это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4144390
Ознакомительный фрагмент работы:
ВведениеПетр I Великий вошел в российскую историю как первый император, создатель Российской империи, выдающийся полководец и решительный реформатор. Перемены коснулись всех сторон жизни: от сбривания бород боярам до развития искусства. Эталоном в своих делах первый император считал Европу, куда он стремился «прорубить окно» и откуда он всеми силами привлекал признанных мастеров в самых различных областях.Петровские времена стали синонимом энергичных реформ в обществе, и во многом благодаря деятельности Петра Россия смогла значительно сократить отставание от передовых европейских стран как в индустриальном плане, так и в культурном. Вспомним, что новую столицу империи создавали по планам и гравюрам, а не позволили строительству «идти как попало». Гравюры выступали своего рода идеальным результатом будущего здания или же повествовали о славных деяниях империи.Объектом настоящей работы рассматривается творчество П. Пикарта, одного из приглашенных в Россию мастеров; предметом – проблема авторского своеобразия в работах Перелом в духовной жизни России был намного сложнее и совершался медленнее, чем в материальных сферах. Сложность нововведений Петровской эпохи видна и на насильственной во многом перемене быта, вторжении новой моды.Глава 1 Гравюра в петровскую эпоху 1.1 Понятие гравюрыГравюра (от франц. gravure) – 1) печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины («доски»), на которой нанесён рисунок; 2) вид искусства графики, включающий многообразные способы ручной обработки «досок» и печатания с них оттисков [6]. Часто к гравюре относят и литографию (т.н. «плоская гравюра»), создание которой не связано с процессами гравирования. Гравюра использует присущие графическим искусствам средства художественной выразительности (контурная линия, штрих, пятно, тон, иногда цвет) и применяется в характерных для графики целях – для выполнения иллюстраций, шрифта и украшений в книгах и других печатных изданиях, альбомов, станковых листов (эстампов), лубков, листовок, экслибрисов, произведения прикладного назначения. Специфические особенности гравюры заключаются в её тиражности (т. е. в возможности получать значительное число равноценных оттисков), а также в её своеобразной стилистике, связанной с работой в более или менее твёрдых материалах. Гравюры использовались в книгах и альбомах, как украшение интерьеров и как форма художественной публицистики. Например, в России они появились раньше первой газеты. В.Е. Самарина отмечает, что «в зависимости от материала, способов обработки гравюры получили разные "названия: ксилография (от греч. xylo – «дерево»), линогравюра – гравюра на линолеуме, литография (от греч. líthos – «камень») – гравюра на камне, офорт (франц. eau-forte – «азотная кислота») – гравюра на металле, сухая игла, гравюра на картоне» [4]. В.Г. Власов констатирует, что в теории изобразительного искусства понятием «гравюра» объединяют особый способ художественного формообразования, методику и процесс творчества, отдельные произведения, особенности их восприятия и оценки [5].1.2 Особенности гравюры в период правления Петра IПетровская гравюра – оригинальное и самобытное явление в истории русского изобразительного искусства. Познавательная ценность ее сочетается со значительными художественными достоинствами, а традиции русского искусства органично переплелись в ней с достижениями западноевропейской гравюры.Пропагандистско-просветительный характер гравюры на металле, внимание к ней самого императора Петра I определили быстрое развитие и небывалый расцвет этого вида изобразительного искусства. Ненасытная любознательность государя привела и к знакомству с западноевропейской гравюрой на металле. Так, в Голландии Петр I оценил культурные достоинства и возможности этого вида искусства. В те времена в Россию приглашаются мастера-иностранцы для работы и для обучения русских граверному мастерству.Голландские граверы Адриан Шхонебек, Питер Пикарт, Иоганн Бликлант, Гендрик Девит работали в России. Вокруг них, и в первую очередь у Адриана Шхонебека, складывается первая в России школа гравюры на металле, в которую вошли братья Алексей и Иван Зубовы, Алексей Ростовцев, Василий Томилов, Петр Бунин и другие. В первой половине XVIII в. резцом гравировались патриотические аллегории, батальные сцены, портреты, городские виды (А. Ф. Зубов, И. А. Соколов, М. И. Махаев). Гравюра выступала средством массовой информации того времени, сообщая о победах русской армии, знакомя общество с выдающими личностями государства.В первое десятилетие XVIII века в благоприятных условиях гравюра на металле в России активно развивается, становится самостоятельным видом искусства, а мастера Оружейной палаты, занимающиеся гравюрой, превращаются в профессиональных граверов.Глава 2 Творчество П. Пикарта. Проблема авторского своеобразия2.1 Биография П. ПикартаО жизни Питера Пикарта известно немного. Он родился в Амстердаме в 1668 г. Обучался искусству гравирования в Голландии в мастерской своего отчима Адриана Шхонебека [1], однако наибольшую известность он приобрел в Российской империи. П. Пикарт отправился из Амстердама в Москву 26 февраля 1702 года, чтобы поступить на службу к императору Петру I. Такое решение было вызвано официальным приглашением, выданного Петром I по просьбе отчима Пикаэрта, Адриана Шхонебека [3]. Перед отъездом из Амстердама Пикарт редактировал французское издание книги А. Шхонебека «История всех военных и кавалерских орденов: содержание их учреждений и церемоний». Через 3 года Пикарт был переведён на работу в гравировальную мастерскую при Московском Печатном Дворе.После смерти А. Шхонебека Пикарт унаследовал его должность начальника типографии Оружейной палаты в Москве; в августе 1714 года Пикарт вместе с остальными придворными уехал из Москвы в новую столицу Санкт-Петербург.С 1714 по 1727 год работал в Санкт-Петербургской типографии. После упразднения Санкт-Петербургской типографии в 1727 г. П. Пикарту была назначена пенсия от Синода [1].П. Пикарт скончался в столице Российской империи в 1737 г.2.2 Работы П. ПикартаПитер Пикарт создавал гравюры на различные тем, работая в нескольких техниках.; обучал своему ремеслу русских учеников. Кроме того, он делал иллюстрации для книг по кораблестроению и садовой архитектуре. Во время Северной войны (1700-1721) со Швецией П. Пикарт по поручению императора Петра I возглавил Походную гравировальную мастерскую. Перед гравером была поставлена важнейшая для государства задача – изготовление видов вражеских крепостей, различных схем и планов, батальных сцен, происходивших под Шлиссельбургом, Шлотбургом, Дерптом, Нарвой. Гравюры Пикарта отличались сухим, практически документальным языком. Он соответствовал задачам гравюры как информационного документа, дающего хотя и схематичное, но точное отображение расположения осаждающих или атакующих войск, видов вооружения воюющих сторон и основных моментов сражений. Так, например, Пикарт предельно реалистично изобразил взятие в плен двух шведских судов, захваченных русскими лодками в устье Невы в мае 1703 г. Ему принадлежит, по подсчетам исследователей, около 50 работ. Самые известные его произведения – офорт «Полтавское сражение» (1710), гравюра с первым видом Санкт-Петербурга (1704 г.), парные конные портреты Петра I и А.Д. Меншикова в рыцарских доспехах, париках, на фоне сражения (1707), три листа с изображением триумфальных арок в честь Полтавской победы, «Шведский галиот "Гедан"».В 1708 г. П. Пикарт был послан на Московский печатный двор для организации там гравировальной мастерской. Но вскоре он начал терять зрение, поэтому число его работ резко сократилось.2.3. Проблема авторского своеобразияЕсли мы посмотрим в словарях определения таких понятий, как «своеобразие» и «авторское своеобразие», мы можем получить представление о проблеме авторского своеобразия в работах П. Пикарта – и, по правде говоря, не только этого мастера. Так, своеобразие – это «присутствие чего-нибудь своеобразного в ком-чем-нибудь», и, следовательно, авторское своеобразие – это неповторимые черты и свойства того или иного произведения, придающие ему индивидуальность и непохожесть на другие произведения. Оно часто проявляется в индивидуально-авторской трактовке общих тем, мотивов, проблем. В наибольшей же степени оно выявляется в образной форме, в системе индивидуальных средств, приемов. Как известно, гравюра XVIII в. характеризуется обилием репродукционных техник. В довершение всего П. Пикарт в своем творчестве основывался не только на собственные рисунки, но также и на работы своих учеников, в будущем также выдающихся граверов. На сайте Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина приведен список гравюр, выполненных мастером. Например, среди них указаны:ШВЕДСКАЯ ШНЯВА "АСТРИЛЬД", ЗАХВАЧЕННАЯ В УСТЬЕ НЕВЫ 6 МАЯ 1703 ГОДА (1703 – 1704);ШВЕДСКИЙ ГАЛИОТ «ГЕДАН», ЗАХВАЧЕННЫЙ В УСТЬЕ НЕВЫ 6 МАЯ 1703 ГОДА (1703-1704);КРОНШЛОТ (1704) [7].Однако стоит отметить, неоднократно высказывались мнения о том, то некоторые гравюры П. Пикарта являются репродукциями уже существующих произведений. Примером этому может стать дискуссия об авторстве известнейшей гравюры «А.Д. Меньшиков на коне», датируемая 1707 г.На гравюре изображён один из главных соратников первого российского императора. Меншиков был неординарной личностью. Свой жизненный путь он начинал слугой – царским денщиком. Благодаря живости ума, работоспособности, преданности Петру и делу его преобразований Меншиков вознёсся к вершинам власти. Он стал обладателем высокого титула светлейшего князя, одним из самых влиятельных и богатых людей России.Масштаб его деятельности поражает воображение. Меншиков руководил строительством Санкт-Петербурга и военно-морского флота. Был талантливым военачальником, прославившим себя победами над шведской армией в Северной войне (1700–1721) за выход России к Балтийскому морю. Гравюра 1707 г. превозносит Меншикова именно как полководца.Он изображён как триумфатор. Меншиков восседает на вздыбленном коне. Его окружает свита из оруженосцев и музыкантов, трубящих в фанфары. Заметно, что масштаб фигур намеренно искажён. Представители свиты кажутся значительно меньше рослого Меншикова, изображённого на первом плане. Этот приём подчёркивает особую значимость центрального персонажа гравюры.Кто автор гравюры? Д. А. Ровинский, который первым начал изучать эту гравюру во второй половине XIX в., приписал авторство голландскому художнику на русской службе Адриану Шхонебеку (1661–1705). Но позже, когда была уточнена и дата создания гравюры, было определено, что её автором является пасынок и ученик А. Шхонебека Питер Пикарт (1668–1737). Однако этот вопрос был закрыт лишь на время. В конце XX в. развернулась научная дискуссия: не следует ли ещё раз пересмотреть вопрос об авторстве. Было открыто, что конный портрет Меншикова во многом повторяет портрет штатгальтера Нидерландов и короля Англии Вильгельма III Оранского, выполненный известным голландским гравёром Ромейном де Хооге (1645–1708).Шхонебек был учеником де Хооге и привёз с собой в Россию собрание гравюр учителя. Этими образцами пользовался и он сам, и его пасынок, П. Пикарт. Но в научной литературе была выдвинута иная версия: Пикарт не создавал рисунок по чужому образцу, он лишь вносил правки в готовую работу другого мастера. Из Нидерландов в Россию могли быть вывезены не только оттиски, но и гравировальные доски де Хооге – медные клише, на которые художник резцом и иглой наносил изображения, позже отпечатывавшиеся на бумаге. Если признать, что Пикарт работал именно с готовой гравировальной доской, то де Хооге следует считать одним из создателей гравюры. Точку в дискуссии поставило исследование, проведённое в Государственном Русском музее. Оно доказало: гравировальная доска «Портрета Александра Даниловича Меншикова на коне» не была вывезена из Голландии. Напротив, она исполнена самим Пикартом в России. Что же касается практики переделки портретов одних лиц в портреты других, то она была вполне привычной для той эпохи. Сам де Хооге неоднократно создавал портреты европейских правителей, пользуясь собственными образцами. Композиция, рисунок сохранялись неизменными – менялись лишь черты лиц и гербы. Вероятно, мастер иногда вносил изменения в готовые клише, но всё же чаще просто повторял композицию на новой медной доске. Таким образом, можно заключить, что проблемы авторского права в те времена не существовало. На первый план выдвигались задачи государственной важности – распространение информации о победах Российской империи.
Заключение
Гравюры в эпоху правления Российской империей Петра I Великого служили способом информирования как жителей своей страны, так и европейцев о деяниях императора и переменах во всех сферах общественно-политической жизни когда-то сильно отстающей во всём Руси. Можно заключить, что именно тиражируемые гравюры были инструментом популяризации действий нового государя. Этой задаче четко следовал голландский гравер П. Пикарт, прославившийся именно в Российской империи. Будучи руководителем полевой типографии, он сообщал стране и миру о победах российских войск в войне со шведами за выход в Балтийское море.За свою жизнь мастер создал 50 гравюр, работая либо по своим рисункам, либо по рисункам своих учеников. Однако проблема авторства некоторых гравюр вызывает вопросы. Более того, в силу популярности репродукций и отсутствия понятия об авторстве многие мастера использовали в своих работах сюжеты предшественников.
Список литературы
1. Питер Пикарт. – Электронный ресурс. – URL: https://rusmuseumvrm.ru/reference/classifier/author/pikart_piter/index.php.2. Пушкин А. С. История Петра I // Собрание сочинений. В 10-ти томах. – М.: Художественная литература, 1977. – Т. 8 : История Петра I. Записки бригадира Моро-де-Бразе. Примечания И. Л. Фейнберга. – С. 55.3. Pieter Pickaert (II). – URL: https://rkd.nl/nl/explore/artists/92299. 4. Самарина, В. Е. Графика в системе художественно-графического образования высшей школы / В. Е. Самарина // Личность в пространстве и времени. – 2020. – № 9. – С. 166-173. – EDN RUVFTS.5. Власов В. Г., Гравюра // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. III, 2005. — С. 270.6. Художественная энциклопедия. – Электронный ресурс. – URL; https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/805/%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%8E%D1%80%D0%B0. 7. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. – Электронный ресурс. – URL; http://www.russianprints.ru/printmakers/p/picart_pieter/portret_menshikova_na_kone.shtml.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Тема доклада "Особенности индивидуального сопровождение ребёнка в...
Доклад, Вожатская деятельность
Срок сдачи к 22 дек.
Выполнить отчет по практике (исследовательская работа) + презентацию.
Отчет по практике, Прикладная информатика в дизайне
Срок сдачи к 27 дек.
Необходимо написать вкр тема: разрешение споров в сфере социального...
Другое, Право и организация социального обеспечения
Срок сдачи к 13 янв.
Создать игру на простую игру на Unity, в жанре point-and-click
Диплом, Программирование
Срок сдачи к 1 мар.
Мне нужно сделать эту курсовую работу, я прилагаю пример того
Курсовая, Размерный анализ конструкций и технологий
Срок сдачи к 27 дек.
Выполнить контрольную работу "Организация расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской федерации
Контрольная, Бухгалтерский учет
Срок сдачи к 3 янв.
Вариант 4 Долгова Софья (в файле) 20-25 стр
Курсовая, Биофизические основы живых систем
Срок сдачи к 9 янв.
Разработка элементов корпоративной информационной системы для завода «автоваз» в 1с: erp
Реферат, Корпоративные информационные системы
Срок сдачи к 26 дек.
Добрый день, в прикрепленных файлах пример прошлогодней кр по данному...
Контрольная, Моделирование и количественные методы анализа в бизнесе
Срок сдачи к 23 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!