Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Факторы социально-психологической адаптации курсантов к обучению в высшей военной школе

Тип Статья
Предмет Педагогика и психология

ID (номер) заказа
927947

300 руб.

Просмотров
1261
Размер файла
131.32 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Аннотация
Проблемой данной статьи является процесс адаптации обучающихся высшей военной школы. Цель статьи заключается в обозначении факторов, влияющих на успешность адаптации. Представлен ряд факторов влияющих на адаптацию к обучению (коммуникативный, воспроизводственный и т.п.). Так же рассмотрен феномен депривации в контексте одного из факторов, воздействующих на успешность прохождения адаптации в социально-психологическом контексте.
Ключевые слова:
Адаптация, депривация, факторы адаптации обучающихся высшей военной школы, социальная роль, нормы поведения.Для многих молодых людей обучение в военном училище означает начало их самостоятельной жизни, где юноши адаптируются к новой обстановке, неизвестным ранее условиями жизни и обучения. Возникает некое противоречие между уставными требованиями и привычными формами поведения. Процесс усвоения новых норм проходит у курсантов зачастую болезненно, он может вызвать глубокие переживания и отрицательные психические реакции.
Для обучающихся высшей военной школы также характерно противоречие между большим объемом, новизной, сложностью информации и недостаточной сформированностью навыков для ее овладения в условиях военного училища.
При рассмотрении показателей социально-психологической адаптации нельзя обойти стороной понятие - факторы адаптации. Факторами являются условия, влекущие за собой изменения состояния показателей адаптации.
В научной литературе отражены основные подходы к анализу факторов адаптации: системный подход; анализ групп факторов; анализ одного фактора; анализ нескольких факторов (не включающий при этом объединение их в группы).
Зотова О.И. и Кряжева И.К. утверждают, что реализации социально-психологической адаптации свойственны различные уровни: социальный, коллективный, личностный, непосредственного социального окружения [1, 3]. Данные исследователи считают, что ключевые факторы, затрагивающие адаптационный процесс заключаются в условиях деятельности субъекта и жизни. Отношение к целям и содержанию труда связаны с восприятием и оценкой этих условий. В контексте коллектива необходимым условием конструктивной социальной активности выступает адаптация. Умение относительно быстро занимать удовлетворяющие позиции в новом коллективе, проявлять личностные способности является ключевым условием адаптации.
Отдельное внимание стоит уделить факторам адаптации, выделенным Кузнецовым П.С. [4]:
Самосохранение. Непосредственно связан с безопасностью человека, может включать угрозы здоровью, жизни, источнику существования);Экономический. Заключается в доходах, получаемых человеком;
Воспроизводственный. Отражается в сексуальных потребностях человека: интимные отношения, продолжение рода и т.д.;
Когнитивный. Выражается в интеллектуальных потребностях в образовании, любознательности;
Коммуникативный. Данный комплексный фактор составляет потребность в общении, важную роль тут играет глубина взаимоотношений, доверия, занимаемая ниша в коллективе;
Самореализация. Может включать в себя вышеперечисленные факторы, если они приобретают для человека личностную ценность, становятся важными для него.
Проведя анализ работ по проблеме исследования, нами была выявлена общепринятая точка зрения в области военной психологии - адаптивные возможности человека обусловлены его адаптационным потенциалом, который является интегральным показателем личности военнослужащего. Его основные компоненты: моральная нормативность и поведенческая регуляция, нервно-психическая устойчивость [6].
Николаев Е.Л., соглашаясь с мнением Петровского А.В., выделяет адаптацию в контексте начальной стадии социального развития личности. На этой стадии осуществляется присвоение актуальных в обществе норм, овладение адекватными средствами и формами деятельности [5].
При изучении социально-психологического компонента адаптации к разным видам деятельности выделяются отношения отдельной личности и коллектива, мотивация деятельности. Мы пришли к выводу, что курсант не может включиться во всю систему общественных отношений в силу своих пространственных и временных ограничений. Он воспринимает влияние только определённой области (части) социальной системы, в которую он активно включается. Совместная учебная и служебная деятельность, непосредственные контакты участников воинского коллектива и неформальное общение закладывают основу норм поведения, общности взглядов, ценностных ориентаций и групповых предпочтений. Проявлением адаптации на начальном уровне считается присвоение конкретной личностью общих коллективных идеалов, норм и ценностей; укрепление связей и взаимоотношений с формальными лидерами (командирами).
При опросе курсантов было выявлено, что больше половины респондентов (около 54%) обозначили притеснения со стороны командиров как сложность, вызывающую у них психическое напряжение, что можно интерпретировать как осознание требований дисциплины со стороны командиров и недостаточную сформированность дисциплинированности курсантов. Так же может иметь свое место недостаточная педагогическая компетентность должностных лиц. Было отмечено, что трудности в подчинении характерны 42% курсантов, что свидетельствует о психологической неготовности выстраивать служебно-ролевые взаимоотношения в соответствии с воинским уставом.
75% респондентов испытывают дефицит общения с близкими (не реализована в полной мере потребность в интимно-личностном общении). Данный показатель может говорить о том, что ещё не была усвоена новая социальная роль. Почти 40% респондентов чувствуют изолированность от общества. 80% исследуемых говорят о недостатке информации об общественных событиях, вследствие чего приходит чувство полной изоляции.
Учитывая специфику обучения в высшей военной школе, мы считаем, что депривация может выступать одним из факторов, оказывающих влияние на успешность прохождения социально-психологической адаптации [2, 7]. Депривация является психическим голоданием, недостаточностью. Это определенное лишение, потеря чего-либо, недостаточное удовлетворение ведущих психических потребностей. Депривацию у курсантов вызывает пребывание в ограниченном пространстве при полном отсутствии или редком присутствии провождения свободного времени за пределами училища, долгое общение в определённой группе, постоянный строгий режим. У курсанта не возникает возможности вообще удовлетворять обыденные (привычные) жизненные потребности [8].
В рассматриваемом случае можно говорить о следующих формах депривации, в контексте фактора социально-психологической адаптации к обучению в высшей военной школе: эмоциональная депривация (разрыв устоявшейся эмоциональной связи и невозможность быстрого установления новых интимных эмоциональных отношений); социальная (сложности усвоения автономной роли).
В процессе учебно-профессиональной деятельности курсанты принимают роли обучаемого, военнослужащего, сослуживца, т.е. идентифицируют свою деятельностью в этих ролях. Так вырабатываются закреплённые формы поведения в роли «курсанта». Данное явление мы понимаем как один из компонентов социально-психологической адаптированности.
Развитие же личности в онтогенезе можно рассматривать как цепь удачных или менее удачных вариантов адаптации индивида, в результате которых формируется определенная система отношений Одним из субъективных критериев адаптированности военнослужащего к военной службе является наличие адекватной, достаточно высокой самооценки при позитивном «Я-образе», предполагающим отсутствие внутренних кофликтов, эмоциональной удовлетворенности и пр.
Поступление в высшее военное учебное заведение по сути своей для курсанта является этапом жизненного самоопределения. В ходе учебно-профессиональной деятельности курсант идентифицируется с ролью военнослужащего, сослуживца, обучаемого в высшем учебном заведении т.д., то есть включает в себя идентификацию со своей деятельностью в этих ролях, он должен вести себя как курсант. Таким образом, вырабатываются личные закреплённые формы поведения роли курсанта, что мы понимаем как одной из составляющей социально-психологической адаптированности курсанта. Можно сказать, что при ощущениях курсантом себя в качестве деятельного существа здесь проявляется один из аспектов личностной идентичности – субъектная идентичность. Субъектная идентичность – ощущение неповторимости, уникальности своего деятельностного потенциала, способа жизнедеятельности, достижения и реализации смысла, целей и задач. Это тождественность себя в деятельности. Условием возникновения этого вида идентичности, которая, на наш взгляд, является одним из субъективных критериев социально-психологической адаптированности курсанта, является степень признания (подтверждения). Степень имеет показатели как положительные – я значим, любим, так и отрицательные – я не нужен, не любим. Переживания неподтверждения возникают в результате неудовлетворения потребности в признании и будут осознаваться курсантом как непонимание, неприятие, невнимание, презрение и т.д. со стороны командиров, преподавателей, сослуживцев. Он будет чувствовать себя отвергнутым, незамеченным, лишним. В этом случае личность имеет три стратегии жизнедеятельности: гиперадаптация, полная зависимость от других, плоть до самоуничтожения (конформизм); стремление к господству, к власти над людьми, способность психически (или физически) разрушить другого человека; отчуждение, отрицание, возвеличивание себя. В случае признания курсант будет активно проявляться в активности, успешнее будет формироваться ответственность, инициативность. Причинами кризиса субъектной идентичности и, как следствие, социально-психологическая неадаптированность курсанта, могут выступать как индивидуально-личностные психические особенности субъекта, так и личностно-разрушающая среда, личностно-разрушающая деятельность коллективного субъекта. Исходя из вышесказанного, мы можем предположить, что одним из факторов социально-психологической адаптации будет являться уровень и степень влияния на личность курсанта в процессе социально-психологической адаптации выбор методов поощрения и наказания со стороны командиров.
Учитывая вышесказанное, мы приходим к выводу, что факторами социально – психологической адаптации к условиям обучения в ВВШ необходимо считать не отдельную социальную среду (ВУЗа), не отдельно личные качества курсанта, а конкретную взаимосвязь и соответствие внутреннего мира личности курсанта и тех или иных воздействий социальной среды.
Список использованной литературы:
Зотова, О.И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности / О.И. Зотова, И.К. Кряжева // Психологические механизмы регуляции социального поведения. – М.: Наука, 1979. – С. 219- 232.
Крылова, А.В. Преодоление депривации как механизм адаптации студентов в условиях смены культурно-образовательной среды / А.В. Крылова // Вестник КГУ. – 2010. – №3. – С. 233-237.
Кряжева, И.К. Социально-психологические факторы адаптированности рабочего на производстве / И.К. Кряжева // Прикладные проблемы социальной психологии. – М.: Наука, 1983. – С. 203-213.
Кузнецов, П.С. Концепция социальной адаптации / П.С. Кузнецов. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2000. – c.123.
Николаев, Е.Л. Адаптация и адаптационный потенциал личности: соотношение современных исследовательских подходов / Е.Л. Николаев, Е.Ю. Лазарева // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. – 2013. – №9. – С. 018-032.
Овсяник, О.А. Социально-психологические особенности адаптации личности / О.А. Овсяник // СИСП. – 2012. – №1. – С. 686-696
Реан, А.А. Психология адаптации личности / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 479 с.
Сафонова, Е.В. Особенности самоотношения военнослужащих в процессе адаптации к воинской службе / Е.В. Сафронова // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – №1. – С.127-133.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
48 597 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Санкт-Петербургская академия Следственного комитета
В принципе работа сделана хорошо, все замечания были исправлены, исполнитель угодила почти...
star star star star star
СПбГУТ
Спасибо, очень коммуникабельный исполнитель, на сообщения отвечает, на замечания и коррект...
star star star star star
СЗИУ РАНХиГС при Президенте РФ, ЛГУ им. А. С. Пушкина
вообще все супер! Елена быстро выполнила задачу (написать статью), учитывая все критерии. ...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.