Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Эссе на тему: "Рецептивная эстетика: Х.Р.Яусс, В. Изер"

Тип Эссе
Предмет искусствоведение

ID (номер) заказа
5891030

300 руб.

Просмотров
895
Размер файла
22.38 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Актуальность темы рецептивной эстетики обусловлена возрастающим интересом к роли зрителя (читателя) в интерпретации произведений искусства. Традиционные искусствоведческие подходы, сосредоточенные на анализе художественного текста или биографии автора, все чаще дополняются исследованиями, учитывающими культурный контекст восприятия и активную позицию реципиента. Рецептивная эстетика, возникшая в 1960-70-е годы, предлагает новую методологию, смещающую фокус с автора на читателя/зрителя.

Рецептивная эстетика как направление в искусствознании и литературоведении базируется на идее о том, что произведение искусства реализует свой потенциал только в процессе взаимодействия с реципиентом. Ее основоположниками считаются представители немецкой «констанцской школы» - Ханс Роберт Яусс и Вольфганг Изер. Они полагали, что смысл произведения не является неизменным, а формируется в результате диалога автора и читателя, зависит от исторического и культурного контекста восприятия.

Таким образом, проблема, на которую обращает внимание рецептивная эстетика, заключается в том, как восприятие произведения искусства зависит от зрителя и его культурного багажа. Какую роль играет читатель/зритель в конструировании художественного смысла? Как меняется интерпретация одного и того же произведения в разные эпохи? Ответы на эти вопросы позволяют глубже понять механизмы функционирования искусства в культуре.

Рецептивная эстетика сформировалась на пересечении нескольких интеллектуальных традиций. Ее истоки можно проследить в структуралистских идеях Франции 1960-х, а также в герменевтической философии, развивавшейся в Германии.

Французская школа структурализма, представленная такими учеными, как Ролан Барт, Цветан Тодоров, Жерар Женетт, обратила внимание на активную роль читателя в конструировании смысла текста. Они полагали, что текст не является замкнутым в себе объектом, а представляет собой «ткань», в которую читатель «вплетает» собственные значения. Тем самым структуралисты подвергли критике традиционные подходы, ориентированные на авторский замысел и «объективное» значение текста.

Параллельно в Германии развивалась герменевтическая традиция, связанная с именами Мартина Хайдеггера, Ханса-Георга Гадамера и Поля Рикёра. Герменевтика, изучающая процессы понимания и интерпретации, также акцентировала внимание на активной роли интерпретатора. Согласно Гадамеру, понимание текста всегда опосредовано «предрассудками» и «горизонтом ожидания» читателя, формирующимися под влиянием его культурного и исторического контекста.

На этом теоретическом фундаменте в 1960-70-е годы в Германии сформировалась «констанцская школа» рецептивной эстетики, ключевыми фигурами которой стали Ханс Роберт Яусс и Вольфганг Изер. Они предложили новую методологию анализа литературных и художественных произведений, в центре которой оказался читатель/зритель.

Основные положения рецептивной эстетики, сформулированные Яуссом и Изером, заключаются в следующем:

1. Произведение искусства не существует само по себе, вне процесса восприятия. Оно реализует свой потенциал только в диалоге с реципиентом, который достраивает, конкретизирует и интерпретирует художественный текст.

2. Смысл произведения не является неизменным, а формируется в результате взаимодействия автора и читателя/зрителя. Он зависит от «горизонта ожидания» реципиента, то есть совокупности его эстетических, социокультурных, психологических установок.

3. Восприятие произведения искусства - это активный, творческий процесс, в ходе которого реципиент занимает позицию «сотворца». Он не просто пассивно воспринимает заданные автором смыслы, но наделяет текст/объект собственными значениями.

4. Интерпретация одного и того же произведения может существенно различаться в разные исторические эпохи. Это связано с тем, что «горизонт ожидания» реципиентов постоянно трансформируется под влиянием социокультурных изменений.

Рассмотрим отдельно концепцию Ханса Роберта Яусса. Ханс Роберт Яусс, основоположник рецептивной эстетики, ввел понятие «горизонта ожиданий» (Erwartungshorizont). Под этим термином понимается совокупность социальных, культурных, эстетических представлений, которые определяют восприятие и интерпретацию произведения читателем или зрителем в определенный исторический период. Согласно Яуссу, произведение искусства всегда воспринимается в контексте уже сложившихся в обществе норм и ожиданий, которые влияют на его понимание и оценку.

Яусс подчеркивал, что «горизонт ожиданий» не является статичным, он изменяется с течением времени. Новые произведения искусства трансформируют сложившиеся ожидания, создавая новый «горизонт ожиданий». Таким образом, интерпретация одного и того же произведения может значительно различаться в разные исторические эпохи.

Согласно концепции Яусса, читатель или зритель является активным участником в создании смысла произведения. Он не просто пассивно воспринимает заложенную автором информацию, но сам достраивает и интерпретирует текст или визуальный образ, исходя из своего «горизонта ожиданий». Таким образом, смысл произведения является результатом диалога между автором и реципиентом.

Яркий пример изменения «горизонта ожиданий» можно наблюдать на примере восприятия классических произведений искусства. Так, картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве» (1863), вызвавшая шок и возмущение у современников художника, сегодня воспринимается как один из ключевых образов импрессионизма. Изменение отношения к этому произведению отражает трансформацию эстетических ожиданий и норм, произошедшую в течение XX века.

Вольфганг Изер, ученик Яусса, развил концепцию «имплицитного читателя» (impliziter Leser). Под этим термином Изер понимал структуру текста, которая направляет и ограничивает процесс его интерпретации читателем. Кроме того, Изер ввел понятие «мест неопределенности» (Leerstellen) - лакун в тексте, которые читатель должен заполнить, используя свое воображение.

Согласно Изеру, текст не является статичным объектом, а представляет собой «приглашение» для активного воображения читателя. Читатель должен достраивать и интерпретировать текст, заполняя «места неопределенности». Таким образом, произведение искусства реализуется только в процессе взаимодействия с реципиентом.

Изер подчеркивал, что читатель или зритель играет ключевую роль в создании смысла произведения. Именно он заполняет «места неопределенности» в тексте или визуальном образе, привнося в них свой личный опыт и воображение. Таким образом, реципиент становится активным соавтором художественного произведения.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
47 540 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Финансовый Университет при правительстве
Работу сдал раньше срока, работа соответствует требованиям, учел все пожелания.
star star star star star
МГОУ
Большое спасибо Павлу за проделанную работу. Не зря выбрала вас! Рекомендую!
star star star star star
ТКУиК
Отличный исполнитель,цена хорошая,изначально Было задание написать одно эссе, но потом пон...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.