это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2125836
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение 3
Глава 1. Европейская архитектура во 2-й половине 19 века – краткая характеристика и основные направления 4
Историзм 4
Модерн 5
Эклектика 9
Глава 2. Архитектура Испании во 2-й половине 19 века – общий обзор и тенденции 11
Каталонский модерн 12
Валенсийский модерн 14
Глава 3. Выдающиеся образцы испанской архитектуры 2-й половины 19 – начала 20 вв. 16
Дворец каталонской музыки 16
Замок Трёх Драконов 17
Глава 4. Антонио Гауди 19
Храм Святого Семейства 21
Заключение 26
Список источников 27
Введение
Урбанизация эпохи промышленной революции 19 века значительно изменила облик европейских городов. Появились новые большие кварталы с постройками и планировками, отличными от традиционных веками сложившихся градостроительных норм.
Предметом исследования данной работы является архитектура Испании во 2-й половине 19 – начале 20 века. Актуальность темы связана с выдающимися достижениями Испании в области архитектуры: страна – один из лидеров по числу объектов культурного наследия в списке ЮНЕСКО, причём часть этих замечательных объектов были созданы как раз в рассматриваемый тут период времени. Целью работы было выявить особенности и самобытность испанской архитектуры указанного периода, её тесную связь с общими архитектурными тенденциями Европы в эпоху радикальных перестроек общественной жизни – и при этом высветить уникальные черты и достижения именно испанские. Для реализации указанной цели решались следующие задачи:
изучить общие тенденции европейской архитектуры во 2-й половине 19 в. – стили, течения, характерные постройки этой эпохи в разных странах,
выявить проявление общеевропейских архитектурных тенденций при их реализации испанскими зодчими, местные особенности и колорит,
рассмотреть детали и архитектурные приёмы некоторых наиболее значимых построек эпохи и наиболее выдающихся испанских архитекторов, включая самого яркого представителя каталонского модерна – Антонио Гауди.
Методы исследования: изучение научных и публицистических статей и книг по архитектуре и искусству, ознакомление с тематическими электронными ресурсами. Работа состоит из 4-х глав. В конце приведён список использованных источников. Для более полного представления темы составлены приложения: фотографии упоминаемых в тексте архитектурных объектов.
Глава 1. Европейская архитектура во 2-й половине 19 века – краткая характеристика и основные направления
19 век – эпоха промышленной революции в Европе, сопровождавшаяся урбанизацией. Происходил быстрый рост городов и промышленных центров, строились новые городские кварталы. Бурно развивавшаяся наука и техника предлагала новые материалы и технологии, которыми не преминули воспользоваться архитекторы. Они использовали новые материалы, разрабатывали новые стили и архитектурные концепции. Ведущими течениями европейской архитектуры этого периода были историзм (первая половина 19 в.) и модерн (конец 19 – начало 20 в.). Основной тип построек эпохи – многоквартирный жилой дом. Стремительно растущее городское население нуждалось в жилищах, и в области жилищного строительства отметились практически все заметные архитекторы, трудившиеся в рассматриваемый период.
Историзм
Приверженцы архитектурного историзма стремились воспроизвести форму и дух прошлых стилей. Временные рамки историзма определяют от 1830-х (кризис искусства классицизма) до рубежа 1880-1890-х гг. – начала периода модерна. Историзм иногда называется стилем грюндерства (от нем. Gründerzeit – эпоха основателей), т.к. связан с подъёмом буржуазии, индустриализацией и бурным развитием капитализма в 19 веке. В период историзма архитекторы и художники в процессе творчества пользуются методом стилизации, и в результате этого возникают неостили: неоготика, неоренессанс, необарокко, неороманский стиль, неорусский и т.д. Для сооружений периода историзма характерно эклектичное сочетание различных «исторических» стилей, архитектурных элементов разных прошлых времён, и эти времена определяются как стили – греческий, римский, египетский, ассирийский и др. В отличие от неоклассицизма и исторических стилизаций, которые воспроизводили какой-либо один определённый образец классической архитектуры (напр. архитектуру Римской империи), историзму присуще признание равной ценности художественных стилей различных исторических эпох и допустимость произвольного выбора тех или иных архитектурных форм и их сочетаний. В период «чистого» историзма (1870-1890) предпочтительным стилем является архитектура Возрождения и неоренессанс. В 1890-е бурно развивается модерн, и историзм во многих странах сходит со сцены. Однако в США и в Испании это архитектурное направление наряду с возникавшими новыми стилями оставалось востребовано до 1950-х гг. Исторические архитектурные стили считались уместными и даже оптимальными для некоторых типов зданий в 19-20 вв: церкви часто строились в романском или готическом стилях, банки и доходные дома – в стиле возрождения, заводы – в английском стиле Тюдоров, с отделкой фасадов красным кирпичом. В качестве примеров архитектурных объектов, относящихся к историзму, можно назвать знаменитый замок Нойшванштайн в Баварии (1869-1891, архитектор Э. Ридель, элементы романского и готического стилей), дом Игумнова в Москве (1889-1893, архитектор Н. Поздеев, декор в стиле русского узорочья 17 века),
В Испании в рамках концепции историзма во 2-й пол. 19 в. возник неомавританский стиль – переосмысление мудехара и других приёмов средневекового испанского, португальского и мавританского зодчества. Появление стиля связывается с возникшей на излёте романтизма модой на мавританскую экзотику. Стиль быстро распространился за пределы Испании – в испаноязычные районы США, а также оказался востребован в русской усадебной и дворцовой архитектуре (Ликанский дворец вел. кн. Николая Михайловича в Грузии, Воронцовский дворец в Алупке, особняк Морозова в Москве).
Модерн
Характерные черты стиля:
асимметричность
плавные изогнутые линии, подражающие растительным формам – природа как источник вдохновения
вертикальные доминанты, общее устремление конструкции ввысь
богато декорированные арочные двери и окна, довольно большого размера
отделка: мозаики, эмали, чеканки по металлу, орнаменты, декоративная плитка, панно
каркасные конструкции
эклектика – сочетание разнородных стилевых элементов
эстетический синтез и художественное единство элементов Вход в Castel Béranger (1894-1898),
Париж.
Архитектор Эктор Гимар
Модерн как художественный стиль был на пике популярности в конце 19 – начале 20 вв. и затронул прежде всего архитектуру и декоративно-прикладное искусство. Отличительной узнаваемой особенностью стиля является использование изогнутых асимметричных линий и стилизованных растительных («органических») мотивов. Истоки европейского модерна 19 века – неоготика и неоромантизм (впрочем, эти же течения питали и историзм в архитектуре).
Возникает модерн в 1880-е гг. как своего рода оппозиция, противопоставление господствовавшему в Европе историзму с его цитированием прошлого. Мастера модерна стремились не повторять, а вырабатывать новый стиль и новые художественные приёмы, а также активно использовали новые материалы (сталь, бетон). Ранний модерн (последние десятилетия 19 в.) был сильно ориентирован на декоративность и орнаментальность, тогда как более поздний (с начала 1900-х и до Первой мировой войны) отошёл от буйства декора и нацелился на простоту и освоение новых строительных материалов и технологий. Периодизация и классификация модерна – вопрос дискуссионный, и даже специалисты не всегда достигают консенсуса относительно того, где пролегает граница между историзмом, модерном и ар-деко. Причиной этого является соединение в модерне очень многих влияний, в том числе национальных культур и традиций. Народное зодчество, один из источников вдохновения для модерна, значительно отличается в разных странах, и соответственно архитектурные формы модерна попадали под влияние разных национальных эстетических концепций.
Собственные национальные версии стиля модерн возникли почти одновременно в разных европейских странах и на американском континенте. Распространению идей, технологий и эстетики модерна способствовали Всемирные выставки, проводящиеся с 1851 года. В Испании стиль наиболее проявил себя в виде каталонского модерна.
Дом Сецессиона,
архитектор Йозеф Мария Ольбрих
Некоторые известные образцы этого стиля (носившего в разных национальных изводах названия art nou-veau, Jugendstil, Glasgow style, seces-sion, modernismo, Nieuwe Kunst, style sapin и др.): выставочный зал Венского сецессиона – один из наиболее заметных образцов австрийского модерна, возведённый в 1897-98 гг. Йозефом Ольбрихом, учеником Отто Вагнера, увенчанный большим позолоченным куполом (фото слева); школа искусств в Глазго авторства Чарльза Макинтоша, особняк С.П. Рябушин-ского на М. Никитской в Москве по проекту Ф.О. Шехтеля и др.
Особняк Тасселя в Брюсселе в 1893–1894 гг., построенный Виктором Орта, одним из крупнейших представителей архитектуры модерна в Западной Европе, считается первым зданием в стиле модерн, а его «растительная» лестница (фото слева) – хрестоматийный образец стиля, присутствующий в любом издании, посвящённом модерну.
429768055880Автор дома Сецессиона Йозеф Ольбрих позднее возглавит Дармштадтскую Колонию художников, созданную по инициативе герцога Эрнста Людвига Гессен-Дармштадтского и построит большинство зданий посёлка Колонии на Mathildenhöhe – холме Матильды. Среди приглашённых герцогом творческих личностей были Петер Беренс (художник, декоратор, архитектор), Ханс Кристиансен (художник), Патриц Хубер (декоратор), Людвиг Хабих (скульптор), Рудольф Босселт (скульптор и медальер), Пауль Бюрк (декоратор). Группа работала до 1914 г. Часть построенных зданий были разрушены в последующих войнах. Сейчас в посёлке музей немецкого модерна. На фото справа – Свадебная башня, архитектор Йозеф Ольбрих, 1905 г.
Чарльз Ренни Макинтош, родоначальник модерна в Шотландии, был представителем конструктивной линии модерна – с характерной прямолинейностью форм и преобладанием вертикальных линий. Его основные работы: Хилл хаус в Хеленсборо, здания газет (бывшие) Daily Record и Glasgow Herald в Глазго, в последнем сейчас располагается Шотландский Центр Дизайна и Архитектуры, здание Школы искусств [Приложение А].
В Австрии в 1860-70 гг. в стиле поздней эклектики и историзма работал Отто Коломан Вагнер, строивший городские доходные дома в Вене, например дом на Беллариаштрассе (1869), жилой дом Грабенхоф (1874-1877), дом на Шоттенринге (1877). Позднее этот архитектор отошёл от историзма, стал одним из лидеров модерна, и, по выражению Г. Тице, до самой смерти был в походе против фальши, порожденной в искусстве имитацией старины [17]. Вагнер продолжил строить доходные дома (т.к. считал этот жанр важным и значительным для современного города) и конторские здания, но уже в стиле модерн. Примерами могут служить дом Майолик-хаус («Майоликовый» дом на Линке-Винцайле, 40) в Вене [18], дома Неймана по Кертнерштрассе, дом компании Анкер у Грабена [7], а также храм св. Леопольда в Вене (1904-1907, проект совместно с Отто Шенталем и Марселем Каммерером, в интерьерах – работы Коломана Мозера, Рихарда Лукша и Отмара Шимковица) [18]. Архитектор примкнул в Венскому Сецессиону в 1899 г. Характерные черты вагнеровского модерна: стремление к простоте форм зданий (стены гладкие, разделённые вертикалями плоских ризалитов и пилястров), широкое использование кованого железа, белая или светло-серая основа с нейтрально-серым, тёмно-зелёным и золотым декором. Быстро была подхвачена и растиражирована архитекторами модерна любимая архитектурная деталь Вагнера: тонкие параллельные вертикальные канелюры по поверхности плоского пилястра.
В России ярким представителем стиля модерн был Фёдор Осипович Шехтель. В 1890-х стилевое разнообразие в его творчестве сменилось доминированием проектов в стиле готики и русском (псевдорусском) стиле. Среди доживших до нашего времени творений Шехтеля: особняк З.Г. Морозовой на Спиридоновке в стиле «английской готики», его собственный готичный особняк в Ермолаевском переулке в Москве. С 1900-х Шехтель обращается к модерну. Наиболее заметные его работы: особняк П.П. Смирнова на Тверском бульваре (1901-1903), здание Художественного театра (1902), Ярославский вокзал (реконструкция в 1902-1904), Торговый дом Московского купеческого общества в М. Черкасском переулке (1909-1911, рациональный модерн). Из нестоличных работ: старообрядческая церковь в селе Балаково (1909-1911) – образец национально-романтической разновидности модерна.
Эклектика
Архитектурная эклектика как творческий метод предполагает произвольный, не ограниченный строгими критериями стиля выбор отдельных компонентов дизайна с целью создания внешне привлекательного оригинального строения. Стремление архитекторов к большей свободе творчества и падение интереса к эстетике классицизма в 1830-е гг привели к востребованности идей эклектики в архитектуре. С середины 19 в. эклектика проявляется во множестве новых построек: доходных домах, административных зданиях, промышленных сооружениях, вокзалах и т.д. В декорах зданий сочетаются элементы готики, ренессанса, барокко. Концепция эклектики вызывала много критики у приверженцев формальных критериев стиля за хаотичное, как им казалось, соединение разнородных элементов. Некоторые даже считали эклектику признаком деградации художественного вкуса. Тем не менее, архитектурная эклектика широко применялась в разных странах для парадного строительства (музеи, вокзалы, театры, торговые галереи и т.д.).
Примером европейской архитектурной эклектики 19 века может служить Дворец правосудия в Брюсселе (1883 г.), совмещающий в себе барокко, ренессанс, греческий и ассирийский стили.
Опера Гарнье, или Театр Гранд-Опера в Париже, построенный по проекту Шарля Гарнье, – яркий образец эклектики в стиле бозар. Основной упор тут сделан на барокко: сдвоенные колонны, лучковые фронтоны, причудливой формы купол, позолота, пышный декор.
Выдающийся пример эклектики в испанской столице – мадридский Дворец связи (Palacio de Comunicaciones de Madrid), или Дворец Кибела (по названию площади), архитекторов Антонио Паласиоса и Хоакина Отаменди, открытый в 1909 г. В архитектуре Дворца отразились разные влияния и личные пристрастия двух архитекторов: неоготика, особенно труды Виолле-ле-Дюка, испанские региональные стили, которые любил Паласиос, особенно поздняя готика и работы Родриго Хиль де Хонтаньона, инженерные находки Густава Эйфеля, влияние Отто Вагнера и австрийского Сецессиона в целом. В настоящее время во Дворце заседает городской совет.
Глава 2.
Архитектура Испании во 2-й половине 19 века
– общий обзор и тенденции
Испания занимает второе место в мире (после Италии) по количеству объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО – 48 «единиц хранения» по состоянию на 2019 год, из них 42 объекта – культурные. Из архитектурных объектов второй половины 19 – начала 20 вв. в этом списке, помимо шедевров Антонио Гауди, присутствуют и другие: работы архитектора Луиса Доменек-и-Монтанера – Дворец каталонской музыки (1908) с уникальным естественным освещением и госпиталь Сан-Пау (строительство с 1901 по 1930, госпиталь до 2009 г., сейчас музей и культурный центр), а также Бискайский мост-транспортёр – летающий паром между городами Португалете и Лас-Аренас (провинция Бискайя), сооружение Альберто де Паласьо, ученика Эйфеля, признанное одной из выдающихся архитектурных металлических конструкций эпохи промышленной революции.
Во 2-й пол. 19 в. в одной из областей Испании – Каталонии – происходит стремительный рост промышленного производства, в то время как большая часть Испании ещё оставалась аграрной. Увеличение количества промышленных предприятий привело к тому, что значительная часть населения перешла от деревенского уклада жизни к городскому. Промышленный взлет Каталонии породил у местных банкиров и промышленников желание кардинально преобразовать архитектурный облик своей столицы. В 1854 испанское правительство разрешило наконец снести старые городские стены Барселоны. В начале 1870-х политик и градостроитель Ильдефонсо Серда (1815–1876) претворил в жизнь уникальный план перепланировки центра Барселоны, а также расширил площадь города за пределы бывших стен. Масштабные работы обеспечили заказами множество талантливых местных зодчих. Новый городской район Эшампле (L'Eixample) на равнине между горами Монжуик и Тибидабу стал своеобразным экспериментальным полигоном для их творческой работы [4]. Октагональная планировка (дома со скошенными углами образуют восьмиугольные площади) – прогрессивное нововведение в градостроительстве, она обеспечила хорошую освещённость, вентиляцию и транспортную доступность кварталов. Серда планировал Эшампле как город-сад – с прямыми перпендикулярными улицами и небольшими скверами внутри каждого жилого квартала, однако реализовать удалось не все планы.
Перепланировка Барселоны по плану И. Серда в 1872 и Всемирная выставка в 1882 г. – два события, повлиявшие на зарождение и развитие самой оригинальной и самобытной разновидности модерна.
Каталонский модерн (Modernisme Català) – течение в искусстве, архитектуре, литературе и музыке конца 19 – начала 20 в. в Каталонии, наиболее ярко проявившееся с 1885 и по 1920 преимущественно в Барселоне. Время значительного расширения города и реконструкции старых городских кварталов совпало с расцветом модерна в европейской архитектуре, поэтому Барселона стала одним из городов со значительным количеством модерновой застройки. Идейно каталонский модерн развивался в период Renaixença – каталонского Возрождения, когда происходил рост национального самосознания каталонцев и повышенный интерес к национальной культуре. Финансирование новых проектов часто осуществлялось местными меценатами, которые считали это своим национальным долгом. Архитектурные творения эпохи модерна теперь рассматриваются как выдающиеся образцы самобытности Каталонии. В Барселоне в этом стиле построено более двух тысяч зданий [4].
Архитекторы, работавшие в стиле каталонского модерна: Антони Гауди, Льюис Доменек-и-Монтанер, Жосеп Пуч-и Кадафалк, Жосеп Доменеч-и-Эстапа, Энрик Санье, Хоан Рубио, Жозеп Мария Жужоль, Бернарди Марторель, Гаспар Беннассар-и-Монер, Чезар Мартинель, Пабло Монгуйо.
Архитектурные сооружения в стиле каталонского модерна можно, кроме Барселоны, найти в городах Таррагона, Реус, Лорет-де-Мар, а также на Мальорке – в городе Пальма-де-Мальорка и на западе острова, в городке Сольер. Для удобства ознакомления с архитектурой модерна в Барселоне и в Таррагоне городскими властями организованы специальные маршруты – Ruta del Mosmdernie (путь модернизма), соединяющие соответственно 116 и 23 здания.
Casa Estapé (1907),
архитектор Бернарди Марторель (Bernardí Martorell i Rius)
Подчеркнём ещё раз специфическую особенность каталонского модерна: в отличие от других национальных разновидностей модерна, представители которых стремились прежде всего найти новые формы искусства и эстетизировать среду обитания, Modernisme Català был не только течением в искусстве, но и явлением политическим, социальным, тесно связанным с националистическим движением каталонцев. Поэтому в архитектуре каталонского модерна более чем где бы то ни было ещё представлены народные ремёсла, патриотически настроенные архитекторы и скульпторы широко использовали в декоре национальные орнаменты, аллюзии к историческому флагу Ла Сеньера и изображения эндемичных представителей флоры и фауны Каталонии.
Модерн в Испании был отнюдь не только каталонский. Другая автономия, Валенсия, также отметилась в этом направлении выдающимися архитектурными сооружениями и своим «фирменным» стилем modernismo valenciano. Валенсийский модерн оставался актуальным в первых двух десятилетиях 20 века, когда в других регионах архитекторы уже начали отказываться от избыточной декоративности и вычурности раннего модерна в пользу рационализма и простоты. Многие известные образцы модерна в Валенсии были построены во 2-м десятилетии 20 века, и они имеют много ярких декоративных элементов.
Жилой дом в Валенсии, 1906 г. / Casa del Punto de Gancho, архитектор Manuel Peris Ferrando.
Источник фото: https://es.wikipedia.org/wiki/Casa_del_Punto_de_Gancho
Выдающимися архитекторами валенсийского модерна были Деметрио Рибес Марко (Demetrio Ribes Marco) и Франциско Мора Беренгер (Francisco Mora Berenguer) в столице провинции, Висенте Паскуаль Пастор (Vicente Pascual Pastor) и Тимотео Брие Монто (Timoteo Briet Montaud) в Алькое. Одно из главных сооружений в стиле валенсийского модерна – Центральный рынок в Валенсии. В конце 19 в. городские власти Валенсии объявили конкурс на строительство нового крытого рынка. В 1910 лучшим был признан дизайн Александра Солера Марча (Alexandre Soler March) и Франческо Гуардиа Видаля (Francesc Guàrdia Vidal), последний получил степень архитектора в Школе архитектуры Барселоны и сотрудничал с Луисом Монтанером. Строительство шло с 1914 до 1928 г. под руководством валенсийского архитектора Энрике Видаля (Enrique Viedma Vidal). Здание имеет необычную крышу из куполов и наклонных секций на разной высоте. Этот и другие образцы валенсийского модерна представлены в приложении B.
Квартал несогласия
Как подсказывает название, зданиям в этом квартале свойственна стилистическая неоднородность. Тут находятся: Дом Лео Морера с растительным орнаментом (архитектор Л. Доменек-и-Монтанер), два менее известных здания по проекту Э. Сагниера, Дом Амалье (архитектор Ж. Пуч-и-Кадафалк) и Дом Бальо, перестроенный по проекту Антонио Гауди. Немного дальше – ещё одно творение Гауди – Каса Мила. Дом Лео-и-Морера стал шедевром модерна после реконструкции 1902 года, осуществлённой Луисом Доменек-и-Монтанером. В декоре фасада представлены геральдические и растительные мотивы. Изюминкой здания является угловая застеклённая ротонда и башенка на крыше. Первый этаж оформлен рядом розовых мраморных колонн. Дом Амалье (Casa Amatller): дом в Барселоне, построенный в 1875, в 1898 был куплен кондитером Антонио Амалье и реконструирован по проекту архитектора Жозепа Пуч-и-Кадафалька (Josep Puig i Cadafalch). Стиль здания соединяет в себе готику и модерн. Ступенчатый фронтон напоминает голландскую готику, в верхних окнах заметно влияние испанской готики.
Глава 3.
Выдающиеся образцы испанской архитектуры
2-й половины 19 – начала 20 веков.
Дворец каталонской музыки (кат. Palau de la Música Catalana)
Архитектор – Луис Доменек-и-Монтанер. Другие его знаменитые творения – Замок Трёх Драконов, Дом Лео Морера.
Проект и бюджет были утверждёны в 1904 г., строительство началось в 1905, открытие Дворца состоялось в 1908. Изначально дворец предполагался для хора Orfeo Catalá. Расположен в историческом квартале Барселоны, известном как Casc Antic.
Зал Дворца уникален тем, что – единственный в Европе – имеет естественное освещение: потолок и стены состоят преимущественно из цветных стеклянных витражей. При создании купола использовалась стеклянная мозаика золотистых и синих оттенков, вместе составляя своеобразную стилизацию солнца и неба.
Угловая фасадная группа, символизирующая каталонскую музыку (La canción popular catalana). Скульптор Микель Блай-и-Фабрега
В оформлении сцены присутствуют 18 женских фигур. Их обычно называют музами, но это слово не следует понимать буквально – фигуры не представляют традиционных греческих муз, а некоторые явно не «гречанки»: так, есть муза, одетая в средневековые германские одежды, есть похожая на египтянку или ассирийку и т.д. Музы с разными музыкальными инструментами символизируют разные виды музыки: народную, классическую, танцевальную, клавишную. Муза со свитком и трубой, королева хора, символизирует человеческий голос, который традиционно считается совершенным инструментом [1].
Стиль Дворца – каталонский модерн, со свойственным раннему модерну выраженным преобладанием изогнутых линий над прямыми и обилием декора как внутри, так и снаружи здания. В оформлении присутствуют множественные растительные и «органические» элементы, характерные для модерна, а также мотивы из традиционной арабской и испанской архитектур. Отделка фасадов включает в себя художественные орнаменты, глазурованные плитки, мозаики. Верхняя часть фасада оформлена большой аллегорической мозаикой авторства Луиса Бру-и-Салельеса и изображает хор Orfeo Catalá. Дворец строился в основном на пожертвования богатых граждан Барселоны. Многие из них симпатизировали движению Renaixença (Каталонский Ренессанс) и просили архитектора отразить при строительстве каталонский национальный характер. Доменек-и-Монтанер поэтому предоставил большую свободу творчества различным местным ремесленникам и производителям сказочных орнаментов, скульптур и декоративных структурных элементов, которыми теперь и славится Палау. Следует отметить, что, несмотря на буйство орнамента, дизайн Дворца довольно рационален, при проектировании уделялось большое внимание функциональности и использовались самые передовые на момент постройки материалы и технологии, например стальные конструкции. Стены Дворца являются одним из первых примеров конструкций навесных стен.
Замок Трёх Драконов
Проект был разработан Луисом Доменек-и-Монтанером для Всемирной выставки 1888 года, на которой замок стал одним из основных зданий (там был кафе-ресторан). С 1920 до 2010 в замке располагался Зоологический музей Каталонии. Замок входит в комплекс большого городского парка Сьюдаделья (парк Цитадели) в Барселоне.
Материалы постройки – тёмно-красный кирпич и листовое железо. Замок квадратный в плане, с четырьмя башнями по углам. Стены замка поверху оформлены зубцами. При создании замка была применена прозрачная структура, похожая на то, что было предложено нидерландским архитектором Хендриком Петрусом Берлаге в его проекте здания Амстердамской фондовой биржи. Стены замка не имеют какого-либо покрытия или штукатурки и потому можно сказать, что это здание реализует и другую концепцию Берлаге – «красоту обнажённых стен». В оформлении замка с момента постройки (1888 г.) присутствуют орнаменты на керамике Хуана Ллимона (Joan Llimona) и Александра де Риккера (Ale-xandre de Riquer) и скульптуры Антони Виланова (Antoni Vilanova), в 1927 добавились работы Пия Фонт-и-Кера (Pius Font i Quer), Хуана Батиста Агилар-Амата (Joan Baptista Aguilar-Amat), братьев Гонсалесов (Gonzalez Brothers). По белому полю щитообразных керамических панелей изображены в синих красках люди, животные, растения, а также напитки и ликёры. В окнах были цветные витражи авторства Антони Ригальт-и-Бланша (Antoni Rigalt i Blanch), но они были утрачены после бомбардировок.
Замок трёх драконов, керамические плиты с изображениями людей
Глава 4. Антонио Гауди
Его сказочные творения легко узнают даже люди, не особо разбирающиеся в архитектуре и художественных стилях. Жизнь Антонио Гауди тесно связана с Барселоной, где он прожил почти всю жизнь. На Парижской всемирной выставке 1878 его работу – витрину из кованого железа, дерева и стекла – заметил промышленник Гуэль (граф Эусеби Гуэль-и-Басигалупи – Eusebi Güell i Bacigalupi). Встреча с Гуэлем оказалась для Гауди судьбоносной. Промышленник был не просто эстетом, но богатым эстетом – ему по карману был любой каприз. И он дал возможность самовыражения Гауди, который после строительства Дворца Гуэля стал самым модным архитектором города, далеко выходившим за рамки архитектурных стилей.
Антонио Гауди вошёл в историю как один из самых ярких архитекторов стиля модерн. И как представитель этого стиля он находил вдохновение в природе и широко использовал природные мотивы. Однако же в своём творчестве он довёл эту «органическую», природную направленность архитектуры модерна до максимума: в его строениях практически совсем нет прямых линий, только волнообразные, плавно изогнутые – как это и бывает в природе. Уникальность архитектуры Гауди проявляется не только в легко теперь узнаваемых визуальных образах – создание строений без прямых линий потребовало разработки новаторских инженерных решений и совершенно новых строительных технологий, которые ранее никто не использовал. Антонио Гауди был не только художником с неординарным художественным видением мира, но также и одарённым математиком и инженером.
Отсутствие в оформлении прямых линий ярко обозначились в доме Бальо (Casa Batlló), реконструкцию которого исследователи творчества Гауди считают началом нового этапа деятельности мастера – творчества без оглядки на известные архитектурные стили. Иногда это даже зовут просто Гауди-стиль [5]. Усилиями мастера в последующие годы в Барселоне появятся здания, которые сейчас называют «бионические дома».
Каса Бальо – одна из самых знаменитых, помимо известного храма-долгостроя, работ архитектора. Это был заказ на реконструкцию доходного дома 1877 года постройки, принадлежавшего текстильному магнату Жозему Бальо. Гауди работал над переделкой с 1904 по 1906 г. Сегодня "дом костей", или "дом зевак", является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО и открыт для посещения туристами.
Парк Гуэль – сады и жилые зоны на площади более 17 га в верхней части Барселоны, сооружённые в 1900-1914 гг. по проекту Антонио Гауди. Гуэль имел намерение построить зелёную жилую зону согласно модной в то время концепции города-сада, построить на приобретённом участке земли особняки и продавать их. Однако проект не принёс экономической выгоды (район этот в начале 20 века был удалённым от города и барселонцев не привлёк), и наследники продали парк мэрии города. Теперь здесь городской парк Барселоны. Всего на территории было построено 3 особняка, и они существуют по сей день. Гауди создал такой дизайн парковых галерей и павильонов, что они кажутся продолжением – а то и порождением – природного рельефа.
Каса Мила (1906-1910)
В этом здании стремление модерна к волнообразным линиям достигло своего максимального выражения: здание кажется вылепленным, а не построенным, и напоминает скалу из мягких известняковых пород, в которой стихии - вода и ветер - создали пещеры. За такой необычный вид здание прозвано в народе La Pedrera (каменоломня). Это последняя светская работа Гауди, перед тем как он полностью посвятил себя сооружению храма Святого Семейства. Новаторская для своего времени архитектура включала в себя подземный гараж, перемещаемые по желанию жильцов межкомнатные перегородки, мансарду на 270 арок, в каждом помещении есть окно, обеспечивающее дневной свет. Железобетонная конструкция здания имеет несущие колонны без опорных и несущих стен. Материал – природный камень. Три внутренних дворика-патио обеспечивают хорошую вентиляцию. Лифты были предусмотрены изначальным проектом, но установлены позднее.
Храм Святого Семейства
Полное официальное название – Искупительный храм Святого Семейства (кат. Temple Expiatori de la Sagrada Família). Самый значительный проект Антони Гауди, самое известное архитектурное сооружение эпохи модерна, «визитная карточка» Барселоны, важный объект испанской туриндустрии. А также вероятно один из самых знаменитых долгостроев – заложенный 19 марта 1882 г., храм до сих пор в процессе возведения. Причиной столь долгого строительства является метод финансирования – исключительно на пожертвования прихожан. На данный момент планируется закончить постройку к 2026 г. Длительность строительства привела к тому, что на сегодня строительные леса и жёлтые подъёмные краны среди башен храма воспринимаются практически как неотъемлемая часть достопримечательности.
Первоначальный план храма – в стиле неоготики – был разработан Франсиско дель Вильяром (Francisco de Paula del Villar y Lozano) по заказу набожного каталонского книготорговца Хосе Марии Бокабеллы, но скоро архитектор рассорился с заказчиком. Приглашённый вместо дель Вильяра в 1883 г. Антони Гауди кардинально изменил проект после того, как получил крупное анонимное пожертвование. От прежнего проекта Гауди оставил только общую планировку здания в виде креста. Согласно замыслу архитектора, храм должен иметь множество устремлённых вверх башен и полный глубокого христианского символизма декор – строение должно стать архитектурным прочтением Евангелия.
Архитектурные особенности и хронология строительства
Храм имеет в плане форму латинского креста [приложение 6]. Это пятинефная церковь. Главный неф пересекается с трёхнефным трансептом. Под необычайно большой по размерам апсидой расположена крипта, окружённая рвом. Апсида включает в себя семь часовен и окружена обходной галереей (клуатром). Планом предусмотрено, что в дальнейшем клуатр соединит три тематических фасада – Рождества, Страстей и Славы.
Проект Гауди предусматривает сооружение 18 башен разной высоты. 12 башен в честь апостолов (на каждой соотв. статуя и имя), 98-112 м высотой, должны располагаться по 4 на каждом из 3-х фасадов. Навершия башен украшены мозаиками. Над апсидой будет колокольня Девы Марии. Над средокрестием вознесутся четыре 120-метровые башни в честь евангелистов и в центре между ними – самая высокая башня, высотой 170 м и увенчанная крестом, будет символизировать Иисуса Христа. Максимальная высота сооружения (170 м) не должна превышать природный объект – т.е. творение Божие, по задумке Гауди, – находящуюся в Каталонии гору Монтжуик (173 м). На фото справа – трёхмерная модель, где тёмным цветом выделены уже реализованные части. Особенность башен: они квадратные в основании, но выше – круглые [14]. Статуи апостолов помещаются в местах изменения формы башен от квадратного к круглому сечению.
Старейшей (после крипты) частью храма стала неоготическая апсида, сооружение которой завершилось в 1895 г. Апсида начала строиться до того, как дизайном храма занялся Гауди, и это единственная часть здания «со вкусом» первоначального проекта дель Вильяра. Но Гауди украсил желоба водостоков и навершия башенок декором в виде мотивов из местной флоры и фауны (растения, ящерки, улитки) вместо традиционных для готики горгулий. По замыслу Гауди, крипта, апсида и колокольня над апсидой должны стать единой композицией, проставляющей Мадонну.
Храм имеет три тематических фасада, из которых при жизни Гауди был выполнен только северный – фасад Рождества. Возведение южного – фасада Страстей – было начато в 1954 г., скульптуры для оформления этого фасада были завершены уже в начале нашего века. Возведение фасада Славы, который должен стать главным входом в храм, началось в 2000 г. Считается, что Гауди начал с фасада Рождества, дабы не пугать преждевременно современников фасадом Страстей – который должен быть весьма драматичным. В отличие от Страстей, фасад Рождества представляет светлую часть евангельской драмы: рождение, младенчество и юные годы Иисуса. Фасад имеет невероятно богатый насыщенный декор: сцены с реалистичными скульптурами, колонны в виде пальм, резьба и орнаменты с растительными и животными мотивами. Обилие флоры и фауны символизирует радость природы по поводу рождения спасителя. Фауна представлена, например, черепахами в основаниях колонн между портиками и хамелеонами по бокам фасада. Есть версия, что Гауди планировал сделать фасад раскрашенным, многоцветным [14], но это не было реализовано, сейчас мы видим библейскую сказку в натуральных цветах камня. Реалистичность скульптур происходит в том числе и от того, что Гауди делал их с натурщиков (например, рабочих-строителей) с использованием отливок. Так, детей, убитых по приказу царя Ирода, отливали из форм, снятых с мёртворождённых младенцев [14]. Из 4-х запланированных колоколен фасада Рождества при жизни архитектора была сооружена только одна – 100-метровая колокольня св. Варвары, три другие построил до 1938 года ближайший соратник и преемник Гауди в качестве руководителя работ – Доменек Сугранес (кат. Domènec Sugrañes i Gras). Четвёрка башен над фасадом Страстей была построена только к 1977 г.
Каждый фасад имеет три портика (входа), у фасада Рождества это портики Милосердия (центр), Надежды (слева от центра) и Веры (справа), представляющие рождение, младенчество и юно
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
сделать технологические карты по этим предметам
Отчет по практике, Математика, русского ,окружающего ,литературы,изо,технологий
Срок сдачи к 25 дек.
нужны дневники без дат
Отчет по практике, дневник учебной практики и дневник производственной практики, педагогика
Срок сдачи к 23 дек.
1. Главные цели и задачи социально-экономического развития до 2030...
Презентация, региональное управление
Срок сдачи к 22 дек.
Онлайн-помощь по дискретной математике. С-02532
Онлайн-помощь, Дискретная математика
Срок сдачи к 24 дек.
Онлайн-помощь по дискретной математике. С-02533
Онлайн-помощь, Дискретная математика
Срок сдачи к 23 дек.
Написать план воспитателя для детей среднего возраста на январь 2025. Детский сад . Не коррекционный .
Другое, План, педагогика
Срок сдачи к 25 янв.
1. Найти решение задачи графическим методом.
Контрольная, теория оптимизации, физика, механика
Срок сдачи к 22 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!