это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1961058
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
В настоящее время особое значение для психологов имеет проблема изучения взаимосвязи структуры жизнестойкости подростков с преобладающим уровнем агрессивности поведения. Данная проблема в психологии возникла не случайно. Она объясняется тем, что у каждого человека существует развитая потребность в создании условий для развития и становления своей личности. В одних случаях развитие личности осуществляется без каких-либо искажений, и в этом случае мы говорим о развитой структуре жизнестойкости, а в других случаях данная проблема осложняется преобладанием разнонаправленных негативных копинг-стратегий поведения и уровнем агрессивности подростков (Бандура, 2000).
Изучение проблемы взаимосвязи структуры жизнестойкости подростков с агрессивностью поведения имеет фундаментальное значение как для педагогов, работающих с подростками в школьной ситуации, так и для родителей, осуществляющих в семье воспитательную функцию (Дольто,2004). Данная проблема важна и для психологов, работающих с подростками в школьной и вне школьной ситуации. Изучение взаимосвязи структуры жизнестойкости с агрессивностью поведения объясняется тем, что от того, какие особенности преобладают у развивающейся личности, будет во многом зависеть её умение справляться с различными трудными жизненными ситуациями. Если в структуре жизнестойкости преобладают такие компоненты, как мотивационная готовность к росту и развитию, высокий уровень адаптационного развития, повышенная психологическая готовность к самостоятельному совладанию с различными стрессовыми жизненными ситуациями, то в такой ситуации можно говорить о наличии адекватных особенностей поведенческого реагирования и психического развития подростков. Однако, если психическое и личностное развитие осложнено разнонаправленными негативными формами поведения, такими, как формированием разнонаправленных негативных копинг-стратегий поведения, агрессивностью, невротизацией личности, то мы можем говорить о том, что психическое и личностное развитие подростков осложняется негативными факторами социальной среды, воздействующими на психику подростков (Налчаджян, 1998).
Вопрос построения собственной жизни, ее управляемость или зависимость от обстоятельств будет всегда волновать человека. Жизненный путь личности имеет единые для всех "измерения", но способ разрешения жизненных проблем, построения жизни, удовлетворенность ею глубоко индивидуальны (К.А. Абульханова, 2001, Е.Ю. Коржова,2008, Н.А. Логинова, 2001). Жизнестойкость или жизнеустойчивость личности становится для нее особенно важной в периоды социальных перемен, экономических и иных кризисов. Условия современной жизни по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. Это связанно со многими факторами и угрозами, в том числе политическими, информационными, социально-экономическими, экологическими, природными. Поэтому психология проявляет повышенный интерес к изучению жизнестойкости подростка и ее роли в выборе совладеющих стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях (Бодров,2006).
Понятие жизнестойкости было введено Сьюзен Кобейса и Сальваторе Мадди и разрабатывалось на пересечении экзистенциальной психологии, психологии стресса и психологии совладающего поведения (Д.А.Леонтьев, 2006). Исходя из междисциплинарного подхода к явлению жизнестойкости человека, Д.А. Леонтьев считает, что данное свойство личности характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешности деятельности. Такой подход к определению жизнестойкости указывает на ее связь со способами поведения человека в определенных, стрессогенных ситуациях (Холодная,2008).
Каждый человек сталкивается с ситуациями, субъективно переживаемыми им как трудные, нарушающие привычный ход жизни. В одних ситуациях проблема осложняется проявлением агрессивности, а в других сама ситуация подросткового развития не связана с агрессивностью. Это объясняется тем, что многое зависит от социальной среды, в которой развивается подросток, от уровня сформированности механизмов самопринятия и самоконтроля своих поведенческих особенностей в различных жизненных ситуациях.
В отечественной психологии проблема жизненных ситуаций, трудных и экстремальных жизненных ситуаций разрабатывается многими авторами, (Н.В. Гришина, 2001, К. Муздыбаев, 1998, Т.Л. Крюкова, 2004, И.П. Шкуратова, 2007). Изучение поведения, направленного на преодоление трудных ситуаций, в психологии проводится в рамках исследований, посвященных анализу “ coping ” – механизмов или “ coping behavior ” (Т. Л. Крюкова, 2004). Но в этих работах, еще недостаточно представлена проблема взаимосвязи выраженности жизнестойкости и преобладающих у личности стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях (Знаков, 2007). Не менее важное значение имеет проблема изучения подростковой агрессивности, выступающий в виде двух основных её форм проявления:
1. Агрессивность, как личностное свойство;
2. Агрессивность, как ситуативно обусловленная характеристика личности, выступающая своеобразным сигналом, свидетельствующим о дисбалансе в картине её психических поведенческих проявлений. Подростковая агрессивность возникает под влиянием различных факторов. Прежде всего, это проживание подростками кризиса подросткового возраста, основной особенностью которого является формирование психического развития, приближенного к психическому реагированию взрослого человека. Не менее важным фактором агрессивности является выяснение вопроса о том, является ли агрессия, как форма проявления дисбаланса в структуре жизнестойкости подростков, личностным свойством, формирующимся с детства и осложняющим взаимодействие с социальной средой, или оно выступает в качестве ситуативно обусловленного механизма психического реагирования подростков в трудной жизненной ситуации (Барденштейн, 2000).
3. В связи с этим возникает актуальность изучения взаимосвязи уровня развития жизнестойкости подростков с агрессивностью их поведенческих проявлений.
Цель работы – Изучение взаимосвязи развития структуры жизнестойкости подростков в её взаимосвязи с агрессивными поведенческими проявлениями.
Задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по вопросам формирования жизнестойкости в подростковом возрасте и развития агрессивности, как негативной формы поведенческого психического реагирования;
2. Выявление уровня сформированности жизнестойкости подростков;
3. Обоснование разнонаправленных форм агрессивных поведенческих тенденций, возникающих в подростковом возрасте;
4. Раскрытие основных механизмов личностного развития подростков, в связи с формированием копинг-стратегий негативного формирования.
Объект исследования: жизнестойкость и агрессивные поведенческие проявления подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь выраженности агрессивности поведения и уровня жизнестойкости подростков.
Гипотеза: Предполагается, что агрессивность, как форма поведенческого негативного проявления, препятствует формированию структуры жизнестойкости в подростковом возрасте, в связи с чем между уровнем агрессивности и жизнестойкости в подростковом возрасте могут существовать значимые взаимосвязи.
Методы исследования: Теоретико-аналитический метод; метод прогнозирования развития подростков.
Методики исследования:
1. Опросник жизнестойкости С. Мадди 2. Тест - опросник
Басса – Дарки 3. Копинг-тест Хобфолла. Использование на практике данного диагностического инструментария позволит комплексно исследовать изучаемые нами взаимосвязи и дать рекомендации по работе с подростками, нуждающимися в психологической помощи.
Выборка экспериментального исследования. В экспериментальном исследовании приняло участие 40 подростков, из них 20 девочек и 20 мальчиков в возрасте 14 лет. Главной особенностью диагностического обследования является добровольный характер участия подростков в эксперименте. Помимо количественной обработке, полученные результаты подвергались тщательной интерпретации и описанию степени выраженности значимых факторов.
Таким образом, изучение взаимосвязи структуры жизнестойкости подростка с особенностями агрессивного поведения позволит своевременно оказывать психологическую помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Список используемой литературы
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!