это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1670690
300 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕПроблема советской цивилизации, ее составляющих на сегодняшний день требует подробного рассмотрения. Эта проблема многоплановая, она может быть охвачена широким кругом научных дисциплин: истории, философии, социологии, культурологии, политологии и т.д. На сегодняшний день эта тема по-прежнему остается актуальной, особенно в связи с нарастающей потерей идентичности российского общества в условиях глобализации в связи с чем представляется необходимым проанализировать его характерные черты, изучив в том числе опыт формирования особого типа советского человека.
В качестве объекта данного эссе выбрана духовная составляющая советской цивилизации, ее культура и идеология.
Предмет исследования - развитие этой культуры в советском обществе, ее трансформация в первые десятилетия существования советского государства.
Таким образом, цель данного исследования состоит в рассмотрении советской культуры, включая литературу, живопись и кинематограф, а также советской идеологии в эпоху тоталитаризма.
Для выполнения данной цели необходимо решить ряд следующих задач:
определить специфику советской культуры и культурной политики в СССР в 1920-30-е гг.;
выделить характерные черты советского общества и особенности идеологической политики эпохи тоталитаризма.
Проблематика, рассмотренная в данном эссе, достаточно хорошо изучена в исследованиях, посвященных советской эпохе и советской культуре, в частности. Взглянуть на нее с позиции феномена стало возможно только в постперестроечное время, несмотря на то, что в это время кризис политический и экономический сменился глубоким духовным кризисом. Но именно это спровоцировало поиск истоков русской духовности, анализа причин, по которым в советское время эта духовность была подменена партийными догмами. Появилось много трудов, посвященных также природе сталинизма, характеристике советского общества и тоталитарной идеологии. Все более актуальным становится научно-философское переосмысление данных проблем.
Рассматривая конкретные работы, необходимо выделить сборники, включающие статьи историков, публицистов, писателей, предлагающих свой взгляд на данную проблему. Заслуживает внимание и книга М. Геллера и А. Некрича «Утопия у власти», в которой представлен альтернативный взгляд на историю советской России. Проблеме идеологии и культуры советского общества посвящены статьи и исследования М.В. Голубева, А.С. Боголюбовой. Среди источников необходимо выделить статьи и воспоминания участников и очевидцев событий тех лет. В данной работе используются труды В.И. Ленина, очерки писателя М. Горького о первых послереволюционных годах, времени становления советской власти.
Данная работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и список использованных источников и литературы.
1 Литература и искусство в СССР в 1920-1930- е гг.
После Великой Октябрьской революции в сфере культуры были осуществлены радикальные преобразования, направленные на формирование общества нового образца. В рамках этого последовал отказ от ее традиционных форм и строительство на новом фундаменте культуры советской, полностью соответствующей понятию В. И. Ленина об искусстве: «Искусство должно уходить глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс», «должно быть понятно этим массам и любимо ими», «должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их», «должно пробуждать в них художников и развивать их».
В рамках культурного строительства следовать сделать культуру доступной для широких масс. В этом заключается несомненный плюс политики большевиков в области культуры, как и политики по преодолению массовой неграмотности, в рамках которой была создана сеть общеобразовательных школ, проводились ликбезы, открыт доступ в высшие учебные заведения для пролетарских масс. М. Горький в «Несвоевременных мыслях» справедливо отмечал, что «знание должно быть демократизовано, его необходимо сделать всенародным, оно, и только оно, - источник плодотворной работы, основа культуры». С этим нельзя не согласиться, так как прогресс в стране напрямую зависит от прогресса в образовании.
Необходимо заметить, что партийная политика в области культуры была двойственной, направленной не только на уничтожение, но и сохранение культурных ценностей. Сразу после революции были национализированы все культурные учреждения: музеи, театры, библиотеки и т. д. Это была на тот момент своевременная мера, поскольку тем самым советская власть стремилась избежать варварского разграбления национального достояния. Вместе с тем, борьба с буржуазным прошлым сопровождалась уничтожением многих памятников культуры и разрушением церквей. Подчеркнем, однако, что первые шаги нового правительства были в целом неоднозначны, приводя к разочарованию в нем не только представителей русской интеллигенции, но и самого массового слоя населения - крестьянства.
Как пишут историки М. Геллер и А. Некрич, «протест значительной части интеллигенции против Октябрьской революции, уход в изгнание многих деятелей культуры не остановил развития искусства, толчок которому был дан в начале века». Действительно в этот период и в литературе, и изобразительном искусстве, и театре ведутся поиски новых жанров, техник, на первый план выходит эксперимент. Стремление выразить новое слово в искусстве приводило к полному отказу от классических канонов, появлению большого количества направлений в нем. Получило развитие авангардное искусство, представленное футуризмом, кубизмом и т.д. Эксперименты затронули не только литературу и изобразительное искусство, но и театр, который в это время изобилует новаторскими идеями и творческими поисками, начало которым дали великие реформаторы театра К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Крупным выразителем пролетарской идеологии стал футурист В. Маяковский, смело отвесивший «пощечину общественному вкусу».
Одновременно в творчестве некоторых писателей прослеживалась преемственность и приверженность традициям русской классической литературы. После революции продолжали творить знаменитые поэты «серебряного века» А. Ахматова, А. Блок, О. Мандельштам, М. Цветаева, С. Есенин и др. В сатирической форме писали о пороках буржуазного общества М. Булгаков, И. Ильф и П. Петров, М. Зощенко и др. Многие из этих писателей приветствовали революционные начинания или во всяком случае предпочли эмиграции работу на родине.
Большевики стремились привлечь «представителей интеллектуальной силы к совместной работе с ними». По замечанию «пролетарского» писателя М. Горького, все это предвещало «некий ростовщичий торг, в котором одни будут много запрашивать, другие - понемножку уступать, а страна будет разрушаться все дальше, а народ станет развращаться все больше». Справедливость этого замечания подтверждается, на мой взгляд, тем, что в последующие годы основным критерием ценности художественного произведения стало его соответствие установленным соцреалистическим канонам.
Несмотря на то, что в годы НЭПа культура не подвергалась слишком жесткой регламентации, в борьбе с инакомыслием была введена официальная цензура. Литература в СССР оказалась под контролем специального цензурного ведомства - Главлита, образованного 6 июня 1922 г. Одним из средств партийной пропаганды стало агитационно-массовое искусство, представленное яркими плакатами с громкими лозунгами, призывающими на трудовые подвиги во благо партии и государства. Эти плакаты вполне можно назвать символом советской эпохи, так велика была их роль в идеологическом воспитании. К оформлению этих плакатов привлекались художники-авангардисты, которые работали «на массу», используя геометрические формы и средства абстракции.
Обратной стороной культуры НЭПа стала начавшаяся травля представителей интеллигенции, среди которых было множество талантливых писателей и поэтов. Для большинства из них единственным выходом стала эмиграция, ставшая если не национальной трагедией, то большой потерей для отечественной культуры. Свою тоску по родине они выразили в творчестве, которое ныне стоит особняком от советской литературы, но является достоянием литературы мировой.
В 1930-е гг., в годы господства тоталитарной идеологии, в искусстве заметен отход от экспериментальных форм. Образцом для подражания вновь становятся шедевры русской классики. В литературе, живописи, кино поощряются создание произведений на сюжеты, повествующие о славных страницах русской истории. Все это свидетельствовало о стремлении возродить величие страны, пробудить патриотические чувства советских граждан. Однако необходимо добавить, что патриотизм этих лет «носил чисто практический характер».
Возродить чувство национальной гордости должны были крупные исторические фигуры, с которыми связаны многие поворотные события отечественной истории. Александр Невский, Петр Первый, Минин и Пожарский становились героями литературных и кинопроизведений. В советской исторической науке в положительную сторону подверглись переоценке их роль и место в истории. Во всем этом вполне мог видеться намек на возрождение великодержавных амбиций, присущих дореволюционной России.
Партия уделяла большое внимание развитию советского искусства как средства пропаганды. На него возлагалась задача воспитания советских людей в духе коллективизма, солидарности, верности партийным заветам. В свою очередь, это определило жанровую специфику советского искусства, официально признанным жанром которого становится т.н. «социалистический реализм», предполагающий исторически конкретное отражение действительности.
В эти годы появляется множество произведений не тему революции и гражданской войны, повествующие о борьбе рабочего класса за социалистические идеалы. Крупнейшими произведениями, написанными в жанре соцреализма, были произведения писателей Н.А. Островского, М.А. Шолохова, А.Н. Толстого, Ф. Гладкова и др. Всячески приветствовались произведения и на историческую тематику. Среди советских читателей пользовались широкой популярностью такие произведения, как «Степан Разин» А. Чапыгина, «Емельян Пугачев» В.Я. Шишкова, «Иван Грозный», «Петр Первый» А.Н. Толстого, «Ледяной дом» И. Лажечникова и т.д.
В эпоху сталинизма задачи литературы понимались как неотъемлемая часть политики партии в деле построения социализма. Еще в статье В.И. Ленина «Партийная организация и партийная литература» подчеркивалось, что «литературное дело должно стать составной частью организованной, планомерной, объединенной социал-демократической партийной работы». Помимо этого, указывалось на необходимость создания условий для свободного развития всех видов, жанров и форм подлинно партийного искусства. Необходимо отметить, что в начале 1930-х гг. эти положения разделялись абсолютным большинством советских писателей.
Важную роль в литературной жизни стал играть Съезд писателей СССР, определявший задачи в области литературного художественного творчества. Советской интеллигенцией устанавливались контакты с зарубежными литературными кругами, что не позволяет говорить о замкнутости культуры этой эпохи. Молодое советское государство посещали писатели из других стран, среди которых были Т. Драйзер, А. Барбюс, А. Жид, Р. Роллан, Л. Фейхтвангер и др., затем оставившие свои впечатления от поездки. Более того, в СССР довольно активно осуществлялся перевод художественных произведений с иностранных языков.
В 1920-30-е гг. в СССР развивается искусство кинематографа, который становится одним из самых эффективных инструментов идеологической борьбы и агитации. Важной вехой в его развитии стали фильмы С.М. Эйзенштейна, вошедшие в число шедевров мирового кинематографа. В 30-е годы отечественный кинематограф переживает расцвет, пополняясь шедеврами звукового кино. В эти годы снимаются фильмы на темы революции и гражданской войны, трудовых подвигов советских рабочих. Довольно популярным жанром становится жанр комедии, представленный такими шедеврами, как «Богатая невеста» и «Трактористы» И. Пырьева, «Веселые ребята», «Волга-Волга» и «Цирк» Г. Александрова.
В эти годы в СССР получила широкое развитие и художественная самодеятельность, представленная поистине народными талантами и самодеятельными коллективами, позже переросшими в профессиональные музыкальные ансамбли. Однако музыкальное искусство, как и все другие виды искусства, подвергалось жесткой цензуре. Некоторые композиторы, как Д.Д. Шостакович, были обвинены в формализме. Так, 28 января 1936 г. в газете «Правда» выщла знаменитая статья «Сумбур вместо музыки», посвященная опере Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда. Примечательно, что обвинение прозвучало со стороны официального партийного органа - ЦК ВКП(б), лично взявшегося за дело критики.
Справедливости ради необходимо отметить, что тотальный партийно-государственный контроль над культурной жизнью в стране имел не только отрицательные, но и положительные стороны. В первую очередь, культурная политика имела воспитательные и просветительские цели. Нельзя отрицать, что многие художественные произведения, созданные в эти годы, прививали такие понятия, как честь и долг, любовь к родине. Среди этих произведений были настоящие шедевры, пополнившие фонд отечественной культуры.
Таким образом, культурная политика в СССР в 1920-30-е гг. содержала задачи глубокого преобразования всех без исключения областей культуры, включая литературу, живопись, кинематограф, которые рассматривались как важнейшие средства пропаганды, способные донести до массового сознания идеи революции, ее прогрессивного значения, убедить в необходимости следования постулатам марксизма-ленинизма, внести свой вклад в дело социалистического строительства в советском государстве.
2 Советское общество в свете тоталитарной идеологииМонопольное положение партии во всех сферах жизни, в том числе культуре и идеологии, оказало огромное влияние на тип мышления советского человека. Пережив череду социально-политических потрясений, русский народ оказался восприимчив к лозунгам большевиков, обещавших построить справедливое социалистическое общество в недалеком будущем. Подавляя любое инакомыслие, большевики оказывали идеологическое давление также на привыкшую во всем сомневаться интеллигенцию, а тех, кто отказался примкнуть к огромной пропагандистской машине, объявляли «классовым врагом». Таким образом, хорошо поставленные методы идеологической пропаганды сочетались с политикой принуждения.
Наиболее эффективной такая политика могла быть только в условиях изоляции советского общества от «враждебных» элементов, которыми признавалось все, что не соответствует принципам марксизма-ленинизма. По мнению А.В. Голубева, эта тенденция была присуща не только политическому руководству, но и успела укорениться в массовом сознании в ходе революции. Автор настаивает на том, что в ходе идеологической проработки внешний «капиталистический» мир стал восприниматься в противопоставлении государству социальной справедливости в лице СССР. Важно отметить, что ограничения на выезд из страны и отсутствие доступа к иностранным источникам препятствовали составлению адекватного представления о загранице, а сам факт пребывания в ней налаживал нестираемое пятно на выехавших за рубеж.
В рамках господствующей идеологии запрещены были не только связи с капиталистическим западом. Такие традиционные русские ценности, как православие, патриархальность были объявлены пережитками буржуазного прошлого, которые следовало заменить новыми, социалистическими ценностями. С точки зрения морально-нравственных приоритетов большевиков нормальным считался гражданский брак. Разрушению института семьи способствовало также и то, что воспитательные функции были отныне переложены на государство.
В эпоху сталинизма не только общественная, но и частная жизнь советского человека оказалась целиком под партийно-государственным контролем, регламентированная его нормами. Любое отклонение от этих норм каралось, в особо тяжелых случаях даже расстрелом. В тоталитарном обществе «блокируется любая возможность ухода человека от контроля государства, будь то семейные, дружеские, интимные отношения, личные вкусы, мнения и привычки». Привычной практикой этого времени стало доносительство, официально поощряемое правительством. После свертывания НЭПа были запрещены любые формы частной собственности и получаемая с нее прибыль. В противовес присущей капиталистическому западу психологии индивидуализма приоритетной формой общежития признавался коллективизм, основанный на солидарности между трудящимися.
Преодоление экономической разрухи в годы НЭПа и наметившийся подъем промышленного и сельскохозяйственного производства вселяли надежду на светлое будущее. Обратной стороной этого было отсутствие среди наиболее обеспеченных слоев уверенности в настоящем. По словам историков М. Геллера и А. Некрича, ценой полученных достижений стало то, что «население жило в неуверенности, в страхе за завтрашний день, в страхе нарушить закон». Особенно неустойчивым было положение интеллигенции, равновесие которой пошатнулось с ужесточением политического курса в конце 20-х гг.
«Культ личности» как отличительный признак власти Сталина наложил сильный отпечаток на массовое сознание советского общества. Человек в нем был лишен прав свободного волеизъявления, самостоятельного принятия решений, так как реализация этих прав была ограничена, или, скорее, переложена на государство и партию в одном лице. По замечанию Л. Гозмана и А. Эткинда, «тоталитарное сознание, позволяющее человеку не видеть очевидного и верить в невероятное, во многом напоминает сознание ребенка». Вероятнее всего, целью идеологической политики было формирование особого типа советского человека, лишенного способности критически осмысливать происходящее и целиком и полностью доверяющего партии.
Одним из самых эффективных методов запугивания стали репрессии, которые коснулись не только интеллигенцию, но и представителей партийной элиты. Достаточно сказать, что в годы нахождения Сталина у власти состоялось несколько громких показательных обвинительных процессов, по существу своему не имевших под собой какого-либо серьезного основания, т.е. попросту сфальсифицированных. Массовый террор оправдывался расширением демократии, необходимостью искоренить вражеские элементы. Однако преступления, даже в целях политических, не поддаются никакому оправданию, и долго замалчивать эти факты не удалось, что доказал знаменитый XX съезд партии, разоблачивший «культ личности» Сталина.
Ретроспективный взгляд на прошедшие события позволяет дать более адекватную оценку рассматриваемой эпохе. Так, отметим, что предпринимавшаяся постперестроечной исторической наукой попытка дискредитировать любые действия советской власти, не совсем справедлива. В некоторых областях меры, принятые советской властью, помогли достичь определенного прогресса. Таковы политика по ликвидации безграмотности, создание новых рабочих мест и подготовка кадров для промышленности, имевшие безусловное положительное значение.
Таким образом, советское общество в свете тоталитарной идеологической политики обладает типичными для тоталитарных обществ характеристиками, среди которых подчиненность определенным нормам, отсутствие критического мышления, массовизация сознания и т.д. Вместе с тем, советскому обществу были присущи множество положительных черт, в числе которых трудовой энтузиазм, стойкость, патриотизм, способствовавшие выходу страны из послереволюционного кризиса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕКасаясь проблемы советской культуры эпохи тоталитаризма, необходимо отметить ее своеобразие, которое заключается в присущей ей ярко выраженной идеологизации. После Октябрьской революции деятельность государства в области культуры была направлена на ее пролетаризацию, т.е. преобразование под нужды строительства социалистического государства и общества. Деятельность государства в сфере культуры предполагала создание специальных органов контроля над культурной жизнью общества, национализацию культурных учреждений, усиление идеологической пропаганды, а также репрессивные меры по отношению к идеологическим противникам. Вместе с тем, культурная политика большевиков имела не только отрицательные, но и положительные стороны, в зависимости от задач, которые она ставила. Наиболее важной задачей первых послереволюционных лет была ликвидация массовой неграмотности населения, результаты которой имели безусловно прогрессивное значение, как и привлечение широких слоев для работы в промышленном производстве, с целью чего была создана система подготовки кадров в этой отрасли.
Над печатью и другими средствами массовой информации была установлена цензура. Полномочия по контролю над литературой были возложены на Главлит, который получил право запрещать произведения антисоветского характера и закрывать неугодные партии издательства. Помимо печати, цензуре были подвержены кино, музыка, изобразительное искусство, для контроля над которыми были созданы специальные органы. Вместе с тем, переход к НЭПу вызвал заметное оживление в культурной жизни страны. Этот период ознаменовался временным послаблением во всех сферах жизни, в том числе, сфере культуры. Не случайно, что именно в эти годы появилось множество литературных и художественных объединений, издательств, а также получили развитие новые направления в искусстве и литературе. Однако уже в конце 20-х гг., со свертыванием НЭПа, идеологический контроль над сферой культуры ужесточился, что было связано с постановкой новых задач социалистического строительства.
В эти годы деятельность государства в области культуры была направлена на то, чтобы поставить ее на служение интересов партии и государства. Официальным направлением в литературе и искусстве был объявлен соцреализм, смысл которого заключался в исторически конкретном отображении действительности. Это вполне отвечало стремлению партии сделать искусство максимально доступным и понятным для широких масс. Необходимо отметить, что произведения в жанре соцреализма, были ориентированы на воспитание в советском человеке, прежде всего, нравственных начал. Формирование советского искусства проходило под знаком борьбы разных направлений. Подчас смелые, рискованные решения в живописи, архитектуре становились, в конечном счете, выражением нового, передового слова в искусстве. В частности, в годы НЭПа появляются такие течения в искусстве, как авангардизм, кубизм, футуризм и т.д. Получает развитие агитационно-массовое искусство, задачи которого определялись идеологической пропагандой. Искусство, продвигаемое в массы, провозглашало своей целью воспитание в народе особого мышления, согласующегося с официально проводимой политикой и настраивающего на борьбу с пережитками буржуазного прошлого. Отныне задачи искусства определялись в том, чтобы идейно воздействовать и перевоспитывать общество в духе социализма.
Переходя к характеристике советского общества, необходимо отметить его «закрытость», обусловленную стремлением оградить его от влияния выходящего за рамки марксизма-ленинизма. В 30-е гг. насаждается «культ личности» Сталина, являющийся отличительным признаком эпохи тоталитаризма в СССР. Особенностями этой эпохи были тотальный контроль над всеми сферами жизни общества, в том числе над частной жизнью советского человека. Все это способствовало формированию особого типа мышления советского человека, для которого характерны подозрительность, неуверенность в сегодняшнем дне, отсутствие способности критически мыслить и т.д. Разложению морального облика способствовала и практика доносительства, поощряемая правительством.
На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что культурно-идеологическая политика советской власти эпохи тоталитаризма была обусловлена задачами строительства нового социалистического общества, предварительного очищенного от «старого» и целиком и полностью подчиненного интересам партии и государства. Это, в свою очередь, предполагало установление тотального контроля, сопровождавшегося не только запретительной политикой, но и массовыми репрессиями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫИсточники
Горький М. Книга о русских людях / М. Горький. - М.: Вагриус, 2007. - 571 с. - (Мой 20 век).
Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 12 (октябрь- 1905 - апрель 1906) / В.И. Ленин. - М.: Изд-во политической литературы, 1968. - 576 с.
На литературном посту: Литературно-художественный сборник. - М.: Московский рабочий, 1930. - 412 с.
Научная литература
Боголюбова А.С. Очерк художественной культуры советского периода / А.С. Боголюбова. - М.: Директ-Медиа, 2009. - 115 с.
Геллер М., Некрич А. История России 1917-1995. В 4-х томах / М. Геллер, А. Некрич. - М.: Изд-во «МИК», изд-во «Агар», 1996. - Т. 1. «Утопия у власти». Книга первая. «Социализм в одной стране». - 500 с.
Голубев А.В. «Строительство дома цензуры» (к вопросу о закрытости советского общества) / А.В. Голубев // Россия и современный мир. - 2000. - № 3 (28). - С. 49-58.
Золотарев О.В. Советский союз в 1930-е годы: поворот в идеологии и историческое образование / О.В. Золотарев // Интеллигенция и мир. - 2015. - № 1. - С. 28-38.
Осмыслить культ Сталина / Ред.-сост. Х. Кобо. - М.: Прогресс, 1989. - 656 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!