это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
874405
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация: Данная статья посвящена профессионально-ориентированному тренингу как методу повышения уровня профессиональных компетенций у действующих специалистов АФК. Автор обращает внимание на развитие личностной и рефлексивной компетенций как составляющих профессиональной компетентности педагога посредством проведения профессионально-ориентированного тренинга. В работе автором представлены результаты эксперимента, проведенного в Центре адаптивного спорта города.. Результаты исследования позволяют сделать вывод об эффективности тренинговых технологий.
The article deals with problem of increase in level of professional competence for the expert in adaptive physical culture. Much attention is given to the problem of development of personal and reflexive competences by means of professional the focused training. The author has presented results of the experiment made in the Center of adaptive sport. The article is of interest to teachers, methodologists, experts in adaptive physical culture.
Общеизвестно, что от уровня сформированности профессиональных компетенций зависит уровень профессиональной компетентности специалиста. Компетенция представляет собой связующий элемент между знанием и ситуацией: «знания в действии, умения и навыки выполнения деятельности, интегративные деятельностные конструкты, включенные в реальную ситуацию и направленные на достижение конкретного результата» [3, c.12]. В данной статье речь пойдет о повышении уровня профессиональных компетенций специалиста по адаптивной физической культуре, в частности – личностной и рефлексивной.
Современная концепция образования, широко реализующая принципы инклюзивного образования, требует уделять особое внимание к процессу формирования профессиональных компетенций при подготовке специалистов данного профиля. Специалисты по адаптивной физической культуре (далее – специалист по АФК) являются важным элементом в системе специального и инклюзивного образования. Непрерывное повышение уровня профессиональных компетенций специалиста по АФК в настоящее время представляет собой актуальный вопрос в подготовке кадров инклюзивного образования.
Ряд исследований, посвященных специфике адаптивного спорта, наглядно демонстрирует повышенное внимание к подготовке кадров инклюзивного образования в настоящее время. Работы Панфилова О.П., Тарасенко Л.В., Рудневой Л.В. содержат детальные рекомендации по вопросам проектирования дисциплины «Адаптивная физическая культура». Вопросами профессиональной подготовки специалистов по АФК занимаются исследователи по всей стране (Аксенова О.В., Литош Н.Л., Белова И.Ю., Михалев В.И. и др.). Процессу формирования профессиональных компетенций специалиста по АФК посвящены работы Балашовой В.Ф., Чеснокова Н.Н., Строговой Н.А. и др.
Нами было проведено исследование, цель которого заключалась в определении эффективности повышения уровня профессиональных компетенций специалиста по АФК после проведения ряда профессионально-ориентированных тренингов. Исследование было проведено на базе Центра адаптивного спорта города... В эксперименте приняли участие 32 человека разного возраста (возраст – от 21 до 47 лет) и с различным профессиональным стажем (от 6 месяцев до 24 лет). Были сформированы две группы по 16 человек – экспериментальная и контрольная. Исследование проводилось в течение шести месяцев.
Предмет исследования составлял процесс формирования двух базовых профессиональных компетенций, необходимых для успешной работы специалиста по АФК – личностной и рефлексивной. Для определения изменений в повышении уровня профессиональных компетенций были выделены три уровня – низкий, средний и высокий. Суть констатирующего эксперимента заключалась в определении уровня сформированности личностной и рефлексивной компетенций перед началом проведения профессионально-ориентированных тренингов. Для определения уровня сформированности личностной компетенции были использованы опросники для выявления педагогической направленности личности, мотивации учебной деятельности, опросник В.М.Русалова (для выявления формально-динамических свойств индивидуальности), методика К.Замфир в модификации А.Реана и метод ранжирования профессионально важных качеств. Уровень сформированности рефлексивной компетенции определялся посредством теста-опросника самооценки личности. На данном этапе эксперимента не было обнаружено значимых различий в контрольной и экспериментальной группах, групповой уровень сформированности профессиональных компетенций был примерно одинаков. Результаты диагностики представлены в таблице в графе «До эксперимента». Важно отметить, что среди тех, у кого был выявлен высокий уровень сформированности личностной компетенции, находились как молодые специалисты, так и опытные педагоги АФК. Высокий уровень сформированности рефлексивной компетнции демонстрировали специалисты со стажем, подавляющая часть молодых специалистов из обеих групп имели низкий уровень сформированности рефлексивной компетенции (74%).
В процессе разработки опытно-экспериментальной части исследования нами были использованы материалы Панфилова О.П., Борисовой В.В., Шестаковой Т.А. В ряде работ авторами были представлены некоторые инновационные подходы к подготовке и повышению уровня профессиональной компетентности специалистов по физической культуре и специалистов по АФК. Нами был выбран, разработанный Панфиловым О.П., метод профессионально-ориентированного тренинга. Целью опытно-экспериментальной части исследования являлось проведение нескольких профессионально-ориентированных тренингов с участниками экспериментальной группы.
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы со специалистами АФК были проведены тренинги следующего содержания: «Коммуникативные отношения», «Сензитивность», «Телесно-ориентированный», «Педагогический артистизм». Содержание каждого тренинга было ориентировано на повышение различных сторон личностной и рефлексивной компетенции. Тренинг «Коммуникативные отношения» направлен на развитие личности, на повышение уровня эффективных коммуникативных умений, укрепление навыков межличностного взаимодействия. Тренинг «Сензитивность» представляет собой групповую форму работы, отвечает задачам повышения самопонимания и понимания других, чувственного понимания групповых процессов, развития ряда поведенческих навыков. «Телесно-ориентированный тренинг» дополняет перечисленные тренинги, особое внимание уделяет невербальным компонентам общения и телесным ощущениям. Тренинг «Педагогический артистизм» направлен на развитие творческих адаптивных способностей, повышение уровня системы управления собственным психофизическим аппаратом. [5, с.135-138]
Содержательной основой вышеперечисленных тренингов являлась игра, упражнение (задание) с постоянной обратной связью. Одной из основных задач, вместе с тем и достоинством, профессионально-ориентированных тренингов как метода повышения уровня профессиональных компетенций выступает стремление к самостоятельному пониманию субъектом деятельности (специалистом АФК) области его несоответствия. В ходе тренингов специалисту АФК не указывали на его несоответствия, а подводили к тому, чтобы он констатировал это сам для себя. Прочной базой для самоанализа служат заданные условия, отношения в микрогруппах во время проведения тренингов. По свидетельству участников, во время тренинга предоставляется возможность «здесь и сейчас» наблюдать за своим и групповым взаимодействием, излагать друг другу собственные представления о функционировании группы и т.п. Участие в тренингах позволило участникам осознать себя и доказать свой потенциал и возможности. Главным условием эффективного проведения данных тренингов выступила задача создания доверительного взаимодействия, атмосферы взаимной поддержки.
Заключительный этап исследования состоял в проведении диагностики сформированности личностной и рефлексивной компетенций у специалистов АФК обеих групп, в проведении сравнительного анализа результатов, полученных до и после проведения тренингов. Результаты формирующего эксперимента представлены изменениями в вышеуказанных показателях: по личностной компетенции – уровень мотивации, уровень сформированности профессионально важных качеств личности и индексы формально-динамических свойств личности, по рефлексивной компетенции – показатель, отражающий самооценку личности специалиста. Обобщающий результат был получен методом оценки, основанной на дифференциации показателей по трем уровням и показателей компетенций. Результаты исследования представлены в таблице в графе «После эксперимента».
Уровень личностной и рефлексивной компетенций специалистов АФК экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента (КГ – контрольная группа, ЭГ – экспериментальная группа)
составляющие профессиональной компетентности до эксперимента после эксперимента
высокий средний низкий высокий средний низкий
КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
личностная компетенция 22,1 23,4 39,4 36,7 34,9 35,8 23,2 41,6 42,6 33,6 29,8 25,6
рефлексивная компетенция 32,8 31,4 22,8 25,4 37,5 39,1 32,8 38,4 29,7 49,2 33,6 16,5
Сопоставление результатов двух этапов эксперимента позволяет осуществить сравнительный анализ изменения уровня профессиональных компетенций – личностной и рефлексивной – до и после проведения со специалистами АФК профессионально-ориентированных тренингов. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что уровень сформированности профессиональных компетенций у участников экспериментальной группы значительно повысился. Стоит отметить, что значительные изменения произошли среди молодых специалистов АФК: более половины (57%) достигли среднего уровня сформированности рефлексивной компетенции. В целом итоги эксперимента позволяют сделать вывод о том, что повышение уровня профессиональных компетенций (в частности, личностной и рефлексивной) специалиста по АФК на основе проведения профессионально-ориентированных тренингов является эффективным.
Таким образом, применение профессионально-ориентированного тренинга в современной образовательной практике позволяет значительно расширить подходы к подготовке и повышению уровня профессиональной компетентности специалиста по АФК. Результаты исследования имеют практическую значимость и могут быть использованы в разработке методик по подготовке специалиста АФК, курсов повышения квалификации специалиста по АФК.
Список использованной литературы:
1. Артамонова, Е.И. Компетентностный подход в формировании личности педагога профессионала // Педагогическое образование и наука. – 2008. - № 10. – С.4-9.
2. Безукладников, К.Э. Компетентностный подход в профессиональной подготовке будущего учителя в педагогическом вузе // Педагогическое образование и наука. – 2009. - № 6. – 112 с.
3. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э.Ф.Зеер, А.М.Павлова, Э.Э.Сыманюк; Московский психолого-социальный институт. – М., 2005. – 216 с.
4. Морозов, А.В., Чернилевский, Д.В. Креативная педагогика и психология: учеб.пособие / А.В.Морозов, Д.В.Чернилевский. М., Академический Проект. – 2004. – 560 с.
5. Панфилов, О. П., Борисова, В. В., Шестакова, Т. А. Инновационные подходы к повышению качества подготовки специалистов по физической культуре // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. - 2013. – №2. – С.133-141.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
написать отчет по практике и к ней презентацию на 10 страниц
Отчет по практике, государственное и муниципальное управление
Срок сдачи к 12 дек.
Бухгалтер, экономист и аналитик: общее и различия
Реферат, Введение в профессиональную деятельность/БухУчет
Срок сдачи к 12 дек.
Организация экспетиментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с помощью лаборатории Наураша
Реферат, Педагогика
Срок сдачи к 10 дек.
Выполнить задание
Контрольная, Технологические процессы автоматизированного производства
Срок сдачи к 24 дек.
8 задачек (подготовка к контрольной) первые два типо со...
Решение задач, теория вероятностей
Срок сдачи к 13 дек.
Нужно подготовить две странички доклада на тему "Отходы переработки...
Доклад, биотехнология
Срок сдачи к 10 дек.
Решить домашнее задание по высоко-эффективной жидкостной хроматографии
Решение задач, Аналитическая химия
Срок сдачи к 11 дек.
Решить 1 задачу
Онлайн-помощь, Коммерция, нематериальные ресурсы, торговое дело, финансы
Срок сдачи к 15 дек.
Лабораторна робота №1, написати завдання та порядок виконання роботи і...
Лабораторная, Статистика
Срок сдачи к 10 дек.
Практикум № 1. 1. По выбранной для анализа стране подобрать и...
Другое, Культурная политика
Срок сдачи к 17 дек.
Статья на 10000 знаков по теме: совершенствование управления...
Статья, Экономика
Срок сдачи к 9 дек.
Работа должна быть готова до 20:00 09.12.2023, т.к
Реферат, Логика и юридическая аргументация
Срок сдачи к 9 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!