Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Теоретические основы функционирования рынка естественной монополии

Тип Реферат
Предмет Макроэкономика

ID (номер) заказа
4226010

200 руб.

Просмотров
918
Размер файла
54.65 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение

Проблемы монополизации рынка на сегодняшний день приобрели особую актуальность. Монополии заняли доминирующее положение во многих отраслях экономики, что позволяет им диктовать свои правила, формировать ценообразование, искать пути уклонения от исполнения норм законодательства о защите конкуренции.В последние десятилетия российская экономика претерпела значительные структурные изменения. Особенно быстро эти изменения развиваются в отраслях, связанных с добычей и переработкой природных ресурсов, к которым относятся нефтяная, газовая, алюминиевая и другие области промышленности. Здесь доминирующее положение заняли новые для российской экономики холдинговые структуры, а именно вертикально интегрированные компании (ВИК), объединившие под своим контролем различные этапы производственного цикла, начиная от поиска и добычи сырья и заканчивая сбытом готовой продукции.Актуальность темы работы заключается в том, что необходимость исследования деятельности монополий на российском рынке заключается в совершенствовании мер защиты от их доминирующего положения на рынке и совершенствовании норм антимонопольного законодательства, которые бы регулировали конкретно их деятельность, сферу влияния и допустимость действий.
Целью исследования является исследование функционирования монополий в экономике современной России.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
- Исследовать теоретические основы функционирования рынка естественной монополии,
- Проанализировать рынок монополии,
- Охарактеризовать тенденций развития ПАО «Газпром» .
Объектом исследования являются естественные монополии. Предметом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе государственного регулирования естественных монополий в целях развития хозяйственной системы.
Анализ роли естественных монополий в экономике и проблем государственного регулирования их деятельности рассматривали такие ученые как: Авдашева С., Блауг. М., Гэлбрейт Дж.К., Гурьев А., Долан Э., Кибалов Е., Князева, И. Курно А., Маршалл А., Милль Дж. Ст., Радюкова Я., Смит А., Фридман М., Фишер С., Хайек Ф., Хей Д, Шаститко А., Шмалензи Р., Шумпетер Й. и другие авторы. Вопросы государственного регулирования естественных монополий рассматривались в публикациях таких ученых, как О.Ю. Абросимова,В.А. Айвазов, А.Я. Бутыркин, К.В. Варданян, В.Я. Вишневер, А.Ю. Жучков, Г.Н. Криволапов, А.А. Митрошин, В.Н. Терский, М.М. Хайкин, Н.В. Шмырова, Г.Ф. Юсупова и др.Критикой естественной монополии, как рыночной структуры, отличаются работы Т. Лоренцо и Ф. Хайека, М. Ротбарда, Д. Арментано, Г. Грея. Анализ работ этих авторов указывает на то, что в них не всегда даются ответы на вопросы, связанные с эффективным функционированием естественных монополий, которым принадлежит особая роль в российской экономике. Теоретической основой исследования являются фундаментальные работы, монографии, научные статьи российских и зарубежных ученых, внесших большой вклад в исследование хозяйственных систем, естественных монополий, экономических противоречий, теории регулирования, экономического развития, экономических интересов.
Методологической основой исследования является категориальный аппарат экономической теории, экономических интересов, институциональной теории, теории государственного регулирования, а также системный метод исследования, абстрактно-логический метод, построение группировок, метод анализа и синтеза и др.
Информационной базой исследования являются материалы, представленные в иностранной и отечественной периодической печати, в сборниках по итогам научно-практических конференций, статистические данные Федеральной службы государственной статистики в области социально-экономического развития страны, нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также Интернет-ресурсы.

Раздел 1. Теоретические основы функционирования рынка естественной монополии

1.1. История возникновения естественных монополий в России
Естественная монополия – некое хозяйственное образование, обладающее определёнными исключительными факторами, не доступными другим участникам рынка.В XIX веке бурное развитие промышленности, особенно железнодорожного строительства и тяжелой промышленности, поспособствовало монополизации российского рынка. При этом в западных странах существовало малое и среднее предпринимательство, в то время как в России оно отсутствовало.Развитие и становление монополистических образований связано с положением капиталистической монополии в финансовой системе, в промышленности и в качестве основного фактора — на транспорте. В России, как и в других капиталистических странах, ускорение развития монополизации было связано с условиями военного времени.Таким образом, уже в конце XIX века в России был запущен процесс монополизации, который в наиболее значительных отраслях хозяйства, приобрел массовый характер. В результате усиления конкурентной борьбы появляется монополизация, на основе высокой концентрации производства и централизации капитала. В период 1880 - 1900 гг. насчитывается примерно 50 соглашений монополистического характера.Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900 - 1903 гг.
Монополии постепенно охватили важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности.
В период промышленного подъема 1910 - 1914 гг. происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции, в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством.
В 40-е гг. XX в. в западной экономической науке сформировалось представление о естественных монополиях, которое прочно вошло в фундаментальные учебники по теории естественных монополий и не подвергалось сомнению на протяжении многих десятилетий. Возникновение естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с масштабом производства, - эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства.
При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы, связанные с ними. Таким образом, существование естественных монополий обусловлено наличием следующих факторов:
- Особенности технологии, обладающей положительным эффектом масштаба при любом объеме выпуска;
- Отсутствие товаров - заменителей, что вызвано уникальными свойствами товаров и услуг естественных монополий;
- Существование высоких барьеров входа в отрасль.
Данный фактор помогает сохранить конкурентные преимущества уже существующим монополистическим образованиям; Наличие инфраструктуры (производственный комплекс) и ресурсов, используемых естественными монополиями для выпуска товаров и услуг.
Само понятие естественной монополии считается известным и легальным в нашей стране с момента выхода федерального закона «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г., где были указанны правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации, направлены на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

1.2. Сущность и виды естественных монополий. 
При успехе одного из участников рыночной борьбы за счёт привилегий, либо путем лишения оппонента возможности бороться в равных условиях, конкурентная борьба теряет стимул для увеличения продуктивности работы, развитию научного-технического прогресса. В данном случае, причиной, по которой разрушается конкуренция и ее основы, и которая лишает конкурентную борьбу смысла является монополизм. Монополизм заключается в том, что отдельный субъект рыночной экономики занимает доминирующее положение на рынке товаров и услуг. Этот субъект предлагает для рынка новый, специфический товар, который является единственным производителем продукта и контролирует весь рынок. В такой ситуации монополист не дает возможности возможным конкурентам участвовать в производстве и сбыте таких же, или аналогичных товаров и услуг.
Таким образом человек, либо предприятие, либо регион получает выгодные условия торговли, в результате неспособности других экономических субъектов участвовать в конкурентной борьбе, а соответственно является полным монополистом. Рынок несовершенной конкуренции отличается от рынка совершенной тем, что продавцы способны влиять на рыночную цену. К такому виду рынков относится монополия и монопсония, олигополия и монополистическая конкуренция. Отсюда следует, что монополия – это тип рыночной структуры, при которой существует одна фирма, являющаяся единственным производителем продукта и контролирующая весь рынок, и множество потребителей. Слово «монополия» берет свое начало из греческого языка: «монос» – один и «полео» - продаю.
1. На рынке имеется один производитель, производящий данный товар. Из этого следует, что действия предприятия сказываются на действии отрасли в целом.
2. Такой продукт выпускается только данным предприятием, т.е. является уникальным. Потребители либо приобретают его, либо существуют без него.
3. Предприятие-монополист влияет на рыночную цену. Кривая спроса в таком случае имеет отрицательный наклон. Поэтому монополист находится в поисках той цены, которая обеспечит его максимальной прибылью. Но это не значит, что субъект монополии вправе выставлять сколько угодно высокую цену, ведь если цена на его товар будет превышать себестоимость в 1000 раз, то его просто никто не сможет покупать, что приведёт к разорению фирмы.
4. Вход на рынок затруднён из-за существующих барьеров (Юридические, экономические, технические)
5. Ограниченный доступ к информации. К примеру, фирма владеет собственной технологией производства и поддерживает сохранения секрета данной технологии. Как и конкуренция, монополия имеет свою разновидность.Отрасль можно назвать естественной монополией, когда производство любого объёма продукции одним предприятием выходит дешевле, чем производство этого же объёма двумя или более предприятиями. Главной причиной, по которой существует данный вид монополии, была и остаётся экономия от масштаба производства (Центральное водоснабжение, газоснабжение и.т.д.).
К такому типу монополий в России относят компанию «Газпром», РАО ЕЭС, РЖД и.т.д. Если бы данные отрасли участвовали в конкурентной борьбе, то они несли бы убытки. Главный плюс естественной монополии заключается в минимизации издержек в отрасли и получение положительной экономической прибыли. С таким видом монополий тесно связанны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.

2. Закрытая монополия. Высшие органы большинства стран для преодоления темпов развития научно-технического прогресса обеспечивают производителям права на временные монополии. Происходит это благодаря предоставлению патентов и лицензий (За пример можно взять право на телевещание)
3. Открытая монополия. Обладателями такого статуса являются те производители, которые впервые вышли на рынок с новым, уникальным товаром. Но через некоторое время у такого предприятия появляются конкуренты и монополия переходит в олигополию Современная теория выделяет три типа монополий:
1) монополия отдельного предприятия;
2) монополия как соглашение;
3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта. Обрести статус монополии с помощью первого пункта достаточно тяжело, о чем говорит факт малого количества таких фирм. Но такой путь достижения монополии самый «честный», потому что предприятие наращивает эффективность производства, достижения преимущества перед соперниками. Наиболее легким и популярным является путь соглашения между крупными предприятиями. Это позволяет производителям смоделировать ситуацию, когда рынок лишается ценовой конкуренции, а соответственно конкуренции, в результате чего потребитель не имеет альтернативы.
2 Существует четыре основных форм монополистических объединений. В данной ситуации фирмы-монополисты подчиняют все сферы общественного воспроизводства – от производства до потребления. В результате подчинения этих сфер, возникают основные форма монополистических объединений – картели и синдикаты.
[5] Картель – это соглашения между предприятиями одной и той же отрасли производства об объемах продаж, ценах, рынках. Контролирование такой монополии, в большинстве случаев, происходит через квоты и определение областей сбыта.
Синдикат является объединением нескольких предприятий, характеризующимся тем, что распределение заказов, покупка сырья, реализация товара осуществляется через одну сбытовую организацию. Участники синдиката сохраняют производственную независимость, но теряют коммерческую свободу действий.
Трест – объединение, в котором участники лишаются самостоятельного управления производственной и коммерческой сферами. Руководство трестом производится из отдельного, специально созданного единого центра. Прибыль, которую приносит такая форма объединения, распределяется между участниками в соответствии с их долевым вложением.
Концерн – одна из сложных форм монополистических объединений. Как правило, он включает в себя объединение фирм разнообразных отраслей промышленности, транспорта, торговли. Отличительной чертой концерна является жесткий внутрифинансовый контроль, а также полная хозяйственная самостоятельность предприятий. Как уже было отмечено выше, естественная монополия существует, когда эффект ее масштаба настолько велик, что одна фирма может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем имел бы ряд конкурирующих фирм.
Такие условия характерны, например, для предприятий общественного пользования. В этих случаях эффект масштаба в производстве и распределении продукта настолько велик, что для получения низких издержек на единицу продукции и низкой цены необходима крупномасштабная деятельность. Если бы рынок был поделен между многими производителями, то эффект масштаба производства не был бы достигнут, издержки на единицу продукции были бы высоки и потребовались бы высокие цены, чтобы покрыть эти издержки.Согласно теории, состояние отраслевого рынка может быть отнесено к сфере естественной монополии тогда и только тогда, когда для любых допустимых объемов выпусков, на которые имеются спрос, величина совокупных издержек, рассчитываемая при оптимальных режимах использования ресурсов, минимальна при отраслевой структуре, состоящей из одной единственной фирмы.
Виды естественных монополий:
- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
- транспортировка газа по трубопроводам;
- услуги по передаче электрической и тепловой энергиижелезнодорожные перевозки;
- услуги транспортных терминалов, портом, аэропортов;
- услуги общедоступной почтовой связи.
Наряду с отмеченными положительными качествами у естественных монополий есть и крайне опасная обратная сторона - возможность господствовать в соответствующих рыночных отношениях, устанавливать свою безраздельную диктатуру рыночной власти. Ограничение произвола естественных монополий достигается в основном двумя путями: установлением в сферах естественных монополий государственной собственности и государственным регулированием.

Раздел 2. Методика анализа рынка монополии
2.1. Анализ степени концентрации российских отраслевых рынков
В реальной экономике практически на каждом рынке существуют фирмы, обладающие рыночной властью – способностью своим объемом выпуска влиять на рыночную цену в собственных интересах. Такие рынки называют несовершенно конкурентными.
Выделяют три основные структуры рынка несовершенной конкуренции [5]: монополия (рыночная структура с единственным продавцом товара, не имеющего близких заменителей, для других продавцов вход на данный рынок закрыт), олигополия (рыночная структура с небольшим числом продавцов, конкурирующих между собой, появление новых продавцов затруднено или невозможно), монополистическая конкуренция (много продавцов, но с дифференцированным продуктом).
Одной из основных характеристик структуры рынка является рыночная (экономическая) концентрация. Концентрация рынка определяется наличием или отсутствием лидирующих продавцов на рынке, контролирующих значительную его долю, диктующих правила, обладающих рыночной властью. Высокая концентрация создает благоприятные условия для возникновения монополии, угрожает нормальному функционированию рыночного механизма, ограничивает конкуренцию. Поэтому анализ концентрации отраслевых рынков является одной из наиболее важных и актуальных задач при проведении антимонопольной политики.
Для определения степени концентрации рынка в мировой практике применяют такие количественные показатели, как число фирм на рынке, пороговая доля рынка, индекс концентрации, индекс Херфиндаля- Хиршмана, индекс Холла-Тайдмана, индекс Ханна-Кея, индекс энтропии, индекс Линда и другие. Чем выше уровень концентрации в отрасли, тем сложнее войти в ее состав новым фирмам, тем выше рыночная власть действующих в ней фирм. Существуют четкие критерии, в соответствии с которыми по количественным значениям показателей концентрации можно дать оценку рыночной структуре и установить факт наличия монополии. Индекс концентрации (CR или concentration ratio). Характеризует процентную долю нескольких крупнейших на рынке фирм и рассчитывается в процентах. Для n фирм индекс концентрации рассчитывается по формуле: 𝐶𝑅𝑛 = ∑𝑘𝑖 𝑛 𝑖=1 , где ki – доля i-й крупнейшей фирмы в отрасли в %. Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI или Herfindahl–Hirschman Index).Данный индекс характеризует распределение рыночной власти между фирмами в отрасли. Официально используется в США с 1982 года. Индекс HHI рассчитывается по формуле: 𝐻𝐻𝐼 = ∑𝑘𝑖 2 ,𝑛 𝑖=1 где ki – доля i-й фирмы в отрасли, %; n – количество фирм в отрасли. Значения индекса CR принадлежат отрезку [0;1], HHI – от 0 до 10000. В обоих случаю нулю соответствует случай чистой конкуренции, максимуму – чистая монополия. В российской антимонопольной практике используются индексы 𝐶𝑅3 и 𝐻𝐻𝐼. При этом, если CR3 < 45% и HHI < 1000, то отрасль считается низко концентрированной, если 45% < CR3 < 70% и 1000 < HHI < 2000 – умеренно концентрированной, и, если CR3 > 70% и HHI > 2000 – высоко концентрированной (законом предусмотрены и исключения). Говоря о конкретных рынках, следует отметить, что большинство из них олигополии или рынки монополистической конкуренции в следствие проведения государствами антимонопольной политики и наличии товаров-заменителей, что не позволяет фирме стать чистым монополистом и получать наибольшую экономическую прибыль.
В России одной из самых концентрированных обычно считается нефтегазовая отрасль. На основании данных из «Рейтинга РБК 500» и, признав влияние не вошедших в список фирм на ситуацию в отрасли незначительным, можно найти валовую выручку отрасли:𝑇𝑅общ. = 5966 + 4744 + 4134 + 1006 + 818 +580 + 537 + + ⋯ +19 + 18 + 18+ 17 = 21396 млрд руб.При этом рыночная доля самой маленькой фирмы для данного сектора составит: Рын. доля = 17 21396 ∗ 100% = 0,079%. Очевидно, что при добавлении меньших игроков влияние на величину индекса HHI будет незначительным. Индексы CR для одной, двух и трёх крупнейших фирм отрасли составят в этом случае 27,88%, 50,06% и 69,38% соответственно. Следовательно, можно сделать вывод об умеренной степени концентрации в отрасли (существует три крупнейшие фирмы, контролирующие почти 70% рынка). Расчёт индекса HHI даёт следующий результат: 𝐻𝐻𝐼 = ∑𝑘𝑖 2 52 𝑖=1 = [( 5966 21396) 2 + ( 4744 21396) 2 +( 4134 21396) 2 + ⋯ + ( 17 21396) 2 ] ∗ ∗ 10000 = 78133640 457788816 ∗ 10000 = 1706,76. Учитывая оба индекса, отрасль следует признать умеренно концентрированной. При этом данный рынок с точки зрения экономической теории будет являться олигополией с тремя доминирующими фирмами («Газпром», «ЛУКОЙЛ» и «Роснефть»). Для ПАО «Газпром» также есть данные по уровню концентрации отрасли по добыче газа: согласно официальному сайту компании [2] их доля составляет 66%, то есть CR1=0,66 (а так как запасы газа у компании составляют 72% от общероссийских, этот индекс может увеличиться через несколько лет), и данный рынок будет являться уже высокомонополизированным2.2. Методы регулирования естественных монополий
1. Ценовое регулирование(метод предельных издержек (государство контролирует, чтобы цена, установленная монополистом, равнялась предельным издержкам); метод средних издержек (цена должна быть равна средним издержкам); метод установления потолка цен), субсидирование естественных монополий (метод ценовой дискриминации, когда одни потребители получают продукты по более низким ценам за счѐт других, которые платят больше).
2. Неценовое регулирование. Предварительный контроль (обязательное представление ходатайства о согласии на совершение каких-либо сделок, также представление другой необходимой информации в соответствующие органы). Последующий контроль (обязательное оповещение органа регулирования естественной монополии о действиях, совершаемых над субъектом монополии). Далее целесообразно раскрыть важный вопрос такой, как заморозка тарифов естественных монополий, но она не коснется населения, а распространится только на промышленные предприятия. Между тем сейчас именно естественные монополии остаются главным генератором инвестиций. Поэтому намерения властей помочь с помощью заморозки тарифов бизнесу могут обернуться прямо противоположным результатом. Такая ситуация может привести к еще большему сворачиванию деловой активности в результате падения инвестиций в основной капитал со стороны естественных монополий, а потом к скачкообразному росту цен и тарифов, когда начнется разморозка. При этом выбор метода регулирования естественных монополий осуществляет сам регулирующий орган и осуществляет применительно к конкретному субъекту естественной монополии на основе анализа его деятельности, где учитывается стимулирующая роль указанных методов в повышении качества производимых товаров и в удовлетворении спроса на них, а также оценивается обоснованность затрат. Во внимание принимаются: издержки производства (реализации) товаров; налоги и другие платежи; стоимость основных производственных средств, потребности в инвестициях, необходимых для их воспроизводства, и амортизационные отчисления; прогнозируемая прибыль от возможной реализации товаров по различным ценам (тарифам); удаленность различных групп потребителей от места производства товаров и т.д. Главным регулятивным органом в России является Федеральная энергетическая комиссия (далее - ФЭК), спектр полномочий которой достаточно широк. Среди регулируемых комиссией естественных монополий -электроэнергетика, газовая промышленность, железнодорожный транспорт, трубопроводный транспорт и нефтепродукты, а также морские, речные терминалы, аэропорты и порты. Реализуя свои полномочия, ФЭК старается достичь главных целей, как единый тарифный орган, применяя следующие методы. Это, прежде всего, достижение баланса экономических интересов, регулируемых организаций потребителей, их товаров и услуг, осуществление антиинфляционного регулирования цен и тарифов, проведение единой ценовой политики в отношении субъектов естественных монополий. Согласно Федеральному закону «О естественных монополиях» в России действует также Положение о Реестре субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль.
В данный Реестр включаются хозяйствующие субъекты естественных монополий, которые заняты производством или реализацией товаров в условиях естественной монополии, в том числе транспортировкой газа по трубопроводам, транспортировкой нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам . Правовое регулирование не должно быть направлено только на установление цен и тарифов и не должно сводиться лишь к контролю за деятельностью естественных монополий. Это при том, что инструмент регулирования тарифов приобретает все большую роль в макроэкономической политике государства, поскольку наблюдается тенденция усиления влияния тарифов естественных монополий на общий уровень инфляции. Для оптимизации регулирования естественных монополий, для оздоровления экономики необходимо, в первую очередь совершенствование законодательной базы регулирования деятельности естественных монополий, как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях, а также совершенствование деятельности контролирующих органов.
При этом хочется отметить, что естественные монополии в России имеют одну важную особенность – они играют огромную роль в экономике государства, фактически являясь основными источниками доходов в федеральный и региональные бюджеты. Исходя из этого, подход к регулированию сфер их деятельности приобретает специфический характер. Государству необходимо не только четко определить границы и установить правила поведения на рынке компаний естественных монополий, но и сформировать максимально благоприятный инвестиционный климат в этих отраслях экономики. В некоторых предприятиях доля государственного участия, а именно контрольный пакет акций – принадлежит Российской Федерации, что рождает ситуацию, когда деятельность монополий во многом отражает интересы государства, которые нередко расходятся с интересами других участников рынка, и не способствует развитию честной и свободной конкуренции 9.Раздел 3. Расчет и описание тенденций ПАО «Газпром»

3.1 Анализ деятельности монополий в России
ПАО «Газпром» – крупная и хорошо управляемая компания, чья эффективная деятельность повышает конкурентоспособность России в международном разделении труда. Эффективное функционирование и развитие газового комплекса способствуют социально-экономическому развитию российских регионов, стимулируют развитие отраслей промышленности, энергетики и транспорта, а также обеспечивают решение актуальных внешнеэкономических и геополитических задач. Укрупнение собственности и создание стратегических объединений способствуют оптимизации технологической и пространственной структуры бизнеса, аккумулированию и привлечению крупных инвестиций в проекты освоения месторождений, а также даёт возможность более эффективно влиять на глобальную конъюнктуру. На внутреннем рынке газа в России в последние годы повышается уровень конкуренции между Группой «Газпром» и НПГ. Конкурентная борьба происходит на фоне замедляющихся темпов роста экономики и спроса на газ на внутреннем рынке, при ужесточившихся требованиях по уровню утилизации попутного нефтяного газа для нефтяных компаний (давление со стороны предложения).
Также в последние годы наблюдается достаточно интенсивный рост регулируемых оптовых цен на газ для группы «Газпром» (НПГ могут назначать цены ниже регулируемых). В целях дальнейшего развития конкурентного рынка газа в России ставятся вопросы о создании равных условий для Группы «Газпром» и независимых поставщиков газа в сфере услуг по транспортировке газа по магистральным сетям в рамках ЕСГ России. Это достаточно важный этап, который позволит гармонично совершить запланированный переход от регулирования оптовых цен на газ к регулированию тарифов на услуги по его транспортировке (в соответствии с действующим законодательством переход должен произойти к 2018 году). При этом необходимо учитывать, что все изменения в регулировании газотранспортного сегмента не должны повлиять на надежность функционирования ЕСГ России – по причине высокой значимости поставок газа для экономики и населения России.
Услуги по транспортировке газа в России относятся к естественно-монопольному виду деятельности, который регулируется государством. Как и у любой естественно-монопольной сферы, при транспортировке газа в той или иной степени наблюдается комплекс типовых проблем в регулировании, которые можно разделить на две укрупненные группы – проблемы тарификации и проблемы допуска независимых компаний к инфраструктуре.В настоящее время осуществляется регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа для независимых организаций по магистральным газопроводам ОАО «Газпром» (в соответствии с разработанной ФСТ России методикой). Тарифы для организаций группы «Газпром» назначаются внутри компании и не регулируются [2].
В последние годы тариф на транспортировку газа возрастал, хотя в 2011-2013 годах темпы его повышения были ниже темпов роста цен на газ для промышленных потребителей, что стало одним из значимых факторов расширения добычи газа НПГ (рис. 2.1). Сравнение динамики цен на газ и тарифов на транспортировку является важным фактором, влияющим на состояние конкурентной среды по причине того, что доля тарифа на транспортировку газа в структуре цены на газ достигает около трети.В данном случае актуальность сохраняют два ключевых вопроса. Во-первых, необходимость повышения прозрачности регулируемой деятельности Группы «Газпром». В настоящее время требования по обеспечению прозрачности деятельности естественных монополий в газовой отрасли регулируются целым рядом нормативных актов, но НПГ заявляют о непрозрачной системе формирования тарифов на услуги по транспортировке газа по трубопроводам. Публикуемые данные по затратам, включаемым в наименьшую выручку, на которой основано формирование тарифа, являются чрезмерно агрегированными, на их основе практически невозможно сформировать позицию об обоснованности затрат естественной монополии. При этом для достижения оптимального уровня прозрачности стоит искать баланс между оправданным раскрытием информации и сохранением коммерческой тайны Группы «Газпром» (раскрытие информации может повлиять на деятельность конкурентных сегментов).Во-вторых, решения требует проблема выравнивания регулируемых и внутрикорпоративных тарифов Группы «Газпром» на услуги по транспортировке по магистральным газопроводам. Действительно, единый тариф достаточно важен для соблюдения правил честной конкуренции между различными производителями газа в России. При этом, по мнению НПГ и ряда ФОИВ, внутрикорпоративный тариф для Группы «Газпром» в среднем ниже, чем для НПГ (но это не означает, что данная тенденция наблюдается для любого направления транспортировки). Внедрение единого тарифа не должно негативно повлиять на положение отдельных потребителей ОАО «Газпром» и привести к значительному росту цен на услуги по транспортировке. Также многими экспертами отмечается, что для выравнивания тарифов потребуется существенно изменить действующую систему регулирования. Предстоит сделать выбор новой системы: например, осуществлять регулирование тарифов отдельных дочерних обществ Группы «Газпром» (сейчас тариф задается для компании в целом), что может нарушить целостность развития ЕСГ России. Другим вариантом является отделение компании по транспортировке газа от других видов деятельности Группы «Газпром» (здесь стоит оценить, какой эффект будет превалировать – от сохранения вертикальной интеграции или от повышения уровня конкуренции за счет разделения).В настоящее время не наблюдается большой проблемы доступа НПГ к магистральным сетям, что связано с перераспределением долей по добыче от Группы «Газпром» к НПГ, а также в связи с сокращением объемов центрально-азиатского газа в ГТС – примерно в два раза с 2007 года (высвобождение мощностей).
Однако в настоящее время происходит согласование обновленного проекта правил недискриминационного доступа к газотранспортной системе «Газпрома» для НПГ; данные правила упорядочат вопросы гарантированного допуска всех производителей к сетям, что должно способствовать улучшению конкурентной среды.В связи с ростом доли НПГ на газовом рынке увеличивается и уровень проблемы доступа к услугам ПХГ на недискриминационных условиях. Сейчас в России Группа «Газпром» обладает монопольным правом на сооружение и эксплуатацию подземных хранилищ газа. Система ПХГ является неотъемлемой частью ЕСГ России, а также по всем формальным признакам подпадает под определение естественной монополии. При этом доступ независимых производителей газа к ПХГ осуществляется с разрешения «Газпрома» и на условиях (объем, тариф, время), определяемых компанией в одностороннем порядке. По некоторым оценкам, цена на хранение газа в ПХГ для дочерних структур «Газпрома» ниже цены, устанавливаемой компанией для НПГ (например, ФАС России оценивает разницу в 35% в 2013 году). Возможные проблемы с допуском к ПХГ могут привести к ограниченности возможных маневров по поставкам газа среди НПГ, что также снижает уровень конкуренции.В настоящее время рассматриваются варианты по установлению на государственном уровне единых правил доступа к ПХГ, которые могут сопровождаться как введением регулирования тарифов, так и сохранением текущей ситуации (например, в странах Европы примерно одинаково распространены обе модели). При этом рассматривается вариант, при котором НПГ разрешат строить свои ПХГ; однако, по оценкам компаний, данная мера кардинально не решит сложившихся проблем (капитальные затраты на строительство ПХГ достаточно высоки; НПГ не нуждаются в строительстве крупных мощностей, а небольшие ПХГ могут быть неэффективными по причине отсутствия экономии на масштабе).
До осуществления реформ, фактически начавшихся в середине 2000-х годов, газотранспортный комплекс в европейских странах функционировал по различным схемам, но принципы его устройства были примерно общими. Если рассматривать рынок газа в продуктовых границах одного вида топлива, без учета возможности межтопливного замещения, то эти компании можно было считать монополиями (естественными) в пределах их газотранспортной сети, которая часто имела общенациональный масштаб. Впрочем, в Германии это было не так; там подобных газовых компаний – оптовых продавцов – было несколько. Однако на практике они избегали конкуренции между собой, имели тесные неформальные связи и некоторую степень аффилированности в рамках акционерного капитала, не говоря уже о связях между оптовыми продавцами и их клиентами – распределительными компаниями и крупными потребителями. Так что продажи в «чужом» регионе были скорее редкостью [14].
Эта ситуация не позволяла говорить о реальной интеграции газового рынка, даже несмотря на наличие трансграничной инфраструктуры и формальную свободу торговли.Недостаточная интеграция газовых рынков, по мнению европейских регуляторов, приводила и до сих пор приводит к потерям благосостояния.В 2021 году ПАО «Газпром» вышло на новый уровень поставок газа в Китай по «восточному» маршруту — газопроводу «Сила Сибири», как и было предусмотрено двусторонним долгосрочным контрактом. Китайские партнеры убедились в надежности Компании как поставщика, особенно за последний осенне-зимний период, и в начале февраля 2022 года был подписан второй долгосрочный контракт — на экспорт по дальневосточному маршруту. Суммарный объем поставок вырастет до 48 миллиардов кубометров ежегодно. С учетом российского газопровода «Сила Сибири — 2» и его продолжения через Монголию — газопровода «Союз Восток» — экспорт газа в Китай может быть увеличен еще на 50 миллиардов кубометров в год.Другой важный сегмент бизнеса Газпрома — переработка компонентов природного газа в востребованную в газохимической и других отраслях продукцию. В 2021 году состоялся пуск в работу Амурского газоперерабатывающего завода и началось строительство Комплекса по переработке этансодержащего газа на побережье Балтийского моря.
Эти предприятия входят в число крупнейших в мире и приоритетных для диверсификации бизнеса Компании.Динамично развиваются нефтяное и электроэнергетическое направления деятельности Газпрома. Знаменательным событием в отчетном году стало достижение ПАО «Газпром нефть» стратегического целевого ориентира в добыче углеводородов — она превысила 100 миллионов тонн нефтяного эквивалента. Рост показателей по выработке электроэнергии и тепла продемонстрировало ООО «Газпром энергохолдинг», при этом отпуск тепловой энергии в отчетном году был рекордным.ПАО «Газпром» продолжит использовать все возможности и конкурентные преимущества для достижения поставленных целей, сохраняя ориентир на высокий уровень социальной ответственности. Газпром работает в интересах благополучия общества и энергетической безопасности России.

3.2 Проблемы функционирования естественных монополий в РФ
Ни для кого не секрет, что термин «монополия» для большинства людей имеет негативную окраску. На ум сразу приходит вытеснение конкурентов с рынка, создание барьеров на пути новых производителей, ценовое давление на потребителей и поставщиков, в отдельных случаях – попытки давления на государство. В свою очередь, существование естественной монополии экономически обосновано: удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее тогда, когда отсутствует конкуренция (в основном это объясняется эффектом масштаба). Однако, несмотря на это, естественные монополии имеют ряд проблем функционирования. В России таких проблем несколько.
Во-первых, это отсутствие долгосрочной предсказуемости и комплексности регулирования. В основе действующей модели регулирования естественных монополий лежит принцип децентрализации. Сегодня ответственность и полномочия по регулированию распределены между федеральным центром, региональными органами власти и самими субъектами регулирования – естественными монополиями. Федеральная антимонопольная служба (ФАС), реализуя тарифную политику, задает ориентиры (предельные коридоры тарифов и методики расчета) для определения тарифов регионами и естественными монополиями.
Во-вторых, нечеткость ответственности органов власти за результаты регулирования. К отсутствию надлежащих результатов регулирования приводит, в том числе, пересечение зон ответственности или недостаточно четкое определение критериев эффективности регулирующих органов (ФАС, федеральных отраслевых министерств, региональных властей) в следующих функциональных сферах:
–контроль за инвестиционными расходами естественных монополий;
–обеспечение качества, надежности и доступности услуг естественных монополий;
–обеспечение недискриминационного доступа к инфраструктуре и услугам естественных монополий;
–обеспечение поведенческих правил для участников рынков инфраструктурных отраслей;
–развитие конкуренции в инфраструктурных и смежных отраслях;
–регулирование скорости открытия естественно-монопольных рынков (выделения конкурентных сегментов);
–координация развития инфраструктурных отраслей.
Существенной проблемой является наличие внутри отраслевых министерств конфликта целей между наращиванием капитализации естественных монополий и защитой интересов потребителей и конкуренции в отраслях.
В-третьих, несогласованность с региональным развитием. Последствия несогласованной политики на федеральном уровне негативно сказываются на региональном уровне. У регионов нет стимулов для разработки реальных долгосрочных стратегий развития. В числе причин – несогласованность тарифного и инвестиционного планирования, слабая координация в процессе развития инфраструктурных отраслей, необходимость участия в решении краткосрочных задач, поставленных федеральным центром. В результате этих процессов текущая модель регулирования обладает существенным недостатком – она не способна быстро адаптироваться к изменениям внешней среды (включая макроэкономическую динамику, развитие регулируемых и смежных рынков).
Проблемы современных монополий в большей мере определены тем, что современные резервы экономических ресурсов регулярно уменьшаются или весьма неравномерно распределены.Три момента снижающие экономическую эффективность экономики при усилении власти монополий:
1) Объем монополистического производства, максимизирующий доход отечественного монополиста, ниже, а стоимость – выше, чем в условиях совершенной конкуренции.
2) Почти постоянно являясь единственным продавцом на рынке, российские монополисты не пытаются и не желают кардинально снижать издержки производства, не устремляются проводить НИОКР. Монопольные цены противоречат рыночным. Тенденции к повышению цен у монополий не снижаются даже, если у остальных участников отрасли цены опускаются.
3) Барьеры для вхождения новых отечественных компаний в монополизированные и коррупционные отрасли экономики и кроме того огромные силы и материальные средства, которые отечественные монополисты каждый год тратят на сохранение и усиление собственной монопольной власти, оказывают удерживающее воздействие на рост экономической эффективности экономики.
Для того чтобы предотвратить проявление некоторых отрицательных факторов монополий, российское правительство вынуждено проводить антимонопольную политику. Концепция антимонопольно-конкурентной политической деятельности в нашем государстве должна быть призвана обеспечить отход от позиции «регулирования с целью регулирования» и направлена на «регулирование ради процветания и развития экономики».выводыКонкурентная борьба является неотъемлемой категорией в экономике, основным элементом рыночного механизма хозяйствования, поэтому, для лучшего её понимания необходимо рассматривать и изучать ее со всех сторон. За последнее время наблюдается рост и усиление конкурентной борьбы. Это связывается с грамотным подход стран к антимонопольной политики. Конкуренция неотъемлема от монополии. Монополия представляет собой высшую форму несовершенной конкуренции, и наиболее устойчивую. Большинство монополий создаются за счёт объединения мелких фирм, и чем больше таких объединений, тем менее развивается рынок, так как возникают трудности при вхождении на него. Монополия обладает большим количеством средств для научно-технического прогресса, но в то же время тормозит его. Монополистические объединения менее эффективны, чем совершенная конкуренция, т.к. производят меньше продукции и продают ее, чаще всего, по искусственно завышенным ценам. Рынок неизбежно стремится к монополизации, так как для эффективного функционирования производителям требуется установление контроля над рынком.
Антимонопольная политика призвана создавать условия для повышения конкурентоспособности отечественного производителя и экономики в целом. Эффективность антимонопольной политики определяется качеством развития национального рынка. Монополией называется абсолютное доминирование на рынке, когда один производитель товаров или услуг обеспечивает подавляющую часть спроса.Разграничение монополий носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий.
Государство, используя механизм власти, предпринимает меры по поддержанию в экономике предпочтений конкуренции и создания положения, невыгодного для монополистического поведения. Оно оказывает помощь предприятиям, которые выпускают продукцию, заменяющую товары монополизированного производства, стимулирует создание предприятий-конкурентов, способствует расширению ассортимента товаров и росту их конкурентоспособности.ОАО «Газпром» — глобальная энергетическая компания. Основные направления деятельности — геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа, газового конденсата и нефти, реализация газа в качестве моторного топлива, а также производство и сбыт тепло- и электроэнергии. Стратегической целью является становление ОАО «Газпром» как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством диверсификации рынков сбыта, обеспечения надежности поставок, роста эффективности деятельности, использования научно-технического потенциала.
В России Группа Газпром сталкивается с конкуренцией со стороны других производителей газа, крупнейшими из которых являются ОАО «НОВАТЭК», Группа ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «ЛУКОЙЛ».Вместе с тем в ряде регионов Центрального и Южного федеральных округов в связи с их удаленностью от мест добычи поставки газа независимых производителей не осуществляются.При этом ОАО «Газпром» и его дочерние общества в соответствии с Федеральным законом «О газоснабжении в Российской Федерации» отвечают за бесперебойное и безаварийное снабжение всех российских потребителей, независимо от их географического положения и отраслевой принадлежности.На выбор стратегии «Газпрома» в части объёма производства действуют сильные «нерыночные» факторы, искажающие его решения в одну и ту же – экспансионистскую – сторону. Это влечёт неоптимальное размещение ресурсов между отраслями, снижает ВВП. Именно констатация искажающих факторов является ответом на вопрос об экспансионистской стратегии «Газпрома» с экономической, а не маркетинговой точки зрения.
В рамках государственного регулирования газовой отрасли, важно дать её руководителям народнохозяйственно оптимальные стимулы, а не принимать непосредственное участие в чисто маркетинговом анализе, который должен оставаться внутренним делом «Газпрома».Газпром нацелен на поддержание своего лидирующего положения в глобальной газовой отрасли в долгосрочной перспективе.В Правительство Российской Федерации направлено предложение предоставить ОАО «Газпром» возможность в отдельных случаях и в отдельных регионах реализовывать газ не по жестко фиксированным ценам, а в пределах диапазона с определяемыми предельными уровнями. Переход к формированию внутренних цен на газ на основе рыночных принципов будет способствовать созданию условий, при которых внутренний рынок газа станет реальным источником для устойчивого развития газовой отрасли, смежных отраслей, повышения энергетической эффективности национальной экономики в целом.

Библиографический список
Басовский Л.Е. Микроэкономика: Учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 224 c. Газпром : официальный сайт. М., 2017–2022. URL: http://www.gazprom.ru/about (дата обращения: 01.09.2022). Иванова Ю.Н. Методы конкурентной борьбы российских предприятий // Проблемы современной экономики. – 2010. – №1 (33). Колосов А. В. Институциональная экономика. – М. – Гриф УМО ВО. – 2019 год. – 384 с.Конкуренция и конкурентоспособность : учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. – Екатеринбург : Изд-во Урал ун-та, 2014. – 194, [2] с.Кучуков Р.А. Государственное регулирование национальной экономики в современной России. – М. – АСА – 2013 год. – 412с.Ладыга А.И. Недобросовестная конкуренция как стратегический детерминант конкурентной среды российских промышленных предприятий // Общество и право. – 2011. – №1 (33)Маховикова Г.А. Микроэкономика: учебник и практикум для академического бакалавриата. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2018. О защите конкуренции : федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ: (в ред. от 29.07.2017 №279-ФЗ) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Розанова Н.М. Микроэкономика : руководство для будущих профессионалов : учебник для академического бакалавриата : в 2 т. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2017. Т. 2. 414 с.Сидоров В.А. Экономическая теория. – Майкоп – ЭлИт – 2014 год. – 400 с.Экономическая теория (политэкономия): учебник / под ред. Г.П. Журавлевой. – 5-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 864 с.Экономическая теория: учеб. пособие / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. – СПб.: Питер, 2012. – 534 с.Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. – М.: Гном-Пресс, 2011. – 324 с.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
141189
рейтинг
icon
3059
работ сдано
icon
1328
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
139048
рейтинг
icon
5844
работ сдано
icon
2645
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
93478
рейтинг
icon
2014
работ сдано
icon
1263
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
52 314 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
рггу
все выполнено качественно, даже раньше срока, что является огромным плюсом!!
star star star star star
РАНХиГС
Юлия - молодец! Работа сделана досрочно, подход к работе понравился, респект 👍
star star star star star
ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации"
Исполнитель к работе подошел по творческому, работа понравилась, спасибо)
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Задачи на построение

Решение задач, Высшая математика

Срок сдачи к 16 мая

только что

Необходимо выполнить кейс из файла, вариант № 1

Другое, Политология

Срок сдачи к 18 мая

только что

Процесс исследования целей , задач и функций организации, на примере музыкального театра

Контрольная, методы исследования в менеджменте

Срок сдачи к 18 мая

1 минуту назад
1 минуту назад
2 минуты назад

Исследования напряженно деформированное состояние...

Диплом, Исследование напряжено деформированное состояние тоннеля

Срок сдачи к 27 мая

3 минуты назад

Написание магистерской диссертации на 80 страниц текста или написание...

Диплом, международные отношения

Срок сдачи к 20 мая

3 минуты назад

Разработка концепции нового товара и ее проверка на примере музыкального театра

Контрольная, маркетинг в инновационном предпринимательстве

Срок сдачи к 18 мая

3 минуты назад

Влияние факторов риска на развитие сахарного диабета 2 типа

Курсовая, сестринское дело

Срок сдачи к 20 мая

4 минуты назад

Строительная механика

Решение задач, Строительная механика

Срок сдачи к 21 мая

4 минуты назад

В задаче 2 рассчитать значения P(k) через условную вероятность и...

Решение задач, теория вероятностей и математическая статистика

Срок сдачи к 15 мая

4 минуты назад

Тема: развитие специальной выносливости у юношей старших...

Диплом, физическая культура

Срок сдачи к 17 мая

5 минут назад

Есть полностью готовая работа в 2х форматах:

Курсовая, Оценка стоимости предприятия

Срок сдачи к 20 мая

6 минут назад

1)Построить проекции линий пересечения поверхностей

Чертеж, начертательная геометрия и инженерная графика

Срок сдачи к 20 мая

7 минут назад

сущность конкурентноспособности, как экономической категории, ее особенность в сфере театрального искусства

Контрольная, конкурентноспособность организаций культуры и искусства

Срок сдачи к 18 мая

7 минут назад

тема: Разработка стратегии и тактики в управлении собственным бизнесом...

Курсовая, Управление собственным бизнесом

Срок сдачи к 1 июня

8 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.