это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
721391
Ознакомительный фрагмент работы:
Актуальность исследования. Появление системы гибких образовательных услуг, поиск активных форм и методов обучения и путей развития творческой личности делают поиск оптимальных методических приёмов и форм воспитания детей сегодня наиболее востребованным.
Дошкольный возраст – период развития личности ребенка, позволяющий формировать познавательные процессы, связанные не только с усвоением знаний, умений и навыков, но и с социализацией, направленной на самостоятельный поиск, осуществляемый в процессе гуманистического воздействия и основанный на сотрудничестве и сотворчестве.
В ФГОС дошкольного образования одними из требований к уровню подготовки воспитанника называются следующие: «Любознателен. Проявляет познавательный интерес к сложным, незнакомым объектам. Использует разные типы вопросов для получения информации. Владеет логическими операциями: анализирует, выделяет качества и свойства, сравнивает, устанавливает соответствие, группирует. Составляет простые планы-схемы, маршруты, следует им. Устанавливает простейшие причинно-следственные связи» [11].
Таким образом, задачи познавательного развития в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования направлены на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности
Дошкольнику присуща ориентация на познание окружающего мира путём экспериментирования с объектами и явлениями окружающего мира, рассмотреть предмет, потрогать руками, языком, понюхать, постучать по нему, его интересуют простейшие физические явления, не совсем понятные и осмысленные.
В трудах известных педагогов и психологов: Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Д. Локка, Жан Жака Руссо познавательная активность рассматривается с позиции стремления к познанию.
Г.И Щукина А.А. Смирнов, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, М.Ю.Иванова Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова и другие, изучающие особенности познавательной деятельности и способы её активизации, выявили педагогические условия развития познавательной активности.
Познавательный интерес – это избирательная направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира.
Любое проявление интереса связано с его познавательной стороной, с поиском нового, вызывающего положительные эмоции, однако не любой интерес можно назвать познавательным.
Условно можно различить несколько стадий развития познавательного интереса, направленных на познание окружающей действительности:
-любопытство – стадия избирательного отношения к предмету, обусловленная внешними, внезапно открывающимися субъекту сторонами и обстоятельствами; именно здесь субъект получает первоначальную ориентировку, связанную с занимательностью самого предмета, и занимательность «становится первотолчком» в развитии познавательного интереса;
-любознательность – как ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы первоначально увиденного и воспринятого; на этой стадии интереса проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью; сущность любознательности заключается в разгадке непознанных ещё загадок. Как отмечает Г.И.Щукина, «любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске» [12];
-собственно познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы, проникает в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности, содействует личности в её становлении.
Отмеченные ступени в развитии познавательного интереса не существуют изолированно друг от друга; на практике они представляют собой чрезвычайно сложные сочетания и взаимосвязи.
Познавательный интерес связан с развитием эмоциональной сферы, но это спокойная эмоциональность, соединяющаяся с интересом и наблюдательностью [3, с.42].
Психологическую основу познавательного интереса составляют следующие процессы:
интеллектуальные, связанные с развитием операций мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации), являющиеся «ядром познавательного процесса» и направленностью детских вопросов на существенные свойства и характеристики исследуемого объекта, поиском новых способов решения познавательных задач. Познание невозможно без активной мысли, поэтому процессы мышления являются значимыми для развития интереса;
эмоциональные процессы, характеризуемые положительным отношением к объекту, наиболее ярко проявляющиеся во время взаимодействия с другим человеком (оказание помощи, проявление отзывчивости, эмпатии, положительных эмоций от совместной деятельности со взрослыми и сверстниками);
волевые (регулятивные) процессы, направленные на собственное познание и представление. Устремления, целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к процессу и результатам деятельности, развитие рефлексивных способностей – все это способствует познавательному интересу. В научных исследованиях доказано, что познавательный интерес является стимулом для развития волевых качеств личности;
творческие процессы выражены в самостоятельном переносе ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию, комбинированием известных способов деятельности в новые виды деятельности, проявлением способности к оригинальной мыслительной деятельности. Познавательный интерес, активизирующий воображение, фантазию, предвосхищение, помогает в создании новых образов и моделей.
Таким образом, мысли, эмоции, воля и творчество – в совокупности составляют основу познавательного интереса. Наличие всего многообразия процессов, включённых в познавательный интерес, является условием интеллектуально-творческого развития личности, её саморазвития.
Развивать положительное отношение к познанию окружающей действительности помогает «детское экспериментирование», способствующее формированию познавательной деятельности, если оно основывается на решении познавательных задач.
Многолетние исследования по проблеме ознакомления с окружающим миром детей дошкольного возраста подтверждают, что именно исследование, являющееся приоритетным на этом возрастном этапе, формирует личность ребенка, даёт импульс его психическому и социальному развитию. Чтобы реализовать на практике цель исследования, касающуюся всех компонентов методической системы (содержания, методов, средств и форм организации деятельности), необходимо выстроить правильно процесс восприятия.
Следует отметить, что ознакомление дошкольников с окружающим миром основывается не только на приобретении знаний, умений и навыков, но и на освоении методов анализа, синтеза, обобщения и абстрагирования. Методы самостоятельного приобретения знаний формируются в процессе усвоения знаний. По мнению известного педагога Выготского, «обучение ведёт за собой развитие» [1, с.53].
Научно-педагогические основы детского экспериментирования как особой формы самостоятельной поисковой деятельности намечены в трудах С.Л.Рубинштейна [9], Н.Н. Поддьякова [6] и др.
«Детское экспериментирование», введённое Н. Н. Поддьяковым, [7] является ведущим шагом, основанным на развитии познавательной активности, характеризующейся интенсивностью усвоения различных способов достижения результата, творчеством, направленным на практическое освоение знаний в повседневной жизни. Противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками и усвоенным путём проб и ошибок опытом и новыми познавательными задачами, возникшими в процессе экспериментирования и достижения цели, являются основой экспериментирования.
Познавательная активность развивается при преодолении противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, основанной на самостоятельности и творческом отношении. При этом формируется процесс нестандартного мышления, реализующийся при использовании различных методов и приёмов, активизирующих интеллектуальную сферу ребенка.
Специфику познавательной деятельности в экспериментировании включает несколько компонентов: 1. познание ребёнком объекта в ходе практической деятельности с ним, 2. осуществляемые практические действия, выполняющие познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, 3. условия, раскрывающие содержание данного объекта.
Поэтапно в процессе экспериментирования приобретаются новые впечатления, составляющие основу развития ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности и направленные на познание окружающего мира.
Главное в экспериментировании направлено на получение реальных разносторонних представлений об изучаемом объекте и его взаимоотношении с другими объектами и средой обитания – всё это приводит к обогащению памяти и активизирует мыслительные процессы, направленные на анализ и синтез, сравнение и классификацию и обобщение. В результате дошкольник не только знакомится с новыми фактами, но и накапливает мыслительные приёмы и операции, способствующие развитию умственных способностей. Положительно влияет экспериментальная деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, развивая творческие способности, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья.
Теоретический анализ, проведённый по проблеме исследования, позволяет определить педагогические условия эффективного осуществления «детского» экспериментирования. Для этого необходимо:
Создать условия для удовлетворения любознательности, стремления к эксперименту и желания самостоятельно находить решения в проблемной ситуации.
Способствовать развитию наблюдательности, необходимого условия исследовательской деятельности, поощряя самостоятельные наблюдения ребёнка, умение подмечать в предмете новые стороны и специфические особенности, анализируя, сравнивая и оценивая.
Помочь детям видеть проблему и выдвигать гипотезы, поддерживать самостоятельный поиск путей решения проблемы, создавая условия для решения дивергентных задач в ходе исследований и развивая воображение, оригинальность мышления, лёгкость ассоциирования.
Обеспечить безопасность детей в ходе экспериментальной деятельности.
Метод детского экспериментирования в условиях дошкольного учреждения включает в себя исследование растений, животных, человека и объектов неживой природы. Опытами для дошкольников с объектами неживой природы (водой, воздухом, другими минералами) занимался И.С. Фрейдкин [2], создавший систему учебно-опытной работы, а С.Н. Николаева [5], изучая организацию наблюдений за объектами живой природы.
Начало экспериментальной деятельности начинается с разработки обязательных структурных элементов [8]:
1. постановки проблемы;
2. поиска путей решения проблемы;
3. проведения наблюдения;
4. обсуждения увиденных результатов;
5. формулировки выводов.
Рассмотрим основные этапы экспериментирования. Первый уровень детского экспериментирования сопряжён с постановкой проблемы, сформулированной воспитателем, определившим пути её решения, помогающие самостоятельному решению проблемы. Взрослый подчеркивает возникшие противоречия, стимулируя попытку найти выход из создавшегося положения и строя звенья рассуждения, приводящие дошкольников к самостоятельному поиску решения проблемы.
На втором уровне педагог тоже формулирует проблемы, но метод решения дети ищут самостоятельно. Так переходя от одного уровня экспериментирования к другому, педагог преднамеренно сокращает информационное поле о предмете исследования, предоставляя возможность самостоятельного поиска путей решения.
Чтобы процесс экспериментирования проходил более плодотворно, необходимо разделить детский коллектив на малые группы (по 3-4 человека), это способствует максимальной заинтересованности каждого в поиске решения проблемы и развивает самостоятельность, так как дошкольник может предложить варианты решения и доказать свою точку зрения. Всё это повышает самооценку и развивает коммуникативно-речевые умения и мышление, активизирующие творческую, поисковую деятельность в новых нестандартных ситуациях.
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой систему, включающую демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, а также наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.
В процессе наблюдения происходит прояснение понятий и законов природы (температура, время, жидкость, газ, твердое тело, тяготение, движение, свет, звук и т. д.) и осмысливание изученного.
Появление системы гибких образовательных услуг, поиск активных форм и методов обучения и путей развития творческой личности делают поиск оптимальных методических приёмов и форм воспитания детей сегодня наиболее востребованным.
В последние годы в детских садах ведется работа по освоению разнообразных вариативных программ, таких как: « Юный эколог» (под редакцией С.Н.Николаевой), «Истоки» (Л А. Парамоновой), «Детство» В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой и др. Все они соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования и направлены на формирование личностных и интеллектуальных качеств ребёнка в ДОО.
Во всех программах предусмотрено детское экспериментирование по мере ознакомления детей с миром окружающей их живой и не живой природой, рассматривается специфика организации экспериментальной деятельности, различные формы работы по осуществлению экспериментальной деятельности.
Обучая экспериментированию, нельзя забывать о формировании представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д.).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
Современные исследователи (Савенков А. И. [10], Иванова А. И.[4] и др.) одним из направлений детской экспериментальной деятельности, использующимся в условиях детской дошкольной организации, считают опыты. Опыты можно проводить и на занятиях, и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Особенно нравятся детям опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Опыты с жидкостями и воздухом заставляют задумываться о строении явлений природы. Однако следует планировать опыты из экспериментальных материалов, переходя от простого к сложному.
Ребёнок, почувствовавший себя исследователем и овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.
Большую роль в развитии познавательного интереса играет предметно-развивающая среда
Правильно организованная деятельность, основанная на партнёрских отношениях, помогает ранней социализации ребёнка, развивает устойчивый интерес к исследованию, предоставляет возможность почувствовать себя учеными, исследователями и первооткрывателями. Эта деятельность в соответствии с перспективным планированием должна осуществляться как в ходе режимных моментов на предмет проведения опытов и экспериментов с детьми старшего возраста, так и в ходе различных случайных ситуаций в процессе детской деятельности.
Список литературы:
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991.–125с.
Глушкова И. Н. Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру природы, их социальной активности [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. - С. 101-104.
Давыдов, В.В.Основные процессы современной психологии детей младшего школьного возраста/ В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.К.Маркова. -М.: Наука, 1987.- 456 с.
Иванова А. А. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду — мир растений / А. А. Иванова. — М.: ТЦ Сфера, 2005. – 123с.
Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. -М.: Академия, 2002. – 336с.
Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом − «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. - № 5.- С.27-31.
Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: Академия, 2000. - 266 с.
Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию [Текст]. // Вопросы психологии, 1991. - №4. - С. 29-34.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. - 712 с.
10. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду – Самара, 2004.- 143с.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 2013
Щукина Г.И. Проблема познавательных интересов в педагогике [Текст] / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1971.- 234с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
1. «Норма и отклонение в развитии личности» 2. «Теория личности как область научного знания, основные характеристики теории личности»
Презентация, Психология и педагогика
Срок сдачи к 21 дек.
Сделать презентацию с докладом на тему ящериц, а именно гекконов
Презентация, Палеонтология
Срок сдачи к 22 дек.
Путём предварительного сканирования, в отчёт вставляется тонированная карта участка работ с нанесёнными изолиниями и контурами аномальных зон
Контрольная, Науки о Земле
Срок сдачи к 27 дек.
доработать проект в имеющейся курсовой работе
Другое, «Проектная деятельность в сфере государственного и муниципального управления»
Срок сдачи к 25 дек.
Порядок действий водителя при совершении дтп
Реферат, Правила дорожного движения
Срок сдачи к 24 дек.
Написать курсовую работу по теме "Особенности прав потребителей в дистанционной купле-продаже"
Курсовая, Правовое регулирование защиты прав потребителей
Срок сдачи к 22 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!