это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
829980
Ознакомительный фрагмент работы:
Одной из важнейших социально-экономических гарантий в любом цивилизованном обществе является гарантия на получение пенсии. Как представляется, именно для реализации такой значимой цели и существует столь сложная и разветвленная пенсионная система, со своими особенностями правового регулирования.
Прежде, чем перейти к порядку исчисления стажа работы для назначения пенсий, следует обратиться к принципам пенсионного обеспечения и социаль-ным институтам, действующим на сегодняшний день в качестве дополнительной гарантии права на достойную жизнь.
Ряд теоретиков, отмечая правопреемство пенсионного законодательства нынешней Российской Федерации пенсионной системы, действовавшей в Советском Союзе, выделяют следующие принципы пенсионного обеспечения: 1) обязательное государственное социальное страхование; 2) разнообразие видов пенсионного обеспечения; 3) дифференциация условий и норм пенсионного обеспечения; 4) предоставление пенсионного обеспечения не ниже прожиточ-ного минимума; 5) защита прав граждан на пенсионное обеспечение.
Представляется, что в качестве общеправового принципа (и вполне подходящего для пенсионного законодательства и права социального обеспече-ния в целом) также можно выделить принцип открытости, доступности инфор-мации, например, о действующем порядке исчисления стажа, об уже начислен-ных пенсионных единицах (баллах). К тому же, даже Президент РФ В.В. Путин в своей предвыборной программе 2012 года упомянул о необходимости сделать информацию о порядке исчисления стажа и начисления пенсий более прозрачной и понятной для граждан страны. Также и правовед Габелко Н.Е. уверен в том, что «… пенсионная система должна быть понятной каждому гражданину и соответствовать принципу: чем больше стаж работы, выше уровень заработной платы и, соответственно, отчисления в ПФР, тем больше должна быть пенсия».
О социально-значимых институтах пенсионного обеспечения сообщается в статье специалиста в данной области Е.В. Михалкиной, и к ним относятся, в том числе: 1) институт доверия населения, 2) институт солидарности поколений и 3) институт традиций и стереотипов поведения. Такие социальные институты выделяются по большей части социологией, и к правовому регулированию относятся весьма опосредованно, но всё же их значение не представляется разумным нивелировать вовсе.
Думается, что есть смысл также обратиться и к законодательно закрепленным понятиям. Ранее законодатель действовал, по большей части используя термин «трудовые пенсии», т.е. пенсии, начисленные за трудовой стаж. На сегодняшний день Федеральный Закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» практически не используется – только в части, не противоречащей ныне действующему пенсионному законодательству.
На сегодняшний день используется термин «страховые пенсии», и согласно п. 1 ст. 3 Федерального Закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» - это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных в связи с наступлением нетрудоспособности или кормильца. Более того, закон подчерки-вает, что субъектами таких выплат являются застрахованные лица.
В свою очередь, страховой стаж – это учитываемая при определении права на страховую пенсию и её размеров суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд.
Действующий на сегодняшний день порядок исчисления стажа для назначения пенсии принят в 2013 году, и по факту предполагает ежегодное ужесточение требований для назначения пенсии.
Достаточно детально данный вопрос регламентирован ст. ст. 11 – 14 Закона «О страховых пенсиях», однако думается, что объемность указанных статей не вполне позволяет говорить о доступности такой информации для граждан, и в связи с этим с целью конкретизировать и ещё более структурированно изложить данный вопрос было создано Постановление Правительства РФ от 2 октября 2014 г. №1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».
Особенность указанного подзаконного правового акта состоит, как видит-ся, в более детальной регламентации и несомненном удобстве его использо-вания: каждая из его частей отвечает на определенный правовой вопрос, например, на «Каков порядок подсчета страхового стажа?» найти ответ можно в части VIII, которая так и называется, и так далее.
Более того, доступность информации также обеспечивается работой официального сайта Пенсионного Фонда РФ. Функционал и меню данного сайта позволяют, не углубляясь в нормативные акты, найти всю актуальную информацию о пенсионном обеспечении на сегодняшний день.
В целом, если следовать букве закона, то представляется возможным выделить три основных условия назначения пенсий по старости: 1) достижение пенсионного возраста (55 лет и 60 лет для женщин и мужчин соответственно); 2) обязательный страховой стаж в годах (в 2017 году – 8 лет, к 2024 планируется увеличить его до 15 лет); 3) наличие обязательного числа пенсионных баллов (на данный момент, в 2017 году – 11,4 балла, к 2025 году планируется увеличение до 30 обязательных баллов).
Несоблюдение одного из условий влечет отказ в назначении пенсии.
Согласно ст. 11 Закона «О страховых пенсиях», по общему правилу перио-дами, засчитываемыми в стаж, считаются периоды осуществления трудовой функции (работы), при условии, что происходили начисление и уплата страховых взносов в Пенсионный Фонд. Исключениями из общего правила являются периоды, указанные в ст. 12 Закона, и этот перечень включает ровно 10 видов иных периодов.
Особенного внимания, как представляется, заслуживают такие особенные пункты как 3 («период ухода за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет») и 6 («период ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим 80 лет»). Такие виды периодов включаются в формулу со строго фиксированным количеством баллов за весь период или за календарный год. Остальные пункты поддаются ситуативной оценке, количество баллов за такие периоды назначается в зависимости от конкретной индивидуальной ситуации.
После реформы пенсионной системы в 2013 г. формула, по которой исчисляется стаж и размер пенсии, выглядит следующим образом:
СП = ИПК * СПК + (ФВ * КвФВ),
где СП - размер страховой пенсии по старости;
ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент;
СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента (балла) по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости (СПК = 78,58 рублей);
ФВ - фиксированная выплата к страховой пенсии (ФВ = 4805,11 рублей);
КвФВ - коэффициент повышения ФВ, применяется при отсрочке обращения за назначением страховой пенсии.
Едва ли возможно заявить, что формула – простейшая, однако на практике она не вызывает вопросов и удобна в использовании. Обращает внимание на себя лаконичность и краткость формулы, а также её содержание, лишенное необоснованно включенных элементов.
При сравнении с формулами, используемыми в зарубежных странах, становится очевидно, что ныне действующая формула была практически полностью заимствована для российской пенсионной системы. Например, идентичной является формула для расчета пенсий в Германии.
Интересно, что стоимость одного пенсионного коэффициента составляет лишь 78,58 рублей, при том что максимальная сумма баллов за один календарный год составляет 8,26. То есть, фактически, не учитывая фиксиро-ванную выплату к пенсии, за год может быть начислено около 650 рублей, что в целом вряд ли может говорить о соблюдении права на достойную жизнь вследствие утраты трудоспособности. Трудно не согласиться с теми правоведами, что считают социально-значимым и необходимым рост суммы пенсионного коэффициента, а также максимального (предельного) числа баллов за календарный год: «Предлагаемая методика расчета и правила начисления пенсии корректны; она может действовать как система, главное – обеспечить непрерывный рост стоимости пенсионного коэффициента».
Важным в данной формуле является и наличие фиксированной выплаты к страховой пенсии, что, как видится, является определенной гарантией на социальное обеспечение, но её размер так же вряд ли может констатировать факт того, что законодатель максимально трепетно относится к правам человека.
В целом, говоря о предложенной методике (формуле) подсчета, хочется отметить, что подход законодателя вполне открыто говорит о превалирующих публичных, а не частных интересов в данной сфере. В том числе, это становится более отчетливо заметно, когда речь идет о таком элементе формулы как «коэф-фициент повышения фиксированной выплаты при отсрочке обращения за назна-чением страховой пенсии». На официальном сайте ПФР отмечается, что, например, отсрочка обращения на пять лет влечет рост фиксированной выплаты на 36%, на 10 лет – в 2,11 раза. В подобном соотношении изменяются и индиви-дуальные пенсионные коэффициенты.
Фактически, такой подход к формированию пенсии заявляет о том, что государство заинтересовано в том, чтобы граждане осуществляли свою трудо-вую функцию как можно дольше. С другой стороны, это можно рассматривать и в качестве стимула к начислению более высокого размера пенсии.
Видится, что такая государственная политика в области пенсионного зако-нодательства практически неуместна с намечающейся тенденцией на увеличение пенсионного возраста на территории России. На данный момент Государствен-ной Думой уже одобрен и принят Закон о повышении пенсионного возраста для государственных служащих.
Обоснованной выглядит позиция Крутиковой В.В., которая, развенчивая миф о том, что дефицит пенсионного фонда можно погасить увеличением пенсионного возраста, отмечает, что повышение пенсионного возраста в целом едва ли возможно, и на то есть ряд причин: 1) неподготовленность социальных структур к работе с этой группой населения, 2) низкий уровень жизни пожилых людей, а главное – 3) отсутствие заинтересованности среди самих работодателей.
Таким образом, нынешнее пенсионное законодательство в части исчисления стажа и назначения пенсий, хотя и исходит из более современных и прогрессивных методов подсчета стажа и назначения пенсий, всё-таки содержит ряд теоретических проблем, в связи с чем возникают и проблемы практического характера, решение которых представляется возможным только в комплексной взаимосвязи.
Список использованной литературы
Нормативно-правовая база:
1. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» // Режим доступа: СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 12.12.2017 г.)
2. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Режим доступа: СПС Гарант (дата обращения: 12.12.2017 г.)
3. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Режим доступа: СПС Гарант (дата обращения: 12.12.2017 г.)
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. №1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» // Режим доступа: СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 12.12.2017 г.)
Статьи периодических изданий:
1. Габелко Н.Е. Пенсионная реформа: задачи и проблемы // Территория науки, 2015. №4. с. 123-126.
2. Крутикова В.В. Пенсионные накопления в России: мифы, реальность и альтернативы // Социально-экономические явления и процессы, 2016. №5. с. 32-36.
3. Галимова И.В. Проблемы пенсионной реформы в России // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 2015. №47. с. 69-74.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Курсовая работа предмет управление персоналом
Курсовая, Организация деятельности персонала производственного подразделения, менеджмент
Срок сдачи к 30 сент.
По книге сырых в. м. логические основания общей теории права.
Реферат, Теория государства и права
Срок сдачи к 17 сент.
Инструктаж по соблюдению правил противопожарной безопасности
Отчет по практике, Ознакомительная практика, бжд
Срок сдачи к 17 сент.
Управление прибылью финансового результата организации зао иркутские семена иркутской области.
Отчет по практике, Финансовый менеджмент
Срок сдачи к 24 сент.
Психологические особенности преодоления подростками сложных жизненных...
Диплом, Психология и педагогика
Срок сдачи к 29 нояб.
Формирование навыков словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Курсовая, логопедия
Срок сдачи к 5 окт.
Практико-ориентированное задание «Проектирование программного обеспечения объекта автоматизации»
Решение задач, Основы проектирования ПО
Срок сдачи к 21 сент.
Решение задачи по уголовному процессу.
Решение задач, Судебные решения в уголовном судопроизводстве
Срок сдачи к 16 сент.
Анализ авторефератов по предмету исследования
Реферат, экономика и управление на предприятии
Срок сдачи к 26 сент.
Государственное регулирование валютного рынка, аниплагиат не менее 75%
Курсовая, Управление бизнесом и предпринимательство
Срок сдачи к 1 дек.
Составить Номенклатуру дел по экономической документации
Другое, делопроизводство
Срок сдачи к 19 сент.
Решить 15 задач, по 5 в одном задании. Рукописно
Решение задач, Высшая математика
Срок сдачи к 22 сент.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!