это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
585590
300 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
Конфуций сказал когда-то: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может
быть учителем». В этом выражении можно выделить две черты, которые
должны характеризовать педагога: с одной стороны, уважительное отношение к
корням, к истории, к научному, художественному, духовному наследию, с
другой, непрерывное саморазвитие, самообучение, постижение нового.
Действительно, без этих двух черт педагог не состоится: ему в любом случае
требуется опора на традиции, историю и ему всегда нужно развиваться, быть «в
тренде».
Сегодня, когда школа подвергается реформированию, многие
начинающие педагоги обращаются к работам современных авторов, считая, что
все написанное в 19 и 20 веках безнадежно устарело. Между тем это самое
настоящее заблуждение. Взять к примеру методиста, педагога, фольклориста,
литературоведа Марию Александровну Рыбникову (1885-1942), которая 33 года
жизни отдала своему любимому делу. Казалось бы, что могут дать сегодня нам
работы человека, который работал и писал столетие назад, в совершенно других
социальных условиях?
Но вот что удивительно: многие идеи, предложенные Рыбниковой,
получают развитие в современных методиках. Например, в книге Л.А.Сомовой
"Методика обучения литературе: особенности художественной коммуникации:
электронное учеб. пособие" автор ссылается именно на Рыбникову, которая еще
на рубеже 40-х годов ХХ века писала о необходимости «гибко видоизменять
методику, использовать не только книги и тетради, но и радио, и патефон, и
кино, и волшебный фонарь», а основной формой наглядного обучения считала
выразительное чтение 1 .
До сих пор многое в наследии Рыбниковой является актуальным.
Например, большинство тем, предложенных ею для школьных обсуждений и
самостоятельных сочинений, и сегодня звучит свежо и современно,
активизирует интерес учащихся к тексту, пробуждает аналитическую мысль
ученика: «Почему Чацкий был объявлен сумасшедшим?», «Как объясняет
Пушкин причины дуэли Онегина и Ленского?», «Подготовлен ли зритель к
развязке «Грозы»?», «Какое место в первом томе романа «Война и мир»
занимает Шенграбен?». Предложенные М.А. Рыбниковой темы сочинений
охватывают разные аспекты анализа художественного произведения, касаясь
сюжета, композиции, мотивировки поступков героев, важнейших эпизодов,
жанра, языковых особенностей, идейного замысла автора. Темы сочинений,
построенные на сравнительном анализе, отличаются разнообразием
формулировок: «Чацкий и Репетилов – герой и пародия», «Татьяна Ларина и
Маша Гринева», «Тургенев и Чернышевский о новом человеке 60-х годов»,
«Мужик у Толстого, Чехова и Горького» и другие 2 .
В учебных пособиях по методике преподавания литературы часто
приводятся конспекты уроков именно Рыбниковой. Например, в учебно-
методическом комплексе Л.И.Шевцовой 3 приводятся методические разработки
по произведению "Песнь о вещем Олеге", рассказа Л.Н.Толстого "После бала" и
пр. В методическом пособии Л.А.Сомовой имя Рыбниковой упоминается почти
в каждом параграфе, причем некоторые из них предваряются цитатами из книг
Рыбниковой.
То есть наследние Рыбниковой очень значимо и сегодня, активно
используется в современной методике преподавания литературы.
Но, конечно, речь не только об этом авторе, но о многих поистине великих
педагогах и методистах прошлого, которые уже давно высказали многие идеи,
которые сегодня воспринимаются как новые и оригинальные.
Это, например, можно сказать о методе проектов, который сегодня
активно внедряется в образовательных учреждениях и воспринимается как
подлинная инновация. Между тем метод проектов возник почти полтора
столетия назад. Он был предложен во второй половине XIX в. Дж. Дьюи и
детально разработан В. X. Килпатриком 4 . По замыслу Дьюи и Килпатрика,
учебная деятельность должна основываться на интересах и личном опыте
учеников, благоприятствовать расширению опыта практической деятельности,
формировать у школьников способность к самообразованию.
Более того, этот метод даже использовался в советских школах, но к 1931
году запрещен. К причинам несостоятельности этого метода в начале прошлого
столетия относят обычно следующие: не было педагогов, способных работать с
проектами; не было разработанной методики проектной деятельности; метод
использовался в ущерб другим методам обучения и пр. И это стоит взять на
вооружение сегодняшним педагогам: неудачный опыт внедрения метода
проектов в СССР должен быть учитан в настоящем.
Выбирая методы обучения, не стоит вообще слепо «хвататься» за любые
кажущиеся новинки и уж точно замещать ими все старое и привычное. Сегодня
многие учителя так сосредоточены на форме ОГЭ и ЕГЭ, что тесты вытесняют
почти все остальные формы работы. К примеру, современные ученики
практически не знают, что такое диктант, потому что это не понадобится им на
экзамене, не умеют выражать свои мысли устно, поскольку устную часть почти
по всем предметам еще не ввели, да и на письме выражают свои мысли
формально, боясь «не пройти по критериям», отступить от шаблона,
задаваемого самим форматом итогового сочинения. Многие школьники не
могут долго держать в руках ручку, поскольку на уроках почти не пишут,
максимум — ставят «галочки» в тестах.
Другими словами, внедрять инновации нужно осторожно. В конце концов
следует помнить, что объект педагогической работы — живой человек, а значит,
образовательные эксперименты влияют на судьбы детей. Следовательно,
педагог должен со всей ответственностью подходить к выбору методов,
приемов, форм работы.
«Лелеять старое» значит относиться бережно, внимательно и вдумчиво не
только к педагогическому и методическому наследию, но и к собственной
истории.
Скажем, сегодня мы наблюдаем настоящий всплеск интереса к
гендерному воспитанию. Многие авторы пишут работы о том, что мужчины и
женщины совсем не одинаковы по своей природе, что они по-разному учатся,
по-разному мыслят, по-разному воспринимают этот мир, а значит, и подходы к
воспитанию и обучению мальчиков и девочек должны быть различными уже
начиная с детского сада. Но так уж оригинальна эта мысль?
Если мы погрузимся в изучение истории и культуры Древней Руси, мы
обнаружим, что там само собой осуществлялось гендерное воспитание. Дом
был разделен на мужскую и женскую половину. На мужской половине дома
мальчики обучались у своих отцов ремеслам и основам христианства. На
женской половине матери учили девочек вести домашнее хозяйство, заниматься
рукоделием, нянчить младших братьев и сестричек. Гендерная специфика
отражалась даже в материалах игрушек для мальчиков и девочек. Например,
"игрушка-девочка, «лялька», была набита тряпочками и гнулась практически в
любую сторону. В игрушку-мальчика вставляли что-нибудь твердое, например
маленький брусочек" 5 .
Конечно, нельзя слепо копировать воспитательные меры прошлого. Было
в Древней Руси немало того, что современному человеку покажется
негуманным, однако и забывать о нравах и порядках прошлого, отвергая его,
тоже не следует.
Итак, высказывание Конфуция я понимаю следующим образом: от
педагога требуется постоянное самообразование, но, постигая новое, он должен
всегда соотносить это с тем, что ему уже известно, накоплено минувшими
поколениями, создано предшественниками. Зачастую многое из того, что
воспринимается нами как инновации, уже когда-то внедрялось, обсуждалось.
Этот опыт нужно учитывать в своей работе.
Список использованной литературы:
1. Бехтенова Е.Ф. Педагогические условия формирования проектной
деятельности учащихся: на материале национально-регионального компонента
школьного исторического образования: Диссертация на соискание научной
степени кандидата педагогических наук. - Новосибирск, 2006.
2. Елкин С.М. Этнопедагогические ценности семейного воспитания //
Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого.
- 2011. - №64.
3. Рыбникова М.А. Письменные работы по литературе в старших
классах / М.А. Рыбникова // Литература в школе. – 1941. – № 3. – С. 30–36.
4. Сомова Л.А. Методика обучения литературе: особенности
художественной коммуникации: электронное учеб. пособие / Л.А. Сомова. –
Тольятти : Изд-во ТГУ, 2014.
5. Шевцова Л.И. Методика преподавания литературы: Учебно-
методический комплекс для студентов филологического факультета
[Электронный ресурс] URL:
http://lib.vsu.by/xmlui/bitstream/handle/123456789/1945/Методика%20преподаван
ия%20литературы.pdf?sequence=3&isAllowed=y (Проверка доступа от
09.03.2017)
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!