это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1404472
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 5
1.1 Адаптивная физическая культура как интегративная наука 5
1.2 Теория адаптивной физической культуры 7
1.3 Основные опорные концепции теории АФК 7
2 ПОНЯТИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 9
2.1 Функции адаптивной физической культуры 10
2.2 Принципы адаптивной физической культуры 11
2.3 Средства адаптивной физической культуры 13
2.4 Методы адаптивной физической культуры 15
2.5 Формы организации адаптивной физической культуры 16
3 ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ (ВИДЫ) АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ 20
3.1 Адаптивное физическое воспитание (образование) 20
3.2 Адаптивный спорт 21
3.3 Адаптивная двигательная реакция 23
3.4 Адаптивная физическая реабилитация 24
3.5 Креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные
практики АФК 25
3.6 Экстремальные виды двигательной активности 25
Заключение 27
Список использованных источников 29
Введение
В настоящее время человек, его культура, образование, научное
развитие, здоровье, личностные качества рассматриваются не только как
средство, инструмент той или иной деятельности по преобразованию природы
и общества, но прежде всего как цель, результат, смысл этих преобразований и
существование самого общества. Это обусловлено сменой парадигмы развития
общества, господствовавшей в нашей стране в течении десятилетий, на новую
концептуальную систему взглядов, в соответствии с которой именно человек со
всеми его уникальными свойствами и особенностями образует центр
теоретического осмысления социальных явлений. В свою очередь, такая
переоценка роли личности в развитии нашего общества связана с
происходящими процессами гуманизации, демократизации, либерализации,
увеличение гласности. Именно эти процессы вскрыли одну из самых сложных
проблем современности - проблему инвалидности, привлекли к ней внимание
широких слоев населения нашей страны, включая политиков, ученых,
общественных деятелей, работников средней и высшей школы.
Проблема. Наблюдающийся рост инвалидности населения в
большинстве стран мира связан с усложнением производственных процессов,
увеличением количества и интенсивности транспортных потоков,
возникновением военных конфликтов и террористических актов, ухудшением
экологических факторов, сокращением двигательной активности и
увеличением фармакологических средств коррекции состояния здоровья
человека и с целым рядом других причин. Проблема инвалидности - это
проблема мирового масштаба, существующая во всех странах независимо от
уровня их экономического развития.
Актуальность. Адаптивная физическая культура как новая для России
интегративная область образования, науки, культуры, социальной практики
имеет большие перспективы. Это обусловлено неудовлетворительным
состоянием здоровья населения нашей страны и невозможностью
кардинального изменения ситуации без пересмотра всей политики государства,
менталитета ее руководителей и широких слоев населения по отношению к
физической культуре, в том числе адаптивной, здоровому образу жизни.
Цель. Определение направления физического воспитания лиц с
ограниченными возможностями.
Задачи:
1. Раскрыть понятие адаптивной физической культуры.
2. Выявить основные компоненты адаптивной физической культуры.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
В соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта в
Российской Федерации на период до 2020 года и государственной программой
Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» к 2020 году
планируется увеличить долю лиц с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в
общей численности данной категории населения до 2,5 миллионов человек, что
составит 20% от общего количества инвалидов в Российской Федерации.
В настоящее время в Российской Федерации физическая культура и
спорт для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов)
представлена в системе среднего (как для базового, так и повышенного
уровней), высшего (как специальность и как часть направления)
профессионального образования; в специальности научных работников; как
сфера профессиональной деятельности (должности тренер-преподаватель и
инструктор-методист по адаптивной физической культуре).
Все это позволяет сделать вывод о том, что в России к настоящему
времени сформированы основные контуры образовательного, научного,
правового и информационного пространства адаптивной физической культуры.
1.1 Адаптивная физическая культура как интегративная наука
АФК интегрирует в себе как минимум три крупных области знания –
физическую культуру, медицину, коррекционную педагогику, а также большое
количество учебных и научных дисциплин: теорию и методику физической
культуры, теорию и методику отдельных видов спорта и их групп, теорию и
методику физического воспитания, двигательной рекреации и физической
реабилитации, анатомию, физиологию, биохимию, биомеханику, гигиену,
общую и частную патологию, тератологию, психологию болезни и
инвалидности, специальную психологию, специальную педагогику,
психиатрию, психоконсультирование и т.д.
Необходимость объединения в единый исследовательский коллектив
представителей ФК, медицины, коррекционной педагогике приводит к
различным трактовкам сущности АФК, что предопределяет научными
предпочтениями научных работников, их предшествующим опытом работы .
Так, например, в среде специалистов и научных работников, и особенно
в массовом сознании, доминирует представление о тождественности АФК и
ЛФК или физической реабилитации. На самом деле, как показывает
международный опыт и отечественная практика, прежде всего в области
адаптивного спорта (или спорта инвалидов), это совсем не так. АФК
представляет собой значительно более емкий и широкий научный и
социальный феномен, целью которого является социализация или
ресоциализация личности инвалида или человека с отклонениями в состоянии
здоровья, поднятие уровня качества их жизни, наполнение ее новым
содержанием, смыслом эмоциями, чувствами, а не только их лечение с
помощью тех или иных физических упражнений или физиотерапевтических
процедур.
Одним из важнейших требований сегодняшнего дня является разработка
методологических основ АФК, фундаментализация образования в этой области
[1]. Основная проблема здесь состоит не в накоплении и объединении знаний
по ФК, медицине, коррекционной педагогике и большому количеству
перечисленных ранее учебных и научных дисциплин, а в создании, по
существу, нового знания, являющего собой результат взаимопроникновения
знаний каждой из названных областей и дисциплин. Задача эта архисложная, но
именно ее решение позволит рассмотреть человека с отклонениями в состоянии
здоровья (в том числе имеющего ту или иную инвалидность) целостно;
преодолевать так называемый дихотомический подход к изучению его
сущности, когда он «расчленяется» на отдельные субстанции конкретных наук.
1.2 Теория адаптивной физической культуры
Адаптивная физическая культура как наука: исследует содержание,
структуру, функции, ее цель, принципы, задачи и средства, особенности
деятельности занимающихся и специалистов в этой области; разрабатывает
понятийный аппарат, а также изучает цели, задачи, методы, содержание
различных компонентов (видов) АФК; обосновывает и проверяет на практике
ее новые виды и формы, направленные на удовлетворение разнообразных
потребностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов.
Одной из главных проблем теории АФК является проблема изучения
потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций лиц с
отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, особенностей их личности и
индивидуальности; проблема исследования процесса формирования и
корректировки аксиологической концепции жизни данной категории населения
страны, преодоление психологических комплексов с помощью средств и
методов АФК. Теория АФК должна раскрыть ее сложные взаимосвязи с
другими областями науки и практики общества – здравоохранением,
образованием, социальным обеспечением, ФК и др., а также разработать
технологии формирования готовности общества к принятию инвалидов как
равноправных его членов, обладающих самоценностью и огромным творческим
потенциалом в самых различных видах человеческой деятельности.
Важнейшей проблемой теории АФК является изучение особенностей
умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания в процессе
занятий физическими упражнениями [2].
1.3 Основные опорные концепции теории АФК
В связи с многообразием наук, изучающих человека в разных аспектах,
необходимо выделить те опорные концепции, которые являются
существенными для формирования личности человека с ограниченными
возможностями, его духовного и физического развития, социализации и
интеграции в обществе.
Цель такого подхода - не собирание фактов из разных областей
человеческих знаний, а определение соотносимости теорий, установление
базисных, междисциплинарных взаимосвязей в интересах создания теории и
методологии дисциплины, носящей полифункциональный характер [3].
Важнейшими, имеющие определяющие значение для людей с каким-
либо нарушениями и для формирования теории АФК, являются следующие
опорные концепции:
- во-первых, утверждение человека как высшей ценности на земле
независимо от здоровья; нет ни чего дороже, чем жизнь человека, приоритета
человека как высшей ценности образования и культуры;
- во-вторых, понимание человека как целостной неделимой сущности, в
которой интегрируется биологическое и духовное, психосоматическое и
социокультурное единство;
- в-третьих, признание человека как личности, уникальность которой
определяется сплавом врожденных особенностей, влиянием среды обитания, в
которой она формируется, своеобразием телесной и психической организации,
темперамента, интеллектуального потенциала, потребностей, задатков,
способностей и т.п.;
- в-четвертых, признание личности как существа свободного,
одухотворенного, нравственного, природной основой которого является добро,
чувства справедливости, сострадания, милосердия;
- в-пятых, способность личности к самопознанию, саморазвитию,
самореализации и творчеству во всех сферах жизни деятельности, в том числе
ФК.
2 ПОНЯТИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Для многих инвалидов АФК является единственным способом
«разорвать» замкнутое пространство, войти в социум, приобрести новых
друзей, получить возможность для общения, полноценных эмоций, познания
мира и т.д. и т.п. Именно здесь, зачастую впервые в своей жизни, они познают
радость движения, учатся побеждать и достойно переносить поражения,
осознают счастье преодоления себя и каждой клеточкой своего тела ощущают
философию «честной игры».
Адаптивная - это название подчеркивает предназначение средств
физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья [4]. Это
предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна
стимулировать позитивные морфофункциональные сдвиги в организме,
формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические
качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и
совершенствование организма.
Адаптивная физическая культура (АФК) - это комплекс мер
спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и
адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными
возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих
ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего
личного вклада в социальное развитие общества [5].
Магистральным направлением адаптивной физической культуры
является формирование двигательной активности, как биологического и
социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание
сущности этого явления - методологический фундамент адаптивной
физической культуры.
Цель АФК как вида ФК - максимально возможное развитие
жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии
здоровья и (или) инвалидность, за обеспечения оптимального режима
функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии
(оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и
духовных сил, их гармонизации для максимально возможной самоактуализации
в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.
Задачи, решаемые в АФК, должны ставиться исходя из конкретных
потребностей каждого человека. Приоритет тех или иных задач во многом
обусловливаются компонентом (видом) АФК, учебным материалом,
материально-техническим обеспечением образовательного процесса и другими
факторами [6]. В самом обобщенном виде задачи в АФК можно разделить на
две группы:
Первая группа задач вытекает из особенностей занимающихся – лиц с
отклонением здоровья и (или) инвалидов:
- коррекционные (нарушения (дефекты) не только опорно-двигательного
аппарата (осанка, плоскостопие, ожирение и т.п.), но и сенсорных систем
(зрения, слуха), речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, соматических
функциональных систем и др.);
- компенсаторные;
- профилактические задачи.
Вторая группа: образовательные; воспитательные; оздоровительно-
развивающие (наиболее традиционные для ФК).
2.1 Функции адаптивной физической культуры
Все функции АФК реализуются через деятельность: движение -
двигательные действия (физические упражнения) - двигательная активность -
двигательная (физкультурная) деятельность, в основе которой лежат
деятельностные способности занимающихся, полученные ими от природы, но
ограниченные влиянием той или иной патологии [7]. Деятельность в сфере
АФК столь разнообразна, что выходит далеко за рамки непосредственных
занятий ФУ, где осуществляются педагогические функции, и вступает в
различные социальные отношения с другими институтами, общественными
явлениями и процессами, формирующие социальные функции.
Во избежание разномасштабности рассмотрения функций в АФК
выделены группы функций:
1. Педагогические функции (свойственные только ей и реализуемые в
процессе занятий ФУ): коррекционно-компенсаторная; профилактическая;
образовательная; развивающая; воспитательная; ценностно-ориентационная;
лечебно-восстановительная; профессионально-подготовительная; рекреативно-
оздоровительная; гедонистическая; спортивная; соревновательная.
2. Социальные функции (как результат совместной деятельности с
другими социальными институтами (учреждениями соцзащиты, специального
образования, медико-психолого-педагогической помощи, родителями и др.);
при этом выбраны не все известные функции, а лишь те, которые имеют
приоритетное значение данной категории лиц): гуманистическая;
социализирующая; интегративная; коммуникативная; зрелищная; эстетическая.
2.2 Принципы адаптивной физической культуры
Принципы являются составной частью методологии и представляют
собой базовые теоретические положения, объективно отражающие сущность,
фундаментальные закономерности обучения, воспитания, всестороннего
развития личности, отношение общества к процессу, меру взаимодействия
педагога и занимающихся [8]. Принципы служат ориентиром для
конструирования практики, профессионального выстраивания технологий в
соответствии с целями АФК.
1. Социальные принципы отражают педагогические детерминанты
культурного и духовного развития личности и общества в целом, включая
инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями, а также
существующие противоречия.
К социальным принципам относятся: принцип гуманистической
направленности, принцип непрерывности физкультурного образования,
принцип социализации, принцип интеграции, принцип приоритетной роли
социума.
2. Общеметодические принципы. Процесс неспециального
физкультурного образования лиц с ограниченными возможностями и
инвалидов подчинен общим дидактическим закономерностям, которые
одинаково важны для решения задач, воспитания, обучения, развития личности.
Успех педагогической деятельности определяется не только нравственными,
правовыми, этическими категориями, но главное – профессиональной
компетентностью, научной обоснованностью учебных программ, особенно
авторских, которые часто используются в практике АФК.
К общеметодическим принципам относятся: принцип научности,
принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип
систематичности и последовательности, принцип прочности.
3. Специально-методические принципы – это принципы АФК на основе
интеграции принципов смежных дисциплин и законов онтогенетического
развития. Доминирующим является теоретические концепции специалистов и
ученых в области специальной психологии, специальной педагогики и ее
разделов: тифлопедагогики, олигофренопедагогики, сурдопедагогики,
логопедии.
К специально-методическим принципам относятся: принцип
диагностирования, принцип дифференциации и индивидуализации, принцип
коррекционно-развивающий направленности педагогического процесса,
принцип компенсаторной направленности педагогических воздействий,
принцип учета возрастных особенностей, принцип адекватности,
оптимальности и вариативности педагогических воздействий.
2.3 Средства адаптивной физической культуры
К средствам АФК относятся физические упражнения, естественно-
средовые (природные) и гигиенические факторы.
Физическое упражнение является основным специфическим средством,
с помощью которого достигается направленное воздействие на занимающегося,
решаются коррекционно-развивающие, компенсаторные, лечебные и
профилактические, образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи
[2]. Усовершенствование характеристик движений, освоение двигательных
умений, развитие физических качеств достигается за счет многократного
повторения упражнений. При этом двигательная деятельность сопровождается
целым комплексом изменений биологических структур и функций. Физические
упражнения оказывают положительное влияние на организм человека с
ограниченными возможностями в любом возрасте, особенно на растущий
организм с нарушениями в развитии.
Физические упражнения, являясь осознанными целенаправленными
действиями, связаны с целым рядом психических процессов (вниманием,
памятью, речью и др.), с представлениями о движениях, с мыслительной
работой, эмоциями и переживаниями и т. п., развивают интересы, убеждения,
мотивы, потребности, формируют волю, характер, поведение и являются, таким
образом, одним из средств духовного развития человека; т. е. влияют
одновременно на организм и личность.
Чтобы целенаправленно подбирать физические упражнения
соответственно индивидуальным особенностям занимающихся, условиям
проведения занятий, характеру физкультурной деятельности в разных видах
адаптивной физической культуры, все упражнения делятся на группы по
определенным признакам. Единой классификации не существует, так как одно
и то же упражнение обладает разными признаками и может войти в разные
классификационные группы.
К естественно-средовым факторам относятся использование воды,
воздушных и солнечных ванн в целях укрепления здоровья, закаливания
организма. Естественные силы природы усиливают положительный эффект
физических упражнений. Для инвалидов купание, плавание, ходьба босиком по
траве, песку, гальке, туризм, рыбалка, прогулки на лыжах, на велосипеде, на
лодке, подвижные и спортивные игры на открытых площадках и другие виды
рекреативной деятельности не только эмоциональны по содержанию, но и
оказывают тренирующее и закаливающее действие, повышают
сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды,
снижают частоту простудных заболеваний.
К гигиеническим факторам относятся правила и нормы общественной и
личной гигиены: быта, труда, отдыха, питания, окружающей среды, одежды,
обуви, спортивного инвентаря и оборудования. Для инвалидов они имеют
первостепенное значение.
Так, для людей с нарушением зрения площадки для занятий на воздухе
должны быть заранее подготовлены: определены ее размеры, по периметру
установлены ограничительные ориентиры, исключены помехи из кустарника,
ям, камней и т. п.; для слабовидящих важно иметь яркий инвентарь и
оборудование красного, оранжевого, желтого и зеленого цветов, озвученную
атрибутику - мячи, мишени, метрономы, свистки и др.
Для инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата при
проведении, например, волейбола сидя во избежание микротравм тщательно
готовится и полируется поверхность пола. Для лиц, передвигающихся в
колясках, должен быть обеспечен свободный проезд к душевым, раздевалкам,
туалетам. Особого внимания требует техническое оснащение, пригодность
спортивного инвентаря и оборудования, надежность страховки, помощь в
случае необходимости и безопасность.
Для разных нозологических групп инвалидов в качестве
дополнительных используются средства медицинской и психологической
реабилитации, которые не относятся к средствам адаптивной физической
культуры, но их сочетание с занятиями физическими упражнениями усиливают
эффект комплексного воздействия на организм человека.
2.4 Методы адаптивной физической культуры
Методическое направление характеризует ведущую направленность
педагогического процесса. Доминирующим в АФК и всех ее видах является
коррекционно-развивающее и оздоровительное направление, что обусловлено
приоритетной ролью решения основных педагогических задач и особенностями
контингента занимающихся.
Наиболее типичными для адаптивной физической культуры являются
следующие группы методов:
- методы формирования знаний;
- методы обучения двигательным действиям;
- методы развития физических качеств и способностей;
- методы воспитания личности;
- методы взаимодействия педагога и занимающихся.
Каждая из этих групп методов включает в себя разнообразные
методические приемы, отражающие специфику, единичное и особенное
каждого человека или группы лиц со сходными свойствами. Именно выбор
методических приемов реализует индивидуальный подход с учетом всех
особенностей занимающихся: структуры и тяжести основного дефекта, наличия
или отсутствия сопутствующих и вторичных нарушений, возраста, физического
и психического развития, сохранности или поражения сенсорных систем,
органов опоры и движения, интеллекта, способности к обучению, медицинских
показаний и противопоказаний и т. п.
Разумное использование комплекса методов и методических приемов
представляет инструмент педагогических воздействий и является частью
педагогической технологии [4]. В основе их лежат закономерности обучения,
целесообразность комплексного решения учебно-воспитательных задач,
общеметодические и специально-методические принципы.
2.5 Формы организации адаптивной физической культуры
Формы организации занятий физическими упражнениями чрезвычайно
разнообразны, они могут быть систематическими (уроки физической культуры,
утренняя гимнастика), эпизодическими (загородная прогулка, рыбалка),
индивидуальными (в условиях стационара или дома), массовыми (фестивали,
праздники), соревновательными (от групповых до международных), игровыми
(в летнем оздоровительном лагере).
Одни формы занятий организуются и проводятся специалистами АФК,
другие - общественными и государственными организациями, третьи -
родителями детей-инвалидов, волонтерами, студентами, четвертые -
самостоятельно, самими инвалидами.
Цель всех форм организации - расширение двигательной активности за
счет систематических занятий физическими упражнениями, приобщения к
доступной спортивной деятельности, интересному досугу, развития
собственной активности и творчества, формирования здорового образа жизни.
Основной формой занятий во всех видах адаптивной физической
культуры является урочная форма [5]. В зависимости от целей, задач,
программного содержания уроки подразделяются на:
- уроки образовательной направленности, предназначенные для
формирования специальных знаний, обучения разнообразным двигательным
умениям;
- уроки коррекционно-развивающей направленности, предназначенные
для развития и коррекции физических качеств и координационных
способностей, коррекции движений, коррекции сенсорных систем и
психических функций с помощью физических упражнений;
- уроки оздоровительной направленности, предназначенные для
коррекции осанки, плоскостопия, профилактики соматических заболеваний,
нарушений сенсорных систем, укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной
систем;
- уроки лечебной направленности, предназначенные для лечения,
восстановления и компенсации утраченных или нарушенных функций при
хронических заболеваниях, травмах и т. п.;
- уроки спортивной направленности, предназначенные для
совершенствования физической, технической, тактической, психической,
волевой, теоретической подготовки в избранном виде спорта;
- уроки рекреационной направленности, предназначенные для
организованного досуга, отдыха, игровой деятельности.
Такое деление носит условный характер, отражая лишь
преимущественную направленность урока. Фактически каждый урок содержит
элементы обучения, развития, коррекции, компенсации и профилактики, т. е.
наиболее типичными для инвалидов и лиц с ограниченными функциональными
возможностями являются комплексные уроки.
Неурочные формы могут быть не регламентированы временем, местом
проведения занятий, количеством участников, их возрастом. Занятия могут
включать лиц с разными двигательными нарушениями и проводиться отдельно
или совместно со здоровыми детьми, родителями, добровольными
помощниками. Их главная цель — удовлетворение потребности детей в
эмоциональной двигательной активности, игровой деятельности, общении,
самореализации.
1. Адаптивное физическое воспитание — самый организованный и
регламентированный вид АФК - является обязательной дисциплиной всех
специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Физическое
воспитание осуществляется в следующих формах:
- уроки физической культуры;
- уроки ритмики (в младших классах);
- физкультминутки на общеобразовательных уроках (для снятия и
профилактики умственного утомления).
2. Адаптивная физическая рекреация осуществляется в процессе
внеурочных и внешкольных занятий. Рекреативные занятия имеют две формы:
в режиме дня и внеклассную.
В режиме дня они представлены в виде:
- утренней гимнастики (до уроков);
- организованных игр на переменах;
- спортивного часа (после уроков).
Внеклассные занятий имеют следующие формы:
- рекреативно-оздоровительные занятия в школе (в группах общей
физической подготовки, группах подвижных и спортивных игр и др. формах),
организованных на добровольной самодеятельной основе в соответствии с
возможностями учреждения и интересами учащихся;
- физкультурные праздники, викторины, конкурсы, развлечения,
соревнования типа «Веселые старты»;
- интегрированные праздники вместе со здоровыми детьми; - прогулки и
экскурсии; - дни здоровья.
Во внешкольное время адаптивная физическая рекреация имеет
следующие формы:
- занятия в летних и зимних оздоровительных лагерях;
- занятия и игры в семье;
- занятия в реабилитационных центрах;
- занятия в семейно-оздоровительных клубах.
3. Адаптивный спорт имеет два направления: рекреационно-
оздоровительный спорт и спорт высших достижений. Первое реализуется в
школе как внеклассные занятия в секциях по избранному виду спорта
(настольный теннис, гимнастика, аэробика, танцы (в том числе и в колясках),
хоккей на полу, баскетбол, плавание, легкая атлетика и др.). Существуют две
формы занятий адаптивным спортом:
- тренировочные занятия;
- соревнования.
И первое, и второе направление реализуется в спортивных и
физкультурно-оздоровительных клубах, общественных объединениях
инвалидов, ДЮСШ, сборных командах по видам спорта в системе
Специального олимпийского, паралимпийского движения, всероссийского
движения глухих.
4. Физическая реабилитация в условиях специальных (коррекционных)
образовательных учреждений реализуется в двух формах:
- уроки ЛФК;
- занятия ЛФК в лечебных учреждениях.
Физическая реабилитация взрослых инвалидов осуществляется в
стационарах, поликлиниках, реабилитационных центрах, санаториях,
профилакториях и др. медицинских учреждениях, а также самостоятельно.
3 ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ (ВИДЫ) АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
Исходя из потребностей лиц с отклонение в состоянии здоровья и
инвалидов, можно выделить следующие компоненты (виды) АФК: адаптивное
физическое воспитание (образование), адаптивный спорт, адаптивная
двигательная реакция, адаптивная физическая реабилитация, креативные
(художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практики АФК,
экстремальные виды двигательной активности.
Перечисленные виды (компоненты) адаптивной физической культуры, с
одной стороны, носят самостоятельный характер, так как каждый из них решает
свои задачи, имеет собственную структуру, формы и особенности содержания;
с другой, — они тесно взаимосвязаны.
3.1 Адаптивное физическое воспитание (образование)
Адаптивное физическое воспитание (образование) – компонент (вид)
АФК, удовлетворяющий потребности индивида с отклонениями в состоянии
здоровья в его подготовке к жизни, бытовой и трудовой деятельности; в
формировании положительного и активного отношения к АФК [1].
В процессе занятий адаптивным физическим воспитанием формируется
комплекс специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых
двигательных умений и навыков, развиваются основные физические и
психические качества, повышаются функциональные возможности различных
органов и систем, развиваются, сохраняются и используются в новом качестве
оставшиеся в наличии телесно-двигательные характеристики.
Основная цель адаптивного физического воспитания состоит в
формировании у занимающихся осознанного отношения к своим силам,
твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям,
преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта
физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях
физическими упражнениями и в осуществлении здорового образа жизни в
соответствии с рекомендациями валеологии.
В процессе активного адаптивного физического воспитания, которое
должно начинаться с момента рождения ребенка или с момента обнаружения
той или иной патологии, первостепенное внимание уделяется задачам
коррекции основного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных
отклонений, выработке компенсаторных механизмов осуществления
жизнедеятельности, если коррекция не удается, профилактической работе.
Именно здесь огромное значение приобретают так называемые
межпредметные связи, когда в процессе занятий физическими упражнениями
осуществляется освоение умственных, сенсорно-перцептивных, двигательных
действий и понятий, происходит умственное, нравственное, эстетическое,
трудовое и другие виды воспитания.
Очень важен этот компонент адаптивной физической культуры и в
случае приобретенной патологии или инвалидности, когда человеку
приходится заново обучаться жизненно и профессионально важным умениям и
навыкам (ходьбе на протезах, пространственной ориентации в случае потери
зрения и т.д.).
3.2 Адаптивный спорт
Адаптивный спорт – компонент (вид) АФК, удовлетворяющий
потребности личности в самоактуализации, в максимально возможной
самореализации своих способностей, сопоставлении их со способностями
других людей; потребности в коммуникативной деятельности и социализации
[2].
При многих заболеваниях и видах инвалидности адаптивный спорт
является практически единственной возможностью удовлетворения одной из
главнейших потребностей человека-потребности в самоактуализации,
поскольку профессионально-трудовая, общественно-политическая и другие
виды деятельности оказываются недоступными. Содержание адаптивного
спорта направлено прежде всего на формирование у инвалидов высокого
спортивного мастерства и достижение ими наивысших результатов в его
различных видах в состязаниях с людьми, имеющих аналогичные проблемы со
здоровьем.
Основу адаптивного спорта составляет соревновательная деятельность и
целенаправленная подготовка к ней, достижение максимальных адаптационно-
компенсаторных возможностей на доступном биологическом уровне,
совершенствование индивидуальной спортивной техники за счет сохранных
функций. Подготовка к соревнованиям рассматривается как врачебно-
педагогический процесс, где в оптимальном соотношении задействованы
лечебные и педагогические средства, обеспечивающие реализацию
физического, интеллектуального, эмоционально-психического потенциала
спортсмена инвалида, удовлетворяющие эстетические, этические, духовные
потребности, стремление к физическому совершенствованию. Адаптивный
спорт развивается в настоящее время преимущественно в рамках крупнейших
международных паралимпийского, специального и сурдолимпийского
движений. Основная цель адаптивного спорта заключается в формировании
спортивной культуры инвалида, приобщении его к общественно-историческому
опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологических,
интеллектуальных и других ценностей физической культуры.
Адаптивный спорт как социальное явление можно сравнить с
лакмусовой бумажкой, позволяющей дать объективную оценку реализуемой в
обществе аксиологической концепции отношений к инвалидам и лицам с
отклонениями в состоянии здоровья: действительно ли инвалиды
воспринимаются как равные, имеющие право на самостоятельный выбор пути.
3.3 Адаптивная двигательная реакция
Адаптивная двигательная реакция – компонент (вид) АФК,
позволяющий удовлетворить потребности человека с отклонениями в
состоянии здоровья (включая инвалида) в отдыхе, развлечении, интересном
проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия, в
общении [1].
Содержание адаптивной двигательной рекреации направлено на
активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных
инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд, учеба, спорт и др.),
на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и
вообще на оздоровление, улучшение концентрации, повышение уровня
жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием.
Наибольший эффект от адаптивной двигательной рекреации, основная
идея которой заключается в обеспечении психологического комфорта и
заинтересованности за
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!