это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1140904
Ознакомительный фрагмент работы:
Сегодня человечество испытывает особую потребность к соприкосновению с прекрасным – искусством. В наш век информационных технологий, когда общество буквально пронизано потоками разнообразной информации, нам подчас некогда задуматься о вечном, побыть наедине с собой. В наши дни о тяге к искусству говорят и огромные очереди в музеи, и полные залы филармонии, и аншлаги на новых спектаклях. И не случайно именно сейчас эксперты говорят о новом витке интереса к сфере искусств – ещё более массового, чем когда-либо прежде, благодаря интернету.
За новыми впечатлениями в Москве далеко ходить не нужно: здесь проходит множество самых разнообразных выставок, перформансов и фестивалей. Но я отправилась за новыми впечатлениями в хорошо знакомый и «самый академический» из московских музеев – Пушкинский музей. Во-первых, я люблю классическую живопись, а во-вторых, заставила обратить на себя внимание одна, совершенно особая выставка – «Эпоха Рембрандта и Вермеера: шедевры Лейденской коллекции».
О творчестве Рембрандта Харменса ван Рейна написаны сотни трудов, его полотна присутствуют в коллекциях самых знаменитых музеев мира. Однако влияние картин художника на зрителя до сих пор столь велико, сродни потрясению, катарсису. Когда человек оказывается наедине с работами Рембрандта, он испытывает по-настоящему сильные чувства, переживает неповторимые мгновения. Поэтому искушённый зритель обязательно воспользуется возможностью самому взглянуть на полотна знаменитого голландского живописца, чтобы составить о них своё собственное представление.
Тем более, что для этого есть и другие весомые причины: полотна, представленные на выставке из частной коллекции, никогда не демонстрировались в России!
Наверное, отчасти в связи с этим обстоятельством, случился повышенный спрос на выставку. В апреле, когда она только начинала работу, у входа в музей стояли очереди из посетителей, а в онлайн-продаже билетов не было. Люди стояли на улице по несколько часов, чтобы пройти в музей. В июле ажиотаж немного спал, и я довольно легко смогла оформить входной билет через электронный сервис.
И вот, наконец, я в знакомых стенах Пушкинского музея, где на время поселились знаменитые полотна голландских мастеров. Входя в зал, как, наверное, и все здесь, испытываешь такой знакомый и приятный трепет, который ощущается всегда, когда можешь прикоснуться к великому…
Сделаю небольшое отступление и немного расскажу о самой коллекции. Американский предприниматель Томас Каплан и его жена вложили в своё собрание огромные усилия и 15 лет жизни. Им удалось собрать богатейшую – 82 произведения (!) – коллекцию живописи Рембрандта и его современников. Интересно, что в собрании коллекционеров присутствуют полотна, принадлежащие учителю великого голландского живописца, наряду с картинами его учеников, а также друга Рембрандта – Яна Ливенса, с которым тот делил одну мастерскую. При этом, как указано в анонсе выставки, картины такого уровня очень редко выставляются на аукционы, поэтому собрать их – чрезвычайная удача коллекционеров. А значит, и российских почитателей живописи!
Как стало известно, Лейденская коллекция, ядро которой составляет собрание работ Рембрандта, по своим масштабу и насыщенности уступает разве что ведущим национальным музеям мира. Лейденский период в творчестве Рембрандта, когда молодой художник жил и творил в своем родном городе Лейдене (по его имени и названа коллекция), – один из самых плодотворных периодов в жизни голландского живописца, поэтому зритель имеет возможность взглянуть на ранние работы мастера, сопоставить их с более поздними и более известными творениями. Есть на выставке и зрелые работы Рембрандта Ван Рейне, которые известны многим ценителям.
Посетители смогли увидеть шедевры Рембрандта Харменса ван Рейна (двенадцать живописных творений и один рисунок), Яна Вермеера Делфтского и Карела Фабрициуса (по одному произведению), Франса Халса (два), Геррита Дау (девять), Яна Ливенса (четыре) и других выдающихся художников. В Лейденскую коллекцию также входит уникальный рисунок Леонардо да Винчи «Голова медведя». Творчество великого итальянца не принадлежит к искусству голландского «золотого века», но его небольшое произведение является «жемчужиной Лейденской коллекции».
Отмечу картины из раннего периода творчества Рембрандта и его серии аллегорий чувств: «Извлечение камня глупости (Аллегория осязания)», «Три музыканта (Аллегория слуха)» и недавняя находка — «Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния)», самая ранняя из работ, подписанных художником. Конечно, особо интересен посетителям зрелый период творчества Рембрандта, связанный с длительной и плодотворной работой в Амстердаме, представленный в коллекции «Портретом мужчины в красном дублете», «Девушкой в расшитой золотом накидке», «Автопортретом с затенёнными глазами». Зрители увидели также знаменитую «Минерву», которая относится к ряду стилистически схожих работ, написанных Рембрандтом в период с 1633 по 1635 год и в настоящий момент принадлежащих Эрмитажу (Санкт-Петербург), Музею Прадо (Мадрид) и Музею Метрополитен (Нью-Йорк).
На выставке также демонстрировалась замечательная картина «Девушка за вёрджинелом» Яна Вермеера Делфтского, работы которого встречаются крайне редко. Это произведение – единственная работа зрелого периода творчества мастера, которая до сих пор находится в частной коллекции. Лично у меня это полотно сразу же вызвало ассоциацию с очень известным и всем знакомым произведением Вермеера «Кружевница», которое давно и прочно поселилось в Лувре.
Из наиболее редких произведений отмечу также уникальную картину «Явление ангела Агари», написанную Карелом Фабрициусом. Это одна из всего лишь шестнадцати работ голландского художника, сохранившихся до наших дней.
Вообще, у меня, как и у многочисленных посетителей выставки «Лейденская коллекция» кружилась голова. Да и как иначе, если при ближайшем рассмотрении тебя окружает столько шедевров. Их значение не умаляет и тот факт, что они находятся в частном владении: ведь от полотен художников такой величины не отказался бы ни один музей мира!
Время, которое проводишь наедине с картинами мастеров, протекает незаметно. Переходя от одного экспоната к другому, ты как будто вступаешь в незримый диалог с автором, жившим так далеко от тебя по времени, но от этого не менее талантливым, пылким и чутким к характерам и облику людей. Возникает как бы перекличка эпох и перекличка человеческих мыслей, чувств, желаний, стремлений. И этот диалог продолжается, когда ты пытаешься разгадать: кто этот человек, представший перед тобой? что он хотел сказать? чем хотел бы поделиться с теми, кто придёт на него посмотреть, спустя столько веков?!
Именно за это ощущения я так люблю портреты. А портреты Рембрандта Ван Рейне люблю вдвойне за их фотографическую точность, филигранную технику, игру света и теней, психологическую утончённость.
И, наверное, именно поэтому я так надолго задержалась перед портретом, на котором художник изобразил самого себя. «Автопортрет с затенёнными глазами» (Лейден, 1634 г.) поражает воображение не тем, что на нём изображён сам великий Рембрандт. Скорее, удивляешься тому, что здесь художник так молод (всего 20, с небольшим, лет) и смотрит на жизнь глазами твоего сверстника. Интересен тот факт, что автопортрет с затенёнными глазами написан в год, когда художник женился на Саскии ван Эйленбюрх. Её имя также вписано в историю мирового художественного искусства благодаря знаменитому полотну «Автопортрет с Саскией на коленях» (1635), принадлежащему Дрезденской галерее.
Искусствоведы признают, что череда исканий своего портретного стиля, психологической манеры и художественной техники привела Рембрандта к такому блистательному итогу, как «Автопортрет с Саскией». Поэтому мне так интересно сопоставить эти два автопортрета, понять, что за ними стоит, разобраться, как происходило развитие кисти мастера.
А пока… я вглядываюсь в знакомые черты, которые так узнаваемы благодаря множеству автопортретов Рембрандта. Узкий овал лица, близко посаженные тёмные глаза, пухлые губы и курчавые волосы, выбивающиеся из-под берета. А выражение лица? Оно не так радостно и довольно жизнью, как на портрете с Саскией, хотя молодой мастер влюблён, и это чувство взаимно, он счастлив!
При этом лицо на «Автопортрете с затенёнными глазами» как будто вопрошает: чего я хочу? к чему стремлюсь? чего требую от жизни? Психологически это понятно: ведь художник изображён здесь на некоем жизненном пороге, за которым ждёт великая слава, хотя он об этом и не знает, но уже, наверное, догадывается. Вообще, лейденский период искусствоведы отмечают как самый счастливый и благоприятный период жизни великого художника. Это время, когда он впервые почувствовал себя востребованным: его работы стали продаваться, появились и первые ученики. Но при этом, чувствуя в себе великие силы, Рембрандт хочет большего, он неустанно трудится и всем сердцем стремится к успеху, который его ждёт впереди. Поэтому строгое и вопрошающее выражение лица художника на его автопортрете – это для меня показатель высокой степени требовательности творца к себе и своему творчеству.
Под этими впечатлениями я задумалась над тем, как загадочно звучит название картины – «Автопортрет с затенённым лицом». Почему-то кажется, что художник вложил в само название свой, потаённый смысл, ведь в тени всегда скрывается некая тайна. Можно, конечно, рассуждать, что тень на лице художника – это всего лишь тень, затемнение от берета, что мастер таким образом просто оттачивал светотехнику портрета. Но, чем больше ты вглядываешься в лицо Рембрандта на его картине, тем больше хочется думать, что он загадал человечеству некую загадку. Не зря же современная психология утверждает, что для полноты психологического портрета личности важно составить его «теневой портрет», подчеркнув тем самым двойственность характера человека. И это позволяет думать о метафоричности названия картины Рембрандта «Автопортрет с затенённым лицом».
Исследователи говорят о «противопоставлении освещённых и затенённых фигур в картинах Рембрандта, что символизирует борьбу сил добра и зла. Наряду с этим мягкие переходы от света к тьме создают вокруг происходящего созвучную ему атмосферу. Часто возникает ощущение, что люди в его картинах сами излучают свет». Почему же, прибегнув к светлым тонам и краскам в фоне картины и самом изображении натуры, мастер решил затенить глаза? Возможно, что случайно, но, вероятно, всё же пытаясь сказать нам о борьбе светлого и тёмного начал в каждом человеке, что он готов был признать и в себе самом.
Немного о колористике картины: в «Автопортрете с затенённым лицом» автор изменяет своей манере, которую искусствоведы называют «золотистой». Рембрандт делает цвета приглушёнными, избегает контраста, не выбирает ярких и сочных оттенков. Таким образом, мастер достигает интересного эффекта – плавного перехода света и тени, естественности и мягкости. Вероятно, это сделано специально: ведь художник решил изобразить себя без всякой вычурности, без прикрас. Наверное, поэтому для портрета была выбрана повседневная одежда: рабочий костюм и берет художника, в котором он трудился в мастерской, а не шерстяное пальто и шляпа, о которых вспоминают исследователи творчества великого голландца, говоря о его «приверженности моде».
Рембрандт начал изучать выразительную манеру в создании характера на портретах именно в Лейдене, и с этого времени он продолжал изображать себя в картинах, рисунках и гравюрах на протяжении всей своей карьеры. Действительно, портретная техника была освоена им в совершенстве, но тренировался художник именно на себе: потому-то он и изображал себя таким разным, непохожим от одного автопортрета к другому.
В автопортрете, также написанном в 1634 году, которое в настоящий момент находится в экспозиции Лувра, голландский мастер тоже изобразил себя в рабочем берете художника, но совсем в другом настроении и облике. Здесь он как будто чем-то раздосадован, нелеп и отчаян, он смотрит на зрителя даже немного вызывающе, дерзко и насмешливо. А в «Автопортрете с затенённым лицом» мы видим серьёзного и вдумчивого юношу, будущего великого художника, размышляющего о жизни и творчестве.
Среди 40 автопортретов, созданных Рембрандтом ван Рейном есть разные: на одних он еще совсем юный, с бурей эмоций на лице, на других – состоятельный и знаменитый, на третьих – уставший, с грустью в глазах и на лице от пережитых потерь и утрат. Великий мастер всегда изображал себя без тени тщеславия, искренне и реалистично. Поэтому и его искусство так запоминается, так впечатывается в память: оно невероятно правдиво, оно захватывает целиком и полностью, как все шедевры искусства, будь то произведения живописи или музыки, литературы или театра.
Невероятно влияние искусства на нашу жизнь, и никогда, даже в цифровую эпоху, человечество не в силах отказаться от общения с прекрасным и вечным. Ибо это общение, это соприкосновение даёт нам силы и вдохновение жить…
Список использованной литературы:
Девитт, Дэвид. «Автопортрет с затененными глазами». В каталоге Leiden Collection . Под редакцией Артура К. Уилока-младшего в Нью-Йорке. https://www.theleidencollection.com/archive/ (Дата обращения – 15 июля 2018 года).
И. Зандрарт о Рембрандте // Мастера искусства об искусстве. Т. 1.- М.-Л.- 1937.
Фромантен Э . Старые мастера : [Пер. с фр. / Э . Фромантен , Вступ.ст.и коммент.В.С.Турчина, с.5-36. - М. : Изобразит. искусство, 1996.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!