это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4832524
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одними из главных целей дошкольного образования являются
«развитие у детей познавательных интересов, их интеллектуальное развитие, подготовка к школе» [49]. Достижение этих целей основывается на развитии психических познавательных процессов дошкольников, среди которых память занимает важное место. Известно, что значительное количество детей старшего дошкольного возраста при поступлении в первый класс общеобразовательной школы испытывают большие трудности в учении. Очень часто основная причина этого – недостаточно хорошо развития память.
Значимость памяти для человека состоит в том, что без нее не могут полноценно функционировать другие познавательные процессы – восприятие, мышление, внимание, речь и т.д.
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Также очевидно, что для осуществления полноценного образования, воспитания и готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению необходимо, чтобы у них была хорошо развита память, которая помогает удерживать и воспроизводить разную информацию.
Вопросы, связанные с развитием памяти у дошкольников, рассмотрены в работах известных зарубежных и отечественных психологов и педагогов (Р.С.Аткинсон, Л. А. Венгер, Э.А. Голубева, Л.А. Григорович, У. Джеймс, А.В. Запорожец, З.М. Истомина, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконинаи др.).
Работу по развитию памяти необходимо проводить на диагностической
основе, используя для этого подходящие методики. Методики диагностики памяти у дошкольников представлены в работах З.М. Истоминой, М.А. Рыбакова и др..
Вопросы, связанные с методами, приемами и средствами развития памяти у дошкольников, в том числе и мнемотехникой, рассмотрены в работах Л.Е. Белоусовой, Т.В. Большевой, С.Е. Гавриной, О.С. Жуковой, Л.В. Омельченко, Ю.В. Останковой и др.
Проблема исследования обусловлена наличием противоречия между признанием важности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста и неразработанностью методов, приемов и средств ее развития в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Данное противоречие обусловило выбор темы исследования: «Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста».
Это определило проблему нашего исследования, которая состоит в разработке и апробации программы развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники.
Цель исследования – теоретически обосновать и практически апробировать программа развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ и обобщение психолого- педагогической литературы по проблеме развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.
2. Уточнить определение понятия памяти как психологического процесса.
3. Рассмотреть особенности развития памяти у детей дошкольного возраста.
4. Охарактеризовать методы и приемы развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.
5. Подобрать методики и с их помощью выявить уровни развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.
6. Разработать и апробировать программу развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники.
Объект исследования – процесс развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – проектирование программы по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическая основа исследования.
Теоретические аспекты памяти как психического познавательного процесса рассмотрены в трудах Э.А. Голубевой [12], Л.А. Григорович и Т.Д. Марцинковской [14], У. Джеймса [38], А.Н. Леонтьева [25], А.Г. Маклакова[26], Р.С. Немова [31], М.С. Роговина [42], Р.С. Рубинштейна
[1] и др.
Методы исследования: теоретические – анализ, сравнение, обобщение научной, учебно-методической литературы по исследуемой проблеме; практические – тестирование детей, математическая и графическая обработка результатов исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные в нем диагностические материалы и программа развития памяти детей с помощью мнемотехники могут быть использованы в практической деятельности работниками дошкольного образования и родителями детей, занимающихся проблемой развития памяти дошкольников.
База исследования. Исследование производилось в НАПИШИТЕ ДЕТСКИЙ САД И ГОРОД. В нем приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Средний возраст детей 5 лет 10 мес.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алябьева, Е. А. Как развить память у ребенка. Учим запоминать стихи [Текст] / Е. А. Алябьева. – М. : ТЦ Сфера, 2018. – 125 с.
2. Аткинсон, Р. С. Управление кратковременной памятью [Текст] / Р. С. Аткинсон // Психология памяти ; под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М. : Астрель, 2018. – С. 379-386.
3. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие / Т. М. Бабунова. – М. : ТЦ Сфера, 2019. – 208 с.
4. Белоусова, Л. Е. Веселые встречи. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники [Текст] : метод.пособие для воспитателей дет. дошк. учреждений / Л. Е. Белоусова. – СПб. : Детство- Пресс, 2018. – 119 с.
5. Большева, Т. В. Учимся по сказке : Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] / Т. В. Большева. – М. : Детство-пресс, 2018. – 212 с.
6. Бондарева, Л. Ю. Маленький исследователь : развиваем память, внимание и логическое мышление дошкольников [Текст] : пособие для детей 6-8 лет / Л. Ю. Бондарева. – М. : Академия развития, 2019. – 32 с.
7. Бортникова, Е. А. Развиваем память, внимание, воображение [Текст]
/ Е. А. Бортникова. – М. : Литер, 2018. – 58 с.
8. Веракса, Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста [Текст] / Н. Е. Веракса. – М. : Детство- пресс, 2019. – 146 с.
9. Веракса, Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве [Текст] / Н. Е. Веракса, Н. А. Веракса. – М. : Сфера, 2018. – 128 с.
10. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Изд-во Смысл ; Эксмо, 2018. – 1136 с.
11. Гаврина, С. Е. Школа для дошколят «Развиваем память». Рабочая
тетрадь для детей 6-7 лет [Текст] / С. Е. Гаврина. – М. : Росмэн, 2018. – 24 с.
12. Голубева, Э. А. Индивидуальные особенности памяти [Текст] / Э. А. Голубева. – М. : Аспект Пресс, 2018. – 392 с.
13. Горбушина, С. Б. Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников [Текст] / С. Б. Горбушина. – СПб. : Детство-пресс, 2018. – 64 с.
14. Григорович, Л. А. Педагогика и психология [Текст] / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. – М. : Гардарики, 2020. – 652 с.
15. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н. И. Гуткина. – СПб. : Питер, 2021. – 283 с.
16. Давидчук, А. Н. Дидактическая игра – средство развития дошкольников 3-7 лет [Текст] : метод. пособие / А. Н. Давидчук, Н. Г. Селихова. – М. : Сфера, 2020. – 176 с.
17. Дидактические игры как средство подготовки к школе [Текст] ; сост. Р. А. Жукова. – Волгоград : Учитель-АСТ, 2021. – 45 с.
18. Дыбина, О. В. Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации [Текст] / О. В. Дыбина. – М. : Национальный книжный центр, 2018. – 302 с.
19. Жукова, О. С. Игры и упражнения для развития памяти будущего отличника [Текст] / О. С. Жукова. – М. : Астрель, 2014. – 63 с.
20. Жукова, О. С. Учимся запоминать [Текст] / О. С. Жукова. – М. : АСТ, 2018. – 80 с.
21. Истомина, З. М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников [Электронный ресурс] / З. М. Истомина // URL : http://www.psychology-online.net/articles/doc-1683.html (дата обращения : 03.06.2023).
22. Кисилев, П. А. Как развить память ребенка [Текст] / П. А. Кисилев.
– 3-е изд., стереотип. – М. : Детство-пресс, 2018. – 396 с.
23. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие для
студентов сред. пед. учебн. зав. / С. А. Козлова, Т. А. Кулакова. – М. : Академия, 2018. – 416 с.
24. Коломинский, Я. Л. Психическое развитие детей в норме и патологии : психологическая диагностика, профилактика и коррекция [Текст]
/ Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. – СПБ. : Питер, 2019. – 483 с.
25. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М. : Академический проект, 2019. – 526 с.
26. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учеб. для вузов / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2019. – 452 с.
27. Мамайчук, И. И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика наблюдения ребенка. Документы психолога и педиатра [Текст] / И. И. Мамайчук. – СПб. : Речь, 2020. – 38 с.
28. Мельниченко, О. А. Развиваем внимание и память: для детей 5-6 лет [Текст] / О. А. Мельниченко. – М. : Эксмо-Пресс, 2021. – 33 с.
29. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС ДО [Текст]. – М. : Московский центр качества образования, 2010. – 160 с.
30. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учеб. для студ. вузов / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2019. – 218 с.
31. Немов, Р. С. Общая психология [Текст] : учеб. для бакалавриата / Р. С. Немов. – В 3 т. – Т. 1. Введение в психологию. – М. : Юрайт, 2019. – 548 с.
32. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст] / Л. Ф. Обухова. –
М. : Академия, 2019. – 385 с.
33. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования [Текст] : учеб. пособие для студ. психол. факул. ун-тов / Р. В. Овчарова. – М. :
Академия, 2020. – 452 с.
34. Ольшанская, Е. В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения и речи. Занятия с дошкольниками. Игровые задания [Текст] / Е. В. Ольшанская. – М. : Первое сентября, 2021. – 98 с.
35. Омельченко, Л. В. Познавательное речевое развитие дошкольников с использованием мнемотехники [Текст] / Л. В. Омельченко. – Волгоград : Учитель, 2020 – 124 с.
36. Останкова, Ю. В. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе [Текст] / Ю. В. Останкова. – Волгоград : Учитель, 2020. – 132 с.
37. Павлова, Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для детей 4-7 лет [Текст] / Л. Ю. Павлова. – М. : Мозаика-синтез, 2021. – 112 с.
38. Память [Текст] ; авт.-сост. У. Джеймс. – М. : Академический проект, 2018. – 284 с.
39. Практикум по возрастной и педагогической психологии [Текст] ; под ред. И. В. Дубровской. – М. : Академия, 2018. – 402 с.
40. Психология детей дошкольного возраста : развитие познавательных процессов [Текст] ; под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. – М. : Детство-Пресс, 2019. – 226 с.
41. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Текст] ; под ред. Л. А. Венгера. – М. : Детство-Пресс, 2019. – 224 с.
42. Роговин, М. С. Проблемы теории памяти [Текст] / М. С. Роговин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : URSS, 2018. – 326 с.
43. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер 2018. – 450 с.
44. Сидорчук, Т. А. Технологии развития связной речи дошкольников [Текст] / Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко. – М. : Детство-Пресс, 2015. – 230 с.
45. Стародубцева, И. В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников [Текст] / И. В. Стародубцева, Т. П. Завьялова. – М. : Мозаика-синтез, 2018. – 220 с.
46. Упражнения на развитие внимания, памяти и мышления [Текст] ; ч.1. Солнечные ступеньки. – М. : ВК Дакота, 2018. – 32 с.
47. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] / Г. А. Урунтаева.
– М. : Академия, 2019. – 336 с.
48. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М. : Академ-А, 2020. – 378 с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс] // URL : http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 03.06.2023).
50. Черемошкина, Л. В. Развитие памяти у детей [Текст] / Л. В. Черемошкина. – 2-е изд., доп. – М. : Академия, 2019. – 128 с.
Чуб, Н. В. Лучшая книга для развития памяти малыша [Текст] / Н. В. Чуб. – М. : АСТ, 2018. – 162 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!