это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
820558
Ознакомительный фрагмент работы:
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc500398442 \h 31.Понятие НЛП PAGEREF _Toc500398443 \h 42. Использование НЛП в психолого-педагогических технологиях обучения. PAGEREF _Toc500398444 \h 5Заключение PAGEREF _Toc500398445 \h 9Литература PAGEREF _Toc500398446 \h 10
ВведениеНейролингвистическое программирование еще 10 лет назад было отвергаемым направлением в отечественном образовании, психологии и педагогике. Академические психологи справедливо упрекали разработчиков НЛП в неэффективности методик и отсутствии их научного обоснования. У ряда исследователей вызывает сомнение этичность использования эриксонианского гипноза в НЛП, 100%-ная ответственность терапевта за результат работы. Гипнотический транс и широкое применение технологии изменения состояния сознания дают основания подтверждать справедливые упреки в манипулятивности и серьезных этических проблемах при использовании НЛП. Американский психолог Шарпли (1984) показал, что основные положения НЛП не подтверждаются эмпирическим путем, а Национальный Исследовательский Совет (National Research Council) в 1990 году также не смог подтвердить эффективность НЛП-технологий.
Так или иначе, в отечественном образовании прошлого десятилетия присутствовало не только настороженное, но даже враждебное отношение к нейролингвистическому программированию. Однако, мы хотим показать, чем является НЛП как направление практической психологии на самом деле и чем возможно его использование для личного применения педагога.
По сути, нейролингвистическое программирование является когнитивно-поведенческим направлением психологии, основанное на широком применении трансовых состояний и моделировании: опыта успешных профессионалов (психотерапевтов и др.). Оперируя когнитивными структурами психики и сенсорной репрезентацией опыта в различных модальностях, практикующий НЛП, получает быстрые результаты в изменении поведения. НЛП опирается на учение И.П. Павлова о условных рефлексах, положения немецкого офтальмолога Германа Гельмгольца о взаимосвязи движений глаз с умозаключениями, идеях Коржибски о картрировании опыта и формирования модели мира в субъективном мире человека.
1.Понятие НЛПОснователи НЛП Дж. Гриндер и Р. Бендлер в 60-х годах прошлого века собрали вокруг себя группу ученых, психотерапевтов и студентов. Около 10 лет команда занималась проведением семинаров, отработкой навыков, разработанных ими методик. Именно данный период считается началом развития НЛП терапии. За полвека нейролингвистическое программирование стремительно развилось в популярную систему приемов и техник, которые применяются в различных сферах психологии, бизнеса, отношений и саморазвития. Но академическое сообщество не признает направление НЛП в психотерапии, считая его паранаучным. Психотехники НЛП нередко сравнивают с манипуляцией, поэтому многие относятся к ним настороженно. А некоторые приемы НЛП наиболее рьяные критики считают неэтичными. По теории и практике направления написано немало трудов. Одна из наиболее популярных книг по нейролингвистическому программированию – “Секретные приемы НЛП” Денни Рейда. [Хант Э. Искусственный интеллект.- М.: Мир, 1978.]
Основы НЛП созданы на моделировании поведенческой манеры успешных людей, в частности, гештальттерапевта Ф. Перлза, гипнотерапевта М. Эриксона и мастера по семейной психотерапии В. Сатир. Нейролингвистическое программирование обусловлено набором взаимосвязей между речевыми формами, опытом, движениями тела и глаз. Одна из ключевых задач НЛП – разрушение деструктивных паттернов, шаблонов поведения и мышления. Именно на это в основном нацелены все методики и психотехники НЛП. Еще одна важная сфера НЛП – мотивация, изучение и коррекция человеческих стимулов и побуждений к действию.
Большинство доказательных экспериментов показывает, что методики НЛП в психотерапии не эффективны и содержат фактические ошибки, хотя следует упомянуть, что некоторые исследования все же показали ряд положительных результатов. Применение технологий НЛП в психотерапии вызывает сомнение у многих ученых, в первую очередь, из-за отсутствия достоверно подтвержденной экспериментами эффективности. Критики указывают также на псевдонаучность концепции, причисляя НЛПеров к мошенникам, а используемые техники НЛП в психологии – к дискредитированным практикам.
Чтобы изучить основы нейролингвистического программирования, необходимо разобраться в специфической терминологии. Одной из важных концепций является теория НЛП якорей. Якоря в НЛП – это сознательно либо бессознательно установленные достаточно прочные условно-рефлекторные взаимосвязи. Человеческий мозг способен заякорить эмоции, воспоминания, события. Якорение в НЛП используется, прежде всего, для замены устойчивых негативных переживаний на позитивные. Система якорей может включать жесты, звуки, запахи, прикосновения, прочее. В НЛП сознательное якорение происходит по определенным принципам. Термином раппорт в НЛП обозначается качество взаимосвязи между двумя людьми в системе коммуникации. Если общение доверительное, легкое, без напряжения, значит раппорт хороший. Это особенно важно при налаживании контакта терапевта с пациентом в процессе психотерапии. Все НЛП модели состоят из трех этапов поведения человека для воздействия на собеседника в процессе общения: присоединения, закрепления, ведения. Например, метамодель языка была разработана на основе наблюдений за работой известных психотерапевтов. Ее изучение позволяет выявлять стереотипы человека из его стиля речи. [Хатчисон М. Мега мозг. Трансформируй свою жизнь с помощью майнд машин. Информационный портал: «Koob.ru». URL: http://www.koob.ru/hutchison/megabrain (Дата обращения: 18.06.2015).]
Метапрограммами НЛП называют основанные на индивидуальных особенностях мышления базовые фильтры восприятия. К ним относятся: способ классификации мира, время, факторы убеждения, мотивация. Часто профессиональные НЛПеры занимают в больших корпорациях кадровые должности, так как способны подбирать персонал на основе оценки метапрограммного портрета. Субмодальности относятся не к содержанию информации, а к способу ее представления. Если модальности – это каналы получения информации (визуальный, кинестетический, аудиальный), то субмодальности – чувственные различия в ее представлении. У каждого человека они индивидуальны. Меняя субмодальности, мы можем управлять восприятием, вниманием, оценкой, способны контролировать состояние. Предикаты – слова, относящиеся к той или иной репрезентативной системе, которые человек использует для описания. Визуал, например, при описании событий будет говорить: красиво, видел, ярко. А об использовании кинестетической репрезентативной системы свидетельствуют предикаты: чувствую, холодно, мягко.
2. Использование НЛП в психолого-педагогических технологиях обучения.Чтобы лучше объяснить сущность НЛП, рассмотрим отличительные особенности НЛП-подхода:
Объект-объектное общение, игнорирующее внутреннее содержание психической жизни человека
Широкое применение трансовых состояний, упор на работу с бессознательным, недооценка роли сознания
Обязательность раппорта при проведении техники
Техничность и процедурность исполнения техники
Возможность получения быстрых результатов, так как техника в НЛП может длиться около 15 минут, но полученный результат не будет долговечным и через 2 недели прогресс может быть утерян
Техники НЛП направлены на работу с симптомом, что отражается в моделях S.C.O.R.E., T.O.T.E. и других [Эриксон М. Мой голос останется с вами: Обучающие истории Милтона Эриксона. — СПб.: Петербург-XXI век, 1995.]. Таким образом, целостная личность с ее богатым внутренним миром и ее взаимосвязи с другими не рассматриваются в данном направлении практической психологии
Ответственность за ход терапии целиком лежит на терапевте. Это означает изначально пассивную позицию клиента и вера во всемогуществе техники со стороны терапевта.
Реальность сегодняшнего дня заключается в том, что НЛП как научная дисциплина широко внедряется в обучение студентов гуманитарных вузов и не только психологов, но и будущих специалистов психолого-педагогического профиля, педагогов иностранного языка и менеджеров. Педагоги-психологи средней школы уже давно проходят курсы переподготовки по нейролингвистическому программированию. Таким образом, назрела насущная потребность овладения потенциалом НЛП-подхода в педагогике. Но что из данного направления будет востребовано в профессиональной педагогической деятельности? Рассмотрим некоторые основные моменты и осветим те техники и положения НЛП, которые современный отечественный педагог может использовать.
Одно из базовых положений НЛП звучит так: «Не бывает сопротивляющихся клиентов, а есть лишь недостаточно гибкие терапевты» [Селиванов И. Ю. Особенности применения технологий нейролингвистического программирования в современной педагогике // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 700-703. — URL https://moluch.ru/archive/93/20572/ (дата обращения: 07.12.2017).]. В переводе на язык педагогики это означает, что с так называемыми «трудными» обучающимися возможно сотрудничество и понимание, но к ним нужен особый подход, опирающийся на мировоззренческую и интеллектуальную гибкость педагога. Обиды или карательные акты со стороны педагога скорее всего вызовут проблемы в общении педагога и учащимися. В НЛП сопротивление рассматривается с коммуникативной точки зрения и с сопротивлением следует не бороться, как в принято в психоанализе, а относится к нему как бессознательному сообщению, говорящим о том, что выбрано неверное направление работы с учеником и нужно задуматься, в каком направлении следует двигаться дальше.
Круг обучения, показывающий соотношение сознательных и бессознательных процессов в приобретении полезных навыков также представляет интерес для современного педагога потому, что ему придется провести аналогичный круг обучения по своим дисциплинам. Начинается круг с первой ступени «Бессознательная некомпетентность», когда мы даже не осознаем отсутствие знания или навыка и поэтому у нас даже нет мотивации к его усвоению. Многие учащиеся, особенно гуманитарного направления, приступают к обучению с чистого листа, не имея отношения к нему. Педагогу только предстоит заинтересовать их своей дисциплиной, в чем ему поможет энтузиазм и профессионализм, такт и чувство юмора! Вторая ступень «Сознательная компетентность» дает ощутить ученику понимание того, что он не знаком с новой системой знаний, что приводит к возникновению мотивации к познанию и чувством неуверенности, если материал выглядит непонятным и пугающим. Таким материалом для студентов-психологов, например, является курс «Математические методы в психологии». Обилие формул и таблиц, непонятная логика обработки данных заметно напрягают обучающихся.
Следующая третья ступень круга обучения – это сознательная компетентность, когда научившись навыку, мы еще не совсем привыкли к нему и воспроизведение нового знания требует постоянного мысленного самоконтроля обучающихся. Для педагогов, обучающихся НЛП, например, характерно на этой стадии ощущение искусственности воспроизводимых техник и видимой напряженности позы и голоса. Кроме того, на этой стадии овладения навыком невозможно творчество и импровизация, потому что не хватает внутренней свободы. Но на последней стадии обучения, которая называется «Бессознательная компетентность», навык уже полностью интегрирован в наш поведенческий репертуар. Это стадия настоящего мастерства, творчества и импровизации, ей соответствует психологическая раскрепощенность и естественность проявлений, что выражается в уверенной манере общения и поведения, достижения высоких результатов в профессиональной деятельности.
Определение ведущей модальности обучающихся согласно сигналам глазного доступа и предикатам речи. Сейчас уже многие современные педагоги знают, что людей можно дифференцировать на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Однако, еще ведь существуют нюансы этой техники, которые называются «нечеткие функции» [Банщикова А. А. Переломные эпохи в исторической традиции и сознании древних египтян: По источникам конца II тыс. до н. э. — I тыс. н. э. — М.: ЛЕНАНД, 2015], ведь чаще всего происходит так, что ведущая модальность работает в паре с оставшейся. Например, нечеткая функция «Вижу-чувствую», которая характеризуется быстрой обработкой данных визуальной модальности, которая опирается на чувственную составляющую психики. В речи такая нечеткая функция представлена формулировками типа: «Когда я представляю, что провожу презентацию на занятии, то начинаю волноваться». Возможны и другие комбинации модальностей: «Чувствую - вижу», «Вижу - подумал», «Услышал - представил» и т.д.
Следующая техника, которая может сделать речь педагога более эффективной, основывается на применении «Фокусов языка», описанных Робертом Дилтсом [Бендлер Р. Структура Магии. Электронная библиотека: «ModernLib.ru». URL: http://modernlib.ru/books/bendler_richard/struktura_magii_v_2h_tomah/ (Дата обращения: 18.06.2015).] и широко использующимися в психологии бизнеса и психотерапии для работы с возражениями клиентов и изменении убеждений. Техника «Фокусы языка» в профессиональном педагогическом общении может применяться при конфликтах для снятия вербальной агрессии с помощью так называемых «раскруток», благодаря которым фокус внимания обучающегося переводится в бесконфликтные зоны и модель мира ученика расширяется. Раскрутки можно приравнять к методика сократовского диалога, однако очень важно, чтобы изменение убеждений не превратилось в манипуляционное воздействие. Техниками таких раскруток являются: расширение рамки, модель мира, последствия, намерение, о важном, детализация, измеримость, контрпример, рекурсия (обращение на себя), зеркало, переопределение понятий, дополнение, аналогия и др.
ЗаключениеНЛП-техники применяются не только в медицине, практической психологии и психотерапии, они могут быть полезны и в повседневной жизни. Например, в книге “Секретные приемы НЛП” описаны различные методы воздействия на сознание и подсознание человека. Ряд техник НЛП помогают в общении с окружающими добиваться желаемых результатов. Эриксоновский гипноз, основанный на невербальных методах присоединения к собеседнику, используют психиатры для лечения тяжелых неврозов, общения с клиническими интровертами, помощи в преодолении человеком кататонического ступора. Если нет раппорта – эмпатической связи – вы не войдете с собеседником в резонанс. И все ваши речи, направленные к нему, будут отскакивать, как от стенки горох. Именно это является главной идеей гипноза Эриксона. Методом НЛП самопрограммирования через медитативное состояние или самогипноз в мозг закачиваются новые “программы”. НЛПеры считают, что самовнушение является великой силой, с помощью которой можно качественно влиять на мышление, поведение и эмоции. Некоторые техники, основанные на самогипнозе, позволяют худеть, бороться с курением и другими зависимостями. Поэтому особую популярность в последнее время завоевывают курсы НЛП для похудения. Довольно часто на различных тренингах личностного роста используют психотехники НЛП для повышения уверенности в себе. Несколько приемов НЛП можно использовать и в воспитании детей, например, метафоры. Отыгрывание метафор НЛП с ребенком – отличный способ борьбы со страхами. С помощью простых НЛП упражнений можно научиться легко справляться даже с самыми сложными жизненными проблемами и переживаниями. Навыки НЛП помогают в общении с окружающими не только лучше понимать истинные намерения человека, но и доносить свои мысли так, чтоб тебя понимали.
Рассмотреть все возможности применения теории и практик нейролингвистического программирования в формате нашей работы невозможно, но тем не менее, мы полагаем, что потенциал НЛП для педагогики, профессионального образования очевиден. Применение НЛП в образовании позволит сделать процессы коммуникации более эффективными, благоприятно скажете на психологическом климате образовательного процесса.
ЛитератураБанщикова А. А. Переломные эпохи в исторической традиции и сознании древних египтян: По источникам конца II тыс. до н. э. — I тыс. н. э. — М.: ЛЕНАНД, 2015.
Бендлер Р. Структура Магии. Электронная библиотека: «ModernLib.ru». URL: http://modernlib.ru/books/bendler_richard/struktura_magii_v_2h_tomah/ (Дата обращения: 18.06.2015).
Селиванов И. Ю. Особенности применения технологий нейролингвистического программирования в современной педагогике // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 700-703. — URL https://moluch.ru/archive/93/20572/ (дата обращения: 07.12.2017).
Хант Э. Искусственный интеллект.- М.: Мир, 1978.
Хатчисон М. Мега мозг. Трансформируй свою жизнь с помощью майнд машин. Информационный портал: «Koob.ru». URL: http://www.koob.ru/hutchison/megabrain (Дата обращения: 18.06.2015).
Эриксон М. Мой голос останется с вами: Обучающие истории Милтона Эриксона. — СПб.: Петербург-XXI век, 1995.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Написать отчёт по производственной практике на тему
Отчет по практике, Научно исследовательская работа
Срок сдачи к 17 июня
Необходимо выполнить работу в автокаде
Чертеж, начертательная геометрия и компьютерная графика
Срок сдачи к 17 июня
Сделать 2д модель в автокаде
Чертеж, Начертательная геометрия и компьютерная графика
Срок сдачи к 17 июня
Сделать презентацию на 15 слайдов в основном емко и последовательно
Презентация, таможенное дело
Срок сдачи к 17 июня
Особенности работы мед сестры в пульмонологическом отделении
Курсовая, сестринское дело
Срок сдачи к 19 июня
Трактовка культуры и цивилизации в социологии.
Реферат, системный анализ социальных процессов
Срок сдачи к 17 июня
на каждую тему по 10 страниц должно быть
Отчет по практике, выполнение работ по маникюру и педикюру
Срок сдачи к 18 июня
Сбор и анализ статистических данных по производству машин и оборудования, не включенных в другие группировки
Реферат, Экономический анализ
Срок сдачи к 22 июня
Сложное сопротивление стержня и условные расчеты соединений на прочность
Решение задач, техническая механика
Срок сдачи к 18 июня
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!