это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
770781
Ознакомительный фрагмент работы:
Категория справедливость в современном мире, в частности в
современном праве, является одним из базовых его принципов, который
означает представление о должном порядке взаимоотношений между
людьми, соответствие прав и свобод личности.
Понятие справедливости начало формироваться с момента начала
развития цивилизации.
В правовых памятниках Древнего Востока, датирующегося с III
тысячелетия до н.э. по III век нашей эры, отражается тенденция к
закреплению рассматриваемого нами принципа.
Впервые термин «справедливость» мы можем обнаружить в
«Поучении Птахотепа», «Книге мертвых» - правовых памятников Древнего
Египта.
Далее нормы о справедливости закрепились в Законах Хаммурапи в
Древнем Вавилоне.
В целом, следует сказать, что данный правовой памятник Вавилона -
это свод законов, содержащий в себе достаточно подробные и
прогрессирующие для того времени решения в таких областях как брачно-
семейные отношения, наследственное право, процессуальные отношения,
гражданско-правовые отношения. Не зря создание Законов Хаммурапи
признается одним из наиболее крупных исторических событий, изменивших
мир.
Идея справедливости в Своде законов царя Хаммурапи четко
проявляется в следующем положении: «Для того, чтобы дать сиять
справедливости в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы
сильному не притеснять слабого»
Проиллюстрированный нами пример говорит о том, что для Древнего
Вавилона понятие справедливости отождествлялось с установлением
социального неравенства и эксплуатации против общества.
В частности, следует сказать о том, что законодатель Древнего
Вавилона устанавливает божественный характер власти, тем самым указывая
на то, что правитель как «заместитель» бога на земле олицетворял ту самую
справедливость. Например, в заключительной части Свода законов
Хаммурапи указывается: «Слова мои изысканны, нет ничего равного моей
мудрости, нет соперника у моих деяний».
Однако не стоит заблуждаться в том, что понятие справедливости в
Древнем Вавилоне сводилось лишь к божественной власти царя.
Так, в период правления Хаммурапи принят ряд «указов о
справедливости», согласно которым принимался комплекс мер по
противодействию разорения и обезземеливания общинников, возмещения
ущерба в случае наступления определенных стихийных бедствий, также
социальных бедствий.
Помимо этого, в Своде законов указывается ряд мер по
восстановлению нарушенной справедливости.
Так, Хаммурапи принял ряд мер, отстраняющих от власти
взяточников, наказывающих обманщиков, учредил справедливую систему
мер и весов.
Особая роль в Законах Хаммурапи отведена судебному решению,
поскольку представлял он собой «воплощение справедливости», основанное
не только на законе, но и на божественной воле. Так, суд мог происходить с
участием бога Реки в случае ордалий с применением воды. В частности, в
отношении ордалий устанавливалось равноправие как для истца, так и для
ответчика, о чем еще раз подтверждается закрепление принципа
справедливости.
Древнеиндийская политико-правовая философия изначально
связывала справедливость с социальным неравенством, превосходством
брахманов, неравным наказанием для представителей различных сословий.
Наиболее знаменитым памятником Древней Индии можно назвать
Законы Ману (II в. до н.э.).
Идея справедливости, равно как и в памятниках Древнего Египта и
Древнего Вавилона, закрепляется с приданием ему ритуально-религиозного
характера. Так, симбиоз морали, религии и права позволил законодателю
придать тем правовым актам не материальный, а идеальный характер,
определяющий главный критерий справедливости - неукоснительное и
обязательное соблюдение дхарм. Идеальный характер норм права также
выражался в том, материальная уголовная ответственность была
малозначительной по сравнению с ответственностью морально-этической.
Принцип справедливости в Законах Ману представлял собой следующее: чем
выше каста, тем более строже дхармы и более повышенные требования к
исполнению определенных религиозных ритуалов. Данная особенность в
правовом источнике Древней Индии указывает нам, что, опять же, для
Древнего Востока понятие справедливости отождествлялось с понятием
социального неравенства в обществе.
Представление о справедливости как законности с позиций признания
нравственно-духовного равенства всех людей в VI в. до н.э. развивал
Сиддхартха Гаутама, прозванный. Рождение, по мнению философа, не может
определять положение человека в общества, а только его личные усилия.
Мудрость в конечном итоге приводит человека к истине. Буддизм не только
получил значительную поддержку общества, но и со временем превратился в
мировую религию. Справедливости ради отметим, что, несмотря на
прошедшие два тысячелетия и изменения в государственных и правовых
институтах Индии, запрещающих неравенство, общество осталось настолько
консервативным, что до сих пор признает кастовое деление общества
справедливым, где каждый помнит свое происхождение, а браки с
представителями низших каст осуждаются 2 .
2 Левчук С.В. Религиозно-правовые особенности государственного и общественного
Правовая мысль Древнего Китая основывается на том, что категория
справедливость - это понятие, аналогичное естественному ходу вещей.
Мо-цзы, в поисках «единого образца справедливости», представил
идею договорного происхождения права и государства. Согласно его
концепции, справедливость представляет собой ликвидацию произвола
местных властей и сановников, которые привыкли в ходе своей деятельности
устанавливать свои порядки, противоречащие интересам общества. Помимо
этого, Мо-цзы под справедливостью понимал непосредственное участие
народа в управлении государством, в осуществлении власти.
Стоит отметить еще одну важнейшую правовую концепцию Древнего
Китая - конфуцианство.
В основу его лег принцип всеобщей справедливости. Заключался он в
том, что государственные служащие должны гуманно управлять
государством, показывать пример народу и необременять его крупными
налогами и повинностями. Согласно конфуцианству, закон могут познать
лишь представители господствующих сословий. Аналогично
вышеуказанным правовым источникам, в учении также признается
социальное неравенство.
Однако целесообразно подчеркнуть, что Конфуций в своем учении
указывает на необходимость в гуманном управлении государством, то есть в
четком следовании и выполнении своих обязательств. Народ,
соответственно, обязан соблюдать принятые законы и ритуалы в обществе.
Такие законы обязывали лиц к уважительному отношению к взрослым
людям, вежливости, преданности государству.
Представления легистов были достаточно схожи с концепцией Мо-
цзы, но отличались своеобразием.
Нельзя не оценить вклад легистов в формировании понятия
«справедливости» в праве, поскольку именно данной школой был
сформирован принцип приоритета закона над ритуалами, религией, моралью.
В частности, легистами был сформирован принцип, согласно которому все
равны перед законом. Участники данной школы приняли ряд мер по защите
справедливости, а именно резко подвергали критике существующее
социальное неравенство. Однако легисты воспринимали категорию
справедливости лишь как правовую. В рамках данной школы справедливость
потеряла свое моральное «обличие». Согласно учению легистов
справедливость выражается в форме законов 3 .
Таким образом, проведенный анализ наиболее известных правовых
памятников Древнего Востока выявил некоторые отличительные
особенности, применяемые к понятию справедливости в обществе и
государстве:
1) Справедливость представляет собой волю царя, который как
правило выступает в качестве представителя Бога, т.е. носит религиозный
характер. Исключение составляет учение легистов, согласно которому
справедливость - это правовая категория, основанная сугубо на законе.
2) Справедливость тесно связана с социальным неравенством.
Список литературы
1) Левчук С.В. Религиозно-правовые особенности государственного
и общественного строя Древней Индии по Законам Ману // Вестник РГГУ. -
Серия: Экономика. Управление. Право. - 2012. - № 3 (83). - С. 202-211.
2) Маушева Ж.Б. Вавилон. Законы Хаммурапи // Вестник научных
конференций. - 2016. - № 7-3 (11). - С. 88-89.
3) Пузиков Р.В., Макарова А.В. Справедливость, равенство и
необходимое принуждения в древневосточном праве // В сборнике: ISSUES
OF FREEDOM, JUSTICE AND NECESSARY COERCION IN THE COURSE
OF THE PUBLIC RELATIONS REGULATION Peer-reviewed materials digest
(collective monograph) published following the results of the CXLI International
Research and Practice Conference and I stage of the Championship in Economics
and Management, Jurisprudence, Sociological, Political and Military sciences. -
2017. - С. 48-49.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!