это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
628261
Ознакомительный фрагмент работы:
Язык и действительность
Всего символов: 5714
Одной из наиболее актуальных и интересных проблем современной когнитивной лингвистики является проблема соотношения языка и действительности, которая звучит как вопрос о «языковом преломлении» всего познанного о внешнем и внутреннем мире человека и напрямую связана с исследованием процессов концептуализации и категоризации. Е. С. Кубрякова пишет: «Ни о каких концептах, ни о каких категориях в сознании человека мы не можем судить, минуя их языкового преломления, т. е. не изучая их по формам, нашедшим свою объективацию (вербализацию) в естественных языках» [2, с. 184].
Рассматривается роль языка в концептуализации действительности, следует подчеркнуть, что мир языка по своей глубине и сложности сопоставим с миром отражённой в нём действительности. В языке находит отражение также структура мира, его дискретность, свойства наполняющих его объектов, отношения между ними.
Будучи сам одним из макрообъектов мира действительности, язык постоянно являет взору исследователя всё новые и новые глубины и широты своего естества, каковыми являются, например, элементарные компоненты звуков (дифференциальные фонологические признаки) и значений слов (дифференциальные семантические признаки – семы), их функциональные свойства. Язык постоянно осуществляет именование вновь познаваемых реалий действительности, в том числе и своих собственных (так, например, относительно новыми лингвистическими терминами были обозначены такие открытые реалии языка как: агенс, агнонимы, амплификация, арготизм и др.). Язык участвует в процессе концептуализации представлений о мире в виде связных, структурированных картин мира (научной, языковой и др.), в развитии дальнейшего познавательного опыта человека и вербализации этого опыта.
Неразрывность языка и действительности проявляется не только в том, что действительность отражается в языке, но и – обратно – язык неизбежно сам участвует в формировании действительности. Вспомним ещё раз: «В начале было слово». Оно должно быть услышано и призвано к участию в деятельности созидания мира. Любое дело начинается с осознания слова и последующего планирования, программирования деятельности.
Невнимание к языку, особенно в его созидательной и социальной роли таит в себе угрозу утраты языковым сообществом своей этнической и культурной идентичности. Трудно не заметить признаки духовного обнищания современного человека, упадка вековых общечеловеческих нравственных устоев, одной из причин чего является всё ускоряющееся развитие диспропорции между человеческими и техническими аспектами существования, обесценивание самой жизни человека.
Уникальность языка заключается ещё и в том, что человек отражает и видит в нём свой собственный образ. Он «отразил в языке всё, что узнал о себе и захотел сообщить другому. Человек запечатлел в языке свой физический облик, своё внутреннее состояние, свои эмоции, интеллект, своё отношение к предметному и непредметному миру, природе – земной и космической, свои действия, свои отношения к другому человеку» [1, с. 3]. Так, увидев красивую вещь в окружающем мире, мы говорим, что она прекрасна, яркая, удивительная и т.д.
Язык постоянно совершенствует социально-функциональную природу, заботясь о сохранении своей коммуникативной пригодности в наилучшем состоянии, совершенствуя это состояние. Уникальность языка проявляется и в его универсальности: его средствами в принципе возможно передать любое интеллектуальное, эмоциональное, оценочное содержании; он способен к синергийному саморазвитию и самоорганизации.
Язык, как и сама отражённая в нём безграничная, абсолютная действительность, хранит в себе много тайн своего бытия, развития и функционирования; их выявлению будет способствовать дальнейшее развитие и углубление научно-лингвистической компетенции, одним из базовых понятий которой является коммуникативно-языковая компетенция. И наоборот: коммуникативно-языковая компетенция не может получить достаточного развития и глубины без опоры на лингвистическую компетенцию. Ориентация на отмеченную зависимость, её учёт несомненно будут способствовать ненавязчивому воспитанию уважительного, позитивно-эмоционального и бережного отношения к человеческой речи.
Язык – важнейшее средство формирования и защиты этнокультурного самосознания и идентичности человека, личностные особенности которого начинают формироваться на базе и с помощью языка в самом раннем детстве. Язык становится частью самой личности человека, что в целом и отражено в понятии «языковая личность». Формирование качественной языковой личности и, в целом, этнокультурного языкового коллектива обеспечивается только достойным воспитанием, образованием, формированием соответствующей культурно-языковой среды. Субъектом этой формирующей деятельности выступают сами личность и социум, которые должны рассматривать язык как общенациональное достояние, проявляя вполне конкретную заботу о нём, ограждая его от негативных влияний среды (таких, например, как жаргонизация, немотивированное использование иноязычных средств и т.д.). Так, например, злоупотребляя иноязычными словами типа лейбл, дэдлайн, трэш, вейпер, хайповый, изи, пинрол и другие подобные, молодые люди теряют свою культурную идентичность, засоряют родную речь.
Особую озабоченность вызывает всё более активизирующееся использование инвективов (по понятным причинам, в нашей работе мы их приводить в пример не будем), которые, к сожалению, начали проникать в средства массовой коммуникации, в кино, в театр, в произведения художественной литературы. Свой негативный потенциал несёт и компьютеризация. Например, сленговые термины репит, шерить, перископ, референс, о кейси и др.
Пожалуй, перечисленные факты служат наиболее наглядным примером, хоть и негативным, тесной взаимосвязи языка и действительности.
Литература:
Арутюнова Н. Д. Логический анализ языка. Образ человека. Введение. 1999.
Кубрякова Е. С. В поисках сущности языка. Когнитивные исследования. – М. : ЯСК Знак, 2012. – 203 с.
Майоров А. П. О некоторых аспектах когнитивного подхода к языку // Семантические, грамматические и когнитивные категории языка. Уфа: Гилем, 2007.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!