это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1670854
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение. 2
Глава 1. Теоретические подходы к синдрому эмоционального выгорания матери по отношению к своему ребенку. 7
1.1. Понятие синдрома эмоционального выгорания. 7
1.2. Психологические основы взаимоотношений матери с ребенком.. 10
1.3. Признаки эмоционального «выгорания» у матерей в контексте их материнской деятельности. 18
Выводы по 1 главе. 22
Глава 2 Эмпирическое исследование эмоционального выгорания у матерей. 23
2.1. Постановка проблемы исследования. 23
2.2. Описание выборки исследуемых лиц. 27
2.3. Методики исследования. 27
2.4. Результаты исследования. 29
2.5. Обсуждение результатов исследования. 32
Выводы по 2 главе. 33
Заключение. 34
Список литературы.. 36
Введение
В последние несколько десятилетий, наблюдаются значительные перемены в сознании общества. Эти перемены во многом связаны со стремительным развитием информационных технологий и не могли не отразиться на отношении к основам мировосприятия людей. Практикующие психологи отмечают все большую индивидуализацию, повышение ценности отдельно взятой личности, а также стремление к комфорту и самореализации каждого отдельно взятого человека. Такие ценностные изменения в сознании людей сказываются и на представлениях о материнстве. Меняются нормы и социальные стереотипы, затрагивающие основы понимания функции матерей по отношению к своим детям (Базалева, 2010, с.3). Можно сказать, что феномен материнства на данном этапе общественного развития, претерпевает значительные изменения (И. Кон, М. Мид, Г.Г. Филиппова). В современных условиях социальная нагрузка на женщину возросла и ей стало гораздо сложнее сочетать процесс воспитания ребенка и профессиональную деятельность.
По данным консультирующих психологов, к ним все чаще стали обращаться матери с жалобами на состояние дискомфорта, которое они испытывают, воспитывая своих детей. К негативным составляющим своего состояния они относят раздражение, усталость, равнодушие и отсутствие удовлетворения от материнства. Рождение ребенка изменяет привычный уклад жизни любой женщины, перестраивая ее отношения как в бытовой, семейной, так и личностно-профессиональной сферах. Часто эти перемены становятся для женщины неожиданными, в силу ее неподготовленности к ним (Филиппова, 2002 с. 34).
С рождением ребенка женщина оказывается в замкнутом психологическом пространстве диадных отношений мать-ребенок, будучи включенной в него все 24 часа в сутки. Новые для нее отношения становятся наполненными постоянным контактом с ребенком, ответственностью, непривычными обязанностями, физическими нагрузками и эмоциональными переживаниями, которые часто воспринимаются ею как поток стрессогенных факторов, вызывая усталость, изнеможение и, как следствие, истощение физических и психических сил. В психологической литературе довольно подробно освещены вопросы эффективного воспитания личности ребенка в контексте детско-родительских отношений (Дж. Боулби, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, Д. Виникотт, М. Кляйн, А.С. Спиваковская, Е.О. Смирнова и др.). В то же время, вопрос психологического состояния матери, ее проблемы в ходе воспитательного процесса изучены и освещены недостаточно. Поэтому особую актуальность в настоящее время имеют различного рода работы, направленные на изучение психологических трудностей матери в процессе взаимодействия с ребенком с момента рождения и до периода его взрослости (Базалева, 2010).
Все чаще среди психологов, применительно к матерям, звучит заключение «Синдром эмоционального выгорания», использующийся ранее только применительно к людям, занятых в профессиональной сфере человек-человек. Об эмоциональном «выгорании» в профессиональной деятельности пишут такие исследователи, как: В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, В.Е. Орел. В их работах отражено влияние организационных и личностных факторов на формирование особого рода защит к постоянным, обусловленным профессией психотравмирующим элементам. Детско-родительские отношения в таком аспекте не изучены. Между тем многие женщины, воспитывающие детей, демонстрируют окружающим психологический феномен схожий по симптомам синдрому эмоционального «выгорания» специалиста в ходе его профессиональной деятельности. Поэтому изучение данного феномена среди матерей на сегодняшний момент стало актуальным (Базалева, 2010).
Важность изучения данного феномена среди женщин, воспитывающих детей обусловлена тем, что от того, в каком состоянии находится мать, во многом зависит состояние и качество развивающего процесса у ребенка. Особенно значимым для развития, является преддошкольный или ранний возраст, период, когда у ребенка начинают закладываться основы мышления, способности к коммуникации и формирования отношений. Изучение признаков проявления эмоционального «выгорания», у матерей, может помочь предупредить развитие синдрома эмоционального выгорания, сохранив тем самым здоровье женщины и благополучие ее ребенка. Наша работа призвана исследовать вероятность формирования эмоционального выгорания у матерей, имеющих детей преддошкольного возраста и факторы, приводящие к развитию этого синдрома.
Цель исследования: выявить особенности эмоционального выгорания матерей по отношению к своим детям.
Объект исследования — психическое состояние матерей, имеющих детей от 1 до 3 лет.
Предмет исследования — особенности эмоционального «выгорания» матери в ее отношениях с ребенком.
Гипотезы исследования: матери, имеющие детей от 1 до 3 лет, проявляют признаки синдрома эмоционального выгорания, характерные для работников профессий человек-человек.
В соответствии с целью и гипотезой нашей работы были поставлены следующие задачи исследования:
Теоретическая значимость работы состоит в том, что:
- систематизированы теоретические основания рассмотрения синдрома эмоционального «выгорания» матери в отношениях с ребенком,
- показана идентичность психоэмоциональных нагрузок материнской и профессиональной деятельности сферы человек-человек,
- выделены психологические особенности, способствующие формированию эмоционального выгорания у матерей, имеющих детей раннего возраста.
Практическая значимость исследования
Материалы работы могут использоваться консультирующими психологами для работы с матерями, предъявляющими симптомы эмоционального выгорания.
Методологическую базу исследования составили: философские и психологические концепции материнства (Г.Г. Филиппова); теории детско-родительских отношений (А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер и др.); теоретические подходы к изучению эмоционального «выгорания» (В.В. Бойко, В.Е. Орел, Н.Е. Водопьянова, К. Маслач, и др.); классическая концепции стресса Г. Селье. Для проведения исследования использовался тест на определение эмоционального «выгорания» К. Маслач и личностный опросник Г. Айзенка.
В исследовании приняли участие 10 женщин, имеющих здорового ребенка раннего возраста и стаж материнства от двух до семи лет.
Работа является учебно-исследовательским проектом и состоит из: введения, двух глав, заключения и библиографического списка, трех таблиц и двух приложений. Общий объем работы составляет 46 страниц.
Список литературы
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!