (представить себя на месте бессилия и силы) и составить «послание» друг другу (бессилие «говорит» силе: иногда ты должен быть слабым и бессильным, чтобы отдохнуть и набраться сил). Здесь уместно использовать технику двух стульев (на одном клиент находится в позиции одной полярности, пересаживаясь на другой – «становится» проявлением противоположности);
- Интеграция, ассимиляция полярностей: признание в себе возможности проживать «взаимоисключающие» чувства, иметь противоположные потребности, придавая этим полярностям значение, составляющее для клиента ответ на вопрос – «для чего мне это?».
Говоря о показаниях к работе с творческими методами, важным моментом будет также понимание цикла контакта и механизмов его прерывания. Если в процессе терапии клиент долго остается на стадии пре-контакта (ему сложно выделить фигуру потребности из фона переживаний), когда на стадии контакта клиенту сложно выбрать форму проявления потребности и поиска вариантов ее удовлетворения (я понимаю, что хочу, но не знаю, как это выразить или как это сделать), а во время фазы полного контакта у клиента нет возможности удовлетворить потребность (например, проживание нереализованной «встречи», близости с умершим человеком), творчество становится тем инструментом, который позволяет в наиболее полной мере допрожить, осознать и реализовать то, что было невозможным.
Безусловно, творчество может стать полезным инструментом и на фазе пост-контакта – ассимиляции, осмысления свершившегося контакта (удовлетворения потребности): когда клиенту недостаточно вербальных навыков выражения своего чувства удовлетворения или грусти от невозможности реализовать потребность желаемым способом.Т
ворческие методы работы в терапии, на мой взгляд, полезны практически при всех механизмах прерывания контакта. Так, склонность клиента к рационализации, уводящая от чувственного проживания контакта, может быть решена с помощью творческого процесса. По остальным механизмам прерывания контакта и возможности творческих методов ограничусь частичным перечислением [1]:
1) Слияние: творчество помогает выстраивать границы через наглядные физические ограничения (лист рисунка, набор цветов, музыка, собственное тело – все имеет физические границы).
2) Интроекция: в процессе творчества есть возможность «прочувствовать» свой истинный отклик на «правило», не принимать его сразу, а для начала «распробовать».
3) Проекция: собственно, работа с метафорой в основном и строится на легализации «отверженных», перенесенных на других частей личности клиента.
4) Ретрофлексия: процесс творчества создает пространство для «извлечения» (размещения) способа удовлетворения потребности из внутреннего мира клиента во внешнюю среду.
5) Дефлексия: пожалуй, даже при этом механизме прерывания контакта можно выстроить работу с творческим методом таким образом, чтобы клиент выразил само свое уклонение от контакта или, наоборот, нашел таким образом способ выразить свою потребность в прямом контакте с собой (нарисуй то, что ты избегаешь мне говорить прямо). Во втором варианте работы наиболее важной становится часть интеграции – обсуждения с клиентом того, что он нарисовал (выразил другим творческим способом) из «скрываемого».
2.Применение Гештальт-терапии при работе с подростками
Подростковый возраст – это самый трудный и сложный из всех детских периодов становления, период становления личности. Практическому психологу важно найти эффективные пути помощи подросткам пережить этот период.
Для этого необходим творческий подход в отношениях «взрослый - ребенок» и создание творческого пространства, в котором подросток может исследовать способ и форму его построения, свою роль и свое поведение, осознавать взаимосвязь этого поведения со своим поведением в жизни, пробовать использовать новый опыт в конкретной жизненной ситуации (например, разыграв ее «здесь и сейчас»). Особенно важно в подростковом возрасте развивать способность осознавать собственные границы. При этом необходимо, не лишая подростка спонтанности, научить уважать границу другого человека.
Подросток активно сопротивляется требованиям взрослых, часто становясь агрессивным, нарочито-эпатажным в проявлении себя, своих желаний, взглядов.
При этом подросток видит «наезд» на свою границу в любом замечании взрослого, и, как следствие, распространяет свои границы на окружающий мир больше, чем ему на самом деле этого хочется (если уж слушать музыку, то обязательно на полную громкость; если уж гулять, то до утра и т.д.)Задача психолога, работающего в гештальт-подходе - помочь ребенку установить реальный контакт, как со своими потребностями и чувствами, так и с окружающими его людьми. При этом, важно помнить об уважительном подходе к хорошо изученной чужой территории подростка.
Как это сделать? Благодаря свободному использованию творческих, игровых и телесных техник гештальт-терапию можно успешно использовать в оказании психологической поддержки детям и подросткам, в которой они нуждаются, когда сталкиваются со своими личными проблемами.
В подростковом возрасте более эффективны групповые формы работы, но если проблема слишком глубокая и интимная обычно вначале я работаю с подростком индивидуально, а потом предлагаю ему участие в тренинговой группе.Подростки не часто приходят к психологу с конкретным запросом. У ребят часто возникают ситуации, которые они хотят обсудить, но они в основном стремятся просто поделиться тем, что происходит в их жизни, или пожаловаться на школу и членов семьи.
В то же время, они оказываются не в состоянии глубже проникать в самих себя.В этом случае, необходимо предоставить им средства, которые позволят открывать их внутренний мир. В этом могут помочь психологу методики, основанные на методе проекции.
Т.е. ребенок рисует картинку или рассказывает историю и на первый взгляд может показаться, что они не имеют никакого отношения к самому ребенку и его жизни. Дети проецируют на других то, что чувствуют сами, но не в состоянии оказаться лицом к лицу с тем фактом, что они сами испытывают эти чувства.
То, что ребенок выражает через различные образы, может отражать его фантазии, тревоги, страх, фрустрации, отношения, обиды, желания, потребности и чувства.
Все это ценный материал, который можно использовать для работы с ребенком.
Для того, чтобы открыть путь к беседе с подростком можно предложить ему нарисовать картину своей жизни; самый счастливый день в его жизни; нарисовать мир в красках, формах, линиях; место, в котором он счастлив; образ того, как он чувствует себя в данный момент; воображаемое животное, предложить побыть этим животным и рассказать о себе историю от его имени; изобразить каракули с закрытыми глазами, с помощью движений рук в воздухе или на большом листе бумаги; выбрать любой предмет в комнате и от его имени рассказать о себе; заняться живописью с помощью пальцев, сочинением рассказов, сказок и т.д.
Исходя из того, что ребенок выразит в процессе рисования или сочинения рассказа, можно строить дальнейшую работу, используя эксперимент, проигрывание возможных ситуаций или особенностей поведения, экспериментальный диалог, обмен ролями, «пустой стул», «разговор с полярностями», «технику челноков» (похоже ли то, что происходит «здесь и сейчас», на то, что происходит в твоей жизни и т.д. Например, при работе, направленной на развитие уверенности в себе, я могу предложить подростку нарисовать, как выглядит его уверенность, рассказать о себе от ее имени, поговорить с ней, обменяться ролями, побыть ее и взять с собой что-то из этой роли.
При работе с чувствами, которые сдерживаются, я могу предложить подростку их выразить с помощью техники «пустого стула», представляя человека, которому адресованы эти чувства сидящим напротив. При этом, важно отыграть «незаконченную ситуацию», выразив чувства, которые таились в ребенке, но были слишком опасны, чтобы выйти наружу.
В групповой работе с подростками вначале лучше использовать различные игры (например, «Невербальное знакомство», «Разговор руками», «Скульптур и глина», «Скульптура настроения», «Ты будешь мной, а я тобой» и др.), которые позволят установить контакт и войти в терапевтическую ситуацию.
В ходе занятия можно применять различные психотерапевтические техники в зависимости от потребностей и реальных проблем участников группы, например:
- разыгрывание сцен, групповые игры, ("Разыграть несколько сцен из жизни", «Исполнение желание», «Семья», «Публичное выступление», «Привлечь внимание», «Преувеличенное поведение», «Разговор с противоположным полом» и т.д.);
- можно предложить участникам попробовать что-то новое в своем поведении "здесь и сейчас";
- предложить разыграть разговор с разными частями своего тела; презентовать в парах самою привлекательную и самою нелюбимую часть своего тела;
- разыграть ситуацию, которая является проблемной в жизни подростка;- построить из участников группы скульптуру «Ум, тело, чувства";
- проиграть в группе поведение, противоположное тому, которое не нравиться и т.д.
Для исследования границ - контакта у подростков я использую методику "Групповой рисунок". Я предлагаю подросткам вместе нарисовать картинку на одном листе ватмана, изображая просто разнообразные формы и цвета. Иногда возникает борьба за пространство на бумаге, и интересно наблюдать, как решается эта проблема. Уступает ли один другому, существует ли согласие, вторгается ли один на территорию другого? Можно обсудить с подростками: "Какие чувства возникают у вас, когда вас вытесняют из вашего пространства? Испытываете ли вы такого рода чувства в жизни? Чувствуете ли вы себя подобным образом дома?" и т.д.
Состояние ребенка в этот момент часто достаточно хорошо отражает его состояние в жизни.Если подросток обращается с проблемой взаимоотношений с одноклассниками (что часто говорит о нарушениях на границе - контакта), можно предложить ему нарисовать рисунок на тему: "Мое общение с одноклассниками", «Я в классе», «Я и мои одноклассники», а затем разыграть диалог между подростком и его одноклассниками, к котором у него есть гнев и обида, с целью высвобождения негативных эмоций и осознания своего повторяющегося паттерна поведения (например, агрессивной жертвы).
Затем можно предложить проиграть диалоги с одноклассниками реализуя новые стратегии поведения (ответить по-другому, не так как обычно, например с юмором и т.д.). В процессе прямых диалогов с одноклассниками ребенок получает возможность переживать чувства, касающиеся своих отношений с другими, и стратегии желаемого поведения.
При работе с нарушениями границ - контакта, можно предложить подростку пережить собственное общение с одноклассниками «здесь и сейчас», используя для этого предметы, которые будут символизировать самого подростка и его одноклассников.
Психолог может построить эксперимент по исследованию собственных границ подростка, предложив почувствовать состояние предметов на собственном опыте. Эксперимент будет направлен на осознавание контакта с внешним миром, прежде всего со своими сверстниками.В работе с неуверенностью, страхами, трудностями общения у подростков я часто использую метод коллажа. В начале работы я выявляю волнующую подростка тему и предлагаю сделать на эту тему коллаж из цветной бумаги, газет, обоев, ткани, камушек, ракушек, лоскутков, пуговиц и т.д.
Необходимо выявить наиболее дискомфортное (тревожное, страшное) место и самое комфортное (ресурсное) место для ребенка. Далее можно предложить подростку рассказать о своих чувствах и разыграть диалог между полярными чувствами (например, между страхом и уверенностью и т.д.). В конце важно обсудить с подростком переживания, поделиться мнениями, с целью интеграции контрастирующих частей «Я» подростка.Таким образом, можно сказать, что работа гештальт-терапевта будет направлена на развитие чувства «Я», что позволит подростку устанавливать хорошие контакты с окружением и людьми в этом окружении.
Список используемой литературы:
Булюбаш И. Д. Руководство по гештальт-терапии. Москва, Издательство Института психотерапии, 2004, 768 с.Вадов В., Глоток воздуха (Сказкотерапия панических расстройств). Москва, Abbott, 2015, 47 с.Воронова А. А., Арт-терапия, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2013, 253 с.Захарян И.С. В жанре клиента. – Гештальт гештальтов, 2006, 2, с.20 – 31.Захарян И.С. Психотерапия. Между наукой и искусством. — В сб.: Гештальт-терапия и консультирование, вып.2. М., МИГТиК, 2002.Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Мужские сказки: тайный шифр. Речь, Спб, 2009, 332 с.Кулакова Елена, Сказка, как творческий метод работы с семьей в гештальт-подходе. Сборник статей ВШГТ «Актуальные вопросы гештальт-терапии и профессиональной подготовки гештальт-терапевтов, 2017г.Материалы сайта https://www.b17.ru/blog/8558/, блог Коваленко Олеси, рерайт статьи Арнольда Бейсера Парадоксальная теория изменений.Немиринский О.В., О психотерапии и поэзии. Журнал практического психолога, 2009, 3, с.3 – 15.Семина И., В ожидании Любви (Сказки Эльфики). Речь, Спб, 2010, 198 с.Семина И., Ты не одна, девочка (Сказки Эльфики). Речь, Спб, 2014, 174 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!