это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1676411
Ознакомительный фрагмент работы:
Институт бесплатной юридической помощи в нашей стране как разновидности социальной поддержки малообеспеченных слоев общества датируется серединой XIX века. Возникновение и дальнейшее развитие этого института непосредственно связано с судебной реформой 1864 года, являющейся частью Великих реформ 1860-1870-х годов, осуществленных в период правления императора Александра II. Возможность оказания бесплатной юридической помощи бедным была прямо предусмотрена Учреждением судебных установлений, принятым 20 ноября 1864 года и являвшимся часть Судебных Уставов 1864 года, определивших принципы и содержание судебной реформы. В соответствии с Учреждением судебных установлений в стране вводился институт присяжной адвокатуры и предусматривалась возможность оказания бесплатной юридической помощи, которая рассматривалась как «повинность общественного характера». Инициатива оказания бесплатной юридической помощи могла исходить от самих доверителей, председателей судов или советов присяжных поверенных-исполнительных органов адвокатского сообщества. Председатели судов по уголовным делам, а советы присяжных поверенных по гражданским делам в порядке очередности назначали поверенных для оказания юридических услуг малообеспеченным слоям населения на безвозмездной основе и представления интересов доверителей.
В советский период нашей истории право обвиняемого на защиту было закреплено в статье 111 Конституции СССР 1936 г.1, получившей в историографии название «сталинской Конституции». Еще ранее в УПК РСФСР 1923 г.2 были закреплены гарантии предоставления обвиняемому права на защиту. Так, участие защитника в уголовном процессе являлось обязательным в случае участия в деле государственного обвинителя. Обязательным признавалось участие защитника и в случаях, если обвиняемые являлись глухими, немыми, либо в силу физических недостатков или психических особенностей не могли правильно воспринимать фактические обстоятельства. Во всех перечисленных случаях юридическая помощь оказывалась безвозмездно и оплачивалась из государственного бюджета. Из данных примеров видно, что законодательство шло в сторону расширения как услуг адвокатов, так и возможности оказания бесплатной юридической помощи. В более поздних законодательных актах советского периода возможности оказания бесплатной юридической помощи еще более расширились.
В связи с принятием в 1960 году новых Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов СССР возникла необходимость и в законодательном совершенствовании адвокатской деятельности в СССР. В связи с этим Законом РСФСР от 25 июля 1962 года1 было утверждено Положение об адвокатуре РСФСР. В соответствии со статьей 6 этого Положения порядок оказания бесплатной юридической помощи определялся инструкцией Министерства юстиции РСФСР, утвержденной Советом Министров РСФСР.
Важным шагом в укреплении значимости и престижа адвокатуры в СССР стало принятие Конституции СССР 1977 г.1 Как и в Конституции 1936 года, в новом Основном Законе СССР в статье 158 гарантировалось право обвиняемых на защиту. В статье 161 данной Конституции был также упомянут институт коллегий адвокатов, которые должны были оказывать юридическую помощь советским гражданам и организациям. Основной Закон СССР 1977 года содержал также общую норму об оказании юридической помощи на безвозмездной основе в случаях, предусмотренных законодательством СССР.
Общая норма об оказании бесплатной юридической помощи, закрепленная Конституции СССР 1977 г., была конкретизирована в Законе СССР от 30 ноября 1979 г. «Об адвокатуре в СССР» и Положении об адвокатуре РСФСР, утвержденном Законом РСФСР от 20 ноября 1980 г.. Перечень случаев оказания бесплатной юридической помощи коллегиями адвокатов в обоих нормативно-правовых актах был абсолютно идентичным. В основном бесплатная юридическая помощь оказывалась при защите трудовых, избирательных, социальных право граждан. Так, коллегии адвокатов были обязаны оказывать бесплатную юридическую помощь истцам в следующих случаях:
- при рассмотрении в суде первой инстанции дел, вытекающих их трудовых правоотношений, например, по искам колхозников к колхозам об оплате их труда, а также по делам о взыскании алиментов;
- при рассмотрении в судах дел, связанных с различными социальными выплатами. К числу таких дел относились, например, иски о возмещении вреда, причиненного здоровью, в связи с выполнением пострадавшим трудовой функции, а также иски о возмещении вреда по потере кормильца, если его гибель произошла вследствие выполнения работы. Также коллегии адвокатов были обязаны оказывать бесплатную юридическую помощь гражданам при составлении исковых заявлений о назначении пенсий, различных социальных пособий и выплат;
- при рассмотрении в судах дел, связанных с нарушением избирательных прав граждан. Так, коллегии адвокатов были обязаны оказывать безвозмездную юридическую помощь по жалобам граждан об ошибках, допущенных при внесении их в избирательные списки. Также бесплатная юридическая помощь оказывалась народным депутатам различных уровней при консультировании их по вопросам применения законодательства, если это было связано с осуществлением ими полномочий депутата;
- в случаях осуществления гражданами социально полезной общественной деятельности. Так, право на бесплатную юридическую помощь имели члены добровольных народных дружин по охране общественного порядка при даче консультаций по вопросам законодательства в связи с их общественной деятельностью.
Бесплатная юридическая помощь в соответствии с данными нормативно-правовыми актами могла оказываться и в иных случаях. Более того, исходя из имущественного положения гражданин мог полностью или частично быть освобожден от оплаты услуг адвоката. Таким правом полной или частичной отмены оплаты услуг адвоката обладали суд, прокурор, орган предварительного следствия, в производстве которого находилось уголовное дело, а также заведующий юридической консультацией или президиум коллегии адвокатов. Если освобождение гражданина от полной или частичной оплаты услуг по оказанию юридической помощи происходило по инициативе заведующего юридической консультацией или президиума коллегии адвокатов, то оплата труда защитника производилась из средств коллегии адвокатов. В случае, если освобождение от оплаты услуг адвоката производилось по инициативе суда, прокурора или органа предварительного следствия, то оплата юридических услуг производилась за счет средств государственного бюджета.
Указанное Положение об адвокатуре РСФСР действовало до принятия Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Данный закон определил: категории граждан, которым юридическая помощь оказывается бесплатно (граждане Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины); случаи оказания такой помощи (истцам - по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью; ветеранам Великой Отечественной войны - по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью; гражданам Российской Федерации - при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий; гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией). Юридическая помощь оказывалась во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Действующая Конституция 1993 года, как и ранее действовавшие конституции советского периода, также гарантирует право граждан на оказание бесплатной юридической помощи и ее бесплатное предоставление в случаях, предусмотренных законом, что нашло свое воплощение в статье 48 Основного Закона страны. Более детально перечень граждан, имеющих право на оказание бесплатной юридической помощи, случаи ее предоставления, функции субъектов, ее оказывающих, определены в законах и подзаконных актах. К числу подзаконных актов относится, например, Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, на которое возложена функция координации деятельности органов и организаций, оказывающих бесплатную юридическую помощь.
Большой вклад в развитие института бесплатной юридической помощи в современной России внес в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». В данном нормативно-правовом акте перечень категорий граждан, имеющих право на оказание бесплатной юридической помощи, был дополнен. Так, в соответствии с данным Федеральным законом право на получение бесплатной юридической помощи получили несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений, ветераны Великой Отечественной войны по всем вопросам, кроме вопросов, связанных с ведением предпринимательской деятельности, репрессированные граждане по вопросам, связанным с их реабилитацией. Данный федеральный закон, наряду с нововведениями, также дублировал положениями советских нормативно-правовых актов по вопросам оказания бесплатной юридической помощи. Так, бесплатная юридическая помощь гарантировалась гражданам при составлении исковых заявлений о назначении пенсий, различных социальных пособий и выплат, при рассмотрении дел о возмещении вреда, причиненного здоровью, в связи с выполнением пострадавшим трудовой функции и так далее.
Порядок получения бесплатной юридической помощи на современном этапе развития правовой системы страны нашел свое отражение как в уголовно-процессуальном, так и в гражданском процессуальном законодательстве. Так, в соответствии с положениями статьи 51 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации дознавателю, следователю или суду вменено в обязанность с согласия подозреваемого, обвиняемого обеспечить участие защитника в производстве по уголовному делу.
Применительно к гражданскому процессу суд соответствии со статьей 50 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерацией обязан обеспечить бесплатную юридическую помощь ответчику, местонахождение которого неизвестно, в случае отсутствия у последнего представителя.
Но все же, если по уголовным делам случаи оказания бесплатной юридической помощи были довольно частыми, этого нельзя было сказать применительно к оказанию бесплатной юридической помощи по гражданским делам. Такие случаи в первые годы существования современной России были крайне редкими. Это было связано с узким перечнем категорий граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь и дел, по которым она могла быть оказана.
Поэтому сложившаяся ситуация требовала законодательного совершенствования. Необходимо было не только расширить категории граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь, но и определить основные принципы, организационно-правовые основы ее оказания. Результатом законотворческой деятельности в этом направлении стало принятие Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», внесшего значительный вклад в развитие института оказания бесплатной юридической помощи.
Во-первых, в данном Федеральном законе была детально определена организационно-правовая структура оказания бесплатной юридической помощи, которая включает в себя как государственные, так и негосударственные институты, имеющие право на ее оказание.
К участникам государственной системы оказания бесплатной юридической помощи законом отнесены федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы управления государственных внебюджетных фондов и государственные юридические бюро.
К участникам негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи законодатель отнес адвокатов, нотариусов и иных субъектов. Законом также гарантируется компенсация за счет бюджета адвокатам и частным нотариусам в случае их участия в государственной системе бесплатной юридической помощи.
Во-вторых, в соответствии с данным законом был расширен круг граждан, имеющим право на оказание бесплатной юридической помощи. Федеральным законом № 324-ФЗ в перечень граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, были включены, например, дети-сироты, инвалиды и иные категории граждан. Причем субъекты Российской Федерации законами субъектов вправе расширить не только перечень категорий граждан, которым может быть предоставлена бесплатная юридическая помощь, но и случаи ее предоставления.
В-третьих, в Федеральном Законе № 324-ФЗ впервые большое внимание было уделено правовому информированию и просвещению граждан, что является в известной степени является законодательным новшеством.
Таким образом, Федеральный Закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» внес огромный вклад в развитие института бесплатной юридической помощи, определив организационную структуру и принципы ее построения, расширив перечень категорий граждан, имеющих право на ее получение и так далее. Этот закон является значительным шагом для практического воплощения в жизнь конституционного права граждан на бесплатную юридическую помощь.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!