это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
572569
Ознакомительный фрагмент работы:
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена проводимой в настоящее время налоговой политике государства. Особое внимание уделено вопросам повышения справедливости налоговой системы, улучшению качества налогового администрирования. Автором проведена оценка эффективности и разработаны критерии оценки эффективности налоговых льгот в России.
ABSTRACT
The article is devoted to ongoing state tax policy. Particular attention is paid to issues of increasing fairness of tax system, improving quality of tax administration. The author assessed the efficacy and developed criteria for assessing the effectiveness of tax incentives in Russia.
Ключевые слова: система налогообложения; специальные налоговые режимы; субъекты малого бизнеса; налоговые льготы.
Keywords: tax system; special tax regimes; small businesses; tax incentives.
В современных экономических отношениях налогообложение занимает одно из ведущих мест. Для эффективной деятельности любой организации необходимо осуществлять оптимальную налоговую политику. Она позволяет спланировать налоговые платежи, разработать учетную политику в целях налогообложения, сгладить противоречия ряда положений законодательных актов.
Каждый субъект хозяйствования при осуществлении операционной деятельности сталкивается с практикой налогообложения. Поэтому для успешного ведения бизнеса, не противоречащего действующему законодательству, необходимо четко понимать не только сущность этого понятия, но и вести грамотную политику фискального планирования.
Для предпринимателя объект налогообложения – это его собственная заработанная прибыль, а поэтому делиться ей, как правило, не особо хочется. Для того чтобы минимизировать расходы и исключить риски нарушения законодательства, субъекту хозяйствования важно выбрать грамотную налоговую политику. Данного комплекса мер необходимо придерживаться во время осуществления операционной деятельности.
Налоговая нагрузка, или бремя, как ее еще принято называть, представляет собой соотношение выплаченных в казну предприятия средств субъектом хозяйствования к общей массе полученной выручки за отчетный период.
Налоговая льгота – это определенное послабление для лица, обязанного осуществлять отчисления в бюджет. Законодательство предусматривает несколько возможностей уменьшить бремя обложения. Лицо самостоятельно выбирает, пользоваться ими или нет[8, с. 1-4.].
Предоставление налоговых льгот является одним из способов регулирования отраслей экономики, активизации тех сфер предпринимательской и некоммерческой деятельности, в которых заинтересовано государство и общество в целом. Финансовое законодательство Российской Федерации в настоящее время ориентировано на повышение эффективности бюджетных расходов и мер государственной финансовой поддержки в целом. В частности, Приказом Минфина России от 3 декабря 2010 г. № 552 "О порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами"[2] установлено, что одним из индикаторов качества управления региональными финансами в субъектах Российской Федерации является наличие результатов ежегодной оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот и ставок налогов, установленных законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации в соответствии с порядком, утвержденным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В связи осуществлением Минфином России ежегодного мониторинга эффективности управления региональными финансами и предоставления субъектам Российской Федерации дополнительной дотации стимулирующего характера (дотация предоставляется, среди прочего, в целях стимулирования субъектов Российской Федерации, принимающих меры по привлечению инвестиций и увеличению регионального налогового потенциала) регионы и муниципальные образования разрабатывают методики мониторинга и оценки эффективности налоговых льгот, предоставляемых по региональным и местным бюджетам соответственно. В основу оценки эффективности налоговых льгот положен один и тот же принцип: эффективность налоговых льгот распадается на бюджетную, экономическую и социальную эффективность, т.е. эффективность для бюджета (увеличены ли налоговые поступления в результате предоставления налоговой льготы), эффективность для развития экономики (стимулирует ли налоговая льгота экономическое развитие) и эффективность для развития социальной сферы (снижение безработицы, рост заработной платы и пр.).На сегодняшний день на федеральном уровне методики мониторинга и оценки эффективности налоговых льгот не принято.
Оценка эффективности налоговых льгот основана на следующих положениях:
1. В результате предоставления налоговой льготы формируется объем выпадающих доходов бюджета. Предоставление налоговой льготы является мерой государственной поддержки, основанной на методе косвенного финансирования. В результате чего в целях оценки эффективности налоговой льготы предполагается, что объем выпадающих доходов бюджета соответствует объему "косвенных", или "налоговых", расходов бюджета.
2. С учетом первого положения возможна экстраполяция принципа эффективного использования бюджетных средств, закрепленного в ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на отношения, возникающие в результате установления налоговых льгот.
При этом под эффективностью предоставления налоговой льготы предлагается понимать:
1) достижение наилучшего результата за счет предоставленной налоговой льготы, при этом результат выше по сравнению с результатом, достигаемым за счет иной меры государственной поддержки, объем затрат бюджета на реализацию которой соответствует объему затрат бюджета на предоставление налоговой льготы (результативность)
2) либо достижение заданного результата за счет предоставления налоговой льготы, при этом затраты бюджета ниже по сравнению с применением иной меры государственной поддержки (экономичность).
3. Оценка влияния комплекса мер государственной поддержки, включая налоговую льготу, на динамику целевых индикаторов должна проводиться на основе сформированных критериев эффективности налоговой льготы[5, с. 5 - 7.].
На сегодня налоговое регулирование дает возможность не только обеспечивать эффективное развитие страны в целом, что проявляется в формировании высокого рейтинга на мировых рынках продукции, товаров и услуг, но и способствует стабилизации социально-экономических, политических процессов.
Однако, в условиях постоянно изменяющейся внешней экономической ситуации, налоговую системы России можно считать нестабильной, что является главной проблемой реформы налогообложения в нашей стране.
Мировой опыт свидетельствует о том, что одним из наиболее важных инструментов налогового регулирования являются льготы, что направлены на стимулирование развития приоритетных отраслей. Наиболее популярными являются льготы, стимулирующие инвестиции.
Так, например, во Франции существует такое понятие как «налоговые каникулы», что предполагают ременное освобождение от уплаты налога на прибыль или частичное его снижение. Такое льготное налогообложение распространяется на вновь созданные мелкие и средние научно-исследовательские фирмы.
В Китае, например, от налога на прибыль освобождаются малые предприятия, которые занимаются освоением новых технологий. К ним также применяется льготная система кредитования и финансовая поддержка, что обеспечивает эффективное использование научно-технического потенциала и высокую прибыль от инновационной деятельности[7, с. 91-95.].
Основной характерной чертой налоговой политики в сфере регулирования малого предпринимательства в зарубежных странах является то, что налоговое бремя зависит от фактической доходности бизнес. Такого рода факторы учитываются в Италии, однако при этом учитывается вид деятельности предприятия.
Критерии оценки эффективности представляют собой качественные и количественные характеристики развития отрасли либо территории, в рамках которых установлена и применяется налоговая льгота.
Критерии эффективности налоговой льготы должны представлять собой совокупность признаков, характеризующих содержание цели установления льготы и имеющих определенные значения (количественные или качественные), которые служат основой для оценки ее достижения.
При выработке критериев эффективности налоговой льготы необходимо учитывать индикаторы и показатели результативности мер государственного регулирования, установленные в документах стратегического планирования.
В случае наличия заданных индикаторов и показателей результативности мер государственного регулирования анализ эффективности налоговой льготы проводится путем сравнения фактических данных и информации, полученных в процессе проверки, с установленными критериями.
По итогам анализа формируются выводы, в которых дается оценка степени эффективности налоговой льготы.
Если реальные результаты и характеристики развития отрасли (территории) соответствуют установленным критериям, это значит, что налоговая льгота установлена и применяется с достаточной степенью эффективности. Несоблюдение критериев эффективности свидетельствует о наличии недостатков и необходимости совершенствования нормативной правовой базы, устанавливающей налоговую льготу, практики налогового администрирования либо замены налоговой льготы на альтернативную меру государственного регулирования.
Критерии оценки эффективности разрабатываются применительно к конкретной налоговой льготе. Формирование критериев оценки эффективности осуществляется в процессе предварительного изучения сферы установления и применения налоговой льготы после определения цели установления налоговой льготы.
Определение цели установленной налоговой льготы осуществляется на основе правового анализа положений актов законодательства о налогах и сборах. Вспомогательным инструментом могут являться пояснительные записки к законопроектам об изменениях или дополнениях законодательства о налогах и сборах в связи с установлением налоговой льготы.
Вывод о том, что налоговая льгота является эффективной, возможно сделать в случае достижения в результате установления налоговой льготы результативности либо в случае достижения экономичности. При оценке эффективности налоговой льготы необходимо изначально выбрать одну из двух составляющих эффективности и в зависимости от этого осуществить формирование критериев эффективности налоговой льготы.
Список литературы:
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ, в ред. от 28.12.2016 // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3824.
Приказ Минфина России «О Порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами» от 03.12.2010 № 552, в ред. от 14.04.2016 [электронный ресурс]. – Режим доступа. — URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 30.01.2017).
Булгак Д.В. Теоретико-методологические аспекты дефинирования и классификации налоговых льгот // Российская юстиция. - 2016. - № 2. - С. 19 - 22.
Гогин А.А. Налоговые льготы как стимулы для налогоплательщиков // Налоги. - 2015. - № 3. - С. 41 - 44.
Соловьев И.Н. Налоговые льготы как элемент государственной политики в сфере налогообложения // Налоги. - 2015. - № 6. - С. 5 - 7.
Топчи Ю. А. Специальные налоговые режимы и их применение субъектами малого предпринимательства // Экономика и управление: проблемы и решения. – 2016 - № 5. – С. 219-223.
Троянская М. А., Ермакова Е. А. Мониторинг мирового опыта налогового регулирования // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2014. - № 3 (52). - С. 91-95.
Цыганков Э. Налоговые льготы нетрадиционным способом // ЭЖ-Юрист. - 2016. - № 44. - С. 1-4.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Курсовая работа предмет управление персоналом
Курсовая, Организация деятельности персонала производственного подразделения, менеджмент
Срок сдачи к 30 сент.
По книге сырых в. м. логические основания общей теории права.
Реферат, Теория государства и права
Срок сдачи к 17 сент.
Инструктаж по соблюдению правил противопожарной безопасности
Отчет по практике, Ознакомительная практика, бжд
Срок сдачи к 17 сент.
Управление прибылью финансового результата организации зао иркутские семена иркутской области.
Отчет по практике, Финансовый менеджмент
Срок сдачи к 24 сент.
Психологические особенности преодоления подростками сложных жизненных...
Диплом, Психология и педагогика
Срок сдачи к 29 нояб.
Формирование навыков словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Курсовая, логопедия
Срок сдачи к 5 окт.
Практико-ориентированное задание «Проектирование программного обеспечения объекта автоматизации»
Решение задач, Основы проектирования ПО
Срок сдачи к 21 сент.
Решение задачи по уголовному процессу.
Решение задач, Судебные решения в уголовном судопроизводстве
Срок сдачи к 16 сент.
Анализ авторефератов по предмету исследования
Реферат, экономика и управление на предприятии
Срок сдачи к 26 сент.
Государственное регулирование валютного рынка, аниплагиат не менее 75%
Курсовая, Управление бизнесом и предпринимательство
Срок сдачи к 1 дек.
Составить Номенклатуру дел по экономической документации
Другое, делопроизводство
Срок сдачи к 19 сент.
Решить 15 задач, по 5 в одном задании. Рукописно
Решение задач, Высшая математика
Срок сдачи к 22 сент.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!