это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1730114
Ознакомительный фрагмент работы:
На данный момент психологической и педагогической науками разработано несколько концепций обучения, каждая из которых учитывает определенные закономерности познавательной деятельности человека и предполагает специфическую организацию и технологию учебных занятий.
Под теорией или концепцией обучения понимается совокупность обобщенных положений или система взглядов на понимание сущности, содержания, методики и организации учебного процесса. Наиболее фундаментально проработаны, психологически обоснованы и проверены на практике следующие концепции обучения:[1]
ассоциативно-рефлекторная;
концепция поэтапного формирования умственных действий и понятий;
концепция проблемно-деятельностного обучения;
концепция программированного обучения и др.
Больше всех реализуется на практике ассоциативно-рефлекторная концепция обучения. В соответствии с ней сформулированы дидактические принципы, разработано подавляющее большинство методов обучения, к которым можно отнести: усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека. В соответствии с этой концепцией основным этапом процесса обучения выступает активная мыслительная деятельность обучаемого по решению теоретических и практических учебных задач, а наивысший результат в обучении достигается путем формирования активного отношения к обучению[1].
Эффективность обучения на основе концепции поэтапного формирования умственных действий и понятий зависит от соблюдения ряда условий: конкретного описания конечного результата действия и его характеристик, выбора задач и упражнений, обеспечивающих формирование нужного
действия, точного определения порядка выполнения всех исполнительных и ориентировочных операций, входящих в действие.
Этой концепции придерживался известный российский психолог П.Я. Гальперин. В основе его теории лежит идея о принципиальной общности внутренней и внешней деятельности человека. Согласно этой идее, умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков, умений, происходит путем интериоризации, т.е. поэтапным переходом «материальной» (внешней) деятельности во внутренний умственный план. П.Я. Гальперин выделял шесть этапов формирования умственных действий:[3] 1.Мотивационный (происходит предварительное ознакомление учащихся с целью обучения, создание «внутренней» или познавательной мотивации); 2.Составление схемы ориентировочной основы действия (ООД) (ученик разбирается в содержании усваиваемого действия); 3.Материальное (материализованное) действие (обучаемые выполняют материальное действие в соответствии с учебным заданием во внешней материальной, развернутой форме); 4.Формирование действия в громкой речи (ученик, лишенный материальных опор действия, анализирует материал в плане в громкой социализированной речи – речи, обращенной к другому человеку); 5. Формирование действия во внешней речи «про себя» (ученик использует ту же речевую форму действия, что и на предыдущем этапе, но без произношения (даже без шепота)); 6. Формирование действия во внутренней речи (ученик, решая задачу, сообщает только конечный ответ. Действие становится сокращенным и легко автоматизируется). Данная концепция не признается безоговорочно всеми психологами, тем не менее, она, безусловно, представляет большой интерес, да и практические результаты обучения по этой методике весьма эффективны.
Сущность проблемно-деятельностной концепции обучения заключается в том, что в процессе учебных занятий создаются специальные условия, в которых обучающийся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживает и осмысливает профессиональную учебную проблему, мысленно и практически действует в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов её решения.
Достаточно успешно, например, реализуется концепция программированного обучения. Под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированный учебник, кинотренажер и др.).
Например, система обучения, разработанная под руководством Д.Б. Эльконина и В.В.Давыдова, связана с изучением резервов интеллектуального развития школьников и максимальным использованием данных резервов. Суть ее в том, чтобы в процессе обучения ставилась задача не только дать учащимся ту или иную сумму знаний, а научить их самостоятельно ориентироваться в научной и любой другой информации. Это означает, что «школа должна учить мыслить, т. е. активно развивать у учащихся основы современного мышления. Иными словами, необходимо организовать такое образование, которое имеет развивающий характер»[2].
Рассмотрев все теории, можно подвести общий итог. Педагогической наукой разработано достаточно много разнообразных концепций, позволяющих на научной основе, эффективно организовать процесс обучения. Выбор соответствующей концепции обучения зависит от характера подготовки специалистов, содержания проводимых учебных занятий, профессиональной компетенции и методического мастерства руководителя занятий. Мне ближе всего теория Д.Б. Эльконина и В.В.Давыдова, так как я считаю, что главным результатом учебной деятельности учащегося должно стать умение мыслить на основе научных знаний. Мне кажется, не знания, а личность учащегося, его опыт, интеллект являются целью и результатом учебной деятельности. Теория П.Я. Гальперина не разработана с достаточной полнотой для всего процесса обучения, особенно для творческой его стороны.
Список используемых источников
1)Колбин А. Б. Современные концепции обучения // Молодой ученый. — 2010. №4. С. 339-342.
2) Теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова//Электронный ресурс:[https://studopedia.ru/6_105810_teoriya-razvivayushchego-obucheniya-db-elkonina-vv-davidova.html]
3) Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий Гальперина. //Электронный ресурс: [https://studfile.net/preview/3723315/page:6/]
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!