это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
927947
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация
Проблемой данной статьи является процесс адаптации обучающихся высшей военной школы. Цель статьи заключается в обозначении факторов, влияющих на успешность адаптации. Представлен ряд факторов влияющих на адаптацию к обучению (коммуникативный, воспроизводственный и т.п.). Так же рассмотрен феномен депривации в контексте одного из факторов, воздействующих на успешность прохождения адаптации в социально-психологическом контексте.
Ключевые слова:
Адаптация, депривация, факторы адаптации обучающихся высшей военной школы, социальная роль, нормы поведения.Для многих молодых людей обучение в военном училище означает начало их самостоятельной жизни, где юноши адаптируются к новой обстановке, неизвестным ранее условиями жизни и обучения. Возникает некое противоречие между уставными требованиями и привычными формами поведения. Процесс усвоения новых норм проходит у курсантов зачастую болезненно, он может вызвать глубокие переживания и отрицательные психические реакции.
Для обучающихся высшей военной школы также характерно противоречие между большим объемом, новизной, сложностью информации и недостаточной сформированностью навыков для ее овладения в условиях военного училища.
При рассмотрении показателей социально-психологической адаптации нельзя обойти стороной понятие - факторы адаптации. Факторами являются условия, влекущие за собой изменения состояния показателей адаптации.
В научной литературе отражены основные подходы к анализу факторов адаптации: системный подход; анализ групп факторов; анализ одного фактора; анализ нескольких факторов (не включающий при этом объединение их в группы).
Зотова О.И. и Кряжева И.К. утверждают, что реализации социально-психологической адаптации свойственны различные уровни: социальный, коллективный, личностный, непосредственного социального окружения [1, 3]. Данные исследователи считают, что ключевые факторы, затрагивающие адаптационный процесс заключаются в условиях деятельности субъекта и жизни. Отношение к целям и содержанию труда связаны с восприятием и оценкой этих условий. В контексте коллектива необходимым условием конструктивной социальной активности выступает адаптация. Умение относительно быстро занимать удовлетворяющие позиции в новом коллективе, проявлять личностные способности является ключевым условием адаптации.
Отдельное внимание стоит уделить факторам адаптации, выделенным Кузнецовым П.С. [4]:
Самосохранение. Непосредственно связан с безопасностью человека, может включать угрозы здоровью, жизни, источнику существования);Экономический. Заключается в доходах, получаемых человеком;
Воспроизводственный. Отражается в сексуальных потребностях человека: интимные отношения, продолжение рода и т.д.;
Когнитивный. Выражается в интеллектуальных потребностях в образовании, любознательности;
Коммуникативный. Данный комплексный фактор составляет потребность в общении, важную роль тут играет глубина взаимоотношений, доверия, занимаемая ниша в коллективе;
Самореализация. Может включать в себя вышеперечисленные факторы, если они приобретают для человека личностную ценность, становятся важными для него.
Проведя анализ работ по проблеме исследования, нами была выявлена общепринятая точка зрения в области военной психологии - адаптивные возможности человека обусловлены его адаптационным потенциалом, который является интегральным показателем личности военнослужащего. Его основные компоненты: моральная нормативность и поведенческая регуляция, нервно-психическая устойчивость [6].
Николаев Е.Л., соглашаясь с мнением Петровского А.В., выделяет адаптацию в контексте начальной стадии социального развития личности. На этой стадии осуществляется присвоение актуальных в обществе норм, овладение адекватными средствами и формами деятельности [5].
При изучении социально-психологического компонента адаптации к разным видам деятельности выделяются отношения отдельной личности и коллектива, мотивация деятельности. Мы пришли к выводу, что курсант не может включиться во всю систему общественных отношений в силу своих пространственных и временных ограничений. Он воспринимает влияние только определённой области (части) социальной системы, в которую он активно включается. Совместная учебная и служебная деятельность, непосредственные контакты участников воинского коллектива и неформальное общение закладывают основу норм поведения, общности взглядов, ценностных ориентаций и групповых предпочтений. Проявлением адаптации на начальном уровне считается присвоение конкретной личностью общих коллективных идеалов, норм и ценностей; укрепление связей и взаимоотношений с формальными лидерами (командирами).
При опросе курсантов было выявлено, что больше половины респондентов (около 54%) обозначили притеснения со стороны командиров как сложность, вызывающую у них психическое напряжение, что можно интерпретировать как осознание требований дисциплины со стороны командиров и недостаточную сформированность дисциплинированности курсантов. Так же может иметь свое место недостаточная педагогическая компетентность должностных лиц. Было отмечено, что трудности в подчинении характерны 42% курсантов, что свидетельствует о психологической неготовности выстраивать служебно-ролевые взаимоотношения в соответствии с воинским уставом.
75% респондентов испытывают дефицит общения с близкими (не реализована в полной мере потребность в интимно-личностном общении). Данный показатель может говорить о том, что ещё не была усвоена новая социальная роль. Почти 40% респондентов чувствуют изолированность от общества. 80% исследуемых говорят о недостатке информации об общественных событиях, вследствие чего приходит чувство полной изоляции.
Учитывая специфику обучения в высшей военной школе, мы считаем, что депривация может выступать одним из факторов, оказывающих влияние на успешность прохождения социально-психологической адаптации [2, 7]. Депривация является психическим голоданием, недостаточностью. Это определенное лишение, потеря чего-либо, недостаточное удовлетворение ведущих психических потребностей. Депривацию у курсантов вызывает пребывание в ограниченном пространстве при полном отсутствии или редком присутствии провождения свободного времени за пределами училища, долгое общение в определённой группе, постоянный строгий режим. У курсанта не возникает возможности вообще удовлетворять обыденные (привычные) жизненные потребности [8].
В рассматриваемом случае можно говорить о следующих формах депривации, в контексте фактора социально-психологической адаптации к обучению в высшей военной школе: эмоциональная депривация (разрыв устоявшейся эмоциональной связи и невозможность быстрого установления новых интимных эмоциональных отношений); социальная (сложности усвоения автономной роли).
В процессе учебно-профессиональной деятельности курсанты принимают роли обучаемого, военнослужащего, сослуживца, т.е. идентифицируют свою деятельностью в этих ролях. Так вырабатываются закреплённые формы поведения в роли «курсанта». Данное явление мы понимаем как один из компонентов социально-психологической адаптированности.
Развитие же личности в онтогенезе можно рассматривать как цепь удачных или менее удачных вариантов адаптации индивида, в результате которых формируется определенная система отношений Одним из субъективных критериев адаптированности военнослужащего к военной службе является наличие адекватной, достаточно высокой самооценки при позитивном «Я-образе», предполагающим отсутствие внутренних кофликтов, эмоциональной удовлетворенности и пр.
Поступление в высшее военное учебное заведение по сути своей для курсанта является этапом жизненного самоопределения. В ходе учебно-профессиональной деятельности курсант идентифицируется с ролью военнослужащего, сослуживца, обучаемого в высшем учебном заведении т.д., то есть включает в себя идентификацию со своей деятельностью в этих ролях, он должен вести себя как курсант. Таким образом, вырабатываются личные закреплённые формы поведения роли курсанта, что мы понимаем как одной из составляющей социально-психологической адаптированности курсанта. Можно сказать, что при ощущениях курсантом себя в качестве деятельного существа здесь проявляется один из аспектов личностной идентичности – субъектная идентичность. Субъектная идентичность – ощущение неповторимости, уникальности своего деятельностного потенциала, способа жизнедеятельности, достижения и реализации смысла, целей и задач. Это тождественность себя в деятельности. Условием возникновения этого вида идентичности, которая, на наш взгляд, является одним из субъективных критериев социально-психологической адаптированности курсанта, является степень признания (подтверждения). Степень имеет показатели как положительные – я значим, любим, так и отрицательные – я не нужен, не любим. Переживания неподтверждения возникают в результате неудовлетворения потребности в признании и будут осознаваться курсантом как непонимание, неприятие, невнимание, презрение и т.д. со стороны командиров, преподавателей, сослуживцев. Он будет чувствовать себя отвергнутым, незамеченным, лишним. В этом случае личность имеет три стратегии жизнедеятельности: гиперадаптация, полная зависимость от других, плоть до самоуничтожения (конформизм); стремление к господству, к власти над людьми, способность психически (или физически) разрушить другого человека; отчуждение, отрицание, возвеличивание себя. В случае признания курсант будет активно проявляться в активности, успешнее будет формироваться ответственность, инициативность. Причинами кризиса субъектной идентичности и, как следствие, социально-психологическая неадаптированность курсанта, могут выступать как индивидуально-личностные психические особенности субъекта, так и личностно-разрушающая среда, личностно-разрушающая деятельность коллективного субъекта. Исходя из вышесказанного, мы можем предположить, что одним из факторов социально-психологической адаптации будет являться уровень и степень влияния на личность курсанта в процессе социально-психологической адаптации выбор методов поощрения и наказания со стороны командиров.
Учитывая вышесказанное, мы приходим к выводу, что факторами социально – психологической адаптации к условиям обучения в ВВШ необходимо считать не отдельную социальную среду (ВУЗа), не отдельно личные качества курсанта, а конкретную взаимосвязь и соответствие внутреннего мира личности курсанта и тех или иных воздействий социальной среды.
Список использованной литературы:
Зотова, О.И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности / О.И. Зотова, И.К. Кряжева // Психологические механизмы регуляции социального поведения. – М.: Наука, 1979. – С. 219- 232.
Крылова, А.В. Преодоление депривации как механизм адаптации студентов в условиях смены культурно-образовательной среды / А.В. Крылова // Вестник КГУ. – 2010. – №3. – С. 233-237.
Кряжева, И.К. Социально-психологические факторы адаптированности рабочего на производстве / И.К. Кряжева // Прикладные проблемы социальной психологии. – М.: Наука, 1983. – С. 203-213.
Кузнецов, П.С. Концепция социальной адаптации / П.С. Кузнецов. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2000. – c.123.
Николаев, Е.Л. Адаптация и адаптационный потенциал личности: соотношение современных исследовательских подходов / Е.Л. Николаев, Е.Ю. Лазарева // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. – 2013. – №9. – С. 018-032.
Овсяник, О.А. Социально-психологические особенности адаптации личности / О.А. Овсяник // СИСП. – 2012. – №1. – С. 686-696
Реан, А.А. Психология адаптации личности / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 479 с.
Сафонова, Е.В. Особенности самоотношения военнослужащих в процессе адаптации к воинской службе / Е.В. Сафронова // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – №1. – С.127-133.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!