это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
586741
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация: В статье говорится о содержании и приемах работы по формированию интонационно выразительной стороны речи младших школьников. Автор анализирует развитие эмоциональной интонации как один из ключевых факторов, влияющих на успешность процесса коммуникации. В статье предлагаются игровые приемы, направленные на формирование верного восприятия и воспроизведения интонационных конструкций и эмоциональных оттенков интонации.
Ключевые слова: интонация; интонационная выразительность детской речи; эмоциональные оттенки интонации; игровые приемы.
В настоящее время особую значимость в начальном обучении приобретает вопрос совершенствования интонационной стороны речи школьников, которая, во многом, обеспечивает эффективность процесса общения (Т.И. Зиновьева, Т.А. Ладыженская, А.С. Львова, Н.И. Махновская, С.А. Никишова, М.С. Соловейчик, О.В. Филиппова, Г.П. Фирсов, А.Ю. Чирво, А.И. Шпунтов и др.).
Основные подходы к работе по усвоению интонационной выразительности отражены в контексте методики, разработанной Т.И. Зиновьевой, по мнению которой эффективность данной деятельности достигается при соблюдении всего двух условий:
1) в связи с отсутствием у младшего школьника достаточного запаса эмоционально-оценочной лексики работа над эмоциональной интонацией предполагает организацию специальной работы по накоплению «словаря эмоциональных состояний»;
2) первоначальное ознакомление с эмоциональной интонацией начинается с первичных эмоциональных состояний: радость, гнев, страх, печаль, удивление, которые успешно распознаются по интонации на интуитивном уровне [3: с.46].
Дальнейшее освоение интонационной выразительности предполагает совместную работу педагога и ребенка, и осуществляется посредством разнообразных методов и средств. Демонстрируя образцовую с точки зрения выразительности речь, педагог обучает школьников уместно использовать вопросительную и повествовательную интонацию; коммуникативно верно выражать свои чувства по отношению к окружающим людям, предметам и явлениям.
Именно поэтому в младшей школе особое внимание уделяется вопросу развития интонационной стороны речи.
На наш взгляд, в обучении интонационной выразительности речи ведущая роль должна быть отведена приемам, сочетающим демонстрацию образца интонирования и активного упражнения самого ребенка [1: с.241].
Но что значит сам термин «интонация»? Над какими выразительными средствами речи должен работать педагог?
М. Ф. Фомичева под интонацией понимает сумму выразительных средств, выражающих смысл отношений и эмоциональные оттенки речи [4: с.178]. Ф. А. Сохин также определяет интонацию как синтезирование всех выразительных средств речи: мелодики, темпа, ритма, фразового и логического ударения, пауз, тембра речи [5: с.10].
Ф. А. Сохин выделяет языковую и интонационную выразительность речи. Языковая выразительность предполагает использование средств образности речи: метафоры, эпитеты, сравнения; а интонационная выразительность достигается путем использования всех вышеперечисленных интонационных средств.
Мелодика речи рассматривается как процесс повышения или понижения голоса для передачи утвердительной, вопросительной или восклицательной интонации фразы.
Ритм речи представлен равномерным чередованием ударных и безударных слогов, различными по времени и силе произношения.
Темп выражается в скорости произнесения речи. Темп харатеризуется ускорением или замедлением, зависящими от содержательности высказывания и эмоций говорящего. Чем быстрее произносится фраза, тем она менее отчетлива и внятна. Если речь замедлена – она теряет свою выразительность.
Чтобы подчеркнуть смысловые части фразы используются паузы, представленные остановками в речи. Детская речь характеризуется паузами, связанными с несовершенством дыхания речи и с неумением ребенка распределять речевой выдох, соответствующий длине высказывания. Л.А. Горбушина в своих исследованиях выделяет следующие виды пауз:
физиологическая;
синтаксическая;
логическая или смысловая;
психологическая;
паузы обдумывания размышления [2: с.38].
Тембр, представленный эмоциональной окрашенностью высказывания, выражается в передаче различных чувств, придающих речи разнообразные оттенки: удивление, грусть, радость и т. д.
Логическое ударение или выделение смысла слова во фразе достигается усилением голоса совместно с увеличением длительности произнесения.
При помощи этих выразительных средств в процессе общения уточняются мысли и выражения, и именно над совершенствование данных понятий следует работать педагогу.
На наш взгляд, внедрять элементы, способствующие формированию интонационной выразительности речи, и применять эффективные игровые приемы совершенствования интонационных конструкций необходимо на всех этапах обучения младших школьников.
Именно учитель имеет самые широкие возможности для влияния на интонационную выразительность детской речи. В данном случае сложно переоценить значение применяемых не практике обучающих приемов.
Поэтому учитель должен помнить, что воспитание правильных интонационных конструкций не самоцель, а лишь ступень к успешной коммуникации. Безусловно, важно формировать интонации, которые потребуются ребенку в его реальной повседневной жизни.
Следует продемонстрировать младшему школьнику, как интонационно верно оформить приветствие и радость при встрече знакомого, как пригласить в гости. Не менее важно напомнить о дружелюбной интонации просьбы чего-либо у одноклассника, необходимости снизить темп речи при разговоре с младшим товарищем. Удобнее всего это сделать в ходе игрового процесса.
Не лишним будет и напоминание, особо акцентированное учителем, о том, как надо разговаривать при организации и проведении какого-либо мероприятия. Например, в таких сюжетно-ролевых играх, как «В театре», «Музей», направленных на подготовку детей к выходу на экскурсию, вырабатываются и закрепляются навыки не только поведения в учреждениях культуры, но и появляются представления о соответствующих случаю способах интонирования, возможностях выражения эмоций посредством интонации. Важно обратить внимание детей на соответствующую случаю лексику, вежливые обращения, их звуковую и интонационную форму. Учителю следует сказать: «Поздоровайтесь негромко, приветливо», или, например: «Говори тише, не мешай другим слушать экскурсовода», «Послушай, как выразительно говорят актеры» и т.п.
Достаточно интересна может быть работа и по формированию верной интонации в ситуации приветствия. «Здравствуйте, ребята!» - напевает учитель, «Здравствуйте, учитель!» - пропевают дети. Затем мальчики кланяются девочкам, а девочки делают реверанс мальчикам. При выполнении этого упражнения важно обратить внимание на темп и мелодику речи, а не музыкальность исполнения. Сопроводить данную технику можно улыбкой, что вызовет верную ассоциацию с эмоциональным восприятием ситуации.
Следует выделить целую группу игр и хороводов, где текст напрямую связан с фольклорным произведением, и, следовательно, сопровождается особенно выразительными интонациями. Например, игры «Коршун и наседка», «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Пчела» и т.п. Интонация, сопровождающая любую из указанных игр, должна быть различной: «Эй! Пчела!- восклицательная, (правую руку резко поднять вверх, в сторону, как бы приветствую, радостно позвать); «Где ты была?» - интонация меняется на вопросительную (движение, обозначающее вопрос, сопровождается указанием левой рукой на кого-нибудь из одноклассников); «Тут и там» - интонация повествовательная (указательный жест правой рукой вправо, а затем в противоположном направлении); «Где летала?» - вопросительная интонационная конструкция (сопровождается движением, обозначающем вопрос); «По лугам» - повествовательная, (раскинуть руки в стороны, потянуться); «Что ребятам принесла?» - интонация вопросительная, (Движение, сопровождающее вопрос, потом - указательный жест на себя); «Мед!» - (Поглаживать живот, на лице изобразить удовольствие); заключительные слова «ответила пчела» - сопровождаются переходом от восклицательной интонации к повествовательной.
Данный вариант упражнения отлично подойдет для физминутки. Кроме того, он наглядно демонстрирует детям разнообразие интонационно-выразительных средств русского языка.
На протяжении всего обучения в начальной школе ведется работа по воспитанию спокойного тона, доброжелательной интонации в разговоре ребенка со сверстниками и взрослыми. На любом уроке учитель должен следить за тем, чтобы обучающиеся сохраняли выразительную, но, в то же время, уместную эмоциональную интонацию речи; во время ответа ребенок вежливо обращался к слушателям, принимал открытую, уверенную позу. Педагог должен объяснить, почему это важно, акцентировать внимание на том, каким образом данный аспект связан с интонационной выразительностью, и, следовательно, с возможностями коммуникации.
Для закрепления указанного умения можно использовать игровой прием, заключающийся в том, что ребенок манипулирует игрушкой, которая олицетворяет его самого. Так, игрушка выполняет повседневные школьные действия: использует указку, располагается у доске боком, громко и внятно отвечает на заданный вопрос и т. д. Первоначально, игровые манипуляции с игрушкой может выполняет педагог, чтобы показать образец, а на следующих этапах - «маленький учитель» - обучающийся. При этом, эффективно включение в игру следующего приема, контролирующего происходящее: комментирование отдельных навыков речевого общения во время игры. Можно задать вопрос: «Так или не так?», «Разве так (тихо/громко, быстро/медленно) говорят?», «Как лучше сказать? Где сделать паузу?». Особенно полезно использование такой игровой методики при проверке устного монологического ответа.
Для оценивания речи выступающего одноклассника обучающимся выдаются разноцветные карточки. Правильную, выразительную речь ученики оценивают, например, красной карточкой, неверную, невыразительную интонацию - синей.
Ещё одним из популярных приемов формирования интонационной выразительности является включение в игру кукол, использование театрализации. Разыгрывание ситуаций в лицах (по ролям) позволяет обучающимся примерить на себя различные социальные роли, и, соответственно, применить разнообразные интонационные конструкции.
Для обучающихся в младших классах наглядным примером могут послужить короткие стихотворения, детские потешки, шутки. Например: манипулирование куклой может согласовываться с такими строками: «На меня вы посмотрите, и к себе домой возьмите. Буду вас любить и слушать, а зовут меня - Катюша!». Проговаривание слов сопровождается игровыми действиями, маленьким театрализованным представлением и движениями самих обучающихся. Все это служит внешним стимулом к разнообразному выразительному интонированию, более естественному, по сути, так как инициатива исходи непосредственно от самого ребенком.
Например, игровая театрализация «Птички-невелички» сопровождается движения руками на словах: «Шу, полетели! На головку сели!». Забавные строчки в сочетании с манипуляцией игрушкой вызывают радость детей, улыбку, что сразу же отражается в голосе, эмоциональности интонации.
Жесты пальцами (пальчиковые игры), изображающими рога («Коза рогатая»), стимулируют проявление шутливой угрозы в речи, в интонации. Сопровождать подобные сценки можно активной мимикой, что тоже влияет на выразительность речи.
Активному подражанию и проявлению творческих способностей в использовании интонационно-выразительных средств способствует употребление в текст стихотворения, потешки имени обучающегося или его одноклассника, присутствующего на уроке. В этом случае учитель должен следить не только за выразительностью речи, но и за эмоциональной реакцией на такое упражнение, давать отзыв на действия ученика. Кроме того, следует применять всевозможные формы поощрений стремления обучающегося исправить ошибку, совершенствовать свой ответ; прочитать, сказать, произнести по-другому.
Таким образом, разнообразие игровых приемов создает множество возможностей для совершенствования интонационной выразительности речи младших школьников.
Использованная литература:
1.Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку: учеб. для студ. выс. пед. учеб. завед. – М.: Академия, 1997. – 396 с.
2.Горбушина Л. А., Николаичева А. П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1985. – 123 с.
3.Зиновьева Т.И. Работа над интонацией в период обучения грамоте: Монография. – М., 2011. – 163 с.
4.Сохин Ф. А. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду // Дошкольное воспитание. – 1989. – № 12. – С. 7–18.
5.Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: пособие для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1980. – 240 с., ил.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Служебная дисциплина в органах внутренних дел.
Контрольная, Административная деятельность полиции
Срок сдачи к 31 дек.
Нужно пройти контрольные тестирования по предметам
Тест дистанционно, Административное право, Безопасность жизнедеятельности, Гос. и муниципальные финансы
Срок сдачи к 28 дек.
Взаимодействие экономических и правовых отношени в хозяйственной жизни общества
Контрольная, Экономика
Срок сдачи к 31 дек.
Написать курсовую. Тема курсовой Маркетинг в развитии коммерческой...
Курсовая, Коммерция
Срок сдачи к 8 янв.
Сделать 6 несложных лабораторных в sql
Лабораторная, Информационные системы в экономике
Срок сдачи к 27 дек.
Решить задачу неканонического вида симплекс методом
Решение задач, Высшая математика
Срок сдачи к 26 дек.
доклад + презентация
Доклад, система государственного и муниципального управления
Срок сдачи к 26 дек.
Написать полные конспекты на темы: нервная система, эндокринная система, сердечно-сосудистая система, органы кроветворения и иммунной защиты
Реферат, Гистология Животных
Срок сдачи к 26 дек.
Написать текст для рекламной компании фотографа , подробнее ниже
Отчет по практике, Реклама и PR
Срок сдачи к 26 дек.
Расчет тягово-экономических свойств автомобиля.
Курсовая, Автомобильная промышленность
Срок сдачи к 29 дек.
сделать презентацию по заданию, уровнь 2...
Презентация, информационные технологии
Срок сдачи к 26 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!