это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1315005
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация. В статье освещены предпосылки создания банковского союза ЕС, сформулированы цели функционирования этого учреждения. Охарактеризованы ключевые элементы созданной организации. Установлено, что централизация банковского надзора на общеевропейском уровне будет способствовать экономико-институциональной интеграции государств ЕС. Охарактеризовано влияние банковского союза на развитие финансового сектора Европейского союза.
Ключевые слова: банковский союз ЕС, единый механизм банковского надзора, Совместный фонд гарантирования депозитов, банковский надзор, единый механизм работы с проблемными банками.
Проблема достижения финансовой стабильности в Европе стала особенно актуальной после мирового кризиса, имевшего место в 2008 году. Глобальный финансовый кризис в период 2010-2011 годов превратился в кризис суверенного долга. Финансовая архитектура еврозоны не могла с ним эффективно справляться, что грозило крахом банковского сектора. Банковское регулирование в том виде стало угрожать финансовой стабильности и нормальному развитию Европейского и валютного союза.
Банки и ЕС взаимодействовали в тот период неэффективно. Правительствам государств ЕС ничего иного не оставалось, как финансировать проблемные банки, удельный вес которых был существенным в отношении к экономической системе государства. Допустить банкротства банков было нельзя. В то же время нагрузка на национальные финансы европейских государств значительно выросла. Последствия финансового кризиса, принявшего к тому времени глобальные масштабы, необходимо было ликвидировать. Европейская банковская система нуждалась в повышении стабильности и устойчивости. Основным инструментом решения проблем Европейский союз считал ужесточение банковского регулирования.
Европейские государства ставили цели, касающиеся снижения долгового бремени и дефицита бюджета. Датой создания банковского союза ЕС считается июнь 2011 года. Цель его создания была провозглашена следующая: поддержка финансовой стабильности европейских стран путем учреждения единой системы банковского надзора. Европейские банки, таким образом, получали возможность воспользоваться инструментом прямой капитализации посредством европейских стабилизационных фондов. Европейские банки получили доступ к финансовым ресурсам стабилизационных фондов. Займы, получаемые европейскими банками, не входят в общий государственный долг. После создания банковского союза появилась возможность приобретать средства из ресурсов стабилизационных фондов.
Стабилизационные фонды стали приобретать государственные облигации Испании и Италии. Казначейство принимало форму единого регулирующего органа, осуществлявшего надзор за исполнением различных бюджетов, как национального, так и общеевропейского.
Обоснование создания банковского союза дает финансовая трилемма, которая свидетельствует о невозможности единовременного достижения таких трех целей, стоящих перед правительствами:
1) достижения финансовой стабильности;
2) интеграционного взаимодействия банковских рынков;
3) учреждения качественного надзора на уровне страны.
Финансовая трилемма может быть разрешена, если правительства поставят своей целью возвращение к системе национальных банковских рынков определенной сегментации. Преимуществ интеграции можно достичь, если перейти к наднациональным структурам, которые выполняют задачу ликвидации банковских учреждений и осуществление финансового надзора.
Банковский союз создавался как средство интеграции правительств ЕС и его банков. Ожидалось, что он окажет содействие устойчивому развитию финансовой системы и стабилизирует возможные шоки, которые в ней возможны. К концу 2012 года планировалось завершение создания банковского союза ЕС. При отсутствии централизованного надзора процесс рыночной интеграции и достижения финансовой стабильности ничем и никем не сопровождается.
С момента создания на банковский союз ЕС не возлагалась фискальная ответственность. Однако впоследствии предполагалось, что он сможет стать предпосылкой создания центра ответственности на уровне Европы.
Создатели банковского союза ЕС рассчитывали возложить ответственность за потери банков на плечи частных инвесторов. Государство же, напротив, частично освобождалось от финансирования проблемных банков. Правительство финансирует банковские учреждения, испытывающие затруднения, только в самом исключительном случае: если финансовая система полностью находится под угрозой.
Институциональные основы банковского союза были заложены Европейским парламентом в 2014 году. В частности для этого были приняты:
- постановление об учреждении единого механизма взаимодействия с проблемными банковскими учреждениями;
- директива о помощи;
- директива, установившая программу гарантирования вкладов граждан.
В основе банковского союза ЕС в настоящее время лежат единый механизм банковского надзора и единый механизм работы с проблемными банками (рис.1).
Предполагалось, что банковский союз сможет противодействовать несоответствию трансграничного масштаба банковского сектора и национальной структуры надзора за деятельностью финансового рынка.
Основные элементы банковского союза ЕС
единый механизм работы с проблемными банками
единый механизм банковского надзора
Рисунок 1 - Основные элементы банковского союза ЕС
Задачей банковского союза является осуществление эффективного взаимодействия с банковскими учреждениями. Внедрение этих мер поможет банкам предупреждать вероятные кризисные ситуации. Надзорные контролирующие органы в таком случае разрешают появившиеся проблемы, действуя на принципах раннего вмешательства. Если ситуация чрезвычайная, органы надзора могут прибегнуть к механизму, который предусматривает ликвидацию проблемного банка.
Банки получат резервы, которые позволят им осуществлять стабильную деятельность. Посредством вовлечения общего надзорного механизма банки станут результативно соблюдать предъявленные к ним со стороны надзорных органов пруденциальные требования. Данные требования предписывают, что банковские учреждения должны поддерживать достаточный объем ликвидности и резервов капитала. Только так банки смогут осуществлять управление рисками и снижать уровень потенциальных потерь.
Если вдруг банк встанет перед лицом банкротства, свои проблемы он сможет решить, не привлекая ресурсы плательщиков налогов. Проблемные банки будут ликвидироваться за счет кредиторов и акционеров банка и средств спецфонда.
После создания банковского союза произошла централизация банковского надзора на уровне стран ЕС. Это был значительный шаг, который способствовал углублению институционально-экономической интеграции государств Европейского союза.
Создание банковского союза способствовало улучшению финансовой стабильности зоны евро в силу того, что это помогло разрешить непримиримые противоречия между государственными финансовыми органами и банковскими структурами. Финансовый рынок получил большой импульс для интеграции. Банковский союз разграничивает кризис суверенного долга и кризис банковского сектора.
Банковский союз ЕС способствовал процессу, который существенно гармонизировал банковское регулирование и надзор в еврозоне. Все это ослабило фрагментацию банковских рынков в структуре валютного союза. Финансовое посредничество банков в государствах ЕС, наиболее пострадавших от глобального финансового кризиса стало более эффективным после создания банковского союза.
Банковский союз ЕС имеет своей целью улучшение институциональной структуры банковской системы. До его создания частные институции функционировали в условиях чрезмерного риска вследствие отсутствия адекватного банковского надзора.
В 2014 году были предприняты шаги к объединению банковского союза, которые привели к учреждению единого механизма работы с проблемными банками. Механизм функционировал в системе Европейского центрального банка, а также финансовых контролирующих органов государств ЕС. Основное предназначение данного механизма – Европейский центральный банк становится единым надзорным органом за банковским сектором ЕС. Налогоплательщики, таким образом, начинают больше доверять банковским учреждениям. Они уверены, что их средствами банк эффективно управляет.
Эксперты полагают, что удачным было назначение Европейского центрального банка единым органом банковского надзора. Стоит отметить, что такой подход может повлечь наступление рисков, ведь в одних руках сконцентрированы все властные полномочия. Кроме этого могут обнаружиться противоречия, связанные с достижением финансовой и ценовой стабильности.
Европейский центральный банк, на который возложены полномочия по осуществлению надзора за функционированием банковской системы, реализует эти функции более ответственно. Еврозона знакома с ним как институцией, которая уже отлично себя зарекомендовала. Европейский центральный банк надежен и независим и выступает в качестве кредитора последней инстанции. Всеми центральными банками стран ЕС осуществляется банковский макропруденциальный надзор.
На Европейский центральный банк возложены обязанности по принятию надзорных функций. Он может их осуществлять в отношении всех шести тысяч банковских учреждений ЕС. Прямой надзор за деятельностью банков, деятельность которых составляет значительную меру пруденциального риска, осуществляет Европейский центральный банк, который функционирует в унифицированной надзорной системе. Зоной ответственности Европейского центрального банка являются 150 банковских учреждений, величина активов которых составляет около 30 миллиардов евро. Контроль за деятельностью остальных банковских учреждений осуществляют национальные надзорные органы стран ЕС.
Европейский банк осуществляет прямой надзор за банковской системой ЕС. На национальные органы надзора при этом возлагаются следующие функции:
- регулирование деятельности банковских учреждений третьих государств;
- защита потребителей банковских продуктов;
- контроль за отмыванием денежных средств и его пресечение.
Европейский центральный банк применяет единые правила к надзору за функционированием финансового рынка и осуществляет задачи, призванные регулировать деятельность банковских учреждений (рис. 2).
Задачи Европейского центрального банка
осуществление надзора за деятельностью финансовых конгломератов
реализация мер предупреждения в отношении банков, которые нарушили правило по капиталу
осуществление лицензирования банковских и кредитных организаций и надзор за тем, как соблюдаются ими установленные требования к величине капитала, ликвидности и левереджа
Рисунок 2 - Задачи Европейского центрального банка
Банковский союз ЕС реализует единый механизм работы с проблемными банками, который существенно улучшил качество контроля и надзора за банками. Механизм способствовал обеспечению того, чтобы регуляторные стандарты ЕС были гомогенными и улучшающими надежность моделей банковских учреждений. Его задача состоит в решении проблем, которые становятся причиной отличий в расчетах банковских учреждений, которые взвешиваются в разрезе рисков капитала. Механизм работы с проблемными банками способствует тому, чтобы одинаковым рискам придавалось одно и то же значение. В расчет принимается тот факт, что риски имеют различное проявление на разных рынках. Риски становятся отображением локальной экономической ситуации.
Действие единого механизма работы с проблемными банками проявляется в осуществлении прямого надзора за системно значимыми банковскими учреждениями, которые занимаются трансграничными операциями. Причем подобный прямой надзор реализуется с участием общих надзорных групп, членами которых являются уполномоченные субъекты Европейского центрального банка и национальных органов соответствующей компетенции. Это позволяет организовать интегрированный подход к осуществлению надзора за деятельностью банковских учреждений.
Единый механизм работы с проблемными банками дает возможность рассчитать избыточный риск банковских учреждений и установить факторы, которые оказывают на него существенное значение. Таким образом, надзорные органы принимают безотлагательные решения, если глобальные финансовые рынки находятся под угрозой. Фрагментация европейского банковского сектора, таким образом, существенно уменьшится, так как будут действовать одинаковые конкурентные условия для осуществления деятельности всех финансовых учреждений. Государства получают возможность обмениваться опытом в сфере банковского надзора. Банки, которые попадут или не попадут под воздействие механизма работы с проблемными банками, окажутся действующими элементами европейской финансовой системы, в которой не будет иметь место финансовая фрагментация.
Единый механизм работы с проблемными банками имеет полномочия, которые разрешают ему кредитные организации лишать права осуществлять деятельность. Данный механизм как элемент банковского союза ЕС начал функционировать с 2016 года. Предполагалось, что он разрешит проблему финансовой фрагментации и ликвидирует противоречия между правительствами стран ЕС и банковскими учреждениями.
Единый механизм работы с проблемными банками – это орган, который отвечает за спасение банковских учреждений в государствах Европейского союза и еврозоне. Благодаря принятию оперативных решений банки получают своевременную поддержку. Единый механизм работы с проблемными банками хорошо дополняет единый механизм банковского надзора.
Регуляция выхода банковских учреждений с рынка и применение инструментов, применяющихся в процессе взаимодействия с проблемными банками в Европейском союзе, также происходит благодаря единому механизму работы с проблемными банками. Банковские операции осуществляются непрерывно, вкладчики получают надежную защиту своих интересов, активы других потребителей банковских услуг и средства государства также находятся под надежной охраной. Риски финансовой неустойчивости значительно минимизируются.
Единый механизм работы с проблемными банками принимает во внимание принципы взаимодействия с проблемными кредитными учреждениями, отраженные в правилах, созданных с применением наилучшей международной практики, и процедуры Европейского союза, предписывающие предоставление господдержки банковским структурам.
В рамках единого механизма работы с проблемными банками действует требование для кредиторов и акционеров нести расходы на поддержку банковского учреждения до того момента, как было привлечено внешнее финансирование в любом объеме.
Единый фонд поддержки банков выступает в качестве важного компонента единого механизма работы с проблемными банками. Данный фонд финансируется за счет отчислений, произведенных банковскими учреждениями. Таким образом, есть перспектива учредить единый европейский фонд, который разделит между государствами стоимость поддержки банковских организаций. Связь между национальными банковскими структурами и правительствами будет ослаблена. Стоит отметить, что в любом случае сохранятся риски поступления дополнительных средств нормальной ликвидности.
Создание банковского союза сопровождалось учреждением Совместного фонда гарантирования депозитов. Целью этой структуры было недопущение паники среди вкладчиков, которые в случае кризисной ситуации могли быть изъять средства из банковского сектора. Иногда национальный механизм гарантирования вкладов не может восполнить весь объем требований вкладчиков банковской системы. Тогда на помощь приходит государство, которое кредитуется в ином национальном фонде. Это так называемый метод взаимного кредитования, который становится стабильным европейским механизмом гарантирования вкладов и дополняет действие единого надзорного механизма. Данная составляющая банковского союза ЕС уменьшает зависимость банковских учреждений от возможностей финансирования государством.
Цель единого механизма банковского надзора и единого механизма работы с проблемными банками – минимизация отрицательного воздействия противоречий между банковскими структурами и государством. Единый механизм банковского надзора ограниченно влияет на работу банковских учреждений и вызывает не полное доверие среди них.
Конечно, не нужно возлагать надежды на банковский союз ЕС в смысле разрешения им всех противоречий финансовой системы. Создание банковского союза ЕС довольно амбициозно в силу того, что нацелено на решение перспективных проблем. Некоторые эксперты расценивают, что банковский союз ЕС нацелен на борьбу с кризисными явлениями и может противодействовать чрезмерной величине долга, которая имеется в государственном и частном секторах экономики периферийных стран еврозоны. В кризисные времена наиболее уязвимы банки именно периферийных государств. Вопрос с распределением средств среди банков Европейского союза в случае кризисных явлений все еще остается открытым.
Некоторые северные государства ЕС не согласны получать финансирование, поступающее через Европейский стабилизационный механизм, который способен рекапитализировать банки периферийных государств.
Создание банковского союза способствует уменьшению расходов европейского финансового сектора. Он получит возможность повысить свою конкурентоспособность в глобальном масштабе. Банковский сектор будет предоставлять качественные финансовые услуги своим гражданам, европейская экономика получит импульс к росту. Банковский союз ЕС значительно усилил требования к капиталу банков, что даст возможность сделать минимальным риск наступления кризиса в банковской сфере. Конечно, полностью противодействовать ему невозможно, но нивелировать последствия банковскому союзу ЕС вполне по силам.
Если банковский сектор будет нуждаться в государственных средствах, чтобы преодолеть кризисные явления, то они будут предоставлены, что сохранит деньги плательщиков налогов. Ранее непрямые расходы государства, которые ему приходилось нести вследствие банковского кризиса, повлекшего снижение объема производства и связанного с этим уменьшение налоговых поступлений, были намного существеннее, чем прямые расходы на спасение банковских структур.
Несмотря на то, что банковский союз ЕС может стать значительной поддержкой для банковской системы еврозоны, ему не под силу спасение банков в крупных государствах-членах Европейского союза. По мере того, как будет восстанавливаться экономическая система еврозоны, будут сокращаться объемы неприбыльных кредитов. Балансовые счета банковских структур в периферийных государствах ЕС будут уравновешены. Будет иметь место перспективное уменьшение маржи в расходах финансирования.
Если экономика снова будет подвержена нестабильности, снова появятся проблемы с взаимодействием банковских структур и государства. Естественно, структура банковского союза не является совершенной, в ней существуют значительные пробелы, поэтому есть опасность закрепления противоречий в условиях, на которых осуществляется финансирование между центральными и периферийными государствами ЕС. Все это станет причиной возвращения к уровню производства и занятости, который имел место в докризисный период, особенно от этого пострадают государства, которые до сих пор испытывают сложности, вызванные кризисом.
Список литературы:
1. Banking union [Electronic resource]. – Mode of access: http://ec.europa.eu/finance/general-policy/banking-union/index_en.htm. – Date of access: 22.12.2018.
2. Banking Union for Europe: Risks and Challenges. Edited by T.Beck. Centre for Economic Policy Research, 2012 [Electronic resource]. – Mode of access: http://www.voxeu.org/sites/default/files/file/Banking_Union.pdf. – Date of access: 21.12.2018.
3. European banking union. Mode of access: http://www.banking-union.com4. Dullien S. How to complete Europe's Banking Union// The European Council on Foreign Relations. 2014. P. 1-12
5. Яковлева М.А. Экономические и политические предпосылки создания банковского союза ЕС//Экономика и управление. 2014. № 10 (108).- С. 52-56
6. Цибулина А.Н. Банковский и фискальный союзы в ЕС: что важнее?//Вестник МГИМО Университета. 2014. № 3.- С. 155-161
7. Emina Žunić Dželihodžić EUROPEAN BANKING UNION: EFFECTS AND CHALLENGES// ICESoS 2016 – Proceedings Book. –Р. 75-82
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!