это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
931481
Ознакомительный фрагмент работы:
В статье рассматривается проблема диагностики текстовых умений в системе обучения русскому языку младшего школьника. Выделяются уровни сформированности умения работать с текстом у данной группы детей. Кроме этого, в работе приводятся задания для диагностического исследования учащихся, отражающие уровни сформированности этих умений.
Ключевые слова: текстовая компетенция; диагностика текстовых умений; критерии оценки текстовых умений; уровень текстовых умений.
Актуальной проблемой в системе начального языкового образования является освоение младшими школьниками текстовой деятельности, что подтверждается задачами, поставленными федеральным государственным образовательным стандартом. В ФГОС НОО в требованиях к планируемым результатам освоения ООП НОО определена необходимость формирования у младших школьников различных текстовых умений, а также: «Приобретение первичных навыков работы с содержащейся в текстах информации в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций» [5 : с. 21].
Также формирование метапредметных умений, заявленных в стандарте как один из результатов обучения, непосредственно связано с овладением текстовыми умениями. В частности, в группе познавательных УУД называется умение «осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах» [5 : с. 12].
В широком смысле текстовые умения, в нашем понимании, – это умения работать с текстом.
На уроках русского языка по традиции много внимания уделяется развитию связной речи и, в том числе, формированию текстовых умений. Т.А. Ладыженская, Н.Е. Богуславская, М.Т. Баранов, М.С. Соловейчик внесли значительный вклад в изучение вышеуказанной проблемы.
Т.А. Ладыженская называет в числе текстовых умений такие, как: умение определять тему текста, его заголовок, основную мысль, ключевые слова; начальное и завершающее предложения; ориентироваться в построении текста, делить текст на смысловые части и анализировать каждую часть; передавать содержание текста, пересказывать (подробно и сжато) текст; выделять главную и второстепенную информацию, выделять новую для себя информацию; определять фактическую и эмоциональную информацию [4].
Согласно точке зрения Е.В. Бунеевой [1 : c. 14], Н.А. Ипполитовой [2 : c. 18], В.И. Капинос [3 : c. 84] при восприятии и понимании текста для младших школьников также значимы следующие умения: умение различать научный, художественный и деловой стиль текста, то есть определять стилистическую принадлежность текста; составлять вопросы к тексту, план и графическую схему текста; создавать описание на основе иллюстрации или предложенного плана текста.
Таким образом, комплекс текстовых умений, на наш взгляд, может быть представлен в виде четырёх групп: умения информационно-содержательного характера, обеспечивающие содержательную сторону текста; структурно-композиционные умения, связанные с построением текста; собственно речевые умения, обеспечивающие правильность, ясность, богатство речи; умения совершенствовать текст.
Безусловно, данные умения формируются на таких уроках как русский язык и литературное чтение при обращении к тексту. Но на сегодняшний день в начальной школе сложилась ситуация, когда большая часть информации, предложенной в учебниках, предварительно подробно излагается и объясняется учителем, а затем для закрепления сведений школьники еще раз прочитывают текст. Это приводит к тому, что обучающиеся привыкают получать знания с помощью учителя, а не извлекать их самостоятельно в результате работы с текстом. Кроме того, очевидно, что часть умений, сформулированных в требованиях к планируемым результатам освоения ООП НОО, не формируются вовсе.
Следовательно, педагог должен не только включать различные формы и методы работы с текстом при формировании текстовых умений школьников, но и регулярно проводить диагностику текстовых умений в системе обучения русскому языку младшего школьника для наиболее эффективного обучения детей. Особую сложность, на наш взгляд, представляет выявление критериев сформированности текстовых умений и интерпретация результатов диагностики.
Анализ содержания образовательных программ по русскому языку для начальной школы, программ по русскому языку дает основания для разработки критериев сформированности умений работать с текстом у младших школьников.
Критерий: сформированность смыслового чтения.
Показатель: умение определять тему текста, основную мысль, ключевые слова; ориентироваться в построении текста, делить текст на смысловые части и анализировать каждую часть; выделять главную и второстепенную информацию; умение определять стилистическую принадлежность текста.
Также важно, чтобы обучающиеся знали, каким образом будут оцениваться их работы, поэтому под руководством учителя школьники могут составить собственные критерии оценивания текстовых умений.
Мы различаем три уровня сформированности умений работать с текстом:
Уровни:
- Высокий: могут быстро выделять в тексте ключевые слова, главную и второстепенную информацию. Умеют определять тему и понимают основную мысль. Дифференцируют стилистическую принадлежность текста, аргументированно доказывают собственную точку зрения.
- Средний: выделяют главную и второстепенную информацию, ключевую лексику выделяют с ошибками. Могут определять основную мысль и тему. Сферу применения текста определяют интуитивно, но не могут аргументировать свой ответ.
- Низкий: неверно выделяют ключевые слова, главную и второстепенную информацию. Неточно определяют тему и основную мысль. Не умеют определять сферу применения текста, не выделяют признаки текста.
Для диагностики уровня текстовых умений в системе обучения русскому языку младшего школьника могут быть предложены следующие вопросы и задания.
Учащимся необходимо выполнить задания после прочтения текста.
Прочитай заголовок. Как ты думаешь, о чем будет идти речь в тексте? Составь вопросы, на которые бы ты хотел получить ответ в тексте. Во время чтения подчеркивай главные слова, которые помогут тебе пересказать текст. (Данное задание направлено на выявление умения предугадывать (прогнозировать) содержание текста по заголовку).
Что нужно сделать, чтобы определить стиль текста?
Выпиши те признаки, которые характерны для данного текста:
А как определяют тип текста?
Какова тема текста? Как ты это узнал?
Какая здесь основная мысль? Как доказать, что ты правильно понял основную мысль текста?
Что нового ты узнал из текста? (Задание направлено на диагностику умения отделять известную информацию от неизвестной.)
Найди в тексте слова, которые тебе непонятны. Как ты думаешь, что они обозначают?
Составь план текста. Сколько частей в тексте? О чем говорится в каждой части? (Данное задание направлено на определение умения делить текст на части и формулировать основную мысль каждой из частей).
Перескажи текст подробно и сжато, т.е. передайте основное содержание текста.
Оценка качества выполнения задания может осуществляться следующим способом: за каждый правильный ответ ученик получает 1 балл, за неправильный ответ – 0 баллов. При оценке уровня текстовых умений в системе обучения русскому языку младшего школьника общую сумму баллов, которая получается, если все ответы испытуемого были бы правильными, сравнивают с реально набранным количеством баллов.
Таким образом, подобный комплекс заданий может быть эффективным средством разносторонней проверки и оценки текстовых умений школьников.
Список литературы:
Бунеева, Е. В. Как читают текст учебника наши ученики? [Текст] /Е.В. Бунеева // Русский язык в школе. - 1995. - №6. - С.11 - 18.
Ипполитова, Н. А. Особенности обучения чтению в начальной школе // Начальная школа до и после [Текст] / Н.А. Ипполитова. - 1999. - № 5. - С. 16—23.
Капинос, В. И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл. Книга для учителя [Текст] / В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. - М.: Линка-Пресс. - 1994. - 196 с.
Ладыженская, Т.А., Ладыженская Н.В. Текстовые умения. Как им учить? // Начальная школа плюс. До и После. - 2005. - № 5. - С. 3-8.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение. - 2010. - 32 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!