Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Интериоризация и экстериоризация как механизмы развития и обучения;

Тип Реферат
Предмет Психология

ID (номер) заказа
4245243

200 руб.

Просмотров
1346
Размер файла
66.27 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение

Актуальность темы исследования. В истории психологии существует деятельностный подход, который раскрывает развитие психики и сознания человека через различные формы деятельности. Кроме того, психика и сознание некоторыми исследователями обозначаются также видами деятельности, внутренними. Они происходят из внешних, предметных действий человека. В связи с этим в психологии возникли 2 принципиально важных термина: интериоризация и экстериоризация. Это процессы, характеризующие развитие различных форм деятельности человека (внешней и внутренней).Внешняя деятельность человека, согласно деятельностному подходу в психологии, представлена видимым поведением человека: практическими операциями, речью.
Внутренняя форма деятельности — мыслительная, невидимая для других людей. Долгое время предметом изучения психологии была только внутренняя деятельность, потому что внешняя считалась ее производной. Со временем же исследователи пришли к выводу, что обе формы деятельности составляют единое целое, зависят друг от друга, подчинены одним и тем же закономерностям (наличию побуждающей потребности, мотива и цели). А интериоризация и экстериоризация — это механизмы взаимодействия данных форм деятельности человека.
Цель данной работы – рассмотреть интериоризацию и экстериоризацию как механизмы развития и обучения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие интериоризации.
2. Изучить классификацию, этапы и механизмы интериоризации.
3. Охарактеризовать понятие и сущность экстериоризации.
4. Рассмотреть примеры экстериоризации и феномен каталитической экстериоризации.

1. Интериоризация как механизм развития и обучения

1.1. Понятие интериоризацииИнтериоризация (от лат. interior – внутренний) – переход извне внутрь; психологическое понятие, обозначающее формирование стабильных структурно-функциональных единиц сознания через усвоение внешних действий с предметами и овладение внешними знаковыми средствами.
Понятие «интериоризация» относилось Л.С. Выготским к формированию «системного» строения сознания. Однако интериоризация, по его мнению, не прерывает процесс формирования высших психических функций, нужна еще интеллектуализация (или рационализация).Благодаря представителям французской социологической школы Э. Дюркгейма, в которую входили М. Мосс, Ж. Дави, П. Лапи, П. Фоконне, М. Хальбвакс, впервые в психологии было введено в научный оборот понятие «интериоризация». Этот феномен был описан как процесс, когда ребенок заимствует из общественного сознания понятия, представления, категории, которые затем образуют структуру его личных взглядов.Первым психологом, который рассматривал интериоризацию как психологический принцип, был Пьер Жане. Понятие «интериоризация» означало привитие элементов идеологии к биологическому сознанию индивида.Ж. Пиаже, автор операциональной теории развития интеллекта, отмечал роль интериоризации в образовании операций, сочетании обобщенных и сокращенных, взаимно-обратных действий. Для Ж. Пиаже интериоризация – явление вторичное от логического развития мышления и означает создание плана идеальных, собственно логических конструкций. Большая группа советских психологов под руководством Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина применяла термин «интериоризация» при описании онтогенетического развития социальных механизмов психики человека, хотя сущность самого процесса трактовали по-разному.
Оппоненты этой теории – С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов, А.В. Брушлинский критически оценивали суждения коллег.Рассмотрение феномена интериоризации как процесса получения социального опыта присуще для общей, педагогической, социальной и других разделов психологии и школ (табл.1).Таблица 1 – Сравнительная таблица трактовки понятия «интериоризация»
Раздел психологии
Трактовка понятия
Операционная теория развития интеллекта
Интериоризация – явление вторичное от логического развития мышления и означает создание плана идеальных, собственно логических конструкций (Ж. Пиаже).
Социологическая школа психологииИнтериоризация – процесс, когда ребенок заимствует из общественного сознания понятия, представления, категории, которые затем образуют структуру его личных взглядов (Э. Дюркгейм).
Возрастная и педагогическая психология, инструментальная психология
Л. С. Выготский разрабатывает теоретическую систему инструментальной психологии, одно из центральных мест в которой принадлежит понятию «вращивание» (синоним понятию «интериоризация»).Педагогическая психологияИнтериоризация – один из отдельных механизмов усвоения знаний. Интериоризация – единство трех процессов: переходы «внешнеевнутреннее», «социальное-индивидуальное», «материальное-идеальное» (П.Я. Гальперин).Социальная психология
Интериоризация – механизм преобразования структуры личности (З. Фрейд, Ч. Кули, Дж. Мид). Интериоризация и социальная адаптация – основные формы социализации личности (К.В. Рубчевский).Объективная психологияИнтериоризация – принцип, который влияет на развитие мышления; самосознания; мотивации человека (И.М. Сеченов).Психология поведенияИнтериоризация – психический феномен, требующий объяснения существования «внутренних» процессов. (И.М. Сеченов, П. Жане, Джон Б. Уотсон).Психология формирования и развития личности
Интериоризация – основной процесс психологии познания (Дж. Брунер, А.В. Брушлинский).

1.2. Классификация, этапы и механизмы интериоризации
Интериоризация похожа на адаптацию. Она имеет 3 вида, каждый из которых относится к определенному возрасту:
- Начальная. Характерна для новорожденных детей. Ребенок начинает изучать внешний мир, взаимодействует с ним через игры с матерью или отцом. Взрослые показывают малышу игрушки, как ими правильно пользоваться. Малыш смотрит на их действия, запоминает, а затем повторяет.
- Школьная адаптация. Обучение зависит от мыслительного процесса. На этом этапе интериоризация личности зависит от мотивации, типа темперамента, особенностей развития нервной системы.
- Социальная адаптация. Этот вид интериоризации начинается с самого рождения и продолжается на протяжении всей жизни.
Последний вид адаптации делится на три круга, зависимо от близости общения с другими людьми:
- первый — близкие родственники;
- средний — соседи, друзья, дальние родственники;
- дальний — знакомые, коллеги.
Интериоризация в психологии – это поэтапное развитие высшего мыслительного психологического процесса, основанного на познании поступающих извне действий, усвоении их и превращении в собственную мыслительную активность.
На первом этапе интериоризации взрослые (чаще всего родители) побуждают ребенка словами совершить какого-либо действие, например, сложить башню из кубиков.Во время второго этапа ребенок самостоятельно проговаривает ранее услышанное от взрослых действия, а затем приступает к его исполнению.На третьем этапе ранее озвученные задачи преобразуют в мыслительный побудительный процесс, заставляющий человека самостоятельно совершать необходимые и правильные действия.
Наглядно процесс интериоризации у малыша можно привести на примере сбора разноцветной пирамидки. Вначале мама учит ребенка складывать конструктор, рассказывая какого цвета круги и в каком порядке нужно разместить.На следующем этапе малыш сам берет нужную ему фигуру и проговаривает свои действия. Через определенное время ребенок уже самостоятельно, без слов собирает пирамидку, ориентируясь только на мыслительный процесс.
Выготский полагал, что формы человеческой психики складываются из социального общения между людьми, трудовой деятельности, а потом, в результате интериоризации это становится постоянным компонентом человеческой психики.По Выготскому, каждая культурная форма поведения человека становится таковой лишь после социального взаимодействия с другими людьми.Любой механизм интериоризации, считал Выготский, проходит в 3 этапа.
Первый – ребенок делает вместе со взрослым.
Второй – ребенок делает под присмотром взрослого, взрослый помогает, направляет, подсказывает, при необходимости делает замечания.
Третий – ребенок действует самостоятельно.С интериоризацией человек обычно сталкивается не сразу, процесс интериоризации включает в себя 6 этапов, которые лучше всего описал Гальперин:
1) Этап мотивации. У человека появляется задача и желание решить ее. Например, родитель говорит ребенку, что сейчас они будут учиться читать по слогам, что в дальнейшем ребенок сможет самостоятельно читать большие по объему книги. Ребенка это заинтересовывает, он хочет быстрее познакомиться с миром букв и предложений.
2) Этап ориентирования. Взрослый рассказывает и показывает ребенку, что нужно делать. Мама пишет слоги, показывает, как правильно их читать, каким образом из них складываются слова. Ребенок слушает, старается запомнить.3) Этап материализации. Ребенок повторяет за взрослым действие, видит, что у него тоже начинает получаться. Если сложить два слога «ко» и «шка» получается слово «кошка».
4) Этап внешней речи. Действия облекаются в материальный процесс, но ребенку все еще требуется проговаривать свои действия. Он уже знает, какие слова получатся, если сложить определенные слоги, но полноценно и сразу называть эти слова все еще не получается. Ребенок проговаривает: «Если сложить слог «ре» и слог «па», получится слово «репа».
5) Этап внутренней речи. Произносить очередность действий вслух уже не нужно. Ребенок совершает операции, проговаривая алгоритм необходимых действий про себя. Например, уверенно, пусть и не очень быстро, читает написанные слова по слогам: «Ре-па, кош-ка, клет-ка, ло-шадь».
6) Этап умственного действия. Ребенку уже не нужно медлить и вспоминать про себя очередность действий. В его сознании они уже доведены до автоматизма. Ребенок быстро читает список из слов или четверостишие.

2. Экстериоризация как механизм развития и обучения
2.1. Понятие и сущность экстериоризации

Экстериоризация рассматривается как психологический процесс, в результате которого внутренняя психическая жизнь человека получает внешне выраженную (знаковую и социальную) форму своего существования. Исследование данной категории в психологии зачастую связывается с исследованием творческой самореализации личности как культурного акта самоутверждения.Экстериоризация — это процесс, результатом которого является переход внутренней (психической, незримой) деятельности человека во внешнюю, практическую. Этот переход приобретает знаково-символическую форму, что означает существование этой деятельности в социуме.
Развитием понятия занимались представители отечественной психологии (А. Леонтьев, П. Гальперин), но первое обозначение ему дал Л. Выготский. Существенное значение названному понятию было уделено Л.С. Выготским, по мнению которого человек овладевает собой (своим опытом) как одной из сил природы извне – при помощи особой техники знаков, создаваемой культурой, так что овладение тем или иным внутренним психологическим процессом предполагает его предварительную экстериоризацию «культурно-историческую теорию поведения».
В современном понимании экстериоризация — это процесс построения и реализации внешних действий человека, включая словесное выражение, на основе его внутренней психической жизни: личного опыта, плана действий, сформировавшихся идей и переживаемых чувств. Примером этого может быть усвоение воспитательного влияния ребенком и его проявление внешне через нравственные поступки и суждения.Процесс экстериоризации – это самореализация как акт опредмечивания себя как личности в средства культуры. В целом же в психологической науке выделяется два вида самореализации как утверждения человеком себя – персонализация и культурализация.
В аспекте настоящего исследования нас, прежде всего, интересует самореализация как культурализация, подробно представленная в исследованиях Л.Н. Когана, который называет реализацию сущностных сил человека в любом виде социальной деятельности культурной деятельностью, культура понимается при этом как мера и способ реализации сущностных сил личности.Экстериоризация первична интериоризации в процессе формирования индивидуального опыта как психической функции. В экстериоризации личность занимает рефлексивную позицию по отношению к собственному опыту, отделяет себя как личность от опыта непосредственного восприятия и переживаний, порождает отношение к этому опыту, осмысляет и переосмысляет его и в этом процессе, порождает новый опыт, новое личностное знание.
В этом смысле и процесс экстериоризации личностного опыта можно рассматривать, с одной стороны, как деятельность, в которой личность развивается, с другой – как творческую деятельность по преобразованию самой личности (самостроительство), субъектом которой, по сути своей, является сама личность. Экстериоризация личностного опыта – это не просто «припоминание», «воспроизведение» прошлого опыта как базового знания, как уровня актуального развития, это деятельность осмысления и переосмысления имеющегося содержания базовых знаний на основе объективации его элементов и составляющих. Более того, личность способна породить новые знания, явно не вытекающие из прошлого опыта.

2.2. Примеры экстериоризации.
Феномен каталитической экстериоризации

Считается, что особенно ярко экстериоризация проявляется в творчестве, в работе художников, музыкантов, писателей. Но это не так. Все существование человека наполнено разнообразными примерами воплощения абстрактных мыслей в реальность. Каждый человек может отыскать в собственной жизни не один пример перехода внешней деятельности из внутренней.Учитель продумывает план урока и подбирает примеры и наглядные материалы перед тем, как выступить перед учениками.Изобретатель строит схемы своих изобретений прежде, чем заниматься созданием опытного образца.Писатель представляет характеры своих литературных героев, составляет план романа или рассказа.
Домохозяйка перед тем, как отправиться в магазин или на рынок, обдумывает, какие именно продукты и вещи и в каком количестве ей нужно купить.Феномен каталитической экстериоризации. Эта теория принадлежит Карлу Густаву Юнгу, долго, глубоко, с серьезным научным подходом исследовавшему феномен случайных совпадений. В результате было описано множество случаев «совпадений», «предвидений», проявлений интуиции. К примеру, это может быть способность предчувствовать звонок близкого человека. В этом случае появившаяся мысль об общении с конкретным человеком вскоре «материализуется» в настоящий звонок от него.
Этому явлению Юнг дал название «синхроничность». О происхождении таких явлений говорят, что эмоциональные циклы близких людей зачастую бывают хорошо синхронизированы. Тем же феноменом ученый-психолог поясняет возникновение одних и тех же изобретений (например, радио) в разных точках земного шара практически одновременно. Этот пример объясняется большим количеством накопленных знаний, в равной степени доступных ученым в разных странах и позволяющих сделать конкретное открытие. Без мистического подхода синхроничность объясняют:
- определенной долей внимания и внимательности, способностью замечать новые веяния и закономерности за простыми совпадениями (для этого нужно обладать системным мышлением), умением слушать, слышать, анализировать и запоминать;
- умелым использованием внешних случайных стимулов для решения собственных творческих задач;
- высоким развитием эмпатии;
- развитым навыком проективной визуализации, которая приводит к самомотивации и активным действиям по воплощению в жизнь желаемого результата.

Заключение

Таким образом, интериоризация и экстериоризация — это взаимосвязанные процессы, механизмы, благодаря которым происходит процесс усвоения общественного опыта человеком. Человек накапливает социальный опыт поколений через демонстрацию ему орудий труда, речи. Это интериоризация, активный внутренний процесс формирования сознания на основе усвоенного опыта.На основании усвоенных знаков и символов общества человек формирует свои действия. Это обратный процесс. Существование одного из них невозможно без предыдущего. Понятие «экстериоризация» означает, таким образом, формирование поведения и речи человека на основании внутренне сложившегося у него в определенную схему общественного опыта.
Процессы экстериоризации и интериоризации пронизывают всю жизнь, повседневную деятельность каждого человека. В учебе, работе, творчестве, в быту неизбежно присутствуют оба эти процесса. Без экстериоризации невозможно обучение и творчество, создание материальных предметов и решение всевозможных задач, невозможно развитие человека и полноценное существование его в социуме.

Список использованной литературы

Гонина, О. О. Психология. Учебное пособие / О.О. Гонина. – М.: КноРус, 2019. – 320 с.Логунова, М.С. Проблема интерпретации термина «интериоризация» в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке / М.С. Логунова // Педагогика и искусство. Сборник научных трудов научно-практической конференции. Воронеж: Научная книга, 2018. – С. 38-41.Проблема формирования навыка. Интериоризация и экстериоризация. - https://studopedia.net/10_50820_problema-formirovaniya-navika-interiorizatsiya-i-eksteriorizatsiya.html#:~:text=%D0%AD%D83 (дата обращения: 14.09.2022).Степанова, М.А. С.Л. Рубинштейн и П.Я. Гальперин: сопоставление позиций по проблеме интериоризаций / М.А. Степанова // Психологический журнал. М., 2019. – №2. – С. 94-104.Стратегии экстериоризации. - https://studwork.org/spravochnik/pedagogika/strategii-eksteriorizacii (дата обращения: 14.09.2022).Фасоля, А.А., Гузеев М.С. Отраслевая специализация педагогической науки / А.А. Фасоля, М.С. Гузеев // Образование и наука в России и за рубежом. Научно-образовательное издание. М., 2019. – №2 (50). – С. 500-505.Штифанова, Е.В. Перспективы осуществления современных образовательных практик / Е.В. Штифанова, А.В. Киселева // Акмеология профессионального образования. Материалы 15-й Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2019. – С. 313-317.Экстериоризация – это механизм трансляции человеком усвоенного опыта, или почему мы поступаем так или иначе? - https://hemofenix.ru/kommunikaciya/interiorizaciya-i-eksteriorizaciya-deyatelnosti.html (дата обращения: 14.09.2022).


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской област
Спасибо Елизавете за оперативность. Так как это было важно для нас! Замечаний особых не бы...
star star star star star
РУТ
Огромное спасибо за уважительное отношение к заказчикам, быстроту и качество работы
star star star star star
ТГПУ
спасибо за помощь, работа сделана в срок и без замечаний, в полном объеме!
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.