это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1689924
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Согласно изменениям, которые интенсивно происходят в системе начального образования – переход от системы накопления теоретических знаний к определению их практической значимости через освоение способов практической деятельности учеником начальных классов, предполагается формирование тех умений и способов деятельности, которые являются над предметными, то есть обеспечивают возможность сочетания учебного материала из разных образовательных областей.
Эффективное использование способов деятельности невозможно без должного уровня сформированности логического мышления. Согласно вышеуказанному, особое внимание должно уделяться формированию логических универсальных учебных действий, как способов деятельности, которые положены в основу протекания логических УУД и логических операций.
Знаково-символическая деятельность предусматривает умение представлять учеником начальных классов естественные объекты с помощью символов и знаков на основе выделения их существенных характеристик.
Проблемой формирования логического мышления младших школьников занимались такие ученые, как П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, А.А. Люблинская, А.А. Столяр и другие.
Формирование логических УУД являются важными компонентами овладения научными понятиями. Поэтому, необходимость их формирования рассматривалась в трудах Н.Б. Истоминой, Н.А. Менчинской, Н.Ф. Талызиной, Л.Ф. Тихомировой и других.
В работах Л.Ю. Огерчук, Н.М. Михайловой, П.Г. Лубочникова, В.В. Левитес рассматривалась специфика логического мышления, которая заключается в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики.
Часть исследований посвящена изучению дидактических условий формирования и развития логического мышления (В.С. Егорина, Л.Ю. Огерчукдр), в других рассматриваются различные подходы к организации формирования логического мышления детей младшего школьного возраста (А.В. Алексеева и др.).
Согласно современных исследований А.В. Веселовского, К.Е. Останиной, А.А. Столяра, и других, целенаправленная работа по формированию логического мышления учащихся начальных классов должна носить системный характер.
При этом исследования таких психологов, как П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д.Б.Эльконин, Л.В. Занков и др. позволяют сделать вывод, акцентируя внимание на том, что результативность процесса формирования логического мышления учащихся начальной школы непосредственно будет зависеть от правильно разработанной системы работы с учетом индивидуальных особенностей младших школьников и содержания учебного материала.
Достаточно интересными в контексте формирования логического мышления являются труды выдающихся дидактов – Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского и В.А. Сухомлинского, в которых указывается ценность и принципы использования жизненного опыта во время протекания логических операций.
Логическое мышление лежит в основе способностей человека, является условием обучения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без мышления невозможна нормальная жизнь ни личности, ни общества. Учеными доказано, что именно младший школьный возраст является наиболее чувствительным и психологически благоприятным для того, чтобы стимулировать и формировать простые, а в дальнейшем и сложные логические операции при помощи специально организованной работы – в этом заключена актуальность выбранной темы.
Цель исследования заключается в разработке системы работы по использованию знаково-символических схем как средства формирования логических УУД у младших школьников.
Согласно цели исследования были сформулированы следующие задачи:
1. На основе изучения психолого–педагогической литературы выяснить сущность формирования логических УУД у младших школьников.
2. Раскрыть особенности формирования логического мышления, у учащихся начальных классов, при формировании экологических представлений.
3. Определить методические подходы к использованию знаково-символических схем в курсе «Окружающий мир», для формирования логических УУД у младших школьников.
4. Диагностировать уровень сформированности логического мышления у учащихся 3-х классов.
6. Разработать систему работы по использованию знаково-символических схем как средства формирования логических УУД в рамках изучения предмета «Окружающий мир» и экспериментально проверить ее эффективность.
Объектом исследования является процесс формирования логических УУД начальных классов в процессе формирования экологических представлений.
Предметом исследования является система работы, направленная на формирование логических УУД, в рамках изучения предмета «Окружающий мир».
Согласно цели, объекта и предмета исследования нами была выдвинута гипотеза – использование знаково-символических схем будет эффективно влиять на формирование логических УУД у учеников 3-го класса.
Методы исследования. Для достижения цели и решения поставленных задач исследования использовался комплекс методов, который включал:
- теоретический анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы, обобщение научных данных по проблеме исследования;
- наблюдение за учебной деятельностью учащихся 3-го класса на уроках по предмету «окружающих», анкетирование, тестирование, констатирующий и формирующий психолого-педагогический эксперимент; методы математической обработки результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в разработке системы учебных заданий с использованием знаково-символических схем, которые обеспечивать формирование логических УУД у учащихся начальной школы. Предложенная система работы и методические материалы могут быть использованы учителями начальных классов в рамках изучения предмета «Окружающий мир», в 3-м классе, а также в системе повышения квалификации учителей начальных классов.
Экспериментальная база исследования. В исследовании приняли участие ученики 3-А класса в количестве 28 человек (контрольный класс) и ученики 3-Б класса в количестве 28 человек (экспериментальный класс) школы №
Экспериментальная работа проводилась в течение 2019 учебного года в обычных условиях.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов, списка использованной литературы.
Литература
1. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / под ред. А.Г. Асмолова. 5-е изд.-М.: Просвещение, 2016. – 432 с.
2. Беловолова, Е.А. Формирование универсальных учебных действий. М.: Вентана-Граф, 2015. - 432 с.
3. Воровщиков, С. Г., Новожилова М. М., Шамова Т. И., Орлова Е. В.Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического иуправленческого сопровождения. М.: 5 за знания, 2010. - 402 с.
4. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии: учеб, пособие для студ. вузов. М.: Высшая школа, 2002. - 400 с.
5. Галямова, Э.М. Достижение метапредметных результатов на урокахтехнологии. Журнал «Начальная школа» 2014, №8
6. Иванова, И.Н. Рисование и лепка М.: Издательский центр Академия,2011, с.83-105
7. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М.: Ростов-на-Дону: МарТ, 2005. 448 с.
8. Комкова, И.Н. Формирование и развитие у обучающихся универсальных способов действий при изучении предмета«Технология». [Электронный ресурс]. URL: https: //www. metodkopilka.ru/formirovanie i razvitie u obuchayuschihsya universalnyh sposobov__deystviy_pri__izuchenii-50441.htm .
9. Конышева, Н.М. Лепка в начальной школе. Книга для учителя. Из опытаработы. М.: Просвещение 1985
10. Корнилова, Е.А., Трапезникова И.В. Организационно-педагогическиеусловия формирования универсальных учебных действий всовременной школе//Вестник Белгородского института развитияобразования. 2017. № 1 (3). С. 72-83.
11. Косминская, В.Б. и Др. «Теория и методика изобразительнойдеятельности в детском саду» М., «Просвещение», 1977 г.
12. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.:Педагогика, 1981. - 186 с.
13. Лутцева, Е.А. Зуева Т.П. Рабочая программа «Технология». Предметнаялиния учебников системы «Школа России» 1-4 классы. М.:Просвещение 2014.
14. Лутцева, Е.А. Зуева Т.П. Технология Методическое пособие споурочными разработками. М.: Просвещение 2014.
15. Лутцева, Е.А. Зуева Т.П. Технология. Рабочая тетрадь 1 класс. М.:Просвещение 2017.
16. Лутцева, Е.А. Зуева Т.П. Технология. Рабочая тетрадь 3 класс. М.:Просвещение 2017.
17. Лыкова, И.А., кандидат педагогических наук. "Лепим с мамой. Азбукалепки. Учебно-методическое пособие для детского художественноготворчества" [Электронный ресурс]. http://www.razumniki.ru/tehnika_ i _sposoby_lepki.html.
18. Матюхина, М. В. «Особенности мотивации учения младшихшкольников» [Электронный ресурс]URL:http://www.voppsy.ru/issues/1985/851/851043.htm.
19. Матюшкин, А. М. Понятия проблемной ситуации и задачи.Психологическая структура проблемной ситуации // Возрастная ипедагогическая психология: учебно-методический комплекс: в 2 ч. Ч. 2:Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. О.В. Кузьменковой. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. - 132 с.
20. Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения в школе. М.:Просвещение, 1977. - 374 с.
21. Мисюкевич, А.Н. Принципы построения учебников.Журнал «Начальная школа» 2015, №2.
22. Мичурина, Ю.Д. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения// Инновационная наука. 2017. № 2-2. С. 186-188.
23. Орфографический словарь / В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. 2012. - 480с.
24. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс. М.: ВЛАДОС, 1999. -576 с.
25. Роговцева, Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Рабочаяпрограмма по технологии 1-4 классы.
26. Ручкина, В.П., Калинина Г.П. Формирование у детей младшего школьного возраста приемов познавательной деятельности//Специальное образование. 2017. № 1. С. 29-41.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!