это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
5594458
300 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Духовная жизнь общества в истории философии 4
1.1.Взгляд философов на духовную жизнь общества 4
1.2.Понимание духовной жизни общества в разные философские периоды 6
1.3.Философский аспект проблемы духовной жизни современного общества 8
Глава 2. Духовная жизнь: Понятие и особенности в современном мире 9
2.1.Понятие духовной жизни: определение, компоненты, значение 9
2.2.Особенности духовной жизни в современном мире 11
Глава 3. Проблемы духовной жизни современного общества 12
Глава 4. Пути решения проблем духовной жизни 14
Заключение 15
Библиографический список 16
Духовная жизнь общества — это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство.
Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, с удовлетворением духовных потребностей человека. «Духовный» означает связанный с внутренним миром человека, его нравственными устремлениями и интеллектуальной деятельностью. Современное общество сталкивается с целым рядом проблем в области духовной жизни, связанных с быстрым темпом жизни, стремительными изменениями, новыми технологиями и повсеместным потреблением информации. Люди всё больше ощущают потребность во внутреннем умиротворении, размышлениях о смысле жизни, поиске себя.
Актуальность проблемы духовной жизни в современном обществе заключается в том, что в процессе формирования гражданского общества многократно возрастает роль духовности каждой личности.
Большой проблемой является то, что уровень духовности, а следовательно, и общественного сознания снижается. Проявлением этого является равнодушие, усиление агрессии и жестокости, появление потребительских желаний. Современное общество обязано начать духовно-нравственное возрождение. Образование должно поставить цель развивать не только умственные способности и интеллект человека, но и учить человека обретению самого себя, человеческого образа, что позволит ему быть самим собой и разделять добро и зло.
Цель: рассмотреть проблемы духовной жизни современного общества.
Задачи работы: изучить духовную жизнь в истории философии, раскрыть понятия и особенности духовной жизни в современной мире, а также пранализировать проблемы духовной жизни современного общества и определить пути решения этой проблемы.
Духовная жизнь общества рассматривалась философами различных эпох как один из ключевых аспектов формирования и развития общества. Рассмотрим эту тему через призму взглядов философов разных времён.
В философии Древней Греции духовная жизнь общества принимала форму идеалов и ценностей, которые определяли поведение и мировоззрение людей. Платон полагал, что идеи справедливости, добра и красоты являются основой построения идеального общества. Аристотель уделял внимание этическим принципам и влиянию воспитания на формирование личности и общества в целом.
Платон считал духовную жизнь целью человеческого существования. Он видел её в познании истины и в стремлении к совершенству. [6]. «Душа должна стремиться к тому, что вечно и неизменно, а не к тому, что изменяется и умирает». [8].
Аристотель полагал, что счастье — это цель человеческой жизни, которую можно достичь через практическую мудрость и добродетель. «Счастье — это деятельность согласно добродетели».
В средние века влияние религии на духовную жизнь общества стало ещё более заметным. Средневековые философы, такие как Августин Аврелий, Боэций, Аль-Фараби, исследовали вопросы веры, морали и души, влияние которых простиралось на всю культуру и общество. [1, с. 147; с. 154].
Августин Аврелий видел духовную жизнь в покаянии и стремлении к Богу. «Господи, Ты создал нас для Себя, и неспокойно сердце наше, пока не обретет покой в Тебе».
Боэций считал, что духовная жизнь помогает человеку преодолеть жизненные трудности и найти смысл в существовании. «Философия — это утешение в несчастье».
В эпоху Просвещения важность духовной жизни общества была связана с развитием науки, образования и критического мышления. Рационалисты, такие как Декарт, Спиноза, Вольтер, подчёркивали значение разума и осмысленности в жизни общества, отвергая догматизм и суеверия. [1, с. 211, с. 232; с. 272].
Рене Декарт считал, что духовная жизнь основана на разуме и самопознании. «Я мыслю, следовательно, я существую».
Бенедикт Спиноза видел духовную жизнь в познании Бога и в стремлении к совершенству. «Бог — это природа, а природа — это Бог».
Вольтер критиковал религиозный фанатизм и призывал к разуму и терпимости. «Всё хорошо в лучшем из миров» в произведении «Кандид, или Оптимизм».
В современной философии духовная жизнь общества рассматривается в контексте глобализации, технологического развития и социокультурных трансформаций. Философы такие как Юнг, Фрейд, Дебор, Баудрийяр обращают внимание на влияние массовых коммуникаций, потребительского общества и потери индивидуальности на духовную жизнь современного общества. [1, c. 390; с. 392]
Фрейд считал, что духовная жизнь основана на бессознательном и что человек должен понять свои глубинные потребности и желания. [15].
Карл Юнг развивал идеи Фрейда, но также уделял внимание роли архетипов и коллективного бессознательного в духовной жизни человека в своей книге «Психология бессознательного».
Ги Дебор в своём произведении «Общество спектакля» критиковал современное общество за то, что оно превратилось в спектакль, где реальность заменяется иллюзиями и потребительскими ценностями.
Жан Бодрийяр в книге «Символический обмен и смерть» считал, что современное общество потеряло связь с реальностью и живёт в мире символов и знаков.
Таким образом, духовная жизнь общества рассматривается философами как один из важнейших факторов формирования и изменения общественных ценностей, норм и идеалов в разные исторические периоды.
В разные философские эпохи понимание духовной жизни общества постоянно менялось.
Античность:
Древняя Греция: В античности духовная жизнь общества была тесно связана с религией и мифологией. Боги были частью повседневной жизни, а ритуалы и праздники играли важную роль в общественной жизни. Философы, такие как Сократ, Платон и Аристотель, пытались найти истину и добродетель, что влияло на духовное развитие индивида и общества. [3, с. 34-35]
Древний Рим: Римляне уважительно относились к религии, но их духовная жизнь была более практичной и ориентированной на государство. Они ценили мораль, дисциплину и гражданские добродетели.
Средневековье:
Христианство: В средние века духовная жизнь общества была тесно связана с христианством. Церковь играла ключевую роль в жизни людей, определяя моральные нормы и духовные ценности.
Аскетизм: В этот период популярным стало аскетическое движение, которое отрицало материальные блага и стремилось к духовному совершенствованию.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Васильев В.В. История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. — М.: Академический Проект: 2005. — 680 с.Жан Бодрийяр. Символический обмен и смерть. М.: «Добросовет». - 2000. – 390 с.Зотов А.Ф. Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина. — 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Академический Проект; Трикста, 2004.— 688 с. Лавриненко В.Н. Духовная жизнь общества. Философия, 1998. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://uchebnik.biz/book/284-filosofiya/76-5-duxovnaya-zhizn-obshhestva/?ysclid=lwkr2tl24q549194697, (дата обращения: 24.05.2024). Мельникова В.А. Обществознание. Духовная сфера общества. Культура. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://obschestvoznanie-ege.ru/духовная-сфера-теория/егэ-обществознание-духовная-сфера-об-2/?ysclid=lwkravstix755632280, (дата обращения: 23.05.2024)Объективный идеализм Платона. Учение о душе. [Сайт]. URL: https://anchiktigra.livejournal.com/550944.html?ysclid=lwkjiixg2065960294, (дата обращения: 23.05.2024). HYPERLINK "https://scienceforum.ru/2018/article/2018002864?ysclid=lwaw6ihu17783268401" Проблемы духовной жизни общества. . [Электронный ресурс]. URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018002864?ysclid=lwkrsey3sm154716231, (дата обращения: 24.05.2024).Платон. Государство VI. Перевод А.Н.Егунова. В кн.: Платон. Соб. соч. в 3-х тт. Т.3 (1). М., 1971. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://plato.spbu.ru/TEXTS/PLATO/LosevH/0307.htm?ysclid=lwkjb85z8p480048046, (дата обращения: 24.05.2024).Постмодернизм: истоки, становление, сущность. [Сайт]. URL: https://www.socionauki.ru/journal/articles/256432/?ysclid=lwkqoh0v3459620316Радлова Э.Л. Аристотель Никомахова этика / Аристотель. — Москва; Берлин: Директ‐Медиа, 2020. — 222 с.Сергиенко М.Е. Исповедь. Блаженный Августин Аврелий. - М.: «Даръ», 2005. - 544 с.Секуляризация. Новая философская энциклопедия. [Сайт]. URL: https://gufo.me/dict/philosophy_encyclopedia/СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ?ysclid=lwkqvfco8p773716654, (дата обращения: 24.05.2024). Слюсарёв Г.Г, Юшкевич А.П. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках. — Перевод на русский язык Г. Г. Слюсарева и А. П. Юшкевича. // Рене Декарт. Сочинения в 2 т. — Т. 1. — М., 1989.Спиноза Б. (1632 - 1677). «Этика». Российский Сервис Онлайн-Дневников. [Сайт]. URL: https://www.liveinternet.ru/users/7185862/post487607361/, (дата обращения: 24.05.2024). Философия XVIII века: «Кандид, или Оптимизм» Вольтера. [Электронный ресурс]. URL: https://embassylife.ru/post/9687?ysclid=lwkovro5ht412655657, (дата обращения: 24.05.2024). Фрейд. Толкование сновидений. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psychosearch.ru/masters/zigmund-frejd/154-tolkovanie-snovidenij?ysclid=lwkp7l0pa3391751285, (дата обращения: 23.05.2024).Цейтлиным М.Н., Уколовой В.И. Утешение философией» и другие трактаты: [Перевод] / Боэций; [Послесл. Г.Г. Майорова; Рос. акад. наук, Ин-т философии]. - Москва: Наука, 1990. - 413, [2] с. Юнг Карл Густав. О психологии бессознательного / Карл Густа Юнг: [перевод А. А. Чечиной]. – Москва: Издательство АСТ, 2021. – 224 с. Якубович М, Офертас С. Дебор, Ги Общество спектакля. Пер. с фр. С. Офертас и М. Якубович. Ред. Б. Скуратов. Послесловие А. Кефал. М.: Издательство «Логос» 2000.- 184 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!