это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4260390
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Сложившаяся социально-экономическая, досуговая, образовательная и политическая ситуация во всём мире способствовала увеличению числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. Сегодня во многих уголках мира процветает нищета, асоциальное и негативное поведение родителей, а также насилие и жестокое обращение с детьми. В настоящее время выросло количество, так называемых, «социальных сирот», или детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Конфликты, природные катастрофы, регулярные конфликты, социальные катастрофы – это все те причины, которые способствовали тому, что дети вскоре остаются без родителей.
Сегодня каждый 160-й ребёнок в мире не имеет своего дома и семьи.Тот факт, что увеличивается количество детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приводит к росту учреждений для них – детских домов, реабилитационных центров, домов – интернатов, домов ребёнка, приютов для них. При этом дети – сироты, попадая в учреждения подобного типа, не получают полного удовлетворения своих базовых потребностей, что приводит к отставанию психического развития, его нарушению у таких детей. Итогом того, что ребёнок долго проживает в учреждении интернатного типа, становится неспособность поиска собственной работы и проживание в условиях безработицы, неготовность вести самостоятельную жизнь, создавать свою собственную семью, быт, обучаться с другими детьми в учебных заведениях, полноценно общаться с ними.В каждом государстве правовая и социальная защищённость детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постепенно становится главным и приоритетным направлением его государственной политики. Так, правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представлена такими документами, как Конвенция о правах ребёнка (1989 г.), Декларация прав ребёнка (1959 г.), законе «Об образовании», Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ (последняя редакция). Важной основой защиты детства выступает организация и совершенствование системы образования в интересах социализации детей.И.С. Зайцев, И.С. Кон, Р.С. Немов, А.В. Мудрик, М.И. Рожкова приходят к выводу, что первичная социализация происходит именно в семье, где закладываются основы всего последующего развития личности ребёнка [19].
Семья способствует влиянию и социальному воздействию на всё дальнейшее физическое и духовное развитие созревающего человека.Так, если семья как воспитательный институт выпадает из жизни маленького человека, то это негативно сказывается на всём процессе социализации детей, которые остались без семьи или без попечения родителей. В частности, в первую очередь нарушаются эмоциональные контакты и общение с другими детьми и взрослыми. В данном случае замедляется или совсем останавливается формирование у ребёнка-сироты представлений о себе как о личности. Под понятием «социализация» А.В. Мудрик понимает включение индивидуума в общественную жизнь, одновременно приспособление и обособление человека в конкретном социуме [33, с. 45].
Вопрос о том, как человек становится компетентным членом общества, беспокоил человечество уже очень давно. Изначально термин «социализация» изучался такими науками, как культурология, педагогика, социология, философия, политология, психология. Следует отметить, что каждая наука изучала этот термин в своём направлении.И только, начиная с середины ХХ века термин «социализация» рассматривается обособлено как самостоятельная область исследований.До 60-х годов ХХ века область социализации включала в себя детство и отрочество, при этом считалось, что взрослость и старость не имеют отношение к социализации. Сегодня учёные приходят к выводу, что социализация – это непрерывный процесс и продолжается в период взрослости, и даже старости.В настоящее время проблема социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения семьи в условиях закрытого учреждения интернатного типа, становится всё более актуальной, поскольку социальное сиротство продолжает распространяться в обществе всё большими темпами. Это происходит в связи с тем, что сегодня происходит множество негативных и разрушительных явлений в различных сферах общественной жизни. Среди них войны между государствами, политические конфликты, массовая безработица, рост агрессивности среди людей, увеличившиеся разводы между супругами, рождение детей вне брака, частое появление гражданских браков без официального их оформления, частое появление зависимостей в семьях: алкоголизм, наркомания, токсикомания одного или обоих родителей.
В.С. Мухина отмечает, что проблема социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, встаёт особо остро, поскольку не до конца изучены все закономерности психического и социального развития в условиях, так называемой, семейной депривации и деструктивной семьи [34, с.152]. В.В. Павлова описывает процесс социализации детей-сирот как систему взаимодействия с социумом в процессе самореализации, самопознания, социального обучения, в ходе которых происходит приобщение к социальному опыту личности [41].В ходе социализации и приобщения к социальному опыту личности ребёнок включается в разнообразную деятельность, которая расширяется к старшему дошкольному возрасту. Большой вклад в социализацию личности вносит игровая деятельность, которая является ведущей в дошкольном возрасте и продолжает осуществляться и в начальной школе. В ходе игры ребёнок знакомится с правилами и нормами поведения в обществе, получает навыки коммуникативного поведения и общения с другими детьми и взрослыми. В игре проявляется инициатива, творческие способности, фантазия ребёнка. Эта деятельность наиболее близка старшим дошкольникам и младшим школьникам, несмотря на то, что ведущей у них становится учебная деятельность.
Однако в учреждениях интернатного типа для младших школьников недостаточно реализуется игровая деятельность, часто она превращается в учебную деятельность, где младшие школьники сидят за партой и ограничиваются тем, что слушают педагога и пишут в тетрадях.В ходе анализа различных теоретических подходов к проблеме социализации и реальной педагогической деятельности выявили некоторые противоречия:- между необходимостью и потребностью социума в адаптации и социализации молодого поколения в учреждениях интернатного типа и слабой гибкостью той педагогической системы, которая слабо обеспечивает социально-личностное становление детей-сирот;- между разработанностью проблемы социализации детей в общем и слабой разработанностью данной проблемы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Настоящие противоречия позволили нам определиться с проблемой исследования, которая звучит как формулировка и разработка социально-педагогических условий, влияющих на эффективность протекания социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Объект исследования: процесс социализации детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях деятельности школы-интерната.
Предмет исследования: особенности процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения закрытого интернатного типа.
Цель исследования: проанализировать особенности процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения закрытого интернатного типа.
Общая гипотеза исследования представляет собой предположение, что создание определённых социально-педагогических и социально-психологических условий способствует формированию социального опыта и успешной адаптации детей - сирот в учреждениях закрытого типа.
Частные гипотезы исследования:
1. Мы предполагаем, что дети, воспитывающиеся в семьях, имеют более высокий уровень развития социализации, чем их сверстники дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитывающиеся в закрытых учреждениях интернатного типа.
2. Мы предполагаем также, что специальная разработанная система психолого-педагогических мероприятий по развитию социализации у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет способствовать развитию адаптации этих детей к социуму.
Задачи исследования:
- Рассмотреть особенности социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- Выявить социально-психологические особенности детей-сирот младшего школьного возраста.
- Изучить особенности социальной защиты детей-сирот как направление социальной политики.
- Провести диагностику уровня социальной адаптации детей младшего школьного возраста в условиях закрытого учреждения интернатного типа.
- Разработать систему психолого-педагогических мероприятий по развитию уровня социальной адаптации детей младшего школьного возраста у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- Оценить эффективность разработанной системы психолого-педагогических мероприятий с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
С целью решения поставленных задач использовали следующие методы исследования: анализ учебной, научной и методической литературы, изучение позитивного опыта по социализации детей-сирот, тестирование, наблюдение, беседа, методы математической статистики (Т-критерий Вилкоксона, U-критерий Манна-Уитни).
Методики исследования:
1. Методика «Карта наблюдения Стотта».
2. Методика Д. Лампена «Дерево» в адаптации Л.П. Пономаренко.
3. Методика для изучения социализированности личности (разработана профессором М.И. Рожковым).
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе собраны и систематизированы подходы различных учёных к пониманию социализации детей-сирот и детей младшего школьного возраста, оставшихся без попечения родителей.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные данные в ходе диагностики и разработанная система психолого-педагогических мероприятий могут быть использованы в работе педагогов-психологов учреждений закрытого интернатного типа.
Положения, выносимые на защиту:
1. Дети, воспитывающиеся в биологических и приёмных семьях, имеют различия в уровне социализированности в обществе.
2. На основании изученных научных и методических работ различных учёных сделаем заключение, что в настоящее время увеличивается количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. У детей, которые воспитываются вне семьи в закрытых государственных учреждениях интернатного и реабилитационного вида, выявляется средний, а часто и низкий уровень психического и личностного развития. Очень сильно страдает интеллектуальная сфера.
Так, систематизация и понятийная классификация развита у них практически не хуже, чем у их домашних сверстников. Однако у них сильно отстаёт в развитии логическое и наглядно-образное мышление, которое диагностируется с помощью специфических методик и тестов.
Экспериментальная база исследования:Структура выпускной квалификационной работы. Настоящая выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.Во введении чётко обозначен научный аппарат исследования: определена цель, поставлены задачи исследования, сформулирована основная гипотеза исследования, представлена методическая база исследования.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Нами приведены в систему различные подходы к понятиям «сиротство», «социализация», «социальная адаптация», «социально-психологические особенности детей-сирот младшего школьного возраста». В конце главы сделаны основные выводы по изученному материалу российских и зарубежных педагогов и психологов.
Во второй главе представлено опытно-экспериментальное исследование уровня социальной адаптации у детей младшего школьного возраста в условиях закрытого учреждения интернатного типа. В процессе исследования подобрали три соответствующие методики и провели их. Затем провели подробные качественный и количественный анализы полученных данных, сделали выводы. Далее разработали и провели систему психолого-педагогических мероприятий по развитию уровня социальной адаптации у детей младшего школьного возраста с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. И, наконец, провели контрольный эксперимент и сделали оценку эффективности предложенной системы психолого-педагогических мероприятий.
В конце второй главы были сделаны общие выводы по проделанной работе.
В заключении сделали выводы по результатам всей работы, провели анализ достижения цели и решения поставленных задач, подтверждении гипотезы исследования.
Список использованных источников и литературы
Альбицкий В.Ю. Результаты комплексной клинико-социальной характеристики детей-сирот, оформляющихся в интернатные учреждения / В.Ю. Альбицкий, Т.А. Гасиловская, А.И. Ибрагимов// Российский педиатрический журнал. - 2016. - № 5 - С. 44-46.Астахов: «Россия будет страной без сирот» [Электронный ресурс]. URL: http://www.interfax.ru/txt.asp?id=224254 Атрошенко И.Г. Диспансеризация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как важнейший фактор восстановления здоровья ребёнка/ И. Г. Атрошенко, И. Л. Кудряшова, Т. М. Французова// Сборник материалов XVI съезда педиатров России. - 2019. - С. 15-16.Ахмерова И.Ф. Конвенция о правах ребенка// Разговор с учителем: изучаем конвенцию о правах ребенка/ И.Ф. Ахмерова. - М., 2015. - 157 с.Баранов А.А Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руков. для врачей / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. - М., 2011. – 229с.Баранов А.А. Социальные и организационные проблемы педиатрии. Избранные очерки/ А. А. Баранов, Ю. Альбицкий. - М.: Изд. дом «Династия», 2009. – 396с.Баранов А.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий/ А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Н.А. Скоблина. - М., 2010. – 312с.Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека/ Ф.Б. Березин. - СПб., 2016. - 145 с.Брутман, В.И., Северный А.А. Некоторые современные тенденции социальной защиты детей-сирот и вопросы профилактики социального сиротства// Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. М., 2018. – 234с.Вершинин В. «Раздача» сирот, приёмная семья: на что надеемся, господа?[Текст]/ В. Вершинин// Социальная педагогика. – 2008. – № 1. – С. 89-100.Выготский Л.С. Собрание сочинений в 4 т/ Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2015. - 205 с.Грабенко, Т. М. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры [Текст]/ Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС». - 2017. - 64 с.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994. № 51-ФЗ Депутат И. С. Психофизиологический анализ структуры интеллекта детей младшего школьного возраста при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью/ И. С. Депутат, А. В. Канжин, А. В. Грибанов // Экология человека. - 2010. - № 12. - С. 38-41.Дети-сироты: консультирование и диагностика развития/ Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Полиграф - сервис, 2015. – 210с.Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи// Возрастные особенности психического развития детей. М., 2017. – 110с.Дьячкова М. Г. Особенности здоровья и развитие детей, воспитывающихся в домах ребёнка / М. Г. Дьячкова, И. Макарова, Л. И. Меньшикова и др.// Российский педиатрический журнал. - 2010. - № 3. - С. 57-58.Ерусланова Р.И., Зуйкова Е.М. Семья как объект социальной работы (региональный опыт): учебное пособие/ Р.И. Ерусланова, Е.М. Зуйкова. - Чебоксары, 2015. – 234с.Зайцев И.С. Социальная адаптация детей/ И.С. Зайцев// 2013. - № 5. – С.11 – 15. Захарченко А. Россия без сирот?// Добрые люди: приложение к газете «Трибуна-рт», 2012. Март.Зеленская Д.И. Медицинские проблемы социального сиротства / Д. И. Зеленская// Социальная педиатрия и организация здравоохранения. - 2019. - Т. 8, №1.Иванова Н.П. Воспитание и развитие детей в детском доме. Хрестоматия/ Н.П. Иванова. – М., 2018. – 227с.Иванова Н.П., Рыбинский Е.И. Основные законодательные и другие нормативно-правовые акты РФ по защите прав ребёнка: сборник-справочник/ Н.П. Иванова, Е.И. Рыбинский. - М., 2017. - 356 с.Капилина (Пичугина), М.В. Методические рекомендации по реабилитационной работе с ребёнком, оставшимся без попечения родителей, в системе семейного устройства. Статьи для специалистов и приемных родителей [Текст] / М.В. Капилина (Пичугина), Т. Д. Панюшева. – М.: АНО Центр «Про-мама», 2013. – 304 с.Карачева Е. Зашита детей должна стать вопросом национальной безопасности// Известия. 2012. 17 февраля.Ключевский Д. Павел Астахов сделает «Россию без сирот» [Электронный ресурс]. URL: http://www.firstnews.ru/articles/pavel-astakhov-sdelaet-rossiyu-bez-sirot Козлова, Г.Л. Насилие над детьми. Его виды и возможности предупреждения [Текст]/ Г.Л. Козлова, Л.Н. Мирейчик, М.В. Пряхина. - 2013. - 76 с.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399Крылова, Т.А. Система психологического сопровождения детей группы риска [Текст] / Т.А. Крылова// Справочник педагога-психолога (школа). - №3. – 2013. – 80 с.Куликов В. Новоселье по праву// Российская газета: федеральный выпуск. 2012. 25 июля.Литовченко В.Н. О проблеме адаптации. Компоненты адаптационного процесса: Вече, 2016. – 215 с.Мардахаев Л.В. Социальная педагогика/ Л.В. Мардахаев. - М.: Юрайт, 2015. - 817 с.Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Мудрик — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2017. – 736с.Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа// Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия. – М.: Просвещение, 2016. – 283с.О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2012 № 272-ФЗ // Российская газета. 2012. 29 декабря.Огрызко Е.В. Анализ динамики движения контингента детей, воспитывающихся в домах ребёнка Российской Федерации/ Е. В. Огрызко// Здравоохранение Российской Федерации. - 2012. - № 5. - С. 27-30.Организация работы органов социальной защиты: учеб.пособ. /под ред. А.Н. Савинова, Т.Ф. Зарембо. - М.: Академия, 2016. - 192 с.Ослон В.Н. Новый взгляд на психологическую службу/ В. Н. Ослон// Детский дом. - 2009. - № 2(27). - С. 2-7.Ослон В.Н. Ребёнок в неродной семье: психологические проблемы усыновителей [Текст]/ В. Н. Ослон// Защити меня! - 2008. - № 1. – С. 38-39.Основы социальной работы: учебник / отв.ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 356 с.Павлова В.В. Дети-сироты как одна из наиболее острых проблем общества/ В.В. Павлова, Н.М. Эверстова, Л.И. Афанасьева// Успехи соврем. естествознания. - 2016. - № 8. – С. 17 – 20.Перевозчикова П. К. Состояние здоровья детей - сирот и возможности их реабилитации в учреждениях интернатного типа/ Н. К. Перевозчикова, Е. Д. Басманова, А. Л. Айнетдинова// Российский педиатрический журнал. - 2009. - № 3. - С. 10-13.Перевощикова, Н.К. Состояние здоровья детей в приёмных семьях/ Н.К. Перевощикова, Н.К. Данилина// Комплексное сопровождение устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приёмные семьи: информ. - метод. сб. - Кемерово, 2010.Петрановская, Л.В. В класс пришел приёмный ребенок/ Л.В. Петрановская. - М., 2019. – 390с.Петрановская, Л.В. Минус один? Плюс один! Приёмный ребёнок в семье [Текст]/ Л.В. Петрановская. – СПб: Питер, 2015. – 160 с.Платонова Н.М. Теория и методика социальной работы/ Н.М. Платонова. - М.: Академия, 2016. - 400 с.Попова А.В., Шадрина С.Н. Исследование особенностей социализации младших школьников в современных условиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 6. – С. 187–189. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770061.htm Преодоление трудностей социализации детей-сирот/ Под ред. Л.В. Байбородовой. - Ярославль, 2016. – 293с.Присяжная П. В. Дети-сироты: постинтернатное жизнеустройство/ Н. В. Присяжная// Социологические исследования. - 2018. - № 1 1(283). - С. 54-63.Прихожан А.М. Психология сиротства/ А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - СПб.: Питер, 2015. - 400 с.Прихожан А.М. Дети без семьи/ А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - М.: Педагогика, 2017. – 273с.Психическое развитие детей-сирот (по результатам психологического мониторинга)/ Под ред. Л.М. Шипициной. - СПб., 2000. – 76с.Психогимнастика в тренинге/ Под ред. Н.Ю. Хрящевой. - СПб.: «Речь», 2016. – 203с.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 29.05.2019)Соломатина Г.П. Психологические барьеры, возникающие в патронатной семье в период адаптации/ Г.Н. Соломатина// Вопросы психологии. - 2015. - № 3. - С. 155-160.Степанов Н.С. Комплекс психологических методик диагностики социального развития ребёнка и внутрисемейных отношений в замещающей семье. - Томск. 2018. – 303с.Устройство детей, оставшихся без попечения родителей в 2011 году [Электронный ресурс]. URL:http://www.usynovite.rU/statistics/2011/2/ Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ (последняя редакция) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/?ysclid=l5m55c4fom33745383Федеральный закон от 03.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (в ред. от 24.07.1998) Филькина О. М. Социальный портрет матерей, отказавшихся от воспитания ребёнка в родильном доме/ О. М. Филькина, Е. А. Воробьева, Л. А. Пыхтина и др.// Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2016. - № 1.Холостова Е.И. Теория социальной работы. Учебник/ под ред. Проф. ТЗЗ. Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 2017. - 334 с.Хрусталькова, Н.А. Система комплексного сопровождения профессионально-замещающей семьи/ Н.А. Хрусталькова// Педагогика. - 2010. - № 2.Шипицина Л.М. Казакова Е.И. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей - сирот: социально-эмоциональные проблемы/ Л.М. Шипицина, Е.И. Казакова. - СПб. 2020. – 318с.Элланский Ю.Г. Профилактика «социального сиротства» в современных условиях/ Ю.Г. Элланский, А.Я. Маар// Здравоохранение Российской Федерации. – 2017. – № 5. – С. 3 – 7.Приложение 1Методика для изучения социализированности личности (разработана профессором М.И. Рожковым)Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.Ход проведения: Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:4 - всегда;3 - почти всегда;2 - иногда;1 - очень редко;0 - никогда.1. Стараюсь слушаться во все своих учителей и родителей.2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.3. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.4. Я умею прощать людей.5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.8. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.12. Мне нравится помогать другим.13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.16. Переживаю неприятности других, как свои.17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.19.Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.1591317261014183711151948121620Обработка полученных данных:Среднюю оценку социальной адаптированности обучающихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на 5. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности - с третьей строчкой. Оценка приверженности детей к гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) - с четвёртой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трёх, то можно констатировать высокую степень социализированности ребёнка; если же он больше двух, но меньше трёх, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный обучающийся (или группа учеников) - имеет низкий уровень социальной адаптированности.Приложение 2Методика используется для диагностики трудностей адаптации ребёнкаI- недоверие к новым людям, вещам, ситуациям;II- уход в себя;Заполняется карта учителем, воспитателем или взрослыми, хорошо знающими ребёнка. В регистрационном бланке зачеркиваются те цифры, которые соответствуют формам поведения (синдрому), наиболее характерным для данного ребёнка.НД - недоверие к новым людям, вещам, ситуациям. Это ведёт к тому, что любой успех стоит ребёнку огромных усилий. От 1 до 6 - менее явные симптомы; от 7 до 11 – средний уровень, от 12 до 17 - симптомы явного нарушения. У - уход в себя. Избегание контакта с людьми, самоустранение. Защитная установка по отношению к любым контактам с людьми, неприятие проявляемого к нему чувства любви.Карта наблюденийНД - недоверие к новым людям, вещам, ситуациям.Разговаривает с учителем только тогда, когда находится с ним наедине.Плачет, когда ему делают замечания.3.Никогда не предлагает никому никакой помощи, но охотно оказывает ее, если его об этом попросят.4.Ребёнок "подчинённый" (соглашается на "невыигрышные" роли, например, во время игры бегает за мячом, в то время как другие спокойно на это смотрят).5.Слишком тревожен, чтобы быть непослушным.6.Лжёт из боязни.7.Любит, если к нему проявляют симпатию, но не просит о ней.Никогда не приносит учителю цветов или других подарков, хотя его товарищи часто это делают.Никогда не приносит и не показывает учителю найденных им вещей или каких-нибудь моделей, хотя его товарищи часто это делают.Имеет только одного хорошего друга и, как правило, игнорирует остальных мальчиков и девочек в классе.Здоровается с учителем только тогда, когда тот обратит на него внимание. Хочет быть замеченным.12.Не подходит к учителю по собственной инициативе.13.Слишком застенчив, чтобы попросить о чём-то (например, о помощи).14.Легко становится "нервным", плачет, краснеет, если ему задают вопрос.15.Легко устраняется от активного участия в игре.16.Говорит невыразительно, бормочет, особенно тогда, когда с ним здороваются.II. У - уход в себяАбсолютно никогда ни с кем не здоровается.Не реагирует на приветствия.Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям.Избегает разговоров ("замкнут в себе").Мечтает и занимается чем-то иным вместо школьных занятий (живет в другом мире).Совершенно не проявляет интереса к ручной работе.Не проявляет интереса к коллективным играм.Избегает других людей.Держится вдали от взрослых, даже тогда, когда чем-то задет иди в чем-то подозревается.Совершенно изолируется от других детей (к нему невозможно приблизиться).Производит такое впечатление, как будто совершенно не замечает других людей.В разговоре беспокоен, сбивается с темы разговора.Ведёт себя, подобно "настороженному животному".Приложение 3Проективная методика «Дерево с человечками»Методика «Дерево» Л.П. Пономаренко может использоваться для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в среднее звено. Испробовав ее на практике, я пришла к выводу, что методика позволяет достаточно быстро определить особенности протекания адаптационного процесса, выявить возможные проблемы ребенка. Дети, погружаясь в рисуночную деятельность, с удовольствием выполняют предложенные задания, легко отождествляют себя с тем или иным человечком.Ребята, посмотрите внимательно на рисунок. Перед вами лесная школа. Ученики в ней — лесные человечки. У каждого из них разное настроение, каждый занят своим любимым делом, каждый занимает свое положение. Возможно, чем выше на дереве находится лесной человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен в школе.Возьмите коричневый карандаш (фломастер) и раскрасьте ствол и ветки дерева. А когда будете раскрашивать, внимательно рассмотрите каждого человечка: где он расположен, чем занят. (Дети раскрашивают дерево.)А теперь возьмите красный карандаш (фломастер) и раскрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение.Теперь возьмите зеленый карандаш (фломастер) и раскрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться.Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков. Считаю, что в этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.Интерпретация результатовИнтерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ребенок, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.Интерпретация разработана с учетом опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением детей, данных, полученных из беседы с ребенком.Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.№ 2, 11, 12, 18, 19 — общительность, дружескую поддержку.№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.№ 9 — мотивация на развлечения.№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.№ 8 — отстраненность от учебного процесса, уход в себя.№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.Следует заметить, что позицию № 16 дети не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.-302895143510
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!