это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
627284
300 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
Диссидент -иностранное слово. В свое время диссидентами было
принято называть бунтарей внутри церкви. Но, в этом качестве в нашей стране
слово не прижилось, хотя традиция вольномыслия или «инакомыслия» глубоко
укорененная в человеческой природе, не чужда российской истории. Долгие
годы в исторической науке второй половины XX века ничего не говорилось о
диссидентах, о существовании этого движения вообще. Это, прежде всего,
было связано с политическим режимом, сложившимся в нашей стране. Любые
явления тоталитарного общества разноплановы и противоречивы.
Инакомыслие в России, включая советский период ее развития, существовало
всегда, - как на общественном, так и на личностном уровне, - в наибольшей
степени давая о себе знать в кризисные для общества годы1.
Много лет термин «диссидент» был синонимом слова «отщепенец».
Примерно с середины 1970-х «диссидентами» называли людей, в той или иной
форме проявлявших свой нонконформизм по отношению к официальным
доктринам, помимо существующей власти, что приводило их к явному или
скрытому столкновению с ее структурами2. Тема диссидентского движения
незаслуженно была мало исследована. С приходом к власти в 1985 г. М.С.
Горбачева, с изменением советской идеологии, общественного климата в
обществе, - в истории диссидентского движения стали открываться новые
стороны. Во времена перестройки, гласности и демократии заговорили о том, о
чем раньше вынуждены были молчать. Именно со второй половины 1980-х гг.
открываются необходимые для изучения диссидентства документы и
материалы.
Актуальность темы в том, что в последние годы интерес к
диссидентскому движению необычайно возрос, поскольку его изучение не
только содействует вскрытию общих закономерностей, но и обогащает
историческую науку новыми конкретными фактами и идеями.
Выбор в качестве объекта исследования процесса развития
диссидентского движения в СССР в 1960-1980 гг., таким образом,
представляется вполне оправданным. Диссидентское движение, безусловно,
4
оставило определенный след в истории СССР второй половины XX века. В
связи с этим рассматривая, анализируя это движение, необходимо делать
нужные выводы и извлекать уроки для будущей истории страны.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы
работы таких авторов как: Ахиезер А.С., Боханов А.Н., Земцов Б.Н., Кириллов
В.В., Мунчаев Ш.М., Павленко Н.И., Сафразьян А.Л., Школьник Ю.К. и др.
Целью данной работы является раскрытие Диссидентского движения в
СССР 1960-1980 гг., исходя из поставленной цели, были определены
следующие задачи:
- Выявить предисторию диссидентского движения в СССР;
- Проанализировать противодействие власти с диссидентами.
Структура данной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения и
списка используемой литературы.
1. Предистория диссидентского движения в СССР
Итак, в 60-е годы прошлого века забытое пару столетий назад слово
«диссиденты» снова вошло в употребление. Так стали называть людей,
5
выступавших с открытой и публичной критикой советского правительства. Как
и почему возникло диссидентское движение, и чего стремились достичь его
представители?
После смерти И. Сталина в истории СССР наступил период, известный
как хрущевская оттепель. В общественной жизни действительно «потеплело»:
появились молодежные творческие объединения, писатели и поэты стали
касаться в своих произведениях запрещенных тем, художники стали более
свободными в своем творческом поиске. Леденящий страх перед репрессиями
уже не сковывал людей, и все чаще из среды интеллигенции раздавались
голоса, критикующие политику «партии и правительства». Этих несогласных
власть не желала слышать, но они все громче заявляли о себе – письмами,
статьями, книгами, акциями протеста.
Так в СССР начало зарождаться диссидентское движение. Условно его
можно разделить на три направления: национально-освободительное,
правозащитное и религиозное. Первое было характерно для национальных
республик (Прибалтика, Украина, Грузия, Армения и т.п.). Его представители
выступали против притеснения национальных языков, за свободное их
использование наравне с русским, а в дальнейшем – за расширение прав
союзных республик или их выход из состава Союза 1 .
Я думаю, что правозащитное направление было распространено в
разных республиках, наиболее характерно оно для России. Его представители
боролись за свободу слова и против ущемления прав человека. Те, кто
представлял диссидентское движение в области религии, пытались защитить
права верующих, боролись против закрытия церквей.
Началом диссидентского принято считать демонстрацию и подписей в
арестованных писателей Синявского и Даниэля. Конец , видимо, совпадает
прекращением деятельности « общественной группы выполнению
хельсинкских » и публикации « текущих событий». моментом, водоразделом
истории движения, дело членов « группы защиты человека» Петра и Виктора
1 Кириллов В.В. История России: Учебное пособие / В.В. Кириллов. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2010. - 66 c
6
(1972–1973) и обстоятельства, сопутствующие. Таким , временные рамки идут
grosso от 1965 до 1983 . Период от называемого «Маяка» ( на площади , 1958)
и деятельности литературных кружков группировок (как, , СМОГ) до
Синявского-Даниэля существу относится предыстории диссидентского . В
этот и были его основы (, математиком и -любителем Александром -
Вольпиным, его деятельностью среди инакомыслящих). Моральным ,
пионером движения считать и Тарсиса, вдохновителя литераторов,
впоследствии участниками движения. нем недавно опубликована прекрасная
старого смогиста Батшева.
Но движения можно и в веяниях, последовавших XX съездом , и в
казусах от Пастернака до произведений Эренбурга («»), Семина («Семеро
одном доме»), «Не хлебом …» и «Одного …» Александра Солженицына.
каком-то диссидентство было властями, ибо люди, представители , которые,
воодушевившись XX съезда , отнеслись к вполне серьезно, , как им , в духе
решений и их проведения жизнь. Вот -то путем и пришли движение 2 .
Согласно источникам, знаменательными в истории были: первая на
Пушкинской , организованная Александром -Вольпиным (1965), так «процесс
четырех» ( Гинзбурга, Юрия , Алексея Добровольского Веры Лашковой —
1968), в свет « текущих событий» создание «Инициативной защиты прав »
(1968, 1969), уже упомянутый и процесс и Красина (1972–1973), «Московской
хельсинкской » (1976).
Хотя движение и на города и СССР, в его ядро локализовано в .
Социальный базис составляла, главным , либеральная интеллигенция.
том что движение систематически в защиту , национальных и прав
соответствующих и что представители этих являлись одновременно
движения, оно принципиально иное, отдельное явление, свою специфику ,
следовательно, требующее отдельного рассмотрения. тому же, история
диссидентского , если она также и национальных, религиозных прочих
2 Орлов А.С. История России: Учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М.:
Проспект, 2013. - 128 c
7
подобных , не может каждое из полноценно. Необязательно рассматривать
как диссидентского движения другие проявления (рабочие, профсоюзные, ,
экологические движения т.д.). это, как уже упомянул начале моего , делают
многие. то же исключительно важно взаимодействие диссидентского и
движений 3 .
По моему , большая заслуга заключалась в , что они западную
общественность существовании, проблемах борьбе именно движений. Говоря
языком, диссиденты бы выполняли интерфейса между движениями и миром.
У были связи иностранными корреспондентами, организовывали пресс-, они
выпускали распространяли информационные самиздатские издания
нарушениях прав («Хроника текущих », документы Хельсинкских и т..).
Как указано, знаменатель у — «идеология прав ». В центре ,
естественно, стоят личность и как абсолютные . Согласно идеологии
человека, борьба ограничениями универсально основных прав приоритетна.
Все должны оберегаться какого бы ни было вторжения в личную сферу.
императив. Никакие соображения, будь политические, социальные, или
практические, могут быть над императивом этих прав. диссидентов по
поводу не сомнений. При за права необходимо бороться , легальными
методами не прибегая насилию. Диссиденты «… только провозглашают это,
но осуществляют, так , в явочном » [3, с. 288]. «Лишь достоин жизни
свободы, кто день идет них на ». Неслучайно Андрей выбрал эти из «Фауста»
эпиграф к «Размышлениям…» 4 .
За именно права боролись диссиденты? впечатление, что
предпочтение отдавалось индивида (личная , свобода мысли, , религии,
убеждений их выражения т.д.), довольно важное в произведениях уделялось
также на вероисповедание на самоопределение . Собственно политические ,
однако, как отодвинуты на план. Это, , права граждан участие в
государственных дел, политические партии, и быть на подлинных и т..
3 Ахиезер А.С. История России: конец или новое начало? / А.С. Ахиезер, И. Клямкин, И. Яковенко. - М.: Новое
Изд.-во, 2013. - 96 c
4 Мунчаев Ш.М. История России: Учебник / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013.
- 172 c
8
Я считаю, принципиальная и аполитичность, не провозглашенная и ,
исключающая какую- оценку политического социального строя, — из
существенных диссидентского движения. сразу уточнить, избежание
известных в этой , что мнение том, что аполитичность диссидентского —
лишь тактический , всегда встречало решительный отпор стороны
представительных движения. Неубедительно , как будет , положение, согласно
мы имеем собой объективно движение. Павел писал: «Движение права
человека в центр внимания “защиту от произвола ”, а не государственного и
устройства». Согласно идеологии, человеческие осуществимы как hie et , в
любых и при политическом и строе. Андрей считал, что « защиты прав …
может сочетаться такими различными , как коммунистическая, ,
технократическая, национально-». «Идеология прав » в представлениях и
других диссидентов как исключает такие политического поведения,
политический расчет преднамеренность 5 . В -то смысле идея демократии на
второй . Павел Литвинов, и теоретик за права , избегал употребления
«демократическое движение» ( одно время называть движение), в последнюю
потому, что « название имеет оттенок, намекает роль политической , что на
деле этому изначально чуждо». считал «исключительно подчеркнуть
внеполитический » движения за человека.
Сознательный диссидентов от заставляет меня над тем, ли их tout
court неозападников, как делают многие. ли, что были инспирированы «
ценностями» в степени, чем, писал Павел , традицией русской , традицией
«сострадания униженным и , ощущения их , как своей, попытки перестроить
на справедливых, началах»?. Согласно Борису Шрагину, движения проходила
девизом «противление добром». Тот Павел Литвинов , что «…первым шагом
движения восстановление отнятого достоинства, возрождение человеческих
ценностей и доброты». образом, борьба движения в Союзе носила основном
характер борьбы 6 .
5 Боханов А.Н. Новейшая история России: Учебник / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; Под ред.
А.Н. Сахаров. - М.: Проспект, 2013. - 80 c
9
Согласно мною источникам, посторонним наблюдателям с такими
казалось обреченным провал. Эту в хрупкости разделяли и диссиденты.
Реальные на его лучше всего в тосте, в начале 70- в московских кругах: «За
нашего безнадежного ». Но, несмотря это, диссиденты продолжали борьбу,
им представлялось, достоинство человеческой , разоблачая все известные
конкретные нарушений прав.
в борьбе, моральных качеств, не каждому , укрепило веру
диссидентского сообщества некое их над остальной советского населения. ,
это элитарное было характеристикой интеллигенции и прошлом. Диссиденты
себя от советского человека, себя не представителям власти, и большинству
людей, покорной населения. Они себя как ярких представителей общества
(«лучшие »), как «прекрасных, людей», обладающих « к страданиям»
«великим интеллектуальным » 7 .
Аристократическое отношение, может, и в основе еще на стадии
попыток в борьбу права человека широкие слои . Тут, по-, и проявляется
«величайшая пропасть интеллигенцией и », о которой печалились авторы «».
Не осуществилась связь между и той индивидов и , не согласных режимом,
которые — судить по , обнаруженным в КГБ, — были более
многочисленными, об этом известно до пор.
Я , что правозащитники всеми этими и индивидами не сталкивались,
не захотели ними иметь . В лучшем , они недооценили и масштабность
явления. Вместо диссиденты начали обращаться к . Даже правозащитный ,
который можно бы превратить мощный инструмент общественного мнения,
распространяться внутри все меньше. в брежневский (и, в , после арестов и
Красина) обращения в жертв репрессий, правозащитные издания в большей
рассчитаны на , чем для и распространения стране.
Одним самых важных стало право свою страну. Сахаров называл
право «ключевым», оно «дает принципе возможность страну, не своим
6 Земцов Б.Н. История России. IX- начало ХХI в: Учебное пособие / Б.Н. Земцов. - М.: Изд. Универ. книга,
2012. - 55 c
7 Школьник Ю.К. История России: От древнейших времен до начала XX века: Полная энциклопедия / Ю.К.
Школьник. - М.: Эксмо, 2012. - 56 c
10
гражданам национальных, экономических, , политических, гражданских
социальных прав, возвращаться в при изменении или общей …». Для многих
движения эмиграция единственной альтернативой . Совсем небольшое людей
было из страны собственного желания лишено гражданства . Многие видные
эмигрировали, тем лишив движение вклада в за права поле боя. небольшое
количество осталось на . Среди них Андрей Сахаров, Великанова, Лариса ,
Сергей Ковалев.
того, что , можно выделить аспекты, характеризующие, мой взгляд,
движение: это связующего звена, , которую играло движение в его
существования; прав человека их мироощущении; ; лояльность к власти;
аполитичность; на Запад; . Остановимся еще на некоторых этих
характеристик.
11
2. власти с
Несмотря на , что под «диссиденты» объединяют самых разнородных ,
у них и одна черта. Те, представлял диссидентское в СССР, мирные формы .
Это могли обращения в власти и организации о прав человека, по поводу -
либо политических (например, против советских войск Чехословакию в 1968
.).
Но наиболее формой протеста так называемый – издание листовок, ,
нелегальной периодики, , критикующих власть рассказывающих о в стране.
ним можно общесоюзное издание « текущих событий» (1968-1983 .),
«Украинский вестник» ( украинскими диссидентами 1970-1972 гг.) 8 . Что
касается книг статей, то количество трудно подсчитать.
Как , диссидентское движение не имело организационных форм.
могли быть группы, кружки, , но часто просто контактировали собой, не
никаких организаций. движение в было представлено деятелями, как
Чорновил, Левко , Иван Дзюба, России – Александром , Андреем Сахаровым,
Буковским, среди татар был Мустафа Джемилев. конце 60-х начинают
стремиться легализации своей .
Первой общественной , открыто заявившей себе, считают группу
защиты человека в , созданную в 1968 г. Она из 15 человек. 1975 г. СССР и
опубликовал акт Хельсинкских , одним из которых было соблюдение прав .
Это событие диссидентов к нового типа организаций – групп выполнению
Хельсинских .
Первая такая была создана мае 1976 г. Москве, следом ней возникли
организации в , Армении, Литве, . Члены групп обнародованием информации
нарушениях прав в Советском , сообщали о нарушения Хельсинских в
советские власти и организации 9 . На диссидентов власть различными
формами . Наиболее мягкими увольнение с и неформальный на профессию, -
8 Кривошеев М.В. История России: Конспект лекций / М.В. Кривошеев, М.В. Ходяков. - М.: Высш. обр.,
Юрайт-Издат, 2009. - 91 c.
9 Вурста Н.И. История России: Даты, события, личности / Н.И. Вурста. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 61 c
12
за чего интеллигентам часто работать грузчиками кочегарами. Так, ,
поступали с , кто подписывал письма с в 60-е . За более действия – акции ,
создание подпольных – приговаривали к срокам заключения ссылки.
Получило такое направление как карательная , когда диссидентов психически
больными отправляли на лечение. По к членам групп применяли
фабрикацию уголовных , чтобы дискредитировать в глазах общественности.
Согласно , которую я , к середине 80- годов диссидентское было
практически . Большинство наиболее его членов в лагерях ссылке, многие
отошли от деятельности. И же существование не было . Их произведения для
советских альтернативным источником , во многом крах тоталитарного 10 . В
эпоху их общественный пригодился в новых, вполне организаций, дал
организовать борьбу выход республик состава Союза образование
независимых .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким , диссидент — человек, взгляды которого расходятся с
установлениями в , где он ; политически инакомыслящий. это приводит
гонениям, преследованиям репрессиям его стороны властей.
в таком, понимании этого появились в во второй 1960-х, почти и как
из ниоткуда, очень быстро заметным фактором и отчасти жизни страны.
диссидентство 1960—1980-х . — явление уникальное аналогов в истории не .
Основными требованиями были: демократизация жизни, правовое ,
гласность, открытое , радикальная экономическая .
Основными формами деятельности являлись:
1) и распространение властями информации (), которые начинались
перепечатки и отдельных запрещенных произведений (И. . Бунина, М. .
Цветаевой, А. . Ахматовой, М. . Булгакова и .). Затем появились судебных
процессов, выходить литературно-, общественно-политические, и др. ,
содержавшие произведения . И. Солженицына, . Д. Сахарова, . А. и . А.
10 Павленко Н.И. История России / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко. - М.: Абрис, 2012. - 261 c
13
Медведевых, . Гавела и . Наибольшую известность информационный
бюллетень « текущих событий», с апреля 1968г.;
2) и распространение « писем» в незаконно осужденных посвященных
злободневным общественно-политической страны. Наиболее акцией
«подписантов» письма в КПСС 43 детей коммунистов и большой группы и
культурных против тенденций ;
3) демонстрации. Наиболее две из : 5 декабря 1965 г. Пушкинской
площади Москве, в Советской Конституции, требованиями защиты прав,
открытого над арестованными писателями А. и Ю. и 25 августа 1968 . на
Красной с протестом ввода советских в Чехословакию;
4) моральная и помощь отдельным , подвергшихся незаконным , и их .
С этой функционировал специальный помощи.
Для с диссидентами использовала соответствующие советского
законодательства, через средства информации. Проводником политики
являлся основном КГБ. , как правило, в таких как "общественно умышленное
деяние, на подрыв ослабление советского государства, государственного
общественного строя внешней безопасности , совершенное в подрыва или
Советской власти".
видом наказания было принудительное, определению суда, их в
больницу, что юридической точки не являлось санкцией. К применялась и
мера воздействия лишение советского . С 1966 по 1988 . за действия, " высокое
звание СССР и ущерб престижу государственной безопасности " были
лишены гражданства около 100 , в т.. М.С. (1976), П.Г. (1978), В.П. (1980),
В.Н. (1986). Несколько заключенных (Г. Винс, . Гинзбург, В. , М. Дымшиц, .
Кузнецов) были на арестованных границей двух разведчиков, а .К. Буковский
— оказавшегося в лидера чилийских Л. Корвалана.
второй половине 80- гг. диссидентство в основном
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
1. Ахиезер А.. История России: или новое ? / А.С. , И. Клямкин, . Яковенко. -
М.: Изд.-во, 2013. - 496 .
14
2. Безбородов А.. История России новейшее время. 1985-2009 .: Учебник / А..
Безбородов. - М.: , 2013. - 448 c.
3. Боханов .Н. Новейшая России: Учебник / .Н. Сахаров, .Н. Боханов, .А.
Шестаков; ред. А.. Сахаров. - М.: , 2013. - 480 c.
4. Вурста .И. История : Даты, события, / Н.И. . - Рн/Д: , 2013. - 191 c.
5. Земцов .Н. История . IX- начало в: Учебное / Б.Н. . - М.: Изд. . книга, 2012. -
552 c.
6. В.В. России: Учебное / В.В. . - М.: Юрайт, Юрайт, 2010. - 661 c.
7. М.В. России: Конспект / М.В. , М.В. . - М.: Высш. ., Юрайт-Издат, 2009. -
191 .
8. Мунчаев Ш.. История России: / Ш.М. , В.М. . - М.: Норма, ИНФРА-М,
2013. - 752 .
9. Орлов А.. История России: / А.С. , В.А. , Н.Г. , Т.А. . - М.: Проспект, 2013. -
528 .
10. Павленко Н.. История России / .И. Павленко, .Л. Андреев, .М. Ляшенко. - .:
Абрис, 2012. - 661 c.
11. А.Л. России. Конспект : Учебное пособие / .Л. Сафразьян. - .: Проспект,
2013. - 96 c.
12. Ю.К. России: От времен до XX века: энциклопедия / Ю.. Школьник. - М.:
, 2012. - 256 c.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!