это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2163863
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Формирование элементарных математических понятий занимает важное место в психическом развитии детей дошкольного возраста. Ведущим направлением такого развития является выбор содержания и форм организации математического развития детей с учетом их возрастных особенностей в развитии математических отношений и закономерностей.
Одним из ведущих свойств материальных объектов является форма. Геометрическая форма - это стандарт, по которому человек определяет форму объектов и их составных частей.
Первое представление о форме предметов ребенок получает в результате действий с ними. Форма объекта значительно воспринимается ребенком как неотъемлемая черта. Под влиянием воспитательного воздействия на процесс восприятия детей геометрические фигуры постепенно перестраиваются.
Проблема приобщения детей к геометрическим формам и содержанию их свойств рассматривается в двух аспектах:
- сенсорное восприятие геометрических фигур и использование их в качестве эталонов познания форм окружающих предметов;
- познавательный смысл структурных особенностей, свойств, основных соотношений и законов построения геометрических фигур.
Основой для формирования у детей представлений о геометрических формах является способность воспринимать форму предметов, которая позволит ребенку научиться различать и представлять геометрические формы, такие как точка, линия, кривая, сегмент, угол, многоугольник, и т. д. С развитием этой способности достаточно показать ребенку геометрическую форму и назвать ее соответствующим термином, например: линии, квадраты, прямоугольники, круги. Процесс восприятия форм объектов должен быть направлен не только на распознавание формы, умение абстрагировать форму от вещей и видеть ее в других вещах (Монтессори, Е.И. Михеев, Ф. Фребель, З.А. Михайлова, Л.С. Метлина, О.А. Петухова, О.И. Пономарева, Е.А. Рамазанов, А.А. Садыков, А.А. и Плотник, Е.И. , Щербакова и др.).
В процессе совместной деятельности на занятиях аппликацией создаются благоприятные условия для развития математических понятий и представлений. Учитель знакомит детей с наименованиями и характеристиками геометрических форм, создает пространственное представление положения предметов и их частей, а также их количественных соотношений: больше, меньше. Процесс усвоения данных сложных понятий происходит естественным образом, в процессе создания декоративного рисунка или изображения должна быть отдельная часть курса. Для психического развития детей дошкольного возраста немаловажное значение имеет разработка математических понятий, которые активно влияют на формирование умственных действий, необходимых для решения различных практических задач и познания мира. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, дошкольники должны получить базовое математическое представление о геометрических формах и формах предмета, а обучение должно быть привлекательным для детей.
Аппликация - это вид художественной деятельности, который очень тесно связан с дизайном. В процессе изучения различных материалов, приемов и методов обработки этих материалов у детей формируются навыки формирования изображений предметов с использованием рисунков и скульптуры, овладения умением творчески обрабатывать свои впечатления в виде силуэта.
Дошкольники имеют ряд навыков и называют материалы (складывание, резка, склеивание), используя инструменты (ножницы, клей, кисть). У дошкольников сформировалась рабочая культура (заранее подготавливают необходимые материалы, рабочее место держат в порядке, планируют последовательность заданий после занятий и очищают материалы и инструменты). У детей совершенствуются и координируются движения рук, сформированные такими качествами, как точность, скорость, плавность. Это стало возможным благодаря систематическим, запланированным упражнениям, организации самостоятельной художественной деятельности и последовательной реализации требований к занятиям аппликацией в каждой возрастной группе, постепенному усложнению задач по мере накопления опыта.
Такой подход к развитию детей дошкольного возраста достаточно интересен и эффективен, но на практике существует не так много методов для дальнейших исследований в этой области, экспериментальных исследований и разработанных эффективных методов работы, отсюда актуальность данного исследования.
Цель работы: определение эффективных психолого-педагогических условий развития геометрических представлений у детей дошкольного возраста в процессе занятий аппликацией.
Объект исследования: формирование геометрических представлений у следует детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития геометрических представлений у детей 4-5 лет посредством аппликации.
Гипотеза исследования: заключается в предположении, что развитие геометрических представлений у детей среднего дошкольного возраста в процессе аппликации непосредственно будет осуществляться наиболее эффективно, если:
- будут использоваться активные методы обучения;
- работа будет проводиться с учетом возрастных особенностей и возможностей детей;
- в основу образовательной работы с детьми будет положен деятельностный подход (востребованность теоретических знаний в практической деятельности ребенка).
Задачи исследования:
1.Выделить особенности восприятия геометрических фигур и формы предмета детьми дошкольного возраста.
2.Определить содержание работы по развитию геометрических представлений в дошкольном возрасте.
3.Обосновать значение и возможности аппликации в развитии геометрических представлений у дошкольников.
4.Выявить уровень сформированности представлений о геометрических фигурах у детей 4-5 лет.
5.Определить методику работы по формированию геометрических представлений у детей 4- 5 лет в процессе аппликации, проверить ее эффективность.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), наблюдение.
Теоретические основы исследования:
– положения о математическом развитии детей дошкольного возраста (А.А. Столяр, Е.И. Щербакова, А.М. Леушина, Т.В. Тарунтаева, Р.Ф. Соболевский и др.);
– положение о ведущей роли деятельности в обучении и развитии личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
– концепция развития пространственного мышления (И.С. Якиманская, И.Я. Каплунович).
Опытно-экспериментальная база исследования: экспериментальные данные о практических исследованиях данной тематики на базе различных учреждений дошкольного образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева, Е.В. Развитие. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Е.В. Андреева, Р.И. Бардина, В.В. Брофман, Н.Е. Веракса и др.– М.: Просвещение, 2015 – 167с.
2. Арапова-Пискарёва, Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду [Текст] / Н.А. Арапова- Пискарёва. – 2-е изд.– М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 178с.
3. Бабаева, Т.И. Детство. Комплексная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева.– СПб.: Детство-Пресс, 2016 – 352с.
4. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика – педагогика развития [Текст] / Т.М. Бабунова. - Магнитогорск: МаГУ, 2014 – 208с.
5. Батова, И.С. Изобразительная деятельность. Рисование, лепка, аппликация. 4-5лет. ФГОС ДО. [Текст] / И.С. Батова. – Волгогр.: Учитель, 2016 – 16с.
6. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений [Текст] / А.В. Белошистая. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010 – 400с.
7. Бондаренко, С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. [Текст] / С.М. Бондаренко, В.С. Ротенберг. – СПб: Мой учебник, 2017 – 208с.
8. Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций [Текст] / Под ред. Т.С.Будько; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина.– Брест: БрГУ, 2006 – 320с.
9. Веракса, Н.Е. Зарубежные психологи о развитии ребёнка- дошкольника [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2012 – 80с.
10. Веракса, Н.Е. Развитие ребёнка в дошкольном детстве [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2016 – 87с.
11. Волков, Б.С. Психология дошкольного возраста (для бакалавров). Учебник. [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Кнорус, 2017. – 270с.
12. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада [Текст] / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М.: Мозаика-Синтез,2015. 224 с.
13. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.– СПб.: Питер, 2013 – 464с.
14. Гогоберидзе, А.Г. Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие». Методический комплект. ФГОС [Текст] / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, О.В. Акулова. – СПб.: Детство-пресс, 2016. – 400с.
15. Диагностика готовности ребёнка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Под. ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика- Синтез, 2016 – 112с.
16. Запорожец, А.В. Игра и развитие ребенка. [Текст] / А.В. Запорожец. – М., 2007. – 431с.
17. Иванова, Н.В. Формирование социального пространства отношений ребёнка в дошкольном образовательном учреждении: учебное пособие [Текст] / Н.В. Иванова.– Череповец: ЧГУ, 2008. – 178с.
18. Истомина, Н.Б. Наглядная геометрия: Тетрадь по математике для 1-го класса четырехлетней начальной школы. [Текст] / Н.Б. Истомина, И.В. Шадрина. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2012. – 64с.
19. Колдина, Д.Н. Аппликация с детьми 4-5лет. Конспекты занятий. [Текст] /Д.Н. Колдина. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 56с.
20. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа: учебно-методическое пособие [Текст] / И.А. Лыкова – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017. – 216с.
21. Лыкова, И.А. Конструирование в детском саду. Старшая группа: учебно-методическое пособие [Текст] / И.А. Лыкова – М.: Издательский дом «Цветноймир», 2017. – 192 с.
22. Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии [Текст] / В.Я. Ляудис – М., 2006. – 128с.
23. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология. Учебник [Текст] / Т. Д. Марцинковская – М.: Гардарики, 2007. – 253с.
24. Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст] / Л.С. Метлина. – М.: Просвещение, 1984 – 244с.
25. Михайлова, З.А. Математика – это интересно. Парциальная программа. ФГОС. [Текст] / З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина, В.Н. Полякова. – СПб.: Детство-Пресс, 2017. – 80с.
26. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр. – СПб.: Детство–Пресс, 2008 – 64с.
27. Новикова, В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст [Текст] / В.П. Новикова. – М.: Мозаика-Синтез, 2016 – 104 с.
28. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 333 с.
29. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. [Текст] / Ж. Пиаже– М., 2004 – 493с.
30. Пономарёва, И.А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. [Текст] / И.А. Пономарёва, В.А. Позина – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 80с.
31. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Т.И. Гризик, Т.Н. Дороновой, С.Г. Якобсон.– М.: Просвещение, 2016. – 232с.
32. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб., 2003 – 485с.
33. Семенович, А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. Учебное пособие. [Текст] / А.В. Семенович. – М.: Генезис – 319с.
34. Смирнова, Е.О. Детская психология: учебник для вузов. 3-е изд., [Текст] / Е.О. Смирнова.– СПб.: Питер Пресс , 2012 – 304с.
35. Соловьёва, Е.В. Геометрическая аппликация. Пособие для детей 4-5лет. [Текст] / Е.В. Соловьёва. – М.: Просвещение, 2018 – 32с.
36. Сомкова, О.Н. Диагностическая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста. [Текст] / О.Н. Сомкова, Н.А. Сорока, З.В. Бадакова. – СПб.: Детство-Пресс, 2013 – 43с.
37. Стефанко, А.В. Практический материал для организации образовательной деятельности в группе. [Текст] / А.В. Стефанко. – СПб.: Детство-Пресс, 2017 – 80с.
38. Соломенникова, О.А. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. [Текст] / О.А. Соломенникова, Т.С. Комарова. – М: Мозаика-Синтез, 2011 – 96с.
39. Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. [Текст] / А.А. Столяр– М.: Просвещение, 1988 – 303с.
40. Успех. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.О. Березиной, Е.Н. Герасимовой, И.А. Бурлаковой. – М.: Просвещение, 2012 – 303с.
41. Сычёва, Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 4-5лет. [Текст] / Г.Е. Сычёва. – М.: Гном, 2017 – 102с.
42. Ульева, Е.А. Творческие задания. Раскрашивание, лепка, аппликация. Тетрадь для занятий с детьми 4-5 лет. ФГОС ДО. [Текст] / Е.А. Ульева. – М.: Вако, 2016 – 40с.
43. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студентов [Текст] Е.И. Щербакова / – М.: Издательский центр «Академия», 2005 – 272с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!