это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2147953
Ознакомительный фрагмент работы:
Гении – это те люди, у которых творческое мышление
сохранилось вопреки всем окружающим обстоятельствам
Н.Е. Веракса
В психологии и педагогике можно выделить два типа отношения к
детству.
Первый тип психологических концепций описывает психику ребёнка
как устроенную по таким же законам, как и у взрослого. Если с ребёнком и
взрослым работают с помощью одинаковых методов, только длина урока или
лекции разнится, меньше или больше задают на дом и разный объём
параграфов, то перед нами воплощение одного из таких подходов.
Другой вариант описания детской психики состоит в признании
существенных её отличий от взрослой, понимании, что особенности
психологии ребёнка отвечают задачам детского возраста и не мешают
ребёнку жить и что со временем эта психика должна смениться на взрослую.
Если рассматривать данный проблемный вопрос, то Н.Е. Веракса внес
два революционных положения.
В конце 1970-х годов отечественным психологом Николаем
Евгеньевичем Вераксой, до этого работавшим в парадигме культурно-
исторической теории Л.С.Выготского и теории деятельности А.Н. Леонтьева,
было предложено несколько революционных идей. Использование
структурно-диалектического метода позволило разработать систему
диалектического обучения дошкольников и младших школьников.
Во-первых, отсутствие чувствительности к противоречию является
сущностным свойством детской психики. Оно лежит в основе ведущей
деятельности ребёнка – игры, «структура которой состоит в одновременном
удержании свойств реального и нереального мира. Ребёнок, играя, в каждом
игровом действии совершает поступки, полностью соответствующие законам
настоящего мира…» 1 .
1 Выготский Л.С. Соч. Т. 2. - М.: Высшая школа, 1982. – С. 127.
Ребёнок не видит противоречия и не мучается этим. Мало того, он
может оперировать противоположностями, видоизменять их, переходить от
одной к другой. Эту способность Н.Е. Веракса назвал диалектическим
мышлением и описал структуру такого мышления.
Н.Е.Веракса предложил новое понимание ценности данной
способности. Диалектическое мышление лежит в основе творчества, оно
позволяет человеку соотносить себя с миром, сохранять психическое
здоровье и развиваться.
По результатам исследований Н.Е. Веракса показал, что
диалектическое мышление не является принадлежностью только очень
развитых взрослых, гениев; оно есть у детей, а «гении – это те люди, у
которых оно сохранилось вопреки всем окружающим обстоятельствам» 2 .
Именно дошкольники демонстрируют способность оперирования
противоположностями, и демонстрируют ее гораздо чаще, чем взрослые, но
они не умеют выделять их. Так происходит и развитие речи (взрослый
понимает звуки как слова) и становление творчества из игры (взрослый
радуется случайному изобретению и показывает эту радость ребенку).
«Условиями реализации принципа структурно-диалектического
обучения являются:
открытость образовательного процесса,
личностная рефлексия деятельности учащихся и педагогов,
межвозрастное партнёрство учащихся разных классов,
проектирование перспективы личных достижений учащихся и
педагогов,
институциализация деятельности учащихся в социуме,
неопределённость границ образовательного пространства
(«стабильная нестабильность»)» 3 .
2 Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход // «Перемены», 2000, №1 – С. 82.
3 Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход // «Перемены», 2000, №1 – С. 82.
Овладение содержанием, в котором выявляются диалектические
структуры, ведет к развитию у учащихся способности успешно
ориентироваться в быстро меняющихся сложных ситуациях, что позволяет
адекватно адаптироваться в современной действительности. Любая
педагогическая ситуация, любой учебный материал не рассматривается как
однозначный, «правильный». Не существует заранее выверенных «правил»,
«алгоритмов», «ответов».
Важным моментом социализации, по мнению Вераксы, является
система творческой работы с учащимися.
Таким образом, диалектический метод выступает не только как способ
мышления, формируемый в обучении, но и как способ выстраивания
собственной жизненной траектории.
Веракса является научным руководителем дошкольной
образовательной программы «От рождения до школы», которая в настоящее
время является наиболее распространенной на территории России, а также
научный руководитель дошкольной образовательной программы «Key to
Learning», которая реализуется на территории Великобритании, Польши и
других стран. Применение структурно-диалектического подхода позволило
сформулировать концепцию развития детских способностей, а также
разработать методы их диагностики и развития. Одним из приложений этого
подхода стало создание технологии проектной деятельности, которая в
настоящее время широко применяется в дошкольном образовании.
Особое внимание Н. Е. Веракса уделяет понятию рефлексии. Автор
утверждает, что «рефлексивность есть главное свойство нормативного
(культурного) поведения» 4 . По мнению Вераксы, человек, оказываясь в
любой нормативной ситуации, «новая это социальная норма или уже
существующая», должен уметь различать и интерпретировать правила,
которые «привязаны» к обстоятельствам, он фактически «должен постоянно
давать ответы на вопросы: что и как делать можно в данных внешних
4 Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход // «Перемены», 2000, №1 – С. 88.
обстоятельствах, а что делать нельзя, т. е. он должен постоянно заниматься
рефлексией».
Важно, что психология связана и с естественными, и с гуманитарными
науками, так как психологу необходимо знать биологическую природу
человека, однако опыт человека социально обусловлен. Еще одной
особенностью психологии является слияние объекта и субъекта познания,
что затрудняет процесс исследования.
В психологии Вераксы эти два подхода нашли отражение в постановке
проблемы биологического и социального в личности. В их единстве.
Учитывая методологическую установку, важно найти такую единицу
жизненного пространства личности, которая и будет содержать в себе
свойства этого целого.
ЛИТЕРАТУРА
1. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический
подход // «Перемены», 2000, №1 – с. 81-107.
2. Выготский Л.С. Соч. Т. 2. - М.: Высшая школа, 2012. – С. 127.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Наука,
2005. – С. 162-167.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!