это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
5569058
Ознакомительный фрагмент работы:
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические принципы формирования патриотизма и гражданственности у обучающихся 5-7 классов на уроках истории 10
1.1.Понятие патриотизма в отечественной психолого-педагогической литературе и нормативно-правовых актах Российской Федерации 10
1.2.Способы формирования патриотизма и гражданственности у обучающихся 5-7 классов через изучение истории 18
1.3.Педагогические аспекты гражданско-патриотического воспитания в процессе изучения истории 22
Глава 2. Практические аспекты формирования патриотизма и гражданственности у обучающихся 5-7 классов на уроках истории 27
2.1. Достоинства и недостатки применения активных методов обучения при формировании патриотизма и гражданственности у обучающихся 5-7 классов на уроках истории и внеурочной деятельности 27
2.2. Методическая разработка урока по истории России 6 класс «Северо-Западная Русь между Востоком и Западом» 33
2.3. Анализ проведенного урока 41
Заключение 43
Список использованных источников и литературы 45
Введение
Актуальность темы исследования определяется тем, что Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет одним из основных личностных результатов образования формирование гражданственности и патриотизма у обучающихся основной школы. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в мае 2024 года была определена основная цель преподавания истории, которая заключается в том, чтобы сформировать общероссийскую гражданскую идентичность и укрепить Русский мир. Для этого необходимо: сохранить память о значимых событиях истории России, включая историю государствообразующего русского народа, а также других народов, живущих в нашей стране; осознавать многонациональную природу социокультурного развития отечественной науки и культуры; проводить патриотическое воспитание; почитать Защитников Отечества и выдающихся личностей, внесших вклад в его развитие и процветание. На основании актуальности выбранной темы был определен объект и предмет исследования. Объектом исследования являются обучающиеся 5-7-х классов общеобразовательной школы. предметом исследования являются приемы и методы обучения, и воспитания обучающихся 5-7-х классов в рамках формирования гражданственности и воспитания патриотизма. Объект и предмет исследования определил цель работы, которая заключается в том, чтобы изучить и применить на практике основные приемы, методы обучения и воспитания обучающихся 5-7-х классов на уроках истории и во внеурочной деятельности в рамках формирования гражданственности и воспитания патриотизма. Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи: - рассмотреть понятие патриотизма в ретроспективном аспекте; - рассмотреть способы формирования гражданственности и воспитания патриотизма на уроках истории в основной общеобразовательной школе; - разработать внеурочное занятие, направленное на формирование гражданственности и воспитание патриотизма для обучающихся 5-7-х классов; - проанализировать проведенное внеурочное мероприятие. Степень изученности проблемы. Данной теме посвящено множество трудов выдающихся методистов. О проблеме формирования патриотизма и гражданственности у подростков основной общеобразовательной школы в рамках обучения истории написано множество статей, различных руководств и хрестоматий для учителя, которые рассматривают различные подходы и способы обучения и воспитания гражданина на уроках истории. Среди монографий по теме исследования стоит отметить следующие работы таких авторов как Д.А. Криворотов, Л.А. Ибрагимова, А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, Т.С. Дорохова, Е.С. Кувакина, Г.М. Федоров, Д.Ф. Бужинов и Е.Н. Путинцева. Коллективная монография Д.А. Криворотова и Л.А. Ибрагимовой «Социально-педагогические аспекты патриотического воспитания и реализация его функций (на примере образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры)» содержит решение задачи, имеющей существенное значение для педагогической науки — проблемы реформирования и развития системы патриотического воспитания, новые взгляды на него с социально-политической точки зрения, способы реализации его новых функций в современной России, работа представляет интерес, так как в ней рассматриваются основные направления формирования патриотического воспитания у обучающихся основной школы. Статья Д.Ф. Бужинова и Е.Н. Путинцевой «Гражданско-патриотическое воспитание современного российского поколения: проблемы, перспективы и потенциал использования интернет-технологий» рассматривает основные аспекты гражданско-патриотического воспитания современной российской молодежи, подчеркивает важность традиционной системы образования, в рамках которой происходит первичная социализация детей и закладываются основы воспитания духовно-нравственной и государственно-ориентированной личности. На основе имеющихся результатов проведенных социологических исследований сделан вывод о том, что существующая система патриотического воспитания должна выстраиваться с учетом различных возрастных групп молодежи и охватывать не только историческое наследие и популяризацию официальной государственной символики, но и другие патриотические ориентиры, направленные на формирование созидательного мировоззрения в системе вторичной социализации. Также в статье проведен анализ возможностей использования интернет-технологий в процессе гражданско-патриотического воспитания современных российских подростков и молодежи. В монографии А.Н. Вырщикова и М.Б. Кусмарцева «Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе» рассматривается феномен патриотизма и его воспитательный потенциал в укреплении государственности и державности России, обеспечении её национальной безопасности, консолидации современного российского общества, что предполагает реализацию механизмов суверенной демократии и созданию условий для самореализации и жизненного успеха каждого гражданина России. Работа представляет интерес для исследования, так как в ней представлена концепция патриотизма и приемы обучения, позволяющих сформировать гражданственность и патриотизм у обучающихся основной школы. Современное образование в школе направлено на формирование гражданской активности обучающихся, одним из педагогических средств данного направления является создание условий для развития функциональной грамотности, в данном случае обратимся к работе Г.М. Федорова «Функциональная грамотность и гражданско-патриотическое воспитание». Работа представляет интерес, так как в ней содержатся материалы, связанные с теоретическими и прикладными аспектами, методологическими особенностями формирования функциональной грамотности и гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания детей и молодежи с учетом новых образовательных стандартов и нововведений.Формирование патриотизма и гражданственности на уроках истории возможно при использовании активных методов обучения, в том числе методы развития критического мышления через чтение и письмо, работа с иллюстративным и картографическим материалом. По данному вопросу исследования представлен большой комплекс работ, среди которых можно отметить работы советских педагогов и современной педагогической науки. Среди работ советского периода, можно рассмотреть труды таких ученых как: А.А. Вагин, П.В. Гора, И.Я. Лернер. А.А. Вагин в своем методическом труде указывает на важность формирования анализа исторического источника на учебных занятиях по истории во всех классах, несмотря на то, что труд написан в конце 60-х гг. ХХ века он не теряет своей актуальности, так как методы работы с текстовыми источниками, рассмотренные автором, научно обоснованы. А.А. Вагин не умаляет значение формирования исторических понятий и раскрытие исторических закономерностей при изучении истории, обосновывает важность анализа при проведении учебных занятий. Большой потенциал, по мнению автора, проявляется при использовании в школьном обучении историко-краеведческого материала. П.В. Гора в своем труде представляет психологическое и дидактическое обоснование наглядных пособий и иллюстративного материала, классификацию наглядных средств обучения, обоснование методики их использования на учебных занятиях истории и анализ их влияния на качество знаний, работу и интереса учащихся в процессе изучения предмета. Автор утверждает, что использование наглядных средств обучения позволяет сформировать у обучающихся аналитические умения.В монографии И.Я. Лернера «Дидактические основы методов обучения» на основе результатов многолетнего теоретического и экспериментального исследования излагается целостная концепция методов обучения, обосновывается система дидактических методов, направленных на совершенствование процесса обучения и развитие творческих способностей школьников. Автор также в своем труде отмечает значение формирования аналитических умений у обучающихся при использовании исторических источников, краеведческого материала, применение методов развитие критического мышления через работу с текстом, в том числе историческим. Особое внимание уделяется особенностям работы с адаптированными и неадаптированными источниками. Современные методисты и педагоги также уделяют большое внимание применению различных технологий, приемов и методов обучения и воспитания уроках истории. Различные стороны изучаемой проблемы рассмотрели: Е. Е. Вяземский и О. Ю. Стрелова, М. В. Короткова и М. Т. Студеникин, А. Т. Степанищев, О. В. Замараев, В. Я. Румянцев, Н. В. Чеканова, В. В. Шоган. Современные педагоги разрабатывают новые методики и приёмы работы. В работе авторов Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой «Методика преподавания истории в школе» рассматриваются концептуально – методические подходы к преподаванию истории, методические модели, эффективные в условиях вариативного образования, современные формы активного развивающего обучения. В работе отражены актуальные проблемы в системе школьного российского образования.В пособии А.Т. Степанищева представлены концептуальные составляющие обучения истории, теоретические, организационные и методические основы учебных занятий, общие и видовые методы преподавания и изучения истории, рекомендации по основным формам и способам самостоятельной работы. В работе В.В. Шогана автор предлагает новую, личностно-ориентированную технологию построения уроков истории. Обращаясь к культурно-историческому явлению, соотнесенному с предметной темой, строятся новые типы учебных занятий. Методист предлагает применять на учебных занятиях по истории системно-деятельностный подход, основанный на использовании технологии педагогической мастерской как средства формирования у обучающихся творческой активности и самостоятельности. Всех авторов объединяет то, что практические средства обучения истории рассматриваются как одна из закономерностей развития креативной, умственной и аналитической деятельности обучающихся при решении учебных и исследовательских задач.Следовательно, данная тема является актуальной, дает представление об основных тенденциях развития современного исторического образования. Характеристика источников. При работе над данной темой были использованы, в первую очередь, официальные документы, а именно Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Примерная основная образовательная программа основного общего образования, историко-культурный Стандарт, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2024 года. Данные документы позволили отметить основные направления деятельности педагога в частности формирования гражданственности и патриотизма на уроках истории в 5-7- х классах, выявить воспитательный момент урока истории. Методологическая база исследования. Руководящими методологическими принципами стали принципы историзма, объективности и системности. В работе нашли применение методы анализа, синтеза, интерпретации, систематизации теоретических положений по проблеме исследования, а также дедукции и индукции, позволяющие рассмотреть поставленные исследовательские задачи в контексте перехода от общего к частному и наоборот.
Список использованных источников и литературы
Источники
Историко-культурный стандарт – URL : http://school.historians.ru/wp-content/uploads/2013/08/Историко-культурный-стандарт.pdf?ysclid=lx4w0mpqz8236074199 (дата обращения: 01.06.2024)
Конституция РФ. – URL : http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102027595&ysclid=lwnssce9mf848955352 (дата обращения: 26.05.2024)
Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России – URL : https://olginskoe.ru/archive/34/ (дата обращения: 26.05.2024)
Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России – URL : https://olginskoe.ru/archive/34/ (дата обращения: 26.05.2024)
Концепция преподавания истории/КонсультантПлюс. – URL : https://www.consultant-so.ru. (дата обращения : 25.05.2024)
Концепция преподавания истории/КонсультантПлюс. – URL : https://www.consultant-so.ru. (дата обращения : 25.05.2024)
Патриотическое воспитание граждан 2021-2024 годы – URL : https://berdschool.obr.sakha.gov.ru/federalnyj-proekt-patrioticheskoe-vospitanie-grazhdan-rf (дата обращения: 26.05.2024)
Решу ВПР. История. 6 класс – URL : https://hist6-vpr.sdamgia.ru/?redir=1&ysclid=lx4w3sgnc7407012483 (дата обращения: 01.06.2024)
Стратегия развитие воспитания в Российской Федерации на период до 2024 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. - № 996-р. – Официальный сайт Правительства Российской Федерации. – URL : http://www.niro.nnov.ru/?id=24536 (дата обращения : 27.05.2024). – Текст : электронный
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/КонсультантПлюс. – URL : https://www.consultant-so.ru. (дата обращения : 25.05.2024)
Федеральный закон «О ветеранах» от 12.01.1995. № 5 – ФЗ – URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5490/?ysclid=lwnsz2aj4m681850243 (дата обращения: 26.05.2024)
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998. - № 53-ФЗ – URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18260/?ysclid=lwnsws2y71655024817 (дата обращения: 26.05.2024)
Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 13.03.1995 № 32 – ФЗ – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5978/?ysclid=lwnt0purz9447533169 (дата обращения: 26.05.2024)
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ – URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/?ysclid=lwnsu6cpbx523247406 (дата обращения: 26.05.2024)
Федеральный закон «Об увековечивании Победы советского народа в Великой Отечественной войне» от 09.05.1995 № 80-ФЗ – URL : https://patriot.nso.ru/page/167?ysclid=lwnt34ubn458336903 (дата обращения: 26.05.2024)
Литература
Бужинов Д.Ф., Путинцева Е.Н. Гражданско-патриотическое воспитание современного российского молодого поколения: проблемы, перспективы и потенциал использования интернет-технологий // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/11/55050 (дата обращения: 14.05.2024).
Вагин, А.А. Методика преподавания истории в средней школе. – Москва : Просвещение. – 1968. – 434 с. – URL : https://www.studmed.ru/vagin-a-a-metodika-prepodavaniya-istorii-v-sredney-shkole-uchenie-o-metodah-teoriya-uroka_1cbdf2a1680.html (дата обращения 06.03.2022). – Текст : электронный.
Воробьева, Е.С. Тесты по истории России в двух частях. Ч. 1.: 6 класс: к учебнику под ред А.В. Торкунова «История России 6 класс». ФГОС – Москва : Издательство «Экзамен», 2021. – 95 с.
Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172 с.
Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Методика преподавания истории в школе: практическое пособие для учителей. – Москва : Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2001. – 176 с.
Гевуркова, Е.А. ЕГЭ 2022. История : сборник заданий. – Москва : Эксмо, 2022. – 272 с. Гора, П.В. Методические приёмы и средства наглядного обучения истории в средней школе. – Москва : Просвещение. – 1971. – 239 с. – URL : https://www.studmed.ru/gora-p-v-metodicheskie-priemy-i-sredstva-naglyadnogo-obucheniya-istorii-v-sredney-shkole_ba0ab467e7b.html (дата обращения: 06.03.2022). – Текст : электронный.
Дайри, Н.Г. Как подготовить урок истории. – Москва : Просвещение, 1969. – С. 58
Домнина, О.Н. Приемы работы с иллюстративным материалом на уроках истории. – URL : https://urok.1sept.ru/articles/676844 (дата обращения : 10.03.2022). – Текст : электронный
Донская, Н.С. Метод структурно-функционального анализа содержания исторического образования: к анализу научно-методического наследия профессора П.В. Горы//Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т.5, № 6. – С. 760-765
Дорохова, Т. С. Содержание гражданско-патриотического воспитания в современном российском обществе: к постановке проблемы / Т. С. Дорохова, М. А. Галагузова, Е. С. Дорохова // Профилактика зависимостей. — 2020. — № 1 (21). — С. 48—52.
История России. 6 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. в 2 ч. Ч.1/ под. Редакцией А.В. Торкунова. – Москва : Просвещение, 2021. – 175 с.
Криворотов, Д.А., Ибрагимова, Л.А. Социально-педагогические аспекты патриотического воспитания и реализация его функций (на примере образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры): Монография. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. университета, 2009. — 270 с.
Кувакина, Е. С. Совершенствование гражданско-патриотического воспитания старшеклассников средствами проектной деятельности / Е. С. Кувакина // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2012. — № 9 (109). — С. 142—147.
Лыкова Т.Р. Анализ понятия «Патриотизм»: педагогический аспект// Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11-4. – С. 778-782;URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33203 (дата обращения: 26.05.2024).
Начало княжения Ярослава в Киеве//Повесть временных лет – URL : https://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopisets/povest-vremennyh-let/3 (дата обращения: 04.06.2024)
Никулина Н.Ю, Методика преподавания истории в средней школе. Учебное пособие. – Калининград . – издательство Калининградского университета. – 200. – 95 с. – URL : https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1646149476&tld=ru&lang=ru&name=nikulina (дата обращения: 01.03.2022) . – Текст : электронный.
Осмоловская, И.М. И.Я. Лернер о процессе обучения: современное прочтение //Отечественная и зарубежная педагогика. - 2017. - Т.1., - № 3 (39). – С. 31-41.
Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В .Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1999. Т. 2. 672 с.
Салтымакова, С.В. Методика преподавания истории в условиях ФГОС. – URL : https://urok.1sept.ru/articles/664357 (дата обращения: 28.02.2022). - Текст : электронный.
Сидорова, Н.К. Методические аспекты преподавания истории в условиях реализации ФГОС. – URL : file:///C:/Users/Katerina/Downloads/metodicheskie-aspekty-prepodavaniya-istorii-v-usloviyah-realizatsii-fgos.pdf (дата обращения: 27.02.2022). - Текст : электронный.
Современная энциклопедия [Электр. ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/36098 (дата обращения: 26.05.2024)
Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – Санкт-Петербург : КАРО, 2015. – С. 55
Степанищев, А.Т. Методика преподавания и изучения истории: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Москва : Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 304 с.
Студеникин, М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе : пособие для учителей и студентов вузов/М.Т. Студеникин. – Москва : Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2007. – 79 с.
Токмянина, С.В. Работа с письменными историческими источниками на уроках истории как одна из форм реализации компетентностного подхода в школьном историческом образовании. – URL : https://human.snauka.ru/2016/06/15649 (дата обращения: 01.03.2022). – Текст : электронный
Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразео -логических выражений / Под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
Федоров, Г.М. Функциональная грамотность и патриотическое воспитание. – Москва: Издательский дом Академии Естествознания, 2022. – 315 с.
Чернявская, А.П., Байбородова, Л.В., Харисова, И.Г. Технологии педагогической деятельности. Часть I. Образовательные технологии : учебное пособие / под общ. ред. А.П. Чернявской, Л.В. Байбородовой. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2014. – С. 34
Шоган, В.В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования : учеб. Пособие/ В.В. Шоган. – Ростов на Дону, 2007. – 475 с.
Щуринова, И.А. Работа с исторической картой: причины трудностей учащихся и приёмы их преодоления. – URL : https://pish.ru/blog/archives/4261 (дата обращения : 10.03.2022). – Текст : электронный.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!