это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
547266
300 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
Более десяти лет в России введена новая профессия, признанная
обеспечить систему социальной поддержки населения. Новая специальность
была введена в системе образования. В штатное расписание школ была
введена новая должность социальный педагог. До сих пор, социально-
педагогическая деятельность ассоциируется с системой образования. Однако,
социально-педагогическая деятельность может рассматриваться в более
широком контексте, нежели работа в образовательных организациях.
Социальная педагогика, хотя и сформировалась как наука в рамках
общей педагогики, тем не менее, имеет свою ярко выраженную специфику,
выражающуюся в ориентации на решение личностных проблем, посредством
реализации комплекса профилактических, реабилитационных,
коррекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогически
целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности
воспитанников.
В рамках данного эссе рассматриваются общие структурные
компоненты социально-педагогической деятельности, определяющие
важнейшие требования к профессии «социальный педагог». Задачами эссе
являются определение направлений социально-педагогической деятельности,
сфер ее реализации, а также рассмотрение профессиональных компетенций,
необходимых социальному педагогу и требований к его личности.
Эссе написано на основе изучения и анализа нормативных-правовых
документов различного уровня, журнальных публикаций, аналитических
материалов по теме.
Для определения важнейших требований к профессии «социальный
педагог», необходимо определить ряд ключевых понятий, таких как:
«социальная педагогика», «социально-педагогическая деятельность».
Исследователи (А.В. Мудрик, В.Д. Семенов, Т.А. Василькова, Л.В.
Махардаев) дают схожие определения понятию «социальная педагогика».
Социальная педагогика понимается как отрасль педагогики, исследующая
воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности;
разрабатывающая систему мероприятий по оптимизации воспитания
личности с учетом конкретных условий социальной среды [5].
Социально-педагогическая деятельность представляет собой
разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание
социальной поддержки и помощи различным категориям лиц (детям,
молодежи, инвалидам) в процессе их социализации. В качестве объекта
социально-педагогической деятельности выступает человек как член социума
в единстве его индивидуальных и общественных характеристик.
Предмет социально-педагогической деятельности определяется как
педагогические аспекты социального становления человека, развития и
приобретения им социального статуса, социального функционирования,
поддержание достигнутых и восстановление утраченных
социальных характеристик [1].
Должность «социальный педагог» была введена в штат
образовательных учреждений в России в начале 90-х г.г. В 1990 г. были
определены должностные обязанности, в соответствии с которыми были
определены направления социально-педагогической деятельности,
отраженные в квалификационной характеристике. В соответствии с
квалификационной характеристикой, социальный педагог осуществлял
воспитательную и социальную работу с детьми и их родителями, взрослым
населением в семейно-бытовой среде, с подростковыми, молодежными
группами и объединениями. Рассмотрим более подробно должностные
обязанности социального педагога.
Социальный педагог обеспечивает социально-психологическую
поддержку в процессе социализации детей, подростков и молодежи,
оказывает помощь семье и другим воспитательным институтам, выполняет
роль посредника, связующего звена между детьми и взрослыми, личностью и
коллективом. Отдельным направлением является реализация им функции
защиты прав детей и подростков как наиболее незащищенной категории
населения.
Социально-педагогическая деятельность осуществляется в
соответствии с требованиями нормативных-правовых актов федерального
уровня в сфере образования, социальной поддержки. В зависимости от
характера реализуемых задач, работа социального педагога может иметь
существенные различия, определяемые типом организации. Так, социальный
педагог в общеобразовательной школе, ориентирован на решение
воспитательных задач в рамках профилактической работы с обучающимися,
пропускающими учебные занятия по неуважительной причине, имеющих те
или иные формы девиантного поведения. Социальный педагог в условиях
общеобразовательной школы осуществляет работу не только с
обучающимися, а также с их родителями (законными представителями). В
зависимости от специфики образовательной организации, особенностей
контингента обучающихся, направления работы социального педагога могут
также отличаться.
Социальный педагог, работающий в детском доме, выступает в
качестве законного представителя воспитанников и решает широкий спектр
вопросов, связанных с охраной личных и имущественных прав
несовершеннолетних. Социальный педагог, работающий в образовательных
организациях среднего профессионального образования, выполняет комплекс
задач, связанных с предоставлением мер социальной поддержки ряду
категорий студентов, решением задач профилактики асоциального
поведения. В настоящее время происходит изменение функциональных
обязанностей социального педагога, появление в его работе элементов
управленческой деятельности.
К основным принципам социально-педагогической деятельности
относят: индивидуальный подход; опору на положительные стороны
личности ребенка; объективность подхода к подопечному;
конфиденциальность.
Для успешной работы, социальный педагог должен обладать рядом
общих и профессиональных компетенций. Он должен обладать
разносторонними знаниями в области педагогики, психологии, социологии,
права. Отдельным аспектом, определяющим успешность профессиональной
деятельности, является наличие определенных личностных особенностей. По
характеру деятельности, социальные педагоги постоянно общаются с
большим количеством людей, оказывая им помощь в решении
разнообразных проблем. Работа с людьми накладывает большую
ответственность и требует наличия у социального педагога особых качеств
личности.
Личностные качества влияют на все аспекты жизни человека, от его
профессиональных предпочтений и заканчивая тонкостями общения и
поведения. Личностные качества могут быть врожденными или
приобретаются человеком в процессе его социализации. Они оказывают
влияние на характер профессиональной деятельности человека.
Ни в одной другой сфере человеческой деятельности нет такой тесной
связи между профессиональным и личностным, как в работе социального
педагога. Действительно, невозможно быть в личностном плане одним, а в
профессиональной деятельности абсолютно другим. Именно поэтому,
личностные качества составляют важный фундамент профессиональной
успешности социального педагога.
Требования, предъявляемые к личности социального педагога, носят
как общий характер, так и отражают его специализацию. При наличии
базовых компонентов в деятельности социального педагога, специализация
(например, работа в сфере образования, медицинских учреждениях, органах
социальной защиты населения), предъявляет свои специфические требования
к личности.
Общими чертами личности социального педагога, вне зависимости от
сферы его деятельности, являются:
1) наличие энтузиазма по отношению к работе и ее задачам;
2) дисциплинированность;
3) способность к критическому осмыслению своей деятельности;
4) беспристрастие и умение налаживать отношения с людьми.
Нравственными качествами социального педагога являются
доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость,
отзывчивость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность.
Особое значение для осуществления успешной деятельности
социального педагога, имеют коммуникативные качества (общительность,
эмпатия, тактичность), умение понимать людей и оказывать на них влияние.
Профессионализм социального педагога проявляется в адекватной
оценке им своих возможностей. У него не должно быть ощущения
собственной исключительности. Как и любой человек, он может ошибаться.
Важнейшей составляющей, влияющей на степень доверия к нему клиента,
является тактичность и безусловное выполнение этических норм в работе.
Соблюдение этики взаимоотношений с клиентом является
краеугольным камнем, определяющим степень профессионализма
социального педагога.
Под этим, в первую очередь, понимается неразглашение сведений,
ставших известным психологу в силу выполнения им профессиональных
обязанностей. Деятельность социального педагога не может быть одинаково
успешной во всех отраслях. Поэтому, успешный специалист – это человек, до
тонкостей освоивший специализацию в рамках профессиональной
деятельности. На выбор направления работы оказывают влияние
индивидуальные особенности личности специалиста. Социальная педагогика
как сфера профессиональной деятельности, имеет широкий диапазон
применения. Поэтому, в рамках специальности, социальный педагог может
избрать направление, наиболее отвечающее его научным интересам и
особенностям личности. Например, можно специализироваться на работе с
детьми, решении семейных проблем, работе в органах социальной защиты.
Таким образом, социально-педагогическая деятельность
рассматривается как процесс целенаправленного решения социальных задач,
возникающих в образовательных и социальных сферах на основе приоритета
потребностей и интересов детей с учетом специфики учреждения,
особенностей контингента.
Современный социальный педагог является специалистом, решающим
весьма разнообразные задачи в сфере профессиональной деятельности.
Соответственно, требования к наличию у него необходимых компетенций
неуклонно возрастают.
Залогом успешности профессиональной деятельности социального
педагога является правильный выбор специализации, которая бы
соответствовала личностным качествам человека.
Социальный педагог, владеющий необходимыми компетенциями для
выполнения профессиональных функций, но, не обладая нравственными
качествами личности и не соблюдая нормы этики, не достигнет успеха. Его
деятельность, при отсутствии нравственной составляющей, будет в лучшем
случае, бесполезной для общества, а в худшем – способна нанести
существенный вред.
Список использованной литературы
1. Василькова Ю.В. Социальный педагог. - М.: Академия, 2010.
2. Васильев В.В. Социальная педагогика и право.// Социальная
педагогика в России. Научно-методический журнал. 2011. №5. С. 65-73.
3. Гурьянова М.П. Институт социальных педагогов в России:
востребованность профессии, гармонизирующей жизнь социума и
человека.// Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал.
2014. №3. С.19-25.
4. Иванов А.В. Социальная педагогика.-М.: Дашков и К, 2013.
5. Махардаев Л.В. Социальная педагогика. Полный курс.: Юрайт-
Издат, 2011.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!