это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
5346434
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Теория политических режимов 6
1.1 Подходы к пониманию политических режимов 6
1.2 Типологии политических режимов в трудах Платона и Аристотеля 7
1.3. Теория государственного устройства в работах Н. Макиавелли и Т. Гоббс 9
1.4 Либеральная теория политических режимов 10
1.5 Марксистский подход к анализу политических режимов 11
1.6 Теория тоталитаризма 12
1.7 Транзитологические концепции демократического транзита 14
1.8 Современные дискуссии о классификации и измерении политических режимов 15
2. Применение теории политических режимов в Армении и Грузии 17
2.1 Политические системы Армении и Грузии в составе СССР 17
2.2 Трансформация в постсоветский период 18
2.3 Современное состояние политических режимов Армении и Грузии сквозь призму теории 19
2.4 Политические кризисы 1998 и 2003 годов в Армении и Грузии 20
2.5 Этап укрепления вертикали власти в 2000-е годы 20
2.6 "Цветные революции" и новый виток демократизации 22
2.7 Развитие политических режимов Армении и Грузии в 2010-е годы 24
2.8 Современные дискуссии об отнесении режимов Армении и Грузии к различным типам 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Политические режимы представляют собой одну из фундаментальных характеристик государственного устройства и политических систем. Их анализ и классификация являются важным направлением политической науки. Теория политических режимов на протяжении столетий претерпевала эволюцию - от первых идей в работах античных мыслителей до современных сложных концепций, основанных на строгих научных подходах.
В настоящее время в политологии сложилось несколько ключевых направлений изучения политических режимов: нормативный (ценностный) подход, сравнительный анализ различных типов режимов, исследование переходных режимов и процессов трансформации. Однако до сих пор в науке нет единого мнения относительно универсальной типологии и четких критериев для отнесения конкретных стран к тому или иному типу режима.
Особый интерес вызывает применение теории политических режимов к анализу стран постсоветского пространства, где в последние три десятилетия происходили сложные процессы трансформации политических систем. В данной работе в качестве объектов исследования выбраны две закавказские республики – Армения и Грузия. Данный регион обладает существенной политической, социальной и культурной спецификой, что определяет особый интерес к анализу эволюции политических режимов этих стран с применением теоретического инструментария политологии.
Цель работы – рассмотреть теорию политических режимов в её историческом развитии и современном состоянии, а также проанализировать особенности политических режимов Армении и Грузии в контексте этой теории.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Работа основана на анализе трудов ведущих отечественных и зарубежных ученых в сфере теории политики и сравнительной политологии.
Политический режим представляет собой совокупность методов, способов и средств осуществления политической власти в обществе. В широком смысле это понятие охватывает все аспекты функционирования политической системы, включая формальные и неформальные нормы, практики взаимодействия власти и общества, деятельность политических институтов [1].
Как самостоятельный объект научного анализа политические режимы стали рассматриваться в рамках институционального и системного подходов в сравнительной политологии с середины XX века.
Основоположником институционализма считается американский ученый Г. Алмонд, который ввёл понятие «политический режим» для обозначения устойчивой структуры политических отношений и процессов. Он проанализировал взаимосвязь политической культуры общества и характера режима. Алмонд обосновал необходимость изучать как формальные (конституционно закрепленные), так и неформальные (сложившиеся на практике) правила и нормы функционирования институтов власти для понимания природы режима.
Идеи Алмонда получили дальнейшее развитие в работах Х. Линца, который на основе межстрановых сравнений выделил три измерения (аспекта) политических режимов:
Линц обосновал, что для адекватного анализа режима недостаточно рассматривать только формальную сторону, закрепленную юридически — необходим учёт неформальных институтов и практик. Он также подчеркнул важность социокультурного контекста.
В дальнейшем в рамках системного подхода стали изучать режим как целостную структуру взаимосвязанных компонентов (подсистем) – экономической, социальной, политико-культурной и др. Была выдвинута концепция обусловленности типа политического режима характером всей социальной системы.
Ряд современных ученых (Р. Даль, Дж. Сартори, Л. Морлино и др.) разрабатывают новые качественные и количественные методики анализа режимов. Они стремятся к созданию универсальных схем классификации и индексов для интегральной оценки и сопоставления режимов разных стран.
В политологии сложились различные школы и концепции изучения феномена политических режимов – от узкоинституциональных до широких междисциплинарных подходов. Но все они едины в главном: режим рассматривается как комплексная характеристика политической организации общества, от которой зависят многие процессы и результаты функционирования власти.
Первые попытки типологизации политических режимов были предприняты ещё в работах древнегреческих философов Платона и Аристотеля. Их идеи во многом предвосхитили последующее развитие теории форм правления.
В диалоге «Государство» Платон выделяет пять типов политических режимов, исходя из того, в чьих интересах осуществляется управление государством [2]:
Таким образом, главным критерием для Платона при разграничении политических режимов был вопрос о том, какой социальной группой и в чьих интересах осуществляется управление государством.
Ученик Платона Аристотель разработал более подробную классификацию, описанную им в трактате «Политика». Он выделял три «правильные» (этически оправданные, с его точки зрения) формы правления – монархию, аристократию и политию (умеренную демократию), а также три «неправильные» (выродившиеся, искажённые) формы – тиранию, олигархию и демократию.
При этом Аристотель ввёл качественно иной критерий для разграничения режимов. Он обращал внимание не только на то, какая часть населения участвует во власти (элиты или широкие массы), но и на способ её осуществления – в интересах общего блага или в корыстных, эгоистических целях правящей группы.
Так, полития и монархия, по Аристотелю – это власть в интересах всего общества, всего государства, а демократия и тирания – узурпированная власть в пользу определённой части населения.
Классификация Аристотеля для своего времени была весьма прогрессивной. Она не только констатировала различия в способах правления, но и давала им этическую оценку с позиции реализации общего блага. Это была одна из первых попыток ценностного подхода к анализу политических режимов.
Идеи Платона и Аристотеля во многом определили дальнейшее развитие представлений о сущности и типах государственного правления, оказали значительное влияние на последующих мыслителей. И по сей день их работы изучаются исследователями политики как классические образцы теоретического анализа форм политической власти и режимов.
Значительный вклад в развитие представлений о политических режимах внесли мыслители эпохи Возрождения и Нового времени. Они разрабатывали теории происхождения, природы и форм государственной власти применительно к реалиям своей эпохи.
Одним из первых новое понимание политики предложил итальянский философ Н. Макиавелли в работе «Государь» (1513 г.). Проводя анализ политической жизни Италии того периода, он выделял два основных способа удержания власти правителем [3]:
Оригинальную теорию общественного договора и происхождения государства разработал английский философ Томас Гоббс в трактате «Левиафан» (1651 г.).
Гоббс полагал, что изначально люди жили в «естественном состоянии» - беспорядочном и жестоком. Чтобы гарантировать безопасность, они заключили общественный договор, по которому передали часть прав и свобод правителю (суверену) ради поддержания порядка. Тем самым возникло государство («Левиафан»).
Гоббс выделял три формы государства, исходя из того, где сосредоточена верховная власть:
Гоббс считал наиболее эффективной монархию, так как разделяемая власть, по его мнению, является источником конфликтов и ослабления государства. Однако он допускал и другие формы правления в зависимости от конкретных условий.
В целом Макиавелли и Гоббс заложили основы реалистического подхода к пониманию природы политической власти, механизмов её функционирования и удержания. Их идеи повлияли на всю последующую европейскую политическую философию.
Важнейший вклад в становление теории политических режимов внесли представители либеральной мысли XVII-XVIII веков, такие как Джон Локк, Шарль Монтескье, Вольтер и другие. Они сформулировали принципы правового государства и конституционной формы правления.
Основоположником либерализма по праву считается английский философ Джон Локк. В работах «Два трактата о правлении» и «Опыт о веротерпимости» он обосновал естественные, неотчуждаемые права и свободы человека, которые должно гарантировать государство [4].
Локк выдвинул идею общественного договора, но в отличие от Гоббса полагал, что власть монарха ограничена законом и правами граждан. Он считал наилучшим смешанный режим «монархии, аристократии и демократии» с системой сдержек и противовесов.
Теория разделения властей получила дальнейшее обоснование в работе французского просветителя Монтескье «О духе законов». Он подчеркивал, что реальная свобода достигается только в условиях правового конституционного строя, когда законодательная, исполнительная и судебная власти независимы друг от друга [4].
Эти идеи оказали огромное влияние на политическую мысль и практику. Во многом они легли в основу буржуазных революций XVII—XVIII веков, становления парламентских монархий и республик с системой сдержек и противовесов как наиболее эффективной и устойчивой формы правления.
Либеральная доктрина обусловила переход от сословно-монархических к конституционно-правовым режимам, что имело огромное значение для последующей эволюции представлений о политических системах в целом.
Марксистская теория государства и власти, заложенная К. Марксом и Ф.Энгельсом, а затем получившая развитие в работах В.И. Ленина и других коммунистических мыслителей, предложила принципиально иной подход к пониманию политических режимов.
В отличие от либералов, марксизм рассматривал государство не как инструмент общего блага, а как орудие господства экономически господствующего класса для подавления сопротивления угнетённых масс [5].
Маркс выделял четыре основных типа политических режимов, соответствующих определённым этапам общественно-экономической формации:
Ленин развил учение о пролетарской диктатуре, уточнив её характеристики применительно к условиям России начала XX века. Он обосновывал необходимость вооружённого захвата власти пролетариатом и построения государства нового, советского типа как высшей формы демократии трудящихся масс. Эти идеи легли в основу социалистических революций и становления коммунистических режимов.
Марксизм предложил качественно иную, по сравнению с предшествующими теориями, парадигму анализа и интерпретации политических режимов с классово-антагонистических позиций. Эти методологические подходы оказали огромное влияние на общественно-политическую мысль и практику XX столетия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Дегтярев А.А. Основы политической теории. М.: Высш. шк., 1998.Государство (диалог Платона) // Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/c/gosudarstvo-dialog-platona-cc5b58?ysclid=lt4jliwh9y71908157 (дата обращения: 20.02.2024).Макиавелли Н. Государь / Пер. с итал. Г. Муравьева. М.: Эксмо, 2018.История политических и правовых учений: классификационная и оценочная юридическая наука // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-politicheskih-i-pravovyh-ucheniy-klassifikatsionnaya-i-otsenochnaya-yuridicheskaya-nauka?ysclid=lt4jp9iob4688045384 (дата обращения: 25.02.2023).Марксистская концепция политики // Studfile. URL: https://studfile.net/preview/5792452/page:8/ (дата обращения: 25.02.2023).Конституционное право Российской Федерации. М., 2015. URL: https://e-univers.ru/upload/iblock/c21/b7n2tovcpum6lgow7wp1vgn4kawjz405.pdf?ysclid=lt4jrlgvg9716502930Теории демократического транзита в сравнительном политическом анализе // Studfile. URL: https://studfile.net/preview/9173824/page:40/ (дата обращения: 25.02.2023).Гельман В.Я. Трансформация в России: политический режим и демократическая оппозиция. М.: Московский Центр Карнеги, 2009. URL: https://books.google.ru/books?id=nPq0AAAAIAAJ&hl=ru&source=gbs\\_navlinks\\_s (дата обращения: 25.02.2023).Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=3007&ysclid=lt4jvylpjl792425000#B99FV5UQPwxK1eDn (дата обращения: 25.02.2023).Варданян В.Л. Политические системы стран СНГ: сравнительный анализ. Ереван: Изд-во РАУ, 2015.Захаров А. «Цветные революции» и «арабская весна» в республиках бывшего СССР. М.: Форум, 2022. 152 с.Аветисян Т.Г. Цветные революции на постсоветском пространстве: Общее и особенное на примере Грузии, Украины и Кыргызстана: дис. ... канд. полит. наук. Ереван, 2017. 171 с.Маргарян К.Г. Особенности функционирования политической системы Республики Армения на современном этапе: дис. ... канд. полит. наук. Ереван, 2015. 172 с.Симонян Р.Х. «Цветные революции»: структура и внешнее конструирование (на примере «революции роз» в Грузии). М: Аспект Пресс, 2013.Сафрастян Р. А. Современный этап трансформации политической системы Республики Армения (2012–2018 гг.). Дисс... к. пол. н. Ереван, 2019.Варданян В.Л. Политические системы стран СНГ: сравнительный анализ. Ереван: РАУ, 2015.Хачатрян Г.М. Политические режимы стран СНГ: институциональный анализ трансформаций. Ереван: ЕГУ, 2021.Way L., Levitsky S. Competitive Authoritarianism: Hybrid Regimes After the Cold War. New York: Cambridge University Press, 2010.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требования к оформлению статей Объем текста статьи: от 5 до 8 страниц
Статья, Русский язык и литература
Срок сдачи к 15 янв.
На прием к врачу дерматологу обратился мужчина 32 лет с жалобами на...
Решение задач, Венерология
Срок сдачи к 12 янв.
Написать оригинальное эссе по конституционному праву
Эссе, конституционное право
Срок сдачи к 18 янв.
Разработка двухпоточной вспомогательной системной программы...
Курсовая, Операционные системы
Срок сдачи к 13 янв.
Тема реферата:2. Информационное и методическое обеспечение планирования
Реферат, Планирование и прогнозирование
Срок сдачи к 15 янв.
зачетная книжка 2315096 ( выполнить 3 задания из методички)
Контрольная, Техническое регулирование в области пожарной безопасности, бжд
Срок сдачи к 18 янв.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!