это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
664380
300 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Для Российской истории XVII век стал эпохой, когда наше великое государство переживало возрождение, наступившее после мрачных и кровавых времен Смуты. Изможденное и измученное бесконечными войнами, заговорами и интригами государство стало на глазах переживать второе рождение. Начиная с первого монарха династии Романовых Михаила Федоровича (1596 - 1645) до великого преобразователя Петра Алексеевича (1672-1725), это столетие проходило под эгидой развития и процветания. А самым главным мерилом, самым главным барометром, предсказывающим и говорящим об экономическом становлении и развитии государства, безусловно, является торговля. На XVII век пришлось ее становление и расцвет.
Торговали все: и купцы на знаменитых Нижегородской и Московской ярмарках, и ремесленники, и простые крестьяне, и даже сам царь. Так, Алексей Михайлович (1629-1676), несмотря на свою большую набожность, всегда проявлял самый живой интерес к делам торговым, причем не только, как и полагается персоне монаршего статуса, в масштабах всего государства, но и содержал палатку на московском рынке.
А как известно торговля без торговых путей – это словно организм без кровеносных сосудов. Вот и была окутана, вся постоянно увеличивающаяся территории России, разветвленной сетью сухопутных, морских, а самое главное речных путей доставки товара. Причем последний путь, речной, имея глубокие исторические корни и традиции являлся наиболее популярным в рассматриваемое нами время. Этому способствовало много факторов. И относительная дешевизна, по сравнению с сухопутными или морскими логистическими подсчетами тогдашних предпринимателей, и относительная безопасность веками проверенных маршрутов, и возможность выбора типа и габаритов судна и ,даже, капитана речного транспорта.
Все эти перечисленные факторы свидетельствуют об актуальности данной работы, а история развития речного судоходства в России в XVII веке является целью настоящего исследования.
1 Речные торговые пути в России в XVII веке
Естественно, что водные торговые пути имели наибольшее тяготение к Москве, как к столице Российского государства и ключевому торговому центру. Особенно пристальному вниманию владельцев речных судов уделялось местам западнее, восточнее и севернее от столицы в связи с обилием крупных и мелких рек и различного размера озер. Из всего этого речного и озерного многообразия сложилась целая транспортная система.
Судоходными на западе от Москвы были реки Западная Двина, Ловать, Мета, Волхов. Они были интересны для судоходства не только тем, что были связаны между собой целой цепью притоков, озер, волоков, но и с Волгой и Тверцой. Господствующее положение севернее Москвы ввиду своей исключительной полноводности, не требующей трудоемкой перевалки, занимали Северная Двина, Сухона и Печора. Следуя этим направлением можно было добраться водным путем даже до Урала.
Пальма первенства, безусловно, принадлежала Волге и Каме, протекавшими, восточнее столицы. Притоки этих величественных рек естественным образом сообщались как с реками северо-восточной, центральной частей России, так и Западной Сибири.
Таким образом, в XVII веке наблюдается стройная логистическая речная система, связанных между собой водных путей и связывающих большие территории российского государства.
Двинско-Беломорское направление поставок товара становится едва ли не основополагающим в торговых отношениях с Западом. Расцветают Ярославль и Вологда, пропуская через себя товаропотоки из Москвы и Волги через Архангельск в страны Европы. Новгород и Псков, традиционные транзитеры шведских, лифляндских и польских товаров, служили надежными каналами дипломатических связей с европейцами.
Вне всяческих сомнений, магистральным каналом торговых отношений
стран Востока и Средней Азии, а через них – с Индией - с Нижним Новгородом и Астраханью, являлась Волга. Из Астрахани по морю можно было добраться до Мангышлакских пристаней, а затем в Ургенч и Бухару. Кроме того, Волга представляла огромный интерес и для европейских купцов, как самый короткий, удобный и безопасный путь. К концу века акватория Волги была настолько изучена и освоена русскими моряками, что позволяла бесперебойно осуществлять по ней движение во время навигации.
Речное судоходство шло в ногу с изменяющимися тенденциями в торговле. Так, когда Вятка с середины 50-х годов XVII века становится центром хлебной торговли России вместо Вологды, хлебные караваны стали ходить по Оке, Волге, Каме, Вятке из центра и юга страны на Лузу или на Сухоно-Двинскую водную линию. В это же время изменился и печорский маршрут. С помощью Москвы, Оки, Волги, Камы, Чусовой, Серебрянки стали добираться через Баранчи, притока Тагила, и Тобола прямо в Сибирь.
Однако, и этот удобный путь был забыт в 80-е годы, в связи с найденным более коротким путем на Лену через Енисейск.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подводя итоги данного исследования, следует подчеркнуть огромное значение, которое играло речное судоходство в деле развития торговых отношений России как с западными, так и с восточными партнерами в XVII веке.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Речное судоходство в России / М. Н. Чеботарев, М. Д. Амусин, Б. В. Богданов и др.; / Под ред. М. Н. Чеботарева. - М.: Транспорт, 1985. - 352 с.
2. Сичкарев, Виктор Иванович. История судоходства в Сибири, Арктике и на Дальнем Востоке : [в 3 ч.] / В. И. Сичкарев ; под науч. ред. В. В. Дегтярева ; М-во трансп. Рос. Федерации, Новосиб. гос. акад. вод. трансп. - Новосибирск : НГАВТ, 2004- (Отд. оформления НГАВТ). - 20 см. Ч. 2: История речного судоходства. - Новосибирск : Отд. оформления НГАВТ.2005. - 250 с.
Волок - место максимального сближения судоходных рек, через который имелась возможность переправить (перетащить, перевалить) судно или груз. (Прим. Автора).
См.: Речное судоходство в России / М. Н. Чеботарев, М. Д. Амусин, Б. В. Богданов и др.; / Под ред. М. Н. Чеботарева. - М.: Транспорт, 1985.С.118
См.: Сичкарев, Виктор Иванович. История судоходства в Сибири, Арктике и на Дальнем Востоке : [в 3 ч.] / В. И. Сичкарев ; под науч. ред. В. В. Дегтярева ; М-во трансп. Рос. Федерации, Новосиб. гос. акад. вод. трансп. - Новосибирск : НГАВТ, 2004- (Отд. оформления НГАВТ). - 20 см. Ч. 2: История речного судоходства. - Новосибирск : Отд. оформления НГАВТ.2005.С.125-131
6
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!