это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
794215
Ознакомительный фрагмент работы:
Коран как источник права мусульманской правовой системы Эссе
Коран составлял и составляет предмет изучения специалистов
различных научных направлений: философов, религиоведов, лингвистов,
историков и юристов. Будучи священной книгой мусульман, основой
шариата, Коран выступает в качестве фундаментального источника
мусульманского права.
В соответствии с канонами ислама и мусульманского права
происхождение Корана божественно, природа его несотворённая, и
существовал он извечно.
Так, известный основоположник направления в мусульманском праве –
ханифитского мазхаба – Абу Ханифа отмечал, что Коран «пред творцом не
есть сотворенное». 1 Учение о предвечности и несотворённости Корана
окончательно утвердилось в мусульманском мире в IX веке.
Как полагает И.Л. Климович, первым инициатором собирания текстов
Корана был халиф (с 634 г.) Омар ибн аль-Хаттаб. Активная позиция халифа
Абу Бакра (с 632 г.), усилия писца пророка Мухаммеда Зейда ибн Сабита
способствовали созданию первой редакции Корана.
При халифе Османе ибн аль-Аффане был подготовлен единый текст
Корана, который должен был действовать на территории всего халифата.
Новая редакция текста Корана была разостлана в важнейшие центры
Халифата – Мекку, Дамаск, Куфу и Басру. Именно этот текст Корана стал
каноническим. 2
Таким образом, Коран был составлен в VII в., в период оформления
ислама как религии. М. А. Родионов отмечает, что в соответствии с
исламской традицией единый и окончательный текст Корана был установлен
между 650 и 656 годами.
Самые ранние из сохранившихся рукописей с кораническими текстами
относятся к концу VII или началу VIII веков.
В конце IX века в текст Корана вносятся букворазличительные точки,
позднее — огласовки с целью устранения разночтений и его однозначного
понимания. К X веку были приняты как равнозначные семь способов чтения
Корана. Л.И. Климович обращает внимание на отличия в сохранившихся
текстах Корана: разное деление на стихи и разделы. Старейшие тексты
Корана насчитывают порядка от 6204 (в басрийском списке) до 6236 (в
куфийском, индийском и некоторых других) стихов. В общепринятых
списках - обычно 6226 или 6238 стихов.
Специалисты, в частности, Д.Е. Еремеев, характеризуя структуру
Корана, подчёркивают отсутствие хронологической и тематической
последовательности сур (глав) его составляющих. Структуру Корана учёный
сопоставляет с арабской традицией строительства сооружения. «Сура» по-
арабски «ряд камней в кладке». При строительстве здания в его фундамент
закладывали наиболее крупные камни, затем – менее крупные. Аналогично,
по его мнению, построение Корана: самые длинные суры идут в начале.
Исключение составляет первая сура, «Фатиха» («Открывающая») – она очень
короткая. Д.Е. Еремеев сравнивает её с дверью в дом священного писания.
Суры Корана состоят из аятов (дословно «знамения», в обычном переводе –
«стих»). Всего в Коране 114 сур. 4
Применительно к правовому содержанию теста Корана можно заметить
следующее. В самом Коране неоднократно говорится о его значении как
судебнике для мусульман. Так, в частности, в суре 5 «Трапеза», аят 52 (48)
сказано: «Мы низвели тебе писание с истиной для подтверждения
истинности того, что ниспослано до него из писания, и для охранения его.
Суди же среди них по тому, что низвёл Аллах…». 5 Статус Корана как
судебника определяется следующим фрагментом 36 аята суры 13 «Гром»: «
И так Мы ниспослали его, как арабский судебник…». 6
Коран в соответствии с классической теорией мусульманского права
–фикхом, основоположником которой является Мухаммед ибн Идрис аш-
Шафии («Ар-Рисала») – занимает первый уровень в системе источников
мусульманского права. 7
Эта позиция осталась неизменной по сей день, несмотря на достаточно
высокую степень европеизации национальных правовых систем большинства
стран мусульманского права в XX – начале XXI веков. Современный
мусульманский учёный А. Фахреттин отмечает: «Среди мусульман не
существует разногласий в том, что Коран является основным источником для
законотворчества».
Профессор Л.Р. Сюкияйнен при характеристике Корана как источника
мусульманского права обращает внимание на важность учёта преобладания в
нём общих положений, регулирующих социальные отношения в обществе.
Немногочисленные конкретные правила поведения в Коране – решения
Пророком конкретных правовых ситуаций. Мусульманские специалисты,
известные европейские исследователи и учёные СНГ придерживаются
мнения о незначительном количестве конкретных норм мусульманского
права в Коране. 8
В соответствии с усуль аль-фикхом предписания, содержащиеся в
Коране, делятся на три основных вида:
1. Предписания веры: предмет богословского учения.
2. Нравственные предписания: предмет учения о нравственности.
3. Практические правовые предписания.
Число аятов, относящихся к практическим правовым предписаниям
насчитывается 500.
Правовые предписания включают в себя положения, касающиеся
культовой практики и положения по духовной практике. Можно определить
муамалат как практические правовые предписания, включающие нормы
частного права и общего права. Данные предписания направлены на
упорядочение отношений между людьми, человеком и обществом, а также –
между общинами. Отдельно учёный упоминает предписания, касающиеся
вопросов семьи, управления и наказания. В Коране число аятов в области
регулирования семейных отношений (брак, развод, махр, алименты) –
приблизительно 70, гражданского права (договор купли-продажи, залога) –
около 70, административного права – примерно 10 аятов, укубата (вина,
наказание, принципы наказания) – около 30 аятов, государственного, общего
и частного права (вопросы регулирования отношений мусульманского
государства с другими мусульманскими государствами, права мусульман и
христианских подданных, положение лиц, находящихся под
покровительством) – 25 аятов, процессуального права – 13 аятов,
наследственного права – положения суры «Ан-Ниса», - финансового права –
около 10 аятов. 9
Однако ввиду недостаточности и противоречивости юридических
предписаний в Коране и дополняющей его Сунне, а также по причинам
идеологического характера, как отмечает проф. Л.Р. Сюкияйнен –
божественности их происхождения, и, соответственно – вечности и
неизменности, а также по причине невозможности игнорирования таких
предписаний или заменены их нормативными правовыми актами, возникла
насущная необходимость в создании конкретных правовых норм,
регулирующих всё многообразие социальных отношений в арабском
обществе. Эта проблема была решена мусульманскими юристами,
создавшими разнообразные способы и методы выведения правых
предписаний (ар-рай, кияс, иджтихад и др.).
Мусульманские юристы, разрабатывая конкретные правовые нормы,
опирались на Коран и Сунну как на идейно-теоретическую основу. При этом
Коран и Сунна (наряду с иджмой и мнением сахаба) действительно в
VII—VIII вв. являлись источниками мусульманского права.
С IX—X вв. положение изменяется – сформировались мусульманские
богословско-юридические школы, запрещен иджтихад (рубеж X—XI вв.) и
доктрина становится основным источником мусульманского права. Судьи
обращаются не к Корану и Сунне в целях разрешения конкретной правовой
ситуации, а к работам факихов.
Определяющая роль доктрины как источника мусульманского права
сохранялась на протяжении длительного исторического времени – до
середины XIX в. – времени вестернизации мусульманского права, и нормы
позитивного права не должны были противоречить Корану (и Сунне).
Вестернизация правовых систем стран мусульманского права привела,
по мнению Р. Давида, к кодификации норм фикха, появлению нового
источника права – нормативного правового акта и сокращению роли
шариатских судов. 10
Рецепция западных правовых институтов и концепций определила
дуализм правовых систем стран мусульманского права. К началу XX в., как
отмечает Л.Р. Сюкияйнен, в странах Аравийского полуострова и
Персидского залива мусульманское право сохранило свои позиции и
действовало как универсальный регулятор социальных отношений в виде
фикха. Остальные страны к середине XX в. отказались от фикха как
основной правовой формы. 11
Правовые системы наиболее европеизированных арабских стран с
некоторыми отступлениями стали строиться по двум основным образцам:
романо-германскому (французскому) — Египет, Сирия, Ливан, страны
Магриба, и англо-саксонскому — Ирак, Судан. Мусульманским правом
регулируются, главным образом, брачно-семейные и наследственные
отношения мусульман.
Коран как источник права официально закреплён на самом высоком
законодательном уровне лишь в нескольких странах мусульманского права.
Так, Основной низам Королевства Саудовская Аравия от 1 марта 1992 г. «Об
основах системы власти Королевства Саудовская Аравия» в главе 1 «Общие
принципы», ст. 1 предусматривает следующий правовой статус Корана и
Сунны: «Королевство Саудовская Аравия – суверенное арабское исламское
государство. Его религия – ислам, Конституция – Книга Всевышнего Аллаха
и сунна Его Пророка, да благословит его Аллах». 12 Статья 48 настоящего
низама устанавливает исключительное положение шариата как источника
права Королевства Саудовская Аравия: «Суды обязаны применять нормы
исламского шариата при рассмотрении ими дел в соответствии с Кораном и
сунной, а также законами, декретированными правителем на основе Корана и
сунны». 13 Конституция Исламской Республики Иран 1979 г. в ст. 4
устанавливает исламские ценности как основы «всех законов и решений в
области гражданского, уголовного, финансового, экономического,
административного и другого права». 14
М.А. Сапронова, изучая тенденции развития современных государств
Арабского Востока в условиях геополитических изменений на фоне
крушения социалистической системы и растущего влияния европейских
ценностей, замечает, что в некоторых странах на конституционном уровне
источником законодательства определён Коран и шариат вместо
закрепленных ранее программных документов правящих партий. 15
Тем самым, в странах мусульманского права, несмотря на все
перипетии государственного и правого развития, Коран остается основой
мусульманского права, даже если мусульманское право выступает как
субсидиарный источник права.
По материалам эссе можно сделать вывод, что мусульманское право по
праву считается одним из сложнейших и интереснейших в мире. Коран
является источником права мусульманской правовой системы. На наш
взгляд в Коран органично переплетаются религиозные воззрения, которым
мусульмане готовы беспрекословно следовать. Он содержит морально-
этические догмы, нарушение которых может стать причиной юридической
ответственности, нравственные начала, которые заставляют бояться
«высшего» наказания. В тоже время правовые предписания в Коране, на
наш взгляд условны и разрознены.
В тоже время Коран является общепризнанным источником права
мусульманской правовой системы. В силу этого длительное время
мусульманам вообще не требовалось существование уголовного права как
такового, ведь, по сути, Коран и так предупреждал о возможном исходе, если
воля Аллаха будет нарушена.
Актуальность сосредоточения внимания ученых разных стран на
Коране как первостепенном источнике мусульманского уголовного права,
подтверждается его содержательными и смысловыми аспектами в трактовке
правовых понятий и следования им миллионов мусульман по всему миру.
Список литературы
1. Баишев Ж. Общие принципы исламского права, теория доказательств и
система наказания. – Алматы:1996. – 80 с.
2. Бурдина Е.Н. Коран как источник мусульманского права.//group-
global.org/ru/publication/18473-koran-kak-istochnik-musulmanskogo-prava
3. Гребенников Валерий Васильевич, Грудцына Людмила Юрьевна
Методология судебного права и основы классификации современных
судебных систем // Евразийская адвокатура. 2017. №3 (28). С.75-79.
4. Давид Р. Основные правовые системы современности. Перевод с
французского доктора юридических наук профессора
В.А.Туманова. - М.: Прогресс, 1988.456 с.
5. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. – М., Политиздат,
1990. – 288 с.
6. Ильм (усуль аль-Фикх). Наука об основах исламской юриспруденции. –
Книга подготовлена по материалам книги «FIKIH USÛLÜ» Doç. Dr.
Fahrettin Atar, İstanbul 1988. 1-е издание. Перевод с турецкого
Т.Хабибуллин – М., – ООО «Издательская группа «САД», 2005. – 202с.
7. Исламское государственное право королевства Саудовской Аравии
Саудитов. Сборник документов. Составитель Р. В. Пашков. - М.: Мир,
2005.
8. Конституционное право стран Ближнего Востока (Иран, Египет,
Израиль, ОАЭ, Ирак). Составитель Ф.И. Хачим - М.: «РУДН» - 2001. -
138 с.
9. Коран: Перевод смыслов и комментарии / Э. Р. Кулиев; [пер. с араб. Э.
Р. Кулиева].- Изд. 9-е, стериотип. - Москва: Эксмо, 2016. 800 с. –
(Религия. Коран)
10. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. – 2-
е. изд. И доп. – М.: Политиздат, 1988. – 286
11. Родионов М. А. Ислам классический. — СПб.: «Петербургское
Востоковедение», 2001. — 256 с. («Мир Востока», IX).
12. Сапронова М.А. Арабский Восток на современном этапе: эволюция
институтов власти и модернизация традиционного общества. Режим
доступа: httpsun.tsurumminfo000063105318imaige318-125.pdf. pdf –
Adobe - Reader
13. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики.
Академия наук СССР ордена трудового красного знамени. Институт
государства и права. Издательство «Наука». – М., 1986.
14. Эшмурадова Н.Д. Уголовное право кыргызов по нормам адата и
шариата // Инновационная наука. 2017. №3-2. С.158-162.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Сделать презентацию на тему Виды расчетов предприятий.
Другое, Экономика и управление предприятием
Срок сдачи к 31 окт.
Учет основных средств вариант 11 26 января 20?г
Решение задач, Бухгалтерский учет
Срок сдачи к 31 окт.
Политика кондефециальности защиты информации в управлении документацией
Реферат, Документационное обеспечение управления
Срок сдачи к 3 нояб.
Решить 5 задач по вероятности и статистике
Решение задач, Вероятность и статистика
Срок сдачи к 30 окт.
Тезисы по теме исследования
Статья, Креативная деятельность и социокультурное проектирование в образовании
Срок сдачи к 2 нояб.
Средства и методы развития координационных способностей у баскетболистов 8-11 лет
Курсовая, Избранный вид спорта
Срок сдачи к 10 нояб.
Диплом по предмету «Педагогическое образование»
Диплом, Педагогическое образование
Срок сдачи к 13 дек.
Тема: Применение графически-иллюстративного материала в обучении...
Диплом, Литература
Срок сдачи к 7 нояб.
Написать курсовую работу "Фотографирование при проверке показаний на месте"
Курсовая, Судебная Фотография
Срок сдачи к 26 нояб.
Две презентации на любые темы из списка
Презентация, Основы безопасности и защиты родины
Срок сдачи к 31 окт.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!