это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4783116
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Эколого-краеведческий подход как принцип обновления содержания дополнительного краеведческого образования в начальной школе способствует объединению экологических научных знаний, а на этой основе дает возможность формированию взгляда на мир как единое, взаимосвязанное целое, он формирует умение видеть и понимать экологические проблемы; направлен на подготовку младших школьников к участию в эколого-краеведческой деятельности на последующих этапах образования.
В реальной практике школьного начального образования обнаруживается противоречие между существующей объективной необходимостью в формировании целостных, систематизированных эколого-краеведческих знаний и недостаточной разработанностью технологий их формирования у младших школьников.
На основании существующего противоречия определена проблема исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития эколого-краеведческой культуры у младших школьников в образовательном процессе начальной школы.
Существующее противоречие между необходимостью формирования эколого-краеведческой культуры и недостаточным отражением данной проблемы при обучении краеведению младших школьников обусловило актуальность темы исследования.
Цель исследования: выявление педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования развития эколого-краеведческой культуры у младших школьников в образовательном процессе начальной школы.
Объект исследования: содержание эколого-краеведческого образования в младших классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования: процесс формирования эколого-краеведческих знаний у начальной школы на основе краеведения г. Южно-Сахалинска.
Гипотеза исследования - эффективное формирование эколого-краеведческих знаний у младших школьников в образовательном процессе начальной школы возможно при соблюдении следующих педагогических условий:
- актуализации экологических и краеведческих знаний младших школьников о природе до уровня предпонятийных и понятийных обобщений, основанных на принципе регионализации;
- экологизации специфических детских видов деятельности, обеспечении их эколого-краеведческой направленности; • развитии взаимодействующих эмоциональных устремлений у младших школьников в сферах «Я - сам», «Я - другие», «Я - природа»;
- побуждении младших школьников к внутренней мотивации и рефлексии собственной эколого-краеведческой деятельности;
- обеспечении субъектной позиции младших школьников в эколого-краеведческой деятельности.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью исследования были определены следующие задачи:
1) Изучить научно-теоретические основы развития экологической культуры в начальной школе;
2) Проанализировать становление и развитие краеведения и его экологических аспектов в отечественной начальной школе;
3) Определить влияние возрастных и индивидуальных особенностей на процесс формирования эколого-краеведческих знаний младших школьников;
4) Рассмотреть содержание эколого-краеведческих знаний о лесе и критерии их сформированности у младших школьников г. Южно-Сахалинска;
5) Выявить критерии отбора содержания эколого-краеведческих знаний о лесе у младших школьников;
6) Подвести итоги исследования по формированию эколого-краеведческих знаний младших школьников.
Поставленные задачи определили этапы исследования.
На первом этапе осуществлялось изучение нормативных документов Министерства образования и Комитета образования и науки Администрации Сахалинского региона, определялось состояние исходного уровня эколого-краеведческих знаний учащихся 3-4-х классов школ г. Южно-Сахаланска, уровня разработанности этого вопроса в педагогической и методической литературе.
На втором этапе проводился психолого-педагогический анализ развития экологической культуры младшего школьника на основе краеведения.
На третьем этапе обрабатывались и анализировались экспериментальные данные, формулировались выводы.
Научная новизна исследования:
- раскрыты сущность, структура, содержание эколого-краеведческих знаний у младших школьников;
- определены критерии, показатели оценки уровня сформированности эколого-краеведческих знаний у младших школьников;
- выявлена и обоснована совокупность педагогических условий, обеспечивающих формирование эколого-краеведческих культурных основ у младших школьников.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в системе общего образования, в процессе переподготовки и повышении квалификации педагогических работников.
Структура работы. Научно-исследовательская работы состоит из введения, 2 глав, 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы. В общем объеме работа состоит из 44 страниц.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Алексеев СВ. Экология: наука и область образования (методические рекомендации), СПб: СПГУПМ. - 1994. - 56с
2.Ананьев Б.Г. Общие проблемы дидактики и психологии начального обучения //Вопросы дидактики и психологии начального обучения. - Л.:АПН РСФСР, 1959.-С. 6-14.
3.Астащенко Л.Н. О работе краеведческого кружка //Начальная школа, 1970.-№7.-С 64-67.
4.Бабакова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками //Начальная школа, 1993. - № 9. - С. 16 -20
5.Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы //Начальная школа, 1997. - № 4. - С.36 - 40.
6.Волкова Г.В., Тихонова А.Е. Роль факультативов в экологокраеведческом воспитании школьников //Практическая направленность экологокраеведческого воспитания учащейся молодежи в условиях Севера: Тез. док. 2-ой областной научно-практической конференции. - Тобольск, 1989. - С. 87 – 88
7.Волкова Г.В. Формирование у школьников ответственного отношения к природе //Охрана и рациональное использование экосистем Дальнего Востока. - Хабаровск: Изд-во Хабаровского пед. ин-та, 1990. - С. 91- 96.
8.Всесвятский Б.В. Краеведение в школе //Листки биостанции юных натуралистов. — М., 1925. - № 2 - 28с.
9.Гагарин А.В, Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания. - М.: Московский городской психолого-педагогический институт, 2000. - 232с.
10.Глазачев С.Н. Проблемность в технологии экологического образования //Педагогические технологии в экологическом образовании детей: Материалы пятой Междунар. конф. АсЭкО. С - П., 1996. - С. 1 – 4
11.Глазачев С.Н. Экологическое образование и цивилизационный выбор России //Экологическое образование: опыт России и Германии. - М.: «Горизонт», 1997.-С. 12-38.
12.Греханкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования //Педагогика, 1999. - № 8. - С. 30 - 34.
13. Давьщов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте //Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1979. - С. 69 - 100.
14. Дерябо С.Д., Левин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996 - 480с.
15.Донских Н.В. Эколого-краеведческий материад о травянистых раннецветущих для изучения с младшими школьниками //Экологическое образование в школах и вузах дальневосточного региона. Материалы конф. Ч. 2 /Хабаровск, пед. ун-т. - Хабаровск, 1996. - С. 29 - 33.
16.Донских Н.В. Методические основы структурирования экологокраеведческого факультативного курса для младших школьников «Кедровошироколиственный лес - уникальное природное сообщество Хабаровского края» //Новые исследования (Биология. Экология. Образование). Сборник научных трудов. - Хабаровск: Изд -во ХГПУ, 2000. - С. 57 - 66.
17.Донских Н.В. Региональный компонент как фактор повышения профессиональной подготовки специалистов в дифференцированном обучении младших школьников //Мир детства: Начальное образование и дошкольное воспитание в Хабаровском крае. Вып. № 4. - Хабаровск: Хабаровский педагогический колледж, 2000. - С. 28 - 33.
18.Донских Н.В. Изучение и анализ эколого-краеведческих знаний младших школьников //Сборник статей молодых ученых. Часть 1 /Под. ред. Л. Н. Никитиной и др. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2001. - С. 36 - 46.
19.Донских Н.В. О методике изучения темы «Лес» с младшими школьниками. //Сборник статей молодых ученых. Часть 1 /Под. ред. Л. Н. Никитиной и др. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2001. - С. 46 - 52.
20.Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. О новом учебно-методическом комплекте курса «Мы и окружающий мир». 1 класс четырехлетней начальной школы //Начальная школа, 2000. - № 9. - С. 19 - 23.
21.Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения /3- 4 кл./. - М.: Просвещение, 1967. - 175с
22.Захлебный А.Н. Умения и навыки по изучению и охране окружающей среды //Изучение природы школьниками и их общественно-полезная деятельность по её охране. - М.: НИИ СиМО, 1978. - С. 14 - 27.
23.Захлебный А.Н. Принципы и условия экологического образования в школе //Педагогические принципы и условия экологического образования. - М., 1983.-С. 10-20
24.Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1984.-160с.
25.Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. - М.: Знание, 1980. - № 2. - 95с.
26.Зверев И.Д. Формирование ответственного отношения учащихся к природе //Советская педагогика, 1983. - № 12. - С. 12 -14.
27.Иоганзен Б.Г. Основные принципы и формы природоохранительного просвещения //Проблемы экологии /Под. ред. Б.И. Иоганзена. - Томск ун-т, 1976. - Т. 4.-С. 6-14.
28.Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Учебный процесс в младших классах школы и его принципы. - Л., 1973. - 84с.
29.Каропа Г.Н. Принципы системной дифференциации в экологическом образовании школьников //Вопросы психологии, 1999. - № 2.
30.Кудрявцева Е.М. Роль причинного мышления в деятельности школьника по изучению и охране природы //Изучение природы школьниками и их общественно-полезная деятельность по её охране. - М., 1978. - С. 42 - 50.
31.Кучер Т.В., Тихонова А.Е. Методические рекомендации по экологическому образованию учащихся: Вып. 10. Внеклассная работа. - Хабаровск, ХГПИ, 1990. – 47 с.
32.Лихачев Б.Т. Структура экологической культуры личности и педагогические основы ее формирования //Экологическое образование: опьгг России и Германии. - М.: «Горизонт», 1997. - С.65 - 80.
33.Мамедов Н.М. Концептуальные основы экологического образования //Экологическое образование: опыт России и Германии. - М.: «Горизонт», 1997. - С.207-215.
34.Мельчаков Л.Ф., Яничкина О.Ф. Краеведческий подход в изучении природоведения в начальных классах. //Сб. № 207. - Свердловск, 1973. - С.101- 117
35.Осипова В.Ю. Вопросы экологического образования в курсе природоведения //Начальная школа, 2001. - № 6. - С. 85 - 86.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!